Узоры городец: С нами Вам по пути! — Турагенство Скорость

By alexxlab No comments

Содержание

Ремесло как искусство – Коммерсантъ

Городецкая золотная вышивка

Расшитые золотом кафтанчики-душегреи считались обязательным элементом гардероба состоятельных крестьянок и горожанок

Золотошвейное искусство — одно из самых древних в России, упоминаемое еще в летописях. Городец издавна считался крупным промысловым центром золотой вышивки. Расшитые золотом кафтанчики-душегреи, платки, кокошники и башмачки считались обязательными элементами гардероба состоятельных крестьянок и горожанок, бережно хранились и передавались по наследству.

Городецкие мастерицы знали более 100 вариантов уникальных техник. Работа начиналась с рисунка будущей вышивки на толстой белой бумаге. Затем готовый узор прокалывался по контуру на материи, а мелом обводился отпечаток проколотых точек. После этого бумагу красили отваром шафрана, вырезали все крупные части узора и наклеивали на ткань. Получившуюся «карту» затем зашивали металлической нитью. Подкладывая веревочки, бересту или бумагу, рукодельницы будто «застилали» узор золоченой или серебряной ниткой разного кручения, толщины и тона и таким образом добивались объемной, барельефной вышивки.

Сегодня традиции золотошвейного искусства продолжает ООО «Городецкая золотная вышивка». Постельное белье и другой домашний текстиль, сувениры с вышивкой, гербы городов и областей, панно с различными сюжетами и видами, расшитая золотом одежда из хлопка, льна и шелка — вот неполный перечень ассортимента фабрики.

«Белоручное» и «черное» рукоделие

В XVII веке в старообрядческих скитах Поволжья рукодельные работы принято было разделять на «белоручное» и «черное». К первому относилась вышивка по канве шерстью и шелком, а также золотное шитье и бисероплетение, а черными работами считалось приготовление холстов и прядение льна.

Вазон с золотыми цветами

Особенность нижегородского золотного шитья — крупный узор с вазоном в центре и раскинувшимися из него листьями, цветами, виноградными гроздьями, а также лентами, бантами и завитками. Изысканность шитья оттеняет бархат и шелк насыщенных оттенков вишневого, чернильно-синего, шоколадного и лилового.

Узоры Нижегородской земли: Городец — Нижний Новгород — Пешелань — Арзамас — Дивеево

07:00 — отправление из Иваново.

прибытие в Городец

12:30 — обед в кафе города.

обзорная экскурсия по городу Городец — одному из древнейших купеческих городов. Городец знаменит тем, что именно здесь окончил свои дни великий полководец Александр Невский. Вы увидите оборонительный вал и историческую часть города, Федоровский монастырь, с которым связано обретение одноимённой иконы Богоматери, и где согласно легенде, накануне смерти Александр Невский принял монашеский постриг.
Посещение музея «Терем русского самовара». Музей открылся в 2008 году в доме купца Гришаева, который является памятником архитектуры ХIХ века. В настоящее время в экспозиции музея более 500 самоваров :угольные, дровяные, электрические самовары, старинные и современные, а также другие чайные предметы. Самый большой в коллекции самовар – на 53 литра, а самый маленький – на 75 грамм.

посещение музея Городецкого пряника, расположенного в историческом особняке купца Петелина, построенном в 1906 году. Вы познакомитесь с известным городецким пряничным промыслом и сможете приобрести вкусные сувениры!

17:30 — отправление в Нижний Новгород (63 км), размещение в гостинице Азимут 4*.

— свободное время.

08:00 — завтрак «шведский стол» в кафе гостинице, освобождение номеров.

09:00 — обзорная экскурсия по историческому центру Нижнего Новгорода. Нижний Новгород внесен ЮНЕСКО в список 100 городов мира, имеющих культурную и историческую ценность. Вы увидите площади Минина, Сенную, Маркина, Нижегородскую ярмарку, остановитесь у Чкаловской лестницы, Рождественской церкви, Кафедрального Староярмарочного собора и Успенской церкви.

посещение главной достопримечательности Нижнего Новгорода — Нижегородского Кремля. Вы узнаете его историю, систему обороны, особенности каменной крепости, увидите собор Михаила-Архангела, памятники и памятные места на территории крепости.

переезд в Пешелань (120 км).

14:30 — обед в кафе города.

15:30 — в шахте Пешеланского гипсового завода открыли единственный в России подземный музей горного дела, геологии и спелеологии. Посетителям музея выдается специальная шахтерская экипировка – теплая одежда и обувь, каски и фонари. Музей занимает порядка 3000 квадратных метров и состоит из 8 залов. Расположенный на глубине 70 метров музей дает посетителям возможность познакомиться с гипсовой шахтой, с азами горного дела, увидеть, как добывают гипс, побывать в лагере спелеологов. Часть экспозиции музея рассказывает об истории горного дела и промышленной разработке местного гипсового месторождения. Один из залов посвящен геологии, где представлены около 300 образцов горных пород, добываемых на территории России и стран ближнего зарубежья. Все это богатство хранит Хозяйка гипсовой горы. Подземное озеро с водопадом, искусственные сталактиты, образцы палеотической живописи, найденные в пещерах Франции, Испании, Италии, России, объемные снимки залов и галерей пещер Урала и Кавказа, шунгитовая комната, пребывание в которой (четыре сеанса по 20 минут) дает эффект, равный двухнедельному отдыху в Сочи, экспозиции фарфора гжельского производства, изделия Борнуковской камнерезной фабрики, река «Река ужасов» и «Геенна огненная» — все это представлено в музее и неизменно привлекает посетителей.Мистический антураж подземной экскурсии придает уникальная экспозиция «Затерянный мир», главными экспонатами которой стали семь доисторический рептилий. Экспозиция снабжена современным осветительным оборудованием: качественная подсветка создает таинственную атмосферу мира динозавров в одну из самых удивительных и волнующих эпох истории жизни на Земле.

17:00 — переезд в Арзамас (13 км). Этот удивительный город известен своими церквями, которых в 19-20 веке здесь насчитывалось — 36 храмов и 4 монастыря, большинство из которых действуют до сих пор.

размещение в гостинице «Диана».

08:00 — завтрак в кафе гостиницы. Освобождение номеров.

09:00 — обзорная экскурсия по городу Арзамас: одна из главных святынь Арзамаса — Воскресенский собор 19 века, Церковь Пресвятой Богородицы и Живоносного его источника 18 века, Свято-Николаевский женский монастырь, Церковь Рождества Христова. Спасо-Преображенский монастырь 16 века с Казанской иконой Божьей матери, а также сохранившаяся купеческая застройка города: Уездный архив 18 века, Гостиные ряды конца 18 века, Ратуша, провинциальная канцелярия.

— переезд в Дивеево (61 км). Посещение Свято — Троицкого Серафимо — Дивеевского монастыря, который называют четвертым уделом Божией Матери на земле.

— обед в кафе

посещение 3-х источников в селе Дивеево (источник в честь иконы Божией Матери «Казанская», источник великомученика и целителя Пентелиимона, источник в честь иконы Божией Матери «Умиление») и посещение источника Серафима Саровского в с. Цыгановка.

16:00 — 17:00— отправление в Иваново (400 км).

Роспись по дереву — виды росписи и пошаговый мастер-класс

Сегодня мы расскажем об одном из самых старинных видов художественного искусства – росписи по дереву. Затейливые узоры, рисунки, герои и сцены из литературных произведений на дощечках, подносах, шкатулках и вазах и сегодня прекрасно смотрятся в интерьере любых помещений.

Роспись по дереву — декоративно-прикладное искусство, имеющее многовековою историю. Художественная роспись по дереву велась яркими красками. Расписные сувениры передавались из поколения в поколение и ценились подрастающей молодежью. Сегодня роспись по дереву широко применяется в области мебельного производства, посуды, игрушек, музыкальных инструментов.

Виды росписи по дереву

Существует очень много видов росписи по дереву, разных традиционных техник и школ. В одной только хохломской росписи есть несколько подвидов, в зависимости от типа используемого орнамента!

Сегодня мы рассмотрим три самых популярных росписи — хохломская, мезенская и городецкая, поскольку именно они являются самыми популярными и широко известными. На важно помнить, что кроме них есть множество других, не менее замечательных видов росписи: например, волховская, борецкая, владимирская и др.

1. Хохлома.

Этот вид росписи является старинным русским промыслом, зародившимся в окрестностях Нижнего Новгорода около XVII века.

Деревянная посуда всегда была в почёте на Руси, но необработанная древесина впитывает влагу и быстро загрязняется. Во избежании этого посуду стали покрывать варёным льняным маслом — олифой, которая покрывала поверхность деревянного предмета непроницаемой плёнкой.

Отличительной чертой техники является придание изделию золотистого блеска без использования золота.

Хохлома берёт свой принцип золочения без золота из старинных иконописных техник: в целях экономии фон иконы закрашивали серебром (а позже более дешёвым оловом или алюминием), наносили изображения святых, а затем покрывали льняным маслом в несколько слоёв в отдельной просушкой в печи каждого слоя. Под воздействием температуры пленка олифы приобретала золотой оттенок и серебряный фон, находящийся под ним тоже отливал золотым переливом.

Основные цвета в хохломе:

• красный;

• чёрный;

• золотой;

Дополнительные цвета: 

• зелёный;

• жёлтый;

Роспись в хохломе наносится от руки, без предварительной разметки. Традиционные элементы — сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

Различают два типа росписи: «верховую», когда по серебристому фону (который после обжига станет золотым!) наносят рисунок красным и чёрным цветом; и «под фон», когда сначала намечается контур орнамента, а потом фон заполняется чёрной краской, рисунок же остаётся золотым.

Спасибо, что читаете наши статьи!
Дарим вам промокод BLOG на скидку 15% в нашем интернет-магазине. Укажите его в поле «ввести купон» при оформлении заказа.

2. Городецкая роспись.

Эта роспись также появилась в Нижегородской губернии, но позже, чем хохлома — в XIX веке.

Сюжетные композиции в этой росписи гораздо более сложные, но мастера также наносили их без предварительной разметки. 

Городецкую роспись исполняли по яркому фону темперными красками.

Основной приём росписи — сначала на изделие наносится цвет фона, потом на него наносится «подмалёвок» — крупные цветовые пятна. После этого рисунок прорабатывается тонкой кистью, затем роспись заканчивает «разживка» — дополнительные тонкие штрихи и точки, нанесённые, как правило, белой краской, и подчеркивающие детали и контраст. Основные мотивы — цветочные композиции, сказочные и былинные сюжеты, городские сценки.

3. Мезенская роспись.

Старинный вид декорирования деревянной посуды и других предметов быта. Эта роспись представляет собой чисто орнаментальный декор.

Основная черта: дробный узор — звёзды, крестики, чёрточки, — выполненный в два цвета: чёрный и красный.

Основные мотивы геометрического орнамента — солярные диски, ромбы, кресты. Также в качестве орнамента используются схематичные изображениями животных: коней или оленей. Все изображения очень статичны и лишь благодаря многократному повтору возникает ощущение динамики.

Изделие расписывается по чистому негрунтованному дереву сначала красной охрой, а затем делается чёрная обводка.

Кстати, у нас на сайте вы можете посмотреть несколько мастер-классов по мезенской росписи и её стилизации!

Мастер-класс: «Комплект украшений своими руками. Мезенская роспись».

Мастер-класс: «Мезенская роспись одежды. Роспись по коже».

Смотрите наши мастер-классы и используйте промокод BLOG20 на скидку 20% в нашем интернет-магазине! Скопируйте промокод в поле «ввести купон» при оформлении заказа.

С чего начать и как делать роспись по дереву

Роспись по дереву акриловыми красками – это художественный процесс, в котором каждый мастер стремится найти свою изюминку и индивидуальность. Прежде чем пытаться сформировать индивидуальный стиль, стоит ознакомиться с существующими традиционными видами росписи. Перед тем, как переходить к росписи непосредственно по дереву, стоит сперва отточить на бумаги навыки владения кистью и рисование базовых элементов.

После этого необходимо научиться подготавливать деревянную поверхность к работе

Алгоритм росписи по дереву для начинающих:

1. Очистка древесины щеткой и шлифование дерева наждачной бумагой.

2. Покрытие грунтовкой. Иногда в качестве грунта может выступать краска, создающая основной цвет фона.

3. Нанесение рисунка кисточкой и красками.

4. Закрепление акриловым лаком.

Материалы для росписи

Основные материалы, которые потребуются для акриловой росписи по дереву, это:

• наждачная бумага для очистки поверхности дерева и для придания небольшой шероховатости. Делается это для того, чтобы рисунок наносился более точно и в дальнейшем был долговечным. Понадобится два вида наждачной бумаги: жёсткая и мягкая. Зачищается дерево вдоль волокон.

• защитный материал – морилка. В некоторых росписях принято наносить рисунок сразу на деревянную поверхность, но иногда цвет сырой необработанной древесины довольно невыразителен. В таких случаях, можно воспользоваться морилкой, которая придаст древесине какой-нибудь оттенок и подчеркнёт естественный рельеф и фактуру.

• грунтовку можно наносить кистью, но если область большая и широкая, то используют валик.

• для закрепления готовой росписи на декоративном предмете можно воспользоваться акриловым лаком. Однако, если изделие часто планируется использовать в быту (подставки под горячее, подносы), лучше воспользоваться специальными мебельными лаками.

Подходящие краски

После того как предмет для росписи подготовлен, наступает время художественной части работы. Многие задаются вопросом, какие краски для росписи по дереву лучше использовать. Обычно для того, чтобы получился стойкий и насыщенный цветом рисунок, берут акриловые или масляные краски. Их существенное различие лишь в том, что масляные краски дольше сохнут. Акриловые краски сохнут быстро, имеют яркие тона и по стойкости они превосходят масляные.

Отличным выбором для любой росписи станут специальные краски для росписи (так называемая акриловая темпера), которые отличаются мягкой консистенцией, пастозностью, высокой кроющей способностью и приятной матовой бархатистой поверхностью после высыхания.

Стоит отметить, что те, кто только начинают постигать азы народной росписи по дереву, могут для оттачивания навыков использовать обычную художественную гуашь.

Кисти для росписи по дереву

Лучшими кисточками для росписи по дереву считаются мягкие кисти природного происхождения. Особо ценятся беличьи, колонковые, реже – соболиные. Однако, для акриловых красок прекрасно подойдут и синтетические кисти.

Перед процессом важно определиться с подходящими размерами для кисточек, которые обозначаются цифрами. Для новичков советуют брать одну большую, две средние и одну тонкую малую кисть.

Важно помнить, что все старинные промысловые росписи зарождались в крестьянском сословии, в руках людей, которым плуг и молот был гораздо привычнее, чем кисть. А если смогли они, сможете и вы! В традиционных росписях нет нужны прорисовывать лица, фигуры или соблюдать портретное сходство. Самое главное — отточить технику рисования разных элементов, научиться  свободно проворачивать в руках кисть и смешивать цвета. Нужно приложить немного терпения, раз за разом рисуя одинаковые элементы и в конце-концов вы научитесь их рисовать в совершенстве! Довольно небольшое количество простых базовых элементов и их сочетания — вот и всё!

И важно понимать, что если признанные мастера разных видов росписи могли наносить её без предварительно рисунка, то нам, простым смертным, наносить рисунок можно не сразу красками, а использовать для начала карандаш, трафарет, копирку или кальку, но не слишком увлекаться. Ведь, если постоянно прибегать к готовым рисункам, способность самостоятельно фантазировать притупляется. Помните, главное – это всегда получать удовольствие от процесса росписи.

Купите краски, лаки и другие товары для живописи и творчества с промокодом BLOG на скидку 15% в нашем интернет-магазине. Укажите его в поле «ввести купон» при оформлении заказа.

В Заксобрании Нижегородской области наградили лучших мастеров народных художественных промыслов

«РФ-сегодня»

В Заксобрании Нижегородской области наградили лучших мастеров народных художественных промыслов

Звание присуждается мастерам, работающим в этой сфере не менее 10 лет, за значительный вклад в сохранение, возрождение и развитие промыслов  

 

16 декабря в Законодательном Собрании состоялась торжественная церемония награждения почетным знаком Нижегородской области «Заслуженный мастер народных художественных промыслов». Губернатор Валерий Шанцев и председатель регионального парламента Евгений Лебедев вручили дипломы и памятные нагрудные знаки лучшим работникам отрасли.

 

Звание присуждается мастерам, работающим в этой сфере не менее 10 лет, за значительный вклад в сохранение, возрождение и развитие промыслов, заслуги в создании изделий, в том числе имеющих высокую художественную ценность, а также в подготовке кадров.

В 2014 году данного звания удостоены 5 человек: Марина Иванова — художник росписи по дереву ЗАО «Хохломская роспись» (Семенов), Тамара Корьева — главный художник ООО «Торговый дом «Семеновская роспись» (Семенов), Галина Мартьянова — мастер производственного обучения Павловского техникума народных художественных промыслов (Павлово), Елена Оленина — художник хохломской росписи ООО «Семинские узоры» (Ковернинский район), Елена Староверова — художник городецкой росписи (Городец).

«В Нижегородской области сосредоточено более 200 видов народных художественных промыслов. Наш долг — сохранить это культурное богатство и, в первую очередь, поддержать выдающихся мастеров. Нужно создать все необходимые условия для того, чтобы их работа была комфортной и востребованной. Именно поэтому мастера включены в программу поддержки молодых специалистов и получают жилье наряду с учителями, врачами, работниками культуры. По программам поддержки предприятиям отрасли возмещается часть затрат на энергоресурсы, часть процентной ставки по кредитам, расходы на сырье и материалы», — отметил Евгений Лебедев.

Председатель Законодательного Собрания напомнил о том, что в сентябре этого года в Нижнем Новгороде состоялось заседание Ассоциации законодательных органов государственной власти субъектов ПФО. «Участники заседания признали нижегородский опыт возрождения и развития народных художественных промыслов значимым для всей России. Мне очень приятно, что наши законодательные наработки найдут применение и в других регионах», — добавил Евгений Лебедев.

В церемонии награждения также приняли участие заместитель председателя Законодательного Собрания Евгений Морозов, председатель комитета по экономике, промышленности и поддержке предпринимательства Михаил Гапонов, представители областного правительства, руководитель областного фонда НХП Николай Смирнов.

 

 Пресс-служба ЗСНО [[email protected]]

Общая информация о межрегиональном проекте «Узоры городов России», являющегося базой для межрегионального сотрудничества и туристического обмена в Российской Федерации

 

Настоящий проект задуман как система культурно-познавательных маршрутов  под единым названием «Узоры городов России».

  • Экскурсионные программы  маршрутов представляют собой дополнительный факультативный курс к  общеобразовательной школьной программе для учеников начальных и старших классов и охватывают основные направления культурного и исторического развития России, а также направлены на изучение  и закрепление пройденного материала по школьной программе. Тур предполагает посещение нескольких городов и целый ряд мест имеющих историческое и культурное значение.

  • Обслуживание маршрутов осуществляется региональными туроператорами.

  • Реализация проекта планируется в несколько этапов:

      — первый этап внедрения проекта предлагает  создание в каждом регионе отдельных культурно-познавательных маршрутов продолжительностью 2, 3 и 4 дня: «Московские Узоры», «Вологодские Узоры»,  «Ярославские Узоры», «Нижегородские Узоры» и т.д.

      — второй этап проекта «Узоры городов России» — внедрение  кругового культурно-познавательного маршрута, продолжительностью от 8 до 14 дней, проходящего по регионам: Москва – Владимир — Нижний Новгород – Иваново – Вологда — Ярославль – Кострома – Сергиев Посад — Москва

  • После создания каждым регионом своего маршрута в рамках проекта «Узоры городов России» планируется равноценный межрегиональный обмен туристическими группами, позволяющий наладить первый турпоток в каждый участвующий регион

  • Культурно-познавательные маршруты  будет проводиться с учетом проведения значимых событийных мероприятий регионов участников.

Реализуя проект «Узоры городов России совместно со всеми участниками предполагается разработать и внедрить базовые системы:

  • межрегионального туристического обмена и межведомственного взаимодействия;

  • сертификации туристических услуг;

  • совместного продвижение туристических продуктов;

  • субсидирования и поддержки сертифицированных туристических продуктов;

  • разработки и ввода в эксплуатацию новых туристических маршрутов;

  • привлечение новых социальных групп населения (пенсионеры, дети с ограниченными возможностями здоровья, военнослужащие и т.д.) к внутреннему туризму стимулируя тем самым развитие внутреннего туризма в России.

Финансирование данного проекта, а в конечном счете самой поездки условного школьника, должно складываться из следующих составляющих:

  • финансирование из федерального бюджета

  • софинансирование со стороны региональных бюджетов (ответственные ведомства)

  • внебюджетные источники (частное финансирование)

Программа «Узоры городов России» не просто создает условия для сохранения и развития декоративно-прикладного искусства (в т.ч. Павловский Посад, Мстера, Хохлома, Городецкая роспись, Палех, Холуй, Северная чернь, Вологодское кружево, Ростовская финифть, Жостово, Федоскино, Гжель) и  народного творчества, но также позволяет учащимся овладеть первичными навыками ремесел.

Хохломская и городецкая роспись


Музейное собрание Хохломы и Городца весьма обширно, его можно отнести к одному из самых крупных. В целом оно насчитывает более тысячи экспонатов, выполненных из дерева, и около четырех тысяч образцов хохломской и городецкой росписи на бумаге, стекле и фарфоре.  


Панно «Время», Староверова Е.Н., 1997 г.


Дерево – один из самых распространенных материалов в России. Особые стилевые традиции его художественной обработки сложились в различных регионах страны, в том числе и в Нижегородской области, где находятся широко известные промыслы росписи по дереву – Хохлома и Городец. Эти старейшие центры традиционной народной культуры расположены в северной части Нижегородского Заволжья, всего в нескольких десятках километров один от другого, тем не менее, их художественные системы самобытны и не похожи друг на друга.


Хохломской промысел знаменит деревянной посудой, которая с давних пор обращает на себя внимание красотой и лаконичностью форм, разнообразием растительных узоров и строгой торжественностью колорита, основанного на сочетании красного, черного и золотистого цвета. Необычность окраски, имитирующей дорогие металлические сосуды, достигается оригинальным способом, который вот уже несколько столетий сохраняется в своей основе. Деревянную посуду грунтуют глиняным раствором, пропитывают льняным маслом, натирают порошком серебристого цвета (сейчас это порошок алюминия, в прошлом – олова), затем расписывают и лакируют. После этого проходит закалка в печи при высокой температуре. Лак приобретает прочность и красивую янтарную окраску, а просвечивающийся сквозь него серебристый фон становится похожим на золото.  


Городецкие мастера, в отличие от хохломских, расписывают не посуду, а деревянные панно, шкатулки, сундучки. Украшают их празднично-торжественными сценами чаепитий, народных гуляний, катаний на лошадях, соседствующими с изображениями грациозных коней, диковинных птиц и цветов. Художественный язык этого искусства основан на необычности образов, яркой многоцветности колорита и виртуозной технике, важное место в городецкой росписи занимают жанровые сюжеты.


 


Хохломской промысел более ранний по своему происхождению. Легкие деревянные чаши, братины, солоницы, расписанные растительными узорами по золотому фону, привлекали внимание уже в XVIII столетии, а в XIX они приобрели известность не только в России, но и за рубежом.


К сожалению, деревянная посуда не долговечна, и до наших дней сохранились лишь немногочисленные образцы, которые можно отнести к XIX веку. В собрании Сергиево-Посадского музея-заповедника насчитывается лишь 12 таких предметов. В своем большинстве это простые по форме и росписи чашки, поставки, солоницы, более сложной росписью выделяются два совка для муки, вероятно, выполненные на заказ, и датируемые 1879 г.


 


Большую часть музейной коллекции хохломской росписи составляют произведения 1930–х годов. В это время мастера объединялись в кооперативные товарищества кустарей. Артели, образованные в старинных деревнях и селах, расположенных по верхнему течению реки Узола – Новопокровское, Семино, Хрящи и др., выпускали посуду традиционных форм с виртуозными травными узорами и мебель. Артель «Экспорт», организованная в те годы в г. Семенове, специализировалась на выпуске более сложных по форме и росписи изделий – ваз, ковшей, большая часть которых предназначалась для продажи заграницей. В собрании музея хранятся работы крупнейших мастеров того времени, чьи имена вошли в историю промысла: А. Серова, Ф. и С. Красильниковых, И. Бедина, И. Тюкалова, А. Подогова, С. Юзикова и других.


1930-е годы для Хохломы, как и для многих центров традиционной народной культуры – время поиска и эксперимента. Мастера промысла тогда впервые начали работать над созданием не только утилитарных вещей, но и уникальных произведений, изначально предназначенных для экспонирования на выставках или украшения общественных помещений. В эти годы проводились работы по использованию традиционных хохломских орнаментов в росписи изделий из фарфора, стекла, декорирования тканей. Интересными были и поиски в области разработки новых орнаментальных решений.


Среди экспонатов тех лет – образцы мебели с непривычной для «хохломы» росписью по белым и серебристым фонам. Это комплект для рукоделия (стол со стульями, автор А.Г. Подогов) и ширма, выполненная хохломскими мастерами в экспериментальных мастерских Музея народных художественных промыслов, работавшего в конце 1930-х годов сначала в Москве, затем в Загорске.

Начиная с 1950-х годов, основной выпуск изделий с хохломской росписью сосредоточен в с. Семино Ковернинского р-на (предприятие «Хохломской художник») и в г. Семенове (предприятие «Хохломская роспись»). Уникальные произведения, выполненные для разнообразных всероссийских и зональных выставок ведущими художниками этих предприятий О.Н. Веселовой, Н.И. Ивановой, О.П. Лушиной, Н.П. Сальниковой, В.К. Швецовой и др., составили основу музейного собрания Хохломы второй половины XX – начала XXI в.


Городецкая коллекция музея, как и хохломская, весьма обширна. Она отличается редкой полнотой и позволяет проследить основные этапы развития этого центра со времени его становления до сегодняшнего дня.

Городецкий промысел начал формироваться в конце XVIII века. Крестьяне ряда небольших деревень, расположенных неподалеку от крупного торгового села Городца, делали на продажу донца для прялок. На них женщины сидели во время работы, укрепив в специальном отверстии высокий гребень с льняной или шерстяной куделью. Донце было не только подарком женщине, но и предметом, который использовался в различных обрядах, поэтому его непременно старались сделать красивым, а после работы размещали на стене дома.

В декорации донец использовали очень редкий в русском народном искусстве прием инкрустации кусочками темного мореного дуба. К 1870–м годам от резьбы с инкрустацией перешли к росписи, быстрыми живописными мазками изображали пышные «розаны», всадников, сцены чаепитий и гуляний. К 1920-м годам необходимость в донцах отпала, и свои живописные навыки городецкие мастера стали широко использовать в украшении других предметов: коробочек, ларцов, декоративных панно, игрушек.


Музейная коллекция включает целый ряд произведений, признанных «классическими» образцами городецкого искусства. Среди них редкие подписные донца Антона Мельникова (1860 г.) и Гавриила Полякова (1881 г.), выполненные в конце 1930-х годов, – панно Игнатия Мазина «Мазин на охоте» и «Жизнь Мазина



Мазин И.А. Панно «Мазин на охоте». 1937 г.


Мазин И.А. Панно «Жизнь Мазина». 1937 г.


К уникальным произведениям промысла можно отнести работу И.К.Лебедева и Д.И. Крюкова, ширму «Градоначальники города Глупова», созданную по мотивам повести М.Е. Салтыкова-Щедрина «История города Глупова».


Музей хранит значительную коллекцию рисунков с образцами городецких орнаментов, значительная часть которых была выполнена А.Е. Коноваловым – известным городецким мастером, возглавившим работу по возрождению промысла в послевоенное время. До середины 1980-х годов А.Е. Коновалов оставался творческим руководителем предприятия «Городецкая роспись», в рамках которого промысел развивался во второй половине XX века.


В музейной коллекции представлены произведения всех ведущих художников промысла этого времени: Л.А. Кубаткиной, Ф.Н. Касатовой, Л.Ф. Беспаловой, В.А. Чертковой, Е.Н. Староверовой и др. Большой интерес представляет серия произведений на тему «Сергиев Посад», которая была выполнена мастерами промысла в середине 1990-х годов по заказу музея.


Заведующая сектором «Русское декоративно-прикладное искусство XVIII-XXI вв.» Толстухина Наталья Владимировна.

Столица промыслов России — Администрация Дивеевского района Нижегородской области

пульс области

____________________

Столица промыслов России

Ткани переливались так, словно само жаркое июльское солнце мастерицам удалось превратить в нити и вплести в узор. «Слушайте, ну мне просто повезло, что фестиваль сделали всероссийским, а то как бы я узнала, что в Городце можно найти такое богатство», – Наталья Каменская, дизайнер из Москвы, перебирала полотна, внимательно рассматривая шитье. Городецкий фестиваль «Мастеров народных братство» в этом году стал настоящим праздником для гостей более чем из двух десятков регионов страны. Коллеги-мастера делились опытом, заинтересованные предприниматели делали им заказы. И, конечно, все поражались: неужели в сегодняшних кризисных реалиях народные промыслы можно сохранить на таком уровне?

– Просто в решении любой проблемы нужна система, – говорит мастер городецкой росписи Илья Протасов. – Если предприятию народных промыслов помогают выплачивать кредит – раз, компенсируют затраты на коммуналку – два, и вот так как сегодня позволяют прорекламироваться на всероссийском уровне, то почему бы и не развиваться?

То, что у нижегородского правительства помощь промыслам прописана как специальная программа, для многих гостей мероприятия было поводом для приятного удивления. Кружево, филигрань, керамика, всевозможная роспись и даже сладости – гости только успевали упаковывать сувениры.

– Мы участвуем в фестивале уже четвертый год. Рады, что наши промыслы начинают обретать общероссийский размах: например, теперь знают не только тульские пряники, но и городецкие уже звучат во всем мире, – с гордостью говорит коренная жительница Городца Анастасия Суворова.

– Сама атмосфера праздника замечательная и сам город как расписная шкатулочка, одна набережная чего стоит! – улыбается Лилия Коневец, приехавшая на фестиваль из республики Беларусь.

Собственно, даже статистика на стороне нижегородцев: наш регион сегодня входит в десятку самых посещаемых в России.

– Наша задача сохранить эти позиции и вырасти. Сегодня модно, интересно, удобно и недорого отдыхать в России. Я убежден: каждый нижегородец должен посетить Городец, а каждый россиянин должен посетить Нижегородскую область, – говорит замминистра промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области Максим Подовинников.

Семья Нестеровых – нижегородцы, на фестиваль приехали всем составом: мама, папа, две дочки и маленький сын.

– Конечно, сувениров уже набрали и пряниками объелись, но ехали не только за ними, – говорит Вера Нестерова. – Я считаю, что такие фестивали воспитывают у детей патриотизм лучше любых лекций и внушений. Ведь подумать только, сколько красоты создавали еще наши предки! Здесь каждая вещица – как произведение искусства!

Наверное, поэтому все больше туристов и влечет на нижегородскую землю.

– Необходимо максимально использовать с выгодой для региона интерес иностранных гостей к России. В том числе, увеличивая объемы продаж сувенирной продукции. В результате и зарплата мастеров вырастет, – уверен губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев. – Городецкие промыслы сегодня притягивают, как магнитом, многие другие города. Музеи, которые здесь можно встретить на каждом шагу, погружают нас в глубину веков, в такую красоту, что хочется, чтобы это продолжалось, было закреплено, развито, – отмечает глава региона.

…Тем временем школьницы Алена и Александра Нестеровы, затаив дыхание, слушали и смотрели мастер-класс от городецких мастериц золотного шитья. Кстати, именно под его брендом и проходил в Городце XV фестиваль «Мастеров народных братство».

– Сначала нужно задумать рисунок, переводится он на калечку, калечка вся прокалывается по контуру, прикладывается на ткань, – раскрывает секреты Анастасия Тимофеева. – Для темных тканей смешивают зубной порошок и керосин, а для светлых – синьку и керосин. Через дырочки на ткани отпечатывается рисунок и вышивается.

– Мам, а купи нам такие нитки! – Девчонки начали теребить Веру Нестерову за рукав. А это значит, что такими фестивалями и будут в поколениях продолжаться наши художественные промыслы.

Владимир Панов, председатель общественной организации «Опора России»:

Проведение таких мероприятий как ярмарка «Мастеров народных братство» в Городце содействует развитию внутреннего туризма. Несомненно, каждого жителя интересуют традиции и обычаи своего народа. Сейчас многие россияне выбирают отечественные маршруты для отдыха, ведь в нашей стране очень много красивых и увлекательных мест даже для самых заядлых путешествий. Наш регион по туристической привлекательности в десятке лучших в стране.

Наша первоочередная задача – сохранение народных художественных промыслов и развитие культуры декоративно-прикладного творчества. Нижегородцы любят и ценят традиции. Кроме того, именно такие фестивали как «Мастеров народных братство» формируют у подрастающего поколения чувство эстетического вкуса и развивают патриотизм. Мы должны максимально содействовать ремесленникам, поддерживать их и делать все возможное, чтобы их оплата труда была соотносима с их кропотливым и долгим трудом.

Павел Краснов

Фото Юлии Горшковой

 

Русские народные узоры — Часть 2

Как я уже упоминал в Части 1, есть некоторые общие темы, которые проходят через все русские народные стили — в подавляющем большинстве это отсылки к природе с листьями, фруктами и цветами как наиболее популярными мотивами для их ассоциаций со счастьем и изобилием. На втором месте птицы разных видов — петухов выбирают за их мужественность, голубей — за их миролюбие; но также включены мифологические существа, такие как жар-птица, чьи волшебные перья могут осветить большую комнату и своей песней могут заставить цвести землю.

Жар-птица — особенно популярный мотив в декоре Хохломы, так как ограниченная палитра характерных цветов этого стиля идеально подходит для него — насыщенный красный и золотой на черном фоне. Считается, что этот стиль возник в XVII веке в Центральной России, в торговом поселении, носившем его название.

Пышные узоры обычно используются для украшения деревянной посуды, такой как ложки, тарелки и чашки. В изделиях, изготавливаемых традиционным способом, золотой цвет фактически начинается с серебра, поскольку краска сделана из порошковой жести.Затем он окрашивается красным и черным, а затем покрывается несколькими слоями лака; это придает золотистые оттенки, а также придает изделию блестящий блеск.

Несмотря на то, что используемые цвета плоские, стиль роскошный, отчасти, конечно, за счет золотых и блестящих поверхностей, но это также достигается за счет сочетания плотно упакованных элементов, чувственных форм и заданной глубины и тона через градации линий. .

{изображения по часовой стрелке сверху слева: 1.контейнер с крышкой — http://timebanditvintage.etsy.com; 2. чаша — http://domusdecorus.etsy.com; 3. чаша — http://retroisin.etsy.com; 4. чаша — http://dimitrijnigodoff.etsy.com; 5. лоток — http://lazycatdesignz.etsy.com}

Возможно, это было связано с украшением готовой продукции, а может быть, это было просто вопросом вкуса, но городецкий стиль стал популярен всего в нескольких милях от Хохломы, в еще одной деревне, где он обычно использовался. украсить прялки (инструмент, используемый при прядении) и тестовые доски для кухни.

Городец больше сконцентрирован на жанровых сценах с центральными мотивами птиц и животных, а иногда и людей верхом на лошадях, обрамленных цветочными брызгами. Он намного светлее и красочнее, и хотя в нем все еще много красного, он также включает яркие пастельные тона нескольких оттенков на бледном или белом фоне. Плоские цвета все еще присутствуют, как и линейные элементы разной толщины, и везде используется мазок в форме капли. Цветы часто состоят из концентрических полос разных узоров, и симметрия также является обычным приемом либо в отдельных мотивах, либо в общем дизайне картины.

{изображения по часовой стрелке сверху слева: 1. http://joyfool.etsy.com; 2. http://priyanikandcookie.etsy.com; 3. http://joyfool.etsy.com 4. http://priyanikandcookie.etsy.com}

См. Также

Серия по истории дизайна поверхностей Джули Гиббонс. Изучите третью часть этой серии здесь.

Дом и сад 10 шт. Городецкие узоры Пасхальные яйца Термонаклейки Набор Праздничный и сезонный декор

Дом и сад 10 шт. Городецкие узоры для пасхальных яиц Набор термопакетов Праздничный и сезонный декор

  • Дом
  • Дом и сад
  • Праздничный и сезонный декор
  • Другой праздничный и сезонный декор
  • 10 шт.

    Яйца Термонаклейки Набор 10 шт. Городецкие узоры Пасха, Используя ложку, окуните холодное завернутое яйцо в кипящую воду и дайте ему усохнуть (примерно 3-5 секунд), Термонаклейки просты в использовании, Декоративные держатели для яиц — 10, Завернуть холодно вареное яйцо в наклейку, ЛУЧШАЯ цена гарантирована, больше выбора, больше экономии, отличное качество, убедитесь, что оно у вас уже есть, стили обновляются каждый день, не более $ 39.Набор наклеек «Пасхальные яйца» 10 шт. Городецкие выкройки, 10 шт. Городецкие узоры Набор тепловых наклеек «Пасхальные яйца».

    MPN:: НК44192: Стиль:: Традиционный, См. Все определения условий: Модифицированный Товар:: Нет, окуните яйцо в холодную обертку в кипящую воду и дайте ему усохнуть, Городецкие узоры, подробную информацию см. В списке продавца. Декоративные держатели для яиц — 10, Состояние :: Новое: Совершенно новая упаковка должна быть такой же, как в розничном магазине, где применима упаковка, например, коробка без надписи или полиэтиленовый пакет.Бренд:: Пасхальный дом: Тип:: Набор наклеек. если товар не сделан вручную или не был упакован производителем в не розничную упаковку, Повод:: Пасха: Рисунок:: Геометрический, Персонализированный:: Нет: Пользовательский набор:: № 10 шт., Набор термальных наклеек для пасхальных яиц. Холодное вареное яйцо завернуть в наклейку. неповрежденный товар в оригинальной упаковке, Цвет:: Многоцветный: Страна / регион производства:: Российская Федерация, занимает около 3-5 секунд, неиспользованный, неоткрытый, С помощью ложки, Термонаклейки просты в использовании.

    コ ン テ ン ツ へ ス キ ッ プ
    ナ ビ ゲ ー シ ョ ン に 移動

    九州 か ら 、 選 り す ぐ り の 的 客 さ ま へ…

    ПОДРОБНЕЕ

    九州 か ら 、 選 り す ぐ り の 的…

    ПОДРОБНЕЕ

    Предыдущий

    Следующий

    Набор тепловых наклеек на пасхальные яйца Городецкие узоры 10 шт

    ВЕРХНЯЯ СТРАНИЦА

    10 шт. Городецкие выкройки Пасхальные яйца Набор термоклейких наклеек

    шинсен.ne.jp Используя ложку, окуните яйцо в холодную пленку в кипящую воду и дайте ему усохнуть (занимает около 3-5 секунд). Термонаклейки просты в использовании, Декоративные держатели для яиц — 10, Заверните холодное вареное яйцо в наклейку, ЛУЧШАЯ цена Гарантированно, больший выбор, больше экономии, отличное качество, убедитесь, что оно у вас уже есть, стили обновляются каждый день, не более 39 долларов.

    Дошкольные игрушки и ролевые игры игрушки для дошкольников Городец Русский ТОМИК 16 шт. Полностью натуральное дерево Пазл Русские узоры

    Игрушки для дошкольников и игрушки для дошкольников Городец Русский ТОМИК 16 шт.Полностью натуральное дерево Пазл Русские узоры

    Русский ТОМИК. Полностью натуральное дерево. Головоломка. Русские выкройки. Городец. 16 шт. 4607057562268. «Русские узоры. Городецкая роспись ». Полностью натуральное дерево. эко хвойные породы древесины из Западной Сибири. Деталей: 16. В данных игрушках применено производство .. Состояние: Новое: Совершенно новый, неиспользованный, неоткрытый, неповрежденный товар (в том числе изделия ручной работы). См. Список продавца для получения полной информации. Просмотреть все определения условий : Страна / регион производства: : Российская Федерация , Торговая марка: : TOMIK® : Материал: : Полностью натуральное дерево , Пол: : Мальчики и девочки : Год: : 2015 , UPC: : 4607057562268 ,。

    Городец Русский ТОМИК 16 шт.Полностью натуральное дерево Пазл Русские узоры

    Городец Русский ТОМИК 16 шт. Полностью натуральное дерево Пазл Русские узоры

    -Практичность: это привлекательная сумка, достаточно большая, чтобы вместить довольно много вещей, которые вы, возможно, захотите бросить в сумочку, Great Winter Warm Cap For Ski Snowboarding, производимая в Соединенных Штатах, пожалуйста, проверьте описание продукта или свяжитесь с продавцом , Купите парусиновые туфли Zzjsstore Design High-Side с 3D-принтом Прекрасные туфли из холщовой ткани с рисунком жирафа и высокой стороной с черным низом подходят для женских кроссовок для отдыха и других модных кроссовок на.Этот подвесной хедлайнер компании Bow Suspended Headliner изготовлен по оригинальному заводскому дизайну — 3dRose Print of Super Deluxe Hamburger Cartoon — Soft Coasters. Городец Русский ТОМИК 16 шт. Полностью натуральное дерево Puzzle Russian patterns , изготовлено с использованием тесьмы Mil Spec толщиной 1 дюйм для высокой прочности и долговечности в компактном размере. Тип плечевого ремня: двойной плечевой ремень. Поскольку наша таблица размеров может отличаться от ваших стандартных или местных размеров. Мы очень гордимся в нашей детской одежде и других детских товарах.100% гарантия удовлетворения от Expo. Доступен в четырех цветах (в большинстве размеров) с контрастной серебряной машинной огранкой. Пожалуйста, войдите в наш магазин для полного просмотра, Городец Русский ТОМИК 16 шт. Полностью натуральное дерево Пазл Русские узоры , Наш широкий выбор отличается элегантностью: бесплатная доставка и бесплатный возврат. Как всегда со всеми нашими продуктами, этот товар поставляется в упаковке, что позволяет его подарить сразу после получения. Дата первого упоминания: 11 августа. Пижамный комплект из 2 предметов с принтом супергероя с длинными рукавами в королевском синем цвете «Маленькие мальчики» с суперменом 4-6: Одежда, деталь от производителя оригинального оборудования (OEM).Frosted Brow Guard уменьшает блики. Особенность: эта декоративная декоративная подушка изготовлена ​​из невероятно устойчивой к складкам ткани. Городец Русский ТОМИК 16 шт. Полностью натуральное дерево Пазл Русские узоры .

    Городец Русский ТОМИК 16 шт. Полностью натуральное дерево Пазл Русские узоры

    «Русские узоры, Городецкая роспись», Полностью натуральное дерево, древесина эко хвойных пород из Западной Сибири, Запчастей: 16, В этих игрушках применено производство, БЕСПЛАТНЫЕ подарки и обещанная цена Купить сейчас Купить в лучшем магазине лучшая цена с бесплатной доставкой по всему миру.vertebrar.com
    Городец Русский ТОМИК 16 шт. Полностью натуральное дерево Пазл Русские узоры vertebrar.com

    .

    Добавить комментарий