Сколько граней в стакане граненом: Сколько граней у граненого стакана
Символы эпохи. Граненый стакан — не просто сосуд для питья | История | Cвободное время
Этой страны уже нет на карте. Но остались десятки миллионов людей, которые не забывают её, которые с ней связывают лучшие годы своей жизни. «АиФ» предлагает вашему вниманию цикл материалов «Символы эпохи», рассказывающий о вещах, которые были неотъемлемой частью государства под названием СССР…
В СССР граненый стакан был не просто сосудом для питья. Он – неофициальный символ советской эпохи, объединяющий всех. Он сопровождал нас везде – от первого и до последнего дня жизни. Он был на свадьбах и поминках, дома и в гостях, в заводских подсобках и в кабинетах больших руководителей. Из общих стаканов пили газировку из автоматов, компот в столовых, кефир в больницах, чай в школах и кисель в детских садах. Его поднимали «за здравие» и «за упокой», били «на счастье», а на «дне стакана» искали истину.
Любители алкоголя, коих в наших палестинах всегда хватало, имели в своем лексиконе полтора уменьшительно-ласкательных слова по отношению к свои жёнам, зато в адрес граненого стакана в количестве нежных определений себя не ограничивали: и стакаш, и стаканчик, и стакашек, и гранчик, и лафетничек, и лампадочка. Ах, в ходу были ещё бесподобные синонимы «шлюмка», «шаркало» и «швыряло», но их употребление мужья иногда распространяли одновременно и на супругу, и на милую сердцу тару для возлияний.
Советский гражданин мог не ведать «Отче наш», но происхождение фразы «сообразить на троих» знал назубок. Ведь в хрущёвские времена запретили торговать водкой в розлив, а удобные для одной персоны «мерзавчики» (125 мл) и «чекушки» (200 мл) перестали выпускать, оставив только водку «в пол-литре». Пол-литровая бутылка идеально и «по совести» входила в три граненых стакана (ровно 167 граммов по стеклянный ободок).
Как это часто происходит с культовыми вещами (да и людьми тоже), граненый стакан быстро оброс в тогдашнем массовом сознании шлейфом различных мифов и легенд, не меньшим, чем в наше время – личная жизнь Аллы Пугачевой.
Считалось, например, что этот шедевр стеклянной посуды придумала великий скульптор Вера Мухина, создатель монумента «Рабочий и колхозница» (высота которого составляет, кстати, 476 стаканов, вставленных один в другой). На самом деле история граненого стакана насчитывает уже сотни лет, а Мухина в 1943 году лишь «довела до ума» его классический дизайн с учетом ТТХ посудомоечной машины, изобретённой в СССР перед войной (зато, на радость рабочим и колхозницам, именно Вера Игнатьевна была автором знаменитой пивной кружки с «кругляшками»).
Бытовало также поверье, что всемирно известного шахтера-рекордсмена Стаканова власти заставили поменять фамилию на Стаханов, так как называть развернутое по его почину движение новаторов социалистического производства «стакановским» в стране с мощными алкогольными традициями было бы, мягко говоря, двусмысленно. На самом деле урожденного Андрея Стаханова ошибочно обозвала Алексеем главная газета «Правда», а она априори не могла ошибиться, поэтому по личному указанию Сталина шахтеру был выдан новый паспорт на имя Алексей.
Активно распространялась версия, что если употреблять спиртное из граненых стаканов, то утром похмельный синдром будет значительно меньше. Советские «эксперты» в паузах между тостами объясняли подобную причинно-следственную связь малоизученными антипохмельными свойствами стаканных граней. На самом деле надо было закусывать и меньше пить, а то ещё и не то могло в голову взбрести.
А утверждение, что количество граней в стакане неспроста равно пятнадцати – это якобы символ единства 15 союзных республик, входивших в состав СССР, легко опровергалось тактильно и визуально. На самом деле тогда выпускались стаканы с 10, 12, 14, 16, 17, 18 и 20 гранями. Но самым распространенным был 16-тигранный, так что сторонники подобной версии, возможно, авансом включали в перечень «сестер» и Болгарию.
Граненых стаканов было не просто много, а очень много. Советская плановая экономика наладила их выпуск из расчета по два стакана на одного жителя, а это значит, что к началу 80-х годов по нашей необъятной Родине «ходило» более 500 миллионов стаканов!
Но было бы несправедливым связывать наш любимый стакан только с распитием разных по степени полезности жидкостей. Реально вариативность его применения в СССР была намного большей.
Так, граненый стакан на каждой советской кухне служил универсальным кулинарным мерилом. Ведь ещё с первого издания в 1939 году культовая «Книга о вкусной и здоровой пище» отмеряла большинство ингредиентов (воду, муку, соль, сахар, ягоды, бобовые и т.д.) не граммами, а стаканами. Поэтому все женщины так и поступали.
Хозяйки использовали стакан для вырезания заготовок при лепке пельменей и вареников. Некоторые, несмотря на появившиеся кухонные прибамбасы, предпочитают этот нехитрый способ до сих пор.
Подоконники дачников и огородников СССР были буквально заставлены стаканами. В них удобнее всего было выращивать и пикировать саженцы.
И уж наверняка многие помнят, какой удобной подставкой был стакан при штопке чулок и носков.
А ещё при помощи стакана можно было подслушивать, что происходит за стеной. Именно так, например, в пионерском лагере я узнал, что категорически не нравлюсь девочке, которая нравилась мне.
Но вообще, несмотря на последнее обстоятельство, граненый стакан – это очень оптимистичная вещь. Поэтому именно в сегодняшние непростые времена хочется по-советски пожелать: «Пусть всё у нас устаканится!».
8 интересных фактов о советском граненом стакане
*Все иллюстрации взяты из открытых интернет-источников. Заглавное фото: weinkenner.de
11 сентября исполнилось 76 лет знаменитому советскому граненому стакану. Этот неотъемлемый атрибут советского быта был впервые изготовлен в 1943 году на старейшем стекольном заводе России, в городе Гусь-Хрустальный. Причем именно в том виде, в каком мы привыкли его видеть.
Классика посуды советских времен, сегодня граненый стакан становится раритетом. Ну а мы просто предлагаем вам познакомиться с интересными фактами, касающимися этой граненой посуды. А также предупреждаем, что для большей наглядности решили использовать кадры актуального и сегодня киножурнала «Фитиль».
1. Советский граненый стакан создал Мастер. По крайней мере, так считается: дизайн именно этого произведения стекольной промышленности разработала известный советский скульптор Вера Мухина, создательница знаменитого монумента «Рабочий и колхозница» на выставке ВДНХ в Москве.
По одной из легенд, она создала этот «шедевр» стеклянной посуды, вдохновившись «Черным квадратом» Казимира Малевича.
Фото: fishki.net
2. Стоимость стакана зависела от количества граней. Выпускались стаканы с 10, 12, 14, 16, 18 и 20 гранями. Были еще с 17, но выпуск с нечетным количеством граней более сложен… Поэтому в итоге остановились на наиболее приемлемом и удобном – с 16 гранями. Первые граненые стаканы были с 10 гранями и стоили 3 копейки. Классический 16-ти гранный – 7 копеек, а если более рифленый, с 20 гранями — 14 копеек. Но вместимость стакана оставалась неизменной: до стеклянного ободка — 200 мл, до краев — 250 мл.
3. Появление граненого стакана обусловлено научно-техническим прогрессом. Такую форму и структуру стакана продиктовала производственная необходимость, а не фантазия художника.
Еще до войны советскими инженерами было изобретено чудо техники – посудомоечная машина, в которой могла мыться посуда только определенной формы и размера. Именно такой стакан очень подходил для этого агрегата, и к тому же он был очень прочный из-за толщины и особого способа изготовления стекла.
4. С советским граненым стаканом связано известное выражение «сообразить на троих». Во времена Хрущева запретили торговать водкой в розлив, а из продажи убрали очень удобные бутылки, называемые «мерзавчики» — по 125 мл и «чекушки» — по 200 мл. Теперь пол-литровая бутылка водки в 2 стакана не помещалась, а на три делилась идеально – «по совести». Если налить в стакан до стеклянного ободка, то входит ровно 167 граммов водки, что составляет треть пол-литровой бутылки.
Фитиль 1965 года.» src=»https://www.youtube.com/embed/kZ58GSJqCOA?feature=oembed» allow=»accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»» frameborder=»0″>
5. Один молдавский историк называет советский граненый стакан, как причину пьянства в Молдавии. По забавному мнению этого историка, Вячеслава Стэвилэ, до 1944 года, пока советские войска не освободили Молдову от фашистских оккупантов, в стране пили из маленьких стаканчиков объемом 50 миллилитров. А советские солдаты, мол, принесли граненый вместительный стакан, устойчивый и прочный. После этого молдаване стали пить больше. Железная логика? Железная.
Правда, проблема пьянства была связана не только с Молдавией и со стаканом.Об этом также наглядно было сказано в уже упомянутом киножурнале.
6. В народе советский граненый стакан называли «маленковским». Это связано с именем фактического зама Сталина по партии Георгия Маленкова. По еще одной легенде он приказал для отдельных категорий военнослужащих выделять в обед 200 г водки. Тем же, кто не пил, позволялось обменять свою пайку в объеме граненого стакана на табачный паек или сахар. Это правило просуществовало недолго, но очень запомнилось многим.
Для кефира этот стакан был тоже очень даже ничего. Фото: cont.ws
7. В 80-е годы XX века советские граненые стаканы стали массово взрываться. В народе пошли слухи о новой антиалкогольной кампании, о происках капиталистов, покусившихся на «святое» и выбравших самый удачный объект. Но все оказалось намного прозаичнее.
На головной завод поставили импортную линию по производству стаканов и перестали учитывать точную технологию изготовления. В итоге стаканы начали рассыпаться, лопаться по швам, у них отваливалось донышко. У одной женщины «взорвался» накрытый к празднику стол.
8. Советский граненый стакан повсеместно использовался в общепите. Это общеизвестный факт. Но мало кто знает, что этот факт признается специалистами неофициальным культурным знаком советской эпохи, как символ чего-то общественного, публичного, объединяющего. И это действительно так. Общие граненые стаканы стояли в автоматах с газированной водой, в столовых с компотом и кефиром, с чаем и киселем в детских садах и школах.
Фото: rg.ru
А на железной дороге до сих пор подают чай в граненых стаканах советского образца с подстаканником, что удивительно приятно и мило.
Так что история знаменитой граненой посуды продолжается.
При подготовке статьи использованы материалы fishki.net
7 любопытных фактов о граненом стакане
11 сентября — день граненого стакана. Нет, это не шутка над любителями выпить, но неплохой повод 🙂 Днем рождения этой стеклянной посуды считается 11 сентября 1943 года. Как свидетельствует история, именно в этот день на стекольном заводе в Гусь-Хрустальном был выпущен первый советский граненый стакан.
Дизайн граненого стакана советского образца приписывают Вере Мухиной, автору монументальной композиции «Рабочий и колхозница». Впрочем, документального подтверждения этому нет. По некоторым сведениям, Вера Игнатьевна разработала форму стакана специально для советского общепита.
«Мухинский» стакан, благодаря гладкому кольцу, идущему по окружности и отличающему его от граненого стакана традиционной формы, получился не только весьма прочным, но и удобным для мытья в посудомоечных машинах. Благодаря этому советский стакан на долгие годы прописался в столовых и на железнодорожном транспорте.
А также активно использовался в уличных автоматах по продаже газированных напитков.
Размеры стандартного граненого стакана — 65 миллиметров в диаметре и 90 миллиметров в высоту. Самый первый стакан имел 16 граней, что считается сегодня классикой жанра. Встречаются экземпляры и с 12, и с 14, и с 18, и с 20 гранями, а также с 17 гранями (но они не столь типичны, так как выпускать стаканы с четным количеством граней проще). На дне стакана, как правило, выдавливалась цена — 7 или 14 копеек (столько стоили «20-гранники»).
Что касается обычного граненого стеклянного стакана (без верхнего гладкого ободка), то он был известен куда раньше — еще во времена Петра Первого. Засвидетельствовано, что граненый стакан императору подарили в качестве небьющейся посуды для распития спиртных напитков. Царь, увлекавшийся, как известно, корабельным делом, подарок оценил, заявив, что такой стакан не свалится на пол во время качки на корабле, а если и упадет, то не разобьется.
В более позднее время 12-гранный стакан с чаем был изображен на картине известного русского художника Кузьмы Петрова-Водкина «Утренний натюрморт» (1918 год). Эта посуда и стала прародителем советского граненого стакана.
Выражение «сообразить на троих» напрямую связано с советским граненым стаканом. Дело в том, что до стеклянного ободка в 200-граммовом стакане помещается ровно 167 граммов водки — треть пол-литровой бутылки, что позволяет поделить ее содержимое «по совести».
Смотрите также: Почему с возрастом похмелье переносится тяжелее,
Как выглядит подземный дом в Техасе стоимостью два миллиона долларов,
Ваш кофе вас целует!
А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!
За стеклом. История граненого стакана от Петра I до Петрова-Водкина
11 сентября в России отмечается День граненого стакана. Именно в этот день в 1943 году с конвейера сошел первый граненый стакан знакомого всем дизайна, созданного, вероятно, одной из самых известных советских художниц. До этого граненые стаканы были совсем другими. Об их метаморфозах от петровских времен до первых лет советской власти рассказывает заведующая отделом керамики и стекла музея-усадьбы «Кусково» Виолетта Мякинина.
В «Кускове» хранится крупнейшая в России коллекция художественного стекла. Самые интересные стаканы из собрания музея — в совместном материале mos.ru и агентства «Мосгортур».
Загадка граненого стакана
Граненый стакан традиционно воспринимается как предмет быта ХХ века. В 1918 году его изобразил на своем «Утреннем натюрморте» Кузьма Петров-Водкин. Но там не совсем тот стакан, к которому мы привыкли: цилиндрический сосуд не расширяется кверху, грани широкие, а на краю нет гладкого неграненого ободка. Подобные изделия можно увидеть и в дореволюционных каталогах стеклянной посуды.
Изобретателем такого стакана считается стекольных дел мастер Ефим Смолин, живший между XVII и XVIII веками на территории современной Владимирской области. Свое творение он преподнес Петру I с уверением, что новая форма делает его небьющимся. Император, по легенде, выпил из него водки и бросил оземь. Стакан разбился, но это не испортило впечатления, и Петр воскликнул: «Стакану быть!». Позже эта фраза трансформировалась в «Стаканы бить!» — так появился обычай торжественно бить стеклянную посуду.
Классический граненый стакан — с 16 гранями и ободком по верхнему краю — был выпущен 11 сентября 1943 года в Гусь-Хрустальном. Изобретение этой формы приписывают знаменитому скульптору Вере Мухиной, но документальных подтверждений этому нет, хотя создательница «Рабочего и колхозницы» действительно много экспериментировала со стеклом.
Маяк-водолаз и легенда о граненом стакане. Пять историй работ Веры Мухиной из музеев и парков Москвы
Заведующая отделом керамики и стекла музея «Кусково» Виолетта Микитина:
— Историю появления советского граненого стакана окружает множество легенд. Действительно ли к его созданию имела отношение Вера Мухина — тема, которая еще ждет своего исследователя. В так называемый День граненого стакана предлагаю посмотреть на предметы художественного стекла, которые до середины октября представлены в нашем музее на выставке «Собрание А.В. Морозова: фарфор, керамика, стекло». И это не что иное, как стеклянные стаканы с очень интересной историей. Они отражают важные вехи отечественного стеклоделия.
Первое стекло
Первое отечественное стеклянное производство заработало в подмосковном селе Духанино в 1635 году, во время царствования Михаила Федоровича, при котором в России, кстати, также появилась светская живопись. При отце Петра I, царе Алексее Михайловиче, в 1668–1669 годах открылось второе — стекольный завод в царской усадьбе Измайлово. Он подчинялся дворцовому ведомству, изготовлял стекло «в венецианском духе» на нужды монаршей резиденции и проработал до 1710-х годов.
При Петре I в 1705-м на Воробьевых горах был построен первый зеркальный завод, который вскоре перевезли в Санкт-Петербург. На всех этих мануфактурах главную роль играли приглашенные иностранцы, у которых могли перенимать опыт русские мастера.
Виолетта Микитина:
— Эта стопа Измайловского завода с двуглавым орлом и всадником в стрелецкой шапке и с копьем — самый ранний предмет морозовской коллекции стекла. Она интересна процарапанной царской титулатурой на латыни Petr Alex Magn Czar Mosc («Петр Алексеевич Великий князь и царь Московский»). Надпись не совсем грамотная, с пропуском букв и сокращениями. Похоже, ее выполнил русский гравер, не слишком тщательно скопировавший образец на чужом для него языке. Скорее всего, Петр I сам не пил из таких стаканов, но вполне мог награждать ими своих приближенных. Во всяком случае, мы знаем еще одну такую стопу из собрания известного коллекционера Селиванова, которую тот приобрел у одного из родственников царского денщика.
Хитрые стаканы Вершинина
К концу XVIII века в России сформировалось несколько региональных центров стеклоделия — Петербург и окрестности, Владимирская, Смоленская, Калужская губернии. В 1764 году отставной военный Алексей Иванович Бахметьев основал хрустальный завод в Пензенской губернии.
На рубеже XVIII–XIX веков на заводе имелся свой Левша — крепостной мастер Александр Петрович Вершинин, придумывавший сервизы для императорского двора. За старание Александр I пожаловал ему именные часы.
Важной вехой в отечественном стеклоделии стали вершининские стаканы с двойными стенками, между которыми мастер выкладывал в миниатюре реалистичные пейзажи из подручных мелочей — кусочков бумаги, соломы, ракушек, камушков. Как эта хрупкая конструкция оставалась нетронутой при плавке стекла (около 900 градусов по Цельсию), потомки ломают голову по сей день.
Виолетта Микитина:
— Всего нам известно около десятка сохранившихся стаканов Вершинина, некоторые находятся в зарубежных собраниях. Сюжет на них никогда не повторяется. На аукционах такие стаканы большая редкость. Последняя известная продажа работы Вершинина состоялась на лондонском аукционе в 2000 году. Выставленный там стакан купили за 28 тысяч фунтов стерлингов при первоначальной оценке 10–15 тысяч. Кто приобрел стакан и где он сейчас хранится — неизвестно.
Авторство Вершинина приписывается стакану синего стекла с миниатюрной росписью золотом и серебром с изображением охотника, также поступившему в музей из коллекции Алексея Викуловича Морозова. В «Кусково» хранятся еще два вершининских стакана, выполненных, вероятнее всего, учениками мастера. Во всяком случае, их художественный уровень несколько ниже.
Насекомые-обманки
Виолетта Микитина:
— Стаканы с порхающими бабочками и мухами — продолжение архитектурных и живописных «обманок» XVIII века. Выполненные эмалью насекомые выглядят как живые — будто случайно влетели в стакан. Такая посуда была частью помещичьей культуры, они были очень популярны в качестве подарков, поэтому на многие из них нанесены вензеля.
Этимологи связывают с такой посудой одну из версий происхождения выражения «ходить (быть) под мухой». Впрочем, более правдоподобной выглядит другая гипотеза, которая относится к эпохе Петра I. Царь-реформатор ратовал за распространение в России трактирной питейной культуры в ущерб кабакам — ведь в кабаках только предавались пьянству, а в трактирах еще и хорошенько закусывали. Для привлечения посетителей трактирщикам было велено наливать каждому первую рюмку бесплатно.
Чтобы соблюсти государево распоряжение и не остаться внакладе, трактирщики завели крошечные рюмки вместимостью около столовой ложки (10–15 миллилитров). За размер их прозвали мухами. А о хитрецах, обходивших за вечер несколько трактиров, получая в каждом свою законную рюмку за счет заведения, говорили, что они «ходят под мухой».
Молочное стекло
Использование молочного стекла было продиктовано его внешним сходством с фарфором, который был в большой моде в Европе. Для обоих материалов применялась одна и та же техника нанесения рисунка, более того, художники Императорского фарфорового завода порой выступали в качестве учителей для своих коллег с Императорского стеклянного, работавших с молочным стеклом.
Виолетта Микитина:
— Вероятно, когда наши военные были во Франции в Заграничном походе 1813–1814 годов, они познакомились с так называемым стеклом с сульфидами. Запаянные в прозрачное стекло белые медальоны или профильные изображения из гипса или фарфора были популярны в Европе того времени. Интерпретировав технику по-своему, наши мастера начали использовать медальоны из белого молочного стекла. Предварительно в стеклянной заготовке вышлифовывали специальную выемку, в которую в горячем состоянии потом вставляли медальон. В Европе такого никто не делал, это наша российская особенность.
«Дедушка» хрусталя
Прообраз современного хрусталя изобрел англичанин Джордж Рейвенскрофт в 1676 году. Экспериментируя, он определил, сколько оксида свинца нужно добавить к стеклянной массе, чтобы стекло получилось более крепким, блестящим и сверкающим. Эти качества проявились во всем великолепии еще через сотню лет, когда для оформления хрусталя начали применять технику гранения. Англия довольно долго оставалась законодательницей мод в этой области, поэтому многие посудные формы хрустальных изделий и основные рисунки алмазного гранения имеют британское происхождение.
Виолетта Микитина:
— Как и в континентальную Европу, хрусталь попал в Россию в 1800-е годы. Тогда же русские мастера начали осваивать разные рисунки гранения. К концу 1810–1820-х очень популярным был вид огранки, которую в Англии называли «земляничный алмаз» (strawberry diamond), а в России — «камень». На ее основе возник не имевший аналогов в других странах рисунок «русский камень» — из известных нам примеров он впервые появился на блюде, подаренном Николаю I в 1826 году, но особую популярность эта грань обрела во второй половине XIX века.
Из всех видов декоративно-прикладного искусства граненый хрусталь первым встал на путь массового производства, ведь его обработка требовала механической точности в повторении шаблона, а не вдохновения мастера.
Фото предоставлены музеем-усадьбой «Кусково».
Кто и зачем на самом деле придумал граненый стакан?: историческая правда России от РВИО
11 сентября свой день рождения отмечает знаменитый граненый стакан. Образ этой прочной и удобной тары, ее граненая форма и широкий ободок уже давно стали для россиян чем-то родным и привычным. В советские годы такие стаканы были повсюду: в столовых, ресторанах, кафе; из них пили чай на каждой советской кухне, они несли исправную службу в автоматах с газировкой, в вагонах поездов и были неотъемлемой частью любого застолья.
Но история граненого стакана овеяна массой легенд и домыслов. Согласно наиболее распространенной версии, придумала его известный советский скульптор Вера Мухина – та самая создательница монумента «Рабочий и колхозница».
Однако многие историки утверждают, что первый стакан с необычной огранкой появился еще в эпоху Петра Первого. Существует легенда о том, что такой стакан императору подарил владимирский стекловар Ефим Смолин. Царь якобы высоко оценил поделку, увидев, что во время качки на корабле пользоваться таким изделием очень удобно: даже упав со стола, чудо-стакан не бился.
Чтобы развеять мифы вокруг граненого стакана, «История.РФ» обратилась к его исторической родине: первый стакан такого типа был выпущен 11 сентября 1943 года на стекольном заводе города Гусь-Хрустальный. Секреты производства нам выдала хранитель коллекции стекла Музея хрусталя им. Мальцовых Алла Чуканова.
– Алла Витальевна, так кто же все-таки придумал граненый стакан – Мухина или стеклодувы времен Петра Великого?
– Стаканы как форма посуды в петровскую эпоху, конечно, были. Но нужно просто понимать, что мы имеем в виду под словами «граненый стакан». Это стакан, выработанный методом прессования, у него форма в виде граней и широкий ободок. Раньше гранением называлось придание этой специальной формы стопам – огранка. Когда возник советский стакан, его стали называть граненым, но это не совсем правильно.
– Какие же стаканы существовали во времена Петра I? Чем они отличались от советских?
– При Петре стаканы гранили вручную. Могли просто выдувать, могли потом огранить. Но тот стакан, день рождения которого отмечают 11 сентября, – это граненый стакан советского времени. Он даже не выдувался – его грани появлялись прессованным способом, то есть сразу же.
– Какова роль Веры Мухиной в истории появления этих популярных стаканов?
– Тому, что Мухина была сопричастна к появлению именно этой, советской формы стакана, даже есть документальные подтверждения. Они хранятся в музее Веры Игнатьевны Мухиной в Феодосии. Несколько лет назад я связывалась с директором этого музея, Сергеем Онищенко, и он мне прислал справку, что у них действительно есть воспоминания художника Успенского, который был в рабочей группе, которой руководила Вера Игнатьевна. Как художник производства, она стояла у истоков создания Ленинградского завода художественного стекла и выполняла задание правительства.
– Что это было за задание?
– Им было поручено разработать эскизы посуды советского времени, которая могла бы использоваться в заведениях общепита. В то время уже появлялись и посудомоечные машины, и стаканы, как правило, бились, а их нужно было много. Специалистам было дано задание разработать такой стакан, который бы был прочный, красивый, удобный в эксплуатации, легко мылся. Успенский в своих воспоминаниях пишет, что было разработано очень много образцов разной посуды, в том числе и граненый стакан, который потом стали изготавливать на Гусевском хрустальном заводе.
– Но как ваш завод стал «родиной» знаменитых стаканов, если сама Мухина работала в Ленинграде?
– Здесь было производство с давними традициями и хорошо оснащенное. Здесь были опытные мастера, в том числе техническая база для выпуска сначала контрольного количества стаканов, а потом уже наладили выпуск этих изделий на Гусевском хрустальном заводе. Ленинградский завод в то время – это был маленький цех: там работали только художники и выпускали какие-то эксклюзивные изделия.
– Где граненый стакан был распространен прежде всего?
– Граненый стакан использовали в заведениях общепита – в столовых, в кафе. Его широкий ободок позволял хорошо мыть стакан в посудомоечных машинах. Помните автоматы с газировкой? Стакан [после использования] переворачивали, нажимали на донышко, и благодаря этому широкому ободку очень хорошо мылся краешек. К тому же стаканы были очень прочные, потому что применялся обжиг. Эти грани работали как ребра жесткости, и стекло становилось более прочным.
– Граненые стаканы широко использовались на железной дороге. Это правда, что стакан был сделан еще и таким образом, чтобы его сложно было разбить во время тряски в поезде или качки на корабле?
– Действительно, если граненый стакан упадет при качке на каком-нибудь корабле, он, благодаря своим граням, не сможет далеко укатиться и разбиться. Он не только более прочный, но и более удобный: упадет и будет здесь же лежать, под столом. В поездах дальнего следования еще разносят чай в таких стаканах, и даже с подстаканниками. У нас на опытном заводе до сих пор такие стаканы выпускают по заказам, они пользуются спросом! И на их донышке стоит логотип опытного стекольного завода – хрустальный гусь.
– Интересно, что выражение «сообразить на троих» появилось именно благодаря этим стаканам. Если налить в стакан водку до стеклянного ободка, то получится 167 граммов – ровно треть пол-литровой бутылки. Таким образом можно поделить водку «по совести». Но почему в какой-то момент граненый стакан стали ассоциировать именно с водкой, с пьянством? Его «светлый» советский образ оказался принижен…
– Да, есть такая версия. Это просто был самый дешевый и самый распространенный вид посуды. То, что было под рукой, то и использовали, в том числе и для этого. Знаете, в главной кулинарной книге советского времени, «Книге о вкусной и здоровой пище», все рецепты указывали не в граммах, а в стаканах! В граненый стакан умещалось 200 миллилитров молока или другой жидкости (а если до линии ободка, то 250), 230 граммов сахарного песка, 320 граммов соли, 160 граммов муки – там так и было указано. Все было в стаканах, а не граммах, поэтому было удобно, везде этот стакан использовали.
– Я читала, что в 80-е годы граненые стаканы начали массово взрываться. Это правда?
– Так как эта тема уже давно поднимается, тут были разные вопросы, и этот вопрос тоже возникал. У нас в Гусь-Хрустальном есть такой специалист – Юрий Абрамович Гулоян, он главный специалист Научно-исследовательского института стекла. Он нам сказал, что в 70-е годы на заводе стали использовать французские линии, на которых стаканы потом отжигались – как бы закаливались. Это для того, чтобы снять остаточное напряжение в стекле, любое изделие из стекла проходит отжиг. Закалка – это то же самое, только температурный режим немного другой. И вот на этих французских линиях стаканы взрывались – не выдерживали температуры. А те, что выдерживали закалку, служили недолго и рассыпались на осколки при небольшом ударе. От этих линий вскоре отказались и стали закаливать стаканы на отечественных машинах.
– Существует история о том, что изначально у таких стаканов было 16 граней – по числу советских республик, а ободок как бы символизировал их объединение внутри одного государства.
– Действительно, это одна из версий. Стаканы были с разным количеством граней – по-моему, от 8 до 20. Были и с 16 гранями – как раз 16 союзных республик входило в состав Союза в 1952 году. Это одна из версий, красивая легенда…
что значит, история создания, емкость и размеры
Еще сравнительно недавно на каждой кухне он занимал достойное место. Хозяйки использовали его для того, чтобы отмерить нужное количество муки или сахара. Главы семейств «соображали на троих» с его же помощью. А в советских автоматах с газировкой напиток наливался именно в такие, советские стаканы.
Образ этой прочной и удобной тары, ее граненая форма и широкий ободок уже давно стали для россиян чем-то родным и привычным.
История
На сегодняшний день существует несколько версий появления граненого стакана. По правде сказать, сделать однозначный вывод, какая из версий истинная, вряд ли возможно. Но обратимся к фактам.
Стакан, как один из предметов посуды, существовал еще во времена Петра I. Только технология его изготовления была несколько другой. Во времена известного русского царя стаканы выдували, а затем гранили вручную. Но известный всем граненый вариант получался благодаря совсем другой технологии – методу прессования.
Но история граненого стакана овеяна массой легенд и домыслов.
Широко известна история, когда один из работников стекольного завода города Гусь-Хрустальный преподнес царю стакан, который, якобы, невозможно разбить. Выпив содержимое, царь со всей силы бросил тару об пол и тот разлетелся вдребезги. Однако, Петр I не рассердился на дарителя, и даже произнес фразу: «Стакану быть!».
Многие историки утверждают, что первый стакан с необычной огранкой появился еще в эпоху Петра Первого.
Кстати, тут же берет начало еще одна легенда, о том, что бояре, не расслышав слова царя, решили, что он сказал: «Стаканы бить!» и отсюда повелась традиция бить посуду во время шумных застолий.
Царь якобы высоко оценил поделку, увидев, что во время качки на корабле пользоваться таким изделием очень удобно: даже упав со стола, чудо-стакан не бился.
На самом деле, достоверность этих историй доказать или опровергнуть сегодня практически невозможно.
Еще одна версия возникновения граненого стакана относится уже к советской эпохе. И одним из создателей этого стеклянного «чуда» считают Веру Мухину, скульптора, создавшего известную композицию «Рабочий и колхозница». А необходимость в стакане такого плана возникла из-за посудомоечных машин.
Согласно наиболее распространенной версии, придумала его известный советский скульптор Вера Мухина.
Как это ни странно звучит сегодня, но посудомоечные машины были уже 1940-х годах. Однако механизм их работы был настолько несовершенным, что большая часть посуды из тонкого стекла в процессе мойки билась. Вот и нужно было изобрести «модель», выдерживающую серьезные нагрузки. Да и без посудомоечных машин на предприятиях общепита стаканы бились в больших количествах. В общем назрела необходимость создания «противоударной» посуды. По заказу правительства стали работать над прочным, красивым и удобным в использовании стаканом.
В советские годы такие стаканы были повсюду: в столовых, ресторанах, кафе, они несли исправную службу в автоматах с газировкой, в вагонах поездов и были неотъемлемой частью любого застолья.
Кстати, по мнению некоторых, в те годы стакан не был изобретен, что называется, с нуля. Вера Мухина якобы воспользовалась эскизами русского изобретателя Николая Гавриловича Славянова, который, демонстрируя новый сварочный аппарат, сварил стакан с гранями из семи разных металлов. А Мухина просто сделала эту же модель из стекла. Другие же, услышав эту версию, ухмыляются и утверждают, что это неправда. В общем, историй создания граненого стакана существует множество, и определить одну истинную не представляется возможным.
Это был заказ от правительства. Она должна была придумать такой стакан, чтобы он был очень прочным, его удобно было мыть и просто держать в руке.
Но, как бы то ни было, 11 сентября 1943 года, на заводе города Гусь-Хрустальный были выпущены первые граненые стаканы. Не случайно именно этот день считается днем рождения такого незамысловатого предмета повседневного обихода.
Классический граненый стакан имеет 12, 14, 16 или 18 граней. Чем больше граней, тем дороже стакан.
Гранчак, он же малинковский, он же губастый…
Все эти эпитеты относятся к нему, к граненому стакану. Определение «гранчак» относится к стаканам времен Петра I. Они стали альтернативой кружкам из дерева. Наличие граней не позволяло стакану свободно перекатываться. За это он и получил такое необычное прозвище.
В стекло добавляли окись свинца (как и в хрусталь) и подвергали смесь специальной обработке. Поэтому граненный стакан предпочтительнее его «гладкого» собрата.
Отношение к советскому министру обороны Георгию Маленкову стакан имел весьма приблизительное. Просто чиновник пообещал определенным категориям военнослужащих фронтовые 200 грамм водки на обед. К слову, тем, кто не употреблял «жидкий паек», его заменили на сахар и табак. И тут же стакан, вмещавший ровно такое количество жидкости, получил свое новое имя – малинковский.
Георгий Маленков стал инициатором развития общепита в стране и именно он поручил Мухиной разработать мало бьющийся стакан для столовых.
Губастым же его стали называть после того, как на стаканах поверх граней появился ободок. Первые граненые стаканы такого ободка не имели, и пить из них было не очень удобно – жидкость проливалась. Поэтому стакан приходилось плотно прижимать к губам. Новое определение – губастый – помогало отличать первую модель от усовершенствованной.
Он не только более прочный, но и более удобный: упадет и будет здесь же лежать, под столом.
Кстати, каемочку на стакане стали называть «Анюткиным пояском». О какой Анютке шла речь и почему именно ее поясок остался в истории граненого, теперь уже неизвестно.
Когда нужно было налить что-то до этой каемки, то просили налить до «Анюткина пояска».
Применение
Области применения обычного гранчака настолько разнообразны и, порой удивительны, что вряд ли найдется еще хоть один предмет с такой же востребованностью.
- С его помощью отмеряли сыпучие и текучие продукты. Сегодня странно об этом слышать, но были кулинарные рецепты, в которых объем продуктов определялся стаканами. И эти рецепты находились не где-нибудь, а в «Книге о вкусной и здоровой пище» – основном учебнике для кулинаров! В стакан помещалось 200 мл жидкости (воды, молока и т.д.), 230 граммов сахарного песка, 320 граммов соли, 160 граммов муки. Поэтому никакая хозяйка не могла чувствовать себя во всеоружии, если под рукой не было этого чуда советской стеклянной промышленности.
По сей день граненый стакан — излюбленная мерка для хозяек при отмеривании продуктов.
- Налепить пельменей или вареников без стакана также не представлялось возможным. Тот, что побольше (200-250 мл) использовали, чтобы «вырезать» из теста заготовку для вареников, а его меньших «собратьев» (100 – 150 мл) подключали к процессу изготовления пельменей. Интересный факт: сегодня на прилавках магазинов есть много приспособлений для того, чтобы вырезать из теста заготовку для пельменей или вареников, но гранчак остается вне конкуренции.
Для вырезания кружочков из теста используют именно граненый стакан.
- С помощью стакана с солью избавлялись от повышенной влажности. Многие застали то время, когда рамы были двойными, и для того, чтобы на окнах не появлялся иней, между ними помещали стакан с солью. Соль впитывала лишнюю влагу, а стакан чувствовал себя вполне комфортно, благодаря толстому стеклу, из которого он был сделан.
В советское время на окнах ставились двойные рамы, между которыми в холодное время года образовывалась корочка льда или иней. Чтобы предотвратить это, между рамами ставили стакан с солью.
- Надежный атрибут приусадебного хозяйства. Некоторые дачники отказывались от картонных или торфяных стаканчиков для рассады в пользу гранчака. Стеклянный вариант считался более эстетичным, практичным и удобным вариантом.
Позволял сохранять чистый подоконник и привлекательный облик помещения.
- Известное выражение «сообразить на троих» своим происхождением тоже обязано граненому стакану. Бутылку водки (500 мл) невозможно было разлить на два стакана, а вот для трех «веселящей жидкости» было в самый раз.
Если налить в стакан водку до стеклянного ободка, то получится 167 граммов – ровно треть пол-литровой бутылки. Таким образом можно поделить водку «по совести».
Еще несколько необычных историй, связанных с граненым представителем стаканов. Предполагают, что стахановское движение вполне могло называться стакановским, так как фамилия всем известного передовика была не Стаханов, а Стаканов. Очевидно, что коммунистические лидеры не могли позволить существовать столь незвучной фамилии и в результате мы имеем то, что имеем.
Почему-то, в какой-то момент, граненый стакан стали ассоциировать именно с водкой, с пьянством. Его «светлый» советский образ оказался испорчен…
Даже распространенная фраза: «простой, как три копейки» имела непосредственное отношение к стакану, так как именно столько стоил классический представитель в самом начале своей славной истории.
Это был самый дешевый и самый распространенный вид посуды.
Еще один факт, получивший вполне прозаичное объяснение, имел место в начале 80-х годов прошлого века. Гранчаки вдруг стали «взрываться». В буквальном смысле. И даже ходила легенда о происках западных шпионов. Но все оказалось куда проще. На стекольных заводах стали активно внедрять новые производственные линии зарубежного производства. Пришлось немного отойти от заданной технологии, структура стекла была изменена. И стаканы стали рассыпаться. Все уладилось, когда немного доработали новую технологию. В общем, пришлось признать, что иностранные враги тут ни при чем.
На французских линиях стаканы взрывались – не выдерживали температуры. От этих линий вскоре отказались и стали закаливать стаканы на отечественных машинах.
Причины популярности
Сверхпопулярность этого изделия объясняется просто. Прежде всего, повсеместным применением. Вряд ли вы сможете назвать еще хотя бы один бытовой предмет, который бы так активно использовался в домашних условиях, на предприятиях общепита, в транспорте и в автоматах с ароматной газировкой. Такой уровень всеобщего признания поистине заслуживает Книги Рекордов Гиннеса.
А кто не помнит автоматы с газированной водой, стоявшие несколько десятилетий назад на улицах городов? Ведь в них также наливали газировку в граненые стаканы.
Удобство формы, отсутствие эффекта скольжения и повышенная прочность – именно благодаря таким показателям стаканы стали востребованы на железнодорожном транспорте для подачи чая пассажирам.
Чай, подаваемый в пассажирских поездах и налитый в граненый стакан с подстаканником – классика!
И еще одно бесспорное преимущество – простота в уходе. Стакан очень просто мыть, на нем нет «труднодоступных» мест и он легко отмывается, как руками, так и посудомоечной машиной.
Граненый стакан использовали в заведениях общепита – в столовых, в кафе. Его широкий ободок позволял хорошо мыть стакан в посудомоечных машинах.
Классическая модель имела 16 или 20 граней. Однако встречались варианты с 12, 14, 18 и даже 17 гранями.
Стаканы были с разным количеством граней – от 8 до 20. Были и с 16 гранями – как раз 16 союзных республик входило в состав Союза в 1952 году. Это одна из версий, красивая легенда…
Как видно, граненый стакан, как и наше государство, имеет богатую и неоднозначную историю. И все же именно его без преувеличения можно смело назвать достижением советского научно-технического прогресса.
Стакан принес в нашу жизнь немало выражений, ставших крылатыми, например, «найти истину на дне стакана», «без стакана не разберешься», «стакан наполовину пуст или наполовину полон», «буря в стакане воды», «устаканиться».
ВИДЕО: История советского граненого стакана.
Предыдущая
ПосудаОсобенности рюмки-лафитника
Следующая
ПосудаБарная посуда и ее описание
Интересные факты о советском граненом стакане / Назад в СССР / Back in USSR
Этот неотъемлемый атрибут советского быта был впервые изготовлен в 1943 году на старейшем стекольном заводе России в городе Гусь-Хрустальный именно в том виде, в каком мы привыкли его видеть.
Классика посуды советских времен, сегодня граненый стакан становится раритетом. Предлагаем познакомиться с интересными фактами, касающимися этой граненой посуды.
Советский граненый стакан создал скульптор. По крайней мере, так считается, что дизайн именно для этого стакана разработала известный советский скульптор, создательница знаменитого монумента «Рабочий и колхозница» Вера Мухина. По одной из легенд, она создала этот «шедевр» стеклянной посуды вместе с автором «Черного квадрата» Казимиром Малевичем в блокадном Ленинграде в 1943 году.
Стоимость стакана зависела от количества граней. Выпускались стаканы с 10, 12, 14, 16, 18 и 20 гранями. Были еще с 17, но выпуск с нечетным количеством граней более сложен, поэтому остановились на наиболее приемлемом и удобном – с 16 гранями. Первые граненые стаканы были с 10 гранями и стоили 3 копейки. Классический 16-ти гранный – 7 копеек, а если более рифленый, с 20 гранями, то 14 копеек. Но вместимость стакана оставалась неизменной: до стеклянного ободка — 200 мл, до краев — 250 мл.
Появление граненого стакана обусловлено научно-техническим прогрессом. Такую форму и структуру стакана продиктовала производственная необходимость, а не фантазия художника. Еще до войны советскими инженерами было изобретено чудо техники – посудомоечная машина, в которой могла мыться посуда только определенной формы и размера. Именно такой стакан очень подходил для этого агрегата, и к тому же он был очень прочный из-за толщины и особого способа изготовления стекла.
С советским граненым стаканом связано известное выражение «сообразить на троих». Во времена Хрущева запретили торговать водкой в розлив, а из продажи убрали очень удобные бутылки, называемые «мерзавчики» — по 125 мл и «чекушки» — по 200 мл. Теперь полулитровая бутылка водки в 2 стакана не помещалась, а на три делилась идеально – «по совести». Если налить в стакан до стеклянного ободка, то входит ровно 167 граммов водки, что составляет треть пол-литровой бутылки.
Молдавский историк называет советский граненый стакан, как причину пьянства в Молдавии. По словам Вячеслава Стэвилэ, до 1944 года, пока советские войска не освободили Молдову от фашистских оккупантов, в стране пили из маленьких стаканчиков объемом 50 миллилитров. Советские солдаты принесли граненый вместительный стакан, устойчивый от падения и прочный. После этого молдаване стали пить больше.
В народе советский граненый стакан называли «маленковским». Это связано с министром обороны Георгием Маленковым, по приказу которого для отдельных категорий военнослужащих выделялось 200 г водки, выдаваемой в обед. Тем же, кто не пил, позволялось обменять свою пайку в объеме граненого стакана на табачный паек или сахар. Это правило просуществовало недолго, но очень запомнилось многим служившим в то время.
В 80-е годы XX века советские граненые стаканы стали массово взрываться. В народе пошли слухи о новой антиалкогольной кампании, о происках капиталистов, покусившихся на «святое» и выбравших самый удачный объект. Но все оказалось намного прозаичнее. На завод поставили импортную линию по производству стаканов и перестали учитывать точную технологию изготовления. Как следствие, стаканы начали рассыпаться, лопаться по швам, у них отваливалось донышко. У одной женщины «взорвался» накрытый к празднику стол. Этот факт был отмечен в одном из выпусков сатирического киножурнала «Фитиль».
Советский граненый стакан повсеместно использовался в общепите. Это общеизвестный факт. Но мало кто знает, что этот факт признается специалистами неофициальным культурным знаком советской эпохи, как символ чего-то общественного, публичного, объединяющего. И это действительно так. Общие граненые стаканы стояли в автоматах с газированной водой, в столовых с компотом и кефиром, с чаем и киселем в детских садах и школах.
А на железной дороге до сих пор подают чай в граненых стаканах советского образца с подстаканником, что удивительно приятно и мило.
История знаменитой граненой посуды продолжается.
Кварц | Лица и грани
Вот несколько различных типов граней, которые могут встречаться в кристалле кварца.
Поддерживающий кристалл (7-сторонний кристалл). 7 линий, составляющих одну из его граней с идеальным треугольником прямо напротив этой грани. Помогает вам сосредоточиться и перемещаться по внутреннему пространству, чтобы найти и передать информацию.
Личная сила (Меркаба). Три грани встречаются в верхней точке, а три маленьких треугольных грани пересекаются между ними, где стороны встречаются с вершиной.Означает личную силу, удерживаемую в надлежащем месте духовной силой. Очень мощное сочетание для метафизической работы.
8-гранный. Восстанавливает баланс духа и материи. Помогает с изобилием, общением с гидами.
Кристалл Исиды (Богини). Любой кристалл хотя бы с одной 5-гранной гранью. Основной камень богини для мужчин и женщин, связанный с аспектом инь источника и защищенный им. Хороший камень мечты.
Лопата. Лицо и форма похожи на лопату.Помогает одной лопатой сквозь детали добраться до ядра и применить его к ситуации.
Нумерологический. Любые и все кристаллы с четко очерченными гранями. Подсчитайте линии, образующие контур каждого лица, сложите их, уменьшите до одной цифры. Затем вы можете получить доступ и более эффективно использовать мощность главного числа кристалла.
Ресивер. Кристалл кварца с одной широкой наклонной вверх гранью. Используется целителями для вытягивания, движения и получения энергии, часто в сочетании с генератором. Помогает вам быть более открытыми для новых концепций и идей.
Приемник-генератор. Кристалл-генератор с одной гранью, наклоненной внутрь больше, чем другие пять. Одновременно получать и проецировать энергию. Подходит для телепатического общения.
Путешественник во времени (временная ссылка). Параллелограммы, которые своим наклоном открывают вам окно в прошлое или будущее.
Передатчик. Кристалл с двумя симметричными 7-гранями по обе стороны от треугольной 3-сторонней грани. Помогает вам сознательно подключаться к более высоким измерениям для определенных целей.
Окно. Форма алмаза в центре передней части его граней, часто делает его семигранным кристаллом. Служит окном в другие измерения, помогая вам уравновесить энергии, когда вы работаете с ними.
История граненого стекла
Тайны жизни граненого стекла.
Если бросить молодое поколение посередине 20 , многое станет для них откровением. Предметы быта, которые можно найти в каждом доме, в общепите, в магазинах, поразили бы своей однообразностью.
Окунемся в прошлое. Автоматы с газировкой стоят на каждом углу. Люди стоят в очереди, чтобы выпить газированные напитки. Причем использовали не одноразовые стаканчики, а один на всех, граненый стакан. Из таких стаканов можно было утолить жажду квасом. Продавцы в чепчиках и фартуках на каждом шагу выливали его из бочки.
Кажется, что каждая грань отражает частичку истории Советского Союза, восстановленную после тяжелых военных лет.
Граненый бокал в классическом понимании — это сосуд с 16,17,18 или 20 гранями по объему 250 мл до краев.Его диаметр составляет 65 мм, а высота — 90 миллиметра.
Мало кто знает, что изначально граненый стакан выпускался всего с шестнадцатью гранями, что равнялось количеству союзных республик, входивших в состав СССР. И группа была символом их Союза.
Есть также очки меньшего объема и с другим количеством граней. Этот атрибут Советского Союза раньше был на кухне любой семьи. Сейчас это встречается гораздо реже и постепенно становится редкостью.
Граненый стакан уходит корнями во времена Петра Великого. Именно у него возникла идея делать крепкие блюда, из которых можно пить на кораблях. Однако идея Великого Императора изначально была направлена на создание стакана из металла. Но стеклодувы, подарившие ему граненый бокал, Петру понравились. Император выпил из нее, бросил на пол и громко крикнул: «Будущий стакан». Но все в округе слышали: «Ракеты». После этого в России стало традицией разбивать посуду на удачу.
В начале 19 На протяжении веков Гусевский хрустальный завод начал выпускать хрустальную посуду с гранями.
Стакан обычный, прочный, объемом 200, мл до «рисочки» и 250 мл до краев, окольцованный усиленным бортиком, появился в 1943 году и году.
Вера Мухина, известная нам как скульптор, создавшая памятник «Рабочий и колхозник», работала над улучшением формы граненого стекла.
Дело в том, что ей дали задание сделать прочный стакан, который можно было мыть в созданной в то время посудомоечной машине, которая широко использовалась в общепите по всей стране.Так как существовавшие на тот момент мытье обычных стаканов привело к массовому краху последних.
Таким образом, благодаря расчетам и усилиям Веры, 11 сентябрь 1943 каждый год появляется новое прочное граненое стекло.
Этот вездесущий атрибут Советского Союза использовался буквально повсюду: домохозяйки отмеряли им количество еды при приготовлении блюд, в столовых, в ресторанах из этих стаканов пили самые разные напитки.Известная фраза «давайте разберемся на троих» тоже пошла вслед за появлением стакана, так как поллитровую бутылку водки явно можно было налить сразу в три стакана. 167 мл.
Когда в 80 в начале 1990-х на хрустальном заводе начали менять оборудование, то технология производства граненых стаканов была нарушена и они стали массово взрываться при дальнейшем использовании. В то время даже ходила легенда, что его сделали специально для борьбы с пьянством.
Сегодня в продаже на интернет-сайтах можно найти очки, сделанные ранее. Они уже продаются как раритеты и покупаются в основном коллекционерами. Стоимость варьируется от 100 до 1 000 рублей в зависимости от года выпуска.
Граненые стаканы и по сей день производятся на той же фабрике, но уже не в тех количествах, что раньше. Средняя цена одного такого стакана — 50 -60 руб.
Сколько сторон у куба?
Что такое платоновое твердое тело?
Платоновое тело — это трехмерная фигура, грани которой представляют собой многоугольники с равными сторонами.Есть пять типов платоновых тел:
- У тетраэдра (пирамиды) три грани.
- У шестигранника (куба) четыре грани.
- У восьмигранника пять граней.
- У додекаэдра 12 граней.
- У икосаэдра 20 граней.
Все платоновые тела правильные, то есть у них равные стороны и углы, и у каждого из них одинаковое количество сторон, пересекающихся в каждой вершине. Каждая многоугольная сторона конгруэнтна, что означает, что размер и форма каждой стороны идентичны.
Платоновы тела получили свое название из-за исследований философа Платона. Он приписал эти формы огню, земле, воздуху, воде и небесам и основал на них свою теорию о Вселенной. Куб, согласно Платону, был отнесен к Земле из-за его четырехугольной регулярности, согласно Britannica .
E ежедневные кубики
Вы видите вокруг себя кубики каждый день. Вы кладете кубики сахара в горячие напитки и кубики льда в напитки, чтобы они стали холоднее.Некоторые коробки для салфеток имеют форму куба, как и некоторые декоративные кашпо и пуфики. Младенцы и малыши изучают моторику, играя с кубическими строительными блоками.
Знаменитый кубик Рубика . И дети, и взрослые любят эту головоломку в форме куба. Он был изобретен венгерским профессором архитектуры Эрнё Рубиком в 1974 году. Волшебный куб, как его впервые назвал Рубик, состоит из меньших кубиков, и каждая сторона главного куба представляет собой девять цветных квадратов.То, что начиналось как передвижной прототип, чтобы помочь его студентам-архитекторам, вскоре стало бестселлером, что привело к мировым чемпионатам по решению головоломок, побочным продуктам и спидкубингу.
C ubes в архитектуре
Правильная симметричная форма куба упрощает сборку. Когда дело касается конструкций, архитекторы считают геометрический дизайн признаком совершенства. Многие известные здания построены в форме кубов.
Mirrorcube — это отель, построенный среди деревьев в Швеции. Зеркальные стены маскируют помещение на фоне его окрестностей.
Apple Cube — это культовый вход в стеклянный куб во флагманском магазине Apple на Пятой авеню в Нью-Йорке. Как только вы войдете в поразительный стеклянный вход, винтовая лестница приведет вас в магазин.
В Лионе, Франция, модель Orange Cube стоит на берегу реки, в ее интригующем дизайне расположены офисы.С гигантскими пустотами по бокам здания создается впечатление, что кто-то откусил от него пару кусочков.
C ubes в Art
В начале 20 века художники Жорж Брак и Пабло Пикассо представили революционное направление в искусстве под названием кубизм . Предмет состоял из кубов и различных других геометрических форм, а не являлся реалистичной копией того, что было видно. Он проложил путь к абстрактному искусству и вдохновил творческие художественные движения будущего, такие как сюрреализм и футуризм.
Для демонстрации в галереях и музеях «белый куб» признан лучшим местом для демонстрации произведений искусства. Белые квадратные стены не позволяют отвлекать взгляд от висящих на них произведений искусства, помогая выделить цвета и детали в них.
Рисование кубов также помогает с перспективой в искусстве и может упростить рисование некоторых предметов, например фигур. Художники также используют кубы в произведениях искусства, чтобы привлечь внимание зрителя к определенным деталям, таким как свет, тень, цвета или используемые материалы.
C ubes в природе
Может показаться странным думать о кубах, встречающихся в природе, из-за их геометрической формы и жестких линий. И все же кубики в природе существуют.
Минерал под названием пирит состоит из кубовидных кристаллов, которые образуются в результате соединения двух атомов серы с атомом железа. Кристаллы галита тоже имеют кубическую форму, и вам лучше знать этот минерал как каменную соль.
Возможно, самый необычный пример кубиков в природе — это какашки вомбата .Из-за среды обитания вомбаты имеют невероятно сухой кал. Считается, что это помогает сохранить структуру куба неповрежденной при выведении из организма, поскольку он имеет форму куба на конце кишечника.
|
|
|
|
Определение фасета по Merriam-Webster
fac · et
| \ ˈFa-sət
\
1
: любой из определяемых аспектов, составляющих предмет (на момент созерцания) или объект (на момент рассмотрения)
Каждый аспект проблемы требует пристального внимания.
4
: гладкая плоская ограниченная анатомическая поверхность (как у кости)
A Руководство Если присмотреться к падающему снегу, можно увидеть В таблице справа показаны наиболее распространенные Эта страница является сокращенной версией Полевой справочник по снежинкам. |
Типы Снежинки |
Простой Призмы Шестиугольная призма — это самая простая геометрия снежного кристалла. (см. Снежинка Праймер).В зависимости от того, насколько быстро разные грани |
В |
Звездные пластины Эти обычные снежинки представляют собой тонкие пластинчатые кристаллы с шесть широких рук, образующих звездообразную форму. Их лица часто украшен удивительно сложной и симметричной маркировкой. |
Пластинчатый диаграмма морфологии снежного кристалла. |
Секторальные тарелки Звездные пластины часто показывают характерные гребни, указывающие на углы между соседними гранями призмы. Когда эти гребни Особенно выступающие кристаллы называются секторными пластинами. |
В |
Звездный Дендриты Дендритный означает «древовидный», поэтому звездные дендриты пластинчатые снежные кристаллы, имеющие ответвления и боковые ответвления. Это довольно крупные кристаллы, обычно диаметром 2-4 мм, которые легко увидеть невооруженным глазом. |
Звездный Snowflake Watching, чтобы узнать больше о наблюдении за снежинками.) |
Папоротниковый Звездные дендриты Иногда в ветвях звездных кристаллов бывает так много боковые ветви они немного похожи на папоротники, поэтому мы называем их папоротниковыми звездные дендриты.Это самые крупные снежные кристаллы, часто падение на землю диаметром 5 мм и более. Несмотря на их большого размера, это монокристаллы льда — молекулы воды выстроились от одного конца до другого. |
Некоторые снегопады почти не содержат ничего, кроме звездных дендритов и папоротниковых звездные дендриты. Это может стать настоящим зрелищем, когда они собираются в огромное количество, охватывающее все, что было видно. Сделан лучший пороховой снег, на котором вы опускаетесь на колени во время катания на лыжах. |
Полые колонны Шестиугольные колонны часто образуют конические полые области в их концы, и такие формы называются полыми колоннами.Эти кристаллы маленькие, поэтому вам понадобится хорошая лупа, чтобы увидеть пустоту регионы. |
Примечание как две полые области симметричны в каждом столбце. Иногда концы зарастают и заключают в лед пару пузырьков, как видно на последней картинке справа. |
Иглы Иглы — это тонкие столбчатые кристаллы льда, которые растут, когда температура составляет около -5 C (23 F).На твоем рукаве эти снежинки выглядят как небольшие кусочки белых волос. |
Один Одно из удивительных свойств снежных кристаллов заключается в том, что их рост меняется. от тонких плоских пластин до длинных тонких игл, когда температура изменяется всего на несколько градусов. Почему это происходит, остается кое-что научной тайны. |
Закрыто Колонны Эти кристаллы сначала вырастают в короткие столбики, а затем они дуют в ту область облаков, где рост становится пластинчатый.В результате два тонких пластинчатых кристалла растут на концы ледяного столба. Столбцы с ограничениями отображаются не во всех снегопад, но их можно найти, если поискать. |
В |
Двойные пластины Двойная пластина — это, по сути, колонна с крышкой и особенно короткая центральная колонна. Пластины так близко друг к другу что неизбежно одно растет быстрее и защищает другого от источник водяного пара. В результате получается одна большая пластина, соединенная с гораздо меньшего размера. Эти кристаллы обычные — много снежинок которые выглядят как обычные звездные пластины, на самом деле являются двойными пластинами, если вы посмотрите внимательно. |
В На первом рисунке справа показана двойная пластина сбоку. В второй снимок показывает двойную пластину с микроскопом, сфокусированным на меньшая тарелка. На третьем изображении обратите внимание на слегка расфокусированный шестиугольник, который примерно в шесть раз меньше основного кристалл. Этот шестиугольник — вторая сторона двойной пластины, соединен с основной пластиной малой осью. |
Разрезные пластины и звезды Это формы двойных пластин, кроме части одной пластина увеличивается вместе с частью другой пластины. Картина справа показаны все восемь способов сделать звезду-раскол. Раздельные пластины и звезды, как двойные пластины, обычны, но часто остаются незамеченными. |
Ты возможно, придется немного взглянуть на эти фотографии, чтобы увидеть, как эти два разных части подходят друг к другу.Обратите внимание, как в каждом случае кристаллы соединены в центре короткими осями. |
Треугольная Кристаллы Пластины иногда растут в виде усеченных треугольников, когда температура около -2 C (28 F). Если углы тарелок отростки, в результате получается странная версия звездного пластинчатого кристалла. Эти кристаллы относительно редки. |
Как ни странно, никто не знает, почему кристаллы снега превращаются в эти троекратно симметричные формы. (Обратите внимание, однако, что молекулярная структура треугольного кристаллы ничем не отличаются от обычных шестигранных кристаллов. В углы фаски у всех одинаковые.) |
12-сторонний Снежинки Иногда закрытые колонны образуют изгиб, 30-градусный твист, чтобы быть конкретным.Обе концевые пластины имеют шесть разветвлений. кристаллы, но один повернут на 30 градусов относительно другого. Это форма двойникования кристалла , в котором растут два кристалла. объединились в определенной ориентации. |
Эти кристаллы довольно редки, но иногда снегопад приносит довольно много мало. На картинке справа показан 12-сторонний, где два половинки широко разделены. |
Пуля Розетки Зарождение ледяного зерна иногда дает несколько кристаллы все растут вместе в случайных ориентациях. Когда разные части превращаются в столбцы, результат называется пулей розетка. Эти поликристаллы часто распадаются и остаются изолированными. пулевидные кристаллы. |
Иногда розетка пули может стать розеткой с насадкой, как показано в примере на крайний правый. |
Излучающий Дендриты Когда части поликристалла вырастают в дендриты, результат называется излучающим дендритом (также называемым пространственным дендрит). |
В Первый пример справа показывает излучающие пластины. Второй пример показывает папоротниковый звездный дендрит с двумя блуждающими ветвями вырастает из основной плоскости кристалла. |
Римед Кристаллы Облака состоят из бесчисленных капель воды, а иногда и эти капли сталкиваются с кристаллами снега и прилипают к ним. Замороженный капельки называются инеем. Все виды снежных кристаллов можно найти украшенные инеем. Когда покрытие особенно тяжелый, так что сборка похожа на крошечный снежок, результат называется граупель . |
В Первые два изображения справа имеют относительно легкое покрытие изморозью. Последний пример полностью покрыт инеем, но вы все еще можете увидеть шестикратная симметрия нижележащего звездного кристалла. |
Необычные кристаллы Наиболее распространенные снежные кристаллы на сегодняшний день имеют неправильную форму. кристаллы.Они маленькие, обычно собраны вместе и показывают мало симметрии, наблюдаемой в звездных или столбчатых кристаллах. |
Искусственный Снег Снежные машины стреляют смесью воды и сжатого воздуха. из форсунок. Вода выходит мелкими каплями, а воздух охлаждается при декомпрессии, в результате чего капли замерзают. Фанат, поклонник сдувает ледяные куски на склоны. На картинке справа видно, что |
Если вы хотите выйти на улицу и посмотреть на снежных кристаллах для себя рекомендую свой новый книга — Полевой справочник Кена Либбрехта по снежинкам . Эта книга содержит гораздо более полный список различные типы снежных кристаллов, а также то, как их найти. Как только вы узнаете, что искать, наблюдение за снежинками станет увлекательным отдых! |
Классификация Снежинки |
Как классифицируют снежинки? Это не так просто, потому что то, как вы делите разные типы, в некоторой степени дело вкуса. Есть хорошая аналогия с породами собак. Определение различных пород принимается комитетом людей, и действительно можно вывести сколько угодно пород. И независимо от того, сколько разных пород вы определите, некоторые собаки будут смешанные, не принадлежащие ни к одной породе. Снежинки бывают разных типов, и вам нужно их подарить. имена, если вы хотите о них поговорить. Но никогда не будет точный способ определения различных типов. Я предпочитаю 35 типов показано вверху этой страницы, но другие придумали альтернативные схемы классификации.Некоторые из них показаны ниже. |
Международная классификация |
Накая |
Магоно и Ли |
[1] Б. Мейсон, в Физика Облака (Oxford University Press, 1971) [2] U.Накая, Снежные кристаллы: , натуральные и искусственные, (Гарвардский университет Press, 1954). [3] К. Магоно и К. В. Ли, Метеорологическая классификация естественного снега Кристаллы , журнал факультета естественных наук Университета Хоккайдо, 1966. |
Додекаэдрический кристалл — обзор
8.1 Додекаэдр
Существует много соединений лантаноидов, имеющих координационные полиэдры, близкие к додекаэдру с треугольными гранями.Остается большой интерес к различным окружениям и комбинациям лигандов, для которых додекаэдрическое расположение является благоприятным.
Структура Dy (NTA) (H 2 O) 2 состоит из атомов диспрозия с пятью ацетатными атомами кислорода, двумя молекулами воды и одним атомом азота, расположенными по углам искаженного додекаэдра. Каждый нитрилотриацетатный лиганд представляет собой гексадентат с одним ацетатным атомом кислорода, не скоординированным с каким-либо атомом металла, и двумя карбоксилатными атомами кислорода, координированными с атомами металла в соседних молекулах.Таким образом, структура является полимерной [84].
Полимерные структуры, содержащие додекаэдрически координированные атомы металлов, встречаются среди карбоксилатов более тяжелых лантаноидов. Эрбий в [Er (HOCH 2 COO) — (OCH 2 COO) (H 2 O)] H 2 O координирован с восемью атомами кислорода, представленными гидроксиацетатом, оксиацетатом и молекулой воды [89 ]. Ацетатные группы действуют как мостиковые лиганды, и результирующая структура показана на рис. 5.16.
Фиг.5.16. Проекция структуры Er (HOCH 2 COO) (OCH 2 COO) (H 2 O) · H 2 O.
(из Grenthe [89])
Додекаэдры встречаются попарно, разделяя пара атомов кислорода на общем краю, и их форма искажена от идеальной. Таким образом, есть две пересекающиеся трапеции с углами θ A = 34,5 ° и 37,4 °; θ B = 73,2 ° и 69,5 °. В кристаллической структуре [88] Er (HOCH 2 COO) 3 · 2H 2 O.Каждый металл связан с восемью атомами кислорода, образуя искаженный додекаэдр. Один Er находится в форме комплексного аниона [Er (HOCH 2 COO) 4 ] — , а другой Er находится в форме комплексного катиона, [Er (HOCH 2 COO) 2 (H 2 O) 4 ] + . И комплексный катион, и анион связаны друг с другом в двух измерениях водородными связями, образующими слои с плоскостью « ab ». Гликолятные лиганды образуют хелаты по m краям обоих додекаэдров.
Комплекс (NH 4 ) 3 CeF 7 · H 2 O существует в виде димера, в котором додекаэдры имеют общее ребро [82]. Каждый атом церия окружен восемью атомами фтора, образуя искаженный додекаэдр. Два додекаэдра соединены вдоль ребра, образуя центросимметричный ион [Ce 2 F 14 ] 6-, как показано на рис. 5.17.
Рис. 5.17. Структура димерного аниона в (NH 4 ) 3 CeF 7 · H 2 O (из Райана и Пеннемапа [82]).
(от Ryan and Pennemap [82])
Тетракишексафторацетилацетонаты Eu и Y изоморфны и имеют додекаэдрическое расположение D 2 с хелатными кольцами, охватывающими g ребра многогранника. В этой структуре, а также в случае NH 4 [Pr (TTA) 4 ] · H 2 O, кольца соединяют между собой трапеции додекаэдра. Структура иттриевого комплекса соответствует сильной ионной паре с ионом цезия, окруженным восемью атомами фтора из двух соседних фрагментов Y (HFA) 4–.Координационный додекаэдр в комплексе [Y (HFAcAc) 4 ] — , если смотреть вниз по двойной оси через ион иттрия, показан на рис. 5.18.
Рис. 5.18. Координационный додекаэдр в ионе тетракис (гексафторацетилацетонато) иттрата (III) виден вниз по двойной оси через ион иттрия.
(перепечатано с разрешения Bennett, MJ, FA Cotton, P. Legzdins and SJ Lippard, 1968, Inorg. Chem. 7, 1770–1776) Copyright © 1968
В комплексе NH 4 [Ho (tropolanto) 4 ] м ребер перекрыты, так как комплекс имеет небольшой прикус [125].Аналогичная ситуация с разделением m ребер встречается в тетракис [4,4,4-трифтор-1- (2-тиенил) -1,3-бутандион] церия (III) изохинолиния, и додекаэдр искажается образованием водорода связь иона изохинолиния с одним из хелатных атомов кислорода [126].
В целом, большинство комплексов типа [M (бидентатный) 3 (единичный) 2 ] n + имеют квадратную антипризматическую стереохимию.