Палехские художники: Художники Палеха

By alexxlab No comments

«Палех: кисть и книга»

От составителя

Особым разделом в процессе изучения фонда редких книг Ивановской областной библиотеки для детей и юношества всегда являлась тема творчества художников-иллюстраторов и оформителей книг. Их творчество непосредственно и тесно связано с общей историей книги. Исследовать эту тему во всей ее полноте невозможно, обходя стороной такие аспекты, как оформление книг и книжные иллюстрации.

Иллюстрация (от лат. illustratio – освещение, наглядное изображение) – изображение, сопровождающее, дополняющее и наглядно разъясняющее текст. Собственно, как область искусства, иллюстрация – это изобразительное истолкование литературного или научного произведения. В строгом значении термина к иллюстрации следует относить произведения, предназначенные для восприятия в определенном единстве с текстом, то есть непосредственно участвующие в процессе чтения. Поэтому, изучая любой книжный фонд, невозможно обойти вниманием творчество иллюстраторов. Более того, в процессе исследования материалов фонда ИОБДЮ у данной темы обозначился интересный краеведческий аспект.

Яркой страницей в истории книжного оформления и искусства иллюстрации является творчество художников Палеха – прославленного художественного центра России, гордости Ивановской области. Таким образом, в общем контексте изучения книжного фонда библиотеки вполне обоснованно была выделена тема книжного творчества художников-палешан.

Представленный в настоящем издании материал вполне может лечь в основу книжно-иллюстративных выставок или бесед на тему искусства Палеха, организованных в библиотеках Ивановской области.

Палехские художники-иллюстраторы и оформители книг

Палех – село, известное по архивным данным с XIV века. Его жители издавна занимались иконописанием. Наиболее ранние из дошедших до нашего времени палехских икон относятся к XVI веку. А к концу XVIII века Палех стал известен в России как крупный центр иконописания. Местные крепостные крестьяне создали произведения, которые по аристократизму стиля превосходят понятие «провинциальная народная икона» совершенством форм, колористической изысканностью, каллиграфией рисунка. Исполнительской культурой они не уступают, а порой и превосходят достижения иконописцев Москвы, Ярославля, Костромы.

Вместе с иконописной культурой в сельской среде, долгое время сохранявшей патриархальный уклад жизни, была развита и традиция устного народного творчества, ставшая позднее источником тем и сюжетов росписей черно-лаковых предметов из папье-маше. Здесь бережно сохранялась древняя славянская культура декоративной орнаментации бытовых предметов и украшений деревянной резьбой.

Многовековую художественную культуру Палех донес до XX века. Тем, что она не погибла, а нашла свое воплощение в искусстве лаковой миниатюры, мы обязаны подвижнической деятельности живых ее носителей – Ивана Голикова, Александра и Ивана Зубковых, Александра и Владимира Котухиных, Ивана Маркичева, Ивана Баканова, которые 4 декабря 1924 года организовали Палехскую Артель древней живописи. Они объединили в лаковой миниатюре две могучие ветви национального творчества: искусство иконописания и традицию народного творчества.

Художники Палеха поняли, что черный фон и плоскость объемных предметов имеют особые свойства и законы декорирования, что орнаментально выстроенный сюжет на таком изделии находится в ином измерении времени и пространства, отличном от иконного и реально видимого. Палехские образы несут в себе художественные идеи претворения в мир той поэзии, где сказка существует как реальность, а действительность окрашивается фантазией.

Всего за одно десятилетие искусство палехской миниатюры приобрело характер ярко выраженного стиля с уникальной художественной спецификой и отработанными техническими приемами. Палехская роспись – это радуга красок на черном фоне. Рисунок легкий, изящный, с плавными, округлыми линиями. Пишут палехские мастера яркими темперными красками, иногда густыми, плотными мазками, а чаще – тонкими, подобно акварели, прозрачными слоями – «плавью», как говорят палешане. Роспись стилизуется под икону. Фигуры в ней выглядят чуть плоскими, перспектива – «обратной» (то, что расположено не на переднем плане, рисуется выше). Но на создании самого изображения работа мастера не заканчивается. Следующая стадия – украшение композиции золотом. Золото, как и все другие краски, каждый художник готовит для себя сам. Тончайшие листы сусального золота перетираются со специальным составом пальцами. Золотая штриховка бывает иногда настолько тонкой, что наносят ее, работая с увеличительным стеклом. Кисточки используют особенные, тоже самодельные. Когда миниатюра готова, ее обрамляют сложным золотым узором. Палехское письмо требует от художника огромного труда, мастерства, фантазии и времени.

Старейшины Палеха обусловили строгими рамками канона созданную ими орнаментально-изобразительную систему, которую как традицию завещали последующим поколениям художников. В самом названии их объединения – Артель древней живописи – была заложена художественная программа палехского искусства: ориентация на выверенные веками духовно-эстетические достижения мировой культуры. Но четко обозначенные рамки палехского канона не являются препятствием для раскрытия творческой индивидуальности каждого мастера, благодаря заложенным в этой системе широким возможностям орнаментально-декоративного оформления лакового предмета.

Художники Палеха в большей степени известны как лаковые миниатюристы, но круг применения их мастерства довольно широк. Уже в 1930-х годах они работали не только в технике лаковой миниатюры, но пробовали себя и в росписях по фарфору, и в оформлении театральных постановок, и в настенной живописи. Палех XX века, ищущий новые пути творчества, не мог не встретиться с книгой. Торжественно-нарядное искусство палехской лаковой миниатюры превосходно и органично ложилось на плоскость книжного листа. Книжная иллюстрация художников-миниатюристов – это уникальное направление искусства, уходящее в тысячелетнюю давность. Используя опыт византийской иконописи, рукописной книги, лубка, пропущенные через самобытное авторское восприятие первоисточника, художники Палеха и по сей день создают неповторимые произведения, наполненные магией многовековой российской культуры.

А начиналось все с творчества Ивана Голикова.

Справка

Голиков Иван Иванович (1886-1937) – иконописец, художник лаковой миниатюры. Заслуженный деятель искусств.

Родился в Москве в семье потомственного живописца. Учился иконописи в мастерской Софоновых (Сафоновых) в Палехе (1897-1901). Считался универсальным мастером-иконописцем. Работал в иконописных мастерских Москвы и Петербурга. Расписывал храмы. Иван Голиков учился один год в Центральном училище технического рисования барона А.Л. Штиглица. Участвовал в Первой мировой войне (1914-1917).

В 1922 году И.И. Голиков первым из палешан начал расписывать изделия из папье-маше. В 1924 году он стал инициатором и учредителем Артели древней живописи. Иван Иванович Голиков написал около 1000 произведений лаковой миниатюры (1922-1937). Он участвовал в создании стенных росписей, монументальных панно, театральных декораций, книжного оформления, агитационного плаката, расписывал фарфор. С 1923 года стал принимать участие в выставках. Работы И.И. Голикова можно увидеть в Государственном музее палехского искусства, Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Музее наивного искусства, Сергиево-Посадском государственном историко-художественном музее-заповеднике, Киевском музее русского искусства и других.

В начале 1930-х годов в издательстве «Академия» было решено выпустить художественно-иллюстрированное издание «Слова о полку Игореве». Сначала предполагалось привлечь к его подготовке нескольких палехских художников, но затем, по инициативе М. Горького, было решено поручить оформление всей книги, начиная с переплета, одному И.И. Голикову. Работа над книгой продолжалась с 1932 года по 1933 год. Художником выполнены: рисунок переплета, титульный и контртитульный листы, заставки, концовки, буквицы (инициалы), форзацы, а также написан весь текст торжественным и строгим шрифтом – древним полууставом, творчески переработанным Голиковым.

Сейчас эта очень редкая книга (первоначальный тираж ее составил всего 3300 экземпляров) – гордость национальной культуры. К сожалению, «факсимильное» переиздание «Слова о полку Игореве», предпринятое Гослитиздатом в 1959 году тиражом 3 тыс. экземпляров, не дало сколько-нибудь верного представления о шедевре И.И. Голикова: в нем отсутствуют иллюстрации, искажены пропорции рукописного текста.

В фонде Ивановской областной библиотеки для детей и юношества хранится издание «Слова о полку Игореве» с иллюстрациями Ивана Ивановича Голикова, выпущенное в Туле в 1991 году. Издание миниатюрное, поэтому и количество иллюстраций минимально – их шесть:

1. «Песнь Бояна».


Певец с гуслями помещен под орнаментальным деревом, через заросли пролагает себе путь волк, в небе парит орел. Так художник передал в живописи поэтические сравнения, которыми автор «Слова о полку Игореве» характеризует Бояна, легендарного древнерусского певца и сказителя: «Боян вещий, если кого хотел воспеть, то носился белкою по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками. ..». И тут же на взвившемся свечой коне огненно-красного цвета – князь Игорь грозно ощетинился копьем и закрылся щитом. Рядом – его жена Ярославна.


Художественный стиль миниатюры примечателен слиянием двух противоположных начал. Одно из них можно определить как живописное, проявляется оно особенно четко в живописных приемах изображения неба и облаков. Второе начало – графическое, его мы видим в изображении фигур: формы четко и определенно очерчены линией, и то, что замкнуто линией, окрашено в определенный цвет.

2. «Поход».


Русские воины вступили в дикую половецкую степь. Их сопровождают лисицы и орлы, на дереве – посланник богов, фантастическая птица Див, а вдали – половцы движутся на своих скрипящих телегах, заманивают русских.


В этой иллюстрации художник дает чудесные вариации на мотив знаменитой картины-иконы времен Ивана Грозного «Церковь воинствующая». Эту икону он изучал весьма тщательно и глубоко, по всему видно, очень высоко ее ценил.

3. «Битва».


Композиция «Битва» является одним из вариантов многочисленных голиковских битв, которых художник написал больше сотни. Этот вариант очень многолюден, типаж воинов приведен в единство с другими иллюстрациями текста.

4. «Пленение».


В этой композиции И.И. Голиков стремился к тому, чтобы подчинить свое видение законам двухмерного мира изобразительной плоскости. Картина схватки князя с половцами получилась очень напряженной, обнаженно показано состояние крайних аффектов, яростные переживания воинов, сплетенных смертельными узами. Здесь мастерство композиции состоит в том, как художник выразительно и ясно изобразил тесное переплетение тел многих воинов вокруг фигуры русского князя, показал, как цепко половцы охватили тело Игоря, оплели его руки и ноги. Фон темный, красно-бурый – цвет запекшейся крови.

5. «Плач Ярославны».


В этой миниатюре очень живописно разработан пейзаж: всплески расходившегося моря, грозовое кипение облаков, сверкание ослепительного солнца. Все созвучно смятению и тревоге Ярославны. Великолепно пышны узоры на ее одеждах: растительные мотивы сплетаются с чудовищными звериными образами. В центре композиции – княгиня Ярославна. Ее одинокая фигура на стене кремля господствует среди сложного пейзажа, соединяющего отдаленные и разные места действия. Интересно, что в уменьшенном размере фигура Ярославны еще трижды изображается в разных местах этого пейзажа: княгиня заклинает стихии и как бы присутствует на поле битвы, омывая раны Игоря.

6. «Бегство Игоря из плена».


Художник изображает звездную южную ночь. Колорит приглушенный, сине-зеленый, лиловый, коричневый. Яркие красные пятна плащей князя Игоря и его сообщника выводят живопись из плана натурализма в область декоративно-поэтической живописи. Начало бегства дано крупным планом: Игорь выходит из палатки, на земле спят сторожа. А вокруг главного эпизода изображены события, где царит тревожная сумятица ночного бегства и преследования.

Большой интерес читателей вызвало выпущенное в 1980 году миниатюрное издание «Слова о полку Игореве», иллюстрированное заслуженным художником РСФСР Романом Леонидовичем Белоусовым. Миниатюры на иллюстрациях легкие, почти прозрачные. Книга вышла в Верхне-Волжском издательстве города Ярославля.

Справка

Белоусов Роман Леонидович (1928-2008) – художник лаковой миниатюры. Заслуженный художник РСФСР (1974). Член Союза художников с 1958 года.

Роман Леонидович окончил Палехское художественное училище в 1949 году. Учился у Д.Н. Буторина, А.В. Котухина. Участвовал в создании монументальных панно, стенных росписей, книжной миниатюры. С 1956 года Р. Белоусов – постоянный участник выставок. Сейчас работы художника представлены в Государственном музее палехского искусства, Ивановском областном художественном музее, Музее наивного искусства, Государственном музее этнографии народов России, Художественном фонде России.

К 800-летию «Слова о полку Игореве» издательство «Советская Россия» выпустило этот памятник древнерусской литературы с оформлением Бориса Диодорова, он же является автором макета. Цветные миниатюры принадлежат кисти Раисы Смирновой. Издание книги юбилейное, имеет большой формат, много страничных иллюстраций.

У Раисы Алексеевны Смирновой свой подход к композиции рисунка. Даже традиционные сюжеты художница пишет по-своему, в новой интерпретации.

Справка

Смирнова Раиса Алексеевна (1935-1996) – художник лаковой миниатюры. Член Союза художников с 1971 года.

Раиса Алексеевна окончила Палехское художественное училище в 1957 году. Занималась оформлением книг. Участница выставок с 1964 года. Работы Р.А. Смирновой можно увидеть в Государственном музее палехского искусства, Ивановском областном художественном музее, Государственном Русском музее, Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, Художественном фонде России, Государственном музее современной истории России.




После изданий «Слова о полку Игореве» палешане не paз брались за книжное оформление. Более всего искусство Палеха связано с русской народной сказкой, легендой, песней. Связь с литературным текстом, ровно как музыкальность и песенность, – важнейшее свойство этого творчества.

Большой интерес представляют издания русских народных сказок, проиллюстрированные А.М. Куркиным.

Справка

Куркин Александр Михайлович (1916-2003) – художник лаковой миниатюры. Член Союза художников с 1950 года.

Окончил Палехское художественное училище в 1940 году. Учился у Н.А. Правдина, Н.М. Зиновьева. А.М. Куркин принимал участие в создании стенных росписей, монументальных панно, театральных декораций, книжного оформления, расписывал мебель. Участник выставок с 1955 года.

Работы Александра Михайловича представлены в экспозициях Государственного музея палехского искусства, Ивановского областного художественного музея, Государственного русского музея, Музея наивного искусства, музея Пушкинского Дома, а также в Художественном фонде России, Государственном музее современной истории России.

Издательство «Аврора» выпустило сказки с иллюстрациями А.И. Куркина в двух вариантах: в виде книги и открыток большого формата. Эти издания содержат по шестнадцать иллюстраций. Все они выполнены в традиционном палехском стиле – на черном поле, выгодно оттеняющем богатую гамму красок.

С раннего детства нам знакомы и близки сказочные образы: в стремительном прыжке взвился тонконогий конь с всадником, а внизу волнуется народ: достанет ли удалец заветный перстень с руки царевны? Это «Сивка-Бурка»! А вот изумленные старик со старухой и рядом – скромница Снегурочка – утеха их старости. Как зачарованный смотрит на нее Лель. Василиса Прекрасная, Кащей Бессмертный, Морозко, Два Ивана – солдатских сына…

Часто привлекало палешан к оформлению книг Верхне-Волжское издательство. Так, в 1971 году издательство выпустило «Русские народные сказки», оформленные Р. Белоусовым.





Конечно, выпущенное Ярославским полиграфкомбинатом издание хуже воспроизводит иллюстрации художников-палешан, но большой тираж сделал книгу более доступной. Так, тиражом 250 тыс. экземпляров была выпущена сказка «По щучьему велению», оформленная художником Сергеем Адеяновым.



Справка

Окончил Палехское художественное училище в 1979 году. Учился у художника Б.М. Немтинова. Участник выставок с 1984 года. Адеянов Сергей Яковлевич (1953 г.р.) – художник лаковой миниатюры. Член Союза профессиональных художников России при ЮНЕСКО с 1994 года. Лауреат Государственной премии России (1996).

С.Я. Адеянов – автор монументальных панно, книжных миниатюр, пишет иконы. Работы Сергея Яковлевича представлены в Государственном музее палехского искусства.

Большим тиражом в Верхне-Волжском издательстве были выпущены «Муромские сказки», записанные И. Климовым и обработанные В. Святозаровым. Сказки оформил В. Ходов.

Справка

Ходов Валентин Михайлович (1942-1988) – художник лаковой миниатюры. Серебряный медалист Академии художеств СССР (1974), лауреат премии Ленинского комсомола (1978), заслуженный художник РСФСР (1985). Член Союза художников с 1971 года. Председатель правления Палехской организации Союза художников РСФСР (1986-1988).

Валентин Михайлович окончил Палехское художественное училище в 1962 году. Учился у Ф.А. Каурцева, Б.М. Немтинова. Участвовал в создании стенных росписей, монументальных панно, театральных декораций, книжного оформления. Владимир Михайлович – член редакционной коллегии журнала «Юный художник» (1978-1988). Участник выставок с 1968 года. Работы В.М. Ходова хранятся в Государственном музее палехского искусства, Музее наивного искусства, Государственном Русском музее, Государственном историческом музее, Ивановском областном художественном музее, Художественном фонде России, Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, Всероссийском музее А.С. Пушкина «Мойка 12», Плесском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике и др.




Примером работы палешан в книжной графике может служить книга «Садко», выпущенная издательством «Советская Россия» и проиллюстрированная заслуженным художником РСФСР Б. Кукулиевым и художницей К. Кукулиевой.После окончания Палехского училища Валентин Ходов стал страстным подражателем творческой манеры Павла Баженова. Но потом он понял: надо не копировать большого мастера, а учиться у него и искать свое. Выработав свой почерк, В. Ходов чаще всего обращался к сказочно-былинным сюжетам.

Справка

Кукулиев Борис Николаевич (1936 г.р.) – художник лаковой миниатюры. Лауреат премии Ленинского комсомола (1970). Народный художник РСФСР (1985). Награжден дипломом первопечатника Ивана Федорова (1975). Удостоен Большой Золотой медали международной выставки книги (1977), ордена «Кирилла и Мефодия» I степени (1978). Член Союза художников с 1966 года.

Окончил Палехское художественное училище в 1957 году. Учился у Ф.А. Каурцева, А.В. Котухина, М.И. Шемарова, Д.Н. Буторина, А.В. Борунова.

Борис Николаевич участвовал в создании стенных росписей, монументальных панно, театральных декораций, икон. Достиг высокого мастерства в искусстве оформления книги. С 1993 г. Б.Н. Кукулиев – руководитель творческой мастерской «Палешане». Участник выставок с 1958 г. Работы художника представлены в Государственном музее палехского искусства, Ивановском областном художественном музее, Государственном Русском музее, Государственном историческом музее, Государственном музее этнографии народов России, Плесском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике, Художественном фонде России и др.



Кукулиева Калерия Васильевна (1937 г.р.) – художник лаковой миниатюры. Заслуженный художник РСФСР (1974). Награждена дипломом первопечатника Ивана Федорова (1975). Удостоена Большой Золотой медали международной выставки книги (1977), ордена «Кирилла и Мефодия» I степени (1978). Член Союза художников с 1966 г.

Калерия Васильевна окончила Палехское художественное училище в 1957 году. Училась у Ф.А. Каурцева, А.В. Котухина, М.И. Шемарова, Д.Н.Буторина, А.В. Борунова. Участвовала в создании стенных росписей, монументальных панно, икон. К.В. Кукулиева достигла высокого мастерства в искусстве оформления книги. Участница выставок с 1958 года. Работы художника представлены в Государственном музее палехского искусства, Ивановском областном художественном музее, Государственном Русском музее, Государственном историческом музее, Художественном фонде России и др.

Супруги Кукулиевы работали над книгами «в две руки». Под некоторыми иллюстрациями можно встретить две подписи. У них, как у художников, много общего и у каждого – что-то свое: работы Калерии Васильевны более лиричны, Бориса Николаевича всегда привлекали героические темы.

Совместному труду над иллюстрацией книги «Садко» они отдали 10 лет. В книге получилось почти пятьдесят красочных разворотов с рукописным текстом. На одной странице – море синее, корабли по нему плывут дивные. На другой – царство подводное. На третьей – Чернавушка смотрит с листа.

Так же как в свое время И.И. Голиков, супруги Кукулиевы написали кистью весь текст былин «Садко», «Василий Буслаев», «Смерть Василия Буслаева», нарисовали заставки, концовки, буквицы, выполнили много иллюстраций. В отличие от торжественно-строгой композиции и рисунка текста Ивана Голикова здесь шрифт и композиция свободны, романтичны.

Тема былинного героя, защитника народа богатыря Василия Буслаева оказалась близка и Владимиру Кочупалову. Он проиллюстрировал поэму С. Наровчатова «Василий Буслаев», рассказывающую о первой русской республике, о народе – хозяине своей судьбы.

Справка

Кочупалов Владимир Дмитриевич (1937 г. р.) – художник лаковой миниатюры. В 1957-1962 гг. учился в Палехском художественном училище. В 1962-1989 гг. работал в Палехских художественно-производственных мастерских. Занимался книжной иллюстрацией.

Владимир Дмитриевич пишет стихи. Тематика его произведений – фольклор, литература.

Работы В.Д. Кочупалова хранятся в Государственном музее плехского искусства.

У славянских народов с древнейших времен существовал обычай славления воинов-героев и полководцев. Фольклор – историческая память народа. В былинном эпосе, героических сказаниях отражены события исторического значения. Наверное, поэтому так близка эта тема палешанам. Она проходит «красной нитью» через творчество М. Шемарова. «Русь Богатырская», «Дива Былинные», «Илья Муромец» – вот примеры книг, проиллюстрированных им.



Справка

Шемаров Михаил Иванович (1914-1998) – художник лаковой миниатюры. Член Союза художников с 1962 года. Учился в профессиональной технической школе (1930-1933).

М.И. Шемаров окончил Палехское художественное училище в 1939 году. Учился у И.М. Баканова, Н.М. Зиновьева, Ф.А. Каурцева. В 1958 году окончил педагогическое отделение Московского художественно-промышленного училища имени М.И. Калинина (ныне – Колледж прикладного искусства Московской государственной художественно-промышленной академии имени С.Г. Строганова). В 1945-1652 гг. М.И. Шемаров занимал должность директора Палехского художественного училища, в 1956-1969 гг. продолжил работу в этом учебном заведении в качестве преподавателя. Участвовал в создании монументальных панно, занимался книжным оформлением. Участник выставок с 1960 года. Работы М.И. Шемарова хранятся в Государственном музее палехского искусства, Государственном Русском музее, Художественном фонде России.

Палешане обращались к творчеству многих писателей и поэтов русской и мировой литературы, начиная с Гомера и заканчивая современными авторами. Чаще всего это были случайные эпизодические встречи. Но творчество А. Пушкина – самая светлая и вдохновленная любовь Палеха. Пластичность, картинность и ясность пушкинских образов, его близость к народному творчеству прекрасно переходят в краски и золото палехской живописи.

Право первооткрывателя пушкинской темы принадлежит А.В. Котухину. Вслед за ним к творчеству поэта обратились И.П. Вакуров, Д.Н. Буторин, И.И. Голиков. И все это на протяжении первого года существования Артели. С тех пор творчество А.С. Пушкина стало настоящим университетом искусства для палешан. Можно сказать, что в Палехе нет ни одного мастера, который не работал бы над пушкинскими образами.

Большой интерес представляет издание книги «Руслан и Людмила», проиллюстрированное художниками В.Д. Дудоровым и Б.М. Париловым.

«Руслан и Людмила» – поэма, полюбившаяся палешанам. И это не случайно, ведь она была естественным продолжением излюбленных палешанами песенно-сказочных мотивов. В фонде библиотеки хранятся два издания поэмы, проиллюстрированные Б. Париловым и В. Дудоровым.

Справка

Парилов Борис Николаевич (1922-1985) – художник лаковой миниатюры. Член Союза художников. Окончил Палехское художественное училище в 1939 году.

Участвовал в создании театральных декораций, занимался книжным оформлением. Участник выставок с 1952 года. Работы имеются в Государственном музее палехского искусства, Государственном русском музее, Сергиево-Посадском государственном историко-художественном музее-заповеднике, Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Государственном музее современной истории России.



Дудоров Виктор Дмитриевич (1926-1981) – художник лаковой миниатюры. Член Союза художников. Окончил Палехское художественное училище в 1950 году. Участвовал в создании книжного оформления, открыток. Участник выставок с 1958 года. Работы художника можно увидеть в экспозициях Государственного музея палехского искусства, Государственного Русского музея, Государственного музея этнографии народов России, Всероссийского музея А.С. Пушкина «Мойка 12».

Очень красочно издание поэмы «Руслан и Людмила», проиллюстрированное супругами Кукулиевыми.

Образ А.С. Пушкина кисти палехских художников можно найти на страницах книги «Сын России», выпущенной в 1981 г. издательством «Молодая гвардия» (г. Москва). Книга проиллюстрирована Борисом и Калерией Кукулиевыми при участии Олега Ана.

«Эта книга-альбом посвящается первому космонавту вселенной – Юрию Алексеевичу Гагарину. Первому человеку, прорвавшему воздушную оболочку Земли. Герою, имя которого принадлежит истории. Как рассказать о герое? Только о его судьбе? Но судьба героя лишь линза, в которой сфокусировано многое, в которой преломились судьба народа, тернистый путь наук, голос поэзии, стремления ума». Именно так – памятуя о предтечах, размышляя о будущем – рассказано в этой книге о Юрии Гагарине, человеке, воплотившем мечту, ставшем символом добрых и ясных сил. Для этого издания художники из Палеха создали 28 пластин в традиционной технике палехского искусства.

На тему «Руслана и Людмилы» палешанам

История и современность Палеха — РИА Новости, 05.12.2009

 

Строгановский стиль отличается миниатюрной тонкостью письма и точно рассчитанной сложной композицией. Строгановские иконы были невелики по размерам, имели яркий цвет и обилие золота. Черты строгановских икон нашли свое яркое выражение в творчестве современных художников Палеха.

Но не только строгановские иконы оказали влияние на искусство Палеха. В XVII веке возникают новые очаги народного стиля – во фресковой живописи и многофигурной иконописи Ярославля, Костромы и Ростова Великого, имеющих развитые жизненные элементы. В этот же период в Москве появляется ушаковский стиль (по имени царского изографа Симона Ушакова), характеризующийся большим вниманием к образу человека, стремлением к правдоподобию изображения.

Многие произведения палехской иконописи создавались под влиянием западноевропейского искусства и русской академической школы, так называемое «фряжское» письмо («Не рыдай мене, Мати», 1769).

В начале XX века иконописный промысел в Палехе практически прекратился. После революции 1917 года иконописцам Палеха пришлось искать новые пути применения своих творческих сил. Палешане создали новый стиль миниатюрного письма, отличающийся особой тонкостью художественных приемов.

В 1921 году Иван Голиков, в будущем знаменитый художник, обратил внимание в Московском кустарном музее на изделия живописцев Федоскина, расписанные маслом по черному лаковому фону. Палехские мастера позаимствовали у федоскинцев технологию изготовления папье-маше, но для росписи применили темперу – краски, разведенные эмульсией яичного желтка. Темпера в сочетании с золотом и серебром перешла к палешанам-художникам от их предшественников – палешан-иконописцев.

В декабре 1924 года семь бывших иконописцев (Иван Голиков, Александр Котухин, Иван Баканов, Иван и Александр Зубковы, Иван Маркичев, Владимир Котухин) собравшись в Палехе, основали Артель древней живописи (с 1932 года — Палехское товарищество художников, с 1953 года — Художественно-производственные мастерские Художественного фонда СССР).

С самого начала артель заботилась об обучении художников основам нового искусства. С 1928 года здесь было официально введено ученичество.

13 марта 1935 года при артели были открыты библиотека и музей.

Ассортимент расписываемых в Палехе изделий был весьма широк: брошки, бочонки, банки, баулы, бисерницы, блокноты, марочницы, ножи для разрезания бумаги, папиросницы, табакерки, портсигары, пудреницы, пластинки, очечники, чайницы, перчаточницы, письменные приборы, пасхальные яйца, шкатулки.

Палех очень скоро узнали и полюбили и за рубежом, и в России, и с каждым годом любовь и уважение к мастерству палешан росли.

Участие палехских художников на международных выставках в Венеции в 1924 году и в Париже в 1925 году вызвало сенсацию. Помимо высоких призов и наград они получили предложение открыть школу лаковой миниатюры в Италии.

Палехские художники успешно работали и в области театрально-декорационного искусства (эскизы декораций к неосуществленному спектаклю «Сказка о попе и его работнике Балде» в Большом театре в исполнении Павла Баженова, 1940; эскизы к постановке «Снегурочки» в Московском художественном театре работы Ивана Вакурова, 1936), в книжной графике (Иван Голиков, «Слово о полку Игореве», 1934), в монументальной живописи, росписи изделий из фарфора; реставрации монументальной живописи.

В советский период большое внимание изучению и обобщению традиций палехского искусства уделял Народный художник СССР Николай Зиновьев. Им была разработана методика преподавания палехского мастерства. Зиновьев написал две книги: «Искусство Палеха» и «Стилистические традиции искусства Палеха». Для последней он специально подготовил 104 рисунка, снабдив каждый аннотацией.

В настоящее время в Палехе продолжают работать мастерские Художественного фонда России, небольшие частные мастерские и отдельные художники. Художников палехской миниатюры готовит Палехское художественное училище, основанное в 1935 году на базе профтехшколы, открытой в 1930 году.

Прием палехского письма заключается в строго последовательном накладывании краски на лаковую поверхность. Это сложная техника, на овладение которой уходят годы, иногда до 10 лет, и дается она далеко не каждому.

Для стиля палехской живописи характерны тонкий и плавный рисунок преимущественно на черном фоне, обилие золотой штриховки, четкость силуэта уплощенных фигур, подчас полностью покрывающих поверхность крышки и боковых стенок шкатулок. Декоративность пейзажа и архитектуры, вытянутые изящные пропорции фигур, колорит, построенный на сочетании трех основных цветов – красного, желтого и зеленого, восходят к традициям древнерусской иконописи. Композиция обычно обрамляется изысканным орнаментом, выполненным твореным золотом.

Особую роль в палехской миниатюре играет пропись золотом всех объемов на последней стадии. Золото не только ключевой элемент, но и часть художественного мировосприятия в палехском искусстве. Оно неразрывно связано с символом света, который имеет большие исторические традиции, идущие от средневековых представлений о двух началах жизни – светлом и темном. В христианской символике свет приобретает особое эстетическое значение, становясь прообразом Божественной благодати. Материальным носителем этого света служит золото, которое символизирует его, является овеществленной Божественной ясностью.

 

 

Что такое «палех» | Журнал Ярмарки Мастеров

Слово «палех» во многих странах мира уже давно стало нарицательным. Под этим словом понимают произведения искусства палехских художников, создающих удивительные по красоте миниатюры на изделиях из папье-маше. На самом деле Палех – это посёлок, расположенный в Ивановской области. Население его всего около 6,5 тысяч человек, лишь десятая часть которых занимается росписью. Несмотря на это Палех известен не только на всю Россию, но и на весь мир.

Возникло это искусство ещё на Владимиро-Суздальской земле Древней Руси. Жители этих мест славились своим искусством иконописи. Позже по ряду причин некоторые мастера несколько отошли от религиозной темы, но не потеряли своё мастерство. Наравне с пейзажами и портретами продолжали создавать и иконы, а также расписывать церкви и храмы. Хотя и в наше время в сюжетах палехских миниатюр часто проскальзывает религиозно-церковная тема.

Все произведения палехских мастеров создаются вручную. Большинство из них уникальны или выпускаются в достаточно небольшом количестве. В то же время все изделия из Палеха имеют свой неповторимый художественный стиль, который невозможно спутать ни с каким другим. Художники Палеха, искусство которых передаётся из поколения в поколение уже несколько десятков лет, а то и веков, владеют особыми техниками, присущими только им одним. При этом творение каждого мастера уникально и неуловимым, видимым обычно лишь специалистами нюансом, отличается от творения другого мастера.

Производство лаковых миниатюр Палеха — трудоёмкий и длительный процесс даже для мастеров своего дела, занимающихся им не один год. Само папье-маше, на котором и пишут миниатюры, изготавливается из картона. Из него мастер нарезает полосы, которые намазывает мучным клейстером и наклеивает одна поверх другой на деревянную болванку.

После этого полуфабрикат зажимают специальным прессом. Спустя некоторое время получаются трубки, форма которых зависит от формы болванки. Заготовки высушивают, после чего пропитывают льняным маслом и снова сушат, но уже в печи, температура в которой около 120 градусов. После этого их грунтуют и шлифуют. Далее на поверхность заготовки наносят два-три слоя чёрного лака, а на внутреннюю сторону несколько слоёв масляного лака с киноварью (минерал красного цвета, состоящий преимущественно из ртути и серы). Поверх этих слоёв наносят ещё светлый лак, каждый слой которого просушивают в печи при определённой температуре. И лишь после этого художник может приступить к росписи изделия.

Краски Палехские художники изготавливают также по определённым рецептам. Считается, что эти уникальные способы дошли до наших времён из древней Руси и Византии. Краски также изготавливают вручную. В их состав входят различные минералы, вода, уксус и яичные желтки. Успешный результат работы во многом зависит от правильности их приготовления. Также для работы над миниатюрой палехские художники используют очень тонкие кисти из беличьей шерсти, которые часто изготавливаются самим мастером.

Для того, чтобы краска держалась на гладкой поверхности изделия и не смазывалась, поверхность обрабатывают пемзой, после чего на поверхность изделия карандашом наносят контуры рисунка. Иногда размер изображения настолько мал, что мастер даже прибегает к помощи лупы. Остаётся только удивляться, какой твёрдости руки и точности движений требует создание данного образца. После окончания росписи красками поверхность изделия сушат и на неё наносят ещё один слой лака.

После этого художник приступает к оформлению золотом и серебром. Золото для миниатюр применяют достаточно высокой 96 пробы. По окончании работы золото полируют с помощью агата. Бывает, что на роспись сложного изделия художник затрачивает несколько месяцев. Более простые изделия изготавливают за несколько дней.

По окончании работы мастер ещё семь-восемь раз покрывает поверхность лаком, полирует на специальном полировочном круге и далее шлифует уже вручную до исчезновения мельчайших царапин. Благодаря такому долгому и кропотливому процессу лаковая поверхность приобретает зеркальный блеск, а изображение особую насыщенность и глубину.

Наиболее известными изделиями мастеров Палеха являются шкатулки и ларцы различных форм и размеров. Также художники выполняют портреты, полиграфическую продукцию и иконы. Кроме того, мастера изготавливают на заказ лаковые панно, значки и другие сувениры. Произведения искусства из Палеха являются отличным подарком, их красоту и уникальность невозможно не оценить. Правда, и стоят они недёшево и доступны далеко не всем.

Основными темами произведений палехских художников остаются персонажи русских народных сказок, пейзажи неповторимой русской природы и фольклор. На миниатюрах можно увидеть как знаменитую русскую тройку или празднование Масленицы, так и сказочного Ивана-Царевича, а то и вовсе легко узнаваемую сцену из сказки. Отчасти поэтому произведения их неповторимы – ведь только русский человек может создать такие изображения.

Иногда художники вносят разнообразие в свой репертуар и приурочивают изображения к различным историческим событиям. Так, известны миниатюры со сценками сражений Великой Отечественной войны или связанные с полётами в космос. Описать красоту изделий палехских мастеров словами невозможно – миниатюры надо увидеть. Даже репродукции и открытки с репродукциями сюжетов, изображённых палехскими художниками, поражают, а оригинальные изделия просто великолепны.

Часто в изображениях, созданных палехскими мастерами, присутствуют религиозные сюжеты, церкви, соборы. Таким образом художники отдают дань предкам, которые были знаменитыми иконописцами. Также мастерами Палеха расписаны некоторые соборы. Так, например, роспись Крестовоздвиженского храма приписывают именно иконописцам из Палеха Беляеву и Вечерину. Ещё одной известной работой палехских мастеров является роспись Грановитой палаты Московского Кремля. Эту роспись выполнили крестьяне Василий и Иван Белоусовы.

В прошлом веке художниками из Палеха были оформлены ещё несколько учреждений. Так, например, в 1936 году они расписали в ленинградском Дворце пионеров «Комнату сказок» и «Комнату М.Горького». Над этим проектом работали художники Буторин, Зубков и Дыдыкин. Также художники поучаствовали в оформлении детских учреждений в Иваново, Саратове, Ярославле и других городах страны.

Техника настенных росписей палехских художников походит на технику выполнения древних фресок. Краски для них они изготавливают практически так же, как и для росписи своих миниатюр, применяя смесь яичного желтка и уксуса.

В настоящее время мастера из Палеха продолжают заниматься росписью новых и восстанавливаемых церквей и соборов по всей России и других культурных сооружений. Мастерство палехских художников широко известно и признано во всём мире. Аналогов ему не существует ни в одной стране на нашей планете. У большинства иностранцев Россия ассоциируется именно с искусством палехских мастеров и их изделиями. Большинство из них, приезжая в нашу страну, пытаются купить их и увезти с собой на память о нашей стране величайшие произведения русского искусства из Палеха.

«Сын России». Книга о Юрии Гагарине с иллюстрациями художников Палеха

Недавно на моей книжной полке появилась замечательная книга-альбом «Сын России», посвященная Юрию Гагарину и иллюстрированная художниками палеха Борисом и Калерией Кукулиевыми и Олегом Аном. Хочу поделиться с вами своими впечатлениями.

Думаю, что многие из вас любят палех. Он кажется нам исконно русским, ностальгически-сказочным, родным. Художники Палеха изначально были иконописцами, но с приходом советской власти пришлось оставить прежнее направление и многие перешли в ремесло или другой труд, чтобы обеспечить себе существование. Вековое искусство оказалось на грани упадка. Основоположником нового направления, родившегося после Октябрьской революции — палехской лаковой миниатюры — принято считать Ивана Голикова, потомственного иконописца. Можно сказать, что так произошло второе рождение палехского искусства.

Обычно палех ассоциируется у нас со сказками. Всем известные сюжеты — Аленький цветочек, Царевна-Лягушка, Руслан и Людмила и прочие были растиражированы в советское время многими мастерами и их учениками. Но время диктовало и другие темы, пропагандирующие новый уклад жизни. И скажу вам честно: эти так называемые «пролетарские» сюжеты нравятся мне именно потому, что они наполнены духом времени, ведь период СССР — это тоже наша история, страничка жизни наших бабушек и мам, и просто так ее не вычеркнешь.

Но ближе к теме.

Книга посвящена Юрию Гагарину и его «космическому» подвигу. Космос и палех — сочетание, казалось бы, невероятное — эклектика! Иконописный стиль на службе прогресса! Возможно ли такое? А вот посмотрите, как справились с задачей художники!

Парашюты — словно большие прекрасные цветы!

А вот — танец в невесомости! Космические корабли такие наивно-мультяшные, думается, потому, что в иконописи подобного не было предусмотрено и художникам пришлось импровизировать:) Все остальное — просто загляденье, и невесомость ощущается всеми фибрами души.

Юрий Гагарин представлен здесь космическим богатырем, практически былинным персонажем. И как знать, возможно, через пару-другую столетий это так и будет восприниматься!

Первопроходцы Космоса.

Люди и природные объекты, на мой взгляд, все-таки удаются художникам лучше, нежели машины и агрегаты.

И все-таки книга начинается со сказок! Как и детство:) Есть иллюстрации и в классическом палехском видении мира — о героях, природе, Руси.

И о «новой» Родине. Собственно, той самой, которая и воспитала мальчика Юру. Каждая иллюстрация сопровождена текстами писателя Альберта Лиханова, раскрывающими периоды становления будущего Героя. Смотреть и читать это, конечно, нужно все вкупе. Кстати, манера рассказа мне тоже понравилась, к стилю книги она подходит.

Вот и Главный Герой. И какие пронзительные слова!

Я показала далеко не все иллюстрации, конечно — это не входило в цель моей публикации. Просто хотелось познакомить с книгой тех, кто (вдруг) о ней не знал. Считаю, что она достойная. Лично я без промедления приобрела ее в коллекцию. А вы какого мнения?

Если вас заинтересовала книга, то теперь она относится к букинистическим товарам и приобрести ее можно разве что с рук.

В завершение хочу поблагодарить вас за внимание!

Палех нараспашку


Праздничные свидетельства, которые никогда не публиковались 

95 лет назад, в декабре 1924 года, в Палехе была организована артель древней живописи. С этого началась история лаковой миниатюры. В селе к нынешнему «юбилею» приурочили выставку, открыли мемориальные доски на домах, где жили художники. Но масштабом торжества не отличались.

В Государственном архиве литературы и искусства (Москва) хранится очерк о том, как в Палехе отмечали 10-ю годовщину своего искусства. К художникам тогда приехали московские писатели Борис Пильняк, Николай Зарудин. Была с ними и Галина Воронская – студентка литературного института. 

Диплом вуза талантливая девушка получить не успела – в марте 1937 года четверокурсницу арестовали. В лагере на Колыме она провела семь лет. Потом второй арест и пять лет ссылки. И это еще не самая страшная судьба: Пильняк и Зарудин – два других участника палехского праздника – в 1937–1938 годах были расстреляны.

В 1957 году Галину Воронскую реабилитировали. Она вернулась к литературной работе, вышли ее мемуары. Но ранний очерк о поездке в Палех, насколько известно, прежде не публиковался.  

Галина Воронская (1914–1991)

Палех

<…> Писательская бригада, к которой случайно присоединилась и я, отправилась в Палех по приглашению на празднество. <…> От Иванова до Шуи мы едем в автомобилях, в Шуе – в небольшом унылом городе – у «Дома Крестьянина» с тулупами и валенками нас ожидают сани, высланные палешанами. Мы закутываемся в овчинные тулупы, рассаживаемся на санях, трогаемся в путь. Едем открытым полем, лишь изредка встречаются укатанные снегом тихие деревни. Холодно, ветрено; несмотря на тулупы и валенки, мороз добирается до ног. Иногда кто-нибудь соскакивает с саней и бежит рядом, смешно путаясь в длинном тулупе.

Едем долго: 5-6 часов, за это время снег меняет свой цвет: белый… серый… лиловый…

Праздничный туш и несчастная жена

К вечеру показывается расположенный на горе Палех. Первое, что бросается в глаза, – это большая белая церковь с пошатнувшейся, словно Пизанская башня, колокольней. Подъезжаем к каменному двухэтажному зданию артели. <…> 

В небольшой зале, набитой людьми, за красным столом рассаживается президиум: от палешан, от московских писателей, от Всекохудожника, от ивановских и шуйских организаций. Писатели, конечно, заняли переднюю скамейку. Немного в стороне у окна юбиляры: И.И. Голиков и И.М. Баканов. 

И.М. Голиков – сухой, невысокий, с черными бегающими глазами – вероятно, за них-то и прозвали его тараканом. Голикову около 40 лет. Наголо обритая голова выделяет его из окружающих и делает похожим на татарина. Сходство это, впрочем, подчеркивают и острые скулы, и косо прорезанные глаза. Одет он в длинную, до колен, простую белую рубаху. Голиков беспокоен, подвижен, не может долго стоять на одном месте. Вспоминаю, как до начала собрания, в одной из смежных комнат Голиков с радостью выслушивал поздравления и похвалы писателей. К нему боязливо жалась маленькая, замученная работой жена его. Голиков время от времени победоносно взглядывал на нее: видела, мол, какой я у тебя знаменитый. А та <…> в ответ на славословия тяжело вздохнула и сказала: «Господи, ни одного-то светлого денечка за все наши 20 лет я с тобой не видела!»

Рядом с Голиковым второй юбиляр – М.И. Баканов, ему лет 60. Он среднего роста, в валенках, в очках, с седыми, опущенными книзу запорожскими усами. Баканов скуп на слова и движения.

Торжественное заседание. Отмечают огромный творческий рост артели. Еще не так давно ее работы были известны лишь немногим знатокам; теперь о палешанах пишут книги, устраивают выставки.

<…> Из публики вырезает Бор. Пильняк в кожаном американском шлеме и в русской поддевке, которая сбирается у пояса в 40 сборок. Вместо приветствия он умиленно чмокает юбиляров. За ним выступает высокий, тонкий, всегда восторженный Ник. Зарудин. После каждого приветствия специально привезенный из Шуи оркестр играет оглушительный туш, но оркестр помещается в соседней комнате, и дирижер не всегда видит, когда кончает говорить один оратор и начинает другой. Туш часто играет невпопад.

Автор этого очерка – Галина Александровна Воронская – на Колыме вышла замуж за Ивана Степановича Исаева. Он – студент Литературного института, арестованный в 1936-м. Близкий друг семьи по лагерю – Варлам Шаламов.

Как танцуют художники?

После заседания банкет. В главной зале – покрытые серой клеенкой длинные столы: на них угощение, вино, водка. Собираются только гости и старые мастера. Смежная комната, где раньше помещался злополучный оркестр, отведена для молодых мастеров. Женщин почти не видно. Ученики собираются отдельно в своей комнате. Бор. Пильняк и Ник. Зарудин, которые в Палехе уже не в первый раз и потому обо всем говорят авторитетным тоном, рассказывают, что такое разделение бывает на всех вечерах. Это напоминает собрание средневекового цеха мастеров, куда ученики и женщины тоже не допускались.

Только за столом мне удается разглядеть некоторых художников: спокойного сосредоточенного Вакурова – художника большого таланта с символично-фантастическим уклоном, Аристарха Дадыкина – с хитрыми серыми глазами, Дмитрия Буторина – песенника и балагура, с круглым широким лицом.

Дмитрий Буторин, окая, запевает:

Чарочка моя, серебряная,

На золотое блюдце поставленная,

Кому чару пить, кому пьяну быть?

<…> Чарочка обходит несколько раз столы. А Дмитрий Буторин не может остановиться и уже безразличным голосом, словно дьячок, тянет: «Чарочка моя…»

Гармонист ухарски растягивает гармонь, играет незатейливые и прекрасные русские песни. Отодвигают столы. Пляска. Интересней всех пляшет юбиляр Баканов: в валенках, спокойно и неторопливо, он выделывает ногами необыкновенно замысловатые и сложные коленца. Ник. Зарудин носится по кругу, иногда он как волчок крутится вокруг своей руки, уперши ее в пол, иногда со стуком припадает на колено, должно быть, на колене у него образовался синяк. Потом все направляются в школу, где играет духовой оркестр. Гуляли до 5 часов утра.

«Битва» и «Соблазнение»

Утром идем осматривать выставку. <…> В миниатюрах много движения: вздыблены нервные горячие кони, клубятся облака, текут голубые реки, танцуют, работают люди, развеваются их многокрасочные легкие одежды. Тела у людей тонкие, длинные, стройные, словно у Боттичелли; лица – строгие, спокойные, точно сошедшие с иконы. Рисунок подчеркивается тонкими золотыми штрихами, перспектива, как и на иконах, отсутствует. От всего этого веет золотым дыханием Византии. <…> Лучше всех мне запомнились работы Голикова и Вакурова.

У Голикова – дикое необузданное движение, почти не касаясь земли, скачут тонконогие кони, упоенные движением; на них всадники в шлемах и с копьями. В гуще битвы столкнулись безумные рыцари, они будут драться не на живот, а на смерть, другие уже умирают, пронзенные вражескими пиками. <…> Мотив битвы у Голикова часто повторяется. И невольно глядя на эти рисунки, вспоминаешь узкие глаза и желтые скулы мастера; не от диких ли татарских предков у него такой стихийный размах в рисунках? «Для меня вихрь, стихия – вот где работа», – говорит сам Голиков.

Работы Вакурова нежнее и приятней по краскам; в них нет Голиковской дикости и напряженности. Как справедливо говорил покойный Вихрев, он рисует «зеленые, лесные сказки». Одна такая спокойная таинственная «лесная сказка» представлена и на выставке. Тут и Баба-яга, и леший, и русалка, расчесывающая длинные волосы. Прекрасно и «Соблазнение», где розовую хрупкую Еву обольщает змей, обвившись вокруг райского дерева. Эта композиция отличается необыкновенно яркими и приятными красками. <…>

Бывшая чудотворная икона

После выставки осматривали церковь. <…> Самое интересное в церкви – акафисты, принадлежащие старым палехским художникам. (Палешане были известны еще при Иване Грозном.) Кстати, у теперешних палехских художников по домам можно встретить иконы и портреты, написанные дедами и прадедами, ремесло передавалось от отца к сыну. Акафисты от древности почернели, потускнели, чтобы их разглядеть, мы зажигаем свечки.

<…> Революция освободила большое мастерство Палеха от церковных мотивов, вдохнуло в него новое, богатое содержание, подняло его, сделало известным всему миру. Из презираемых «богомазов» палешане стали заслуженными деятелями искусства. Но Палех всё же побочное дитя революции, ибо манера письма осталась старой, созданной десятками лет иконописи. Палешане рассказывают, когда у одного их опытного художника не выходили эскизы, он заперся в церкви и изучал акафисты. Через несколько дней работа была удачно закончена. Многие акафисты отдельными фигурами и даже сюжетами повторяются и на палехских коробочках. «Заседание сельсовета» Голикова есть копия одного из акафистов.

Котухин подводит нас к иконе и серьезно говорит: 

– А вот наша бывшая чудотворная икона. <…>

С визитами

После церкви идем с «визитами» к мастерам. Начинаем с Аристарха Дыдыкина. <…> Нас угощают, конечно, вином, пирогами и удивительными солеными грибами.

Один солидный писатель, расстегнув полушубок, развалившись на стуле говорит, что, по его мнению, безбожно употреблять палехские вещи для утилитарных целей, ибо палехские вещи – высокое произведение искусства. Забывшись, он достает из кармана палехскую коробку – портсигар, берет оттуда папироску, но потом растерянно обводит комнату глазами, смутившись, поспешно сует портсигар обратно в карман. <…>

От Дыдыкина идем к Голикову; надо посетить всех главных мастеров, если к кому-нибудь не зайти, то обидятся. На голой деревянной стене висит диплом за работу с Парижской выставки. Самого Голикова нет, он где-то «на радостях» выпивает. 

Следующий дом – Баканова. У него очень чисто, аккуратно, нет ничего лишнего. И тоже под стеклом висит диплом. Опять нас усаживают за стол. Опять Дмитрий Буторин поет «Чарочку», и чарочка начинает обходить присутствующих. Опять произносят речи и тосты, кричат ура, спорят о Мстере, Палехе и искусстве. Кого-то объявляют профаном, кого-то возводят в мировые писатели, но я уже всего этого выдержать не могу и ухожу домой.

По дороге домой

Вечереет. Одиноко высится пошатнувшаяся колокольня. <…> Смотрю на низкие невзрачные деревянные домики, на заснеженные деревья, на горки, овраги, на широкие поля, где вдали протянулась черная, строгая полоса лесов, на зимнее небо в вечерних тяжелых облаках, и думаю, что рукой больших художников эти простые <…> пейзажи преображаются в сказочные дворцы, в заповедные леса, населенные лешими, русалками; однотонные тусклые краски расцветают в багрянец, в лазурь, в золото, в серебро. <…>

Утром осматриваем мастерские. <…> Нам показывают уже готовые работы. Рассматривая эти тонкие красивые рисунки и золотые узоры, жалеешь, что большинство из них отправят за границу, и там, в далеком Лондоне, в Париже, Нью-Йорке, в шикарных, обтянутых шелком будуарах они будут украшать дорогие туалетные столики. И равнодушные, ко всему привыкшие люди, будут с холодным любопытством вертеть их унизанными драгоценностями руками и потом небрежно ставить на место… Но нам нужна валюта на соцстроительство.

…Пора ехать. Сегодня солнечный ясный день, и снег играет чистыми радостными красками Палеха. По дороге встречаем Голикова. Он без шапки, шуба нараспашку, у него пьяно и беспокойно бегают глаза.

– А что… уже уезжаете, – он растерянно смотрит на нас, – подождите… а… почему?…

Он идет дальше спотыкающейся походкой.

Москва, 1934

Отец Галины Александровны Воронской – профессиональный революционер и литератор, теоретик искусства. После революции два года работал в Иваново-Вознесенске: редактировал «Рабочий край», а после отъезда Фрунзе на фронт возглавил губернию. Сохранились свидетельства о том, как бедно в то время жила семья Воронских. Дошло до того, что жена губернатора заболела цингой. 

В 1921 году А.К. Воронский по предложению Луначарского и Ленина создал и возглавил первый литературно-критический журнал «Красная новь». В 1927 году исключен из партии и отправлен на три года в ссылку. В августе 1937 года расстрелян. Реабилитирован в 1957 году. Жена Воронского также была арестована, умерла вскоре после освобождения в 1943 году. 

Палех – история, достопримечательности, иконописцы, русская лаковая миниатюра

Палех – уютный поселок городского типа, расположившейся в Ивановской области. О точной дате возникновения исторического места до сих пор ходят споры. В летописях идет указание, что село появилось еще до 15 столетия. В 15 веке оно стало частью владимиро-суздальских земель. В 1852 году Иваном Грозным было написано завещание. Согласно ему, Палех стал принадлежать его сыну Иоанну.

В 1616 г. поселение перешло в пользование В.М. Острогубова. В знак благодарности за участие в польско-литовском восстании вскоре Палех перешел к Ивану Бутурлину. Позднее на земле построили деревянную церковь во имя Воздвижения Креста.

В 19 веке активно развивалось иконописание. Широкое распространение получили такие промыслы, как резьба по дереву, ткачество, вышивка, работа с овчиной. Мастера Палеха издревле славились неповторимым стилем. Их работы являлись утонченными, интересными, непохожими на другие.

У художников Палеха нередко заказывались самые главные объекты. Ими были расписаны стены Грановитой палаты, фрески в Кремле в Москве, украшен Новодевичий монастырь и Троице-Сергиевская Лавра и многие другие. Знаменитые современные иконописцы – Ева Ярушева, Юрий Петров, Гордеева Анна.

История возникновения Палеха основана на интересных фактах. Согласно приданию, когда-то татары полностью разгромили такие города, как Владимир и Суздаль. Из данных городов, спасаясь, бежали в леса суздальские и владимирские монахи-иконописцы. На месте леса они возвели дома и стали заниматься росписью икон. Именно так и образовалось название Палех.

Тут появилась знаменитая палехская миниатюра. Это тип живописи включает в себя коробки, портсигары, шкатулки и другие изделия из папье-маше, покрытые лаком. Преимущественно изображаются сюжеты бытового, фольклорного, исторического, характера. Художники создают разнообразные красивые рисунки на черном фоне. Изображения являются тонкими, имеют изящные линии. Преобладает золото, присутствуют элегантные узоры продолговатой формы.

Отдельного внимания заслуживают палехские иконы. Говорят, что они вызывали интерес у Гете. Кроме того, великолепными творениями местных иконописцев восхищались Н. Некрасов, Н. Лесков, А. Горький. В 1924 г была создана «Артель древней живописи». Она получила высокую награду на выставке в Париже.

День города Палех отмечается 24 июня. Организуются масштабные гулянья, фестивали, выставки. Праздник всегда имеет насыщенную программу. Туристы стараются подгадать свой приезд именно к этой дате. Торжественное открытие праздника по традиции осуществляется на площадке Дома Культуры.

Как доехать?

Компания “Семейный чемодан” регулярно проводит поездки по городам Золотого Кольца России.

 

Рассматривая продукты творчества, созданные талантливыми мастерами, многие спрашивают вопрос о том, где находится Палех. Большинство гостей предпочитают добираться на личном автомобиле. Это удобно. Расстояние Москва-Палех составляет 400 километров. Движение будет осуществляться по трассе М7. Необходимо ехать через Владимир и Суздаль. Общая продолжительность пути – 6-6,5 часов.

До Палеха ежедневно курсирует автобус. Посадка выполняется с Щелковского вокзала Москвы. Остановка производится на станции Южа. Также есть автобусы, идущие Москва-Иваново. На конечной станции потребуется пересесть на автобус Иваново-Палех.

Имеется железнодорожное сообщение. В 75 километрах от поселения находится станция г. Шуя. Такое решение выбирают те, кто едет из Санкт-Петербурга или Нижнего Новгорода. Если вы держите путь из столицы, то подойдет поезд с таким направлением, как Москва-Кинешма, затем потребуется пересесть на автобус или воспользоваться услугами такси. Автобусы ходят часто, продолжительность пути – 1,5 часа.

Если хотите избежать дополнительных хлопот, то заказывайте экскурсию в Палех из Москвы и других городов. Поездка будет осуществляться на комфортабельном автобусе в сопровождении гида.

Гостиницы, рестораны, кафе

Гостиницы города предлагают хорошее обслуживание. Номерной фонд не богат, но можно подобрать вполне комфортные условия для отдыха. Повышенным спросом пользуются такие отели, как «Ковчег», «Палех», «Гранд Шуя». Что касается точек питания, то можно взять себе на заметку заведения «Гурман», «Сказка».

Достопримечательности

Провинциальное место славится красивыми пейзажами, удивительной историей появления, большим количеством творческих мастерских, памятниками архитектуры, святыми уголками. Приезжая сюда, каждый для себя непременно открывает что-то новое. Уютные, ухоженные улицы с тенистыми деревьями, золотые купола, поля, озера создают спокойную, расслабляющую атмосферу для отдыха. Это родина Жар-Птицы. На гербе, флаге поселка изображается птица.

Музеи

Государственный музей палехского искусства – это уникальное место, с которого можно начать свое путешествие по поселку. Галерея открылась в 1935 году. В главном зале вы сможете полюбоваться экспонатами, которые сделали место широко известным в России и за ее пределами. Русская иконопись представлена, как древними работами 18 столетия, так и современными произведениями. Есть экспозиция, посвящённая палехской лаковой миниатюре, созданной в различных отрезках времени. Экскурсовод расскажет о судьбе авторов, о тонкостях их творческого процесса. Отдельного внимания заслуживают шкатулки с сюжетами из русских сказок, и коллекция живописи прошедшего столетия. Музейный комплекс включает в себя мастерские Н.В. Дыдыкина, П. Д. Корина, И.И. Голикова, Н.М Зиновьева.

Дом – мастерская Дыдыкина – старинная галерея, которая посвящена творчеству талантливого скульптора. Тут вы увидите сотни уникальных творений автора. Среди них немало прототипов известных личностей. Складывается ощущение, что вы на мгновение погружаетесь в прошлое. Автор сам завещал все свои работы музею. Неподалеку от мастерской есть уютный, яблоневый сад. Растут пихты и ели, который посадил еще сам скульптор.

Дом – музей И.И. Голикова – галерея, открытая в 1968 году. Здесь трудился основатель лаковой миниатюры. Однако, его личные вещи не уцелели. Хранятся вещи, которые принадлежали Голикову лишь в одной комнате. Это рабочий стол, этажерка, кровать, кресла. В другой комнате вы сможете рассмотреть произведения художников послереволюционного периода. На стенах висят фотографии, иллюстрации старого города Палех.

Дом – музей П.Д. Корина выступает самым старым зданием комплекса. Оно построено еще в 1860 гг. Выставка открылась в 1974 году. На стенах комнат представлена древняя иконопись. Сохранилась мастерская автора – мольберт, этюды. В третьем зале хранятся эскизы, применяемые для благоустройства метрополитена. Кухня представлена в неизменном виде. Обстановка начала 19 столетия.

Дом – музей Н.М. Зиновьева состоит всего лишь из одной комнаты. Она выполняла роль творческой мастерской и спальни. Есть русская печь и кухня. Внешний декор здания оригинален. Резные оконные наличники, кольцо большой высоты. Напротив дома установлен колодец. Советский художник жил и родился здесь. В экспозиции представлены некоторые его творения, фотографии, книги, часть вещей.

Музей иконы – галерея, которая появилась в поселке недавно (2014 г). Она состоит из выставочного и художественного зала. На выставке представлено большое количество древних икон, которые попали сюда из различных точек страны. Преимущественно они привозились местными жителями. Некоторые экспонаты перенесли сюда из храмов и часовен, когда происходило их закрытие в советское время. Современники почерпнули немало опыта на древнем искусстве иконописи. Представлены работы Г.М. Мельникова. Они старались сохранить местный стиль ремесла.

Храмы

Крестовоздвиженская церковь является памятником архитектуры 18 века. Объект был построен в 1762 — 1774 гг. Строительство шло на деньги местных жителей. Помогали даже рядом расположенные деревни. Собор выполнен в стиле древнерусского зодчества 17 века. Церковь состоит из пяти глав, отличается богатым убранством. Колокольня оснащена папертью, которая по очертанию похожа на шатер. Позолоченный иконостас большой. Состоит из шести ярусов. Его роспись осуществлялась местными художниками. Использовался стиль рококо. В советский период здесь был музей палехского искусства. Поэтому, святыни удалось пережить разгром. В 2012 году обитель приобрела статус кафедрального собора.

Ильинская церковь построена в 1790 году. Собор долгое время находился при кладбище. Это здание использовалось долго, как небольшая церковь для местных жителей. По своему строению объект напоминает Крестовоздвиженский храм. Это скромное, кирпичное сооружение, оснащенное низкой шатровой колокольней. Оконные наличники выполнены под арочный мотив. Это памятник архитектуры. Об этом напоминает мемориальная доска, монтированная еще в 60-хх годах.

Знаменская церковь находится при въезде в село. Ее строительство осуществлялось в 1804 году. Сбор средств на постройку производился местным населением. Также активное участие принимал помещик П.Н. Бутурлин. Освещение выполнено в 1810 году. Святыня включает в себя три престола. Они освещены в честь Знамения Пресвятой Богородицы, во имя Святого Николая Чудотворца, Святой мученицы Параскевы Пятницы. Постройка характеризуется живописным окружением. Она прекрасно смотрится в общей панораме города, выступая главным акцентом.

Что посмотреть в Палехе за один день?

Прогулка по удивительному Палеху позволит насладиться в полной мере архитектурным наследием уникального места. В центре села вас встретит небольшой и уютный прудик. Если следовать далее по аллее, то перед вами откроется памятник Ленину. На улице людей почти нет. Вокруг царят тишина и гармония, даже слышно пение птиц. Пожалуй, это одно из самых лучших мест для того, чтобы отдохнуть от городской суеты.

Через реку Палешанка проходит мостик. Хочется остановиться здесь на какое-то мгновение, чтобы в полной мере насладиться окружающими красотами. Здесь тоже есть такая свадебная традиция, как вешать замок на мост. Примечательно, что дома из камня и дерева стоят в вперемешку друг с другом. От этого общая картина становится еще более загадочной.

Рекомендуется непременно заглянуть в сувенирную лавку для того, чтобы приобрести продукцию местных мастеров. В других местах маловероятно, что вы ее уже сможете найти. Остерегайтесь подделок. Палехское творчество высоко ценится, поэтому его часто копируют.

Шкатулки Палеха – самый часто приобретаемый товар. Востребованы изображения с темой сказки. Мастера иллюстрируют книги, создают изделия с разнообразными затейливыми рисунками. Изображаются сказки А.С. Пушкина, П.П. Бажова. Город художников знаменит сувенирами, изготовление которых осуществляется с применением старинных рецептов создания красок.

Краски состоят из природных материалов. Роспись производится тончайшими беличьими кистями. По окончании работы краска закрепляется лаком. На заключительном этапе поверхность обрабатывается золотом и серебром. В городе есть художественное училище, где подготавливаются мастера. Русская лаковая миниатюра славится необыкновенной сценической красотой.

На центральной улице находится настоящий сельский клуб. Это красивое, резное, деревянное здание, окрашенное в светло-серые тона. Висят объявления об организации рок-концертов. Это говорит о том, что в поселке много молодежи. Не лишены жители и спортивной жизни. Есть центральный стадион. Популярен футбол. Также можно увидеть здание центрального телеграфа.

Палехский дом ремесел является городским учреждением. Оно открылось в 1991 году. Здесь когда-то был дом Н. М. Сафонова. Это был владелец иконописной мастерской конца 19 столетия. В особняке есть отдельная комната, посвященная Сафонову. Вы сможете познакомиться с личными вещами, фотографиями.

Кроме того, в выставочном зале много работ местных древних художников и современных авторов. Для детей функционируют различные секции и кружки. При желании и взрослые смогут освоить азы древних ремесел. На территории периодически организуются зрелищные, театрализованные постановки.

Памятник погибшему солдату расположен в центральной части города. Обелиск монтирован в дань всех погибших воинов в Великой Отечественной Войне. Высота монумента достигает 14 метров. Композиция представлена фигурой солдата. В одной руке герой-воин держит меч. На нем одеты солдатские сапоги, пилотка и плащ. Советский солдат собрался на войну для защиты своей Родины. Перед памятником расположена имитация вечного огня. Каждый год, 9 мая, он зажигается.

Если продолжать дальше изучать окрестности, то можно увидеть заводы Палеха – «Агрокомплект», швейные фабрики, деревообрабатывающие предприятия. Загородом живописно. Прекрасное место для организации отдыха на природе.

Видео

Советское искусство, культура СССР

В. Ходов. Ветер революции. Тарелка. 1969. Советское искусство Палеха

.

В панели «Ветер революции» символы уже есть в заголовке. Его образное воплощение — центральные фигуры Солдата, Рабочего и Крестьянина, а также драматически разномасштабные фигуры в сценах о разных этапах революционной борьбы. Особую выразительность композиции придают динамичный узор, энергичность движений персонажей, обобщенный колорит, построенный на горячих оттенках красной и золотистой охры. Советское искусство Палеха , в котором социалистический реализм причудливо смешан с традициями иконописи, зародился после победы Великой Октябрьской революции в начале 1920-х годов. Его создавали великие художники, бывшие мастера иконописи. Миниатюрная роспись на черных лакированных шкатулках из папье-маше в технике и приемах древнерусской живописи, бережно сохраняющей ее высокую поэтическую структуру. Оказалось, старинная пластика, тонкий, точный рисунок, эмоциональная выразительность цвета, сама техника дают колоссальные возможности для отражения событий дня.Пионеры советского Палеха заложили основные принципы миниатюрной живописи, выработанные впоследствии не одним поколением мастеров.

Ветер революции в Советском Палехе. Ленин и Дзержинский (фрагмент)

Среди этих мастеров — Валентин Ходов, Геннадий Кочетов, Александр Клипов — лауреаты премии Ленинского комсомола (1973) за произведение, развивающее лучшие традиции народного творчества. Творчество этого молодого поколения художников — пример вдумчивого изучения наследия древнего искусства и традиционного народного творчества старых мастеров Палеха и достижений всего советского искусства.

Ветер революции в советском Палехе

И. Маркичев. Колхозный труд. 1935

Советский Палех арт

А. Клипов. Шкатулка «Город-ткачиха». Фрагмент. 1978

А. Клипов. Шкатулка «Моя хлопковая родина». 1977

А. Прохоров. Бомбардировка с воздуха. 1948

Г. Кочетов. Шкатулка «Палех зимой». Фрагмент. 1977

Г. Кочетов. Шкатулка «Тачанка». 1979

Иван Голиков. Коминтерна. Советская Палехская лаковая миниатюрная картина

Ленина в Палехе

Ленин в Советском Палехе, 1956

Мастер Николай Вихрев.Шкатулка «Салют Дню Победы». 1947 г.

Москва 1941 года. Художник Геннадий Ларишев (1929-2008)

Бойцы Красной Армии отдыхают между боями. Советский Палех

В. Ходов. Шкатулка «Новгородские моряки». Фрагмент. 1977

В. Ходов. Тарелка «Семь цветов радуги». 1974 г.

В. Ходов. Шкатулка «Красные шарфы». 1976

В. Захарова. Сталин — главный командующий. 1940-е годы

В. Захарова. Сталин — главный командующий. 1940-е годы. Тема Великой Отечественной войны в Палехе

В.Захарова. Сталин — главный командующий. 1940-е годы

Виктор Панин. Борьба. 1944

Ветер революции в советском Палехе. Искусство. Панельная вывеска к выставке в Париже 1925 г.

Источники: журналы Young Artist 1978-1982

Продажа русских лаков в палехском стиле

Продажа русских лаков в палехском стиле

Живопись Палехский лак — это русское народное ремесло миниатюрной росписи, которая выполняется темперными красками на лакированных изделиях из папье-маше (маленькие и средние коробки, портсигары, пудреницы и др.)). Эти шкатулки чрезвычайно уникальны, редки и имеют свою уникальную русскую историю и культуру.

Городок «Палех» расположен в 360 км к востоку от Москвы. Этот уникальный исторический город на протяжении сотен лет специализировался на росписи религиозных русских православных икон. В 1917 году коммунистическая философия распространилась по России, и на этом работа иконописцев почти закончилась. Однако многие оригинальные православные иконописцы быстро перешли к росписи лаковых шкатулок «Палех».Художники объединились в течение 1918–1958 годов, чтобы сформировать кооперативы и небольшие художественные школы, чтобы гарантировать сохранение своих уникальных навыков и стилей рисования. Несмотря на муки сталинизма, русский народ создал Государственный музей художников Палеха (1935) и Товарищество художников Палеха (1935). В 1960-х годах, в период десталинизации в России, эти оригинальные искусные русские художники возродили стиль Палеха и распространили этот стиль живописи в Европе и за рубежом.В постсталинские годы приток художников-энтузиастов также способствовал процветанию Палехского искусства. Сегодня лакировочное искусство Палеха называют «маленьким чудом», и этот ярлык особенно подходит, поскольку этот стиль шкатулки возник в той же деревне и от тех же художников, которые много веков специализировались на религиозной иконописи. Многие из навыков и техник, которые использовались при написании знаменитых написанных вручную русских религиозных икон, были заимствованы и использованы при создании этих Палехских шкатулок.Когда вы возьмете одну из этих лаковых коробок в руку, вы поймете, что это нечто действительно особенное. Эти коробки отличаются необычайной детальностью с тонкими линиями, окрашенными в золото и контрастные цвета. Художники используют одножильные кисти, настоящее золото и яичную темпера. Палехская миниатюра подписана по тому же образцу. На обложке вещи — отметка места производства (Палех), дата (год) и автограф автора.

В этой категории нет товаров.

Деревня художников от издательства «Прогресс»:

  • Домой
  • Мои книги
  • Обзор ▾
    • Рекомендации
    • Choice Awards
    • Жанры
    • Подарки
    • Новые выпуски
    • kdof3rwj5s.1.0.2.0.2.0.1.0.0.5″> Списки
    • Изучить
    • Новости и интервью

    Жанры

    • Искусство
    • Бизнес
    • Детская
    • Христиан
    • Классика
    • 0.2.0.1.0.1.0.1:$genreList0.0:$Comics»> Комиксы
    • Поваренные книги
    • Электронные книги
    • Фэнтези
    • Художественная литература
    • Графические романы
    • Историческая фантастика
    • История
    • 1.0.2.0.2.0.1.0.1.0.1:$genreList1.0:$Horror»> Музыкальные ужасы
    • Тайна
    • Документальная литература
    • Поэзия
    • Психология
    • Романтика
    • Наука
    • Научная фантастика
    • kdof3rwj5s.1.0.2.0.2.0.1.0.1.0.1:$genreList2.0:$Self Help»> Самопомощь
    • Спорт
    • Триллер
    • Путешествия
    • Молодое поколение
    • Больше 100
    • Сообщество ▾
      • Группы
      • Обсуждения
      • Цитаты
      • 1.0.2.0.3.0.1.0.3″> Спросите автора
    • Войти
    • Присоединиться

    Зарегистрироваться

    200 Просмотреть профиль

200 Просмотреть профиль

  • Друзья
  • Группы
  • Обсуждения
  • Комментарии
  • 1.0.7.0.1.0.1.1.0.6″> Задание по чтению
  • Kindle Заметки и основные моменты
  • Цитаты
  • Любимые жанры
  • Рекомендации друзей
  • Настройки учетной записи
  • Помощь
  • Выйти
  • Дом

      900

    • Мои книги
    • Обзор ▾
      • Рекомендации
      • kdof3rwj5s.2.0.0.0.2.0.1.0.0.1″> Choice Awards
      • Жанры
      • Подарки
      • Новые выпуски
      • Списки
      • Изучить
      • Новости и интервью

      Жанры

      • Бизнес Артография
      • 79

      • Детская
      • Христианская
      • kdof3rwj5s.2.0.0.0.2.0.1.0.1.0.1:$genreList0.0:$Classics»> Классика
      • Комиксы
      • Поваренные книги
      • Электронные книги
      • Фэнтези
      • Художественная литература
      • Графические романы
      • Историческая фантастика
      • Добавить комментарий