Клеймо лфз по годам цвет: ЛФЗ клеймо по годам, марки и штампы

By alexxlab No comments

Содержание

Ленинградский фарфоровый завод (ЛФЗ)

В годы существования СССР одним из крупнейших заводов по производству художественных фарфоровых изделий являлся Ленинградский фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова (ЛФЗ). Этот завод еще до революции 1917 года был ведущим фарфоровым предприятием Российской империи, и назывался, соответственно, Императорским фарфоровым заводом. В 1918 году завод был передан под крыло Народного комиссариата просвещения и стал называться Государственным фарфоровым заводом (ГФЗ). Продукция, выпускаемая на предприятии, стала одним из главных рупоров в пропаганде молодого советского государства. Многочисленные тарелки и чайная посуда в белье, сделанные про запас еще до революции, запестрели серпом и молотом, рабочими, колхозницами, жизнеутверждающими лозунгами и цитатами В. И. Ленина.

В те годы художественным направлением завода руководил С. Чехонин. Он и его армия скульпторов и художников, таких как К. Малевич, Л. Лисицкий, В. Кандинский, Н. Данько, А. Щекатихина-Потоцкая, М. Адамович и многих других, творили настоящие шедевры своего времени, вошедшие в историю искусства под названием «пролетарского стиля».

В 1925 году Российская академия наук отмечала свое 200-летие. В честь этого события предприятию было присвоено имя великого русского ученого М. В. Ломоносова и завод стал именоваться ЛФЗ. Именно благодаря науке стало возможным появление этого завода, первого в России по производству фарфора. Благодаря науке завод развивался и шел в ногу со временем. Здесь впервые в стране был осуществлен выпуск химического и технического фарфора, позднее была создана технология выпуска костяного фарфора. Эти открытия заметно расширили поле для творчества скульпторам и художникам.

В довоенные годы в СССР создается первая в стране художественная лаборатория, во главе которой становится Н. Суетин, один из учеников К. Малевича. К уже упомянутым художникам и скульпторам присоединились А. Воробьевский, И. Ризнич, А. Яцкевич, Л. Блак, Л. Протопопова. Продолжает свою блестящую творческую деятельность Н. Я. Данько. В первые годы после Победы появляется вкус к жизни, стремление творить мир и счастье и желание поскорее позабыть тяготы и потери. Заводом массовыми тиражами выпускаются статуэтки серии «Счастливое детство», актеры театра и балерины, пионерки и школьники, работницы и спортсмены, литературные персонажи, многочисленная анималистика. Эти фигурки украшают почти каждый советский интерьер.

Продукцию, которая выпускалась на Ленинградском фарфоровом заводе в советские годы, можно увидеть в крупнейших музеях мира, таких как Эрмитаж, лондонский музей Виктории и Альберта, нью-йоркский Метрополитен-музей и во многих других музеях и частных коллекциях. Да и в простых российских семьях всегда найдется ваза, чайный сервиз или статуэтка с легендарным логотипом «ЛФЗ». За годы своей работы завод всегда стоял в авангарде фарфоровой промышленности Российской империи и СССР. 

Высокую марку предприятие держит и в современной России, беря на вооружение самые передовые технологии по производству фарфора и внедряя новые образцы посуды, мелкой пластики, предметов быта и интерьера. Сегодня завод ориентируется на выпуск высокохудожественных авторских произведений класса «люкс» под брендом «Императорский фарфор». Всего в ассортименте выпускаемой продукции насчитывается более 4000 наименований изделий. Производство смело выполняет заказы на изготовление сервизов для торжественных приемов, включающие до 27 тысяч столовых предметов. Кроме того, в год празднования 300-летия г. Санкт-Петербурга завод был удостоен знака «Официальный поставщик Московского Кремля».


Клейма и марки ГФЗ, ЛФЗ, ИФЗ. Подробный каталог клейм


Императорский фарфоровый завод (ИФЗ) начал свою деятельность в 1744 г. в г. Санкт-Петербург и первоначально назывался Порцелиновой мануфактурой. Общая таблица клейм с основания завода в 1744 году до Октябрьской революции выглядит следующим образом:



Клейма Императорского фарфорового завода с 1760 по 1917 годы.


С начала действия до 1760 года на изделиях завода выдавливались или ставились краской клейма в виде двуглавого орла золотого, голубого или черного цвета.

С середины 1760 г. до 1796 года марки и клейма императорского фарфорового завода изображались в виде императорской монограммы правящего монарха золотым, синим надглазурным или синим подглазурным цветом и представляли собой букву Е с римской цифрой II (Екатерина II)

В эти же годы выпускалась продукция, предназначенная для использования в императорском дворце, на которой клеймо содержало слова «Придвор», «ПК» или изображение короны над решеткой. Иногда на клеймах указывался год (1766, 1780, 1782). 

С 1796 по 1801 год клеймо представляло собой букву П (Павел), увенчанную короной и выполненную синим надглазурным или синим подглазурным цветом, в некоторых случаях золотом.

С 1801 по 1825 клеймо изображало заглавную букву А (Александр) с императорской короной вверху. Цвета: синий (надглазурный и подглазурный) и золотой.

В 1825 – 1855 годы на клеймах императорская монограмма представляла букву Н в различном написании с традиционной короной. Цвета: синий (надглазурный и подглазурный) и золотой.

С 1855 по 1881 годы цвет клейм становится оливково-зеленым под глазурью, иногда золотым по глазури. Изображение представляет собой букву А и римскую цифру II над которой парит корона (Александр II). Некоторое время монограмма заключалась в лавровый венок. 


  




С 1881 по 1894 год в перииод правления императора Александра III монограмма представляла собой букву A c римской цифрой III и выполнялась в синем и золотом цветах надглазурно или оливково-зеленом подглазурно.

В 1894 – 1917 годах на продукции марки и клейма императорского фарфорового завода изображались в виде буквы Н с римкой цифрой II с короной и указанием года — период правления императора Николая II.

В 1917 году на период правления Временного правительства вместо монограммы появляется изображение двуглавого орла.


Клейма ЛФЗ. Советский период.


С 1918 года завод переименован сначала в Государственный фарфоровый завод (ГФЗ), а затем Ленинградский государственный фарфоровый завод. Клейма ЛФЗ по годам отражают все основные политические события в стране.

С 1918 до 1936 года на клейме изображается знак в виде серпа и молота в различных вариантах, в том числе с указанием года производства и слова РСФСР. В 1921 году появилось специальное клеймо, на котором изображение серпа и молота сопровождалось словами «В пользу голодающих». В 1922 и 1927 годах наносятся юбилейные знаки в честь 5 и 10-летия революции. С 1920 по 1930 дополнительно появляется клеймо для экспортной продукции «made in Russia» и «made in Russia USSR». В 40 – 60-хх годах клейма ЛФЗ представляло собой аббревиатуру ЛФЗ в различных вариантах. С 1970 по 1989 годы на клейме добавляется указание о сортности продукции и группе сложности изделия. В зависимости от сорта марка отличается по цвету, в том числе красная, синяя и зеленая соответственно для 1, 2 и 3 сортов. В 1989 – 1992 году на изделиях ставится надпись «made in USSR». С 1992 по 2001 году клейма ЛФЗ содержат слова «made in Russia». С 2002 по 2006 год на клейме изображены слова «hand decorated ЛФЗ 1744 St.Peterburg Russia» С 2006 года до последнего времени клеймо содержит следующие слова « imperial porcelain 1744 St.Peterburg » и изображение двуглавого орла.

Легендарный русский фарфор ИФЗ: клейма, выпускаемая продукция

Многовековая история
Изделия предприятия
Клейма ИФЗ

Многовековая история

Создание порцелиновой мануфактуры


В середине 18 века в России не существовало не только легендарного Императорского фарфорового завода, но и какого бы то ни было предприятия по производству фарфора. Многие мечтали узнать секрет «белого золота», однако европейские производители фарфора тщательно охраняли его. Тогда российская императрица Елизавета Петровна поручила открыть рецепт фарфора и организовать в стране фарфоровое производство приглашенному заграничному мастеру Х. Гунгеру и приставленному к нему Д.И. Виноградову.



Императорский фарфоровый завод. Фото 1904 г.


Хотя Гунгер оказался мошенником и был с позором выставлен из России, специалист по горному делу Виноградов сумел ценой своей короткой жизни получить долгожданный рецепт фарфора и невероятными усилиями наладить его производство. Построенная им в 1744 году Невская порцелиновая мануфактура создавала фарфор высокого качества, который мог соперничать с заграничными образцами. Вначале изделия были маленькими, но с 1756 года, когда основатель фарфора построил большой горн, завод перешел к изготовлению крупных изделий.

Расцвет ИФЗ


Если при Елизавете Петровне фарфоровый завод выпускал продукцию в основном только для небольшого числа приближенных к Её Величеству особ, то Екатерина II задалась целью обеспечить фарфором всю Россию. Ее стараниями в конце 18 века Невская порцелиновая мануфактура, переименованная в Императорский фарфоровый завод (ИФЗ), стала одним из ведущих в Европе фарфоровых предприятий.


Так получилось, что за годы существования ИФЗ в стране сменилось много царских особ. Каждый из царей внес свой вклад в развитие фарфорового производства. В частности, при Александре I была произведена серьезная реорганизация завода, а в само производство вложили значительные средства. Александру III и вовсе удалось спасти завод от банкротства, к которому тот пришел во времена правления Александра II. Александр III вдохнул в предприятие новую жизнь и ввел в нем различные технические новинки, а также распорядился создавать все заказы для императорской семьи в двух экземплярах (один для музея). Благодаря этому приказу и своевременной эвакуации музея в военные годы, до наших дней дошло множество изделий ИФЗ.

ГФЗ и ЛФЗ в советское время


В 1918 году завод национализировали и переименовали в Государственный фарфоровый завод, а в 1925 году — в Ленинградский завод имени Ломоносова. Народный комиссариат просвещения, в ведомство которого попал ГФЗ, решил создать на базе завода керамическую лабораторию республиканского масштаба для проведения различных испытаний. В советские годы здесь создавали агитационный фарфор, построили первую в стране художественную лабораторию, освоили производство технического и химического фарфора, а также впервые получили оптическое стекло.


ЛФЗ стал первым в России предприятием, которому удалось выпустить изделия высочайшей белизны и тонкости из так называемого костяного тонкостенного фарфора. Специалисты завода получили за эту работу Государственную премию СССР.



Вид на главное здание ГФЗ.

Кризисный постсоветский период


С 1993 по 2002 годы ЛФЗ переживал черную полосу, что было связано с незаконной скупкой акций завода иностранными инвесторами. Сотрудникам завода и российским властям пришлось приложить большие усилия, задействовать различные ресурсы, чтобы вернуть завод своему народу. В это время предприятие переживало значительные трудности. Все стало налаживаться только с 2002 года, когда завод купил российский предприниматель Николай Цветков, передавший большую часть акций своей жене Галине Цветковой.


В 2005 году заводу вернули его прежнее название Императорского фарфорового завода.

Положение ИФЗ в настоящее время


За последние годы фарфоровый завод выпускает меньше продукции, чем ранее, что объясняется переходом к производству изделий класса «люкс». В основу современных технологий производства классического русского фарфора положена технология, открытая основателем «белого золота» в России Д.И. Виноградовым. При декорировании фарфора на ИФЗ применяют комбинированный, ручной или механизированный методы.


В настоящее время ИФЗ производит порядка четырех тысяч наименований фарфоровых изделий. Это продукция в очень широком диапазоне от сервизов для домашнего использования до роскошных сервизов президентского уровня, а также призов для крупнейших мероприятий.


Производство ИФЗ

в настоящее время.

Изделия предприятия


При Екатерине II созданная Виноградовым порцелиновая мануфактура начала стремительно расцветать. Большое значение для предприятия имело появление на нем талантливого французского скульптора Ж.-Д. Рашетта. Именно он создал знаменитую серию «Народности России», которая прославила ИФЗ. К числу его лучших работ также относится и бюст Екатерины II, выполненный из особой фарфоровой массы.



Серия «Народности России». Ж.-Д. Рашетт. 1780-1790-е.


Во времена правления императрицы Екатерины II появились утонченные парадные сервизы, поражающие своим великолепием. Первым был создан сервиз Арабесковый, за ним Яхтинский и Кабинетский сервизы.


Предметы Кабинетского сервиза.

ИФЗ. 1793-1796 гг.


Бутылочная передача.

Арабесковый сервиз.

ИФЗ. 1784 г.


В александровский и николаевский периоды предприятие выпустило сервизы почти всех петербургских резиденций. В это время наблюдается возрождение интереса к русскому художественному наследию, которое нашло свое выражение в знаменитых Кремлевском и Константиновском сервизах, созданных по работам Ф.Г. Солнцева.


Ваза из Константиновского сервиза с монограммой ВККН. 1848 г.


Вазы и другие изделия этого периода расписывали с величайшим мастерством. Каждая такая работа поражала своей красотой и изяществом. Вазы украшали многообразным рельефным декором или целыми скульптурами, каждую из которых производили с филигранной точностью. Еще одним интересным способом росписи было изображение на вазах полотен таких известнейших мастеров, как Рафаэль или Леонардо да Винчи. Переносимые на фарфор копии известных картин поражали своим сходством с оригиналом и качеством исполнения. В сочетании с позолотой, которой обильно покрывали изделия, работы получались столь эффектными, что их по достоинству оценили как в России, так и за рубежом.


Ваза «Сплетницы». ИФЗ. Модель П.-Ф. Томира. 1807-1808 гг.


Ваза. Роспись А.И. Тычагина. ИФЗ. Около 1836 г.


В 1966 году руководитель ЛФЗ А.С. Соколов поставил перед заводской лабораторией очень трудную задачу — создать формулу костяного фарфора, причем изделия из него должны были быть толщиной не более 1 мм. Два года упорных поисков специалистов привели к тому, что ИФЗ стал первым в России заводом по выпуску костяного фарфора. Полученный фарфор существенно отличался от зарубежных образцов. В частности, он был прочнее, тоньше и звонче английского костяного фарфора.


Цех костяного фарфора. ЛФЗ. Литье чашек на полуавтомате. Фото 1970-х гг.


Тончайшие белоснежные чашечки очень быстро полюбились коллекционерам и завоевали популярность в широких слоях населения, поэтому уже через два года завод увеличил число выпускаемых изделий до 850 тысяч в год, а затем и до 1,2 млн единиц в год. Большой вклад в популярность костяного фарфора внесли известные живописцы завода. В частности, мастер А. Воробьевский сумел расписывать новый материал в своем старом стиле и создал множество замечательных работ.


Чашки с блюдцами.

Рисунок А.В. Воробьевского.


Чайная пара «Зимняя сказка».

Рисунок А.В. Воробьевского.


За свою многовековую историю завод так расцвел и выпустил такое количество великолепных работ, что о них можно рассказывать на многих десятках страниц. Изделия ИФЗ — это настоящая кладезь грациозных, изящных и оригинальных работ, каждая из которых является отдельным произведением искусства.

Клейма ИФЗ

Клейма Невской порцелиновой мануфактуры (1744-1765)


На Невской порцелиновой мануфактуре основатель российского фарфора Д.И. Виноградов клеймил первые работы с помощью первой буквы своей фамилии и года выпуска изделия. На некоторых изделиях указывали точную дату изготовления или отмечали номер рецептуры, по которой создали фарфор.



С 1750-х до середины 1760-х гг. клеймо изображали в виде разных вариаций двуглавого орла. В этот же период на изделиях мануфактуры встречаются различные обозначения в виде кружка с точкой, кружка со стрелкой. Клеймо могли поставить в любом месте изделия, поэтому порой его не так просто обнаружить.


Клейма ИФЗ (1765-1917)


В 1765 году императрица Екатерина II переименовала порцелиновую мануфактуру в Императорский фарфоровый завод. С этого периода на заводе стали ставить клейма в виде монограмм находящихся у власти монархов. Так, при Екатерине II это было изображение большой буквы «е», внутри которой обозначали римскую двойку.



При императоре Павле I монограмму монарха стали располагать под изображением короны. Этот же прием характерен и для монограмм последующих российских монархов. Обычно такие клейма ставили синей краской под глазурью, а в редких случаях использовали золотое надглазурное клеймо.



На ряде изделий кроме традиционных для этого периода клейм можно встретить нанесенные фиолетовой или черной краской буквы «п» и «к», обозначающие, что фарфор создан по заказу придворной конторы. На фарфоре, выпускаемом ко Двору, также ставили пометку «придвор».



Во время правления Александра I клейма ставили вручную, в то время как при других монархах могли использовать специальные трафареты. Ручные клейма отличаются большим разнообразием как по изображению монограммы Александра I, так и царской короны.




Во времена правления Николая I клейма были достаточно живописными. Монограмма монарха состояла из витиеватой буквы «н» и написанной в нижней ее части римской единицы. На некоторых клеймах ставили год изготовления фарфора. Корону изображали живописно, тщательно вырисовывая ее детали. Начиная с 1836 года надглазурные клейма стали вытесняться подглазурными, которые ставили с помощью синей или зеленой красок.



В этот период встречаются и подписи мастеров, участвовавших в создании изделий. Так, на одном из клейм 1850-х годов указаны инициалы живописца и рядом с ними инициалы модельмейстера. Подобные надписи присутствуют и на фарфоре, созданном во времена Александра II.



Для клейм, наносимых при Александре II, характерно значительное сходство исполнения, что было связано с применением трафаретов. По этой же причине они сходны с клеймами при Александре III и отличаются от них в основном только римскими цифрами.


Во времена Александра II также начали указывать год изготовления (часто две последние цифры года), а при следующем монархе указание в клейме года стало обязательным.



При Александре II встречаются клейма в виде императорской монограммы, помещенной в округлый венок, круг из звездочек или волнистых линий. Таким способом помечали те фарфоровые изделия, которые создавали во Франции, а расписывали на ИФЗ. Аналогичные клейма встречаются и при Александре III.



Во время правления Николая II традиция ставить на клейме дату изготовления сохранилась, однако теперь год ставили полностью из четырех цифр.


Клейма ГФЗ (1917-1925)


После того, как последний российский царь отказался от престола в ходе революции 1917 года, завод больше не мог использовать прежние клейма, так как огромная Россия внезапно осталась без герба, флага и других государственных атрибутов. К тому же предприятие переименовали в Государственный фарфоровый завод. Этим объясняется тот факт, что на заводе несколько месяцев ставили клеймо только с датой изготовления изделия.



В марте 1917 года Временное правительство буквально засыпали запросами различные учреждения, так как им требовались печати на документы. Правительству пришлось привлечь к разработке нового российского герба опытных знатоков геральдики. Поскольку последние не решались принимать решение до созыва Учредительного собрания, а герб нужен был срочно, остановились на варианте изображения двуглавого орла, лишенного всяческих регалий. Этот герб в народе даже прозвали «ощипанной курицей», но он прекрасно подходил для завода ГФЗ, так как хорошо смотрелся в виде клейма и стал преемником прежних императорских клейм ИФЗ.



В это же время в клеймах появляется советская атрибутика: серп и молот, надпись РСФСР.



В 1921 году на заводе использовали специальные клейма с надписью: «В пользу голодающим». Связано это было с разразившимся в Поволжье в 1921-1922 годах массовым голодом, от которого пострадало более пяти миллионов человек.


Клейма ЛФЗ (1925-2005)


В 1925 году в связи с двухсотлетним юбилеем Российской академии наук ГФЗ присвоили новое имя. Теперь его полное название звучало как Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова. Сокращенно его обозначали ЛФЗ, что часто вызывало путаницу, так как под буквой «Л» можно было понимать как слово «Ломоносовский», так и «Ленинградский». Надо иметь в виду, что наименование Ломоносовский фарфоровый завод считалось кратким названием предприятия. В то же время аббревиатуру ЛФЗ на клеймах расшифровывают как Ленинградский фарфоровый завод.


Знаменитая аббревиатура ЛФЗ, применяемая и в современном клейме, появилось на предприятии в это время. Тогда буквы клейма были менее витиеваты, чем сегодня, и исполнялись по-разному. Буквы могли писать слитно или раздельно, придавая им разные очертания.



В период с 1970-х по 1989 гг. на клеймах стали также указывать группы сложности рисунка. Всего существовало несколько таких групп от 6 до 15, но бывали случаи, когда изделие выполнялось за рамками самой сложной 15-ой группы. Тогда на нем ставили пометку «ВНЕ ГР». Ниже аббревиатуры ЛФЗ указывали сорт изделия. Для фарфора первого сорта применяли красные клейма, второго — синие, третьего — зеленые.



В это время для экспортных изделий применяли надпись MADE IN USSR, которая с распадом Советского Союза превратилась в MADE IN RUSSIA.



В это же время возникает новое клеймо с надписью HAND RECORATED, обозначающей ручной декор. В клейме начали указывать дату основания завода и город Санкт-Петербург.


Клейма ИФЗ (2005 г. — настоящее время)


В 2005 году акционеры решили вернуть предприятию историческое название и переименовали его в ИФЗ. Возврат к истокам произошел и в клейме завода. Теперь в нем появилась надпись Imperial Porcelain, обозначающая императорский фарфор (можно перевести и как величественный), двуглавый орел с атрибутами власти, год строительства завода и город, в котором он находится.



Представленное клеймо используют на Императорском фарфоровом заводе по сей день.

Клейма российского антикварного фарфора. Клейма фарфоровых заводов России

Первые клейма в царской России
Виды клейм на фарфоре царской России
Два клейма
Проблемы с определением клейм
Особенности клейм советского периода

Первые клейма в царской России


В России необходимость использования клейм появилась сразу же, как были открыты первые фарфоровые заводы. Вплоть до середины восемнадцатого века Россия могла только мечтать о собственном фарфоровом производстве, пока невероятное трудолюбие Дмитрия Ивановича Виноградова на первой в стране порцелиновой мануфактуре не привело к открытию рецепта русского фарфора. В 1747-1749 годах появились первые успешные изделия, которые стали клеймить буквой W (начальная буква фамилии Виноградова) и годом выпуска изделия.



Для первых клейм еще не было никаких стандартов, поэтому они отличались друг от друга по размеру, расположению и стилю знаков. Уже тогда начала зарождаться традиция указания в клейме места производства и номера рецептуры фарфоровой массы.


С превращением Невской порцелиновой мануфактуры в Императорский фарфоровый завод, открытием завода Ф.Я. Гарднера и других предприятий клейма помогали отличать одну фарфоровую продукцию от другой. Более того, предприимчивые люди не только стали массово открывать собственные фарфоровые заведения, но и активно создавали подделки изделий известных заводов, что привело к необходимости создания качественных клейм.


Проблема стала приобретать массовый характер не только внутри страны, поскольку возникла потребность отличать русский фарфор от зарубежного. Для этого в разное время было издано несколько постановлений, описывающих порядок клеймения фарфоровой продукции. В частности, указы, изданные с середины XVIII по середину XIX века, предписывали обозначать в клеймах владельца фабрики и ее местонахождение. При этом на изделии обязательно должно было стоять русское клеймо, даже если предполагалось еще одно клеймо для зарубежных рынков. С 1857 года клейма должны были ставить с помощью красной краски.


Все эти требования наложили существенный отпечаток на клейма русского фарфора, хотя и не являлись для мелких производителей непреложной истиной. Многие не гнушались всячески нарушать установленные правила, поэтому на фарфоре, выпущенном в Российской империи, встречается множество клейм в самых разных исполнениях.

Статуэтка Малахитовая шкатулка. СССР, Дулевский фарфоровый завод, 1953 год. Фарфор.

Ваза с живописью в виде цветов. Москва, фабрика Гарднера, конец 19 века. Фарфор, роспись.

1 500 000 a

Статуэтка Странник -слепец. Россия, частный завод Гарднера, сер. 19в. Фарфор, роспись

Виды клейм на фарфоре царской России

Варианты нанесения


Традиционно в России использовали несколько способов клеймения фарфора. Весьма распространенными были надглазурные и подглазурные и клейма. Первые из них ставили сверху обожженной глазури, а вторые — до ее нанесения, поэтому сохранялись лучше первых. Более надежным способом клеймения, который было труднее подделать, считается вдавливание в массу необожженной глины. Однако расплатой за надежность при таком способе являются сниженные художественные возможности.

Сложность изображения


По содержанию клейма были очень разнообразны даже на одном и том же предприятии. В первые годы производства могли использовать простые клейма в виде одной или нескольких букв, а в последующие перейти к сложным орнаментам. Например, если первые клейма на Дулевском фарфоровом заводе представляли собой аббревиатуры СТК или ЗСК, за которыми скрывались имена их владельцев, то позднее к ним добавились живописные орнаменты и герб, а фамилию владельца стали прописывать полностью. Аналогичная практика существовала и на других российских фарфоровых мануфактурах.


Царская символика


Изображение российского герба было привилегией, которую получили лишь некоторые заводы. Такое право давалось тем заводчикам, фарфоровые изделия которых особо выделяли на выставках, отмечали при Дворе. Выпуская фарфор отличного качества, фабрики часто получали заказы от самого Императорского двора. К их числу принадлежали завод братьев Корниловых, фабрика Гарднера, предприятия Кузнецова, Ауэрбаха и некоторые другие. На заводе Корниловых московский герб вырисовывали со всей тщательностью, используя для одного клейма краски разного цвета.



Чаще всего государственную атрибутику наносили на дорогие изделия или тот фарфор и фаянс, который предназначался для экспорта. Именно здесь герб изображали очень тонко, аккуратно вырисовывая каждую деталь.


Помимо собственно герба в клеймах изображали символы царской власти. В частности, в клеймах известного на весь мир Императорского фарфорового завода корона была наиболее частым элементом. Ее начали изображать с приходом к власти императора Павла I и использовали вплоть до Октябрьской революции, когда с приходом советской власти из клейм убрали всю царскую символику. Корону также изображали условно или расписывали со всей тщательностью.


Использование монограмм


Частой практикой на заводах было использование монограммы. Например, на фабрике братьев Новых и Храпунова-Нового она состояла из инициалов владельцев: Ивана Нового и затем Якова Храпунова-Нового. У Алексея Попова буква «А» плавно переходила в «П», а у Андрея Миклашевского «А» сливалась с «М».


Клейма с инициалами Андрея Миклашевского (слева) и Алексея Попова (справа).


На Императорском фарфоровом заводе (ИФЗ) монограммы представляли собой начальную букву имени монарха и конкретную цифру его титула. Например, для Екатерины II римская двойка была прописана внутри большой буквы Е. Поскольку за время существования ИФЗ на российском престоле побывало много царей, так появились клейма с монограммами АI, АII, АIII, НI и другие согласно именам царей.


Цветочные и иные орнаменты


Наиболее частым элементом сложных клейм, которые обычно ставили на самую качественную продукцию, являются всевозможные цветочные и иные орнаменты. Например, на заводе Храпунова-Нового со второй половины XIX века стали использовать целые корзины цветов с именем владельца фабрики на самой корзине. На Дулевской фабрике в середине XIX века появилось золотое клеймо «ЗСТК в Дулёве» с красивым цветочным узором. Его ставили только на дорогие изделия. Клейма многих мануфактур обрамляли завитками, заключали в овальные, круглые и иные фигуры.



Клейма на фарфоре братьев Новых.

Разнообразие символов


Клейма российских фарфоровых заводов поражают многообразием символики. Царские указы предписывали обозначать в клеймах владельца и адрес фабрики, но не запрещали выражать свою индивидуальность. Это выразилось в том, что предприятия использовали собственные символы, так или иначе характеризующие их деятельность. Например, в клеймах завода Миклашевского присутствует семейный герб, у Юсупова был собственный символ в клейме, на кузнецовском фарфоре можно встретить среди прочего звезды, ордена и медали, Гарднер изображал всадника на коне, а после Великой Октябрьской революции в клеймах появились атрибуты советского времени.


Клеймо завода Миклашевского с изображением семейного герба.

Сведения о наследниках


Так как успешные фарфоровые предприятия существовали несколько десятилетий и даже веков, за время их работы менялось несколько владельцев. Если прежнему хозяину фабрики удавалось добиться значительного успеха и прославить свой фарфор, то новый владелец старался сохранить его имя или использовал переходные клейма. Например, потомки фабриканта Батенина использовали надпись «НАСЛ: БАТЕН», обозначающую наследников Батенина. Кузнецов, выкупивший пришедший в упадок завод Ауэрбаха, некоторое время использовал клеймо «Быв. Ауербахъ», чтобы сохранить прежнюю клиентуру. А Яков Храпунов и вовсе принял решение взять другую фамилию после того, как вступил в право владения заводом своей супруги Новой.


Особые пометки


На многих заводах в клеймах делали особые пометки, которые могли объяснить только сами мастера завода. В некоторых случаях это были обозначения адресата, которому предназначался тот или иной сервиз или статуэтка. На ИФЗ для этого делали пометку «ПК», обозначающую, что конкретные изделия создавались для придворной конторы. У Корниловых шла отметка «ПО ОСОБ. ЗАКАЗУ». Кстати, именно на заводе Корниловых встречается надпись на фарфоре о запрете воспроизведения, которая стала первой для России попыткой защитить права авторов на фарфоровую продукцию.



Если на заводе экспериментировали с фарфоровой массой, то могли проставлять на изделиях номер конкретного рецепта или делать другие пометки, относящиеся непосредственно к производству.


На некоторых изделиях встречаются имена мастеров по фарфору в виде инициалов или полного указания фамилии. Так, на заводе Юсупова на фарфоре встречается подпись мастера Ламбера. Впрочем, талантливый живописец Севрской мануфактуры не только способствовал расцвету завода Юсупова, но и некоторое время был его владельцем. На ИФЗ клейма с именами мастеров встречаются примерно с середины 19 века. Чем известнее был мастер, тем дороже ценилось изделие с его именем.


Подпись и монограмма Ламбера

на фарфоре Юсупова.

Два клейма


На ряде фарфоровых работ присутствуют сразу два клейма. Причин такого явления существует несколько. Первая заключается в том, что мастеру просто не удавалось с первого раза поставить клеймо с достаточным нажимом. Тогда он ставил еще одно, пытаясь попасть в предыдущее или на новом месте. Так как попытка поставить одно клеймо в другое не всегда заканчивалась желаемым результатом, появлялись нечеткие клейма со сдвоенными символами. Примером может послужить фарфор Батенина.


Вторая причина заключалась в том, что белье (покрытый глазурью фарфор без росписи) делал один завод, а роспись совсем другой. Так, на заводе братьев Корниловых дважды в год распродавали фарфор низкого качества, включая и белье. В итоге на конечных изделиях появлялось клеймо изготовителя фарфора и мастера по росписи. Некоторые заводы не занимались изготовлением фарфоровой массы, а просто закупали заготовки и расписывали их. В частности, так поступали в мастерской князя Юсупова, который приобретал белье у Попова, Гарднера и у других крупных заводчиков.


Еще одна причина была связана с необходимостью перехода от одного периода к другому. Чаще всего это относилось к смене владельца, который уже успел заявить о себе на фарфоровом рынке. Чтобы не растерять прежних клиентов, новый владелец ставил рядом со старым клеймом новое, в котором фигурировала уже его фамилия.


Были и другие причины для простановки двух клейм, например, их ставили на продукции, предназначенной для экспорта.

Статуэтка Малахитовая шкатулка. СССР, Дулевский фарфоровый завод, 1953 год. Фарфор.

Ваза с живописью в виде цветов. Москва, фабрика Гарднера, конец 19 века. Фарфор, роспись.

1 500 000 a

Статуэтка Странник -слепец. Россия, частный завод Гарднера, сер. 19в. Фарфор, роспись

Проблемы с определением клейм


До сих пор специалистам приходится прикладывать немало усилий, чтобы причислить ту или иную продукцию к конкретному заводу. Это обусловлено не только низким качеством клейм или их отсутствием, но и желанием мелких мастерских подражать именитым предприятиям.


Небольшим заведениям часто не удавалось добиться фарфора высокого качества, так что опытный глаз быстро отличал подделку. Однако бывали случаи, когда подделки получались на уровне оригинала. В частности, завод Сафронова начинал с подражания прославленным изделиям фабрики Гарднера. Есть версия, что именно с этим подражанием связан тот факт, что в первые годы существования завода Сафронова на нем использовали точно такие же клейма в виде крючкообразной буквы «С», как и на известном в то время заводе Гарднера. На гарднеровском заводе в одно время буква G стала походить на «С».



Интересно, что со временем завод Сафронова обрел собственную славу благодаря фарфору хорошего качества и оригинальной художественной росписи. В то время на одной из московских выставок об изделиях завода отозвались как о таких, которые заслуживают одобрения и похвалы. В начале XIX века по своей художественной ценности фарфор Сафронова стоял на третьем месте после именитых заводов Попова и Гарднера.


Российские заводы подражали клеймам не только своих соотечественников, но и зарубежным мануфактурам. Например, на заводе Гарднера в 1770–1790-х годах использовали клеймо с изображением скрещенных мечей, характерное для мейсенского фарфора. Этот символ использовали в разных вариациях, включая и такую, в которой присутствовала буква G.



Другая проблема заключалась в особенностях самих клейм или их стирании со временем. Например, некоторые клейма на фарфоре Батениных можно различить только в том случае, если очень медленно направлять источник света к изделию, меняя угол наклона.


Надглазурные клейма сохранялись плохо и легко подделывались, а вдавленные в массу зачастую зависели от качества штемпеля и силы надавливания. Более того, многие оригинальные работы вовсе не имеют никаких обозначений. Это относится, например, к продукции завода Юсупова. Князь создавал свою мастерскую, не имея коммерческого интереса, поэтому и в клеймах необходимости не было. Большая часть продукции Юсупова поступала в его имение или была подарена князем знатным особам.

Статуэтка Малахитовая шкатулка. СССР, Дулевский фарфоровый завод, 1953 год. Фарфор.

Ваза с живописью в виде цветов. Москва, фабрика Гарднера, конец 19 века. Фарфор, роспись.

1 500 000 a

Статуэтка Странник -слепец. Россия, частный завод Гарднера, сер. 19в. Фарфор, роспись

Особенности клейм советского периода


После Октябрьской революции в 1917 году началась массовая национализация фарфоровых предприятий. Какие-то из них полностью прекратили свое существование сразу после прихода советской власти, другие были переименованы и продолжали свою работу. Первое, что изменилось в клеймах этого периода, стало полное исчезновение символов царской власти. Единственным напоминанием был двуглавый орел без царской атрибутики, который еще некоторое время присутствовал в клеймах ИФЗ. Заметим, что клеймо с датой 1917 ставили только в период работы Временного правительства. В это время выпустили небольшое количество предметов с таким клеймом, поэтому их коллекционная ценность высока.



Теперь на смену царям с их коронами и скипетрами пришел серп и молот. Звезды, колосья пшеницы, изображение земного шара и другие элементы, характерные для советского периода, использовали практически на каждом заводе. А прежние имена хозяев вытеснили многочисленные аббревиатуры и новые названия предприятий. Так, ИФЗ превратился вначале в ГФЗ, а затем и в ЛФЗ. Клейма с надписью ЛФЗ известны многим, так как с их помощью клеймили фарфор на протяжении восьмидесяти лет с 1925 по 2005 годы.



Аббревиатуры касались не только новых названий фабрик, но и различных организаций, возникающих на их базе, или тех, через которые фарфор продавали. Так появились надписи Мособлгорспецторг, Главунивермаг, аббревиатуры ТД (торговый дом), ТФ (тверской фарфор), ЦФФТ (Центрофарфортрест) и многие другие.



Особый интерес для коллекционеров всего мира представляет так называемый агитационный фарфор, которому практически нет аналогов. Его происхождение связано с не менее интересным планом «монументальной пропаганды», к которой призвал В.И. Ленин. Смысл этой пропаганды сводился к тому, чтобы как можно скорее перейти от всего, что символизировало царскую Россию, к России рабочих и крестьян. Однако на практике агитационный фарфор получался слишком дорогим для простого человека и оседал в собраниях коллекционеров. Более того, со временем интерес к нему иностранных коллекционеров вырос настолько, что цена на такие изделия поднялась в несколько раз.



Для агитационного фарфора характерны разнообразные призывы и лозунги: «Царству рабочих и крестьян не будет конца!», «Да здравствует советская власть!» и т.д. Что касается клейм, то основными их элементами были перекрещенные серп и молот. Также в клеймах встречаются и некоторые надписи, например ««В пользу голодающим».



Если в царской России клейма одного и того же завода сильно отличались по размеру букв, стилю письма, рисунку и вообще зависели от настроения мастера, то для клейм советского периода характерен одинаковый размер букв, трафаретность, достаточная четкость изображений. Все-таки механизация производства наложила свой отпечаток и на качество клейм.



Клейма Дулевского фарфорового завода.


Еще один характерный элемент для клейм советского фарфора — это слова латинскими буквами с обозначением страны: USSR или SOVIETUNION, а также приписка made in. В эту же тему и клеймо Torgsin, обозначающее «Торговый синдикат». До революции каждый завод сам придумывал, какими должны быть клейма для экспорта. Одни использовали надписи на французском языке, другие изображали арабески и иные элементы для восточных клиентов. Существовала практика и использования надписи Made in Russia, первенство использования которой принадлежит заводу братьев Корниловых.


В советское время в клеймах часто указывали группу сложности рисунка и сорта изделия. Например, на ЛФЗ применяли разные цвета для обозначения того или иного сорта, а сами сорта обозначали как «1 с», «2 с», «3 с». Для групп использовали знаки «6 гр», «7 гр» и т.д. или «ВНЕ ГР» для изделия особенно высокого класса. На Довбышевском заводе для сортов также использовали разные цвета. Аналогичная практика существовала и на других фарфоровых предприятиях.


Клейма ЛФЗ с указанием сортов продукции.


Если проследить историю появления в клеймах разных заводов того или иного символа, то станет очевидно, как одна и та же идея кочевала с фабрики на фабрику. Так, в определенный период в клеймах заводов советского периода стали изображать животных. Это лоси, олени, птицы, ящерицы, львы и многие другие представители фауны. Вероятно, для каждого предприятия то или иное животное символизировало свои свойства, но для некоторых фабрик за таким выбором стояла конкретная история. Например, знаменитая дулевская птица появилась на фарфоре Дулевского завода после того, как в 1958 году скульптору завода А. Сотникову вручили золотую медаль за его работу «Сокол».


Клейма Дулевского фарфорового завода.

Клейма и марки ГФЗ, ЛФЗ, ИФЗ. Подробный каталог клейм


История знаменитого завода началась в 18 веке. Организованное в столице в 1744-ом году предприятие получило вначале название «Порцелиновая мануфактура». После ее возникновения до 1760-го года выпускаемые мануфактурой изделия имели выдавливаемые и нарисованные обозначения с раскрашенным золотом, лазурным или черным цветами двуглавым орлом.


После этого, в 1760-1796-ом годах установившаяся марка — стилизованный вензель из литеры «Е» и цифры «II». Она означала первую букву имени правящего монарха (Екатерина II) и имела лазурный и золотой (над и под глазурью) цвета. Продукция завода, предназначенная для двора, имела дополнительное обозначение в виде слова и букв «ПК», «Придвор» или образ короны над стилизованной решеткой. Периодически марки сопровождались обозначением даты (какой-либо год).


После восшествия на престол Павла I соответственно появились новые клеймы Это — монограмма из коронованной буквы «П». Изображалась она, как правило, синим, над глазурью и под ней, иногда раскрашивалась золотом.

Когда к власти пришел Александр I, фарфор стали маркировать монограммой первой буквы его имени, то есть заглавной «А», увенчанной короной сверху . Цвета оставались прежними.


Время царствования Николая I также отразилось в клеймах, которые ставились на изделия Императорского завода. Монограмма состояла из заглавной «Н», оформленной в разнообразных стилях и украшенной обязательной короной. Те же самые синие оттенки и золотистых цвет оставались неизменными, как традиционные для продукции предприятия.


С воцарением Александра II, после 1855-го по 1881-ый годы, как нетрудно догадаться, появляется снова коронованная монограмма с литерой «А», первой в имени нового императора, и цифрой «II». Только клеймо под глазурью приобретает оливковый цвет. Периодически раскрашивалось золотым по глазури. В течение некоторого времени монограмма изображалась внутри венка из лавровых листьев.


При Александре III, правившем с 1881 по 1894 годы, оттискиваемый на фарфоре вензель также имел обозначение в виде первой буквы имени царя и цифры «III». Он раскрашивался лазурью и золотом над глазурью и оливковым под ней.


После Александра III престол занял его сын Николай II, правивший, как известно, до 1917 года. Время его правления, на изделиях фарфорового завода отмечено клеймом в виде монограммы из букв «Н» и римской цифры «II», увенчанных императорской короной. Это изображение стало дополняться обозначением года выпуска изделия. После Февральской революции по распоряжению императорская монограмма заменяется двуглавым орлом.

Клейма ЛФЗ. Советский период.


Приход к власти большевиков полностью изменил жизнь в стране. Завод получил новое название. Вначале, в 1918-ом, его переименовали в «Государственный фарфоровый завод», или сокращенно «ГФЗ». После к этому названию прибавилось слово Ленинградский. Вновь изменения в жизни государства отразились на маркировке.


В 1918-1936-ом годах марка предприятия выглядит в виде советских серпа с молотом, даты производства продукции и аббревиатуры «РСФСР». Последующие 1922-ой и 1927-ой годы знаменуются обозначениями в ознаменование пятилетия и десятилетия Октябрьской революции. Предметы, идущие на экспорт, снабжались в двадцатые-тридцатые словами на английском языке: «сделано в России».


С 1940-го по 1960-е годы в качестве заводской эмблемы использовались три буквы «ЛФЗ». В семидесятые и восьмидесятые годы указываются также сорт, уровень сложности фарфорового изделия. Красным обозначается первый, синим – второй, зеленым – третий сорта. С 1989-го по 1992-ой на марке пишется «сделано в СССР» по-английски. Затем, до 2001-го надпись заменяется английскими словами «сделано в России». В период 2002-2006-го годов появляется новое обозначение с текстом «hand decorated ЛФЗ 1744 St.Peterburg Russia». После этого и до сих пор изделия вновь маркируются двуглавым орлом, а также надписью «imperial porcelain 1744 St.Peterburg».



Если Вам необходимо купить или продать изделия фарфорового завода ЛФЗ, обращайтесь в наш магазин. Консультация бесплатно

Связаться с нами

Севрский фарфор: описание, особенности, клейма

Вершиной керамического искусства Европы считается Севрский фарфор. Клеймо знаменитой французской мануфактуры менялось, в зависимости от периода изготовления и вида изделий, что помогает при атрибуции. В маркировке отразилась почти 300-летняя история Севра, однако при всей сложности, она не способна полностью защитить коллекционеров от фальсификата. Как предупреждает на официальном сайте сам производитель, практически с момента создания он страдает от мошенников, которые пользуются его клеймом, чтобы повысить ценность своей продукции. Особенно стоит опасаться подделок XIX века, которые выполнены небольшими частными мастерскими на белых заготовках, произведённых Севрской мануфактурой.

Предыстория

Впервые мягкий, так называемый фриттовый фарфор был получен во Флоренции при дворе Франческо I Медичи, однако родиной этого материала считают Францию. Здесь он получил самое широкое распространение и был доведен до совершенства. Формулу французского мягкого фарфора или как его ещё называют «пасты», открыл в 1673 году гончар Луи Поттера, работавший на фаянсовой мануфактуре в Руане. Изделия из нового материала были лёгкими, белоснежными и тонкими, а кобальтовая подглазурная роспись делала их ещё более похожими на китайские образцы. Однако из-за большого процента брака, производство быстро прекратили, вернувшись к проверенному фаянсу.

Столетие спустя, в 1725 году на мануфактуре в Шантийи, открытой по инициативе герцога Людовика IV Анри де Бурбона-Конде, вновь попробовали выпускать изделия из мягкой пасты, на этот раз успешно. В состав сырья не входил каолин – основной компонент твёрдого (настоящего) фарфора, который привозили из Китая и Японии или начали к тому времени производить в Мейсене. Полупрозрачными и гладкими изделия становились благодаря добавлению фритты – молотого стекла, обработанного солями металлов, а исключительную белизну им придавали кальцинированные квасцы, предложенные керамистом-изобретателем Клодом Гумбертом Гереном.

В 1740 году герцог Конде умер и производство, оставшись без влиятельного покровителя, пришло в упадок. Клод Герен вместе с ведущими мастерами Шантийи – братьями Робертом и Жилем Дюбуа перебрался в городок Венсен под Парижем. Он открыл новое предприятие на территории местного замка, прежде служившего королевской резиденцией. Финансовым покровителем Герена выступил управляющий дворцовыми постройками, брат министра финансов – Жан-Луи Анри Орри де Фюльви.

В то время, благодаря миссионеру-иезуиту Франсуа Ксавье д’Энтреколю, много лет прожившему в Китае, французы уже знали о «секретном ингредиенте» твёрдого фарфора – каолине. Но в отличие от Саксонии, в окрестностях Парижа белые глины нужного состава обнаружены не были. Вплоть до разработки каолиновых месторождений под Лиможем, в конце XVIII века, Венсенская фабрика продолжала работать на мягкой «пасте».

Рождение легенды

Орри де Фюльви хотел создать отечественное производство, ничем не уступающее Мейсену. Однако первые попытки улучшить формулу венсенского фарфора закончились провалом. Изделия массово деформировались из-за неравномерного обжига и некачественного сырья, что привело мануфактуру на грань банкротства. Спас ситуацию ещё один бывший работник Шантийи – Луи Франсуа Граван. Именно он сумел раскрыть лучшие качества мягкой «пасты», благодаря чему скульптуры и посуда из неё практически сравнялись с мейсенскими аналогами.

Братья Дюбуа, не добившиеся никаких успехов, вскоре покинули Венсенскую мануфактуру, но Граван остался. В 1745 году предприятие обрело могущественного покровителя в лице короля Людовика XV, получив исключительную привилегию «делать фарфор по образцу Саксонии, расписанный и позолоченный, а также изображения человеческих фигур». Вплоть до 1753 года продолжается подражание стилю Мейсена, который служит образцом для зарождающихся европейских мануфактур. Однако параллельно с этим французские мастера начинают искать собственное «лицо», опираясь на свойства мягкой «пасты», обладающей большой пластичностью и выразительной текстурой.

Флористика

В 1748 году супруга Луи Гравана – Мари-Анриетт Милль основала на мануфактуре производство фарфоровой флористики. Идею она тоже позаимствовала у Мейсена, но в мягкой «пасте» цветы получались по-настоящему «живыми», чего никак не удавалось добиться саксонцам. Лепестки и листья были изогнуты естественным образом, точно копируя природные аналоги, а окрас удивлял разнообразием и тончайшими переходами красок, не выгоравших при относительно невысокой температуре обжига.

Розы, пионы, лилии, тюльпаны, анемоны и гиацинты скупали маршан-мерсье – предшественники современных декораторов, обставлявшие аристократические гостиные «галантного века». Цветы крепили на стебли из позолоченной бронзы, а затем украшали ими бра, канделябры, многорожковые люстры или составляли настольные букеты. Вазы для подобных композиций тоже изготавливали на мануфактуре.

Около двадцати молодых женщин занимались лепкой цветов под руководством мадам Граван. Считалось, что их руки лучше приспособлены к утончённому ремеслу, чем мужские. Когда в 1755 году женщинам запретили работать на фабрике, они продолжили лепить на дому, хотя транспортировка хрупких необожжённых цветов была сопряжена с большим риском.

Бисквитные фигурки

В 1751 году художник и скульптор Жан-Жак Башелье, отвечавший за роспись и глазурование продукции, впервые попробовал оставить скульптурные группы нетронутыми после первого, так называемого бисквитного обжига. Статуэтки своей нежной текстурой и тёплым сливочным оттенком напоминали мрамор. Они требовали большого мастерства и проработки мельчайших деталей, поскольку ни глазурь, ни роспись не скрывали дефекты поверхностей, а выразительность достигалась только за счёт игры светотени.

Бисквитный фарфор нефункционален и применялся исключительно для малой пластики – посуда из него пропускала воду и легко впитывала загрязнения. Французская аристократия высоко оценила новинку, несмотря на дороговизну и сложность в уходе. Позднее декор из бисквита стали использовать многие производители тонкостенной керамики, в частности английские заводы Веджвуд и Минтон.

Покровительство мадам Помпадур

В апреле 1748 года де Фюльви преподнёс в дар Марии Жозефе Саксонской – второй жене дофина Людовика Фердинанда, вазу в стиле рококо с тремя изящными фигурками на постаменте из позолоченной бронзы. Главным украшением композиции был огромный фарфоровый букет, состоявший из 480 цветов. Общая высота изделия достигала 90 см, при этом ювелирная проработка деталей потрясла очевидцев. Как писал в своих мемуарах придворный историк герцог де Люин, «ослепительная белизна и тонкость исполнения свидетельствуют, что в изготовлении цветов наша мануфактура превосходит мейсенскую».

Дофина тоже пришла в восторг от подарка и тут же заказала копию для своего отца – курфюста Саксонского Фредерика Августа III. Сына того самого Августа Сильного, чьими усилиями было открыто первое в Европе производство твёрдого фарфора. Но наибольшей поклонницей Венсена стала фаворитка французского короля – маркиза де Помпадур. Людовик XV заказал на 800 000 фунтов фарфоровых цветов, которыми затем украсили оранжерею и комнаты в её покоях.

Рассказывают, что зимой мадам Помпадур позвала короля в сад и показала цветущую клубу, от которой исходил восхитительный аромат. Как выяснилось, она заменила настоящие розы и лилии фарфоровыми, для достоверности распылив на лепестки собственноручно созданные духи. Таким образом, Помпадур смогла увеличить благосклонность Людовика XV к флагману французской тонкостенной керамики.

Когда в 1750 году де Фюльви неожиданно умер, король продолжал поддерживать его фабрику регулярными заказами. Однако созданием имиджа и продвижением продукции занималась мадам Помпадур. На её деньги велись эксперименты с цветными глазурями, которые в будущем принесли мануфактуре всемирную славу. Химик и учёный Жан Элло разработал эмали ярких, сочных оттенков, не выгоравшие при обжиге. Это – «королевский синий», «ляпис-лазурь», бирюзовый, небесно-голубой, зелёный и, конечно, знаменитый «розовый Помпадур», названный в честь королевской фаворитки. Некий монах Ипполит ле Фёр поделился особым рецептом золочения с последующим обжигом при низких температурах, что придавало изделиям одновременно изысканность и пышность, характерную для стиля рококо.

От Венсена до Севра

Заручившись поддержкой Людовика XV, маркиза де Помпадур сделала всё возможное для дальнейшего процветания Венсена. Она украсила вазами и лепным декором свои и королевские приватные апартаменты, что подтолкнуло высшую аристократию последовать её примеру. Выдвинутый предприимчивой маркизой лозунг: «Кто не любит мой фарфор, тот не любит Францию», служил достаточно ясным указанием для придворных, поэтому недостатка в заказах у мануфактуры не было.

В 1753 году король позволил ставить на изделиях Венсена свою монограмму – две перекрещенные внизу и зеркально отображённые буквы «L». Это повысило престиж фабрики на международном уровне и привлекло к ней внимание других европейских монархов. В частности, российская императрица Екатерина II заказала «Сервиз с камеями» для своего фаворита, князя Григория Потёмкина. Сегодня столовый ансамбль уникального бирюзового оттенка из более чем 700 предметов находится в Эрмитаже вместе с другими шедеврами Севрского фарфора. Хотя во время изготовления екатерининского сервиза предприятие ещё находилось в Венсене.

С ростом производства прежние помещения стали тесны. Было принято решение переехать в Севр на юго-западе парижского предместья, ближе к замку Шато-де-Бельвю, принадлежавшему мадам Помпадур. По инициативе влиятельной покровительницы, для фабрики построили новое четырёхэтажное здание в классическом стиле. В 1759 году король выкупил теперь уже Севрскую мануфактуру и с помощью жёстких мер защитил её от возможной конкуренции. Другим фарфоровым предприятиям была запрещена полихромная роспись и позолота, а также изготовление малой пластики. Кроме того, особым указом Людовик XV велел переплавить популярную среди аристократов серебряную посуду, чтобы увеличить спрос на тонкостенную керамику.

Переход на твёрдый фарфор

В 1768 году под Лиможем, в местечке Сен-Ири-ла-Перш были обнаружены месторождения каолина. Три года спустя граф де Ти де Милли, долгое время изучавший керамическое дело в Саксонии, сообщил Королевской академии наук о создании во Франции твёрдого фарфора по образцу мейсенского. В 1770 году король взял месторождение Лиможа под свой контроль с тем, чтобы перевести на это сырьё Севрскую мануфактуру. Однако окончательно от мягкой «пасты» предприятие отказалось только в 1804 году. Сегодня фриттовое сырьё используется в единичных случаях для эксклюзивных заказов.

С 2009 года бывшая королевская мануфактура находится под патронатом Министерства культуры и коммуникации Франции. На официальном сайте Севра подчёркивается, что его задача – сохранять традиции элитного фарфора, занимаясь производством штучных произведений искусства. В ассортимент предприятия включены модели из художественного фонда и работы современных дизайнеров. В штат входит всего 120 керамистов, которые должны освоить около 30 смежных профессий, прежде чем приступать к изготовлению фарфоровых шедевров. Севр никогда не занимался выпуском продукции «масс-маркет». Ежегодно из его печей выходит несколько тысяч изделий, часть которых украшает резиденции высшего руководства страны: Елисейский дворец, отель Матиньон, замок Рамбуйе и другие. Остальные предметы направляются в две галереи – в Севре и 1-м округе Парижа, а также принимают участие в ярмарке FIAC, фестивалях и престижных выставках.

На фото представлены современные фарфоровые вазы и статуэтки Севра, которые известны намного меньше, чем аналоги прошлых лет:

Начинающим коллекционерам

Великая французская революция и последовавший за ней приход к власти Наполеона Бонапарта, не лучшим образом сказались на индустрии роскоши вообще и Севре в частности. В конце XVIII – начале XIX века склады фабрики ломились от невостребованной продукции: бисквитных скульптур и «белья», то есть покрытых белой глазурью, но не расписанных ваз и сервизов. Чтобы продержаться «на плаву», с 1813 по 1850 годы запасы по низким ценам распродавались на аукционах и лотереях. В руки частных художников попало выше 33 000 фарфоровых заготовок, которые расписывались, а затем предлагались под видом оригинальной продукции.

В настоящее время подлинный Севрский фарфор XVIII века встречается крайне редко. В лучшем случае это – качественные копии, изготовленные на столетие позже, другими, менее знаменитыми брендами. Ярким примером такого подражания служит парижская фабрика Эдме Самсона, основанная в 1845 году. Производитель утверждал, что занимается репродукциями Севра и Мейсена, но антиквары называют его изделия «подделками», хотя и очень искусными, а потому ненамного уступающими по цене оригиналу. С 1880 года Samson & Cie добавлял к основной маркировке-имитации собственное клеймо «Ss». Однако эта надпись, нанесённая надглазурно, легко стиралась, поэтому с уверенностью сказать, что перед ним: подлинник или фальшивка, может только специалист.

Коллекционера, купившего Samson & Cie вместо оригинального Севра можно считать удачливым. Он всё равно делает выгодное вложение. В любом случае качественные фарфоровые изделия XIX века дорожают со временем, даже если это – имитация престижных марок. Можно покупать и реставрированные статуэтки или предметы декора, но учитывая, что их ликвидность ниже, чем у полного сохрана.

Чтобы защититься от китайского новодела, представители Севрской фабрики рекомендуют обращать внимание на следующие детали:

  1. Белоснежный оттенок фарфорового черепка и тонкий слой прозрачной, блестящей глазури. Все элементы лепного декора должны хорошо просматриваться, не скрываясь за наплывами.
  2. До 1842 года блюда и чашки имели плоское дно и только потом приобрели кольцевидные бортики, не покрытые глазурью.
  3. Цвета «крытья» (полностью декорированных эмалью участков) и росписи – чистые, сочные, контрастные. С одинаковой тщательностью проработаны как лицевые поверхности, так и труднодоступные глазу участки, в том числе обратная сторона изделий. Неравномерный красочный слой с потёками и «залысинами», пятна и «мушки», невыразительные, блёклые или «грязные» оттенки свидетельствуют о фальсификации.
  4. Участки с позолотой блестящие и гладкие. Уникальная технология покрытия 24-каратным золотом исключает матовость и рельефные выступы, неизбежные при использовании низкокачественной амальгамы.
  5. Стиль декора полностью соответствует форме.

Клейма

В «королевский период» на клеймах Севрского фарфора проставлялись годы производства. Причём не только числом, но и буквой в центре монограммы Людовика XV. Подобная маркировка характерна только для мягкой «пасты». С 1762 года клеймо приобретает новый вид, монограмма исчезает, но появляется надпись «Sevres», которая в том или ином виде сохраняется до настоящего времени.

Цвет | Руководство по фирменному стилю | Отдел коммуникаций | Университет Вандербильта

Официальные цвета

Vanderbilt: черный и золотой .

Черный — это чистый черный цвет, который остается таким независимо от области применения.
Официальное золото зависит от приложения.

Печать

Для печати предпочтительным золотом является металлический точечный цвет.Если принтер не может использовать металлические чернила (например, офисные цветные принтеры и другие цифровые печатные машины), то следует заменить неметаллическое золото.

Для печатных материалов цвета указаны для мелованной (C) и немелованной (U) бумаги, четырехцветной печати (CMYK), отображения на экране (RGB) и шестнадцатеричного цвета полотна (Hex). Проконсультируйтесь с вашим поставщиком полиграфических материалов о добавлении агентов или защитных покрытий, таких как прозрачный лак, чтобы убедиться, что они подходят для бумаги, выбранной для проекта.

Золотистый металлик

PANTONE 873 C

PANTONE 873 U

Неметаллическое золото *


CMYK: 10,25,80,0

Шестнадцатеричный: E7BC51

* только цифровая печать

Черный


PANTONE Черный C

PANTONE Черный U

C: 0 M: 0 Y: 0 K: 100

Интернет

Ознакомьтесь с инструкциями по обеспечению доступности, касающимися использования золота на цифровых платформах.

Золото

Шестнадцатеричный: D8AB4C
RGB: 216,171,76

Черный

Шестнадцатеричный: 000000
RGB: 0,0,0

Товары

Обратите внимание, что неметаллическое золото (PMS 7502) является предпочтительным цветом для товаров.

Трафаретная печать

Золотистый металлик

PANTONE 873

Неметаллическое золото

PANTONE 7502

Черный

PANTONE Черный

Вышивка

Золотистый металлик

MADEIRA 1070

ПОЛИ-НЕОН 1670

Неметаллическое золото

MADEIRA 1070

ПОЛИ-НЕОН 1670

Черный

MADEIRA 1000

ПОЛИ-НЕОН 1800

Палитра вторичных цветов

Color — неотъемлемая часть бренда.Черный и золотой (и производные цвета, такие как серый и светло-золотой) должны быть преобладающими в ваших элементах дизайна.

Дизайн также может выиграть от второстепенных или акцентных цветов. Однако второстепенные цвета не могут быть более заметными, чем наши основные цвета. Соотношение 70/30 — хорошее эмпирическое правило для баланса использования основного и дополнительного цветов в дизайне. Ниже представлена ​​предпочтительная цветовая палитра:

Синий:

Шестнадцатеричный: 006682
CMYK: 92,51,34,11

Красный:

Hex:
993D1B
CMYK: 27,84,100,23

Темно-серый:

Hex:
333333
CMYK: 69,63,62,58

Зеленый:

Hex:
464E21
CMYK: 65,48,99,44


Голубой:

Hex:
CCE0E6
CMYK: 19,4,7,0

Светло-красный:

Hex:
EBD8D1
CMYK: 6,14,14,0

Светло-серый:

Hex:
DDDDDD
CMYK: 12,9,10,0

Светло-зеленый:

Hex:
DADCD3
CMYK: 14,9,15,0

Изучите руководство по стилю бренда »ОбзорДоступностьБрендовые сообщенияЦветЦифровой и ИнтернетРуководство по редактированиюЭлектронная почтаГрафический дизайнГрафические элементыЛоготипыТоварыФотографияPowerpointСоциальные медиаКанцелярские товарыТорговая маркаТипографияВидеоСвяжитесь с нами

Корона: Kfz-Innung-Schwaben

Sehr geehrtes Innungsmitglied,

утра Mittwoch (28.Октябрь 2020 г.) haben die Ministerpräsidenten der Länder mit der Bundeskanzlerin weitreichende Beschlüsse zur Eindämmung der Corona-Pandemie für den kommenden November beschlossen. Diese müssen nun für Bayern noch umgesetzt werden, am heutigen Donnerstag trifft sich hierzu das bayerische Kabinett und morgen tagt der bayerische Landtag in einer Sondersitzung hierzu. Die Folge ist, dass nach unserer Einschätzung erst zum Wochenende die endgültigen und für Bayern konkret geltenden Regeln bekannt sein werden.
Dennoch wollen wir Sie über die aus unserer Sicht für das bayerische Kraftfahrzeuggewerbe релевантен Punkte der gestrigen Einigung zwischen Bund und Ländern informieren:

Ab 02.11.2020 um 0 Uhr treten folgende Regelungen in Kraft und gelten bis zum Ablauf от 30.11.2020 um 24 Uhr:

1. Kontaktbeschränkung

Der Aufenthalt in der Öffentlichkeit ist in diesem Zeitraum nur mit Angehörigen des eigenen und eines weiteren Hausstandes, максимальное количество учеников 10 Personen gestattet.Anders als im ersten bayerischen Lockdown im März / April dieses Jahres handelt es sich dem Beschluss nach nicht um Ausgangsbeschränkungen für die Bevölkerung. Es bedarf также keines triftigen Grundes für das Verlassen der Wohnung, solange die Kontaktbeschränkungen eingehalten werden. Das bedeutet, dass die Bürger weiterhin am Wirtschaftsleben teilnehmen können.

2. Veranstaltungen

Veranstaltungen, die der Unterhaltung dienen, werden untersagt. Hier war bereits bis jetzt eine starke Einschränkung в Bayern vorgeschrieben.Veranstaltungen wie bspw. Fahrzeugvorstellungen im Autohaus sind im November unzulässig.

3. Einschränkungen des Geschäftsbetriebs

Das Kraftfahrzeuggewerbe ist von den angeordneten Schließungen weitgehend nicht betroffen. Autohäuser und Werkstätten können geöffnet bleiben und Kunden empfangen. Lediglich Gastronomiebetriebe в Autohäusern sind zu schließen bzw. dürfen nur mitnahmefähige Speisen und Getränke anbieten. Betriebskantinen können geöffnet bleiben. Die Größe der Verkaufsfläche des Ladengeschäfts pro Kunde von 10 qm hat sich nicht verändert.

4. Schulen und Kitas

Das klare Bekenntnis zur Offenhaltung von Schulen und Kitas erleichtert die Präsenz von Arbeitnehmern im Betrieb.

5. Wirtschaftshilfe

Neben den bekannten Programmen zur Wirtschaftshilfe (z.B. Überbrückungshilfe II) wird für von der Schließung betroffene Branchen ein Erstattungsbetrag gewährt. Nach unserer Einschätzung spielt diese Neuerung für bayerische Kfz-Betriebe aufgrund der fehlenden Betroffenheit keine Rolle.

6.Sicheres Arbeiten

Der gestrige Beschluss hebt die besondere Verantwortung der Arbeitgeber für ihre Mitarbeiter hervor. Betriebliche Hygienekonzepte sind ggfs. anzupassen und umzusetzen. Bund und Länder fordern die Unternehmen eindringlich auf, wo immer möglich Home-Office zu ermöglichen.

Фазит:

Trotz der enormen Einschränkungen für die Bevölkerung im Freizeitbereich und für Branchen wie Gastronomie und Kultur sind nach unserer bisherigen Einschätzung die bayerischen Kfz-Betriebe vommendenden «unlockdown light» nichtr.
Es bleibt Allerdings abzuwarten, wie die bayerische Staatsregierung die Beschlüsse konkret umsetzt. Sollten sich hierbei wesentliche Abweichungen zu dieser Information ergeben, werden wir Sie umgehend informieren.

Freundliche Grüße

Ihre
Kfz-Innung Schwaben

Ab sofort (19.10.2020) gelten nach der jüngsten bayerischen Infektionsschutzmaßnahmenverordnung neue Bestimmungen zu Mund-Nasen-Bedeckungen in Ihren Betrieben:

Grundsätzlich bleiben die bestehenden Regelungen im Hinblick auf Ihre Mitarbeiter bestehen: Verkäufer в Autohäusern müssen keinen Mund-Nasen-Schutz bei Kundenkontakt tragen, wenn sie durch eine geeignasder-Vortex.Ebenso wenig müssen Mitarbeiter im Werkstatt-Bereich eine Maske tragen, wenn kein Kundenkontakt besteht.

Änderungen ergeben sich ab sofort für alle Landkreise bzw. kreisfreien Städte, die den 7-Tage-Inzidenzwert von 35 überschreiten (diese sind abrufbar unter www.stmgp.bayern.de).

Nach § 25a Abs. 1 Nr. 9 der Verordnung wird an der Arbeitsstätte eine Maskenpflicht «Begegnungs- und Verkaufsflächen» (z.B. Fahrstühle, Flure, Kantinen, Eingänge) angeordnet.

Darüber hinaus ist auch eine Mund-Nasen-Bedeckung am Arbeitsplatz zu tragen, wenn der «Mindestabstand von 1,5 m nicht zuverlässig eingehalten werden kann ». Dies bedeutet bspw. für den Werkstattbereich, dass keine Maskenpflicht besteht, wenn zwei Mitarbeiter an zwei Hebebühnen arbeiten und dabei der Abstand gewahrt ist. Arbeiten jedoch zwei Mitarbeiter an einem Auto und kann dabei nicht davon ausgegangen werden, dass der notwendige Abstand eingehalten wird или sind gemeinsame Arbeiten «Hand-in-Hand» notwendig, muss eine Maske aufgesetzt werden.

AS Цвет | Основы качества | Футболки, майки, рубашки, свитшоты, куртки, брюки, шорты, шляпы, сумки | Заготовка, Обычная, Оптовая торговля

СДЕЛКА — 5 ТОВАРОВ ЗА 100 $
(выберите 5 предметов до 50 долларов).
СДЕЛКА — 5 ТОВАРОВ ЗА 100 $.
Выберите любые 5 предметов до 50 долларов.
Используйте промокод: THEDEAL

БЛИЗКО

Переключить меню
близко

Монтажная область 1

  • Органический
  • Мужчины

    • Все мужчины

    • Новый
    • Футболки
    • Полосы
    • Танки / Майки
    • Длинные рукова
    • Капюшоны / Толстовки
    • Рубашки / Поло
    • Куртки
    • Штаны / шорты
    • Кепки / шапки
    • Шапочки
    • Сумки
  • женщины

    • Все женщины

    • Новый
    • Футболки
    • Культуры
    • Полосы
    • Танки / Майки
    • Длинные рукова
    • Платья
    • Капюшоны / Толстовки
    • Штаны / шорты
    • Рубашки / Поло
    • Сумки
  • Дети

    • Все дети

    • Футболки
    • Толстовки
  • Аксессуары

    • Все аксессуары

    • Сумки
    • Кепки / шапки
    • Шапочки
    • Носки / Нижнее белье
    • Ремни
  • распродажа

    • Все продажи

    • Мужчины
    • женщины
    • Дети
    • Аксессуары
  • Около

    • Все о

    • магазины
    • Связаться с нами
    • AMFORI BSCI
    • Как мы получаем
    • Наша цепочка поставок
    • Ответственный поиск
    • Часто задаваемые вопросы о производстве
    • OEKO-TEX® Стандарт 100
    • Условия / Политика конфиденциальности
    • Доставка / возврат
    • FAQs
    • Вакансии
    • Вакансии-А
  • Около

    • Связаться с нами
    • Как мы поступаем
    • Наша цепочка поставок
    • Часто задаваемые вопросы о производстве
    • Удаление пластика
    • Ответственный поиск
    • Инициатива Better Cotton
    • OEKO-TEX® — Стандарт 100
    • REEMI
    • AMFORI BSCI
    • Доставка / возврат
    • Условия / Политика конфиденциальности
    • Оптовые ресурсы

.

Добавить комментарий