Керамика и фарфор: «Чем отличается керамика от фарфора?» – Яндекс.Кью

By alexxlab No comments

Содержание

Как отличить фарфор от керамики

И фарфор, и фаянс являются разновидностями керамики. Они различаются составом, техникой изготовления и стоимостью, а вот по внешним признакам материалы схожи. Фарфоровые изделия являются более изысканными и дорогими. Поэтому их начали подделывать, заменяя материал на более доступный фаянс. В данной статье мы узнаем, как узнать подделку. И рассмотрим, как отличить фарфор от фаянса и керамики.

Фарфоровая посуда

Характеристика материалов

Керамика — древний материал, который получают путем спекания глины с минеральными добавками и органическими соединениями. Он считается одним из первых материалов, который человек создал самостоятельно. Керамику используют для изготовления посуды, в строительстве, машино- и приборостроении, в медицине и науке.

Фарфор и фаянс являются более сложными видами керамики. Первый вид представляет тонкий материал, который получают при обжигании специальной смеси в условиях высокой температуры. В результате он получается водонепроницаемым, тонким и даже прозрачным.

Фаянс представляет плотный мелкопористый материал, чаще белого цвета. Он схож по составу с фарфором, но имеет немного другое соотношение глиняной смеси и добавок. Здесь больше глины. Кроме того, при изготовлении фаянса применяют более низкую температуру обжига. Давайте подробнее рассмотрим технологию изготовления этих керамических материалов. Это поможет определить различия между объектами.

Изготовление фаянса

При изготовлении фаянса используют свыше 80% глины, также добавляют силикат, кварц и небольшой объем белой глины. В результате материал получается хрупким с мелкими порами и шершавой поверхностью. Кроме того, он поглощает воду. Чтобы убрать дефекты, изделия покрывают глазурью. Предметы становятся матовыми, непрозрачными и тяжелыми.

При необходимости фаянс окрашивают в другие оттенки и цвета. Он используется для изготовления плитки, фигурок и декоративных изделий, посуды и сантехники. В отличие от фарфора, этот материал непрозрачный и тяжелый, неустойчивый к влаге без обратки глазурью, менее прочный, надежный и долговечный.

Изготовление фарфора

При изготовлении фарфора, кроме белой и пластичной глины, применяют кварц, силикат и минеральные примеси. После термической обработки получается тонкий, легкий, непористый и прочный материал, устойчивый к высоким температурам, воде и переработкам.

Сегодня изготавливают два вида фарфора в зависимости от состава и пропорции смеси. В результате получается мягкий и твердый тип. Первый вариант очень нежный, тонкий и чувствительный к перепадам температур. Мягкий фарфор подходит для изготовления эстетичных изделий. Например, статуэток, фигурок, украшений и пр..

Посуда изготавливается только из твердого фарфора, так как это плотный и более устойчивый материал, который переносит механические воздействия. Твердый вид отличают легкий вес, прозрачность и гладкая поверхность. Он не только подходит для изготовления декоративных изделий и посуды, но и применяется в сантехнике. Давайте узнаем, как отличить фарфор от подделки.

Шесть способов, отличить фарфор от фаянса и керамики

  1. Фарфор представляет плотный, белый на изломе, твердый и звенящий, как стекло, материал. Как различить хрусталь и стекло, смотрите здесь;
  2. Слегка ударьте деревянной палочкой по фарфоровой вещи, и вы услышите высокий, продолжительный и чистый звук. У фаянсового изделия звук глухой, короткий и низкий;
  3. Любые изделия с глазурью или покраской — фаянс. Такие изделия имеют яркую окраску и покрытие, которое наносят, чтобы устранить пористость, влагопроницаемость и другие недостатки материала;
  4. Фарфор, в отличие от других керамических изделий, на протяжении всего срока службы выглядит привлекательно, не теряет первоначальные внешние свойства и не подвергается растрескиванию. Фаянс и дешевая керамика со временем покрываются микротрещинами;
  5. Фарфор — более дорогой материал с легким весом, устойчивостью к механическим воздействиям и продолжительным сроком службы;
  6. Фаянс — более доступный, дешевый и практичный материал. Но он менее гигиеничный, так как поглощает влагу. Фаянсовые изделия плохо переносят резкие перепады температур.

Что выбрать: фарфор или фаянс

Наиболее распространенными керамическими изделиями, которые применяют в быту, являются посуда и сантехника. Унитаз и раковины из фаянса или фарфора выглядят практически одинаково. На каждое изделие, в независимости от типа материала, наносят специальное покрытие. Под нанесенным блеском трудно различить вид.

Унитаз из фаянса

Фарфоровая сантехника более прочная и гигиеничная. Материал меньше впитывает грязь и запахи, не поглощает влагу. Но стоит фарфоровый унитаз или раковина гораздо дороже, чем фаянсовый. При покупке сантехники обязательно проверяйте сертификат изготовителя.

В качестве посуды для ежедневного использования эксперты советуют выбирать недорогой и доступный качественный фаянс. Он более практичен и рационален в повседневном быту. Кроме того, если тарелка или чашка разобьется, это не станет большой трагедией. Сегодня вы найдете широкий выбор яркой и красочной посуды разных цветов.

Вы можете повысить прочность фаянсовой посуды. Для этого поместите изделия в большую глубокую емкость и залейте холодной водой без извести. Затем подогрейте воду на маленьком огне и доведите до кипения. Оставьте кипеть на 15 минут, после чего остудите. Повторяйте процедуру раз в год, и посуда станет прочнее.

Для праздника или торжества можно запастись настоящим фарфоровым сервизом. Такую посуду характеризуют изысканность и роскошь, эстетичность и аристократичность. Она украсит каждый стол, сделает праздник изящным и богатым. А чтобы изделия прослужили долго, важно соблюдать правила ухода.

Как ухаживать за фарфоровой и фаянсовой посудой

Помните, что фаянс плохо переносит сильный нагрев и перепады температур. Поэтому при мытье таких изделий используйте теплую воду, а при ополаскивании прохладную. При горячей воде глазурь потрескается, краска облупится, и на изделиях появятся трещины.

Несмотря на то, что фарфор со временем не теряет привлекательность и не трескается, при неправильном уходе и хранении он может потемнеть. Чтобы отбелить фарфоровую посуду протрите поверхность смесью воды с содой, уксуса с солью либо лимонной кислотой. Кстати, эти средства прекрасно подойдут, чтобы почистить унитаз или раковину.

Изделия из фарфора мойте теплой или прохладной водой и мыльным раствором. Не используйте абразивные и агрессивные составы, порошки и средства с хлором, грубые и жесткие щетки или губки, иначе они поцарапают материал. Пятна с посуды можно удалить при помощи теплой воды и нашатырного спирта.

Не оставляйте фарфор в воде надолго. После мытья вытрите посуду насухо, не оставляйте предметы сохнуть естественным способом. При продолжительном хранении уберите изделия в коробку или ящик. Каждый предмет заверните в белую бумагу, которая подходит по размеру. Не ставьте на коробку тяжелые вещи!

Фарфоровую посуду нельзя ставить в микроволновую печь! А вот керамические и фаянсовые изделия, покрытые глазурью, можно. При этом изделия должны быть без трещин и сколов. Что касается посудомоечной машины, и фарфор, и фаянс можно мыть при деликатном режиме. Однако эксперты советуют мыть фарфоровую посуду вручную.

При мытье в посудомоечной машине ставьте посуду так, чтобы она не соприкасалась друг с другом. Как правильно поставить посуду и какой режим при мытье использовать, какую посуду можно мыть в посудомойке, а какую — нет, подробнее смотрите по ссылке https://vsepodomu.ru/uborka/kakuyu-posudu-nelzya-myt-v-mashine/.

Керамические изделия фарфор — Справочник химика 21





    Электротехнический фарфор широко распространен как керамический материал для изоляторов в высоковольтной технике, технике связи, применяется в низкочастотных цепях радиоэлектронной аппаратуры, но здесь почти вытеснен другими керамическими материалами. Фарфор наиболее древний по применению материал. Основное преимущество его перед другими видами керамики заключается в высокой пластичности, допускающей все виды изготовления изделий, и невысокой температуре обжига (1280—1320° С). Шихта его имеет следующий типовой состав белая глина (каолин) — 25%, пластичная глина — 15%, полевой шпат — 40%, кварцевый песок— 17%, череп фарфоровый — 3%. Таким образом, это смесь трех основных компонентов глины, кварца, полевого шпата (40 40 20 весовых частей, которые могут изменяться в зависимости от требований к свойствам). [c.211]







    Происхождение фарфора, фаянса и других художественных керамических изделий антиквары и коллекционеры определяют с помощью имеющихся на изделиях заводских знаков (марки), которые чаще всего выполнялись огнеупорными красками или вдавливались механически по сырому материалу. Иногда вместо заводской марки ставилась монограмма живописца или лепщика. Если изделие не маркировано, то приходится определять его по способу исполнения, форме, характеру черепка, цвету глазури и стилю декора. Знаки маркировки фарфора и фаянса собраны в специальных справочниках и каталогах. [c.73]

    Искусственные силикаты широко используются также в виде разного рода керамики. Керамические изделия получают при высушивании и обжиге тестообразных масс, замешанных на различных силикатах (глина и др.) при этом происходит частичное спекание отдельных составных частей. К таким изделиям относятся кирпич, гончарные трубы, огнеупорные материалы, а также фарфор и фаянс. [c.199]

    Встречаются случаи, когда в рабочем пространстве требуется высокая степень равномерности распределения температур во избежание большого брака обжигаемых (нагреваемых) изделий. Так, например, при обжиге в камерных печах керамических изделий (фарфор, фаянс, карборунд, динас, шамот и пр.) температурная неравномерность в больших печах не должна превышать 20—40 °С. В таких случаях недопустимо, чтобы в одной части рабочей камеры печи располагалось сильно излучающее пламя, а в другой части двигался поток прозрачных газов с законченными реакциями горения, быстро остывающих при движении между изделиями, так как при этом изделия в отношении нагрева будут находиться в резко различных условиях. Во избежание этого горение ведут таким образом, чтобы пламя было растянутым, что удается добиться регулированием процесса смешения горючих газов с вторичным воздухом (замедлением смешения). [c.12]

    Приготовление керамических красок заключается либо в образовании окрашенных силикатов, алюминатов, алюмосиликатов, твердых растворов окрашенных алюминатов в керамических материалах (кварце, каолине, полевом шпате) и на керамических изделиях (фарфоре, фаянсе, каменных изделиях, различного рода глазури), либо в образовании растворов или суспензий некоторых характерно окрашенных благородных металлов в керамических массах и глазурях. [c.3]

    Керамические изделия фарфор, стекло, кварц плавленый [c.37]

    Помимо этого керамические изделия могут быть разбиты на две группы стройматериал (кирпич, черепица, трубы) и бытовая керамика (столовая посуда, облицовочные и мозаичные плитки, фарфор). [c.282]

    Производство керамических изделий, т. е. изделий из глины, подразделяют на тонкую и грубую керамику. К первой относят изготовление фарфора и фаянса, ко второй — кирпича, облицовочных плит, кровельных материалов, гончарных изделий, дренажных труб и т. д. [c.332]

    К вопросам художественной ценности керамических изделий мы еще вернемся. В настоящее время керамические материалы делят на грубые и тонкие. Первые характеризуются высокой пористостью и высоким водо-поглощением (не ниже 5—10 %). К ним относятся строительный кирпич, терракота, стенная майолика, плитки для пола, черепица. Тонкую керамику, в свою очередь, делят на пористую и плотную. К тонкой пористой керамике относят фаянс, полуфарфор, белую и цветную майолику, а к тонкой плотной керамике — фарфор.[c.65]

    Еще в 1752 г. М. В. Ломоносов в Письме о пользе стекла писал Имеет от стекла часть крепости фарфор . Не только фарфор, но и фаянс, керамические изделия, огнеупоры, цементы — все они содержат то или иное количество стекла. [c.143]

    В технологии керамических изделий различают грубую керамику, к которой относятся строительные материалы и огнеупоры, изготовленные из грубозернистых керамических масс, обладающие пористым черепком с неоднородной структурой, и тонкую керамику, к которой относятся спекшиеся или мелкопористые изделия с однородной структурой черепка — фарфор, фаянс, специальная керамика. [c.363]

    Керамические изделия (кирпич, черепица, фарфор и фаянс, огнеупоры, керамическая химическая аппаратура и т. п.) изготовляют из природных силикатов—глины, песка и пр. При обжиге хотя происходит перегруппировка атомов и образуются новые соединения, но в составе готового изделия остаются все элементы, имеющиеся в сырье. Таким образом, в основном в керамические изделия входят кремний, алюминий, железо, кальций и магний. [c.248]

    При изготовлении изделий с плотным черепком, обладающих хорошей механической прочностью, кислотоупорностью и другими ценными свойствами, к глинам добавляют плавни — полевой шпат, доломит, магнезит и т. п. Наибольшее значение имеет калиевый полевой шпат (т. пл. около 1200°С). При обжиге керамических изделий калиевый полевой шпат плавится, образуя вязкую стеклообразную массу, которая заполняет промежутки между зернами остальных компонентов керамической массы, благодаря чему после остывания получается монолитный материал. При производстве мягкого и твердого фарфора, [c.613]

    Туннельные печи нашли широкое применение, главным образом, при обжиге огнеупорного и строительного кирпича, фарфора, фаянса и других керамических изделий. Такие печи употребляются также для термической обработки ковкого чугуна. [c.215]

    Гидрофобизации можно подвергать не только стекло, но и другие неорганические материалы — керамику, фарфор и т. п. Гидрофобизация керамических изделий применяется главным образом для получения водостойкой электроизоляции, эксплуатируемой в условиях высокой влажности или низких температур. Керамические детали, широко применяемые в качестве панельного материала в различной радиоаппаратуре, после увлажнения резко снижают электрическое сопротивление, так как конденсированная влага, оседая на поверхности, образует большие капли, сливающиеся в сплошную электропроводящую пленку. Если же такие панели, предварительно увлажненные, подержать в течение 15—20 мин в парах диметилдихлорсилана или других алкилхлорсиланов, а затем вьвдержать несколько минут на воздухе и прогреть при 120 °С (для удаления образовавшегося хлористого водорода), материал будет иметь электрическое сопротивление при увлажнении в 1000 и более раз выше, чем [c.355]

    Гидрофобизации можно подвергать не только стекло, но и другие неорганические материалы — керамику, фарфор и т. п. Гидрофобизация керамических изделий применяется главным образом для получения водостойкой электроизоляции, эксплуатируемой в условиях высокой влажности или низких температур. Керамические детали, широко применяемые в качестве панельного материала в различной радиоаппаратуре, после увлажнения резко снижают электрическое сопротивление, так как конденсированная влага, оседая на поверхности, образует большие капли, сливающиеся в сплошную электропроводящую пленку. Если же такие панели, предварительно увлажненные, выдержать сначала в течение 1(5—20 мин в парах диметилдихлорсилана или других алкилхлорсиланов, а затем несколько минут на воздухе и прогреть при 120°С (для удаления образовавшегося хлористого водорода), материал будет иметь электрическое сопротивление при увлажнении в 1000 и более раз выше, че.м необработанный. Капля воды на поверхности керамических плиток, обработанных кремнийорганической жидкостью, имеет шарообразную форму и благодаря плохой смачиваемости не растекается по плитке по необработанной плитке капля растекается.[c.380]

    При изготовлении изделий с плотным черепком, обладающих хорошей механической прочностью, кислотоупорностью и другими свойствами, к глинам добавляют плавни — полевой шпат, доломит, магнезит и т. п. Наибольшее значение имеет калиевый полевой шпат, имеющий температуру плавления около 1200°. При обжиге керамических изделий калиевый полевой шпат плавится, образуя вязкую стеклообразную массу, которая заполняет промежутки между зернами остальных компонентов керамической массы, вследствие чего после остывания образуется монолитная масса. При производстве мягкого и твердого фарфора, фаянса, кислотоупорных, санитарных изделий, метлахских и облицовочных плиток, канализационных труб, различных глазурей и эмали полевой шпат является необходимым компонентом шихты. [c.481]

    Составлению керамических масс предшествует подготовка сырья, производимая различными способами, в зависимости от свойств сырья, условий производства и характера керамических изделий. Так, например, при производстве фарфора и фаянса каолин часто обогащают, т. е. освобождают от излишних примесей песка, железосодержащих минералов и др. отмучиванием и воздушной сепарацией. [c.482]

    К керамическим изделиям относятся кислотоупорные плитки, кислотоупорный кирпич, аппаратурная (фасонная) керамика, фарфор и др. [c.31]

    Керамические и огнеупорные изделия готовят обжигом до спекания силикатных материалов и веществ, понижающих температуру плавления шихты. Основным сырьем служат глины, содержащие более 20 % AI2O3. К рассматриваемым материалам относятся кислотоупорная эмаль, каменно-керамические изделия, фарфор. [c.232]

    Различные сорта глин применяют для многих технических целей. Чистая глина употребляется для производства фарфора загрязненная — для изготэвления глиняной посуды, керамических изделий, цемента и т. д. [c.492]

    Описание характерных особенностей керамических изделий различных стран и различных центров одной и той же страны в данной книге не представляется возможным. Однако один из видов бытовой керамики — каменная посуда (каменный товар) заслуживает внимания. Она начала производиться в Германии в XVI в. Эта посуда характеризуется чрезвычайно плотным белым или окрашенным черепком. Черепок не просвечивает даже в тонких слоях и характеризуется водопоглощением, не превышающим 7 %. Сырьем для каменной керамики служит глина, смешанная с полевым шпатом, кварцем, шамотом и другими веществами. Обжиг проводили при температуре 1200—1280 °С. До изобретения фарфора каменная посуда была наибольшим вкладом Германии в мировое развитие керамики. Однако в XVIII в. всемирную известность получила каменная посуда английской фирмы Дж. Веджвуда. Ее отличительная особенность состоит в барельефной декорировке поверхности ваз, бортов тарелок и другими мелкими фигурками и арабесками (стилизованными листьями, цветами) одного цвета на общем фоне изделия другого цвета, например, белый барельеф по зеленому и синему фону. [c.73]

    Природные силикаты с незапамятных времен применяются для изготовления глиняной посуды и кирпичей химия керамических изделий по существу представляет собой X имию плавления силикатны ч полимеров. В более позднее время природные силикаты стали использоваты я для гидравлического цементирования (портландцемент), изготовления стекла, огнеупорных материалов (печная кладка), фарфора, кафеля и многих других технически важных материалов. Природные, а позднее и искусственные силикаты играют исключительно важную роль в технике. Например, существуют особые силикатные вещества, называемые разбухающими глинами, которые в больших количествах используют при буркнии глубоких скважин. Эти глины являются основной частью составов, которые в смеси с водой образуют тиксо-тропный гель (см. разд. 29.7), называемый буровой грязью . Эта грязь играет роль смазки для бура, и ее поток выносит на поверхность обломки породы из скважин. Для бурения обычной нефтяной скважины требуются многие тонны такой специально изготовляемой глины. [c. 380]

    К основным керамическим отходам относятся тонкодисперсные пыли, бой и брак полуфабрикатов, фасонных изделий фарфора, фаян- са, кирпича и облицовочной плитки, формовочных материалов и др. [c.218]

    Сырая масса для производства фосфора, пока она насыщена водой, достаточно прозрачна для частот от 0,5 до 2 МГц, чтобы можно было контролировать изделия толщиной до нескольких сотен миллиметров на наличие сравнительно крупных нустот и на недостаточную связность на границах раздела. Однако практически в таком состоянии контроль еще не проводится. В высушенном состоянии эти массы непрозрачны для звука. Плотно обожженный фарфор по показателям прозрачности для звука и скорости звука близок к стали. Его можно прозвучивать на длину более 1 м продольными волнами на частоте 5 МГц. Аналогичным образом ведут себя и другие керамические изделия, например стеатит, скорость звука в котором даже еще выше, чем в стали (см. ниже). Стекло тоже характеризуется очень малым затуханием звука. Однако до сих пор при изго- [c.613]

    Наиболее широко используются туннельные печи при обжиге огнеупорного кирпича, фарфора, фаянса и других керамических изделий. На рис. VIII-23 приведена схема и поперечный разрез туннельной печи для обжига керамических изделий. Длина туннеля, по которому передвигаются вагонетки с материалом, доходит до 80— 100 м. Движение вагонеток в печи происходит периодически при помощи толкателя. При этом рабочее пространство печи при помощи песочных затворов, установленных на тележках, изолировано от внешней атмосферы. [c.329]

    КЕРАМИЧЕСКИЕ КРАСКИ — краски на основе окрашенных окислов металлов или их смесей. Используются с глубокой древности. Закрепляются обжигом на поверхности керамических изделий. Различают К. к. подглазурные и надглазурные. Подглазурные краски используют для декорирования предварительно обожженных (т-ра обжига 700—1100° С) керамических изделий (гл. обр. фаянса), к-рые затем покрывают глазурью и окончательно обжигают (т-ра обжига фаянса 1150 ч- 1250° С, фарфора 1300 -4-1400° С). Такие краски не соприкасаются с окружающей средой, вследствие чего надолго сохраняют стойкость и блеск. Пигментом подгла-зурных красок зеленого цвета служит трехвалентная окись хрома, красок синего цвета — окислы кобальта, красок желтого цвета — сурьмянокислый свинец, красок серого, черного и темно-коричневого цвета — смеси твердых растворов окислов железа, марганца, хрома, кобальта, никеля или их соединений. Подглазурные краски от розового до красно-фиолетового оттенка (т. н. пинки) представляют собой сложные твердые растворы на основе шпинелей, окрашенных хромом, на цвет к-рых влияют содержащиеся в них окислы олова, а также добавки других окислов (бора, кальция, натрия и др.). Содержащие- [c.570]

    Используемые в химических лабораториях керамические изделия можно подразделить на гончарные изделия, твердый фарфор, фарфор для пирометров, чистые окислы, специальные массы и огнеупорные строительные материалы. -Они различаются в первую очередь огнеупорностью. Фарфорообразные массы, обладающие, как правило, удельным весом 2,3—2,6, состоят в основном из тесно переплетенных кристаллов муллита (ЗА120з-28102), окруженных стеклом с высоким содержанием АЬОз. [c.29]

    Если гипс или ангидрит нагреть выше 1000°, то они начинают выделять трехокись серы. Получающийся продукт (твердый раствор СаО в aSO ) отличается способностью поглощать воду при замешивании с небольшим количеством воды он скорее, чем раствор из извести и песка, образует очень твердую, плотную массу, устойчивую к выветриванию. На этом свойстве основано использование гипса, обожженного при высоких температурах (1300°), для изготовления цементирующих растворов (гипс дйя строительных растворов, гипс для затирки каменных полов), которые были известны еще древним египтянам. Кроме того, штукатурный гипс широко применяют для изготовления форм для керамических изделий, а именно для литья фарфора (для чего он особенно удобен благодаря своей пористости). Тонко размолотый необожженный гипс служит добавкой к минеральным краскам (в обойном производстве и в бумажной промышленности).[c.317]

    Большие успехи китайских ремесленников нужно отметить и в области производства керамических изделий. Еще в эпоху Хань (206 г. до н. э.) были сделаны важные усовершенствования в рецептурах шихт для производства глиняной и фаянсовой посуды. По мнению ряда авторов, именно к этому времени следует отнести появление первых фарфоровых изделий, еще грубых вследствие несовершенства обжигательных печей. Б VH в. были введены в практику специальные нечи для обжига фарфоровых изделий, и с этого времени в Китае началось массовое промышленное изготовление фарфора, завоевавшего вскоре широкую известность как в азиатских государствах, так и в Европе. Секрет производства фарфора оставался неизвестным европейцам вплоть до начала XVIII в.  [c.74]

    Все кислотоупорные материалы на силикатной основе отлично противостоят действию разбавленной и концентрированной уксусной кислоты вплоть до температуры кипения. По отношению к кислотоупорным материалам органического происхождения такого обобщения сделать нельзя, поскольку уксусная кислота является растворителем для многих из них. Фарфоровый насос, находившийся в длительной эксплуатации в цехе уксусной кислоты-, не обнаружил никаких признаков коррозионного износа. Однако фарфоро—вые и керамические изделия не находят широкого применения ввиду механической непрочности. Из защитных покрытий на силикатной основе высокой стойкостью обладает кислотоупорная эмаль. Для транспортировки холодной уксусной кислоты могут быть использованы наряду с эмалированными и ситалловые трубы, срок службы которых при надлежащем уходе может быть достаточно большим. Из пластических масс наибольшей стойкостью к уксусной кислоте обладают термореактивные смолы и композиции на их основе —арзамит, фаолит, асбовинил и т. п. Термопластичные полимерные материалы большей частью плохо сопротивляются действию уксусной кислоты — Даже труднорастворимый полиэтилен пропускает пары уксусной кислоты. Тем не менее, в ряде случаеэ [c. 49]

    Подготовка сырья. Подготовка сырья производится различными способами, в зависимости от свойств сырья, условий производства и характера получаемых керамических изделий, и заключается в дроблении, смешении и увлажнении. При производстве фарфора и фаянса каолин часто обогащают, т. е. осзо-бож1дают от излишних примесей (песка, железосодержащих минералов и др.) отмучиванием и воздушной сепарацией. В большинстве случаев сырье перед дроблением сушат, а при изготовлении шамотных изделий обжигают. [c.614]

    В основе многих и разнообразных технологических процессов лежит тепловая обработка материалов и изделий нагрев и плавление металлов, обжиг страительного и огнеупорного кирпича, о/бжиг фарфора и других керамических изделий, получение вяжущих материалов (цементного клинкера, извести, гипса), получение стекла, термическая переработка топлива и т. д. [c.76]

    В основе многих технологических процессов лежит тепловая обработка материалов и изделий нагрев и плавление металлов, обжиг строительного и огнеупорного кирпича, обжиг фарфора и других керамических изделий, получение вяжущих материалов (цементного клинкера, извести, гипса), получение стекла, термическая переработка топлива и т.д. Тепловая обработка материалов и изделий осуществляется в технологических или знерготехнологических агрегатах — промышленных печах, в которых материалам или изделиям в условиях относительно высоких температур придаются свойства, необходимые для дальнейшей обработки или для выпуска в качестве конечного продукта. Так, в нагревательных печах стальные слитки или заготовки приобретают повышенную пластичность и текучесть, необходимую для прокатки и ковки. В чугунолитейных вагранках чугун переходит из твердого состояния в жидкое, при котором он хорошо заполняет пустоты форм для отливок. Химический состав чугуна при его расплавлении может быть изменен в зависимости от требований, предъявляемых к литью (серый чугун, жаропрочный чугун и т. д.). В некоторых термических печах стальные изделия нагреваются, а затем охлаждаются по заранее определенному режиму, чем достигается получение определенных механических свойств путем изменения внутренней структуры металла без изменения его химического состава (отжиг, нормализация, закалка и отпуск). В печах для термохимической обработки стальных изделий металл нагревается для того, чтобы облегчить насыщение поверхности металла углеродом (цементация) или азотом (азотизация) или одновременно углеродом и азотом (цианирование). [c.7]

    Сырье для производства. Сырьем для производства керамических изделий с плотным черепком являются низкоспекающиеся огнеупорные глины, обладающие тонкозернистым однородным строением и не содержащие легко растворимых включений, тугоплавкие глины, каолины (для фарфора), кварцевый песок, измельченный шамот, полевой шпат и ряд других добавок. [c.213]

    Керамика. Глиняные или керамические изделия изгото-вля1бт путем обжига массы, состоящей из глины, кварца (песка) и полевого шпата. Из многочисленных сортов глиняных изделий в химическом аппаратостроении нашли применение так называемый каменный товар и фарфор. [c.36]


Керамика. Фарфор. Фаянс. Майолика. Что это?…

Керамика получила широкое распространение во всех областях жизни — в быту (различная посуда), строительстве (кирпич, черепица, трубы, плитки, изразцы, скульптурные детали), в технике, на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, в скульптуре и прикладном искусстве.

Основными технологическими видами Керамики являются терракота, майолика, фаянс, каменная масса и фарфор. В лучших своих образцах Керамика отражает высокие достижения искусства всех времён и народов.

Майолика (итальянское maiolica, от Majolica — старого названия острова Мальорка, через который ввозились в Италию произведения испано-мавританской керамики) — крупнопористые керамические изделия (блюда, вазы, посуда для домашнего обихода и украшения комнат и др. ) из беловатой или желтоватой обожженной глины, покрытой непрозрачной свинцово-оловянной глазурью и раскрашенной огнеупорными красками.

Им свойственны массивность форм, плавная текучесть силуэта, яркий блеск полив, контрастные сочетания цветов.

Отечеством художественной Майолики считается Италия. Сюжетами рисунков на майоликовых изделиях часто служили произведения знаменитых художников.

Большое развитие Майолика получила в странах Древнего Востока (Египте, Вавилонии, Иране), в средневековых государствах Средней, Центральной и Передней Азии.

Майолика производилась также в 14 — 18 веках в странах Европы (Испании, Германии, Франции).

В Древней Руси Майолика была известна уже в 11 веке. Высокого расцвета достигла архитектурная майолика Ярославля и Москвы в 17 веке (наличники окон, порталы, фризы, фигуры святых, изразцовые печи).

В 18 веке майоликовую посуду, изразцы, мелкую пластику преимущественно с монохромной росписью по белому фону выпускал завод Гребенщикова в Москве, с полихромной — мастерские Гжели.

Для современной Майолики характерны экспериментаторство, поиски новых пластических и живописных возможностей массы, глазури, эмали. В современной художественной практике Майолику также называют керамику с цветными глазурями на фаянсовом белом или цветном черепке.

Фарфор (турецкое farfur, fagfur, от персидского фегфур)- художественные изделия из белой глины со специальными примесями:
— обожженные при температуре 1250-1450 град.С;

— не имеющие глазури на нижнем ободке;

— просвечивающие в тонком слое;

— отличающиеся непористым строением;

— непроницаемые для воды и газа;

— имеющие низкое водопоглощение и достаточно высокую твердость.

Обычно Фарфор покрывается прозрачной глазурью.

Фарфор появился в Китае в 4-6 веках. В зависимости от температуры обжига различают изделия из твердого и мягкого Фарфора.

Фаянс (франц. faience, от названия итал. города Фаэнца, одного из центров керамического производства)- художественные изделия из белой обожженной глины со специальными примесями, покрытые прозрачной глазурью.

В узком смысле, Фаянс состоит из глинисто-щелочного и трудноплавкого полевошпатового основания, крытого прозрачной твердой свинцовой поливой.

Белый или раскрашенный, Фаянс идет на изготовление посуды. Некоторые более твердые сорта Фаянса называют опаком.

В широком смысле к Фаянсу относят и гончарные поливные изделия из легкоплавкой глины.

Внешне фаянсовые изделия отличаются:

— пористостью черепка;

— полной непрозрачностью;

— глазурью на нижнем ободке изделий.

Фаянс применяется для изготовления предметов мелкой пластики, посуды, плитки и сантехнических изделий.

Смотрите так же:

Материалы для самостоятельного определения клейм фарфора

Чистка и ремонт фарфора и керамических изделий

фарфор, керамика, стекло» в музее-усадьбе «Кусково» / События города / Сайт Москвы

В Большой каменной оранжерее музея-усадьбы «Кусково» 25 января откроется выставка «Собрание А.В. Морозова: фарфор, керамика, стекло».

На выставке впервые широко представят основные разделы фарфорового собрания Алексея Морозова (1857–1934) — русский фарфор, керамику и стекло. Именно они стали основой Государственного музея керамики, в 1932 году переведенного в музей-усадьбу «Кусково». В 1920–1930 годы в состав музея керамики вошли и другие частные коллекции, но собрание Алексея Морозова  остается самым крупным из них.

Посетители, в частности, увидят фото- и графические изображения коллекционера, архивные документы. Особый интерес представляют выдержки из его дневника и одна из книг научного описания коллекции, составленного самим Алексеем Морозовым.

Русский фарфор и швейцарские кабинетные витражи 

Самый большой раздел выставки посвящен собранию русского фарфора. Здесь представят ретроспективу русского фарфора XVIII–ХIХ веков из собрания Морозова — первоклассные произведения Императорского фарфорового завода, фарфор многих крупнейших частных заводов — Гарднера, Попова, Батенина, Сафронова, Корниловых, а также редкие изделия малоизвестных фабрик.

Кроме того, в экспозицию войдет коллекционный подбор фарфоровой пластики. Он охватит как ранние скульптурные произведения императорского и гарднеровского заводов, так и авторские работы художников начала ХХ века.

Художественную ценность представляют собрания керамики и стекла. На выставке можно будет увидеть редкие образцы фаянсовой и майоликовой скульптуры, произведения Императорского киево-межигорского фаянсового завода и лучших частных заводов — Ауэрбаха, Поскочина, Тереховых и Киселева.

А небольшая коллекция русского стекла довольно полно представляет ключевые этапы развития в истории стеклоделия. Гости экспозиции смогут увидеть работы, охватывающие период с середины XVIII до начала ХХ века. К тому же здесь экспонируют несколько предметов, относящихся к образцам зарубежного стеклоделия. Сред них  швейцарские кабинетные витражи конца XVI — первой четверти XVII века.

Выставка будет открыта до 14 октября.

Фабрики по изготовлению керамики и фарфора в Испании . Испания по-русски

Керамика – одно из древнейших известных человеку изделий из неорганических материалов, обычно глины с минеральными добавками. Более тонкой разновидностью керамики является фарфор.

Испания считается одним из мировых лидеров в области производства керамических и фарфоровых изделий. Испанская керамика имеет древнюю историю и традиции. В настоящее время в мире наряду с фарфором из других европейских стран большой популярностью пользуется испанский фарфор.

История керамического и фарфорового производства в Испании

Возникновение и развитие керамического производства в Испании восходит к эпохе Реконкисты, когда способы изготовления арабской керамики были записаны испанскими монахами. Эти техники долгое время держались в секрете и были воплощены в производстве лишь некоторых фабрик.

В средневековой Испании ремесленное керамическое производство также развивалось на основе «арабских рецептов». Археологические находки керамических изделий под Кордовой, датированные XI веком, своим внешним видом напоминают восточную керамику. О развитии керамического производства на Пиренейском полуострове сохранились данные в письменных источниках XII века.

С завершением арабского владычества производство керамики в Испании переживало спад. Новый виток начался в XVI веке, когда центром фаянсового производства стал городок Талавера в предместье Севильи.

Фарфор, изобретенный в Китае и ставший известным в Европе после путешествия Марко Поло, получил распространение и обрел свои центры производства сначала в Италии, потом в Испании. Первые фабрики по производству фарфора на Пиренейском полуострове появились в XVIII веке. 

Король Карлос III Неаполитанский, вошедший на престол Испании в 1754 году, основал в предместье Мадрида мануфактуру Буэн-Ритеро в 1760 году. Еще раньше, в 1727 году, была открыта Королевская мануфактура керамики и фарфора в городе Алькора. Фарфор «Алькора» получил общеевропейскую известность и олицетворяет собой знаковую страницу испанской промышленной истории. Фабрика по производству фарфора просуществовала до 1895 года.

Современные испанские заводы и фабрики по производству керамики и фарфора

В наше время в Испании действуют фабрики и заводы по производству керамики и фарфора, их продукция востребована и конкурентоспособна на рынке.

Старейшей в Испании фабрикой по производству керамики является предприятие “Sagradelos”, история которого началась в 1806 году. Предприятие, состоящее из двух заводов, находится в городе Сантьяго-де-Компостела.  

Испанская посуда и декоративные изделия “Sagradelos” пользуются большой популярностью. Фирменный магазин компании расположен в Сантьяго-де-Компостела по адресу: Rua Nova, 16.

Среди ветеранов керамической промышленности также стоит назвать фабрику «Пикман» (“Pickman”), расположенную в Севилье на территории бывшего  картезианского монастыря. Она была названа так по имени своего основателя англичанина Чарльза Пикмана и работает с 1841 года.

У многих хозяек испанская посуда ассоциируется с продукцией компаний “Santa Fe” и “Graupera”. Посуда “Santa Fe” отличается хорошим качеством и уникальной технологией изготовления. Завод компании “Graupera” расположен в городе Бреда, древнейшем центре керамического производства в Испании. Визитной карточкой этой компании стали керамические тажины – необычная посуда, родом из стран Магриба.

Неподалеку от Валенсии, в городе Манисес располагается фабрика “Nadal”. Она достаточно хорошо известна как производитель керамических статуэток.

Фарфор “Lladró”

Самой известной компанией по производству декоративных изделий и статуэток из фарфора является компания “Lladró”. Фарфор “Lladró” – широко известный современный бренд, ставший одним из символов Испании. Компания производит фарфоровые статуэтки, которые можно скорее назвать скульптурами или скульптурными композициями.

«Город фарфора», где производятся изделия компании, располагается в провинции Валенсия, в местечке Тавернес Бланкес. Здесь же располагается знаменитый Музей фарфора, который стремятся посетить многие туристы, приехавшие в Испанию. Посетители Тавернес Бланкеса могут не только полюбоваться изделиями компании и приобрести их, но также понаблюдать за работой мастеров.

  • Адрес «Города фарфора»: Carretera Alboraya, Tavernes Blanques, Valencia.

Основателями компании были три брата по фамилии Льядро – Хуан, Хосе и Винсенте. В середине 1950-х годов в Валенсии они начинают производство фарфоровых скульптур, взяв за основу богатый опыт прошлого, их работы напоминают фарфоровые шедевры  XVII–XVIII веков.

Уже через несколько лет после начала работы производства братья Льядро открывают в Валенсии первый фирменный магазин. Сегодня фарфор “Lladró” можно приобрести в многочисленных магазинах и специализированных бутиках, как в Испании, так и по всему миру. Адреса магазинов в конкретном городе можно уточнить на официальном сайте компании “Lladró”.

Продукция компании очень разнообразна. Предприятия “Lladró” предлагают своим клиентам дизайнерские работы и различные тематические коллекции, посвященные культуре народов мира, испанской культуре, различным религиозным, историческим сюжетам, и многое другое. Каждый посетитель найдет среди продукции компании то, что интересно именно ему.

Центр услуг для бизнеса и жизни в Испании «Испания по-русски» поможет договориться о закупках и поставках фарфоровых и керамических изделий во всех регионах Испании.



 

Нужна помощь в Испании? Центр услуг «Испания по-русски» — это более 100 наименований услуг на русском языке в любом регионе Испании.

+7 495 236 98 99 или +34 93 272 64 90, [email protected]

Статья оказалась полезной?