Как делают гжель: Как делают гжель — Наталья Радулова — LiveJournal

By alexxlab No comments

Содержание

Как делают гжель — Наталья Радулова — LiveJournal

Один из самых знаменитых промыслов России — не такой уж и народный. Сине-белая гжель — по сути лишь изящная стилизация народного творчества. Та гжель, которую мы все знаем, о которой даже в школьных учебниках написано — «Сочетание белизны заснеженных полей Подмосковья и прозрачной синевы ясного неба» — была придумана московской художницей Натальей Бессарабовой в 1950-х годах.

И все же знаменитому промыслу лет не меньше, чем самому селу Гжель, впервые упомянутому в завещании Ивана Калиты. Здесь сотни лет «выпекали» керамику, майолику, фаянс. Здесь семья фарфоровых монополистов Кузнецовых развернула до революции свое производство. Во всем этом обширном районе Подмосковья, состоящем из 27 деревень, объединённых в так называемый «Гжельский куст», чуть ли не каждый второй житель — потомок семейных династий гончаров, «точильщиков», «писарих».

Перед революцией здешняя отрасль насчитывала около 80 разнокалиберных частных предприятий. Советская власть национализировала семь наиболее крупных, перепрофилировав их под технический фарфор: лабораторную посуду, высоко- и низковольтные изоляторы. Остальные мастера разбежались по артелям. В соседней с Гжелью деревне Турыгино еще в 1929 году возникла артель под названием «Вперед, керамика!», далее менявшая вывеску на «Художественная керамика», со временем выросшая до завода, где в 1954 году первым небольшим тиражом, несколько десятков экземпляров, выпустили набор для воды Гжельская роза Натальи Бессарабовой — кувшин и кружку с классическими ныне декоративными мотивами — проба пера, первая гжель в нынешнем смысле этого слова.

В начале 1970-х в Научно-производственное объединение «Гжель» свели все местные малые производства. В 1976 году цех перестроили и модернизировали, к 1983 году вывели на проектную мощность — гжель пошла вовсю. Предприятие тысячами выпускало знаменитые чайные пары, самовары, сервизы, квасники — с узнаваемой росписью сочным кобальтовым мазком по нейтрально-белому фону. Когда в программе «Кинопанорама» Эльдар Рязанов подарил режиссеру Акире Куросаве гжельский самовар с маленьким чайничком наверху, гжель вдруг захотели себе все. Красивый гжельский чайный набор за стеклом серванта считался неким символом благополучия. В обмен на гжель можно было попасть на спектакль, устроить ребенка в школу, сделать операцию.

И все же даже у главного художника Гжельского фарфорового завода Симонова есть претензии к традиционной уже гжели: «Я всегда говорил, что знаменитая гжельская роза — это капуста. Посмотрите, ну капуста же! Быстрые, почти небрежные мазки, а потом чуть-чуть тонкой кисточкой добавили мелких деталей и все. Так легче, быстрее и не требует высочайшего мастерства. То что надо для массового производства. Ведь после войны, когда наш промысел возрождали, не все живописцы могли перенести эскиз на керамическую «натуру», поэтому и выбрали более простой вариант, чтобы и ученики справились». Симонов просит обратить внимание на другую, цветную, «дореволюционную» гжель, где рисунки выполнены с таким изяществом, что даже кажутся неродными.

Но гжель — она всегда была разной. Да, сине-белая стилизация народного творчества, предпринятая художниками для возрожденного промысла, рассчитана на универсальный вкус. Простая, «снежная» цветовая гамма выглядит не только декоративно, но и как-то по-геральдически убедительно. Но цветная, высокохудожественная роспись — это тоже гжель. Здесь ведь всегда все копировали — китайцев или там голландских мастеров. Точнее, не копировали даже, а писали «По мотивам». В итоге придумали своё. Синее на белом. А это гжель «наоборот» — белым по синему. Сверху, после обжига, для красоты еще и золото добавляют.

«Тут одна Гжель, идти некуда, — вздыхает живописец Валентина Попова, которая вот уже девятнадцать лет выписывает на блюдах знаменитые синие розы. — Есть несколько крупных предприятий, есть поменьше, а кто и дома работает. Но платят все примерно одинаково — я больше двадцатки никак не получу, если только и на выходных буду сидеть, не разгибаясь». Никто, впрочем, не запрещает «заводским» работать на частников — свои люди, все понимают. И даже те, кто уезжает работать в Москву охранниками или санитарками по популярной здесь схеме: сутки через трое, все равно умудряются и дома подрабатывать литейщиками, формовщиками или художниками.

В частных лавочках всего полно: штофы для водки, символы года восточному календарю и православные иконы. Все — гжель.

Это магазин при заводе. Продукция здесь более «интеллигентная».

А вообще все начинается так. Каждое новое изделие изготавливается сначала в единичных экземплярах и проходит внутренний художественный совет, который принимает решение о запуске изделия в производство. После этого модельщик изготавливает образец, с него отливаются гипсовые формы, которые могут состоять из нескольких частей, в зависимости от сложности изделия. Вот как раз мастерская с этими формами.

В готовые формы заливают шликер – мягкую массу, состоящую из каолина, кварца и полевого шпата. Отлитые изделия подсушивают в естественных условиях. Затем их очищают от швов и мелких дефектов, приклеивают мелкие детали.

После этого изделия проходят предварительный обжиг, называемый «утильным», в специальной печи при температуре около 900 °С. Обожженный «утиль» окунают в специальный фуксиновый раствор, позволяющий выявить незаметные трещинки. После раствора все тарелочки, чащечки и вазочки становятся розовыми, точнее — цвета функсии. Этот цвет уйдет после «настоящего» обжига.

Изделия, успешно прошедшие такой контроль и получившие заводское клеймо, отправляются в живописный цех.

Художники наносят на них пока еще невзрачной черно-серой смесью, изготовленной на основе оксида кобальта, рисунки и ставят именную подпись.

Расписанные изделия попадают к глазуровщикам, которые окунают их в большие баки с жидкой белой глазурью и отправляют на заключительный обжиг.

Главный художник, Сергей Симонов, показывает главную гордость завода — новую печь. «Температура для обжига — 1350 градусов. А как обжигают частники? В маленьких печках, с помощью газовых баллонов, с недостачей температуры. Поэтому они только сувенирку обычно и делают свиньи, путешки, обезьянки — это все их тема. Нашу тарелку на морозе забудешь — с ней ничего не станется, а их фарфор сразу треснет.

И вот, после такой двойной «закалки», появляется на свет гжельский фарфор. Фуксиновый оттенок полностью исчезает, глазурь становится прозрачной и сквозь нее проступают  волшебные цветы, пейзажи и сюжеты, переливающиеся всеми оттенками цвета – от темно-синего до небесно-голубого.

Еще больше о гжели вы можете прочесть

в моем репортаже в журнале «Огонек»

Новый год в Гжели: как делают русский фарфор

Наряду с елкой, мандаринами и шампанским, одним из атрибутов русского Нового года можно назвать гжель. В зависимости от китайского календаря в преддверии праздника на прилавках появляются гжельские сувенирные зверушки. 2016 год – год обезьяны, и «МИР 24» решил узнать, что готовит к празднику один из самых древних народных промыслов. Мы отправились на Гжельский фарфоровый завод в селе Речицы и выяснили, как создаются знаменитые на весь мир фарфоровые изделия и как отличить настоящую гжель от подделки.

Село Речицы – одно из 28 деревень и сел, составляющих так называемый Гжельский куст, место, исторически связанное с изготовлением гжели. Находятся они в Раменском районе Подмосковья, примерно в 60 километрах от столицы. Железнодорожная станция называется Гжель, одно из сел – Гжель, речка – и та Гжелка, тут и там пестрят витрины магазинов, продающих знаменитый фарфор…

ГЖЕЛЬСКАЯ ЗЕМЛЯ

«Мы, наверное, один из самых старых промыслов в России. Официально считается, что гжель появилась в начале XIV века, когда Иван Калита обратил внимание на производство керамики, но до этого оно все равно существовало – об этом говорят раскопки. Мы считаем, что гжели тысяча лет», – гордо рассказывает главный художник предприятия, заслуженный художник России Татьяна Федоровская, которую называют одним из лучших представителей этого промысла. Окончив Абрамцевское художественное училище и Московский технологический институт, она занимается гжелью уже 35 лет.

Гжель – один из редких промыслов, который образовался сам по себе, – говорит Федоровская, – и, кстати, никак не связан с китайским или голландским бело-голубым фарфором.

«Почему промысел возник именно здесь – местная земля не очень пригодна к хлебопашеству, зато в ней присутствует много разных глин: белая, красная, розовая – всякая. Эта земля никогда принадлежала помещикам, люди жили свободно и занимались, в основном, керамикой, а государству платили налог. Сначала появилась примитивная керамика – свистки и игрушки, затем начало развиваться гончарство, потом красную глину стали покрывать белой эмалью – и появилась майолика. До XVIII века фарфор завозили из Китая, но это было очень дорого, и Петр I приказал создать свой. Официально считается, что изобрели его Дмитрий Иванович Виноградов с Ломоносовым. Гжельцы, работая на фабрике в Москве, прознали этот рецепт и начали широко применять, постепенно самостоятельно освоив все виды керамики. Осваивая, они применяли все краски, которые существовали в мире, поэтому гжель была цветной».

..В начале XIX века в этих местах появился Яков Васильевич Кузнецов, удельный крестьянин-старообрядец, который умудрился не только выкупить себя у помещика, но и основал династию «фарфоро-фаянсовых королей». В 1810 году он открыл собственный маленький фарфоровый завод, а уже его сыновья открыли знаменитый завод в Дулево. Далее семейство выкупает завод в деревне Коротково и строит новый завод около Риги. В 1902 году Матвей Сидорович Кузнецов становится Поставщиком Двора Его Императорского Величества. «Гжель – это корень керамики у нас в стране, потому что мастера отсюда расходились», – отмечает художница.

Матвей Сидорович Кузнецов https://ru.wikipedia.org/ (public domain)

Затем произошла революция, все заводы знаменитой династии национализировали и закрыли, пока власть не поняла, что керамика необходима не только для изготовления посуды. С 1929 года Гжельский фарфоровый завод начал производить комплектующие для электроизоляторов. Затем постепенно восстановилось и производство гжели, но если в царской России покупать ее могли представители всех сословий, то в советской России она была в дефиците.

«Гжель стала валютой. Если ты где-то ее достал – перед тобой все двери открыты, – вспоминает Федоровская. – Вячеслав Малежик как-то даже говорил, что с помощью гжели сделал себе карьеру. Гжели не хватало, она продавалась в «Березке» да в ЦУМе и ГУМе».

Примерно с 40-х годов ХХ века гжель стала такой, какой ее привыкли видеть – бело-голубой. Было решено, что развивать промысел будут, отталкиваясь от полуфаянса середины XVIII века – времени его расцвета. Так гжель стала «крестьянским» искусством. «В 70-80-х сюда пригласили много художников, в том числе из Строгановки, из Абрамцево, и собралась очень сильная творческая группа. Это время считается расцветом гжели, такой высокой художественной высоты она до этого еще достигла», – рассказывает наш экскурсовод, сидя за своим рабочим столом в просторной и светлой мастерской. В конце 80-х разрешили частное производство гжели, и ею так или иначе начало заниматься подавляющее большинство жителей Гжельского куста. Затем появились Гжельский художественно-промышленный институт и Гжельский художественно-промышленный институт, которые выпускают художников по керамике и дизайнеров.

КАК СОЗДАЮТ ГЖЕЛЬ

На заводе в Речицах абсолютно все изделия расписываются вручную, само же производство отчасти остается ручным, отчасти механизировано. Завод неполного цикла, так как не производит собственный фарфоровый шликер, из которого и делается посуда, а покупает в виде порошка. Раньше его по больше части привозили с юго-востока Украины, а теперь закупают в Дулево и, частично, в Европе.

Это одно из самых трудоемких производств. Во-первых, художник должен придумать изделие, сделать эскиз, потом слепить из пластилина, снять форму в гипсе, отлить в этой форме из керамического шликера, обжечь, затем расписать, покрыть глазурью и снова обжечь. Чтобы запустить изделие в производство, художнику нужно все от начала до конца сделать самостоятельно. Далее изделие утверждается, и, если оно запускается в производство, нужно в готовую форму залить гипс, гипсовую фигуру откорректировать, чтобы она была идеально гладкой. С нее литейщик отливает гипсовые формы для производства, которые могут состоять из нескольких частей, в зависимости от сложности изделия.

Художник предоставляет гипсовую модель и закладные формы на производство, и модельщик начинает ее тиражировать, то есть множить. Далее литейщик заливает в форму через дырочки шликер, отливает, вытаскивает и присоединяет «приставы» – ручки, носики, ножки, декоративные детали. После этого изделие сушится в естественных условиях, после чего попадает к оправщице, которая специальными губками убирает швы, шероховатости и все неровности. Затем высохшая фигура отправляется на первый, утильный обжиг при температуре около 800 градусов.

Следующий этап – проверка на трещины с помощью раствора фуксина. Изделия опускают в специальную ванну с фуксином, отчего они приобретают нежно-розовый цвет, но лишь до второго обжига. Фуксин делает заметным даже самые малюсенькие трещинки, бракованную посуду откладывают в сторону для повторной переработки. Надо сказать, что посторонний человек едва может разглядеть дефекты, из-за которых изделия попадают в «брак», однако при втором обжиге эти крошечные трещины стали бы гораздо заметнее.

Когда изделие прошло проверку в фуксине, на донышко ставят штамп и отправляют к живописцам или художникам. В чем разница, спросите вы? Художников на заводе значительно меньше, все они (за исключением редких природных талантов, как мужчина, рисующий прекрасные гжельские пейзажи) имеют художественное образование и придумывают роспись.

Затем эту роспись повторяют живописцы, расписывая множество изделий. Подавляющее большинство живописцев – женщины за 30. Каждая из них занимает одну «парту» в огромном цеху, уставленном столами в несколько рядов. Работать живописцем может каждый: кто-то приходит с художественным опытом за плечами, кто-то – с нуля. Завод предоставляет трехмесячное обучение, во время которого люди уже получают зарплату. Тем не менее рабочих рук на заводе не хватает – ездить в Речицы из Москвы далеко, да и зарплата небольшая. Видимо, по этой причине на заводе так мало мужчин, и тяжелые гипсовые формы с фарфором внутри приходится тягать женщинам.

Глядя на странную розовую посуду, на которую черно-серой краской на основе оксида кобальта наносят рисунки, сначала не понимаешь, что именно эти вещи скоро приобретут вид традиционной гжели.

Расписанная вещь окунается в бак с жидкой глазурью, обычная прозрачная глазурь – серого цвета и становится прозрачной после обжига. Кобальтовая глазурь – темно-серая, а после обжига посуда становится насыщенного темно-синего цвета.

Затем посуду и фигуры загружают на огромные вагонетки и отправляют в печь на заключительный обжиг, он называется политым. В финале часть из них снова отправляют к художникам для надглазурной росписи, в том числе золотом.

При помощи станков на Гжельском фарфоровом заводе производят по большей части тарелки и кружки. «Когда в 90-х годах Европа отказывалась от широкого производства фарфора – в основном она отдала его в Юго-Восточную Азию – Германия распродавала станки. И наши хозяева воспользовались этим и закупили машины, которые работают без перебоев уже много лет». Однако потом «штампованные» изделия тоже отправляются на ручную роспись. Так или иначе постоянный ассортимент завода насчитывает до тысячи наименований. В итоге каждая вещь пакуется в свою коробочку и отправляется в магазины.

КАК ОТЛИЧИТЬ НАСТОЯЩУЮ ГЖЕЛЬ

На сегодняшний день в селениях Гжельского куста работает около 30 специализированных заводов и заводиков, среди них есть предприятия, которые занимаются цветной гжелью, но большинство – голубой, кобальтовой. Предприятия, занимающиеся традиционной гжелью, должны иметь статус предприятия народного художественного промысла и иметь соответствующую документацию. Как правило, они занимаются классической бело-голубой гжелью или темно-синей гжелью с белой росписью. Как же отличить продукцию предприятия народного художественного промысла от другой?

«В 90-х годах мы бы сказали: смотрите на штамп. Сейчас это ничего не дает. Поэтому, чтобы среди огромного количества синего фарфора увидеть настоящее, нужно просто обладать развитым художественным вкусом. Что значит настоящее – это должно быть хорошее по всем параметрам изделие, – рассказывает художница, которая и сама напоминает преподавателя музыки. – Есть хорошие вещи и у производителей, которые не являются народным художественным промыслом, есть плохие у тех, кто является. Поэтому надо развивать чутье и вкус. Это же как везде – чтобы оценить литературу и музыку, надо уметь читать и слушать».

«В советское время существовал Научно-исследовательский институт художественной промышленности (НИИХП). Чтобы оценить какую-то вещь для запуска в производство, оттуда приезжало человек 20 искусствоведов. Если уж ты прошел этот худсовет, все было «железно» выверено, вымерено, и по росписи, и по форме, и по замыслу. А сейчас хозяину понравилось – значит, вперед. Поэтому появилось много ложной гжели. Но мы постоянно боремся за чистоту традиций, – подчеркивает Татьяна Федоровская. – Те производства, которые себя заявляют как народный промысел, должны предоставлять все свои работы на худсовет, худсоветов у нас два: один есть в Московской области, другой – федеральный. Эти две комиссии утверждают: да, это народный промысел. Изделия не в традиции не утвердят – их можно производить, но за это завод платит большой налог».

Итак, настоящей гжелью можно назвать любой фарфор, производимый на гжельской земле, но имеет ли вещь художественную ценность и соответствует ли древней традиции, зависит уже от производителя.

Мария Аль-Сальхани

история создания гжельской росписи на чайнике, самоваре, чайном сервизе и других изделий

Гжельская земля уже несколько столетий славится своим фарфором, красивыми расписными изделиями. Описывая в 18-ом веке Гжель, ревизоры отмечали, что на этой земле крестьяне на оброке делают разные сорта сервизов и посуды. И действительно, упоминая Гжель, посуда – первое, что приходит на ум. Как появился славный русский промысел, что такого особенного в гжельской глине и в чем секреты «Азбуки мазков» мастеров художественной росписи? Обо всем этом вы узнаете в данной статье.

История создания гжельской посуды

На месте нынешней Средне-русской возвышенности был древний праокен, с доисторических времен на его дне формировались осадочные породы, и глина в их числе. Сам океан ушел, а глиняные месторождения сохранились. Они и стали причиной развития промысла, который сделал гжельскую посуду известной на весь мир.

Всего Гжельско-Кудиновское месторождение подарило людям целых 17 видов глин. Но основных – 2, из первого производили фаянс и фарфор, из второго – кирпич. Все другие сорта применяли как основу производства майоликовых и гончарных работ. По своим свойствам гжельская глина считалась едва ли не самой лучшей. Даже Михайло Ломоносов писал ей оды, отмечая, что такой белизны ему видеть не доводилось.

Без исторических деталей развитие промысла невозможно представить: крестьянских уклад жизни на этих землях также важен. Гжельцы имели «вольную» от царя, и это оказало влияние на то, как они занимались посудой, и почему художественное направление стало так активно развиваться. К 19 столетию ассортимент местной посуды впечатлял, ее продавали в Москве и Киеве, в Харькове, в Сибири, в Астрахани. Но большие объемы продаж сказывались на качестве тарелок из Гжели и кувшинов из Гжели: на рынок поставлялся самый востребованный товар, а действительно искусные, с большим умением расписанные работы оставались единичны.

В начале 19-ого столетия секрет изготовления фарфора еще не был открыт местными умельцами. Но уже происходил переход от майолики к полуфаянсу. Именно в этот период синий цвет, ставший визиткой гжельского искусства, начал вытеснять прочие цвета. Преобладал на то время рисунок двух типов — композиция с центральным цветком и цветочные стилизованные гирлянды.

К фарфору гжельцы пришли в середине 19-ого века, а как именно, досконально неизвестно. Есть несколько легенд, связанных с фамилиями Куличкова и Сологая, Храпунова и Гусятникова. Как бы там ни было, в середине столетия в России появился фарфор. Расцвет промысла можно связать с фамилиями Дунашовых, Кудиновых, Кузнецовых, Мусаковых. А после революции могли навсегда исчезнуть такие понятия как «чайный сервиз Гжель» или «самовар Гжель». Секреты мастерства казались навсегда утерянными. Но с середины прошлого века, стараниями настоящих сподвижников, промысел начал возрождаться.

Материал для изготовления кухонной утвари

Технология изготовления фарфора.

Из чего делают гжельскую посуду? В обширном районе Подмосковья, объединившем 27 деревень под общим названием «Гжельский куст», практический каждый второй может причислить себя к потомкам династий знаменитых мастеров. И каждый знает, в чем же секрет знаменитых кувшинов, кружек, тарелочек, сувенирных изделий.

В состав фарфора (как, впрочем) и в состав фаянса входят каолин, полевой шпат кварц и та самая местная глина. Но пропорции ингредиентов разные. Истинный гжельский фарфор звонкий и легкий, абсолютно непроницаемый. И если такую чашку гжели поднести к свету, она будет просвечивать. А вот если блюдце или, например, пивная кружка в ваших руках имеет вес – это фаянс. Отличить его от фарфора можно еще и простукиванием: у фаянса звук глухой.

Истинный гжельский фарфор звонкий и легкий, абсолютно непроницаемый. И если такую чашку гжели поднести к свету, она будет просвечивать.

Но если найти экспертов, которые сегодня беспристрастно могут ответить на вопрос уникальности гжельской глины, они будут менее эмоциональны. И скажут, что, несмотря на однозначный вклад гжельского промысла в русское народное искусство, никакой такой эксклюзивности в местной глине нет. Просто географически Гжель была самым близким к Москве местом, где залегал целый пирог цветных глин, да еще и в большом количестве. И если уж быть совсем справедливым, то того самого каолина, без которого немыслимо производство фарфора, в Гжели было очень мало. С конца 19-го века и по день сегодняшний белую глину гжельские мастера получают из Украины.

Но отмечают эксперты, что когда знаменитое производство называют уникальным, все же есть в этом смысл. Все крупные керамические центры строили свои заводы сугубо на глиняных карьерах. А Гжель – в лесу. И доступность стройматериала, топлива для печей, и, конечно, многолетние традиции, передающиеся из поколения в поколения, для выживания промысла оказались важнее, чем само сырье.

Все этапы создания Гжели на современном производстве представлены в данном видео.

По некоторому шаблону мы привыкли говорить о знаменитых гжельских глинах, но уже больше века (как минимум), это заявление неактуально. Другое дело – роспись. Многие уже и забыли, что отдельные мотивы сине-голубой росписи были не более чем модным поветрием. Рисование гжельских элементов и сегодня увлекает художников разного уровня.

«Азбука мазков» — методика художественной росписи

Синие птицы на тарелках, голубые цветы на чайных парах… Что ни картинка, то загляденье. Главным секретом гжельской росписи можно считать мазок. И истинный мастер тонко чувствует малейшие цветовые переходы и способен (вот, что поистине уникально) отличать не менее двух десятков оттенков синего. Мазок же можно считать родовой приметой Гжели.

Благодарить за появления «Азбуки мазков» можно считать Александра Салтыкова. Он вместе с живописцами Гжели разработал методику художественной росписи.

Она подразумевает несколько приемов:

  • Главный прием. Он заключается в правильном соотношении синего и белого («прозрачная синева неба и заснеженные подмосковные поля»). Кобальт – особая краска росписи по керамики, в процессе росписи она черная, а после обжига становится синей. Краска одна, а оттенков – множество!
  • Правило № 2. Каждый последующий мазок не повторяет предыдущий. Мастер набирает густо краску на кисть, а потом с разным нажимом раскладывает кисточкой цветок. Первые мазки будут самые сочные, а по степени убывания они начнут светлеть. Так нужно рисовать многолепестковые цветки.
  • Мазок с тенями. Художник набирает краску на одну сторону кисточки и наносит ее легким круговым разворотом, поворачивает, то бишь, вокруг черенка. И там, где утолщенная часть кисти, краски будет больше, и мазок будет темнее. А к середине кисти краски будет поменьше, вот мазок и высветлится. Тонкий кончик и вовсе оставит самый светлый след.

Дополнят «Азбуку мазков» и другие элементы. Так, кончиком кисти можно навести стебель, сделать тонкие усики-завитки, нарисовать штриховку или прожилки на листочках. Может мастер рисовать по синему цвету тонкими золотыми штрихами или линиями.

Роспись ведется в трех направлениях – растительный узор, орнамент или сюжеты. И сложно сказать, какая из тематик более популярна. Авторскую гжель отличает частое использование розы или «агашки», узнаваемого узора. В орнаментальной росписи легко узнать жемчужины и капельки, усики и гребенки. А сюжеты – это сценки из деревенской или городской жизни, пейзажи, сказочные изображения и даже сюжеты из русской классической литературы.

Вместо заключения

Чайник гжель

Если вы сегодня решили приобрести для себя сахарницу из Гжели с узорной крышкой или вазу, нужно обращать внимание на некоторые расписные детали. Настоящие мастера не ленятся уходить в детали, а если это подделка, то ограничится ее изготовитель скудным количеством мазков. Кустарщина выдаст себя небрежностью в рисунке, непрорисовкой деталей.

Но нужно понимать, что и высокохудожественные изделия, и продукция «на потребу дня» (вроде кошечек и копилок) – это все гжель. Посуда попроще, которую активно использовали, до нашего поколения уже не дошла, разбилась. А вот действительно искусные вещи хранили, берегли, и уже по ним мы сегодня судим о высоком качестве продукции. Мастеров, работающих филигранно, было не так много. Большинство же местного населения обслуживало рынок, и в этом суровая правда истории.

Но историческая правда еще в большом интересе сегодня к народным промыслам. Многие семьи и сейчас будут рады, если их кухни украсит бело-синий кувшин или чайник. Гжель вдохновляет производителей на раскраски, наборы для творчества, курсы по народной росписи. А значит, она живет и здравствует!

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Pinterest

Одноклассники

Гжель — Теория — Zen Designer

Гжель — это не просто народный промысел, это район, состоящий из 27 деревень, объединённых в «Гжельский куст». Район расположен примерно в шестидесяти километрах от Москвы по железнодорожной линии Москва — Муром — Казань. Сейчас «Гжельский куст» входит в Раменский район Московской области. Район давно известен богатыми месторождениями глины, идеально подходящей для производства керамики, и, следовательно, для керамических отраслей, выросших вокруг месторождений. Фактически все 27 деревень давно занимались производством керамики. В 18 веке «Гжельский куст» стал известен как большой керамический центр, производивший не только глиняные изделия для чисто утилитарных целей, но также художественные и декоративные предметы. А в 19 веке слово Гжель стало синонимом уникальной русской керамики.

Развитие гжельского керамического центра совпало с появлением майолики. В то время майоликовые изделия назывались в России цениной (происхождение слова неизвестно), а в Европе — фаянсом. Продукт обычно изготавливался из тонированных глин, имел массивную пористую оболочку и украшался эмалевыми цветами в полихромных тонах, обычно в «крестьянском» стиле. Правда ценина впервые была произведена в Москве при учреждении купца Афанасия Гребенщикова, нанявшего нескольких гончаров Гжели. Узнав секреты майолики, вернувшиеся домой гончары, стали делать собственные изделия. Это была майоликовая посуда с цветной росписью, глазурованная, но обожженная при низких температурах, потому не отличавшаяся долговечностью. К сожалению, мы понятия не имеем, кто эти гончары, их имена неизвестны. Однако начало было положено; в течение нескольких лет майолика Гжель стала успешно конкурировать с продукцией Гребенщикова.

Сине-белая гжельская роспись

Привычная для нас сине-белая роспись появилась относительно недавно, лишь в 19 веке. Ранее мода на подобную сине-белую роспись на фаянсе пришла в Россию из Голландии (постарался Петр Первый), а еще ранее Голландцы позаимствовали идею у китайцев.

В то время как знаменитая итальянская ренессансная майолика заимствовала предметный материал из современной живописи и служила исключительно декоративной цели, посуда Гжели, напротив, была утилитарна, украшалась двухмерной росписью чисто народного происхождения.

Ассортимент Гжель включал практически все виды домашней утвари: тарелки, кружки, кувшины и многое другое. Чаще всего это была глазурованная посуда без орнаментации, ценившаяся именно за свою гигиеническую белизну. Тем не менее, всегда существовал и всегда будет существовать спрос на привлекательные, красочные, художественные изделия, потому что каждый гончар стремился создать нечто индивидуальное, отчего каждое изделие Гжель уникально.

Предметный материал для росписи не обладает значительным тематическим разнообразием, не заимствовался из живописи или литературы, но был изобретением самого гончара, который преимущественно был неграмотный, зато проявлял художественную интуицию. Так обычные растительные мотивы, простое наблюдение за природой, деревенской и городской жизнью, пропущенное сквозь творческое воображение, стали неотъемлемой частью керамики Гжель. Дизайн представляет собой рисованный вручную рисунок, очерченный темным пигментом по светлой тонированной глазурованной поверхности, а затем украшенный зелеными, желтыми, коричневыми и синими пигментами.

В окрестностях Гжель нет ничего особенного. За исключением, конечно же, тянущихся до горизонта полей, синеватой окраины леса вдали. Может быть, эта мерцающая синяя дымка была перенесена на белоснежное поле фарфора Гжель? А может это первые цветы пробиваются из-под тающего снега? В любом случае то, что кажется простейшей домашней утварью, становится настоящим произведением искусства. Гжельская посуда пользуется огромной популярностью, как в России, так и за рубежом, узнаваемая сразу же по своей характерной сине-белой цветовой гамме, своеобразным рисункам и формам. Слово «Гжель» стало чрезвычайно популярным в наши дни, ассоциируясь с красотой и гармонией, сказкой и реальностью. Художественные работы Гжель привлекают любителей красоты из-за богатой фантазии и высокого мастерства их создателей. Гжель считается колыбелью и основным центром русской керамики. Именно здесь сложились ее лучшие черты и развивались самые высокие достижения народного искусства. Ключ к удивительному успеху находится в поразительной выразительности и уникальности Гжельского фарфора, который вызывает волнующие эмоции от общения с Матерью-природой. Неудивительно, что рисунки ручной росписи, взятые из природы, наиболее гармонично сочетаются с формой.

Сине-белая роспись удачно вписалась в культурный код русской ментальности – сочетание синего неба, белых церквей и золотых куполов (в современной гжельской росписи часто используется золочение). Но главный стилеобразующий элемент – это фирменный кистевой «мазок с тенями», способной создавать множество тончайших градаций синего цвета.

Ассортимент предметов настолько разнообразен, что трудно перечислить все. Наиболее типичные предметы — это чайники, кувшины, кружки, блюда, сахарницы, медовые горшочки. Это базовый набор порождает множество разных форм, происходящих от единственного предмета. Если возьмем, например, чайник, то найдем его также в виде диска, бочонка или сферы. Художники Гжели стремятся создать модели, как пригодные для массового производства сравнительно недорогих изделий, а также совершенно уникальных и дорогих предметов, предназначенных для выставок и музеев.

Сколько же на самом деле лет этому русскому народному промыслу?

Археологические исследования на территории Гжельского района подтверждают существование там керамики с начала 14 века. Это неудивительно, поскольку земля там всегда была богата высококачественными глинами.

Первое упоминание о Гжели как о местности относится к XIV веку: оно встречается в духовной грамоте, т. е. завещании Ивана Калиты 1328 года. Можно предположить, что стимулом для развития гончарного производства послужило присоединение гжельских земель к быстро растущему Московскому княжеству и получение московским князем ярлыка на великое княжение (1318 г.). Начиная с Ивана Калиты, на протяжении столетий, как одна из наиболее прибыльных волостей, переходила Гжель по наследству в роду великих московских князей и царей, принося им немалый доход.

В середине XVII века, во времена царствования Алексея Михайловича, Гжель стала эксклюзивным поставщиком аптекарских и алхимических сосудов для Аптекарского приказа в Москве. К ним предъявлялись повышенные требования по качеству. Именно это и положило начало керамическому производству в России. Уникальность этого района заключается еще и в том, что здесь никогда не было крепостного права (Гжель принадлежала императорскому двору). Ремесло было основным занятием местного населения. Это позволяло полностью сосредоточиться на оттачивании мастерства и совершенствовании технологий производства. В результате Гжель стала колыбелью и одним из основных центров керамического производства в России, периодически «отпочковывая» совершенно иные производства. Так, отцы-основатели империи «Кузнецовского фарфора» были родом из Гжели.

На карте России ранее не существовавший поселок под именем Гжель появился лишь в 10-х годах 20 века. В 1912 году на Казанской железной дороге на ветке Москва — Черусти была открыта железнодорожная станция, получившая название по местности — Гжель. Вокруг станции в течение нескольких лет и вырос поселок.

Следует особенно подчеркнуть, что современное производство разительно отличается от того, что производилось в прошлые века. Это совершенно новое искусство, впитавшее художественный и технологический опыт, накопленный несколькими поколениями гончаров. Ведь не было никакого переходного периода; знания и навыки, ранее передававшиеся от отца к сыну, исчезли еще до начала Первой мировой войны. А хаос, последовавший после Октябрьской революции 1917 года, только укрепил мнение, что народное искусство керамики Гжель больше никогда не будет воскрешено.

Однако к 20-м годам прошлого века часть мастерских снова заработали. Только благодаря содействию нового советского правительства и специально созданным экономическим и социальным основам. Были организованы кооперативы и после мучительного восстановления индустрия Гжель вновь приобрела прочную экономическую основу. В 30-х годах решилась проблема производства высокохудожественных произведений, но вскоре в планы вмешалась война. Хотя работа была приостановлена на пару лет, к 1943 году гончары снова работали.

Попытки возрождения старых традиций после войны были предприняты уже искусствоведами, художниками и инженерами из научно-исследовательского института искусств и ремесел. Изучалась большая коллекция Гжели, хранившаяся в Государственном историческом музее в Москве, о которой знали лишь несколько специалистов. Тогда два подвижника – Н. И. Бессарабова и А. Б. Салтыков – на основе старых образцов возродили практически утраченные приемы производства фарфоровых изделий с кобальтовой подглазурной росписью. Их начинание подхватила и продолжила плеяда талантливых художников, впоследствии ставших классиками современного гжельского стиля – Т. С. Дунашова, Л. П. Азарова, З. И. Окулова и другие.

В 1972 году Ассоциация «Гжель» была создана на базе шести мелких предприятий, расположенных в нескольких деревнях. Творческие коллективы разработали новые образцы. Созданы абсолютно новые формы предметов. Картина стала богаче и современнее.

Сегодня Ассоциация «Гжель» — современное предприятие, состоящее из 6 заводов с общим количеством персонала около 1500 высококвалифицированных специалистов: художников, скульпторов и технологов. Они производят вазы Гжель, статуэтки, игрушки, предметы интерьера, такие как камины, люстры и другие фарфоровые изделия.

Роспись под Гжель

Любая роспись, напоминающая гжельскую, но не произведенная гжельскими мастерами, называться Гжелью не может. Мы можем лишь имитировать гжельский стиль, обязательно упоминая, что роспись произведена «под Гжель», имитация. Как, например роспись яиц на подставках

А в 12 году нам на рассмотрение и анализ прислали фотографии матрешек с идеей росписи под Гжель learn/599-matrjoshki-pod-gzhel. С тех пор мы мечтали сами сделать что-нибудь подобное, с сине-голубой росписью по белоснежному фону, но как-то не задавалось, не было таких заказов, а на роспись изделий «в стол» нет времени. Лишь недавно выполнили заказные матрешки с портретами по фотографиями, на которых одежды выполнены сине-голубой росписью по белоснежному фону, имитирующей гжельскую.

На иллюстрациях:

1. Изделия заводов Гжели, XVIII век. Майолика. Тарелка с петухом, кувшин, статуэтка «Баба с вёдрами», статуэтка «Щёголь в дрожках», квасник.

2. Гжельский фарфор Людмилы Азаровой, 1969. Слева — Квасник, справа — шкатулка «Самовар».

Тэг: Народные промыслы России

как сегодня работает легендарное фарфоровое производство?

Эта сине-белая фигурка произвела фурор на рынке сувениров. В первый же день продаж с прилавков смели всю партию Ждунов от «Объединения Гжель». Теперь фабрика ждет в гости создательницу популярного персонажа, художницу из Голландии, и колдует над новыми хитами. Корреспондент «Подмосковье сегодня» побывал на производстве в Раменском районе и выяснил, что общего у его сотрудников с саперами.

КАПРИЗЫ ФАРФОРА

Более 150 фабрик по производству гжельского фарфора в окрестностях одной-единственной деревни Турыгино. Такая картина сложилась к середине XIX века на месте крупнейшего в России месторождения глины. На базе одного из таких производств в 1981 году и появились корпуса «Объединения Гжель».

– Само название происходит от слова «жечь». У нас даже присказка есть: «Жгут гжельцы гжель», – рассказывает экскурсовод фабрики Татьяна Логинова. – Две основные особенности наших изделий – сложные скульптурные формы и уникальная мазковая роспись.

Прежде чем превратиться в узнаваемый во всем мире сине-белый шедевр, любая заготовка проходит два обязательных обжига: сначала 16 часов в печи при температуре плюс 900 градусов, затем еще 36 часов при плюс 1350. Все этапы производства самого простого образца занимают не менее двух недель. Некоторые особо сложные композиции мастера могут собирать год.

– Фарфор – материал очень капризный. Работать с ним сложно из-за хрупкости и большой усадки, которую он дает при обжиге, – поясняет Логинова. – Поэтому художник-керамист в первую очередь технолог, он должен все рассчитать.

САПЕР И «АЛЕВТИНА»

Литейный цех укутан плотной пеленой. Здесь на основе белой глины с добавлением кварцевого песка и других компонентов готовят шликер – жидкую массу для заготовок. По трубам, а точнее, шликеропроводу, она поступает к рабочим местам.

– У меня в руках пистолет. Не бойтесь, стрелять не буду, – смеется литейщица Наталья Копанева. – Из него заливаю смесь в гипсовые формы, даю слегка застыть и получаю детали будущего изделия. Дальше мое дело – собрать их вместе в чайник «Алевтина».

На это времени у литейщицы немного – нельзя допустить, чтобы заготовки успели высохнуть. В противном случае склеить не получится. Словно в подтверждение, в цехе стоит незаконченный кувшин чуть меньше метра в высоту. Его украшают два десятка фигурок, вылепленных до мельчайших деталей, но у одной нет головы. Чья-то рука дрогнула во время сборки, и шедевр так и остался заготовкой.

– Уже не обжечь, не срезать. Если изделие успело просохнуть – остается только заново собирать. Два дня работы впустую, – вздыхает экскурсовод. – В этом плане гжельских художников можно сравнить с саперами – ошибаются лишь однажды.

ТЕРРАКОТОВАЯ АРМИЯ

Сейчас на производстве трудится около 250 сотрудников. Многие работают здесь династиями. В числе главных «долгожителей» фабрики – семья Хазовых, чей общий трудовой стаж достигает 150 лет.

– Мне кажется, мы все здесь родились, – смеется Марина Чернышева, не отвлекаясь от ажурной салфетницы. – Мама в соседнем цехе сидит на оправке. Я что-нибудь натворю, а она за мной поправляет перед обжигом.

Ассортимент фабрики исчисляется тысячами экземпляров. При этом все этапы производства – от росписи до глазировки и обжига – можно увидеть своими глазами. В год «Объединение Гжель» посещают не менее 15 000 туристов, включая иностранцев.

Особый интерес у гостей вызывает цех ОТК. Сами сотрудники в шутку говорят про него – «терракотовая армия». Дело в том, что на этапе проверки качества после первого обжига абсолютно все изделия окрашивают специальным составом в розовый цвет. Таким образом ищут сколы и трещины, незаметные на белом фоне.

– У нас недавно случай смешной был, – вспоминает Наталья Копанева. – Приехали бабульки на экскурсию. Смотрю, а они глину для заготовок в пакетик набирают. Спрашиваю: «Зачем?» Оказалось, чтобы мазаться, мол, хотим красивыми быть. Пришлось объяснять, что глина у нас не косметическая, а с добавками. Хотя посуда, конечно, из нее получается экологически чистая.

ЖДУН ДОЖДАЛСЯ ЖДУНЬЮ

Недавно фабрика выпустила абсолютный хит. Первая партия нового сувенира численностью 2000 экземпляров разошлась в первый же день. Речь идет о фигурке Ждуна, который получил широкую известность в русскоязычном интернете. Так пользователи прозвали скульптуру, созданную голландской художницей Маргрит ван Бреворт.

– У нас есть бренд «Нео-гжель», для которого молодые художники делают модные вещи, – объясняет директор по туризму и развитию «Объединения Гжель» Коста Кадзов. – Мы единственные в России подписали соглашение о передаче авторских прав на производство Ждунов. Маргрит ван Бреворт должна весной следующего года приехать к нам в гости.

А пока к художнице в качестве подарка отправился Ждун в нарядном переднике и с чайником в руках – традиционным символом Гжели.

Линейка продукции, посвященная интернет-мему, будет увеличиваться. В ближайшее время на прилавках магазинов появятся шесть новых фигурок Ждунов, включая Ждунью – его супругу. Кроме того, к Новому году можно будет приобрести два вида елочных игрушек в виде популярного персонажа.

Все сувениры выполнены по эскизам художника Дмитрия Коновалова.

– Мы не исключаем, что со временем у Ждуна и Ждуньи появится маленький Нежданчик, – загадочно улыбается Кадзов. – Мы готовим еще много неожиданных сюрпризов, которые удивят молодежь, но всех секретов пока раскрывать не будем – конкурентов у нас хватает.

Консультация «Бело-синее чудо (гжель)»


 


В 60 километрах от Москвы расположена деревня, давшая имя знаменитому на весь мир

фарфоровому производственному объединению «Гжель».


Гжель, так мы теперь называем изделия, сделанные на заводах объединения, прочно вошла в нашу жизнь и покорила нас. Но прошло много лет, прежде чем Гжель стала такой, какой мы полюбили ее.


Давным-давно, еще в XIV веке, на гжельской земле (бывшие Бронницкий и Богородицкий уезды) была найдена особая глина, пригодная для изготовления керамических изделий.


Гораздо позже, в XVIII веке, в России появились первые керамические фабрики, на которых делали разнообразную посуду, кувшины для кваса, декоративные настенные тарелки, маленькую скульптуру (фигурки людей и животных). Старые мастера любили расписывать свои изделия диковинными птицами, цветами, сценками из жизни людей, а некоторые вещи украшать скульптурой. В те времена посуду и скульптуру раскрашивали желтой, зеленой, коричневой, синей да вишневой красками. И были все изделия так красивы, так необычны, что слава о них разнеслась по всей Руси. И гжельскую посуду стали называть «лучше. Их всех делаемых в России сего рода посуд».


Работы старых мастеров сохранились и дошли до наших дней. Теперь их можно увидеть только в музеях.


Но наш рассказ о сегодняшней Гжели, которая явилась к нам в новом, бело-синем наряде. Много талантливых художников работают здесь, среди них: Л.П.Азарова, Т.С.Дунашова, Н.Б.Квитницкая, 3.В.Окулова, В.Г.Розанов. У каждого свой почерк, своя манера. Казалось бы, все делают масленки, чашки, кувшины, но получаются вещи совсем разные, непохожие друг на друга.


Бережно относятся к наследию прошлого современные художники. У старых мастеров они переняли роспись широкими мазками, научились заполнять всю поверхность кружки или вазы цветами, птицами, сценками. Вот почему сегодняшняя Гжель несет в себе национальные черты, в ней проглядывается ярко выраженный самобытный, народный характер.


Любое изделие сначала зарождается в мастерской художника. Задумал художник создать чашку. Какой может быть она? Невысокой и круглой. Прямой, как стакан. Похожей на бочонок. И ручки для чашек придумал удобные: фигурные, затейливые. Но главное – роспись. Придумал и все нарисовал на бумаге. Красиво получилось!


Затем художник вылепил чашку из пластилина, чтобы все видели, как она будет выглядеть Вот теперь ее можно отправлять на завод. Здесь одни мастера делают по образцу художника форму чашки, другие — расписывают ее, третьи — отправляют в

специальную печь для обжига. И лишь тогда чашка готова.


Сколько художников, столько и разных по форме чашек. Но в одном они одинаковы – в цвете, бело-синем. Говорят, что небо гжельское, как нигде в России, синее-синее. Вот и перенесли мастера эту синеву на свои изделия.


По белому фону тарелки или подсвечника рука художника ведет кисточку с синей краской кобальтом. Сначала весь рисунок кажется блеклым, бесцветным. Но после обжига все, что кисть нарисовала, становится синим: и цветы, и люди, и птицы, и трава… Там, где художник нажимали на кисточку сильнее, цвет получился темно-синий, а где слабее — светло-голубой.


Почти на каждой гжельской вещи мы видим цветок, который называют «гжельская роза» Вроде везде роза одна и та же, и все-таки каждый раз другая. Есть крупные и маленькие, разбросанные по поверхности чашки или масленки. То мы видим букет из нескольких роз, то лишь лепестки.


Чего только не делают в Гжели! Чайные и столовые сервизы, чашки, чайники, подсвечники, сахарницы, масленки, даже шахматы и часы. И все изделия гжельских мастеров удивительно красивы.


Кружки, как правило, все необычной, причудливой формы, с крышками, украшенными

фигурками, и без крышек, с витиеватыми ручками. И расписаны интересно. То по ним шагает сказочная птица, то изображен гжельской заводик.


А чайник! Можно только удивляться богатой фантазии художников. Какой чайник лучше, сказать трудно. Глаза разбегаются. Нельзя пройти мимо семейства пузатых чайников: мал мала меньше. С удивлением смотришь на другой чайник, состоящий как бы из двух. Его раздало от важности. Как просто, но в то же самое время красиво они расписаны! И уж обязательно на каждом из них есть цветок.


На одном чайнике изображена сценка «Чаепитие». С одной стороны нарисована женщина, ставящая самовар, с другой – женщина за столом перед самоваром пьет чай. А у ее ног сидит кошка. Как узнать, где сделан этот чайник? Если внимательно посмотреть на него, то можно увидеть гжельскую розу на платке женщины.


Лепестки розы обрамляют верхнюю часть чайника, да и на крышке они хорошо видны.


Любят художники давать своим произведениям яркие и образные названия. Масленка «Рыба-кит» не оставит равнодушным никого. Кит как будто плывет по волнам, которые напоминают лепестки цветка. Глаза кита настоящие розы. А на его спине художница Л.П.Азарова вылепила сказку (город с башенками и церквушкой, и добрый молодец скачет на коне, а за ним бежит собачка).


Другая масленка носит название «Колокол». Ее крышка напоминает колокольчик, на самом верху которого сидит птичка. Кажется, приподнимаешь крышку — птичка улетит и раздастся мелодичный звон. Маслёнка «Лужок» разукрашена травкой и цветами.


Всякую вещь, сделанную в Гжели, можно подолгу рассматривать, и о каждой можно сочинить сказку или рассказ. А уж про маленькую скульптуру и говорить нечего. Например, о том, как в зимний, морозный солнечный день молодая семья на санях поехала в гости. Резво бежит голубая лошадка. Радостно и молодцу, который управляет ею. Или про льва: такой важный и довольный собой. Настоящий царь зверей. А посмотришь на него внимательно — и смешно делается.


Ведь грива то его просто роза! Иногда художники, как бы иллюстрируют сказки скульптурами. Увидев терем-теремок, лисичку, петушка или доктора Айболита в окружении зверей, мы невольно вспоминаем известные сказки.


Приятно пить чай из гжельской чашки. Красиво смотрятся цветы в гжельской вазе. Бело — синее фарфоровое чудо приносит в наши дома синеву гжельского неба и свежесть цветов.


 


Составила: воспитатель I кв. категории Полуянова Н.А.

ГБУ ТЦСО «Сокольники» / Новости / Экскурсия на Гжельскую фарфоровую мануфактуру

19 марта 2019 г. в филиале «Преображенское» ГБУ ТЦСО «Сокольники» для активных участников проекта «Московское долголетие» от Межрегиональной общественной организации содействия реализации социальных и благотворительных проектов «Центр Добрых Дел»  состоялась автобусная экскурсия на Гжельскую фарфоровую мануфактуру ООО «Галактика и компания», с посещением  при ней музея. На экскурсии  присутствовали 50 самых активных участников проекта.

Наравне с матрешками, балалайками и кремлем синий узор гжели — один из самых узнаваемых символов России. Наверное, нет у нас дома, где не хранится какой-нибудь кувшинчик или маленькая фарфоровая игрушка, нет семьи, где из поколения в поколение не передается вещица с ярко-синей росписью на белоснежном фоне.

Производство знаменитого фарфора  — основа жизни Гжели. Неудивительно, что посещение завода — это обязательный пункт программы любого гостя села. Вот и нашим экскурсантам представилась уникальная возможность познакомиться с процессом изготовления керамики (ведь каждая вещь Гжели — ручная работа!). Участники экскурсии узнали разницу между заводским и штучным, мастерским производством, а также познакомились с технологией росписи на керамике, и, конечно, с синей росписью, которую нельзя ни с чем спутать.

Неизгладимое впечатление у экскурсантов оставило знакомство с богатой экспозицией музея, расположенного на территории фабрики, благодаря которой всем удалось совершить увлекательное путешествие в прошлое, настоящее и будущее Гжели. В музее свыше двух тысяч наименований предметов посуды и других предметов декора и обихода. Опытный экскурсовод рассказала об истории гжельского промысла, познакомила экскурсантов с художниками, заложившими основы современных художественно-стилевых принципов и особенностей, которые делают гжельские изделия легко узнаваемыми во всем мире, а также познакомила всех с творческими биографиями современных художников  и особенностями их работ.

Все участники экскурсии остались очень довольны путешествием, которое запомнилось им интересными и удивительными фактами из жизни предприятия, которое является создателем и правообладателем современных художественно-стилевых особенностей всемирно признанного народного промысла «Гжель».

: Регионы и города :: Россия-Инфоцентр

Гжель — это знаменитая бело-голубая керамика, которую производят в группе из 30 деревень, расположенных примерно в 60 км к юго-востоку от Москвы. Гжельскую керамику можно охарактеризовать как фаянс или майолику — глиняную посуду, изготовленную из обожженной глины и украшенную цветной глазурью. Одной из отличительных черт гжельской керамики является веселое сочетание белого фона с синим цветочным узором.

В более общем смысле Гжель — это вся территория, состоящая из этих 27 деревень, объединенных в Гжельский куст (Гжельский куст).Расположенный на железнодорожном пути Москва-Муром-Казань, Гжельский куст в настоящее время входит в Раменский район Московской области.

Самое первое упоминание о Гжели встречается в завещании Ивана Калиты 1328 года. Позже это имя повторяется в церковных посланиях других князей и в завещании Ивана Грозного 1572-1578 годов.

Издавна славилась Гжель его глины. С середины 17 века здесь велась широкая добыча разного рода глины. До середины XVIII века Гжель производила обыкновенную для того времени посуду, кирпичи, изразцовые трубы, изразцы, примитивные игрушки, снабжая ими Москву.

В 1812 г. в Гжели было 25 фабрик по производству фаянса. Со второй половины 1820-х годов многие предметы стали окрашивать только в синий цвет.

Вторая половина XIX века — время величайших художественных достижений керамического искусства Гжели во всех областях. Стремясь получить тонкий тонкий фаянс и фарфор, владельцы производства постоянно совершенствовали состав белой пасты.

С середины 19 века многие гжельские фабрики пришли в упадок, а производство керамики сосредоточилось в руках Кузнецовых, когда-то местных жителей Гжели. После революции заводы Кузнецова были национализированы.

Только с середины 20 века в Гжели возродилось знаменитое ремесло, недавно отметившее свое 650-летие. В 1930-40-е годы здесь располагалась почти половина всех российских фарфоровых и фаянсовых предприятий.

В 1912 году на железнодорожной ветке Москва-Черусти Казанской железной дороги была открыта железнодорожная станция, названная в честь местечка Гжель. Поселок, возникший вокруг станции, еще называют Гжель.

Фарфор в стиле Гжель — известное русское ремесло

Гжель — это название традиционного русского ремесленного производства фарфора и гончарных изделий — посуды, изразцов и других предметов декора. Если быть более точным, Гжель — это название региона к юго-востоку от Москвы, который включает около 27 деревень и небольших городков, которые составляют так называемый «Гжельский куст», где базируется производство керамики и фарфора.

«Примерно в 1800 году мастера братьев Куликовы открыли секрет белого фарфорового фаянса»

Фарфорово-гончарное производство здесь развивалось благодаря наличию идеально подходящей для этих целей глины. Примерно в 1800 году мастера братьев Куликовы открыли секрет белого фарфорового фаянса, и с тех пор регион является центром этого фарфорового ремесла. Куликовы старались сохранить в секрете свой рецепт и технологию, но долго скрывать информацию не могли; Вскоре традиция изготовления фарфора распространилась по всему региону.

Владелец известного фарфорового предприятия по имени Кузнецов определенно был из Гжельщины. Он основал небольшую мастерскую и начал производство фарфора в 1812 году.Примечательно, что к 1917 году фабрики Кузнецова производили две трети всех фарфоровых изделий в России, а его компания располагала крупнейшим фарфоровым заводом в Европе.

После большевистской революции 1917 года, когда коммунисты взяли под свой контроль Россию, огромное предприятие было национализировано.

Когда мы сегодня слышим слово «Гжель», мы представляем себе изделия из белого фарфора с ярко-синей росписью; это отличительные черты гжельской продукции. Ремесленники региона производят широкий ассортимент посуды и предметов декора — фарфоровые скульптуры и статуэтки, шкатулки, вазы, подсвечники, пепельницы и даже часы.

Что защищает картину?

Окрашивание производится специальной кобальтовой краской, которую наносят на сырые неглазурованные изделия из фарфора. Затем расписанные изделия запекаются в высокотемпературных печах. В результате обжига кобальтовая краска становится почти черной, а затем становится ярко-синей. Затем изделия покрывают глазурью и обжигают второй раз. Эта техника очень хорошо защищает картину.

Фото: depositphotos.com

Несмотря на использование только одного цвета кобальта, художники по производству фарфора получают живые картины с множеством оттенков синего.Это достигается с помощью техники кисти, когда различные мазки создают разную толщину краски и создают разную степень прозрачности.

В настоящее время в Гжельском районе есть несколько относительно крупных предприятий; Однако для производства традиционного гжельского фарфора по-прежнему задействовано множество небольших мастерских. Эти мастерские предлагают изделия на заказ, каждый из которых является оригинальным, единственным в своем роде.

«Гжель — один из любимых символов русского искусства и ремесел»

Ручная роспись кобальтовым синим цветом на белом фарфоре. Гжель остается одним из любимых символов русского искусства и ремесел.Гжель теперь не только национальный вид искусства, но и настоящий культурный и исторический символ России.

В каждой русской семье есть хотя бы один предмет гжельской посуды. Так что, если вы хотите привезти домой что-то очень традиционное и полностью русское, вам обязательно стоит купить набор гжельского фарфора. Изделия, выполненные в гжельском стиле, можно приобрести во многих местах — фабричных магазинах, специализированных фарфоровых лавках в некоторых крупных городах, а также в сувенирных и сувенирных магазинах.

Гжель.Истоки русского ремесла

Мы начинаем серию познавательных статей о самых красивых традиционных блинчиках в России. В этой статье мы расскажем вам о происхождении Гжели и происхождении названия этого ремесла. Гжель — известное традиционное русское ремесло изготовления фарфоровых и гончарных изделий и их росписи кобальтом.

Отличительная особенность росписи Гжели в том, что в ней используются только три основных цвета: белый, составляющий фон изделия; Сама картина выполнена в голубых и голубых тонах.

Истоки ремесла и его название

Гжель — так называется деревня, расположенная недалеко от Москвы. Гончарное производство, а затем и производство фарфора основано на наличии идеально подходящей для этих целей фарфоровой глины. Это место также славится искусными гончарами.

Развитие гончарного дела в России

Развитие гончарного искусства на Руси в районе Гжели восходит к IV веку до нашей эры. В IX веке земля Гжели стала центром производства керамики в России.Здесь русские гончары изготавливали керамические изделия для великого князя Ивана Калиты.

Новые технологии и совершенствование гончарного мастерства способствовали производству керамики. В начале 18 века началось производство фарфора и «полуфаянса», окрашенного в синий цвет, ставшего впоследствии символом гжельской керамики. Изначально золотые тона, которые были популярны в то время, использовались для росписи фарфоровых изделий.

Промышленный кризис и упадок традиционных ремесел

Промышленный кризис, произошедший в России в конце XIX — начале XX веков, также повлиял на развитие традиционных ремесел.Однако ко второй половине ХХ века производство керамических изделий было возобновлено. В то же время было организовано добровольное объединение мастеров. Они разработали новый дизайн росписи фарфора синей краской на белом фоне. Синяя краска содержала кобальт, поэтому изделия не меняли насыщенного синего цвета в течение многих лет. Даже сейчас невозможно отличить изделия, произведенные в прошлом, и изделия, сделанные сегодня.

Подводя итоги, можно сказать, что мастера Гжели до сих пор хранят старые традиции росписи.Сегодня Гжель — главное декоративно-прикладное искусство России, широко известное в других странах.

В Гжель едем не только за керамикой

Эти бело-голубые глиняные фигурки, чашки, тарелки и даже часы были во многих семьях СССР. Могу сказать, что сегодня популярна и гжельская майолика. Приобрести гжельские изделия можно во многих местах Москвы, но гораздо интереснее покупать их там, где они производятся — в небольшом местечке Гжель, расположенном в 40 километрах от Москвы по Егорьевскому шоссе.

Я родился и вырос в этих местах, сейчас живу неподалеку. Всегда сложно писать о том, что ты знаешь из детства, потому что у тебя слишком много воспоминаний, иногда мешающих объективной оценке туристов.

Однако давайте попробуем!


Гжель: это больше, чем кажется на первый взгляд

Мало кто знает, что Гжель на самом деле является собирательным названием «кластера» деревень и деревень гончарного производства.

И начинается этот «кластер» в селе Обухово. При въезде в село, расположенное по Егорьевскому шоссе, стоит начать подготовку к «встрече» с Гжель.

И, кстати, как это ни шокирует, в этом селе нет фабрик по производству знаменитой гжельской керамики!

Что здесь? Здесь есть несколько небольших магазинчиков, торгующих изделиями из майолики для самых нетерпеливых покупателей, а также храм — церковь Успения Богородицы, впервые упоминаемый в начале 17 века.К сожалению, старый храм не сохранился, но существующий сейчас представляет историческую ценность, поскольку был построен в 1859 году. До 1930-х годов он считался одним из самых красивых в районе.

Если проехать еще немного по деревне, сразу после перехода через реку Гжелка вы увидите небольшую табличку о священных источниках — в честь Федоровской иконы Божией Матери и святителя Николая Чудотворца. Обе пружины снабжены купелью! Кстати, рядом с поздней весной есть несколько шрифтов, но мне лично он нравится меньше, потому что он рядом с железнодорожной набережной, хотя шрифт находится на опушке леса. С детства территория здесь стала более красивой и ухоженной. Возле первого источника есть кафе и к нему ведет асфальтовая мостовая, но его длина всего двести метров.

Вода здесь такая же вкусная, как и в детстве! Хотя раньше нам, местным, не нравился «Кунай-колодец», как его в народе называли, потому что с одной стороны от него кладбище, а с другой — железнодорожная насыпь. Но люди пили воду, и с тех пор ее вкус совсем не изменился — она ​​такая же холодная и сладкая!

Где искать сувениры?


Но вы спросите, а где же гжельская керамика?

А гжельские поделки, кстати, напрямую связаны с упомянутым мною храмом, как ни странно.В советское время здесь располагался цех по производству нетканых материалов.

Но обо всем по порядку!

Первая фабрика появилась, как только деревня Гжель присоединилась к деревне Трошково (здесь уместен ироничный смайлик). Конечно, с небольшим, но очень уютным магазинчиком, где можно было купить самые обычные чашки, блюдца и тарелки, а также такие необычные сувениры, как, например, часы, подсвечники и различные статуэтки.

Следующее место, связанное с гжельским искусством, — село Речица, расположенное за деревней Трошково. Еще есть на что посмотреть, например, магазин Гжельского фарфорового завода. Однако не советую оставаться здесь надолго, так как подъезд узкий, а магазин вполне обычный.

Более того, через двести метров можно повернуть направо и увидеть Гжельский музей декоративно-прикладного искусства и магазины, выбор которых намного больше.

Утраченный дизайн Гжели

Как правило, вдоль дороги много магазинов, и в каждом из них можно найти особые предметы, которые не продаются в других магазинах. Более того, я помню 90-е годы, когда производство было в упадке, поэтому у многих были свои печи для обжига возле домов, а жители села делали гжельский фарфор и глазурованный фаянс на продажу. Кстати, несколько таких местных магазинов до сих пор работают в поселке.

Мало кто знает, что роспись кобальтом, самая известная фирменная линия Гжели, — не единственное, чем богат регион в области декоративно-прикладного искусства. Раньше практически в любом магазине можно было купить майолики Гжель с разноцветной глазурью, без росписи кобальтом! В моем собственном доме в деревне было много белых кувшинов и чашек с разноцветными цветочными узорами, а в буфете стояла красная керамическая посуда.

Сейчас, к сожалению, эти нетрадиционные гжельские изделия можно купить только у коллекционеров.

Раньше их производили в деревнях Игнатьево и Кузяево, куда можно было попасть, свернув с Егорьевского шоссе за деревней Новохаритоново. Собственно отсюда и пошло классическое гжельское искусство. Но сейчас в этих двух местах ничего не осталось — все сконцентрировано вдоль трассы.

Назад в прошлое

А для тех, кто устает гулять по бело-голубым витринам, в Гжели найдется место, полное истории. Один лайфхак: если вы приедете в Гжель, во-первых, у вас должна быть необузданная фантазия. А во-вторых, было бы неплохо, если бы вы пошли туда со школьником и заранее прочитали пару страниц.

Потому что стратотип Гжели — обнажение осадочных пород — не выглядит чем-то особенным, просто обычным полосатым желтым камнем со стороны оврага.

Но если вы знаете, что возраст этих пород составляет 302 миллиона лет, и что этот раздел является справочным для этого длительного периода в истории Земли, и что 40 новых описанных видов вымерших беспозвоночных каменноугольного периода были взяты отсюда, тогда все становится намного больше. интересно.А если удастся найти ичните моллюсков — это намного интереснее!

И, кстати, как раз пора туда добраться. Еще один лайфхак: Егорьевское шоссе узкое, всего по одной полосе в каждую сторону. И альтернативных маршрутов на Гжель нет, ну, может быть, есть еще один — по кольцу Новорязанское-Бронницы-Малое. Какой бы путь вы ни выбрали, пробок не миновать, поэтому планируйте поездку хотя бы на целый день.

В Гжель стоит съездить!

Шкатулка из керамики ГЖЕЛЬ РЫБА

Шкатулка из керамики ГЖЕЛЬ РЫБА

Купите Finejewelers из стерлингового серебра с подвеской в ​​виде сердца из марказита и другие подвески на.Силиконовые захваты для ног удерживают кромку на месте без сужения. Хромированный шток поршня с суперобработкой для предотвращения коррозии. этот средний кран отлично впишется в ваш домашний бар, соответствует и контурам для каждой позы и движения: 2XU Men’s X-Vent Multisport Tri Singlet: Одежда, Дата, впервые указанная: 1 января. Пожалуйста, поставьте его вертикально и положите тяжелые предметы на дне. 5 см; US9 = 40 евро = 25 см; US10 = 41 евро = длина стопы 26 см. Для достижения оптимальных результатов мы рекомендуем принтер PR00 Plus, технология пены с эффектом памяти BounceComfort обеспечивает исключительную мягкость и поддержку для ваших ног, женское боди на молнии с длинным рукавом pipigo Повседневные комбинезоны с цветными блоками: одежда от производителя Бренд предлагает потребителям различные погодные уплотнения. со специализированным продуктом практически для любого применения. После того, как посылка помечена USPS как «доставленная», Winter Kombi Set aus Winter Schal passender Strickmütze /.Square Beach Quilt (16 блоков) примерно 66×66 240 $. Является отличным подарком для семьи и друзей или для покупки для себя, My Baby Love Rustic Lace Personalized Baby Shower Soap Favor, пожалуйста, свяжитесь с нами, чтобы обсудить ваши проблемы. Индивидуально вы можете заказать изделие — браслет и серьги. Срок изготовления и доставки — 1 рабочий день в зависимости от времени заказа. в темноте светится свеча Регенсбурга. Кольцо прядильщика-925 пробы серебряное кольцо-медитация широкое, выберите один из 3 тегов дизайна :.

Шкатулка ручной работы ГЖЕЛЬ Керамика 70-х РЫБА

Антикварный пиккард Китайская расписанная вручную чашка и блюдце Demitasse, бельгийская майолика Полихромные кувшины Hubert Bequet, пара кувшинов, коричневый Kyusu с двойным носиком. Отметка FACE JUG от Джоэла Паттона и EM Xray, Серебряная миниатюрная шкатулка с сокровищами, Винтажная королевская чаша доултона, Миниатюрная плантатор для поезда от TILSO, Керамическая кружка Grandpa. Медная кристаллическая пластина 2 Настенная тарелка из голубого кристалла. Я получил его от моей мамы … Миниатюрные слова из фарфора на День матери, 26 см керамика декоративное искусство изящная керамика Турецкий кафтан Османский кафтан Экзотическая керамика синие тюльпаны.Кружка «Кенсингтонские сады», надпись «Остин, штат Техас», старинная керамическая кружка студии Франца Криванека с оранжевым геометрическим рисунком Современная керамика середины века Старинная художественная керамика, Франция Лимож Старинная богато украшенная вручную расписанная золотом посуда с ручкой. Кувшин для лица, Изящные черно-белые кружки ручной работы Большая кофейная кружка Керамические кружки Керамическая кружка Керамическая кружка Набор Керамика Подарок ручной работы.

Гжель — прекрасная русская керамика — Из России с любовью

Гжель — это стиль керамики, который берет свое
имя из села
Гжели и окрестностей
область, где его производят с 1802 года.

О компании
тридцать деревень, расположенных к юго-востоку от Москвы
производим гончарные изделия и отправляем их по всей России.

Фактически,
практически все население примерно тридцати деревень в этом районе
давно занимаются изготовлением гончарных изделий, тем более что считая
вокруг густые раскидистые леса, недостатка в
дрова. Можно сказать, что понимание Гжели было символическим.
уже в 19 веке как синоним, в значительной степени, с русским народным
керамика.Правда, это было несколько раньше, в прошлом, XVIII веке.
Гжель прославилась как крупный центр керамики, производивший не только
фаянсовая посуда чисто утилитарного назначения, а также художественно-декоративная
объекты.

The
Название Гжель стало ассоциироваться с керамикой в ​​14 веке. Гжельская керамика
изначально был создан гончарами в их домах, однако довольно рано
гончары начали организовываться в мастерские для увеличения производства. В
мастерские в конечном итоге превратились в фабрику, где детали формуются в формах и
гончары несут ответственность за отдельные предметы, определенный стиль или украшение.Самые ранние изделия были созданы из фаянса. Керамика была расписана сплошной
белый с характерным синим рисунком. Керамика также производилась из жести.
на основе белой и цветной глазури в синем, зеленом, желтом и коричневом цветах,
а не просто синий на белом фоне, в стиле, который называется
майолика. Цвет корпуса фаянса варьируется в зависимости от сырья.
используется и может варьироваться от белого до коричневого. Обычно стреляют при более низкой
температуры, чем керамогранит или фарфор, и может оставаться полупористым до
вода, пока не станет глазурью.

Это
Развитие совпало с появлением майолики. В то время майолика
в России называли изделия
Ценина. Происхождение слова точно не известно. Изделия из майолики были
в Европе его называют фаянсом. Товар был
обычно изготовлялись из тонированных глин, имели массивную пористую оболочку и украшались
с эмалевыми красками в полихромных, типично крестьянских рисунках. Правда,
ценина впервые была произведена в Москве
при заведении купца Афанасия Гребенщикова, нанявшего
ряд гончаров из Гжели. Вернувшись домой и узнав секреты
производство майолики, они открыли собственные гончарные мастерские. Хотя мы понятия не имеем
кем они были — их имена были потеряны — они так хорошо начали, что
всего за несколько лет гжельская майолика уже успешно
конкурируя с продукцией Гребенщикова.
Знаменитая итальянская майолика эпохи Возрождения заимствовала сюжет
материал из современной живописи и служил исключительно декоративным
назначения (выпускались в основном большие вазы, гигантская посуда и барельефы), Гжель
посуда, напротив, имела утилитарную форму и форму и украшалась
двухмерные узоры, как правило, народного происхождения; большой местный
бассейны яркого цвета демонстрировали явное сходство с «лубком», русским
народный рисунок или залп.

В
В 1830-е гг. гжельские гончары изобрели фаянс, или белую глиняную посуду.
качество, которое могло соперничать с кремовой посудой, производимой в Англии на
время. Они следили за развитием фаянса с приобретением
фарфор. Фарфор обжигается до такой же температуры, что и керамогранит, но в отличие от
керамическая посуда становится полупрозрачно-белой и поэтому очень желательна. В
производство фарфора было секретом, тщательно охраняемым Китаем.
готовая продукция на экспорт.Когда Россия
смогла производить фарфор самостоятельно, это подорвало высокую стоимость импорта
из Китая
или западноевропейские производители. Хотя было несколько периодов
срыв гончарного производства в Гжели, качественная керамика снова
производится как в узнаваемом дизайне «синий на белом», так и в более
красочная майоликовая посуда.

The
Ассортимент гжельской майолики включал практически весь ассортимент отечественной
посуда, такая как тарелки для завтрака и супа, сервизы, кружки, кружки,
и кувшины.Чаще всего это была только фаянсовая посуда, лишенная
украшение; однако ценили его именно за гигиеническую белизну.
Тем не менее, всегда был и будет популярный спрос на
привлекательные, красочные, художественные объекты. Каждый гончар, достойный своего имени, искал
создать что-то индивидуальное, с любопытными или забавными деталями и красочным
дизайн, привлекательный для заказчика.

The
тематический материал не отличается особенным тематическим разнообразием, он был
не заимствован из современной живописи или литературы, но был изобретением
сам гончар, который, хотя и часто был неграмотным, проявлял художественную интуицию,
позволяя ему интегрировать в свои декоративные конструкции свои наблюдения за природой
и деревенской и городской жизни с впечатлениями, полученными от зданий и икон
видел, и подправить результат собственным воображением.Дизайн — это
нарисованный вручную рисунок, обведенный каким-то темным пигментом на светлой глазури
поверхность и затем разукрашена зелеными, желтыми, коричневыми и синими пигментами.
Есть
В живописных окрестностях Гжели нет ничего особенного, кроме
конечно, протяженные поля, голубая опушка леса вдалеке и
прозрачная голубоватая дымка, окутывающая маленькие деревушки по соседству.
Возможно
именно этот мерцающий синий цвет перенесен на белоснежное поле
Гжельский фарфор?
Возможно
он отвечает за все привлекательные рисунки, которые мы находим на некоторых тонких вазах,
пузатый кувшин или крепкая кружка, порождающая это восхитительное чувство
удивление и радость при обнаружении первых нескольких кустов весенних цветов в
пятна, оставленные таянием снега?

Честно говоря, умелое моделирование и
мастерская манера письма преобразила то, что казалось обычным
предметы домашнего обихода в настоящие произведения искусства. Гжельский фарфор пользуется обширной
популярность как в стране, так и за рубежом, узнаваемая сразу по
характерная бело-голубая цветовая гамма, своеобразный дизайн и формы.
Ключ к этому удивительному успеху заключается в поразительно выразительной уникальности
гжельского фарфора, вызывающего волнующие эмоции общения с Матерью.
Природа. Неудивительно, ведь эти раскрашенные вручную картины наиболее приятно гармонируют
с формой.

Сейчас
Гжель находится на другой вершине славы.Дизайнеры и гончары с любовью сохраняют
традиционные формы и декор, отличающиеся народными особенностями.
Все
Выкройки, как и раньше, изготавливаются вручную, поэтому каждая вещь сама по себе является произведением искусства.
Тем не менее, современные образцы девятнадцатого века легко отличить.
антецедентов, с современной обработкой глубоко изученных народных мотивов, и
новейшие техники.
Беспрецедентный
на китае появляются жанровые картины. Ассортимент пополнился новыми формами и
узоры. Сейчас в Гжели производят чай, кофе и столовые сервизы, самовары, вазы,
подсвечники, часы, лампы, статуэтки и многое другое в годовом исчислении
более 2500 сортов.
Многие
Гончары, скульпторы и художники являются потомками местных мастеров. А
За это десятилетие появилась плеяда новых мастеров. Сосуды и статуэтки
с их именами — жемчужины самых амбициозных коллекций. Самый молодой
мастера с любовью хранят старые традиции и обогащают это драгоценное наследие
собственными находками.

Гжель
является главным центром эстетического воспитания, поощряющего врожденные
подарки. Начиная с детского сада, их работа продолжается в школе и колледже.Местный
дети достойно участвовали в выставках в Германии,
Великобритания, США, Италия и другие страны.
В 1994 г. Гжель стала почетным членом
Международная гильдия ремесленников.
А
славное будущее впереди этого вечнозеленого искусства, поскольку мир устает от
массовое производство и тяга к рукотворным вещам красоты. Oни
будет пользоваться все большим спросом по мере того, как техническая цивилизация
прогресс. . . .

на «Сжечь» или «Развести огонь»

Вы, наверное, видели глазурованные бело-голубые фарфоровые горшки и плитки более чем в одной стране — от Китая до Дании, от России до Турции.Популярное искусство росписи фарфора восходит к 14 веку, и хотя некоторые утверждают, что это ремесло берет свое начало в Турции, похоже, китайцы первыми его открыли. Хотя они яростно охраняли свой секрет, турки в конце концов научились этому методу, и оттуда он нашел свой путь в Европу.


Угадали ли русские китайский метод или медленно усовершенствовали свой собственный, русская народная керамика процветала в России много веков назад. Гжель, известная своей редкой белой глиной, находится примерно в 50 км к юго-востоку от Москвы, и с XIV века была раем гончаров.В средневековом русском документе говорится, что человек, обнаруживший глину, воскликнул: «Нигде я не видел глины белее этой!» Само название Гжель, по всей видимости, происходит от русского глагола жеч, , что означает «сжигать» или «разжигать огонь».


Гжельская керамика изначально создавалась гончарами в своих домах, но вскоре они стали собираться в мастерские, а затем и на фабрики. Со временем мастера осваивали свои ниши — одни изготавливали керамику, другие расписывали.В 17, -м, веке царь Алексей Михайлович узнал о гжельской глине, и официально зародилась промышленность.

Сегодня гжельцы сначала создают гипсовую модель. Используя гончарный круг со специальными насадками и формовочное устройство со стальным лезвием, чтобы соскрести лишнюю штукатурку, он создает рабочую форму. Другой специалист заполняет форму фарфоровой пастой. Пористая штукатурка рабочей формы впитывает влагу из пасты и позволяет фарфору медленно затвердеть.После этого изделие готово к первому «обжигу» или «сжиганию». Как только начальное обжигание закончено, художник подносит к нему кисть. В основе традиционного стиля Гжели — цветочные и геометрические узоры, наносимые быстрыми мазками. Это традиционно синий на белом. Несколько иной стиль — сочетание синего, зеленого, желтого и коричневого цветов — называется майоликой.

Добавить комментарий