История фарфора в россии: История российского фарфора

By alexxlab No comments

Содержание

История российского фарфора

02.05.2009

     В 1744 году по высочайшему повелению императрицы Елизаветы Петровны было подписано соглашение об устройстве мануфактуры по производству фарфора. Эта дата считается отправной точкой в истории его изготовления в России. Фарфор, купить который ранее можно было только за границей, наконец-то стал изготавливаться в России. Хотя первое знакомство россиян с фарфором произошло еще в XV веке, благодаря тверскому купцу Афанасию Никитину, его производство стало возможным лишь спустя три столетия.

     Технология изготовления «белого золота» тщательно скрывалась его создателями —китайцами, поэтому долгое время разгадать тайну его производства не удавалось никому. Петр I всеми силами пытался раскрыть «большой фарфоровый секрет». С этой целью он даже посылал своего агента Юрия Кологривого на уже обладавшую секретом изготовления фарфора Мейсенскую фабрику, проводил эксперименты над специально купленной в Китае аптечной посудой и сервизом, наконец, выписал из-за границы порцелиновых дел мастера (порцелином тогда называли фарфор, купить который можно было только за большие деньги). Но, несмотря на все эти хитрости и уловки, технология фарфоровой керамики еще долгое время оставалась тайной за семью печатями.

     Приоткрыть завесу тайны удалось лишь четверть века спустя. Это стало возможным, благодаря исследованиям выдающегося российского ученого Дмитрия Ивановича Виноградова. Его разработки технологии изготовления фарфора основывались не на выведанных через третьих лиц секретах, а стали результатом кропотливой работы и тщательного анализа. Благодаря этому, к 1760 году, Императорский фарфоровый завод, или, как его тогда называли, Невская порцелиновая мануфактура, стал одним из четырех крупных европейских заводов, производивших фарфор (чашки, сервизы, столовая фарфоровая посуда). Началась продажа фарфоровых статуэток, изготовленных на этом заводе.

     Первое время, завод производил лишь маленькие предметы, так как печи для обжига были небольшими по объему. Небольшие огрехи производства (фарфор был недостаточно белым) скрывали при помощи росписи или позолоты. В то же самое время европейцы уже научились производить так называемый костяной фарфор, который отличался особой тонкостью и прозрачностью. Это побуждало российских мастеров к новым поискам и экспериментам. В конце 1760-х годов один из первых мастеров завода Андрей Черный получил так называемый мелкозернистый бисквит (неглазурованный фарфор), который отличался красивой матовой поверхностью и большой пластичностью, что позволяло изготавливать из него декоративные скульптуры с множеством мелких деталей. Продажа фарфоровых статуэток, благодаря этому, стала приносить больший доход. Они, как и элитная фарфоровая посуда, стали предметом коллекционирования.  Постоянное совершенствование технологии на порцелиновой фабрике позволило получить белый фарфор, чашки из которого по качеству не уступали саксонским (именно с чашек началось производство этого фарфора). По составу массы, приготовленной из отечественного сырья, русский белый фарфор приближался к самому дорогому и престижному китайскому.

     Поначалу весь фарфор — статуэтки, столовые сервизы, фарфор в виде отдельных предметов посуды — шли только на обеспечение нужд императорского дворца и в свободную торговлю не поступали. Однако каждому коммерсанту было понятно, что столовая фарфоровая посуда будет пользоваться успехом и на широком рынке. Это обстоятельство поспособствовало развитию частных фарфоровых заводов. 18 января 1766 г. в селе Вербилки на Дубне, англичанином Францем Яковлевичем Гарднером был основан первый в России частный фарфоровый завод. Будучи хорошим коммерсантом, Гарднер использовал готовые формы от императорских заказов для того, чтобы в продажу поступила менее дорогая, но не менее качественная посуда, сервизы, фарфор для украшения интерьера. Его магазин фарфора императорский ассортимент посуды предлагал по относительно доступным ценам. Хотя, конечно, до массового приобретения фарфора населением было еще далеко.
 
     С приходом к власти Екатерины Великой наступает расцвет художественного фарфора. Восхищенная европейской культурой императрица приглашает в Россию иностранных художников, которые надолго определили стилистику российского искусства, в том числе и изделий порцелиновых мануфактур, на которые, так же, как и на все остальное, распространились веяния рококо. Английские статуэтки, фарфоровые немецкие сервизы, французские столовые сервизы, костяной фарфор старательно копировались российскими мастерами. К концу XVIII века на смену рококо приходит классицизм, вытесняя былую самобытность российского фарфора. «Блеск и изящество» сменила характерная для этого стиля простота форм и сюжетов.

     Наилучшим временем для развития фарфора в России стал период правления Николая I.Именно в этот период его производством начинают активно заниматься керамисты Гжели. Знаменитое «Товарищество производства фарфорово-фаянсовых изделий М.С. Кузнецова», более известное как «кузнецовский завод», не было исключением. Занимавшаяся прежде фаянсом и полуфаянсом, семья Кузнецовых начинает изготавливать и фарфор (сервиз из кузнецовского фарфора и по сей день может украсить любую коллекцию произведений прикладного искусства). Фарфор, фаянс и стекло отечественного производства ценились все больше. Производители из Германии, Англии и Франции были потеснены на рынке. У потребителей появился выбор: приобрести мейсенский фарфор, купить английский костяной фарфор, сервиз кузнецовского фарфора или что-либо еще.

     Начало XX века обозначено влиянием на искусство стиля модерн. Мода на него, несомненно, повлияла и на развитие русского фарфора. Подражательная тактика, заимствование чужих технологий привели к тому, что последнее место на выставке 1890 года занял петербургский императорский фарфор. Москва же в то время еще не имела собственных фарфоровых производств.

     После революции, в период всеобщей национализации, фарфоровые заводы занимаются производством изделий на революционную тематику. Тонкое искусство фарфора превратилось в изготовление «агитки на тарелке» и стало одним из средств революционной пропаганды.

     В двадцатые годы прошлого столетия большинство частных коллекций фарфора, включавших как сервизы, так и отдельные предметы, были национализированы и переданы в государственные музеи. Фарфор, фаянс и стекло знаменитых русских производителей и сегодня можно увидеть в музеях. Это столовые сервизы, фарфор для чая и кофе, элитная фарфоровая посуда, декоративный фарфор, статуэтки и т. д. Посуда, сервизы, фарфор для украшения интерьера — все это по праву может быть выделено в отдельный вид прикладного искусства, популярный и востребованный самыми широкими слоями населения.

Производство фарфора в России

История производства фарфора в России уходит корнями в 18-й век, в эпоху шумных балов и роскошных дворцов. В те времена в моде было увлечение европейской культурой, а Европа, в свою очередь, замерла в восхищении перед тысячелетними восточными традициями, почетное место среди которых занимало производство фарфоровой посуды, элементов убранства и безделушек.

Козел цветной с золотом.

Первые образцы немецкого фарфора, завезенные в Россию, были очень дорогими, и позволить себе их могла только царская семья да аристократическая верхушка. Петр Первый, знаменитый реформатор и поборник прогресса, повелел оказывать всяческую поддержку ремесленникам, которые взялись бы за освоение новой технологии. Сейчас сказали бы – выделил государственные субсидии. На освоение производства фарфора были брошены лучшие умы, и через несколько десятков лет соученику Ломоносова Дмитрию Виноградову наконец удалось получить достойные образцы оного из гжельской глины. Открытие не принесло мастеру прижизненной славы – такова судьба многих великих творцов, но на основе его трактата было пущено серийное производство фарфоровых изделий на Императорском фарфоровом заводе, старейшем российском мануфактурном предприятии. Славную историю имеет этот завод. Его мастерами для царского двора и других знатных семей были произведены чудесные образцы высокохудожественных сервизов. После чего инициативу подхватили частные мануфактурщики, по всей России стали открываться новые и новые фабрики, отцы передавали сыновьям секреты производства фарфора, из поколения в поколение переходила древняя традиция… Так, уже десятилетиями работают на славном поприще производства сувениров из фарфора, керамики компании, которые переняли все лучшее, что было создано предшественниками, и внесли в дело производство фарфора новые, свежие веяния.

Овечка цветная.

Фарфоровые изделия – традиционный сувенир, а также окраса праздничного стола

Каждый иностранец, побывавший в России, закономерно хочет увезти с собой на память частичку этой страны, что-то, в чем живет ее душа, в чем хранятся вековые традиции. Каждый россиянин, отправляясь в чужие страны, хочет взять с собой хоть небольшие российские подарки для друзей, которых он планирует там обрести. Маленький подарок помогает сделать великое дело – расположить человека к себе, показать ему свою открытость. Что может подойти для этого лучше, чем русские сувениры из фарфора и керамики?

Козлик цветной с золотом.

Новый Год в России не обходится без водки, ибо известно, что «без пития нет веселия». Оформить стол оригинально помогут фарфоровые штофы для алкоголя, выполненные в виде животного – символа года, Деда Мороза или роскошной кареты, подобной той, в которой Золушка ездила на новогодний бал. Дополнят картину с выдумкой расставленные по столу мини-штофы для водки в виде елочных игрушек. Такие забавные фигурки сослужат добрую службу в традиционных новогодних играх в фанты – конечно же, для взрослых. Штофы из фарфора и керамики – это не только красиво, но и функционально! Прекрасным дополнением к такому подарку станет премиальная водка.

Орел золотой в коробке.

Выбор подарков из фарфора поистине безграничен, а по желанию заказчика сегодня возможно изготовление корпоративных подарков на заказ с логотипом компании. Фарфор на заказ – прекрасная альтернатива привычным и уже надоевшим подаркам. Проявляйте выдумку, дарите оригинальные сувениры, делайте Новый Год запоминающимся и счастливым, как в детстве!

Реклама

Информация

1825 — 1894


Исторический период при Николае I, Александре II, Александре III


В александровскую и николаевскую (1825–1855 ) эпохи были изготовлены сервизы почти для всех резиденций Петербурга. Они отличались различными стилевыми направлениями. В числе других заявило о себе «русское» направление. По проектам ученого-археолога, знатока русских древностей Ф.Солнцева на заводе был сделан сервиз для Большого Кремлевского дворца в Москве и сервиз Великого князя Константина Николаевича (ВККН).


Николаевский фарфор отличался виртуозной живописью. На вазах воспроизводились полотна старых мастеров — Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Корреджо, Мурильо и др., в основном из коллекции Эрмитажа. Копии поражали точностью и тонкостью пунктирных линий. Гамма цветов, чистота и блеск красок в полной мере были адекватны оригиналу. Развитие получили также портретная, иконная и миниатюрная живопись на вазах и пластах. Первенство завода в живописи по фарфору было подтверждено получением дипломов на всемирных выставках в Лондоне, Париже и Вене.


В 1844 году, к столетнему юбилею Императорского фарфорового завода, здесь основали музей, пополненный вещами из кладовых Зимнего дворца (решение изготавливать вещи в двух экземплярах — один для двора, другой — для музея, было принято лишь при императоре Александре III)


В отличие от своих предшественников, Александр II (1855–1881) личного интереса к заводу не проявлял. В 70-е годы производство фарфора сократилось, сохранялись лишь праздничные пасхальные и рождественские поднесения ко двору, установленные еще при Павле I, завод продолжал работать на пополнение сервизов дворцовых кладовых. Размеры изделий были уменьшены, отделка и декорирование стали гораздо скромнее. При всем разнообразии форм, это были в основном копии старой европейской и восточной керамики. Появилась идея о закрытии «бесполезного и убыточного» предприятия.


Спас завод Александр III (1881–1894): «Государю Императору благоугодно…, чтобы Императорский фарфоровый завод был поставлен в самые наилучшие условия, как в отношении техническом, так и в художественном, дабы мог он достойно носить наименование Императорского и служить образцом для всех частных заводчиков по этой отрасли промышленности». На заводе началась работа по созданию крупных сервизов: «Коронационного» и по мотивам Рафаэлевских лоджий в Ватикане, рисунки для которого были лично откорректированы императором. На выбор художественного пути завода влияние оказали личные вкусы и пристрастия самого императора. Он отдавал предпочтение китайским и японским вазам, терракоте, цветным глазурям, подглазурной живописи, которую ввела в моду Копенгагенская королевская мануфактура. Подглазурная живопись получила на ИФЗ широкое применение, еще и потому, что супругой императора была датская принцесса Мария Федоровна.

Фарфоровые заводы — история гжельского и императорского фарфора


Фарфор на протяжении десятков веков оставался одним из самых запретных и желанных загадок Востока и для европейских стран, и для русского государства.


Открытие русского фарфора


Издавна Гжель славилась своими глинами, качество которых высоко оценил сам Ломоносов. Гжель как родоначальница русского фарфора занимает значимое место в истории искусства России. Расцвет гжельского фарфорово-фаянсового производства произошел в 1830-40 годах. Тогда в крупнейшем гончарном регионе страны успешно существовало не менее сотни мастерских и заводов, в том числе и основателей огромной фарфоровой индустрии Кузнецовых. На смену разноцветным оттенкам, преобладающим в росписи, пришли кобальтовые монохромные тона. Сине-белые флористические узоры, характерная плоскостная манера письма и глубокий, выполненный в смешанной технике рисунок становятся визитной карточкой Гжели.


В послереволюционное время промысел пришел в упадок и возродился только в середине ХХ в. благодаря выдающимся мастерам А. Б. Салтыкову и Н. И. Бессарабовой, которая по крупицам вела работы по возрождению гжельских мотивов. В дальнейшем она обучила целую плеяду молодых художников специфичности рисунка. Фарфоровые статуэтки Гжель, сохраняя свои уникальные традиции, зазвучали по-новому.


Императорский фарфоровый завод


В России о «белом золоте» мечтали еще со времен Петра I. По указу императрицы Елизаветы и благодаря фарфору Виноградова в середине XVIII в. начался выпуск продукции на первом отечественном предприятии. По качеству фарфоровая масса не уступала европейским и восточным аналогам.


Императорский двор стал ведущим заказчиком фабрики, поэтому выпускаемые изделия чутко олицетворяли вкусы царствующих особ. Расцвет произошел в период царствования Екатерины Великой, которая решила сделать фарфоровые предметы всеобщим достоянием. Вершиной славы стали заказанные ею шикарные сервизы с тысячами предметов и скульптурными украшениями.


С приходом советской власти переименованный Ломоносовский завод обрел второе дыхание и большие перспективы развития. Тогда задача перед скульпторами С. Чехониным, Н. Данько, В. Кузнецовым была поставлена ясно – выпускать мелкую пластику «революционную по содержанию и безупречную по качеству».


Началась новая эпоха советского фарфорового искусства, где ведущую роль сыграл агитационный фарфор, продвигающий идеи пролетариата и рабочего класса. В период НЭПа в художественной лаборатории новый стиль создавали Н. Суетин и К. Малевич. Они определили облик ЛФЗ, выражаемый в белизне материала, ясности и конкретности форм, сочности красок. Продукция завода получила мировую известность, завоёвывая награды на авторитетных выставках. Статуэтки ЛФЗ стали зеркалом советской культуры, быта, знаковых событий, при этом несли отголоски дореволюционных концепций.


В послевоенные годы разрабатываются новые формы, выпускаются чайные сервизы, предметы декора и особое внимание уделяется малым скульптурным формам. Жанровые сценки, демонстрирующие советские ценности, тематика народности и братских республик, персонажи литературных произведений и сказок, анималистка Е. Чарушина и Б. Воробьева в виде целых коллекций диких и домашних животных, таких как фарфоровые статуэтки собак, годами выпускались на предприятии.


В 1950-1960 годах наиболее популярной была детская тема. Руками талантливых скульпторов С. Велиховой и Г. Столбовой создавалась удивительная и оптимистичная коллекция Счастливое детство. Милые, забавные, искренние и непосредственные сюжетные композиции с участием детей ‒ это маленькие демонстрации радости жизни и олицетворение простого советского счастья.


На протяжении десятилетий приоритеты и стиль не раз менялись, но высокое качество, исполнительная культура и безупречный эстетический уровень были присущи даже для изделий массового выпуска. К юбилею основания Санкт-Петербурга завод удостоен товарного знака «Официальный поставщик Московского кремля».

История русского фарфора: Императорский фарфоровый завод

Первый фарфоровый завод в России был основан В 1744 г. под Петербургом по распоряжению Елизаветы Петровны. До 1765 г. назывался Порцелиновой мануфактурой, позже переименован в Императорский фарфоровый завод (ИФЗ). Он стал третьим в Европе заводом по производству изделий из фарфора.

Первые опыты под руководством приглашенного из Германии инженера Гунгера были неудачными. И только русскому химику Д.И. Виноградову удалось создать необходимый состав для изготовления высококачественного фарфора и разработать точный технологический процесс его производства.

Исходя из особенности конструкции печи и ее небольшого размера фарфоровые изделия поначалу были маленькими. Основная продукция мануфактуры: трубки, табакерки, шахматные фигурки, изготовление подарков именитым особам и удовлетворение нужд императорского двора.

Преобладали изделия простых и мягких округлых форм, имеющих белую поверхность с красочным пятном росписи. Среди мотивов декора преобладали изображения бамбука, хризантем, пионов, сосен, фантастических птиц и драконов, свободно разбросанных по поверхности. В художественном отношении эти первые фарфоровые изделия «виноградовского периода» были близки по форме и стилистике восточному фарфору, изделиям Севрской и Мейсенской мануфактур.

Изобретение в 1757 г. большой печи позволило изготавливать сложные и крупные фарфоровые изделия. Первым изделием стал выполненный «собственный» сервиз для Елизаветы Петровны. С этого времени начали изготавливать предметы мелкой пластики – куклы, статуэтки и фигурки зверей и птиц.

В конце XVIII в. ИФЗ обладал немалыми по тем временам производственными мощностями и выпускал около 38 тыс. изделий ежегодно. По своему составу выделываемый из отечественного материала фарфор отличался от европейского, но имел больше сходства с китайским. В последней четверти XVIII в. увеличивается выпуск скульптурных изделий: портретных бюстов, фигурок из бисквита. Многие из них исполнены по оригиналам известных скульпторов того времени — итальянца А. Кановы и Ф.И. Шубина.

Конец 18 знаменуется изготовлением крупных парадных сервизов, таких как «Арабесковый» /в его состав входило 973 предмета и 9 аллегорических скульптурных групп; рассчитан на 60 персон/, «Яхтинский», «Морской», «Юсуповский», «Кабинетный» и др.

Под влиянием трехтомного сочинения И.Г. Георги «Описание всех обитающих в Российском государстве народов, их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, упражнений, забав, вероисповеданий и других достопримечательностей» начинается работа над скульптурной серией под названием «Народы России». С этого времени выпуск статуэток, изображавших народности России, типы сословий, жанровые сценки из русской жизни, становится для ИФЗ доброй традицией на долгие годы.

С 1809 по 1830 г. скульптурное отделение ИФЗ возглавлял адъюнкт-профессор Академии художеств С.С. Пименов, под руководством которого на заводе работало семьдесят русских живописцев-выпускников Академии художеств. Среди наиболее известных живописцев А. Канунников, В. Мещеряков и др.

С этим периодом связаны лучшие работы первой четверти XIX в. Например, знамнитый «Гурьевский» сервиз, он закончен в 1817 г., однако на протяжении нескольких лет к нему добавлялись отдельные предметы — в общей сложности, их было около тысячи. Сервиз украшен изображениями ремесленников и торговцев, народностей России, пейзажами, выполненными по гравюрам известных художников. В 1828 г. в стиле ампир на заводе был создан сервиз «Золотой», украшенный орнаментом и позолотой.

Качество фарфоровых изделий ИФЗ становится совершеннее, фарфор отличается ослепительной белизной. Совершенствуются форма, композиция и рисунок. Начиная с 1860-х гг. складывается национальная фарфоровая промышленность России, рассчитанная уже на массового покупателя. Множатся частные заводы, фарфор выпускается огромными тиражами, выходя за пределы отечественного рынка. ИФЗ теряет былую ведущую роль, производство сужается до заказов императорского двора.

Внимание мастеров концентрируется над совершенствованием техник и приемов украшения фарфора /техника потечных и кристаллических глазурей; цветные глазури «бычья кровь» и «пламенеющая лазурь» и так называемая роспись солями/.

Гордостью завода в начале XX столетия стало создание фарфоровых статуэток с единственной точкой опоры /статуэтка танцующей балерины на одном пальчике, мастер Лукин/.

За время своего существования завод сменил целый ряд клейм: инициалы мастеров, императорских инициалов, государственный герб России. После революции ИФЗ был переименован в Государственный фарфоровый завод, на изделиях стали ставить государственный герб России, заключенный в окружность из прерывистых линий, с указанием года под ним — 1917.

Источник: О.Л. Тараканова, Н.Г. Каменская «Изделия из фарфора на отечественном антикварном рынке»

Русский фарфор: производители и история

Расписные тарелки и невесомые чашки – где сегодня в России производят настоящий русский фарфор?

«Русский фарфор» ассоциируется у нас с антиквариатом и временем императоров, в лучшем случае – с тем праздничным сервизом в пышных цветах, что стоял в бабушкином серванте. Но фарфоровые заводы работают в России и сейчас.

Содержание:

Императорский фарфоровый завод

«Императорский фарфоровый завод», конечно, — вне конкуренции по исторической значимости и качеству фарфора. Основанный в 1744 году в Санкт-Петербурге по указу императрицы Елизаветы, он  стал первым фарфоровым предприятием в России и третьим в Европе. Именно с ним ассоциируется понятие «русский фарфор».

Что важно, завод старается держаться в русле времени и выпускает коллекции не только с классическим, но и с весьма современным дизайном. 

 

 

 

На фото: чашка с блюдцем «Стенберг», чайный сервиз «Кобальтовая сетка», чашка с блюдцем «Да и нет», чайный сервиз «Белый», комплект «Щелкунчик», кофейный сервиз «Замоскворечье».

Фарфор Вербилок

«Фарфор Вербилок» — легендарное производство, основанное в 1754 году английским купцом Францем Гарднером. Оно стало первой частной фабрикой по производству фарфора и действует до сих пор. Часть узоров, например напоминает — в лучшем смысле — советский фарфор, часть — очень современны.

 

 

Кубаньфарфор

Продукция завода «Кубаньфарфор», построенного в 1960 году, можно узнать по рисунку парящей чайки. Вы наверняка видели этот логотип: сегодня завод выпускает, пожалуй, большую часть российского фарфора и фаянса. Конечно, и создается их посуда под массовые вкусы, но это не значит, что нельзя найти что-то, что захочется взять домой.

 

На фото: блюдо и пиала с рисунком «Восточный», блюдо с рисунком «Горох», чайный сервиз «Брызги».

Башкирский фарфор

Еще одно крупное предприятие по производству фарфора — «Башкирский фарфор». Оно специализируется на выпуске посуды для сферы общественного питания. Это минималистичный, качественный белый фарфор. Несколько лет назад завод получил лицензию на изготовление профессионального немецкого фарфора торговой марки Seiler porcelain.

 

Сысертский завод керамических изделий

В Сысерти, где сейчас работает «Сысертский завод керамических изделий», керамическое производство существовало давно. Мастера завода утверждают: при создании посуды они опираются на национальную керамическую традицию  и богатый местный опыт и предпочитают округлые формы и мазковую роспись. Но иногда делают и весьма необычные предметы.

 

На фото: набор для вина, сувенир «Зуб».

Речицкий завод

«Речицкий завод по производству фарфоровой аппаратуры» — одно из старейших промышленных предприятий легендарной Гжели. Вопреки названию, они делают и посуду, хоть и в малых количествах. У них, думается, можно смело купить глубокую форму для запекания или фарфоровую турку с традиционной гжельской росписью.

 

 

Конечно, мы перечислили не все фарфоровые заводы. И не у всех из них дела идут отлично. Но пока традиция изготовления «белого золота» все же не утеряна, и посуда зарубежных дизайнеров — не единственное, чем мы можем украсить свою кухню.

 

Дайджест Квартблога

Традиционное искусство в современном интерьере: гжель — Изделия традиционных промыслов не утратили своей актуальности и в наши дни. Сегодня мы расскажем о гжели и покажем, как она используется в современных интерьерах.

Неувядающие цветы: керамическая флористика в интерьере — С чего начать, если вы решили заняться керамической флористикой? 

Посуда для будней и праздников — «Квартблог» в поисках красивой и функциональной столовой посуды: теперь мы знаем, где купить посуду, которой удобно и приятно сервировать стол для любого случая.

Мастерская архитектора-керамиста: Дарт Вейдер и кружева — Мы побывали в мастерской Mazachi HOME, хозяйка которой воплощает в керамике интернет-мемы и мечтает добавить на улицы Москвы немного лэнд-арта.

Квартира коллекционера на Таганке — Эту московскую квартиру в 95 м² купил коллекционер современной живописи и винтажного фарфора в стиле поп-арт. Дизайнер Ирина Крашенинникова превратила ее в богемное холостяцкое гнездышко с чертами скандинавского и парижского стиля.  

русский фарфор, фарфор

История фарфора | RUPOR


Китайский мудрец в далеком IX веке сказал: «Это чудо превосходит своей белизной снег и иней». Фарфор – благородный материал, с характерными для него чертами – белизной, прозрачностью. Благодаря тому, что со временем фарфор не теряет своих свойств и не изменяет своего внешнего вида, изделия из него очень ценятся и передаются из поколения в поколение. Каждая страна имеет свою историю производства фарфора.


Фарфор представляет собой материал, который изготовляется путем смешивания кварца, белой глины и полевого шпата. Такой состав делает изделия белоснежными и прозрачными. Преимуществом является то, что после обработки, фарфоровые изделия сверкают белизной и прозрачностью.


Среди преимуществ данного материала следует выделить:


  • влагостойкость;

  • стойкость к газу;

  • при постукивании о край изделия, появляются звонкие звуки, подобно хрусталю.


Начало производства фарфора


По энциклопедическим данным, производство начало фарфора приходится на 620 год. Начали производить его в Китае, в других странах его не производили, секрет производства хранился в строжайшей тайне. В XVIII веке мир узнал формулу изготовления фарфора. Его начали изготовлять на мануфактурах Германии и Англии. В состав фарфора добавлялась зола, которую получали после сжигания костей крупного рогатого скота. Популярные изделия имели название «Bone China», в наше время это название многие производители применяют в качестве клейма.


В России мануфактура по производству фарфора появилась в середине XVIII века в 1744 году   и получило название Императорский фарфоровый завод, который находится и работает по сей день в Санкт-Петербурге.


История китайского фарфора


Китайцы называют свой фарфор  «Белым золотом». Мастера Китая славились бисквитными изделиями, которые буквально светились от своей белизны и пользовались большой популярностью у зажиточных горожан. Бедный народ не мог позволить себе купить такую красоту.


Давние технологии, такие как обжиг заготовок, при высоких температурах достаточно востребованы и в наше время. Со временем у фарфоровых изделий менялись формы, использовались различные декоративные элементы, совершенствовались. В древности фарфоровые фигурки использовались для проведения обрядов.


Во время правления династии Суй фарфоровые изделия стали декорировать разноцветными узорами. Появилась глазурная роспись, которая не утратила своей актуальности и в наше время. Также многие фарфоровые изделия декорировались драгоценными камнями и металлами. Появился кобальтовый фарфор.


Кобальтовому фарфору соответствует сине-золотая раскраска, он появился во время правления императора Чжу Чжаньцзи. Фарфор с таким декором считается выполненным в королевском стиле.


История фарфора в России


Археологи находили керамические изделия, на территории России принадлежавшие к X столетию. Это была примитивная посуда – чашка и тарелка.


Через восемь веков стало интенсивно развиваться фарфоровые мануфактуры. Они подразделялись на те, которые получали финансирование от королевской семьи, а другие развивались за счет коммерческих предприятий.


Пионером в производстве благородных и изящных изделий из фарфора был Дмитрий Виноградов. Позднее, коммерсант Матвей Кузнецов в 1832 году организовал самое большое производство фарфора в России, которое находилось в селе Дулево. Кузнецов, увидев, насколько это выгодное производство один за другим открывает еще несколько заводов.


К сожалению, история этих мануфактур заканчивается после революционных событий в 1917 году. Однако в России сейчас работают другие мануфактуры, среди которых мануфактура «Рупор», которая создает уникальные изделия из фарфора.

Введение в русский фарфор

«Золотой петушок» теперь с гордостью предлагает лучший фарфор, который может предложить Россия. Эти русские фарфоровые животные и чайные сервизы изготавливаются вручную на Императорском фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге, Россия. Некоторые могут знать (и до сих пор называют) это предприятие по старому советскому названию «Ломоносовский фарфоровый завод».

Императорский фарфоровый завод основан в 1774 году императрицей Елизаветой. Меценат, Елизавета также заказала такие архитектурные проекты в стиле барокко, как Зимний дворец в России и Смольный собор.

Общие

Фарфор высоко ценится за его красоту и прочность. Насколько прочным может стать фарфор? Учтите, что многие зубные мосты, коронки и виниры изготавливаются из фарфора.

Фарфор — это керамика, сделанная из каолина, белой глины и другого сырья. Его название происходит от старинного итальянского слова, обозначающего раковину каури, которая слегка напоминает фарфор. Из глины формируют, украшают, покрывают глазурью и обжигают, чтобы сделать произведение искусства из фарфора.

Фарфор иногда называют «тонким фарфором», потому что впервые он был произведен в Китае. В течение многих лет секреты производства фарфора хранились очень хорошо. Из-за этого дорогостоящий продукт часто называли «белым золотом». Многие полагали, что это вещество было волшебным, и что фарфоровая посуда меняет цвет, если наполнить ее отравленной едой или напитком. Это сделало его очень популярным среди королевской семьи, включая российских царей. Императрица Елизавета так стремилась найти способ производства фарфора, что, как говорят, она приковала директора фабрики к печам, заставляя есть и спать там, пока рецепт не был доведен до совершенства.

Многие имена

На протяжении 100 лет фабрика производила фарфор исключительно для правящей семьи и Российского Императорского Двора. После этого он стал называться Императорский фарфоровый завод и начал продавать свою продукцию населению. Завод претерпел первое из нескольких изменений названия в 1917 году, когда была свергнута русская монархия. Переименованный в «Государственный фарфоровый завод», он начал производить политические агитационные тарелки и фигурки.

В 1925 году он был снова переименован в честь Михаила Ломоносова, ученого, поэта и художника, внесшего свой вклад в совершенствование технологии изготовления фарфора. Теперь он называется «Ломоносовский фарфоровый завод». Он начал производить коллекционные фигурки животных и сервизы. Один из давних бестселлеров фарфора — «кобальтовая сетка» с пересекающимися линиями синего кобальта и каплями с золотыми вставками. Вдохновением для узора послужил чайный сервиз для Екатерины Великой. Обладать такими нарядами мечтали многие россияне. Среди других популярных тем оформления посуды — цветы и пейзажи.

В 2005 году завод окончательно вернул себе досоветское название «Императорский фарфоровый завод.”

Как бы вы это ни называли, нельзя оспаривать тот факт, что Императорский фарфоровый завод является одним из ведущих мировых производителей фарфора. Их чайные сервизы, сервизы и фигурки ручной работы очень популярны.

Знакомство с вашим кусочком

Логотип компании тоже изменился с годами, так что вы сможете определить возраст вашего фарфора на основе этого. Самые ранние модели имеют красную монограмму «LFZ». В 2002 году цвет логотипа изменился на синий. На изделиях, изготовленных после 2005 г., имеется пометка «Императорский фарфор 1744 г., Санкт-Петербург» с изображением двуглавого императорского орла.

3 вида фарфора

Есть три типа фарфора, которые использует Imperial Porcelain: мягкий, твердый и костяной. Мягкий фарфор предназначен для статуй и фигурок, твердый — для посуды, а кость — для очень тонких, но прочных предметов. Прочность зависит от концентрации в глине различных минералов.

Твердый фарфор лучше других выдерживает тепло.Когда его обжигают при высоких температурах, глина и глазурь сливаются вместе. Когда твердый кусок фарфора сломан, невозможно сказать, где начинается керамика и заканчивается глазурь.

Мягкий фарфор обжигается при более низких температурах. Если сломать кусок мягкого фарфора, то можно увидеть зернистую посуду, покрытую глянцевой глазурью. В то время как твердый фарфор будет чисто-белым, мягкий имеет теплый маслянистый цвет, который многие энтузиасты считают предпочтительным.

Костный фарфор по прочности находится между твердым и мягким.Его делают (как можно догадаться) из глины, добавляя золу костей животных. Некоторые говорят, что создание этого типа фарфора — результат недопонимания. В Китае фарфоровую глину часто метафорически называли «костями», а готовый продукт — «плотью».

История Ломоносовского фарфорового завода (ЛФЗ)

Ведущий российский фарфоровый завод был основан в 1744 году императрицей Елизаветой, дочерью Петра Великого. Русский ученый Дмитрий Виноградов самостоятельно открыл секрет изготовления фарфора и разработал технологию его изготовления.Надо сказать, что тогда секрет фарфора был известен только китайским мастерам. Только саксонский алхимик Дж. Боттгер открыл способ производства «европейского» фарфора с твердой пастой. Петр I, побывавший в странах Европы и следивший за всеми современными изобретениями, интересовался секретами производства фарфора. Он предпринял попытку завезти его в Россию с помощью зарубежных мастеров, но безуспешно. Идея Петра I о создании собственного фарфорового производства имела успех после его смерти.Его дочь императрица Елизавета (1741-1761) наняла ученого Дмитрия Виноградова, который использовал местное сырье — гзелевые глины, олонецкий кварц и алебастр. Заслуга также Д. Виноградова за подготовку первых первых русских мастеров фарфорового производства.

. Фабрика принадлежала дому Романовых и производила посуду и другие изделия из фарфора только для русского царского двора. Позже, в середине 19 века, завод был переименован в «Императорский фарфоровый завод».Фабрика обеспечивала нужды Царского двора и по сравнению с частными фарфоровыми заводами была мелкосерийным производством. Изготовленные изделия стоили очень дорого и очень редко выставлялись на продажу.

К столетию со дня основания фабрики был открыт музей фарфора, который насчитывает сейчас 20 000 экспонатов, отражающих эволюцию художественного производства фарфора. Особый интерес представляют изделия, изготовленные в период с 1750 по 1820 годы, когда в оформлении и декоре фарфора участвовали выдающиеся мастера Академии художеств. После этого связи между фабрикой и Академией художеств резко упали, ухудшилось художественное качество изделий и технология их изготовления.

В начале 19 века фабрика была реконструирована и началось производство сложных и крупногабаритных фарфоровых изделий.

В 1915 г., в связи с войной, характер продукции завода резко изменился; приостановлены поставки фарфора технического назначения из Германии и Англии, и завод адаптирован для производства лабораторных сосудов, жаропрочных фарфоровых трубок, пироскопов, свечей зажигания и т. д.

После 1917 года, когда к власти пришли большевики, завод был национализирован и переименован в Государственный фарфоровый завод.

В 20-е годы усилия фабрики были сосредоточены на развитии технологии и промышленном производстве сложнейших изделий технического назначения, а также на разработке и производстве агитационного фарфора, соответствующих этому периоду жизни. Советское государство. Посуда, произведенная в первые годы портовой революции, выставлялась за рубежом. Произведенные на Фабрике изделия завоевали в 1925 году Золотую медаль на Всемирной выставке в Париже, а некоторые художники были награждены старинной и серебряной медалями за свои работы

.

В 1925 году по случаю 200-летия Российской академии наук он был вновь переименован и получил имя основателя академии Михаила Ломоносова. Сегодня он называется Ломоносовский фарфоровый завод (аббревиатура ЛФЗ происходит от названия завода на русском языке — Ломоносовский фарфоровый завод).

Фабрика производит разнообразный ассортимент фарфоровой посуды — сервизы для чая и кофе разной формы и декора, кубки, чашки, блюдца и подарочные наборы, вазы для цветов, скульптуры (в основном с изображениями животных), графины для вина и всевозможные сувениры.Одновременно в производстве находится до 500 наименований. Все сложные расписные украшения выполняются на изделиях из фарфора с помощью ручной росписи, а простые графические узоры переносятся на изделия с помощью разноцветной передвижной ткани, изготовленной на Фабрике, а затем обрабатываются художниками.

Ряд изделий декорирован, кроме глазури и под глазурной росписью, порошковой золотой краской с насечкой гравированного рисунка. Многие сервизы, вазы и почти все скульптуры животных окрашены в цвета глазури.

Ломоносовский завод первым в стране разработал технологию и наладил производство тонкостенных изделий из костяного фарфора, которые отличаются повышенной белизной, тонкостью и прозрачностью по сравнению с традиционным твердым фарфором.

Фарфоровые изделия с торговой маркой «LFZ» известны в 30 странах мира; они экспортируются в Бельгию, Канаду, Данию, Англию, Финляндию, Францию, Германию, Голландию, Японию, Италию, США и др.

Михаил Терлецкий

Краткая история петербургского Китая

Производство фарфора | Предоставлено Императорским фарфоровым заводом

Культурная столица России г. Санкт-Петербург.В Петербурге находится всемирно известный Императорский фарфоровый завод. Это старейший производитель фарфора в стране. Его изделия можно найти в Государственном Эрмитаже, а его чайные сервизы с сетчатым узором стали синонимом русского фарфора. Читайте дальше, чтобы узнать об истории этого наследия, в том числе о происхождении знаменитого узора «кобальтовая сеть» и о том, какую роль сыграл Казимир Малевич.

Производство фарфора | © | Предоставлено Императорским фарфоровым заводом

Императорский фарфоровый завод, созданный в 1744 году дочерью Петра Великого императрицей Елизаветой Петровной, стал первым производителем фарфора в России и третьим в Европе.

Русский фарфор своим уникальным качеством и составом обязан Дмитрию Виноградову, талантливому химику и соратнику самого Михаила Ломоносова, который вывел рецепт «белого золота» и произвел его из местных материалов. Сначала завод производил изделия меньшего размера, такие как табачные коробки, но к 1756 году Виноградову удалось построить рог побольше, и фабрика начала производить посуду. Дизайн фарфора достиг беспрецедентного уровня сложности при Екатерине Великой — «Екатерининский фарфор» считался такой же художественной ценностью, что и творения выдающихся художников и скульпторов.

Художник за работой | Предоставлено Императорским фарфоровым заводом

Во время правления Александра I завод претерпел масштабную реорганизацию под руководством уважаемых российских и зарубежных техников и художников. После Отечественной войны 1812 года художники сосредоточились на национальной тематике в декоре фарфора, создав серию «боевых тарелок» с изображением солдат разных рангов и портретов военачальников. К началу ХХ века технологический потенциал фабрики достиг своего апогея, а творческое начало находилось под влиянием революционного художественного движения «Мир искусства».

Красиво декорированная тарелка I Предоставлено Императорским фарфоровым заводом

После революции 1917 года завод был национализирован на Ломоносовский фарфоровый завод, фабрика была национализирована, и с тех пор ей пришлось приспосабливать свое художественное мастерство к нуждам идеологической пропаганды. Результатом этого причудливого сотрудничества стали одни из самых интересных произведений фарфорового искусства ХХ века: русский фарфор 1920-х годов процветал благодаря талантам таких художников, как Борис Кустодиев, Кузьма Петров-Водкин, Мстислав Добужинский, Казимир Малевич и Василий Кандинский.

Тематический кофейный сервиз | Предоставлено Императорским фарфоровым заводом

Этот знаковый узор, ставший символом завода, несмотря на то, что он относительно новый, был создан в 1944 году вскоре после окончания блокады Ленинграда. Юная художница Анна Яцкевич, которая украшала чайный сервиз в форме тюльпана скульптора Серафимы Яковлевой, создала сетчатый узор, который напомнил ей бумажную защиту от взрыва бомбы на окнах и перекрещенные лучи прожекторов — все со времен блокады.

Художник работает над чашкой из кобальтовой сетки | Предоставлено Императорским фарфоровым заводом

На Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году чайный сервиз «кобальтовая сетка» был удостоен золотой звезды выставки.К сожалению, художница, создавшая узор, не дожила до этого дня — как и многие другие выжившие в осаде, она умерла вскоре после окончания Второй мировой войны, не зная, что ее работа стала символом русского фарфора.

В 1960-е годы фарфоровые изделия фабрики утратили богатый убранство сталинской эпохи: художники, вдохновленные атмосферой хрущевской оттепели, обратили внимание на белый фарфор, лаконичный дизайн и простые геометрические формы.

Кофейный сервиз «Фантастические бабочки» | Предоставлено Императорским фарфоровым заводом

Несмотря на перемены, на заводе всегда работали только самые талантливые мастера и применялись прорывные технологии.И по сей день известно, что Imperial Porcelain придерживается модного подхода к производству фарфора и в то же время использует свое почти 300-летнее наследие.

Сериал «Маленький принц» | Предоставлено Императорским фарфоровым заводом

Императорский фарфоровый завод: история и современность | Стефани Лоретти

Императорский фарфоровый завод (ИПМ) основан в 1744 году в Санкт-Петербурге. Сегодня в его ассортименте около 4000 тысяч наименований твердого и тонкостенного костяного фарфора: сервизы и сувениры, вазы, жанровая и животная скульптура, декоративные предметы интерьера, а также музейные копии.Слева — современный бренд завода, в специальной статье собраны исторические бренды IPM с момента его основания.

Поскольку завод всегда развивался под патронатом императорских особ или государства, его история разделена на несколько основных периодов, связанных с годами правления первых лиц России.

1744–1761

Императрица Елизавета.Рождение русского фарфора.

Основанная в 1744 году по указу дочери Петра Великого Елизаветы, фабрика, первоначально называвшаяся Невской Порцелиновой мануфактурой, стала третьей в Европе после Мейсена (1710) и Севра (1740). Русский химик Д.И. Виноградов изготовил собственную фарфоровую массу, не уступающую по качеству Севру, а по белизне — близкую к китайской. В первые годы делали мелочи вроде табакерок и шкатулок, которые императрица с удовольствием раздавала приближенным и иностранным дипломатам.Первый «Собственный» сервиз Елизаветы был создан в 1756 году, когда Виноградову наконец удалось построить большую печь для выпечки. Затем стали делать фигурки людей и животных. В то время фарфор оставался достаточно редкой роскошью и демонстрировал престиж и высокое положение своих владельцев.

1762–1801

Екатерина II и Павел I.

Ранний классицизм.

Именно с приходом Екатерины II мануфактура была реорганизована и получила свое нынешнее название — «Императорский фарфоровый завод». Ей было поручено насытить фарфором всю Россию. Французский скульптор Ж.Д. Раше, будучи мастером модели, вместе с ним на фабрике подтвердил влияние французского классицизма. В результате конец XVIII века был периодом расцвета русского фарфора, а Императорский завод был одним из ведущих в Европе.Самые прославленные из его роскошных ансамблевых ансамблей по заказу Екатерины II — «Арабески», «Яхтинский», «Кабинецкий», включающие настольные скульптурные украшения, прославляющие подвиги императрицы. Аллегорическая роспись на вазах, тарелках и швах также прославляла достоинства Екатерины. Она была утверждена серией скульптур «Народов России» (около ста фигур), позже дополненной типами городского Петербурга. Правление Палы I нельзя назвать самостоятельным периодом в истории русского фарфора из-за его непродолжительности, однако в то время основными сюжетами тарелок и ваз были личные впечатления Павла, почерпнутые из путешествия по Европе. в частности — через Италию.

1801–1825

Александр I. Высокий классицизм, воплощенный в фарфоре.

При Александре I началась большая реорганизация завода, которая проводилась под руководством профессора технологии Женевского университета Ф. Гаттенбергера. Управлять скульптурной камерой назначен профессор Академии художеств С.Пименов, один из выдающихся мастеров своего времени. Для утверждения на фабрике в стиле ампир были приглашены лучшие художники Севрского фарфорового завода, однако фарфор Российской Империи существенно отличался от Севрского.
Русский фарфор был отражением национальных тем и сюжетов в искусстве, например, сервиз «Гурьевский», ставший одним из народных — победителем в Отечественной войне 1812 года. Отечественная война также послужила рождением ряда произведений искусства. «Военные знаки» с изображением солдат и офицеров в форме всех родов войск.Также тема войны получила развитие в портретной живописи: на Императорском заводе на кубках было принято изображать коронованных личностей и известных военачальников. Особое место в продукции завода занимали вазы, а золото было одним из любимых декоративных материалов. В живописи преобладали пейзажи и батальные сцены. Что ж, конечно, дворцовые услуги по-прежнему пользовались спросом у двора и соратников императора.

1825–1894

Николай I, Александр II, Александр III.Взлет и падение.

В этот период были изготовлены сервизы практически для всех императорских резиденций Санкт-Петербурга. Они отличались разными стилями. «Русское» направление получило дальнейшее развитие. По проектам знатока русских древностей Ф. Солнцева в Москве устроили сервиз для Большого Кремлевского дворца. Николаевский фарфор отличался виртуозной росписью. На вазах воспроизводились полотна старых мастеров — Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Корреджо, Мурильо и др., в основном из собрания Эрмитажа. Копии поразили точностью и тонкостью линий, ясностью и яркостью красок и полностью соответствовали оригиналу. Также в развитие получили портретная, иконная и миниатюрная живопись на вазах и швах. Первенство завода по росписи фарфора подтверждено дипломами мировых выставок в Лондоне, Париже и Вене.
Достигнув почти совершенства, русский фарфор переживает неизбежный период застоя и некоторого упадка.В отличие от предшественников, Александр II не проявлял личного интереса к заводу. В 1870-е годы производство фарфора сократилось, двору остались только праздничные подарки и пополнение сервизов в кладовых дворца. Уменьшились габариты изделий, убранство и отделка стали намного скромнее. В основном это были копии старинной европейской и восточной керамики. Была даже идея закрыть «бесполезное и убыточное» предприятие.
Спас Александр III, приложив усилия к его техническому перевооружению.Снова началась работа по масштабному коронационному обслуживанию. Личный вкус императора отдавал предпочтение китайским и японским вазам. Благодаря императрице, датской принцессе, технически сложная подглазурная роспись вошла в моду.

1894-1916

Николай II. Фарфор и русский модерн.

В царствование Николая II, благодаря образцовой технической оснащенности, императорский фарфоровый завод ориентирован на дальнейшее художественное развитие, а также на совершенствование художественных технологий. Для знакомства с работами ведущих мастеров устраиваются художественные конкурсы, поездки русских художников и скульпторов в Европу. В то же время есть обращение к формам русского народного искусства. При создании ваз происходит отказ от былых эклектичных форм в пользу простоты естественного природного.
С начала XX века императрица Александра Федоровна патронирует завод: она лично отбирает рисунки для росписи на фарфоре. По ее поручению были составлены эскизы больших наборов «Александринский» бирюзы и «Царскосельский» лиловый.
По заказу Николая II изготовлена ​​серия «военных табличек» с изображением войск в форме времен Александра III. Продолжена начатая Екатериной II скульптурная серия «Народности России» по моделям П. Каменского, служащая идее утверждения российской государственности.Отличительная особенность фигур — их этнографическая достоверность. Фигурки животных, созданные заводским скульптором А.К. Тимус характеризуется хорошо заметными шуточными четвероногими. Большие скульптуры и группы исполняются, в основном, по макетам современных российских художников объединения «Мир искусства», внесших вклад в становление неоклассики в искусстве фарфора.

1917 — наши дни

Революционный авангард, соцреализм и новая Россия в искусстве фарфора.

В 1918 году теперь Государственный фарфоровый завод был передан в ведение Народного комиссариата просвещения, который поставил задачу производить «агитационный фарфор революционный по содержанию, совершенный по форме, безупречный по техническому исполнению». Политика в области искусства стала частью монументальной пропаганды с четко очерченными идеологическими и художественными принципами фарфорового искусства.
Тем не менее фарфор 20-х годов ХХ века — одна из интереснейших страниц истории искусства, исторически правдиво, в совершенной художественной форме отразил мечты первых лет пролетарской революции.В создании агитационного фарфора принимали участие всемирно известные К. Малевич и В. Кандинский. Теперь фарфор вышел из области изысканного искусства, доступного узкому кругу людей, в широкие массы и стал самым ярким и творческим рупором идей революции.
В 1930-е годы на Ленинградском фарфоровом заводе был создан новый стиль советского фарфора, созвучный «социалистической жизни». Вкусы руководителей страны и установление социалистического реализма на решении идеологических задач мало что дали для художественного развития.Сохранение великолепных традиций и многовекового опыта профессионального мастерства художников и скульпторов в изготовлении парадных ваз, картин и портретов. Реалистичное отображение мира природы было, пожалуй, лучшим проявлением творческой энергии мастеров того периода. Источником вдохновения также является театр и наш непревзойденный балет, в том числе всемирно известные «Русские сезоны» Дягилева.
Среди несомненных достижений 60-х годов — разработка собственной композиции и технологии производства тончайшего костяного фарфора, открывшего новые удивительные возможности для художественного самовыражения целой плеяды ленинградских художников.Точные пропорции композиции до сих пор являются коммерческой тайной предприятия. Полупрозрачный, восхитительно белый костяной фарфор — прекрасный материал для праздничных сервизов, нарядных чашек, чайников и блюдцев. Такие услуги преподносятся в подарок главам иностранных государств, посещающим Санкт-Петербург.
Несомненно, бережно используя богатейшее наследие прошлого, непрерывно развивающийся, русский фарфор остается живым и творческим явлением европейской художественной культуры нашего времени.

Продукция Императорского фарфорового завода…


Все предметы, представленные на фотографиях в этой статье, находятся в собрании Государственного Эрмитажа, Санкт-Петербург, Россия.

Рубрика: Русский Императорский фарфор

Сказка о революционной керамике России | Блог

Писатель и политический союзник Ленина, Анатолий Луначарский, глава Наркомпроса, и живописец Давид Штеренберг, руководитель его отдела изобразительного искусства, увидели потенциал керамики наряду с другим искусством. формы, чтобы проецировать большевистское послание в стране и за рубежом. Они давали топливо и деньги и поощряли художников к экспериментам. Они назначили Петра Ваулина, бывшего директора Абрамцевской керамической мастерской в ​​Москве, одним из директоров фабрики. Директива Наркомпроса побуждает сотрудников, сохраняя лучшие традиции русского декоративного фарфора, производить изделия «революционные по содержанию, совершенные по форме и безупречные в техническом исполнении».

Тем временем первым художественным руководителем Фабрики был избран Сергей Чехонин, успешный дизайнер-график и член довоенной группы художников «Мир искусства».Он прокладывал путь, создавая мощные, красочные рисунки, в которых в разные моменты использовались радикально контрастирующие стили неоклассицизма, кубизма, народного искусства и довоенных сатирических брошюр. Многие использовали революционные лозунги или даже библейские изречения и классические афоризмы в танцах русских букв: «Кто не с нами, тот против нас»; «Борьба рождает героев»; «Ум не может терпеть рабство». Он разработал стиль элегантной цветочной каллиграфии и принял имперское золото, чтобы подтвердить легитимность революции.Он и его коллеги создали непрерывный поток изобретательских вариаций монограммы нового государства — серпа и молота — и протянули революционные красные ленты по краям пластин, украшенных инструментами, цветами и листьями. Новый штамп с изображением серпа, молота и шестеренки был разработан Алексеем Еремеевичем Каревым. Тарелки были изготовлены в честь годовщин революции, международных коммунистических съездов и празднования Первомая.

Некоторые известные художники создавали эскизы для фабрики, в том числе Владимир Лебедев и Василий Кандинский, а некоторые керамисты дореволюционной эпохи, такие как Зинаида Кобылецкая и Рудольф Вильде, в конечном итоге возглавлявший мастерскую живописи фабрики, использовали свои навыки для новых целей.Но не менее важным было то, что Чехонин нанял в художественный отдел новых талантливых художников, создав питомник одаренных художников, которые привнесли свои особые чувства в белые изделия. Александра Щекотихина-Потоцкая из старообрядческой семьи, имеющей традиции иконописи, книжного освещения и вышивки, которая в студенческие годы путешествовала по северной России с коллегой-художницей Марией Лебедевой, изучая русское крестьянское и народное искусство, радовалась в цветах и ​​формах традиционного искусства, хотя ее предмет был решительно современным.Лебедева тем временем наполнила свои живописные работы революционным символом — Красную Звезду, дымящиеся фабрики, телеграфные провода и улыбающиеся освобожденные народы мира.

Экспериментальный революционный фарфор не ограничивался Государственным фарфоровым заводом, но процветал в других местах, в новых Высших государственных художественно-технических мастерских и других учебных заведениях как в Москве, так и в Петрограде. Михаил Адамович, служивший в Красной Армии с 1919 по 1921 год, создал угловатые модернистские проекты, посвященные героям революции, Троцкому и Ленину.На тарелке, созданной Адамовичем на Дулевском фарфоровом заводе в Москве, с ее явно геометрическим футуристическим дизайном изображено второе строение, в котором находится сохранившееся тело Ленина. Адамович усиливает его величие, накладывая пятиконечную звезду и помещая ее на фоне солнечных лучей, как если бы это был неоклассический масонский храм. Табличка иллюстрирует иронию использования языка западного модернизма для превознесения антизападного, антикапиталистического режима в отношении объектов, которые затем будут проданы капиталистическому Западу за твердую валюту.

Наталья Данко, которая училась на скульптора у Василия Кузнецова, пришла с ним на Государственный фарфоровый завод, когда он был назначен руководителем скульптурной мастерской, а в 1919 году она сама возглавила мастерскую. Вдохновленная народными традициями керамики Фигурки Данко выбирала из повседневной послереволюционной жизни — солдат, матросов, ополченцев, фабричных рабочих, продавцов цветов — в 311 работах за 313 месяцев описывая меняющиеся приоритеты Советской России.

Ломоносовский фарфоровый завод. История русского фарфора. — Искусство России

Фарфор 1920-х годов — одна из самых интересных и удивительных глав в истории декоративно-прикладного искусства. В совершенной художественной форме и исторически достоверно он отражал дух первых послереволюционных лет. Под руководством С. Чехонина, которого впоследствии назовут «мастером советского ампира», многие талантливые художники, такие как А.

Щекотихина-Потоцкая, Н.Данико, В. Кузнецов, М. Лебедева, М. Адамович и другие создали агитационный фарфор. В фарфоре 20-х годов также присутствуют имена Б. Кустодиева, К. Петрова-Водкина, М. Добужинского и всемирно известные имена К. Малевича и В. Кандинского.
До революции фарфор был воплощением изысканного, утонченного искусства, доступного только ограниченному обществу. Теперь он стал первым и самым ярким символом революции. И в то же время он стал своеобразной почвой для зарождения нового направления в искусстве — супрематизма.

В предвоенный период социалистического строительства в России фарфор, 1930-е годы были временем зарождения советской культуры. Первая творческая художественная лаборатория была основана на Ленинградском фарфоровом заводе. Под руководством Н.Суетина, ученика К.Малевича, художественный коллектив создал новый стиль советского фарфора, созвучный «социалистическому быту». Н. Суетин, как талантливый художник и менеджер, сочетал супрематизм с декоративным направлением «Мира искусства» и реалистической проекцией природы.Индивидуальные творческие образы А. Воробьёвского, И. Ризнич, М. Моха, Т. Безпаловой, Л. Протопоповой, Л. Черного, А. Яцкевича, С. Яковлевой и других на много лет вперед определили личность ленинградского фарфора. : чистота и мягкость форм, выявленная белизна материала, четкость изображения узоров и насыщенность цветов.

Послевоенный фарфор.
После войны, начало-конец 1960-х годов, русское искусство снова обратилось к девизам 1920-х годов: «Искусство — в повседневность» и «Искусство — в производство», и к стилю простоты, конструктивной лаконичности геометрических объемов.Реконструкция завода и внедрение новой технологии производства фарфора позволили значительно увеличить количество и разнообразие выпускаемой продукции. Технология массового производства костяного фарфора стала огромным толчком для роста фабрики, и началась новая линейка изделий из яичного, белоснежного и полупрозрачного фарфора.

Русский фарфор сегодня.
Русский фарфор сегодня — это смешение классического и современного стилей. Он находится в постоянном обновлении благодаря огромному разнообразию производственных линий.

Советский фарфор — путеводитель для коллекционеров

Советские фарфоровые фигурки как портреты горожан новой породы

После революции 1917 года фарфор стал экспериментальным материалом для пропаганды спорта и образом нового человека в Советском Союзе.

Эта фигура футболиста Натальи Данко из конца 1920-х годов, которая 26 ноября 2018 года реализовала 100000 фунтов стерлингов на распродаже Russian Art , является прекрасным примером.Скульптурные изображения футболистов из недавно созданных клубов, таких как Динамо Москва и Спартак Москва, вдохновляли молодое поколение, и Наталья Данко, главный художник Государственного фарфорового завода, была выдающимся создателем этих персонажей.

Данко, возглавлявший скульптурную мастерскую фабрики с 1919 года, создал множество фигурок, изображающих новых советских граждан, в том числе спортсменов, рабочих, чиновников и солдат.

Фигурки Данко часто расписывала ее младшая сестра Елена, которая также работала на Государственном фарфоровом заводе. Ее изящная роспись по фарфору дополняла искусную лепку ее сестры. Сегодня имя Данко находит отклик у серьезных коллекционеров советского фарфора.

Пропагандистские изображения и фарфоровые знаки на советских тарелках

После революции 1917 года правительство большевиков взяло под свой контроль Императорский фарфоровый завод. Было обнаружено большое количество неокрашенных табличек, которые впоследствии были украшены пропагандистскими лозунгами и революционными изображениями.

На имперских заглушках под основанием часто наносился вензель царствующего царя, что побуждало большевиков покрывать их пятном зеленой или черной краски. Затем художники обработали фарфоровые тарелки как холсты для своих новых советских образов.

Часто предметом украшения было какое-нибудь праздничное событие, например, Первомай, праздник трудящихся; годовщины Октябрьской революции 1917 г .; или съезд Советов.

На многочисленных плитах был изображен символ новой советской власти — серп и молот, часто сопровождаемый пропагандистским лозунгом. Рудольф Вильде, Михаил Адамович и Александра Щекотихина-Потоцкая были одними из самых знаменитых художников.

Щекотихину-Потоцкую особенно привлекали русский фольклор и иконопись. На ее красочных пластинах часто изображены советские персонажи, такие как комиссары и моряки, а также предметы из русского фольклора, такие как аккордеонисты или рыбаки.

Советский фарфор для повседневного использования

Советский фарфоровый завод также производил ряд практичных чайных и кофейных сервизов, которые часто распространялись среди новообразованных советских посольств за рубежом.

Несколько фарфоровых сервизов были украшены графиком Сергеем Чехониным, который пришел на фабрику в 1918 году. Его картины и надписи были одними из самых элегантных творений фабрики.

Искусство Чехонина блестяще сочетает традиционные неоклассические образы с его собственным энтузиазмом и трепетом о будущем.Это можно увидеть на вышеупомянутом фарфоровом сервизе «Рог изобилия», который был продан на Christie’s в Лондоне в 2015 году за 40 000 фунтов стерлингов. Золотой серп, символ нового режима, мастерски сочетается с нежными полевыми цветами и пшеницей, почерпнутыми из русского народного искусства.

Увлечение Чехонина народным творчеством можно также увидеть в приведенной выше серии рисунков, проданных на Christie’s в 2012 году, на которых изображены стилизованные птицы, звери и цветы.

Международная привлекательность советской пропаганды

После того, как советское правительство наладило внешнюю торговлю, фарфоровые изделия, украшенные революционными лозунгами и пропагандой, активно рекламировались и выставлялись в европейских городах, таких как Амстердам, Берлин, Таллинн, Стокгольм, Лион и Париж.

На большом блюде, украшенном дизайном Антона Комашки (вверху), проданном на Christie’s в июне 2018 года, нанесен выставочный ярлык из Советского павильона на Международной выставке декоративного искусства 1925 года в Париже.

Это яркий пример того, что советское правительство стремилось продвигать за границу: рабочий, держащий молоток, шагает вперед с оптимизмом и уверенностью.

История коллекционирования советского фарфора — и подделок

Среди коллекционеров интерес к советскому фарфору начал расти в 1970-х — начале 1980-х годов. С тех пор он стал неотъемлемой частью почти всех аукционов русского искусства Christie’s.

Музеи в России стремились пополнить свои коллекции произведениями этого периода, и, как часто бывает, эта потребность привела к производству большого количества подделок. Копии легко распространялись в Европу через Восточную Германию и продавались энтузиастам коллекционеров и музеям.

Покупая советский фарфор, всегда важно следить за качеством росписи и позолоты, которые сложно имитировать.Способ, которым нанесены знаки и цифры под основанием, и их общий дизайн также очень показательны. Очень важно изучить форму и форму фарфоровой посуды, потому что для изготовления копий часто использовалась оригинальная посуда небольших частных фабрик.

Сегодня лучшие и самые знаковые образцы советского фарфора можно увидеть в Музее Императорского фарфорового завода в Санкт-Петербурге, который входит в состав Государственного Эрмитажа.Высококачественная коллекция также находится в Британском музее в Лондоне.

.

Добавить комментарий