Хохлома узоры картинки: 200+ лучших изображений доски «Хохлома.» в 2020 г

By alexxlab No comments

Содержание

картинки, узоры, рисунок на тарелке, посуде.

Слово «Хохлома» – имеет несколько значений. Хохлома – это название одного из самых известных и популярных видов русского народного промысла, которым уже несколько веков занимаются жители Заволжья. Этот вид росписи широко известен и в России, и за рубежом. Золотая хохлома – так называются и сами произведения народного декоративного искусства, пламенно-яркие, пышущие золотом и сочным орнаментом. И наконец, «Хохлома» — это название старинного русского села  Нижегородской губернии, торгового центра, куда безымянные мастера привозили свои деревянные произведения искусства.  Затем купцы развозили изделия по всей России и во многие страны.

История возникновения промысла

Есть много легенд о том, как зародился знаменитый хохломской промысел. Первые письменные исторические упоминания о сельце Хохлома датированы шестнадцатым веком.

Зарождение — начало XVII века

Еще при царе Иоанне Васильевиче знали о местечке «Хохломская Ухожея» (ухожея – очищенная от леса земля, приготовленная под пашню (устар. )). Земля была неплодородная. Крестьяне издавна зарабатывали промыслом, вырезая простую деревянную посуду – ложки, горшки, миски, квасники и кувшины в виде птиц, лодий (кораблей)  и зверей. Изделия были без росписи, промазывались для крепости олифой.

Часть крестьян уходила на заработки. Многие в Троице-Сергиеву Лавру, к которой были «приписаны» заволжские земли и села. Там мастера расписывали золотом и киноварью деревянные кружки и ковши, золоченые кубки, подаваемые в престольные праздники.

В начале семнадцатого века в заволжские леса бежали староверы, которых стали называть «кержаки». Они не приняли указ патриарха, и расселились по всей необъятной Сибири, в лесах Зауралья. Многие осели в непроходимых чащобах Заволжья. С собой раскольники везли иконы, старинные письма, книги, предметы утвари. Среди них были и иконописцы, владеющие многими секретами росписи. Чтобы выжить в суровых землях, стали разукрашивать деревянную утварь.

И простенькая кухонная посуда из Хохломы расцвела прекрасными узорами, не оставляющими ни одного человека равнодушным.

Хохлома в СССР

Хохломское производство пережило крушение царской России, много раз приходило в упадок и возрождалось заново. После распада СССР перестали работать многие мастерские. В современной России есть два главных центра производства – это город Семенов – столица золотой хохломы, с фабрикой «Семеновская роспись», предприятием «Хохломская роспись». А также село Семинос и производством «Хохломской художник».

В семидесятые годы мастеров пригласили для обучения в Курск. Так зародилась знаменитая курская ручная роспись. Вначале мастера писали по образцам, а потом проявились свои неповторимые особенности – зеленый фон, золотая кайма. Сочные орнаменты суджанских ковров воплотились в росписях маками и полевыми цветами. Возникли интересные идеи выполнения ваз и сахарниц в форме уточек, петушков.

Роспись синим и голубым по серебряному фону  — творческая находка мастеров из Вологды, стала называться «Северной хохломой». В ее рисунках с традиционной травкой появляются северные ягоды – голубика, клюква.

Хохлома: технология изготовления

Процесс прекрасных деревянных изделий происходит в несколько этапов:

  • Получение «белья» — белых неокрашенных изделий. Мастер из заготовленных деревянных брусков формирует будущие ложки, чайные чашки, шкатулки и сувениры, снимая токарным станком стружки с древесины. Затем готовое изделие сушат при температуре 22-28° С, в течение 3-20 дней.
  • Шпаклевка «вапой» — неокрашенные вещи обмазывают несколько раз после обсушки специальной очищенной глиной, и оставляют на 7-8 часов.
  • Грунтовка – 3-4 раза олифят (покрывают слоями вываренного льняного масла). Олифой вручную пропитывают изделия, втирая ее специальными кожаными тампонами. После очередной пропитки сушат в специальном шкафу при температуре 40-50° С. Затем, после охлаждения, слегка шлифуют.
  • «Лужение» — придание изделию серебристого или золотистого фона. Для серебряного цвета – в поверхность кожаными овчинными тампонами вручную втирают алюминиевый порошок. Для золотого – наносится перетертое олово. Затем покрывают специальными смесями и несколько раз обжигают в печи до получения солнечно-золотого цвета. После чего изделие попадает в руки мастеров-художников декоративно-прикладного искусства.

Хохлома: роспись, картинки и узоры

Можно выделить несколько видов орнамента:

Травная роспись – старинный вид рисунка. Он пишется мелкими мазками, завитками, колосками и ягодками по серебряному фону.

Напоминает русские травы – луговые, болотную осоку, белоус.

Этот рисунок может быть разбросан по всему изделию тарелок, разделочных досок, шкатулок или собран букетами, кустами. Причем из разрозненных травинок художники создают различные сочетания картинок — мотив петуха, жар-птицы, сидящей на дереве, клюющей ягоды, а также рыб.

Роспись «под листок» или «под ягоду» — в нее, кроме травки, включены овальные лепестки, расписанные тычками кисти, более крупными мазками.

В основу входят остроконечные или округлые листья по три или пять, и группы ягод около стебля.

В зависимости от величины изделия могут быть включены элементы ветки, рябины, винограда, смородины, крыжовника, клубники, цветы ромашки, тюльпана и колокольчика.

Роспись под «пряник» или «рыжик» — этот орнамент применяют обычно внутри блюда или чаши. Геометрические фигуры вписываются в ромб или квадрат. С травными кустами в углах, а в середине – большой «рыжик» в круге — солнце. Еще пряник называют «косовик», так как из него как бы вырастают косы из трав и мотивов. Вначале эти элементы росписи кажутся простыми и примитивными. Но если вглядеться, то видно, что солнце движется, и вместе с ним захвачены кружением все листочки и травинки.

«Кудрина» — стилизованные золотые изображения кудреватых завитков, формирующих листья, цветы, ягоды и плоды. Это вид росписи, где главной является контурная линия, золотое пятно и легкие тонкие штрихи в прорисовке мелких деталей.

«Фон» — художник рисует стебель с цветами и листьями, стилизованные изображения петушков, рыб. Затем фон заполняется краской – обычно черной. Поверх черного фона делают мазки краской – травинки, налепливаются гроздья диких яблочек, меленькие цветочки.

Основные цвета хохломской росписи

Исполняется тремя цветами – красная киноварь, золото и черная сажа. На фоне для прорисовки используют зеленый, оранжевый, синий, желтый, голубой. Каждый тон несет свой смысл. Черный — означает глубину вселенной, извечную темноту, бесконечность. Красный – красоту (красна девица, Красная площадь), здоровье, силу, процветание. Золото – характерный знак плодородия, богатства и благополучия. Эти пламенные сочетания не раздражают глаза, приносят красоту, покой и отдохновение.

Верховая роспись

Это искусство живописи заключается в нанесении черного и красных основных цветов на серебряный или золотисто-желтый фон изделия.

Особенность хохломы от других видов заключается в необычном приеме рисунка, при котором участвуют не только пальцы художника, а вся рука.

Мастер одним слитным движением создает долгие штрихи и пластичные мазки ленточного орнамента.

На поверхностях в виде сферы — сахарницы или конфетницы, цилиндра бочонка, самовара или чайника. Для верхового стиля характерны орнаменты «травная роспись или травка», «под ягоду или листок» и «пряник».

Хохлома на фоне

Фоновое написание отличается тем, что художник тонкой кистью наносит контур будущего рисунка. Кисть мастер держит фалангами пальцем почти вертикально к поверхности предмета. Легко прикасаясь , слегка вращает по направлению к себе. Затем фон закрашивается красным или черным цветом. А сами мотивы рисуются поверх фона. Золото только выглядывает в силуэтах цветов, птиц и лошадей, изгибах травинок. Это очень трудоемкий процесс, такие изделия дорогие, их обычно делают на заказ. Разновидностью «фонового» рисунка,  является «Кудрина». Золотые кудри завитков очень эффектно выглядят на черном или красном фоне столовых сервизов, чайных пар, ваз и панно.

Какие предметы украшают росписью

В старину – хохломской росписью в основном украшали кухонную утварь, шкатулки, пасхальные яйца. Сейчас хохломой, кроме привычной посуды и сувениров,  часто покрываются самые неожиданные поверхности: постельное белье, мебели, фарфоровые сервизы, автомобили, велосипеды и другие виды автотранспорта, даже самолеты,  ногти, татуировки на теле, настенный герб, панели компьютера или смартфона, пакеты. Выпускаются коллекции мужской и женской одежды, где все – от шапок до сапог горит ярчайшими ковровыми узорами. Стеклянная  и фарфоровая посуда, расписанная пламенными узорами, приобретается в частные коллекции, выставляется в знаменитых музеях и выставках.

Любые вещи с хохломой будут замечательным приобретением, ярким и нестандартным. К ним не останется равнодушным ни один человек. Потрясающая роспись, гладкая текстура, теплая на ощупь поверхность – отличают подлинную хохломскую роскошь. Любое изделие внесет яркую ноту в любой интерьер, станет запоминающимся подарком и будет доставлять удовольствие долгие годы. Вся выпускаемая продукция сертифицирована.

32 PNG, Хохлома, цветочные узоры, изображения с прозрачным фоном

Бесплатные PNG изображения, клипарты, графика, текстуры, фоны, фотографии и PSD файлы. 32 PNG, Хохлома, цветочные узоры, изображения с прозрачным фоном. Высокое качество, PNG изображения с прозрачным фоном или многослойные файлы PSD, 300 DPI, Скачать быстро. июн-04-2018

Файл: khokhloma-png.rar
Разрешение: 300 dpi
Размер файла: 44,15 Mb
скачиваний 133

subscribe 0  PNG      4445*3775 px  размер: 1,39 Mb     (160)      PNG      3198*5177 px  размер: 1,59 Mb     (121)      PNG      4448*6000 px  размер: 2,59 Mb     (53)      PNG      4670*3542 px  размер: 1,03 Mb     (100)      PNG      6000*2383 px  размер: 1,28 Mb     (120)      PNG      795*800 px  размер: 712,22 Kb     (88)      PNG      650*800 px  размер: 676,88 Kb     (78)      PNG      800*467 px  размер: 499 Kb     (44)      PNG      490*500 px  размер: 300,32 Kb     (59)      PNG      3629*4532 px  размер: 1,48 Mb     (50)      PNG      800*799 px  размер: 610,95 Kb     (41)      PNG      2816*6046 px  размер: 1,8 Mb     (61)      PNG      900*900 px  размер: 1 Mb     (40)      PNG      3308*5000 px  размер: 1,34 Mb     (40)      PNG      800*515 px  размер: 550,53 Kb     (55)      PNG      6000*3337 px  размер: 2,27 Mb     (56)      PNG      5000*4982 px  размер: 2,85 Mb     (24)      PNG      4949*5017 px  размер: 2,65 Mb     (36)      PNG      3384*5999 px  размер: 2,23 Mb     (25)      PNG      800*796 px  размер: 643,12 Kb     (41)      PNG      900*894 px  размер: 1,16 Mb     (25)      PNG      5825*4612 px  размер: 2,38 Mb     (26)      PNG      899*853 px  размер: 944,67 Kb     (29)      PNG      6000*2409 px  размер: 1,65 Mb     (65)      PNG      899*898 px  размер: 1,16 Mb     (28)      PNG      6000*3564 px  размер: 1,91 Mb     (30)      PNG      714*800 px  размер: 618,45 Kb     (23)      PNG      6000*2598 px  размер: 1,7 Mb     (59)      PNG      4840*4736 px  размер: 1,76 Mb     (25)      PNG      4398*5000 px  размер: 2,68 Mb     (42)      PNG      672*800 px  размер: 566,66 Kb     (23)      PNG      4556*4792 px  размер: 1,97 Mb     (32)    

Добавить комментарий

Хохлома — Путеводитель по русским ремёслам

Старинное русское ремесло, зародившееся в XVII в. в округе Нижнего Новгорода

Хохлома представляет собой декоративную роспись в основном по золотому фону. Специальная обработка в печах позволяет создавать изделия, которые не портятся от воздействия даже горячей пищи. Технология хохломы поистине уникальна, ведь, по сути, дерево приобретает свойства керамики.

И.М. Баканов. Хохломские художники за работой. Палех. 1929 г.

На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристо-оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.

Хлебница. Нижегородская губ, 1910-е гг.

Роспись

Роспись выглядит ярко, несмотря на темный фон. Для создания рисунка используются такие краски, как красная, жёлтая, оранжевая, немного  зелёной и голубой. Также в росписи всегда присутствует золотой цвет.

Хохломская роспись с гербом Нижнего Новгорода

Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

Технология

Для начала создают основу из дерева, будь то чаша, ложка или мебель. Неокрашенные изделия называются «бельё».

Изготовление белья

После сушки «бельё» грунтуют жидкой очищенной глиной — вапой, как её называют мастера. После грунтовки изделие 7–8 часов сушат и обязательно вручную покрывают несколькими слоями олифы (льняного масла).

Следующий этап — «лужение», то есть втирание в поверхность изделия алюминиевого порошка. Выполняют его вручную тампоном из овечьей кожи. После лужения предметы приобретают красивый бело-зеркальный блеск и готовы для росписи.

Блюдо — панно. Вологда

В росписи применяются масляные краски. Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи, — красный и чёрный (киноварь и сажа), но для оживления узора допускаются и другие — коричневый, светлого тона зелёный, жёлтый тон. Кисти для росписи делаются из беличьих хвостов, чтобы ими можно было провести очень тонкую линию.

Лужение и художественная роспись

В конце все изделия обязательно снова покрывают льняным лаком и сушат в печах при высокой температуре.

Центры хохломы

В настоящее время у хохломской росписи два основных центра — город Семёнов, где находятся фабрики «Хохломская роспись» и «Семёновская роспись», и село Сёмино Ковернинского района, где работает предприятие «Хохломский художник», объединяющее мастеров деревень Ковернинского района: Сёмино, Кулигино, Новопокровское и др. (фабрика находится в д. Сёмино).

В д. Сёмино расположено также предприятие, занимающееся  выпуском деревянных шкатулок с хохломской росписью (ООО «Промысел»).

В Ковернинском районе действует и другое предприятие, также сохраняющее старинные традиции. Племзавод им. Ленина, в д. Сухонска.

Новая хохлома

Есть ещё новые направления, основанные на технике хохломы. Это Липецкая и Вологодская хохлома. Вологодская отличается тем, что фон у неё  не  золотой, а серебряный, и по нему идёт узор голубого цвета. Липецкая хохлома — золотая с красным, но при рассмотрении найти отличия можно.

Элементы узора

Выделяют росписи

  • верховую — когда по закрашенному серебристому фону наносят рисунок
  • криуль — основная линия композиции, на нее «насаживают» такие элементы как осочки, капельки, усики, завитки так далее, красным и черным цветом
  • под фон — сначала намечается контур орнамента, а потом заполняется чёрной краской фон, рисунок листа или цветочка остается золотым

Кроме того, существуют разнообразные виды орнаментов:

  • «пряник» — обычно внутри чашки или блюда геометрическая фигура — квадрат или ромб — украшенная травкой, ягодами, цветами;
  • «травка» — узор из крупных и мелких травинок;
  • «кудрина» — листья и цветы в виде золотых завитков на красном или чёрном фоне

Отличить от подделок

Нарисовать хохломской узор могут многие художники. Покрыть лаком — тоже. Но, чтобы хохлома служила долгие годы в качестве, например, посуды, её нужно изготавливать, соблюдая все технологии.

Это возможно только в условиях предприятия, где есть специальное оборудование и, главное, — печи. Ведь за время изготовления, изделие несколько раз проходит обжиг. Поэтому при покупке, рекомендуется обращать внимание на сертификат изделия, наклейку, клеймо.

Особенности ухода

Хохлома не боится влаги, не боится она и горячего. Про неё говорят: «в огне не горит, и в воде не тонет». Главное соблюдать следующие правила:

  • Не ставить в микроволновую печь
  • Не мыть в посудомоечной машине
  • Не ронять, иначе от сколов нарушится лаковый слой. 
  • После мытья вручную, протирать насухо.

Связанные статьи

основные правила узоров, поэтапная раскраска элементов и примеры изделий

Работы, созданные своими руками, ценились ещё с давних времён. А расписная посуда всегда была главным украшением стола. Визитной карточкой русского народного творчества считают хохломскую роспись. Это сложная технология, которая состоит из нескольких этапов. Не всем получается её освоить. Но если постараться, можно добиться впечатляющих результатов.

Содержание материала

Главные отличия

Все виды росписей хохломы бытовой кухонной утвари имеют свои особенности. Именно по ним специалисты или просто знающие люди могут рассказать о технике создания. Название «хохлома» является одним из самых популярных среди росписей. Научиться рисовать поэтапно могут не только опытные художники, но и дошкольники. К узорам хохломской росписи для начинающих относятся:

  1. Травяные узоры — линия, выгнутая в сторону. Чтобы её получить, необходимо сначала прижать в центре кисточку, а затем, отводя в сторону, плавно сбавлять давление и постепенно толщину.
  2. Лист — это один из самых простых узоров. Рисуются зеркально травинки, выгнутые наружу. Все пустые места заполняются аналогичного цвета краской.
  3. Скрученный, словно улитка, завиток встречается реже, так как его рисовать сложнее. Важно поддерживать одинаковое давление на кисть.
  4. Капелька — кисточка ставится на основание ворсинок и медленно разворачивается на 180 градусов, слегка выводясь вперёд и отрываясь от поверхности. Рисование капелек помогает натренировать руку для правильного нажима.
  5. Кустик — это несколько капелек, выстроенных в виде веера. В его основание ставится небольшая точка.

Существуют простые элементы, придуманные специально для творчества детей. Их рисуют при помощи подготовленных штампов. Для создания штампа используют трубочку и бумагу, которые просто макают в краску. В конце работы тонкой кисточкой дорабатывают узоры.

Трафареты и шаблоны хохломской росписи:

  1. Ягоды брусники — маленькие кружочки красного или чёрного цвета. Они сами по себе гармонично смотрятся, поэтому украшать их чем-либо ещё совсем необязательно.
  2. Плоды смородины — для основания узора рисуется травинка, затем к ней добавляются при помощи штампа кружочки ягод. По завершении на плодах ставятся золотистые точки.
  3. Рябина — уже более сложный элемент. Сначала при помощи трафаретов хохломских узоров создаются небольшие ягодки, после чего придётся дорисовывать рисунок кистью, так как потребуется добавить тонкие завитки, продолговатые капельки, листочки и золотые вкрапления на них.
  4. Плоды малины — шесть равных кругов, слегка наложенных друг на друга. Блики на кружочках рисуют в виде травинок, а кисточкой добавляют точки.
  5. Чашелистик — рисуется несколько соединённых травинок. От них отводят веточку и пару листиков.

Особенности техники

Принято расписывать хохломой деревянные изделия: игрушки, посуду и прочее. Готовое изделие можно преподнести в подарок или оставить у себя для украшения интерьера. Прежде чем приступать к росписи, необходимо подготовить все материалы и инструменты. Для работы понадобятся:

  • деревянная доска для разделки еды либо любой другой предмет под основу;
  • клейкое вещество;
  • гуашь или другие краски;
  • яичный белок;
  • листы бумаги;
  • карандаши;
  • кисточки для рисования разной толщины;
  • лак для закрепления рисунка;
  • малярная кисточка.

После того как вышеперечисленный список и трафареты хохломской росписи будут собраны, можно приступить к работе.

Поэтапный мастер-класс:

  1. Деревянную основу хорошо обмазать яичным белком и дать ему немного впитаться.
  2. Подготовить на отдельном листе эскизный рисунок.
  3. Покрыть разделочную доску или иной предмет золотой краской и дождаться её полного высыхания.
  4. Аккуратно перерисовать карандашом рисунок с листа на основу.
  5. Раскрасить в красный оттенок все орнаменты цветов и ягод.
  6. Тонкой кистью дорисовать завитки, листочки и прожилки.
  7. Обозначить границы узоров и обвести их пожирнее.

Хоть основа была покрашена в золотой цвет, конечный рисунок должен создавать ощущение, что фон всё-таки чёрный. Готовому изделию нужно дать высохнуть, затем проверить и дорисовать недостающие элементы и зелёную траву. Закрепить рисунок тонким слоем лака.

Примеры изделий

Современные мастера уже давно используют хохломскую роспись для разных целей. Ею чаще всего украшают следующие деревянные изделия:

  1. Тарелка. Лучше всего для рисования использовать акриловые краски. Весь процесс такой же, как и с доской, только рисуют чаще не цветы и ягоды, а животных и птиц (лошадей, петухов и т. д. ). Ободок тарелки оставляют чёрным, лишь вдоль краёв добавляют капельки.
  2. Шкатулка. Помимо основного списка инструментов для её создания понадобятся малярный скотч, наждачная бумага и калька. Нужно тщательно обработать и подготовить наждачкой поверхность, чтобы не оставалось шероховатостей и заусенцев. Таким же способом украшают кувшин.

Не стоит забывать, что назначение предмета особой роли не играет. На любом деревянном изделии можно нарисовать орнаменты:

  1. Узоры травинок — это не привычная луговая трава, а лишь её тень. Обычно она чёрного или красного цвета. Её оттенок зависит от того, какого цвета основной фон.
  2. Рыжик — его главное назначение заключается в обрамлении краёв заготовки. Это элемент, созданный из нескольких травинок.
  3. Кудрина используется в основном для украшения круглых и плоских изделий (стульев, столов и т. д. ). Содержит различные завитки, кружочки, ягоды или цветы.
  4. Пряничные элементы — в качестве границ геометрически рисуют квадрат или ромб, после этого вписывают в центр фигуры солнце с лучами.

Хохлома и хохломская роспись — что это такое, история зарождения


На чтение 7 мин. Просмотров 3.6k.
Обновлено

Расписные изделия популярны у русского народа достаточно давно. Что такое хохлома – так в просторечье называют народный промысел, а также все изделия, изготовленные из дерева и расписанные по этой технологии. Чаще всего встречается хохломская посуда, поскольку именно ее обычно расписывали народные умельцы витиеватыми узорами и золотым орнаментом – основной чертой промысла.

Что такое хохлома

Хохломские изделия стали своеобразным брендом нашей страны, прославив технику декорирования изделий из дерева. Если ориентироваться на официальный сайт википедии, хохломская роспись – это русский народный промысел, возникший еще в 17 в селе Хохлома Костромской губернии, представляющий собой декоративную роспись деревянной мебели или посуды, выполненную золотистыми, зелеными и красными красками на черном фоне.

История возникновения промысла

Если кратко, то промысел существует более трехсот лет. Некоторые историки утверждают, что он пошел от иконописи. Тогда нижегородские земли активно заселялись людьми различных народностей, в т. ч. старообрядцев. Именно они владели техникой золочения икон с помощью олифы и растолченного в порошок серебра. Когда олово стало более доступным, техника золочения стала применяться и на посуде. История хохломы складывалась непросто.

  1. С 17 века поволжский промысел стал известным, прославив село Хохлома на весь мир. Возможно хохломские изделия не стали бы такими популярными, но удачная география Нижегородчины поспособствовала их распространению далеко за пределы региона. Все узнали, что такое хохлома. На ярмарки съезжался люд со всей округи, а также соседних волостей и уездов, что и привело к особой славе расписных деревянных изделий, отливающих золотом.
  2. Но серебро стоило крайне дорого, расписывать все изделие было слишком накладно, потому золотили только окантовку посуды. Но в 19 веке умельцы добились аналогичного золочения, используя более дешевое олово. Вот тогда-то и появилась узнаваемый стиль золотой хохломы.
  3. Потом на какое-то время хохломские изделия забылись, поскольку заводские изделия стали более доступными, чем расписная утварь ручной работы.
  4. К 20-м годам прошлого столетия промысел вновь обрел популярность: начали открываться профессиональные школы, мастера по хохломе стали участвовать в выставках, придавая своему промыслу буквально мировую известность.

Хоть первые расписные предметы и появились в селе Хохлома, со временем стало понятно, что экономически выгоднее производить и сбывать расписные изделия в городе, ближайшим из которых был Семенов. Хохлома находилась в глубинке, а Семенов располагался вблизи от Нижнего Новгорода. Но все же историческое название у промысла сохранилось. Особенно отметились в истории становления хохломской росписи такие фамилии как Лушины, Гущины, Красильниковы, Матвеев Георгий или Веселов Степан.

Но история хохломы на этом не заканчивается. В 1960-е гг. артель преобразовалась в крупнейшую фабрику, получившую название «Хохломская роспись». При фабрике создали лабораторию, а в 90-х здесь открыли «матрешечный» цех и мастерскую по миниатюрной живописи. Прошло примерно 5 лет с того момента, как Семенов получил звание столицы золотой хохломы. Теперь там ежегодно проводится международный фестиваль с одноименным названием.

 

Сегодня фабрика продолжает производить стильные аксессуары. Эти мотивы хохломских узоров заставляют художников создавать русские коллекции. Мебель и посуда, всевозможные сувениры, офисные штучки или миниатюры – все это сегодня производится в стиле русской хохломы.

Разновидности хохломы

У русского народа известно несколько разновидностей хохломской росписи. У них разные принципы нанесения и характер изображения. По типу нанесения хохлома делится на виды:

  1. Фоновый принцип – узоры, которые выполнены на однотонном черном либо красном фоне. Орнамент в данном случае получается золотистым.
  2. Верховая техника – предполагает нанесение узоров на уже готовое фоновое поле.

Классифицируются хохломские узоры и по способу росписи.

  1. Роспись под фон относится к самым технически сложным методикам создания хохломского узора. Сначала на заготовку наносятся контуры, а потом закрашивают нужные части фоновым оттенком (красным или черным). И уже после нанесения фонового слоя начинается выполнение самых сложных деталей узора.
  2. Кудрина – характеризуется особенной кудрявостью и витиеватостью растительных узоров, типичных для этого стиля. Орнамент при росписи выполняется золотым цветом. Все детали узора наносятся очень тонкой кисточкой.
  3. Пряник – самый простой метод, представляющий собой изображение в центре какой-либо геометрической фигуры. Это композиция, гармонично вписанная в ромб либо квадрат. Узор, как правило, дополняется символическим солнышком или тонкими мотивами вьющихся растений.
  4. Травка – ее еще называют травяная роспись. Наносится посредством отрывистых мазков в первую очередь. Линии мягкие и плавные. Крупные мазки – это листочки, а мелкие могут быть травинками или капельками. Это основной элемент верховой росписи, позволяющий гармонично заполнить всю поверхность причудливой ажурной композицией. Технически сложный способ, требующий аккуратности, терпения и внимательности.
  5. Ягодка и листок – напоминает травку, однако, на рисунке всегда присутствует изображение ягод и крупных листьев среди переплетенных травянистых стеблей. Обычно мастера изображают крыжовник, клюкву, смородину, землянику или виноград, колокольчики и ромашки. В плане цвета этот стиль гораздо богаче травяного, да и внешне выглядит декоративнее травки.

Художники не руководствуются только вышеупомянутыми техниками, обычно каждый мастер добавляет в рисунок что-то индивидуальное от себя. Благодаря этому каждое хохломское изделие становится уникальным, не имеющим точных копий

.

Основные цвета росписи

Уникальность хохломской росписи в том, что при скудной цветовой палитре художники создавали безукоризненно гармоничные узоры. Золотистая основа или ключевые мотивы узора – характерный признак хохломы, обозначающий богатство, радость, полноту жизни и роскошь.

Другие обязательные цвета хохломского промысла – черный и красный, которые обычно использовались в фоновой технике. В незначительной мере на рисунках присутствовали бирюзовые, изумрудные, алые или оранжевые оттенки.

В целом в цветовую палитру художников хохломской росписи входили такие оттенки:

  • красный;
  • черный;
  • желтый;
  • белый;
  • оранжевый;
  • коричневый;
  • зеленый;
  • изумрудный;
  • голубой.

Хотя цветовую палитру нельзя назвать особенностью росписи. Самый главным отличием промысла всегда будет золочение фона или основных деталей узора. Отличает хохлому и свои разновидности росписи, выделяющие ее среди других техник народного творчества.

Как выполняется «Золотая хохлома»

Как получить из заготовки изящную вещицу под хохлому.

  1. Начинается все с битья баклуш, когда подготавливают специальные продолговатые болванки из дерева.
  2. Потом над деревянной болванкой колдует мастер, вытачивая из нее нужный предмет. Такая заготовка называется бельём. Завершающей работой мастера будет шлифовка заготовки.
  3. Следующим шагом становится грунтовка, когда на отшлифованную заготовку наносят тонкий глиняный слой и просушивают. Вапа (очищенная глина) сохнет на заготовке не меньше 8 часов.
  4. Теперь пришел черед оливенья, т. е. покрытия поверхности заготовки несколькими слоями олифы – вареного растительного масла из конопли или льна. После каждого слоя олифы заготовка должна полностью просохнуть. Всего олифят в 4 слоя, при этом последний раз не нужно ждать полного высыхания, слой должен быть немного вязким.
  5. Четвертый этап – покрытие заготовки оловом или серебром. Сейчас для покрытия используется алюминиевая крошка. Этот процесс называли лужением. В результате изделия приобретали зеркально-белую поверхность.
  6. Теперь наступил этап покраски. Красили масляными красками. Основными пигментами служили сажа и киноварь. При верховой технике художник наносил на поверхность криуль (основная линия рисунка), на которую постепенно насаживал разнообразные элементы вроде цветочков, травинок, ягодок или капель и пр. Все изделия красились строго вручную, благодаря чему удавалось избежать точного повторения другого узора.
  7. Хохломскую роспись покрывали слоем льняного масла и сушили в горячей печке при 150-160°С, пока на поверхности не образуется масляно-лаковая медово-золотистая пленочка. Именно это и называется золотой хохломой. Те части, которые не покрыты красками, приобретали при печной сушке золотой оттенок.

Неповторимую хохлому сложно спутать с каким-то другим народным промыслом. В изображениях применяются исключительно растительные мотивы, цветочные орнаменты. Основная черта промысла – золотой фон. Его переливы причудливо оттеняются верховой ажурной росписью или насыщенными красно-черными мотивами при фоновой технике.

что это такое? Хохлома: картинки, узоры, фото

Хохлома — что это такое? Прежде всего это старинный русский народный промысел. Хохломская роспись, золотая хохлома, обширный пласт культуры российской. Символом росписи в стиле «хохлома» является огненная Жар-птица, сказочный персонаж. Столица промысла — город Семенов, расположенный к северу от Нижнего Новгорода. В отличие от гжельского художественного производства, которое объединяет 27 сел и деревень в один «куст», хохлома была сосредоточена в одном месте. Поэтому ее развитие продолжалось достаточно долго. Художественная составляющая промысла также имела значение, поскольку талантливые мастера встречаются не часто, а обучения, как такового, не было.

История Золотой хохломы

Художественный промысел хохлома уходит корнями в конец 17 века, во времена бурного расцвета иконописного искусства. Период заселения Новгородских земель старообрядцами, которые не приняли церковную реформу патриарха Никона, совпал с появлением новых способов золочения икон. Именно в нижегородских землях, деревнях и селах научились расписывать иконы золотом, но без применения драгоценного металла. Деревянные оклады икон посыпали серебром, растертым в пыль, затем покрывали слоем льняного масла и ставили в печь. Серебряное покрытие чудесным образом превращалось в сверкающее золото. Технологии того времени не обеспечивались дополнительными средствами, облегчающими процесс, все делалось вручную. Некоторые мастера как-то приспосабливались, придумывали себе в помощь несложные инструменты, но в целом хохломская роспись полностью обеспечивалась только ручным трудом. Главными задачами производства были токарные работы, которые требовали определенной квалификации. Заготовки вытачивали одни мастера, грунтовали и прожигали их другие, а расписывали третьи. Но в любом случае результаты совместного труда были хорошими и производство процветало.

Зарождение высокого искусства

Так на Волге появилась золотая роспись хохломы. От икон быстро перешли к производству посуды из дерева, покрытой золотыми рисунками. Серебра не хватало, и его заменили оловом. Рисунки хуже не стали, наоборот, роспись приобрела благородный матовый оттенок, а после полировки краски начинали сверкать подобно солнцу. Семеновские художники стали объединяться в артели, роспись «под хохлому» приобрела широкую известность далеко за пределами нижегородской губернии. Один за другим приезжали купцы, заказывали мастерам расписную деревянную посуду огромными партиями, и промысел стал развиваться бурными темпами.

Первое время вырезались из липы и раскрашивались хохломскими узорами ложки и черпаки. Благодарные потомки даже возвели памятник Семёну-ложкарю как дань уважения мастерам и художникам того времени. Ремесленники трудились, не покладая рук, нижегородскую посуду привозили и успешно продавали на великом Макарьевском торжище, самой известной российской ярмарке. Доходила посуда и до Москвы. В столице России в то время постоянно присутствовали иностранные представители купечества, немцы, франзузы, англичане. Они сразу обратили внимание на необычные хохломские товары.

Хохлома — что это такое с точки зрения мировой общественности?

В середине 19 века хохломская роспись на посуде, мебели и одежде стала известна за рубежом. Всемирная выставка в Париже, прошедшая в 1889 году, открыла путь Золотой хохломе по всему миру. Хохломская роспись пошла на экспорт широким потоком. Рынки Западной Европы, Юго-Восточной Азии, Индии, Китая, а позже и северо-американского континента торговали изделиями российских народных промыслов.

Высокий спрос на изделия заволжских мастеров стал стимулом для дальнейшего развития Золотой хохломы. Ассортимент производства вырос многократно, кроме ложек производились блюда и тарелки, бочонки, крынки для специй, солонки, различные поставцы, бокалы и кружки. Особенно ценились на Западе так называемые братины — огромные посудины в форме ладьи с дюжиной ковшей. Название говорило само за себя, эта посуда предназначалась для братского пиршества. Праздничная тема всегда сопутствовала хохломским изделиям. А неисчерпаемый источник сюжетов и тем для них — это вся Россия. Хохлома же неразрывно связана и с самим источником, и с его историей.

Посуда и не только

Кроме посуды, большими сериями выпускались предметы домашнего обихода: шкатулки, табакерки, небольшие мебельные изделия, теремки, шкафчики, столики и скамеечки. Золотую хохлому можно было заказать, стоило это на порядок дороже, но цена никого не смущала. К концу 19 века хохлома стала дорожать, так как ее производство заметно усложнилось. Появились растительные орнаменты, которые продолжали исконные традиции, но одновременно несли в себе тот особый природный стиль художественного письма, которым и отличается хохлома. Картинки, сделанные в те далекие времена художниками-энтузиастами, зарисовки и эскизы подтверждают развитие новых направлений в искусстве хохломской росписи.

Хохломские изделия заметно укрупнились, их расписывали уже в манере «кудрины», с золотыми листьями и цветами, в стиле рисунка женского платка, когда орнамент состоит из нескольких фрагментов, сливающихся в одно целое изображение. Одним из самых почитаемых хохломских рисунков было «травное письмо», а в первой половине 20 века художники создали «хохломской орнамент». Так появилась классика стиля. Колорит рисунка при этом еще более усложнился, штрихи стали тоньше, а сюжет приобрел признаки определенности. Художественный стиль под названием «хохлома», картинки и зарисовки которого это подтверждают, продолжал свое развитие. Тогда же в средней полосе России стали появились виды искусства, похожие на хохломскую роспись, федоскинские миниатюры и жостовские подносы. Немного позже заработали заводы по производству гжельской керамической посуды, которая вскоре стала такой же популярной, как хохломская деревянная. Художественные русские народные промыслы успешно развивались, гжель, хохлома, жостово, федоскино – это далеко не полный перечень ремесел, которые можно сравнить с высоким искусством.

Техника

Искусство хохломы — это достаточно сложный процесс, сопряженный с множеством технических тонкостей. Недостаточно правильно раскрасить изделие — его форма и параметры также должны быть совершенными. Если мастер решил вырезать из дерева братину в виде лебедя и раскрасить ее в стиле золотой хохломы, то в первую очередь полученная форма должна повторить все изящество благородной птицы, а ее шея непременно должна быть с «лебединым» изгибом, какой мы наблюдаем в природе.

Хохлома — что это такое с технической точки зрения? Руководствуясь правилом подлинности изделия, его соответствия определенным канонам высокохудожественного уровня, специалисты ЗАО «Хохломская роспись» вывели формулу качества своей продукции, которая легла в основу производства хохломских изделий. Таким образом, все технологические процессы на предприятии подчиняются не требованиям рынка, стимулирующим поточное производство, а законам художественной конъюнктуры, ориентированной на покупателя, обладающего вкусом. Такая политика руководства уже принесла свои плоды, заказы стали поступать не от сувенирных магазинов, а от известных художественных салонов и галерей.

Процесс изготовления художественных изделий в стиле хохломы — это сложнейшая технологическая цепочка. Древесина используется только твердых пород, при этом предпочтение отдается липе, как наиболее пластичному и отзывчивому материалу. Материал проходит этап естественной сушки на открытом воздухе в течении одного года, затем бревна и комли распускаются на болванки, которые досушиваются в течение еще трех месяцев. После этого древесина уже годна для механической обработки на токарных станках. Отборные куски идут на изготовление матрешек, большие вазы вытачиваются из цельных кряжей. Для ложек и ковшей годится древесина заболонной части, она достаточно легко режется и не растрескивается.

Выточенные и вырезанные заготовки называются «бельем», перед покраской это «белье» просушивается еще раз, уже при температуре около 100 градусов. После этого изделия грунтуются и вновь загружаются в печь, нагретую до 120 градусов. Затем заготовки шлифуются, сколы и выбоины на поверхности шпаклюют и покрывают тонким слоем олифы. Незадолго до полного высыхания заготовку покрывают порошком алюминия и растирают его так, чтобы вся поверхность была покрыта равномерно. Далее серебристо-матовые чашки, ложки и блюдца, вазы и пиалы поступают к художникам для окончательной отделки — хохломской художественной росписи.

После росписи изделия три раза покрывают лаком, с промежуточным нагревом до 130 градусов. При этом алюминиевое покрытие приобретает золотой оттенок, изделие готово к упаковке и отправке.

Виды росписи

В 18 веке хохломская роспись достигла своей кульминации, спрос на художественные изделия все возрастал, а нижегородские мастера в то время уже находились на вершине своего творчества. Тогда-то и сложились два основных вида росписи Золотой Хохломы — «верховой» и «фоновый».

Хохлома, узоры которой были нарисованы в манере «верховой» росписи, это рисунок по золотому полю, выполняемый черной и красной красками. Художник тонкими мазками прорисовывает ажурный рисунок, следуя при этом какому-либо одному из нижеперечисленных стилей :

  • «Пряник» — стилизованное изображение солнца, заключенное в геометрическую фигуру, квадрат, ромб или граненую окружность. Способ на первый взгляд простой, однако от солнечного круга, в обрамлении лучей-завитушек, взгляда было не оторвать, настолько органично сочеталось великое светило с окружающими его рамками.
  • «Травник» – травяной орнамент, рисунок осоки прибрежной или луговой травы.
  • «Листок, под ягодку» — роспись с множеством листиков и ягод, цветов и стебельков, причудливым образом переплетающихся друг с другом.

В отличие от «верховой», хохлома, узоры которой наносились золотом на основу красного или черного цвета, считалась «фоновой». Наиболее интересной разновидностью росписи по фону является «кудрина», которая заключается в стилизованном изображении листьев и цветов. Повторяющиеся кудреватые завитки, переходящие в причудливые узоры, цветы, листву и всевозможные ягоды, садовые и лесные. Этот стиль росписи примечателен еще и широким использованием в рисунке контурных штрихов, выгодно оттеняющих отдельные детали.

Каталоги

С середины 20 века хохломскую роспись стали систематизировать, печатались каталоги с наиболее интересными экземплярами, а самые лучшие удостаивались сертификата. Работы мастеров-художников в стиле «хохлома», фото и зарисовки которых печатались в прессе, становились участниками всевозможных конкурсов и выставок. Авторы художественных изделий получали призы и премии за свое творчество. На таких выставках каждый желающий мог приобрести изделие, выполненное в художественной манере под названием «хохлома». Фотография на память с мастером-изготовителем делалась тут же. Долго еще потом красивая лакированная вещица радовала своего хозяина.

Хохлома глазами ребенка

Детские дошкольные учреждения, сады и даже ясли в советское время получали мебель, выполненную в стиле хохломской росписи. И хоть этот художественный стиль всегда считался «взрослым», дети искренне радовались каждому столику, разрисованному художником. Разумеется, это была не ручная работа, изделия раскрашивались на мебельной фабрике, методом трафаретной печати. Но впечатление высокого искусства хохломской росписи присутствовало, и детей это радовало. Вместе с малышами радовались их родители. Таким образом, детская хохлома была ничем не хуже «взрослой».

Тема для школьных сочинений

Программы обучения разнообразны. Хохлома — что это такое, с точки зрения преподавателя? В школах Москвы и Московской области, а также в других российских городах в обучающие программы включена тема русских народных художественных промыслов, где на первом месте находится искусство хохломской росписи. Ее многовековая история и всемирная известность дают возможность ученикам выразить свое личное мнение, изложить его на бумаге и получить оценку. Это может быть целое сочинение на тему или короткий рассказ. Хохлома как искусство продолжает успешно развиваться, она вполне достойна внимания школьников-старшеклассников. Впрочем, младшие классы тоже могут поучаствовать в дебатах.

Хохлома в песенном жанре

Изобразительное искусство нередко совмещается с другими категориями творчества. Искусство хохломской росписи не является исключением. Песня «Хохлома» давно завоевала популярность. Ее исполняют певицы и певцы, хор и отдельные солисты. Мелодия красивая, стихи тоже проникновенные, написанные от души. На конкурсах песня «Хохлома» не раз занимала почетные места.

что это? Хохлома: рисунки, узоры, фото

.

Хохлома — что это? Прежде всего, это старинный русский народный промысел. Хохломская роспись, золотая Хохлома, обширный пласт русской культуры. Символ росписи в стиле «Хохлома» — огненная Жар-птица, сказочный персонаж. Столица рыболовства — город Семенов, расположенный к северу от Нижнего Новгорода. В отличие от художественного производства Гжели, объединяющего 27 сел и деревень в один «куст», Хохлома была сосредоточена в одном месте.Поэтому его развитие длилось достаточно долго. Художественная составляющая промысла тоже имела значение, поскольку талантливые мастера встречаются нечасто, а обучения как такового не было.

История Золотой Хохломы

Художественное ремесло Хохломы восходит к концу 17 века, в период расцвета иконописи. Период заселения новгородских земель старообрядцами, не принявшими церковную реформу патриарха Никона, совпал с появлением новых способов позолоты икон.Именно в нижегородских землях, деревнях и деревнях научились писать иконы золотом, но без использования драгоценного металла. Деревянные оклады икон были посыпаны серебром, растерты в пыль, затем покрыты слоем льняного масла и поставлены в печь. Серебряное покрытие чудесным образом превратилось в сверкающее золото. Технологии того времени не были снабжены дополнительными средствами, облегчающими процесс, все делалось вручную. Некоторые мастера кое-как приспособились, изобретали простые инструменты в помощь себе, но в целом хохломская роспись была полностью обеспечена только ручным трудом.Основными задачами производства были токарные работы, требующие определенной квалификации. Заготовки фрезеровали одни мастера, другие грунтовали и обжигали, другие расписывали. Но в любом случае результаты совместного труда были хорошими, и производство процветало.

Происхождение высокого искусства

Так на Волге стояла золотая роспись Хохломы. От икон быстро перешло производство посуды из дерева, покрытой золотыми рисунками. Серебра не хватило, и его заменили оловом.Рисунки хуже не стали, наоборот, картина приобрела благородный матовый оттенок, а после полировки краска стала блестеть, как солнце. Художники Семенова стали объединяться в артели, картина «Под Хохломой» получила широкую известность далеко за пределами Нижегородской губернии. Один за другим приходили купцы, заказывали мастерам огромными партиями расписывать деревянную посуду, и промышленность начала стремительно развиваться.

Впервые вырезан из липы и расписан хохломскими узорами из ложки и совка.Благодарные потомки даже поставили памятник Ложке в память мастерам и художникам того времени. Мастера работали не покладая рук, нижегородские блюда привозили и успешно продавали на большом Макарьевском рынке, самой известной русской ярмарке. Банки дошли до Москвы. В столице России того времени постоянно присутствовали иностранные представители купечества, немцы, французы, англичане. Они сразу обратили внимание на необычные хохломские товары.

Хохлома — что это с точки зрения мирового сообщества?

В середине XIX века хохломская роспись посуды, мебели и одежды стала известна за рубежом.Всемирная выставка в Париже, состоявшаяся в 1889 году, открыла путь Золотой Хохломе во всем мире. Хохломская роспись шла на экспорт широким потоком. На рынках Западной Европы, Юго-Восточной Азии, Индии, Китая, а затем и Североамериканского континента шла торговля изделиями русских народных промыслов.

Высокий спрос на изделия волжских мастеров стал стимулом для дальнейшего развития Золотой Хохломы. Ассортимент продукции вырос в разы, кроме ложек, посуды и тарелок, бочек, специй, солонок, различных принадлежностей, стаканов и кружек выпускались.Особенно ценятся на Западе так называемые братины — огромные сосуды в виде лодки с десятком ковшей. Название говорило само за себя, это блюдо предназначалось для братского застолья. Праздничная тематика всегда сопровождала хохломские изделия. И неиссякаемый источник тем и тем для них — это вся Россия. Хохлома неразрывно связана как с самим источником, так и с его историей.

Столовая посуда и не только

Помимо посуды крупными сериями выпускались предметы быта: шкатулки, табакерки, мелкие мебельные изделия, террасы, рундуки, столы и скамейки.Золотую хохлому можно было заказать, она стоила на порядок дороже, но цена никого не смущала. К концу 19 века хохлома стала цениться, так как ее изготовление заметно усложнилось. Существовали растительные орнаменты, которые продолжали традиционные традиции, но в то же время несли в себе тот особый естественный стиль художественного письма, которым отличается хохлома. Картины, сделанные в те далекие времена художниками-энтузиастами, этюды и зарисовки подтверждают развитие новых направлений в искусстве хохломской росписи.

Заметно увеличены хохломские изделия, раскрашенные уже в манере «завитков», золотыми листьями и цветами, в стиле прорисовки женского платка, когда орнамент состоит из нескольких фрагментов, сливающихся в единое целое. Одним из самых почитаемых хохломских рисунков было «травяное письмо», а в первой половине ХХ века художники создали «хохломский орнамент». Так появилась классика стиля. Колорит картины усложнился, мазки стали тоньше, сюжет приобрел определенность.Художественный стиль «Хохлома», изображения и эскизы которого это подтверждают, продолжал свое развитие. В то же время в средней полосе России появились художественные формы, похожие на хохломскую роспись, федоскинские миниатюры и жостовские подносы. Чуть позже были созданы фабрики по производству гжельской керамики, которая вскоре стала такой же популярной, как деревянная хохломская керамика. Искусство Русские народные промыслы успешно развивались, Гжель, Хохлома, Жостово, Федоскино — это далеко не полный перечень ремесел, которые можно сравнить с высоким искусством.

Оборудование

Искусство хохломы — это достаточно сложный процесс, связанный с рядом технических тонкостей. Недостаточно правильно покрасить изделие — его форма и параметры также должны быть идеальными. Если мастер решил вырезать из дерева братика в виде лебедя и раскрасить его в стиле золотой хохломы, то в первую очередь полученная форма должна повторить всю грацию благородной птицы, а ее шея обязательно должна быть с «лебединой» изгибом, которую мы наблюдаем в природе.

Хохлома — что это с технической точки зрения? Руководствуясь правилом подлинности изделия, его соответствием определенным канонам высокохудожественного уровня, специалисты ЗАО «Хохломская роспись» выработали формулу качества своей продукции, которая легла в основу производства хохломской продукции. Таким образом, все технологические процессы на предприятии подчиняются не требованиям рынка, стимулирующим онлайн-производство, а законам художественной конъюнктуры, ориентированной на покупателя со вкусом.Такая политика руководства уже дала свои плоды, заказы стали поступать не из сувенирных лавок, а из известных художественных салонов и галерей.

Процесс изготовления художественных изделий в инстиле Хохлома — это сложная технологическая цепочка. Древесина используется только для твердых пород дерева, предпочтение отдается извести как наиболее пластичному и отзывчивому материалу. Материал проходит этап естественной сушки на открытом воздухе в течение одного года, затем бревна и комли растворяются в заготовках, которые сушат еще три месяца.После этого древесина уже пригодна для обработки на токарных станках. Из отдельных кусочков делают матрешки, из массивных бревен вырезают большие вазы. Для ложек и ведер подойдет древесина сапониума, она легко режется и не трескается.

Вырезанные и вырезанные заготовки называются «полотном», это «белье» перед покраской снова сушат, уже при температуре около 100 градусов. После этого продукты грунтуются и повторно загружаются в духовку, разогретую до 120 градусов. Затем заготовки шлифуют, сколы и выбоины на поверхности шпаклюют и покрывают тонким слоем олифы.Незадолго до высыхания заготовка покрывается алюминиевой пудрой и шлифуется так, что вся поверхность покрывается равномерно. Далее серебристо-матовые чашки, ложки и блюдца, вазы и миски поступают к художникам для окончательной отделки — художественной росписи Хохломы.

: Изобразительное искусство :: Культура и искусство :: Россия-Инфоцентр

КУПИТЬ ХОХЛОМСКАЯ ПОСУДА

Хохлома — традиционное народное русское ремесло, появившееся в 17 веке в деревнях под Нижним Новгородом. Один из самых известных видов народной русской декоративной росписи, с его помощью создается роскошная, богато украшенная деревянная посуда и мебель.

Изделия хотя и деревянные, но выглядят как позолоченный металл, а их золотая поверхность и орнаменты переливаются мягким металлическим блеском. Мастера Хохломы владеют оригинальной технологией росписи дерева золотом без использования золота.

Традиционно на золотом фоне раскрашивают цветочные орнаменты черного и красного (реже зеленого) цвета. Золотой, черный и красный — такое сочетание можно увидеть в различных произведениях древнерусского декоративно-прикладного искусства, но для Хохломы эти цвета особенно важны: красный добавляет теплоту и мягкость искусственному золоту, а черный подчеркивает его блеск.Кроме того, закругленные поверхности окрашенной посуды не имеют резких линий и, таким образом, красиво рассеивают свет.

Хохломская роспись получила свое название по торговому поселению Хохлома в Нижегородской губернии; расписные деревянные изделия привозили на продажу из близлежащих деревень, хотя в самой Хохломе они никогда не производились.

Ремесло своим происхождением обязано старообрядцам, которые, спасаясь от преследований чиновников, укрылись в местных лесах. Однако следует отметить, что еще до приезда местные жители занимались изготовлением посуды из мягких пород дерева.Среди раскольников были и иконописцы, обучавшие местных мастеров этой технике росписи. Легенда повествует о замечательном иконописце Андрее Лоскуте, который отказался подчиняться религиозным реформам патриарха Никона и поэтому прилетел из столицы и поселился в лесу. Писал в старинном стиле деревянные изделия и иконы. Патриарх узнал об этом и послал солдат схватить вольнодумного монаха. Но Андрей не сдавался; он сжег свою хижину (и, возможно, сам внутри нее), а до этого доверил сельским жителям сохранить свои ремесла.

Технология хохломской росписи с тех пор практически не изменилась. Процесс состоит из нескольких этапов: сначала заготовки обтачиваются на токарном станке, затем изделие шлифуется на жидком глиняном растворе и смазывается льняным маслом, а на следующем этапе обрабатывается олифой и сушится. Этот шаг повторяется три-четыре раза. Следующий этап — лужение: изделие покрывается алюминиевой металлической пудрой (раньше использовали серебряную пудру, а позже более дешевую оловянную пудру). Затем изделие серебристого цвета готово к росписи маслом и закрепляется сушкой в ​​печи.После этого работа покрывается несколькими слоями лака, каждый из которых просушивается отдельно в печи. Именно под воздействием высокой температуры лак превращает серебряный цвет изделия в золотистый.

Хохломские художники наносят живопись свободной кистью, без предварительной разметки. Образность хохломы декоративна и орнаментальна: она наиболее обобщенно передает красоту живой природы. Изображения цветущих кустов и ягод всегда считались в России символами добра, благополучия и счастья.Этот красивый обычай сохраняется и в наши дни мастерами Хохломы, которые украшают привычные предметы домашнего обихода витиеватой росписью. Они используют растительные орнаменты из цветов, трав и ягод. В хохломской росписи существует несколько видов этого орнамента.

Существует два основных типа хохломской росписи: верхняя роспись — красный и черный орнамент на золотом фоне; и фоновая живопись — золотые орнаменты на цветном фоне. «Верхняя роспись» включает традиционные элементы орнамента «трава» и «лист».«Трава» состоит из травинок и родников, окрашенных в красный или черный на золотистый цвет. «Листовая» роспись состоит из овальных листьев и ягод, обычно раскиданных по стеблю. «Фоновая» роспись основана на большом золотом рисунке на красном или черном фоне. Сначала обводится контур, затем заполняется фон, а затем поверх фона добавляются небольшие рисунки. Один из видов фоновой росписи называется кудрина (от русского «кудри» — завитки) — это цветущий узор с замысловатыми золотыми завитками, напоминающими локоны.В начале 19 века «верхняя» роспись была более распространена, поскольку «фоновая» роспись более сложна и использовалась в дорогих подарочных изделиях. «Фоновая роспись» стала особенно популярной во второй половине XIX века, когда было налажено хохломское мебельное производство.

Уникальные произведения хокломского искусства можно увидеть в Хокломском музее, открытом на фабрике Семенова в 1972 году. Среди них огромная хокломская ложка размером 2 метра 67 см и чаша размером полтора метра.Современные хохломские предприятия производят посуду, мебель, сувениры и другие товары.

Подробнее о русских сувенирах …

КУПИТЬ ХОХЛОМСКАЯ ПОСУДА

Хохломские венки бесшовные векторные шаблон дизайна

Переключить навигацию

  • Совершенно новый

  • Тенденции

    • Тенденции
    • Все
    • Раскраски
    • Йога Животные
    • Что-то сорбет
    • Pixel Burst
    • Лимончелло
    • Пустынная Империя
    • Нежная Флора
    • Столкновение животных
    • Роскошная эра
    • Кафе Париж
    • Марина Блю
    • Бохо Сохо
    • Артистическое этно
    • Эко
    • Джунгли
    • Нордик Софт
    • Опал Вояж
  • Вне времени

    • Вневременной
    • Все
    • Готика
    • Ренессанс
    • Барокко
    • Искусство модерн
    • Двадцатые годы
    • Арт-деко
    • Пятидесятые
    • Шестидесятые
    • Семидесятые
    • Восьмидесятые
    • Черное и белое
    • Границы
    • Пэчворк
    • Коттедж
  • Дети

    • Дети
    • Все
    • Младенцы
    • Мальчики
    • Девушки
    • Подросток
    • Обниматься, друзья
    • Приключение
    • страна чудес
    • Сладкие угощения
    • Сказки

Русский выкройка Ткань Birght Khokloma


  • Информация

    • Информация о доставке
    • Политика конфиденциальности
  • Отзывы
  • Контакты

Доллары США ($)

  • Доллары США ($)

  • Новозеландский доллар (NZ $)

  • Канадский доллар (Can $)

  • Евро (€)

  • Фунт стерлингов (£)

  • Австралийский доллар (AU $)


английский


  • английский


  • французкий язык

Традиционная русская одежда для детей и взрослых

счет

  • Заказы

Войти Зарегистрироваться

Электронное письмо

Пароль Забыли пароль?

Зарегистрируйте новую учетную запись

войти в систему

Запомните меня

моя тележка

Ваша корзина пуста

0 руб.00

Посмотреть корзину

Проверять, выписываться

Дом


  • Меню


  • Одежда

    • Русская Одежда


      • Сарафан Платья
      • Косоворотка Рубашки
      • Кокошник Диадемы
      • Русские Блузки
    • Украинская Одежда

      • Польская Народная Одежда

      Выкройка хохлома по выгодной цене — Выгодные предложения на выкройку хохломы от глобальных продавцов хохломской выкройки

      Отличная новость !!! Вы попали в нужное место для выкройки хохломы.К настоящему времени вы уже знаете, что что бы вы ни искали, вы обязательно найдете это на AliExpress. У нас буквально тысячи отличных продуктов во всех товарных категориях. Ищете ли вы товары высокого класса или дешевые и недорогие оптовые закупки, мы гарантируем, что он есть на AliExpress.

      Вы найдете официальные магазины торговых марок наряду с небольшими независимыми продавцами со скидками, каждый из которых предлагает быструю доставку и надежные, а также удобные и безопасные способы оплаты, независимо от того, сколько вы решите потратить.

      AliExpress никогда не уступит по выбору, качеству и цене. Каждый день вы будете находить новые онлайн-предложения, скидки в магазинах и возможность сэкономить еще больше, собирая купоны. Но вам, возможно, придется действовать быстро, поскольку этот топовый узор хохломы в кратчайшие сроки станет одним из самых востребованных бестселлеров. Подумайте, как вам будут завидовать друзья, когда вы скажете им, что приобрели выкройку хохломы на AliExpress.Благодаря самым низким ценам в Интернете, дешевым тарифам на доставку и возможности получения на месте вы можете еще больше сэкономить.

      Если вы все еще не уверены в выкройке хохломы и думаете о выборе аналогичного товара, AliExpress — отличное место для сравнения цен и продавцов. Мы поможем вам решить, стоит ли доплачивать за высококлассную версию или вы получаете столь же выгодную сделку, приобретая более дешевую вещь.И, если вы просто хотите побаловать себя и потратиться на самую дорогую версию, AliExpress всегда позаботится о том, чтобы вы могли получить лучшую цену за свои деньги, даже сообщая вам, когда вам будет лучше дождаться начала рекламной акции. и ожидаемая экономия.AliExpress гордится тем, что у вас всегда есть осознанный выбор при покупке в одном из сотен магазинов и продавцов на нашей платформе. Реальные покупатели оценивают качество обслуживания, цену и качество каждого магазина и продавца.Кроме того, вы можете узнать рейтинги магазина или отдельных продавцов, а также сравнить цены, доставку и скидки на один и тот же продукт, прочитав комментарии и отзывы, оставленные пользователями. Каждая покупка имеет звездный рейтинг и часто имеет комментарии, оставленные предыдущими клиентами, описывающими их опыт транзакций, поэтому вы можете покупать с уверенностью каждый раз. Короче говоря, вам не нужно верить нам на слово — просто слушайте миллионы наших довольных клиентов.

      А если вы новичок на AliExpress, мы откроем вам секрет.Непосредственно перед тем, как вы нажмете «купить сейчас» в процессе транзакции, найдите время, чтобы проверить купоны — и вы сэкономите еще больше. Вы можете найти купоны магазина, купоны AliExpress или собирать купоны каждый день, играя в игры в приложении AliExpress. Вместе с бесплатной доставкой, которую предлагают большинство продавцов на нашем сайте, вы сможете приобрести khokhloma pattern по самой выгодной цене.

      У нас всегда есть новейшие технологии, новейшие тенденции и самые обсуждаемые лейблы.На AliExpress отличное качество, цена и сервис всегда в стандартной комплектации. Начните самый лучший шоппинг прямо здесь.

      .

      Добавить комментарий