Гжельская роспись техника выполнения: особенности поэтапного рисования, мастер-класс и основы технологии

By alexxlab No comments

Методическое пособие «Гжельская роспись»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области

«Сызранский колледж искусств и культуры им. О.Н.Носцовой»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ОДП 02.05. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы

Специальность 54.02.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»

по виду «Художественная роспись по дереву»

преподаватель ГБПОУ СКИК

А.Г. Смирнова

Сызрань, 2018г.

Гжельская роспись

(Гжель)

История Гжельской росписи

Гжель — один из традиционных русских центров производства и росписи изделий из керамики. Исторически, — это обширный район, состоящий из трех десятков деревень и сел, объединённых в «Гжельский куст», который расположен примерно в 60 км от Москвы вдоль Большого Касимовского тракта. В современное время Гжельская волость входит в состав Раменского района Московской области.

Гжельский промысел известен около 700 лет, но на самом деле, никто не знает, когда он возник, ведь первое упоминание о Гжели нашлось в завещании Ивана Калиты от 1328 года. Гжельская волость расположена на суглинистых нечернозёмных угодьях, поэтому с древнейшех времен здесь селились в основном мастера гончарного дела. Издавна делали они посуду из белой глины. Даже название деревни связано было со словом «жечь» (глину жгут, обжигают, глиножоги), ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу.

Издавна Гжель славилась своей глиной. Широкая добыча разных сортов глины велась с середины XVII века. В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ «Во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая годится к аптекарским сосудам». Тогда же для аптекарского приказа было доставлено в Москву 15 возов глины из Гжельской волости и «повелено держать ту глину на аптекарские дела: и впредь тое глину изо Гжельской волости указал государь изымать и возить тое же волости крестьянам, какая же глина в Аптекарьский приказ надобна будет». В 1770 году Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу «для алхимической посуды». Великий русский учёный М.В. Ломоносов, по достоинству оценивший гжельские глины, написал о них столь возвышенные слова: «…Едва ли есть земля самая чистая и без примешания где на свете, кою химики девственницею называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская…, которой нигде не видал я белизною превосходнее…».

До середины XVIII века Гжель делала обычную для того времени гончарную посуду, изготавливала кирпич, гончарные трубы, изразцы, а также примитивные детские игрушки.

Конец XVIII века явился временем расцвета гжельской майолики*. Здесь начинают выпускать «чернолощеную» (закопченую) керамику и «муравленую» (покрытую глазурью) посуду. К 1800 году в Гжели насчитывается 25 заводов, выпускающих гончарную посуду. После 1802 года, когда была найдена светлая серая глина, в Гжели возникло производство полуфаянса, из которого во множестве делали квасники, кувшины и кумганы. Со второй половины 20-х годов XIX века многие изделия расписывали только синей краской. Полуфаянс отличался грубым строением и малой прочностью.

*Майолика — это изделия с цветным пористым черепком, покрытые белой эмалью, на которую до или после обжига наносится роспись жидкими либо густыми эмалевыми красками. Под этим понятием подразумевается и керамика с цветными глазурями на фаянсовом белом или цветном черепке.

В начале 1804 года братья Куликовы, нашли состав белой фаянсовой массы и основали первый фаянсовый завод. Затем один из братьев Куликовых, Павел выучился технике изготовления фарфора, придумал свой горн (печь для обжига), разработал рецепты глиняной массы и наладил фарфоровое производство Гжели.

Вторая четверть XIX века — период наивысших художественных достижений гжельского керамического искусства. Стремясь получить тонкий фаянс и фарфор, владельцы производств постоянно совершенствовали состав белой глиняной массы.

C середины XIX века многие гжельские заводы приходят в упадок, производство керамики резко сокращается. Развитие капитализма в России привело к промышленному кризису. Народное искусство быстро вырождалось и на рубеже XIX-ХХ веков пришло к полному забвению.

Только после Октябрьской революции и национализации заводов в Гжели начинается восстановление промысла.

В 1929 году в Гжели была создана первая артель под названием «Вперед, керамика». Через некоторое время образовалось еще несколько артелей, которые впоследствии объединились в предприятие «Художественная керамика».

Уже в 1930-х 1940-х гг. здесь была сосредоточена почти половина всех фарфорофаянсовых предприятий России.

В 1972 году было создано Объединение «Гжель», в которое вошли все мелкие производства, расположенные в соседних деревнях. Творческие группы разработали новые образцы и новые формы изделий.

Технология Гжельской росписи

Русский живописец Б.М. Кустодиев говорил, что гжельские чайники и чашки цветут «колдовскими синими цветами”. И действительно, знаменитые синие цветы, листья и бутоны на белом фоне – исключительная гжельская традиция, которой не найдешь нигде больше в мире. Самобытный стиль росписи кобальтом (синей краской) использует тридцать различных оттенков: от почти прозрачного светло-голубого до насыщенного темно-синего цвета. Но оттенки цвета появляются лишь после обжига, в сыром виде рисунок кобальтом выглядит серо-черным.

Поверить трудно: неужели
Всего два цвета? Чудеса!..
Вот так художники из Гжели
На снег наносят небеса!
Л. Куликова.

Гжель традиционно расписывают синими красками. Синий цвет лучше всего выглядит на фоне белой глазури и при обжиге приобретает необычное сияние.

Художественная система приемов гжельского письма закреплялась в индивидуальных почерках, своеобразных манерах исполнителей. Используя в творчестве один и тот же набор живописных элементов, мастера — художники создают свой индивидуальный, узнаваемый сюжет росписи: букет или отдельный цветок, архитектурные пейзажи, животный и растительный мир, изображения людей.

Важная особенность в гжельской росписи сине-белого фарфора — живописное начало. Большое значение в технологии росписи придается движению кисти, способной создавать множество тончайших градаций синего цвета. В росписи применяется широкий кистевой мазок с его переходами от звучного, насыщенного синего цвета до размытого голубого. В сочетании с белым фоном рисунок создает ажурный узор на поверхности изделия: в центре — яркое, крупное пятно — изображение цветка, а вокруг легкая россыпь веточек с листьями и ягодками, завитков, усиков, едва различимых, уходящих в белизну фона. Лепестки цветка, выполненные одним закругляющимся мазком с тенями, складываются в пышную, округлую чашу. В ее белой середине рассыпаны мелкие точки-тычинки. Градация синего цвета придает лепесткам выпуклость, цветок словно вылеплен из лепестков-долек. Гирлянды цветов соседствуют с сетчатым орнаментом, выполняемым тонкой кистью. Сетки могут сочетать в себе чередование тонких и широких линий, перемежающихся точками.

Основными элементами в технологии гжельской росписи фарфора являются так называемый кистевой «светотеневой мазок» (мазок с тенями), ситчик, кистевой мазок одной кистью, а также второстепенные: сетки, штриховки, завитки, отводки, усики и т.д.

Мазок с тенью

Кистевой «мазок с тенями», обладает большим тональным диапазоном: от глубоких и темных тонов до очень светлых и легких. Краска наносится на поверхность изделия легким круговым разворотом. В утолщенной части кисти краски больше — кистевой мазок получается темным, насыщенным. Ближе к середине мазок включает различные оттенки синего цвета. «Мазок с тенями» образует плотную поверхность синего цвета, контрастирующего с белым фоном. В этом случае особенно важно соотношение белого и синего цветов. Белый фон становится вторым цветом, он также активен, как и сама кобальтовая роспись.

В технологии гжельской росписи существует понятие «росписи одной кистью» когда каждый последующий кистевой мазок отличается от предыдущего тональной насыщенностью. Насыщенность синего цвета меняется в зависимости от того, как расходуется краска, набранная на кисть: первые мазки получаются сочными, но по мере убывания краски светлеют. Тогда на кисть вновь набирают краску — мазки резко усиливаются, а затем вновь ослабевают. Каждый лепесток отличается насыщенностью синего цвета, а в целом одноцветное изображение получает богатое тональное звучание, что придает росписи особую мягкость.

Также в технологии росписи существует прием использования в росписи тонкого, ювелирного орнаментального узора «ситчик», когда в работу включается не вся кисть, а лишь ее тонкий кончик. Традиционный мотив гжельской росписи — птицы и петухи, трактуется как орнамент. Хвост может ассоциироваться с пышным цветком с лепестками различной величины и тональной насыщенности, туловище — бутон с волнистыми краями шея, грудь — каплевидные лепестки. Художники и живописцы, создавая свои произведения и украшая их росписью, берут сюжеты и сцены из окружающей природы.

Не менее значительны и второстепенные элементы, входящие в живописные композиции: легкие закручивающиеся усики, спиралевидные завитки, точечные и штриховые заполнения, различного рода росчерки, линейные отводки, узкие пояски простого геометрического орнамента, геометрические сетки. Дополнительные элементы придают живописной композиции своеобразный ритм.

1) рассмотрим самые простые элементы гжельских узоров — точки, штрихи и линии.  

Попытайтесь поэкспериментировать со смешением цветов, разбавляя синюю краску с белой и получая все новые и новые оттенки.

2) Бордюры — простейшие орнаменты: детям необходимо уловить их закономерность.

3) Капельки, и составные из них узоры: приближаемся к флористическим мотивам (цветы, растения). Капельками хорошо изображать лепесточки, листочки и веточки. Детям проще всего делать капельки — примакиванием кисти.

Как рисовать Гжельских птичек

Искусство создания высокохудожественных фарфоровых изделий приобрело сложный, пространственный, живописный скульптурный характер. Сейчас художники считают себя вправе не ограничиваться функциональностью изделий, а стремятся к созданию изделий эмоционально насыщенных, способных не только украсить, но и преобразить наш быт. Роспись и форма составляют единое целое в образном решении каждого изделия. Подчиняясь форме, роспись дополняет ее, придавая изделию большую основательность, выделяя детали, подчеркивая форму, оживляя лепные детали, порой дополняет то, что было недосказано в пластике.

Орнамент в круге

Технология гжельской росписи предполагает только одну краску — кобальт, которая затем приобретает характерный для гжели синий цвет. Она разводиться водой. Пишут узоры по поверхности изделия, а затем его покрывают глазурью. Пишут по фарфору мазками, линиями, а в орнамент входят листья и цветы. Рисуют быстро. Мазки ложатся ровно. Кажется, на первый взгляд, что все они одного цвета. Но после печи узор приобретает множество оттенков и тонов, придавая своеобразие изделиям.

Орнамент угловой

Традиционно цветовое сочетание — синий кобальтовый и белый — являлась первым отличительным признаком росписи в стиле «гжель».

Тематическая композиция

Но современные мастера смогли воссоздать многоцветную роспись, а также рисунки золотом и платиной. Эта техника используется при нанесении узоров на особую керамику — костяной фарфор. Материал был открыт в Англии в 1750 году.

Костяной фарфор

Костяной фарфор обычно белого цвета, с едва уловимым оттенком топленого молока. Если чашку из такой керамики поднести к источнику света, она просвечивает. Чистоту фарфоровой массы легко проверить, если вглядеться в блики на поверхности. Так хорошо просматриваются все ненужные примеси. Поэтому качественный костяной фарфор никогда не расписывают целиком. Красота белизны материала должна подчеркиваться рисунком, а не скрываться.

Гжель сегодня — это не только красивая бело-синяя посуда, но и камины, люстры, статуэтки, игрушки, вазы и другие предметы интерьера.

Наглядные примеры Гжельской росписи

Мастер-класс гжельской росписи в фотографиях


Мастер-класс гжельской росписи по материалам публикации журнала DEKO №2, 2008 г.

Птица и букет – майский привет


Керамический промысел в подмосковной Гжели известен по письменным источникам с XIV века, но по находкам археологов на берегах реки Гжелки, на местах стоянок древнего человека и более 2000 лет назад здесь занимались керамическим промыслом. Местность эта уникальна, на поверхность земли выходят разные глины красные, серые, белые и из этих глин за многовековую историю местные мастера-гончары изготавливали свои произведения, которые и прославили 30 гжельских деревень. Самые известные направления в Гжельской керамике – это многоцветная майолика XVIII века, полуфаянс с синей росписью XIX века и фарфор XIX–XX веков. К началу XX века художественный уровень производимой керамики на промысле упал, и его возрождение началось в 40–50 годах XX века. В основу нового фарфорового направления легли формы полуфаянсовых изделий XIX века, расписанных кобальтовой синей краской.


Со временем контурное плоскостное письмо превратилось в роспись теневым мазком, этот приём в мировой керамике широко известен, но гжельские мастера довели этот вид росписи до небывалых высот. Многократно варьируя композиции росписи, местные живописцы обогащали её всё новыми трактовками. Каждый мастер привносил своё в манеру росписи, появлялись новые сюжеты, а особо понравившиеся мотивы повторялись и варьировались.


В 80–90 годах XX века популярность гжельских изделий с кобальтовой росписью достигла апогея. Все стремились иметь в домашней коллекции хоть несколько дефицитных изделий. Стало модным дарить «гжель» и устраивать чаепитие для гостей из гжельской посуды.


Времена дефицита прошли. Настало время рыночных отношений и конкуренции. Государственные органы в лице министерств и ведомств больше не руководят народными промыслами. Частные мастерские и фарфоровые заводы Гжели начали развивать производство художественного фарфора исходя из своих представлений о прекрасном. И в условиях конкуренции стали выкристаллизовываться новые направления, подчас необычные и интересные. Каждый стремится завоевать покупателя.


Одной из характерных черт гжельского фарфора и является традиционная роспись кобальтом. И многое зависит от мастерства при выполнении этой росписи. При большом количестве производителей гжельского фарфора (мы имеем в виду только фарфор, сделанный в Гжели, местными мастерами и не затрагиваем тему подделок) человеку непосвящённому трудно разобраться и понять, какой он – настоящий гжельский фарфор с традиционной кобальтовой росписью.


Выполнение подглазурной мазковой гжельской росписи – это трудоёмкий процесс, требующий высокой квалификации мастера, а подчас и потомственного мастера, который с детства занимался творчеством и учился у своих родителей.


На нашем мастер-классе, который проводит потомственная талантливая гжельская мастерица Татьяна Сивова, мы покажем самые распространенные гжельские сюжеты – «Птица Гжели» и «Гжельская роза».


Инструменты и материалы:

— белая плотная бумага (чертёжная) размером А-4

— краска гуашь – ультрамарин компании «ГАММА»

— стеклянная палитра для растирания краски

— кисти круглые беличьи № 1, 2, 3, 6, 8

— металлический шпатель

— вода

Эскиз «Гжельская птица»


Шаг 1. Выкладываем на палитру немного краски из баночки, добавляем воды и тщательно растираем на палитре краску шпателем до получения однородной массы. Краска должна иметь консистенцию жидкой сметаны, но не растекаться по стеклу.


Шаг 2. Для выполнения мазковой росписи кисть № 8 немного смачиваем в воде, отжимаем лишнюю воду о край банки. На чистой стороне стекла расправляем ворс кисти «веером» или «паткой», чтобы она стала плоской. Круговыми, плавными движениями набираем краску, каждый раз захватывая все больше краски на одну сторону кисти.


Шаг 3. Держим руку на весу, но мизинец (для упора) касается бумаги. Прижимаем кисть к поверхности бумаги сначала кончиком, одновременно двигаем кисть к себе, в середине мазка нажимаем сильнее, а в конце плавно поднимаем, поворачивая плоскостью кисти вдоль мазка. Все движения выполняем только пальцами, которые сжимают кисть. Получился серповидный мазок с тенью на внешней стороне – тулово сказочной птицы.


Шаг 4. Основания для крыльев делаем короткими мазками, а «бёдра» каплевидными, тёмными.


Шаг 5. Делаем хвост. Один мазок ровный, другой для придания воздушности делаем волнообразными движениями пальцев, к концу мазка волны затухают, кисть поднимается от поверхности бумаги, мазок становиться тоньше.


Шаг 6. Оперение крыла выполняем кистью № 6. Мазки чуть волнисты, и их длина уменьшается и утоньшается, приближаясь к тулову птицы.


Шаг 7. Теперь кистью № 3 с длинным заострённым концом набираем краску на всю её рабочую часть. Делаем детали оперения более тёмным, однотонным мазком, опуская кисть на бумагу плашмя, получаются «капельки» или «ляпушки».


Шаг 8. Самой тонкой кистью выполняем мелкие детали – маленькие пёрышки, глазки и завитки возле головы и хвоста птички.


Шаг 9. Эскиз гжельской сказочной птицы готов, теперь можно приступать к исполнению росписи на фарфоре.

Эскиз «Гжельский букет»


Шаг 10. Делаем основание гжельской розы – полукруглый теневой серповидный мазок кистью № 8. Пальцами руки как бы очерчиваем в воздухе круг, постепенно приближая кисть к бумаге, лёгкое прикосновение, сильнее нажим – и плавно поднимаем кисть в воздух.


Шаг 11. Стилизованные лепестки нашей розы сводим в одну точку к основанию цветка (цветоножки). Здесь мазки выполняем лёгкими волнообразными движениями, чтобы «оживить» розу.


Шаг 12. Упругими, волнообразными движениями делаем «шапку» розы.


Шаг 13. Для подмалёвка набираем на кисть № 6 краску, сильно разбавленную на палитре водой, мазок однотонный бледный.


Шаг 14. Листочки пишутся короткими мазками, наложенными друг на друга «ёлочкой», тень у мазка снаружи, по-этому половину листа пишем мазком с правой тенью, а другую с левой, при этом «лопатку» кисти поворачиваем на 180 градусов.


Шаг 15. Короткими прикосновениями кисти делаем лепестки флокса.


Шаг 16. Тонкой длинной кистью № 2 выполняем «графику» – прожилки у листочков и веточки у «ягодок». Краску набираем на всю длину ворса кисти, линию проводим с нажимом у основания и более тонкую к концу, этим достигается каллиграфия, лёгкость линий.


Шаг 17. «Капельки» или «ляпочки» у основания более «жирные», а к концу сходят «на нет».


Шаг 18. Завершают композицию «тычинки» в центре розы, выполненные тонкой кистью с тупым концом и «вилюшки» или «усики» тонкой кистью № 1, они придают всей композиции лёгкость и воздушность.

Роспись на фарфоре

«Гжельский букет»


Состав кобальтовой подглазурной краски: окись кобальта (порошок), кварц, фарфоровая глазурь, каолин, глицерин, декстрин. Приготовляется в фарфоровой шаровой мельнице в течение 40 часов. Краска имеет чёрный цвет и становится синей только в процессе обжига в окислительной среде(при подаче воздуха), приобретает насыщенный цвет при температуре градусов. Эта роспись называется «подглазурной», так как она наносится на фарфор до глазури оказывается под прозрачной плёнкой стеклянной глазури.


Шаг 19. Керамическую краску выкладываем на стеклянную палитру, добавляем воду и растираем круговыми движениями до состояния жидкой сметаны. Шпатель плотно прижимаем к стеклу всей рабочей поверхностью. Расписываем фарфоровую вазу. Ваза отлита в гипсовую форму из фарфорового шликера (жидко разведённая глина) и уже прошла закрепительный, «утильный» обжиг при температуре 900 градусов в течение 20 часов в газовой камерной печи. Этот полуфабрикат довольно хрупкий, имеет пористую поверхность и хорошо питывает воду.


Шаг 20. Переносим с эскиза основные контуры букета на тулово вазы. Простым карандашом намечаем основные элементы композиции (след от карандаша при обжиге выгорает).


Шаг 21. Набираем кобальтовую краску на одну сторону кисти № 8 и делаем первый мазок гжельской розы – осно- вание самого крупного цветка. Вазу придерживаем за горловину и поворачиваем для росписи. Мазок выполняем уверенно, без остановки, иначе черепок быстро впитает воду с кисти и мазок не получится. В отличие от росписи на бумаге фарфоровый «утиль» –очень пористый материал, и при наборе краски нужно больше смачивать кисть в воде.
Шаг 22. Все операции росписи по фарфору проводятся точно так же, как и на эскизе (по бумаге). Отличия – пористая фактура, чёрный цвет краски и сферическая поверхность вазы.


Шаг 23. Выполняем «завитушки».
Шаг 24. Делаем «реснички».
Шаг 25. Элемент «Вилюшка» или «пружинка».


Шаг 26. «Капельки» делаем кистью№ 6 с острым кончиком, при нажатии на поверхность кисть оставляет отпечаток в форме капли.


Шаг 27. Элемент «ёлочка».
Шаг 28. «Тычинки» или «веснушки» делаем кистью № 4 с закруглённым (подрезанным) кончиком.
Шаг 29. Тулово вазы расписано.


Шаг 30. Теперь нужно расписать её «плечики». Ставим вазу на турнетку – специальный металлический крутящийся столик. Левой рукой мастер раскручивает поворотную часть столика со скоростью 20–30 оборотов в минуту и карандашом наносит контуры орнамента на «плечиках» и «горле» вазы.
Шаг 31. Раскручивая с постоянной скоростью турнетку, подносим кисть с набранной краской и плавно прижимаем её к поверхности вазы. Локоть правой руки покоится на подлокотнике. Отводка широкая с тенью.


Шаг 32. Выполняем несколько отводок: две широких и несколько тонких.
Шаг 33. Тонкими тёмными линиями делаем сетку.
Шаг 34. Для «оживления» сетки на пересечении линий наносим тёмные точки тонкой кистью с тупым концом.
Шаг 35. Делаем волнистый орнамент «поясок» с чередующимися каплевидными однотонными мазками.
Шаг 36. Горловину вазы оформляем в предпоследнюю очередь, так как во время росписи мастер держит вазу за край, и краска может смазаться. Вазу переворачиваем и ставим на горло для удобства росписи отводки.


Шаг 37. Тонкой кистью делаем длинные капельки «волной», и отводку дополняем тёмными точками для придания ритма.
Шаг 38. Переворачиваем вазу, делаем завершающие отводки на её «ноге».
Шаг 39. Мастер подписывает свою работу и ставит год.


Шаг 40. И вот наша ваза готова. Теперь ей предстоит пройти глазуровку и «политой» обжиг при температуре 1300 градусов.


МАСТЕР-КЛАСС: ТАТЬЯНА СИВОВА
ТЕКСТ: ВАЛЕНТИН РОЗАНОВ
ФОТО АВТОРА


Татьяна Алексеевна Сивова

Художник Гжельского фарфорового завода. Родилась в Гжели в деревне Меткомелино в 1977 году в семье потомственных фарфористов.

Отец Алексей Рогов – известный гжельский художник. Мать Надежда Рогова – мастер по росписи фарфора. Татьяна окончила Гжельскую художественную школу и Гжельский художественно-промышленный колледж. Стипендиат Международной программы «Новые имена», дипломант Всероссийского конкурса «Молодые дарования». Участница выставок народных художественных промыслов в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Ярославле, Сергиевом Посаде, а также в Берлине, Гамбурге, Дюрене, Базеле и в Шотландии. Автор многих композиций гжельской росписи. Член Творческого Союза художников декоративно-прикладного искусства, отделение фарфора и керамики.

Хотите попробовать создать свой шедевр, под руководством настоящих гжельских художников? Приезжайте к нам в гости! Мы с радостью поделимся с вами нашей бесконечной любовью к гжельскому фарфору и людям, которые своими руками создают эти удивительные вещи. 


Вы можете заказать познавательную экскурсию на производство Гжельского фарфорового завода, мастер-класс или организовать полноценное корпоративное мероприятие! Для этого позвоните нам по телефону +7 (903) 107-21-29 (Светлана Николаевна), или пришлите заявку на почтовый адрес: [email protected].

Мастер-класс смотреть онлайн: Гжельская роспись, расписываем кружку

Русский живописец Б.М.Кустодиев говорил, что гжельские чайники и чашки цветут «колдовскими синими цветами”. И действительно, знаменитые синие цветы, листья и бутоны на белом фоне – исключительная гжельская традиция, которой не найдешь нигде больше в мире. Самобытный стиль росписи кобальтом (синей краской) использует тридцать различных оттенков: от почти прозрачного светло-голубого до насыщенного темно-синего цвета.

Здравствуйте, дорогие мастерицы! Предлагаю вам небольшой мастер класс по росписи пластмассовой кружки для кистей, гжельской росписью. Сама я 8 лет занималась различными видами росписи, урало-сибирской, гжельской и хохломской. Расписывать мы будем обычными акриловыми красками в тюбиках. Итак нам понадобится, кружка. или любой предмет пластмассовый, деревянный( грунотованный) чтоб создать небольшой сюжет из гжели. Также 2 краски акрил, белая, синяя или голубая, 3 кисти, я использую нейлон, подойдет и белка очень хорошо. Номер кистей № 4, №2. и номер 1 , мы будем делать самые тонкие прописки.

Перед работой надо обезжирить поверхность кружки.,я это сделаю с помощью жидкости для снятия лака и ватки, ну или растворителем с ацетоном.

Нарисуем примерный эскиз рисунка на бумге, чтобы понимать, что будет в центре, что по краям.

Круглые кисточки №4, и №2 необходимо немного сплющить плоскогубцами, чтобы у них появились «носик» и «пяточка». На носик мы наносим голубую краску, на пяточку белую, и на палитре рамазываем плавными движениями туда-сюда. чтобы добиться некоего градиента.

На кружке делаем подмалевок белой краской, чтобы понимать откуда рисовать лепестки. просто пальцем рисуем кружок

И начинаем рисовать розу, начиная с нижних лепестков, можете попробовать сначала несколько раз нарисовать на палитре, вообще рекомендую сначала попробовать на палитре, во избежании неаккуратных мазков, Но каждый мазок неудачный можно сразу же убрать с помощью тряпочки, насухо вытерев поверхность. Итак. делаем лепестки вокруг подмалевка

Далее я думаю понятно, следите чтобы случайно не стереть рукавом уже нарисованное, нарисовали розу, чуть подождите , пусть высохнет, прежде чем рисовать листочек. Но НЕ ЗАБЫВАЙТЕ опускать в воду кисти. акрил высыхает быстро, потом сложно будет отмыть кисть!

Розу украсим тычинками. черенком кисти делаем голубые точки в середине цветка. Прописки, ножку цветка рисуем кистью номер 1

Рисуем ягоды, наверху розы, добавляем еще прописок, где кажется что пусто и вуаля! Красивый гжельский сюжет готов.

Буду рада ответить на любые вопросы. Я думаю подобное можно изобразить на разделочной доске, и на мебели, и на цветочном горшке,фантазия вам подскажет. Надеюсь мой мастер-класс поможет вам сделать нашу жизнь чуточку ярче. Удачи вам в творчестве!

Мастер-класс по изобразительному искусству «Гжель»

Муниципальное учреждение «Управление образования» г. Рубцовска

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детско-юношеский центр»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

МАСТЕР-КЛАССА


ПО ТЕМЕ:

«ГЖЕЛЬ»

Для педагогов дополнительного образования и учителей изобразительного искусства

Продолжительность занятия: 2 часа

Автор: Ляшенко

Марина Владимировна, педагог дополнительного образования, высшая квалификационная категория

Рубцовск

2015

Тема мастер-класса

«Гжель»

Цель: усовершенствовать знания и навыки в гжельской росписи с методическими рекомендациями для педагогов.

Тип мастер-класса: изучение нового материала, обобщение и систематизация знаний и их практическое применение.

Методы обучения:

  • Словесно-наглядный;

  • Эмоционального воздействия;

  • Проблемной ситуации;

  • Практический;

  • Работа с литературой и образцами промысла;

  • Ситуация успеха.

Предлагаемая результативность:

  • Эмоционально-художественное восприятие значимости Гжели;

  • Освоение техники выполнения гжельского письма;

  • Приобретение практических знаний по подаче материала по данной теме детям.

Методика подготовки мастер-класса:

  1. Изучение литературы по данной теме.

  2. Подбор изделий гжельских мастеров, наглядных пособий, репродукций, открыток и фотографий.

  3. Роспись изделия для образца.

  4. Знания, полученные на мастер-классе, могут быть использованы педагогами изобразительного и декоративно – прикладного направления на занятиях с детьми.

  5. Выбор упражнений для физминутки, гимнастики для пальцев и глаз.

  6. Подготовка раздаточного материала.

План мастер-класса

  1. Оргмомент.

  2. Знакомство с темой мастер-класса и с уровнем уже имеющихся знаний и навыков педагогов по данному материалу.

  3. Выставка изделий гжельской посуды и знакомство с голубыми цветами Гжели.

  4. История гжельского фарфора.

  5. Физминутка.

  6. Кобальтовый цветок и его тайна.

  7. Приемы кистевой росписи, упражнения, элементы.

  8. Гимнастика для пальцев.

  9. Практическая работа.

  10. Гимнастика для глаз.

  11. Творческая работа педагогов.

  12. Выставка – просмотр с анализом сделанных работ.

  13. Методические рекомендации.

Ход мастер-класса

1. Оргмомент: Знакомство с участниками мастер-класса. Повторение правил организации рабочего места для росписи.

2. Знакомство с темой мастер-класса и с уровнем уже имеющихся знаний и навыков педагогов по данному материалу.

– Сегодня мы с Вами раскроем тайну голубых цветов Гжели. Что Вы знаете об этом промысле? (это роспись по фарфору, где используется синий цвет).

– Это все правильно, но давайте познакомимся поближе с творчеством мастеров гжельского фарфора и голубыми цветами Гжели.

3. Выставка изделий гжельской посуды и знакомство с голубыми цветами Гжели.

– Гжельский фарфор, украшенный нарядной, синей росписью, приобрел прочную популярность как у нас в стране. Так и за рубежом. Ценность его в том, что он неповторим и очень декоративен. Изделия гжели украшают цветы, листья или целые букеты и гирлянды цветов.

– Каким цветом написано все это великолепие? (синим)

– Правильно, одним единственным цветом – синим кобальтом, который положен на белую поверхность то широким густым мазком, то едва заметным касанием кисти. Мазки разной интенсивности создают сочный, яркий, очень выразительный рисунок. Свое название «гжель» этот фарфор получил от деревни Гжель, которая находится в Раменском районе Московской области в 60 км. От Москвы. Здесь издавна занимались гончарным промыслом. Более 30 деревень жили тем, что делали разнообразную керамическую и сами продавали ее на рынках Москвы и других крупных городах России.

4. История гжельского фарфора.

История гжельского фарфора уходит в те далекие времена, когда в XVII веке стали вывозить здешние отличные глины для производства различной посуды, ее использовали стекольные заводы и делали особую «алхимическую» посуду для царской аптеки.

Во второй половине XVIII века московский купец Афанасий Гребенщиков построил один из первых русских керамических заводов, где делали разнообразную посуду из майолики. Гжельские майоликовые изделия украшались тогда разноцветной росписью.

В начале XIX века стали производить полуфаянс. Его изготавливали из светлой глины и украшали синей росписью, которую клали под глазурь. Краску наносили сочными свободными мазками, сочетая их с тонким графическим рисунком. Гжельцы очень умело использовали белый фон самого изделия, который как бы становился вторым цветом изображения. Иногда рисунок оттеняли тонким золотым контуром или отдельными черточками. Так рождалась традиция гжельской росписи.

Постепенно гжельские мастера перешли от полуфаянса к фаянсу и тонкому фарфору.

Современная гжель – обаятельное, жизнерадостное, оригинальное искусство. Родившись на Русской земле, оно вобрало в себя глубоко лирическую красоту здешней природы и сдержанный, сильный и экспрессивный темперамент русских людей.

5. Физминутка. Методическая рекомендация для педагогов: Для детей обязательно нужно провести физминутку – это могут быть любые упражнения. Я предлагаю физминутку со стихами.

– Птичка в воздухе летела, (встать около своих парт)

— Птичка крыльями махала (развести руки в стороны и помахать)

— Полетела вправо, влево (повороты корпуса вправо, влево)

— И на ветку тихо села (сесть на свои места)

6. Кобальтовый цветок и его тайна.

— В огне совершается таинство рождения белоснежного фарфора и синего кобальтового цветка.

— Каковы же эти цветы?

— Кобальтовый цветок расправляет синие лепестки и смотрит с белого как снег фарфора. Под его тяжестью склоняется тонкий стебель с синими листьями. Над ним спиралью закручиваются травинки-усики, взметнули синие крылья стрекозы и бабочки, синие птицы поют свои песни кобальтовому цветку. Большой мак и стрельчатый георгин, лесной колокольчик и гордая роза, скромный лютик и пушистый одуванчик – все они словно пришли на белую гладь из далекого синего леса, что виднеется на горизонте.

— Послушайте частушки, которые созвучны с мыслями гжельских мастеров.

— Собираю, разбираю Васильковые цветы.

Я тебя не забываю, не забудь меня и ты.

— Василек ты, василек, а лучше – незабудки.

Заплету из них венок для сестры Машутки.

— Назови, подружка, цветик, самый милый и любой,-

А подружка отвечает: Колокольчик голубой!

— Из лазоревого цвета наберу я два букета,

Синей лентой завяжу, кому в подарок – не скажу!

— Человек увидел в природе редкой красоты сочетание белого и синего и загорелся мыслью перенести сверкающие переливы синевы на белую гладь вазы, на большое круглое блюдо, на стройный кувшин или простую кружку. Мир кобальтового цветка открывается всем зорким, всем, кто умеет видеть прекрасное и радостное.

7. Приемы кистевой росписи, упражнения, элементы.

— В гжельской росписи нужно свободно владеть кистью, работать без заранее нанесенных контуров росписи, не бояться варьировать роспись.

– Посмотрите внимательно, гжельские мастера, кроме мазка, используют тонкий графический рисунок. Этот рисунок состоит из точек и линий. Выполняется он тонкой кистью. Этой же кистью выполняются различные сетки и бордюры.

– Давайте познакомимся с еще одним традиционным элементом гжельской росписи – «капелькой». Этот мазок лежит в основе многих узоров и мотивов. Название его связано с внешним видом, который напоминает дождевую капельку. «Капелькой» изображают листочки, веточки и лепестки многих цветов. Очень красиво смотрится «капельки» расположенные с одной или двух сторон от стебля, особенно если размер их меняется от больших в основании стебля до совсем маленьких на верхушке.

– Но основной рисунок выполняется мазковой росписью. Применяется – мазок с тенью. Этот мазок представляет особую трудность при его освоении и требует определенных навыков. Мазок с тенями – это особый тональный мазок, в котором отчетливо виден переход от темного к светлому оттенку синего цвета. Очень важно для получения хорошего мазка является правильное распределение краски по кисти – к краю ее должно быть больше, а к середине меньше.

8. Гимнастика для пальцев.

— Прежде чем приступить к практической работе, нужно немного размять пальчики. ( Подушечки пальчиков по очереди ставятся на парту и на них нажимают)

Эти пальцы много знают,

Только сил им не хватает

И поэтому опять надо их тренировать.

9. Практическая работа:

10. Гимнастика для глаз.

( Проследить путь корабля, не поворачивая головы)

Кораблик по морю поплыл

Вправо путь он держит

Затем налево повернул.

Остановился.

Вверх взглянул –

Солнце ярко светит.

Кораблик глазки наш закрыл

Раз, два, три –

На дно морское посмотри.

11. Творческая работа педагогов:

Возьмите изделия, рекомендую сосредоточиться на композиционном решении узора и всего оформления изделия. Выполните роспись своего изделия.

10. Выставка – просмотр. Рассматриваем полученные изделия. Идет обсуждение: что получилось, что не получилось, какие трудности возникали.

Критерии:

  • художественный образ изделия;

  • наблюдательность и фантазия;

  • овладение кистевой росписью;

  • качество исполнения.

11. Методические рекомендации:

    • Прежде чем начинать занятия по гжельской росписи нужно подготовить детей: приобрести беличьи кисти, пописать ими различные линии, волнушки, кружки.

    • Желательно чтобы были подлинные изделия гжельских мастеров, дети должны внимательно их рассмотреть и понять их неповторимость и ценность.

    • Обязательно научить правильной организации рабочего места для росписи.

    • Сравнить цветы гжельской посуды с настоящими цветами. Пусть дети сами увидят красоту природы и ее воплощение в сюжетах росписи на изделиях.

    • Хорошо провести упражнения с кистью, для того чтобы рука ребенка привыкла к правильному положению при росписи.

    • Рекомендую при выполнении упражнений по росписи, давать небольшие творческие задания: при изучении «точек и линий» — написать «сеточку», при изучении «бордюров» — придумать свой вариант и т. д.

    • После изучения приемов росписи рекомендую детей научить стилизации растений, дать им творческое задание: выбрать любимое растение и стилизовать его в элементы гжельской росписи.

    • Обратите внимание на то, что гжельские мастера используют для своих композиций не только цветы, но и другие сюжеты. Одним из главных мотивов гжельского народного промысла является птица. Здесь нужно рассказать детям о роли птиц в русской мифологии, о символике и суевериях, связанных с птицами.

    • Когда идет освоение гжельского письма – мазка с тенями, можно рассказать детям, что гжельские мастера очень часто используют посуду для того, чтобы писать настоящие картины на излюбленные темы. А любят они изображать наряду с животными и птицами различные архитектурные сооружения: здания, мосты, дворцы, избы, храмы.

Элементы гжельской росписи Пошаговый мастер-класс

Автор admin На чтение 2 мин. Просмотров 18 Опубликовано Обновлено

элементы гжельской росписи

Познакомим ребенка в этом уроке с такой народной техникой росписи, как гжель. Ее главная особенность – сине-белые переходы мазков краски на керамических изделиях. Для первых шагов подойдут простые подручные материалы – лист бумаги и гуашь. Рассмотрим основные элементы гжельской росписи

Понадобятся такие материалы для изучения основных элементов гжели:

  • — гуашь синяя и белая;
  • — кисточка;
  • — лист бумаги;
  • — палитра;
  • — стакан с водой.

Гуашь

Этапы:

1. К основным элементам гжельской росписи можно относятся точки, узкие и широкие полоски, волны, кустики, листочки и сеточки. Самым распространенным является капля. При помощи нее можно нарисовать различные цветы. Так на палитру размещаем синюю и белую гуашь. Берем сперва кистью синюю, а затем немного берем стороной белую. На бумаге плавно рисуем каплевидную форму, чтобы получить ее с переходом в цвете. Рисуем их до тех, пор пока не получиться идеальный элемент.

Элементы каплевидной формы

2. Точно также берем кистью два цвета гуаши и нарисуем широкую и узкую полоску, где темно-синий цвет будет сверху. Кроме этого, создадим дуги в двух разных вариантах.

Рисование дуг

3. Также попробуем нарисовать две каплевидные формы вместе, чтобы потом создать из таких элементов красивый цветок в технике гжель.

Рисование каплевидных форм

4. На свободном участке листа также нарисуем волну, которую создаем из нескольких одинаковых элементов.

элементы гжельской росписи

5. Научившись простым, но базовым элементам, можно приступать к рисованию первого цветка. Так рисуем две каплевидные формы в горизонтали. Это будет серединка цветка.

Середина цветка

6. По бокам рисуем капли.

Рисование каплей

7. Добавляем еще лепестки нашему цветку в нижней части. Вот такой получился растительный элемент в технике росписи гжель.

элементы гжельской росписи

Таковы основные элементы гжельской росписи.

Материал: Гжельская роспись | Образовательная социальная сеть

Этапы

Задачи

Дидактические средства

Методы, методические приемы

ОМУ

Сравнение декоративных мотивов в изделиях гжельской росписи

Анализировать изделия , расширять знания детей об истории гжельского промысла, о гжельской росписи.

Воспитывать интерес к изучению народных промыслов, проводя работу по «вживанию» в образ изделий народных мастеров, усиливая их восприятие через народный фольклор;

расширять знания детей об истории гжельского промысла, о гжельской росписи.

Иллюстрационно- наглядный материал (плакаты, фотографии, дидактические картины, модели, кино- и теле- фильмы и др)  учебник, журнал,  ТСО

Поисковый метод : виртуальная экскурсия,

метод словесного рисования, проблемные вопросы, эмоциональная беседа

Организация эмоционального восприятия народного промысла и его особенностей на основе сравнительного анализа (обсуждения).

т.е умение видеть, любоваться и восхищаться красотой  предметов   гжельской роспижи, формирование потребности в прекрасном.

Выделение элемента

Обучающая: Определение  

элементов узора, их цвет, типичные сочетания, колорит росписи, ритм элементов, цветовых пятен в узоре, чередование, симметричные и асимметричные композиции. Видеть связь узора с формой, назначением предмета и материалом изделия, размера, расположения

Таблицы структурных частей элементов, памятки, учебник, ТСО

Анализ примеров и показов, составление сравнительных таблиц

Используются упражнения на сравнение элементов

Определение средств создания  элемента

элементы узора, их цвет, типичные сочетания, колорит росписи, ритм элементов, цветовых пятен в узоре, чередование, симметричные и асимметричные композиции. Видеть связь узора с формой, назначением предмета и материалом изделия.

Демонстрационные таблицы, учебник,

Метод классификации, анализ, синтез , проблемные вопросы (”Как изобразить данный элемент?” “С помощью каких средств можно изобразить данный элемент?” и др.

Составляется таблица классификации элементов, используется игровой приём «Найди ошибку»

Выделение этапов: подмалёвок, тенёвка, разживок. 

Обучающая: Закрепление этапов выполнения элементов гжельской росписи.

Демонстрационная таблица

Репродуктивный метод, прием «Повтори за мастером», дидактическая игра

Используется алгоритм выполнения элементов

Выполнение элемента

Обучающая: Безошибочное выполнение элементов город росписи согласно алгоритму

 Обучающая: проверить и закрепить знания, умения самостоятельно рисовать узоры по мотивам гжельской росписи, передавая её характерные особенности;

закрепить приемы рисования в технике «мазка с тенью», «капельки» концом кисти, спирали, травинки, завитков, волнистых линий;

Освоение техники выполнения гжельского письма.

Развивающая: развивать память, мышление, творческое воображение.

Развивающая: развивать движение руки: разнонаправленные повороты, плавность.

Передавать колорит определенной росписи, ее характерную  композицию : симметричную, асимметричную и др.

Демонстрационные таблицы, карточки с дифференцированными заданиями, карточки с  частично-поисковыми заданиями

Метод повтора, метод вариаций, метод импровизации, работа в парах, практический метод, метод обучения создания успеха

Используются задания: тренировочные, частично-поисковые, творческие

Гжель: старинная техника росписи, ставшая достоянием народа

Истинным богатством каждого народа являются не материальные ценности, а его история, традиции и уникальные народные промыслы, сохранившиеся в течение многих веков. К одной из таких ценностей в России можно отнести филигранную технику росписи глиняных изделий — гжель. На сегодняшний день это мастерство не только не утратило своей актуальности, но и получило развитие во многих сферах.

Краткая история развития искусства росписи гжель

Интересной является история гжельской росписи – данное искусство впервые возникло на землях в подмосковном районе Гжель. Почва в тех местах не отличалась плодородием, и получить щедрый урожай крестьянам, как бы они не старались, почти никогда не удавалось. Дело в том, что вместо чернозема там пролегал огромный пласт белой глины высокого качества.

Первыми использовать этот природный подарок начали местные аптекари, изготавливающие из белой глины специальные ёмкости для хранения различных снадобий. Так и возникла удивительная гжельская посуда, отличающаяся чистым белоснежным цветом.

Со временем мастерство изготовления гончарных изделий становилось все более совершенным, пока гжельский фарфор, расписанный узнаваемым синим орнаментом, не приобрел популярность во всей округе. Известно, что первые ремесленники Гжеля упоминались еще в далеком 1320 году.

Характерные черты старинной гжельской росписи

Уже в XVIII столетии изделия из керамики, расписанные удивительным узором синего цвета, приобрели большую ценность. Подобная посуда украшала дома купцов и дворян, и со временем кустарное производство трансформировалось в огромные предприятия по изготовлению изделий из фарфора. При этом каждый предмет делали исключительно вручную. Витиеватые узоры гжельской росписи сложно было спутать с чем-то другим. Они стали подлинным символом народного искусства и достоянием России.

На первый взгляд может показаться, что такой орнамент — примитивен и прост, и чтобы нанести его на фарфор, совсем не обязательно обладать талантом художника. Но на самом деле это не так. Каждый узор — уникальный и неповторимый, и чтобы его придумать, а затем воплотить в жизнь, необходимо иметь не только развитую фантазию, но и золотые руки.

Все элементы гжельской росписи очень сложные, выполняются они в сине-кобальтовых тонах на белоснежном фоне. Именно такая цветовая гамма является основной отличительной чертой этой народной техники. Узор росписи гжель располагается на глазурированной поверхности и состоит из сложного растительного орнамента, выполненного в народном русском стиле.

Все работы, от подготовки поверхности и до нанесения каждой детали орнамента, выполняются только вручную. Весь процесс требует от ремесленника концентрации внимания, ювелирной точности и огромного мастерства.

Каждое готовое изделие гжель — это настоящий шедевр, подлинное произведение искусства, обладающее собственным уникальным характером. Принято считать, что невозможно найти совершенно одинаковые рисунки гжельской росписи, поэтому каждый предмет, выполненный в данной технике, эксклюзивен.

Техника нанесения орнамента гжель

За все время существования техника гжельской росписи практически не изменилась. Сразу после обжига керамической посуды мастер приступает к росписи. Самая первая технология росписи, известная современным умельцам, называлась «майолика». Расписывался узор в виде так называемой пятицветки: на белоснежную эмаль, являющейся основой, аккуратно ложился сине-голубой рисунок.

Мало кто знает, что изначально керамическая посуда разрисовывалась цветными красками, изготовленными из природных ингредиентов. Чтобы получить желтый цвет, брали соль сурьмы; марганец использовался для получения вишневого оттенка; синеву дарил кобальт, а зелень получали из медных солей.

Со временем техника изменилась, и все мотивы гжельской росписи стали синими. Интересно то, что мастерами использовалась черная краска, которая в процессе обжига постепенно менялась и приобретала все оттенки синего — от бледных до самых ярких.

Однако со временем некоторые изменения в технике нанесения все же произошли. Если древние мастера брали узор «из головы», часто додумывая его прямо в процессе рисования, то современные умельцы сначала делают эскиз орнамента на бумаге, и только после этого переносят его на керамическое изделие.

Такой подход имеет свои плюсы и минусы. В старину рисунки были более искренними и душевными, но иногда страдала детализация орнамента и его качество.

Современные узоры отличаются высокой детализацией и четкостью линий, но утрачивают свои индивидуальность. Однако если есть необходимость нарисовать сложную и большую композицию, без предварительной тщательной прорисовки орнамента вряд ли удастся обойтись.

Каким бы ни был рисунок — простым или сложным, важно найти источники вдохновения для того, чтобы сохранить подлинную душевность и уникальность народной росписи. Таким источником чаще всего служит живая природа и ее творения, окружающие людей повсюду.

На современном производстве процесс изготовления керамических изделий гжель выглядит так: на подготовленную поверхность мастером наносится рисунок, затем изделие окунают в заранее подготовленную глазурь. Следующий этап — обжигание керамической поделки в печи. Каждый мастер имеет собственные секреты получения неповторимого узора, играющего всеми оттенками синего.

Гжель в современном мире

Старинная техника росписи керамики не утратила своей актуальности и в наши дни. Огромной популярностью пользуются игрушки с росписью гжель – фигурки животных и птиц, свистульки, матрешки, куклы. Гжелью расписывают кухонную утварь, посуду, вазы для цветов, декоративные фигурки.

Растительные и орнаментальные узоры в технике гжель используются даже при изготовлении модной одежды. Для украшения жилых помещений используется сюжетная роспись, иллюстрирующая бытовые сцены из жизни простого народа. Если изучить главные секреты этого старинного промысла, то вполне можно самостоятельно расписать некоторые предметы интерьера, которые украсят любое жилище.

ОГЭ 2020 проект английский язык чтение 15

Это проект перспективной модели, а не реальная демоверсия 2020.

Вы проводите информационный поиск в ходе выполнения проектной работы. Определите, в каком из текстов A – F имеются ответы на интересующие Вас вопросы 1–7. Один из вопросов останется без ответа. Занесите Ваши ответы в таблицу. Нажмите «Проверить» для самопроверки.

1) Где можно увидеть лучшую коллекцию Гжели?
2) Кто может стать гжельским художником?
3) Как мы называем Гжель?
4) В какой технике гжельской росписи?
5) Что представляет собой традиционный дизайн гжельской керамики?
6) Откуда происходит слово Гжель?
7) Как использовались первые изделия Гжели?

А .Гжель — известный вид русской керамики. Он происходит из одноименного района, который находится примерно в шестидесяти километрах от Москвы. Гжель, если быть точным, не одно место. В районе около 27 деревень, которые занимаются производством керамики в Гжели. До этого места легко добраться по железной дороге, его часто посещают туристы.
Б . Считается, что место, где производят гжельскую керамику, было названо в честь реки Гжелка, небольшой речки, протекающей по местности.Однако лингвисты до сих пор спорят о происхождении этого слова. Некоторые говорят, что у него балтийские корни. Другие утверждают, что название связано с технологическим процессом. Слово гжель похоже на древнерусское слово, означающее сжечь. Действительно, глина должна быть обожжена, чтобы она стала твердой, прежде чем она станет подходящей для гончарного дела.
С . Производство глины в Гжели начало развиваться в 17 веке, когда русский монарх приказал завозить в Москву глину разных сортов. Гжельская глина признана лучшей для изготовления горшков и контейнеров для аптек.Его очень ценили врачи и фармацевты. Они предпочитали хранить большую часть лекарств и трав в керамических горшках, чтобы они оставались свежими и эффективными в течение длительного времени.
Д . Гжельскую керамику легко узнать по красивому декору в бело-голубых тонах. Белый означает чистый снег и лунный свет. Светлый и синий символизируют спокойное небо и реки. Хотя изображения на керамике обычно представляют собой цветы, все они уникальны. Каждое изделие — это картина ручной работы с уникальным сочетанием линий.Сине-белая гжельская керамика известна во всем мире.
Е . Вы можете подумать, что гжельские художники создают свои работы свободно, используя свое воображение. Хотя талант художника и креативность, безусловно, важны, художник должен следовать очень строгой технологической схеме. Каждый орнамент представляет собой изображение или рассказ, которому присвоен код. Все коды занесены в каталоги и хранятся в заводской библиотеке. С помощью каталогов технологи модернизируют производство и проводят обучение начинающих маляров.
Ф . Особая достопримечательность — музей Гжели. Здесь выставлены лучшие изделия с 15 века до наших дней. Коллекция музея насчитывает около двух тысяч экспонатов и представляет большое разнообразие чаш, ваз, чайных сервизов, игрушек и статуэток. Место подходит для семейного отдыха — помимо демонстрации и покупки сувениров, вы можете понаблюдать за производственным процессом или посетить уроки скульптуры или живописи.

Второе задание по чтению 16-22 осталось в новой версии таким же, ка в демо 2014-2019.Смотрите здесь под другой нумерацией А7-А14 демо 2014

Аудирование новое

Лексика и грамматика

.

Промежуточная контрольная работа по английскому языку 9 класс

Вариант 1.

Раздел 2 (задание по чтению)

Задание 1.

Вы проводите информационный поиск в ходе выполнения проектной работы. Определите, в каком из текстов A – F имеются ответы на интересующие Вас вопросы 1–7. Один из вопросов останется без ответа. Занесите Ваши ответы в таблицу.

1.Где можно увидеть лучшую коллекцию Гжели и посмотреть, как она создается?

2. Кто может стать гжельским художником?

3. Как мы называем Гжель?

4. В какой технике гжельской росписи?

5. Что представляет собой традиционный дизайн гжельской керамики?

6. Откуда происходит слово Гжель?

7. Как использовались первые изделия Гжели?

А. Гжель — знаменитый вид русской керамики. Он происходит из одноименного региона, который находится примерно в шестидесяти километрах от Москвы.Гжель, если быть точным, не одно место. В районе около 27 деревень, которые занимаются производством керамики в Гжели. До этого места легко добраться по железной дороге, его часто посещают туристы.

B. Считается, что место, где производят гжельскую керамику, было названо в честь реки Гжелка, протекающей через местность. Однако лингвисты до сих пор спорят о происхождении этого слова. Некоторые говорят, что у него балтийские корни. Другие утверждают, что название связано с технологическим процессом.Слово гжель похоже на древнерусское слово, означающее сжечь. Действительно, глина должна быть обожжена, чтобы она затвердела, прежде чем она станет подходящей для гончарного дела.

C. Производство глины в Гжели начало развиваться в 17 веке, когда русский монарх приказал завозить в Москву глины разных сортов. Гжельская глина признана лучшей для изготовления горшков и контейнеров для аптек. Его очень ценили врачи и фармацевты. Они предпочитали хранить большую часть лекарств и трав в керамических горшках, чтобы они оставались свежими и эффективными в течение длительного времени.

Д. Гжельскую керамику легко узнать по красивому бело-голубому декору. Белый означает чистый снег и лунный свет. Светлый и синий символизируют спокойное небо и реки. Хотя изображения на керамике обычно представляют собой цветы, все они уникальны. Каждое изделие — это картина ручной работы с уникальным сочетанием линий. Сине-белая гжельская керамика известна во всем мире.

E. Вы можете подумать, что гжельские художники творят свои работы свободно, используя свое воображение.Хотя талант художника и креативность, безусловно, важны, художник должен следовать очень строгой технологической схеме. Каждый орнамент представляет собой изображение или рассказ, которому присвоен код. Все коды занесены в каталоги и хранятся в заводской библиотеке. С помощью каталогов технологи модернизируют производство и проводят обучение начинающих маляров.

F. Музей Гжели — особая достопримечательность. Здесь выставлены лучшие предметы с 15 века до наших дней.Коллекция музея насчитывает около двух тысяч экспонатов и представляет большое разнообразие чаш, ваз, чайных сервизов, игрушек и статуэток. Место подходит для семейного отдыха — помимо демонстрации и покупки сувениров, вы можете понаблюдать за производственным процессом или взять уроки скульптуры или живописи.

Запишите в таблицу выбранные цифры под буквами.

Текст A B C D E F

Задание 2.

Прочтите текст.Определите, какие из приведенных утвержденных 10–16 соответствуют содержанию текста (1 — Верно), какие не соответствуют (2 — Неверно) и о чём в тексте не сказано, то есть на основании текста нельзя дать ни положительного, ни отрицательного ответа (3 — Не указано). В поле ответа запишите одну цифру, которая соответствует номеру выбранного вами.

Лучшая работа в мире

Вы когда-нибудь слышали о Большом Барьерном рифе? Это самая большая в мире система коралловых рифов на восточном побережье Австралии.В феврале 2009 года Австралийское бюро туризма объявило об экстраординарной должности. В рекламе говорилось, что Большому Барьерному рифу нужен смотритель на полгода. Это было для особого человека, который будет заботиться о Рифе.

Работа предлагала большую зарплату, бесплатное проживание на роскошной вилле и транспорт туда и вокруг островов. Все расходы будут оплачены: победителю не нужно будет ни на что тратить лишние деньги.

Обязанности на работе были довольно простыми.О таких требованиях можно было только мечтать. Во-первых, человек должен был говорить по-английски и хорошо плавать. Во-вторых, на острове в его обязанности входило ведение еженедельного Интернет-блога. В должностной инструкции также требовалось, чтобы успешный кандидат исследовал острова Большого Барьерного рифа, плавал, дружил с местными жителями и в целом наслаждался тропическим климатом и образом жизни. Настоящая мечта!

За первые 2 дня конкурса в туристический офис поступило более семи тысяч онлайн-заявок.Всего подали заявки 34 000 человек всех национальностей. Кандидаты прошли собеседование, победителем стал Бен Саутхолл из Великобритании.

Бену очень понравилась работа своей мечты. Он понял, что люди очень мало знают о нашей планете и ее сокровищах. Живя в больших городах, они забыли, насколько важны флора и фауна этого мира. Каждый раз, выходя на улицу, Бен мог открывать для себя что-то новое. Жизнь Бена на острове была не просто веселой. Он был очень занят, более загружен, чем многие думали.Он работал семь дней в неделю по 19 часов в день. Лучшая работа включала поездки на более чем 60 островов Рифа почти каждый день. Это было не просто присмотр за Рифом, у Бена было много встреч, пресс-конференций и интервью. Ему все время уделяли много внимания, и он не мог от этого уйти. Вероятно, это была самая сложная часть работы.

Кроме того, в любом приключении есть определенная степень риска. Плавание и дайвинг на Большом Барьерном рифе не исключение. Бену пришлось иметь дело с китами, акулами и другими огромными морскими существами.Удивительно, но самой опасной вещью оказалась небольшая медуза размером с мизинец. Он считается чрезвычайно ядовитым, и Бен был ужален им. Ему пришлось провести пару дней в больнице, но, к счастью, он поправился после курса антибиотиков.

Бен часто говорит, что проект преподал ему несколько ценных уроков. Он сказал: «Я узнал, что у нас есть одна жизнь на Земле, поэтому мы должны использовать ее. Всегда будут другие страны, которые нужно посетить, другие люди, которых можно встретить, и другие приключения, с которыми нужно встретиться.Это то, что я хочу делать. Я планирую поехать в Азию через несколько лет ».

1. Австралийскому туристическому бюро был нужен смотритель на шесть месяцев.

1) Верно 2) Неверно 3) Не указано

Ответ:

2 .На островах Большого Барьерного рифа не было интернета.

1) Верно 2) Неверно 3) Не указано

Ответ:

3. На вакансию подали заявки люди из разных стран.

1) Верно 2) Неверно 3) Не указано

Ответ:

4.Работая смотрителем, Бен Саутхолл имел много свободного времени.

1) Верно 2) Неверно 3) Не указано

Ответ:

5. Для выполнения своей работы Бен Саутхолл должен был общаться с журналистами.

1) Верно 2) Неверно 3) Не указано

Ответ:

6. Бен Саутхолл был доставлен в больницу после нападения акулы.

1) Верно 2) Неверно 3) Не указано

Ответ:

7. Бен Саутхолл собирается снять фильм о своей работе на островах.

1) Верно 2) Неверно 3) Не указано

Ответ:

Раздел 2 (задание по грамматике и лексике)

Задание 3.

Прочтите приведённый ниже текст. Преобразуйте слова, напечатанные заглавными буквами так, чтобы они грамматически соответствовали содержанию текста. Заполните пропуски полученными словами .

Когда-то было четверо детей, которых звали Питер, Сьюзен, Эдмунд и Люси.Эта история произошла с _________ ОНИ _________, когда им пришлось покинуть свой родной город, Лондон, во время войны.

Они ____ ОТПРАВЛЯЮТ ____ в дом старого профессора, который жил в деревне, в десяти милях от ближайшей железнодорожной станции.

У него _______ НЕТ жены и он жил в очень большом доме с домработницей. Сам он был очень старым человеком с белыми волосами, которые росли по большей части его лица, а также на голове. Он почти сразу понравился детям. Только Люси, которая была ____ МОЛОДОЙ __________ из них, немного боялась его.

В свой ____ ОДИН _________ вечером, после обеда, они пожелали профессору спокойной ночи и поднялись наверх сек. Это был самый большой дом, который они когда-либо видели, поэтому Питер предложил осмотреть его утром.

Когда наступило следующее утро, пошел непрерывный дождь. «Желаю погоде ______ BE

повеселее!» — сказал Эдмунд.

«Перестань жаловаться, Эд, — сказала Сьюзен. «Я думаю, что погода ________ УЛУЧШАЕТСЯ в ближайшее время».

«Мы собирались осмотреть дом», — напомнил им Питер.Он ________ Съел

бутерброд в данный момент и был абсолютно доволен всей ситуацией.

Все кивнули, и на этом их удивительные приключения НАЧИНАЮТСЯ.

Задание 4.

Прочтите приведённый ниже текст. Преобразуйте слова, напечатанные заглавными буквами в конце строк так, чтобы они грамматически и лексически соответствовали содержанию текста. Заполните пропуски полученными словами .

В наши дни люди много путешествуют. Самолеты считаются наиболее ________ COMFORT

__________ транспортным средством, но для некоторых людей аэропорты могут быть кошмаром.

Когда вы регистрируетесь в очереди, _______ END ___________, и вы теряете много времени, если ваш рейс задерживается.

Однако есть несколько аэропортов, где вы можете _____ НАСТОЯЩИЙ развлечься.

Например, в международном аэропорту Гонконга вам никогда не будет скучно.Здесь тысячи людей из _______ РАЗНЫХ стран, но у пассажиров никогда не возникает проблем, потому что все хорошо организовано.

Есть обслуживающий персонал в красных халатах, который поможет вам добраться из одного места в другое. Это очень хорошо для людей, не умеющих _______ ПРЯМО.

Обслуживающий персонал всегда очень вежлив и _______ ПОМОГАЕТ ___________.

Вариант 2.

Раздел 1 (задание по чтению)

Задание 1.

Прочтите тексты и установите соответствие между текстами и их заголовками: к каждому тексту, обозначенному буквами А – G, подберите соответствующий заголовок, обозначенный цифрами 1–8. Используйте каждую цифру только один раз. В задании есть один лишний заголовок.

1. Огромный водяной алмаз

2. Знаменитая русская игрушка

3. Названа в честь известного ученого

4. Поднимаясь выше неба

5. Создатель свежего воздуха

6.Известен своим размером

7. Отличный источник знаний

8. Говорят во всем мире

A. Россия, также официально известная как Российская Федерация, является самой большой страной в мире. Его территория составляет 17 075 400 квадратных километров. По мнению ученых, территория страны почти покрывала бы поверхность планеты Плутон. Это единственная страна, которую омывают 3 океана и 12 морей. Россия считается европейской страной, но две трети страны находятся в Азии.Однако большая часть населения проживает в европейской части России.

B. Сибирское озеро Байкал — крупнейший бассейн пресной воды на планете. Все 12 крупных рек мира (Волга, Дон, Енисей, Обь, Ганг, Амазонка и т. Д.) Должны будут течь почти год, чтобы заполнить бассейн, равный объему Байкала. Еще одним впечатляющим фактом является то, что даже если весь остальной запас пресной воды на планете исчезнет, ​​в озере Байкал останется достаточно пресной воды, чтобы обеспечить людей Земли на срок до 50 лет.

C. Россия — страна с крупнейшими лесными запасами в мире. 45% его территории покрыто зелеными лесами. Леса расположены на европейском севере страны, в Сибири и на Дальнем Востоке. Леса играют важную роль в жизни и благополучии людей. Русские леса — самые большие «легкие» Земли. Они производят кислород и очищают атмосферу от углекислого газа и других загрязняющих веществ.

D. В мире более пяти тысяч языков.Русский — один из пяти основных мировых языков. 280 миллионов человек во всем мире говорят на русском, и это один из самых распространенных родных языков в Европе. В Организации Объединенных Наций русский язык является одним из официальных языков организации. Он также используется в международной торговле, политике, академической и культурной жизни.

E. По своей книжной коллекции Российская государственная библиотека считается самой большой в Европе и одной из крупнейших в мире. Российская государственная библиотека основана в 1862 году в Москве.В библиотеке более 275 км полок с более чем 43 миллионами единиц хранения, включая книги, журналы и журналы, художественные публикации, партитуры и звукозаписи, карты и многое другое. Есть предметы на 247 языках мира.

F. Россия известна во всем мире своими космическими программами. В 1957 году Советский Союз запустил Спутник-1, первый в мире искусственный спутник. Четыре года спустя, в 1961 году, человек совершил космический полет. Советский космонавт Юрий Гагарин был первым человеком, отправившимся в космос.Он облетел Землю и приземлился в тот же день. Есть и другие впечатляющие космические достижения страны, такие как первый длительный космический полет, первая женщина-космонавт в космосе и первый выход в открытый космос.

G. Один из самых популярных сувениров, который покупают туристы в России, — это матрешка. Это кукла из дерева, расписанная ярким орнаментом. Матрешка хоть и называется куклой, но на самом деле представляет собой набор кукол разного размера, помещенных одна в другую. У Матрешки большие черные глаза, красные здоровые щеки и приветливая улыбка.Она носит национальный русский костюм и часто держит в руках цветы или корзину с фруктами. Запишите в таблицу выбранные цифры под буквами.

Текст A B C D E F G

Заголовок

Задание 2.

Прочтите текст. Определите, какие из приведенных утвержденных 10–16 соответствуют содержанию текста (1 — Верно), какие не соответствуют (2 — Неверно) и о чём в тексте не сказано, то есть на основании текста нельзя дать ни положительного, ни отрицательного ответа (3 — Не указано).В поле ответа запишите одну цифру, которая соответствует номеру выбранного вами.

Лучшая работа в мире

Вы когда-нибудь слышали о Большом Барьерном рифе? Это самая большая в мире система коралловых рифов на восточном побережье Австралии. В феврале 2009 года Австралийское бюро туризма объявило об экстраординарной должности. В рекламе говорилось, что Большому Барьерному рифу нужен смотритель на полгода. Это было для особого человека, который будет заботиться о Рифе.

Работа предлагала большую зарплату, бесплатное проживание на роскошной вилле и транспорт туда и вокруг островов. Все расходы будут оплачены: победителю не нужно будет ни на что тратить лишние деньги.

Обязанности на работе были довольно простыми. О таких требованиях можно было только мечтать. Во-первых, человек должен был говорить по-английски и хорошо плавать. Во-вторых, на острове в его обязанности входило ведение еженедельного Интернет-блога. В должностной инструкции также требовалось, чтобы успешный кандидат исследовал острова Большого Барьерного рифа, плавал, дружил с местными жителями и в целом наслаждался тропическим климатом и образом жизни.Настоящая мечта!

За первые 2 дня конкурса в туристический офис поступило более семи тысяч онлайн-заявок. Всего подали заявки 34 000 человек всех национальностей. Кандидаты прошли собеседование, победителем стал Бен Саутхолл из Великобритании.

Бену очень понравилась работа своей мечты. Он понял, что люди очень мало знают о нашей планете и ее сокровищах. Живя в больших городах, они забыли, насколько важны флора и фауна этого мира.Каждый раз, выходя на улицу, Бен мог открывать для себя что-то новое. Жизнь Бена на острове была не просто веселой. Он был очень занят, более загружен, чем многие думали. Он работал семь дней в неделю по 19 часов в день. Лучшая работа включала поездки на более чем 60 островов Рифа почти каждый день. Это было не просто присмотр за Рифом, у Бена было много встреч, пресс-конференций и интервью. Ему все время уделяли много внимания, и он не мог от этого уйти. Вероятно, это была самая сложная часть работы.

Кроме того, в любом приключении есть определенная степень риска. Плавание и дайвинг на Большом Барьерном рифе не исключение. Бену пришлось иметь дело с китами, акулами и другими огромными морскими существами. Удивительно, но самой опасной вещью оказалась небольшая медуза размером с мизинец. Он считается чрезвычайно ядовитым, и Бен был ужален им. Ему пришлось провести пару дней в больнице, но, к счастью, он поправился после курса антибиотиков.

Бен часто говорит, что проект преподал ему несколько ценных уроков.Он сказал: «Я узнал, что у нас есть одна жизнь на Земле, поэтому мы должны использовать ее. Всегда будут другие страны, которые нужно посетить, другие люди, с которыми можно встретиться, и другие приключения, с которыми можно встретиться. Это то, что я хочу сделать. Планирую поехать в Азию через несколько лет ».

1. Австралийскому бюро по туризму потребовался сторож на шесть месяцев.

1) Верно 2) Неверно 3) Не указано

Ответ:

2. На островах Большого Барьерного рифа не было Интернета.

1) Верно 2) Неверно 3) Не указано

Ответ:

3.На работу претендовали люди из разных стран.

1) Верно 2) Неверно 3) Не указано

Ответ:

4. Работая смотрителем, Бен Саутхолл имел много свободного времени.

1) Верно 2) Неверно 3) Не указано

Ответ:

5. Для выполнения своей работы Бен Саутхолл должен был общаться с журналистами.

1) Верно 2) Неверно 3) Не указано

Ответ:

6. Бен Саутхолл был доставлен в больницу после нападения акулы.

1) Верно 2) Неверно 3) Не указано

Ответ:

7. Бен Саутхолл собирается снять фильм о своей работе на островах.

1) Верно 2) Неверно 3) Не указано

Ответ:

Раздел 2 (задание по грамматике и лексике)

Задание 3.

Прочтите приведённый ниже текст. Преобразуйте слова, напечатанные заглавными буквами так, чтобы они грамматически соответствовали содержанию текста.Заполните пропуски полученными словами .

Когда Аллан добрался до аэропорта, сотрудник аэропорта сказал: «Извините, сэр, но ваш самолет __ ВЫЛЕТИТ ____.

Вам нужно будет лететь следующим рейсом. Вы _______ ПРИБЫВАЕТЕ ___ в Нью-Йорк около полуночи ».

Аллан очень расстроился: «Я должен быть в Нью-Йорке в 18:00. У меня там собеседование. Я не могу это пропустить. Это ________ ХОРОШАЯ __________ работа в мире.

Тысячи мужчин и ________ ЖЕНЩИН __________ мечтают о такой работе ».

Дама аэропорта __________ ничего не СКАЗЫВАЕТ __________ и повернулась к другому пассажиру. Аллан хотел спросить ее о других возможных вариантах, но она выглядела очень занятой, поэтому он отошел в сторону.

Аллан не знал, что делать. Он понял, что ___ ДОЛЖЕН ______ позвонить менеджеру компании и сказать ему, что он не приедет.

На ______ ОДИН ____________ раз в своей жизни Аллан чувствовал себя действительно разочарованным.

Вероятно, второго шанса не будет у _____ ОН _________. Он вытащил свой блокнот.

Время собеседования ________ НАПИШИТЕ __________ туда: 18:00, вторник. Аллан посмотрел на свои цифровые часы и прочитал: 14:00, понедельник.

Задание 4.

Прочтите приведённый ниже текст. Преобразуйте слова, напечатанные заглавными буквами в конце строк так, чтобы они грамматически и лексически соответствовали содержанию текста. Заполните пропуски полученными словами.

Все знают, насколько важна вода. Без этого жизнь на планете была бы ______ ВОЗМОЖНА _____.

Каким бы ни был ваш напиток _______ FAVOR _____, вы не сможете приготовить его без воды.

Вода нужна для _________ РАЗНЫХ _________ вещей: приготовления пищи, стирки и производства товаров.

Мой дядя, _______ ФЕРМА ___________, говорит, что он много поливает свои овощи и фруктовые деревья в сухую погоду.

_______ К счастью ___________, ресурсы пресной воды на Земле ограничены и истощаются.Ученые предупреждают, что в ближайшем будущем нам может не хватить питьевой воды.

Мы должны ________ ЗАБОТАТЬ _________ и не должны тратить ее зря.

Ответы.

Вариант 1.

было отправлено

не было <или> не было <или> не было <или> не было младшего

первого

было <или> было

улучшится < или> улучшится <или> будет улучшаться

ел

начал

4

удобный

бесконечный

на самом деле

другой

направление

полезно

Вариант 2.

hastaken willarrive <или> ‘llarrive

лучший

женщины

сказал

имел

первый

его

было написано

4

невозможно фаворит <или>

0002 осторожно

.

ОГЭ 2020 проект английский язык чтение 15

Это проект перспективной модели, а не реальная демоверсия 2020.

Вы проводите информационный поиск в ходе выполнения проектной работы. Определите, в каком из текстов A – F имеются ответы на интересующие Вас вопросы 1–7. Один из вопросов останется без ответа. Занесите Ваши ответы в таблицу. Нажмите «Проверить» для самопроверки.

1) Где можно увидеть лучшую коллекцию Гжели?
2) Кто может стать гжельским художником?
3) Как мы называем Гжель?
4) В какой технике гжельской росписи?
5) Что представляет собой традиционный дизайн гжельской керамики?
6) Откуда происходит слово Гжель?
7) Как использовались первые изделия Гжели?

А .Гжель — известный вид русской керамики. Он происходит из одноименного района, который находится примерно в шестидесяти километрах от Москвы. Гжель, если быть точным, не одно место. В районе около 27 деревень, которые занимаются производством керамики в Гжели. До этого места легко добраться по железной дороге, его часто посещают туристы.
Б . Считается, что место, где производят гжельскую керамику, было названо в честь реки Гжелка, небольшой речки, протекающей по местности.Однако лингвисты до сих пор спорят о происхождении этого слова. Некоторые говорят, что у него балтийские корни. Другие утверждают, что название связано с технологическим процессом. Слово гжель похоже на древнерусское слово, означающее сжечь. Действительно, глина должна быть обожжена, чтобы она стала твердой, прежде чем она станет подходящей для гончарного дела.
С . Производство глины в Гжели начало развиваться в 17 веке, когда русский монарх приказал завозить в Москву глину разных сортов. Гжельская глина признана лучшей для изготовления горшков и контейнеров для аптек.Его очень ценили врачи и фармацевты. Они предпочитали хранить большую часть лекарств и трав в керамических горшках, чтобы они оставались свежими и эффективными в течение длительного времени.
Д . Гжельскую керамику легко узнать по красивому декору в бело-голубых тонах. Белый означает чистый снег и лунный свет. Светлый и синий символизируют спокойное небо и реки. Хотя изображения на керамике обычно представляют собой цветы, все они уникальны. Каждое изделие — это картина ручной работы с уникальным сочетанием линий.Сине-белая гжельская керамика известна во всем мире.
Е . Вы можете подумать, что гжельские художники создают свои работы свободно, используя свое воображение. Хотя талант художника и креативность, безусловно, важны, художник должен следовать очень строгой технологической схеме. Каждый орнамент представляет собой изображение или рассказ, которому присвоен код. Все коды занесены в каталоги и хранятся в заводской библиотеке. С помощью каталогов технологи модернизируют производство и проводят обучение начинающих маляров.
Ф . Особая достопримечательность — музей Гжели. Здесь выставлены лучшие изделия с 15 века до наших дней. Коллекция музея насчитывает около двух тысяч экспонатов и представляет большое разнообразие чаш, ваз, чайных сервизов, игрушек и статуэток. Место подходит для семейного отдыха — помимо демонстрации и покупки сувениров, вы можете понаблюдать за производственным процессом или посетить уроки скульптуры или живописи.

Второе задание по чтению 16-22 осталось в новой версии таким же, ка в демо 2014-2019.Смотрите здесь под другой нумерацией А7-А14 демо 2014

Аудирование новое

Лексика и грамматика

.

Добавить комментарий