Гжельская игрушка история: Гжель. История промысла — История вещей

By alexxlab No comments

Содержание

Гжель. История промысла — История вещей

Гжель – народный промысел в виде изделий из фарфора с росписью. Отличительной чертой таких изделий является рисунок кобальтом на белоснежном фоне. Свое название этот промысел получил от названия села Гжель в Московской области, где он собственно и возник.

В районе Гжели, начиная с XVII века, широко велась добыча глины. Местная глина высоко ценилась и считалась одной из лучших. В 1663 году царем Алексеем Михайловичем был издан указ о добыче в гжельской волости глины для изготовления медицинских сосудов.

История промысла в Гжели начинается с XVIII века. Ассортимент изделий гжельских мастеров был очень велик: посуда, кирпич, изразцы и даже детские игрушки. Всем этим Гжель снабжала Москву. Одних только глиняных игрушек мастера изготавливали сотни тысяч в год. Спрос на изделия был велик.

Каждый мастер владел своей манерой росписи, и в изделии отображалось его представление об окружающем мире. На промысел также большое влияние оказывали вкусы покупателей. В середине XVIII века гончарное дело в России начинает бурно развиваться, но составить конкуренцию гжельским мастерам ни кому не удается.

Наивысшего исторического расцвета гжельский промысел достиг в конце XVIII века. В это время особого мастерства достигли умельцы, изготавливающие кувшины, кумганы и квасники. Мастер должен был обладать большим терпением и высокими навыками росписи, так как она делалась по еще не обожжённому изделию, которое было покрыто белой эмалью. Помимо посуды и глиняных игрушек в Гжели делали мелкую майоликовую пластику. Чаще всего это были сцены из повседневной жизни — солдаты, крестьянки, дамы и мужчины, занятые своими делами. Все было выполнено в простой и доходчивой, но очень выразительной форме.

Несколько десятилетий гжельские мастера также делали расписные печные и каминные изразцы. Историю промысла в Гжели можно проследить по сохранившимся образцам. Изделия гжельских мастеров представлены в крупнейших музеях Москвы и Санкт-Петербурга.

Предметы кухонной утвари – кувшины, кружки, квасники, большие тарелки, мастера расписывали цветами, птицами, деревьями и сооружениями архитектуры. В рисунках чувствуется отличное понимание их декоративного предназначения. Для росписи использовали синие, зеленые, желтые цвета в коричневых контурах. Посуда, сделанная и расписанная гжельскими мастерами, обязательно дополнялась фигурками животных или людей. Кувшины, кумганы, чайники становились частью сюжетной композиции. Ручка такого кувшина могла быть выполнена в форме ветки, а носик в форме головы птицы. Искать сходства каждого элемента подобной композиции с реальностью не было смысла, так как мастер воплощал в них свое видение мира.

В 1802 году возле села Минино нашли светлую глину, после чего в этом регионе началось производство полуфаянса. Из него делали кувшины и квасники. Однако эти изделия выглядели грубо и были недолговечны из-за хрупкости материала. Со второй половины двадцатых годов XIX века в гжельской росписи стали преобладать синие краски.

В начале XIX века в Бронницком уезде была найдена белая глина, пригодная для изготовления фарфора, после чего в селе Володино был построен первый фарфоровый завод. Основатель этого завода, Павел Куликов, познавал секреты производства фарфоровых изделий на заводе в деревне Перово. По свидетельствам, для того, чтобы сохранить технологию фарфора в тайне, производством Куликов занимался сам, прибегая к помощи двух гончаров и одного рабочего. С этого небольшого предприятия стало развиваться производство фарфора в Гжели.

В 1812 году уже работает двадцать пять заводов по выпуску фарфоровой посуды. Заводы Лаптевых и Иванова в деревне Кузяево пользуются особой популярностью. Многие мастера оставляли свое клеймо или подпись на изделиях, так до нас дошли фамилии мастеров Кокуна, Срослея, Гусятникова. Из фарфора на заводах производили игрушки в форме птиц и животных, а так же статуэтки со сценами русского быта. Изделия покрывались белой глазурью, на которую наносился рисунок. Мастера по росписи использовали синюю, жёлтую, лиловую и коричневую краску, а рисунки были в народном стиле. Цветы, листья, трава – основные мотивы гжельской росписи.

Со временем спрос на фарфор увеличивался, что способствовало росту производства. Тем временем производство традиционной гжельской майолики сокращалось. Постепенно фарфор и фаянс стали основой гжельского промысла. Наступает время экономического расцвета Гжели, ремесленные мастерские становятся небольшими заводами.

Расширяется и ассортимент производимой продукции. Теперь наряду с кувшинами, кумганами и блюдами стали выпускать чашки, молочники, чайники, масленки, чернильницы и подсвечники. Все изделия продолжают расписывать многоцветными рисунками. Гжельские мастера дополняют столовые наборы сюжетными скульптурами. Несмотря на конкуренцию со стороны крупных фарфоровых заводов, продукция Гжели была востребована за счет сохранения в ней народного характера искусства и трогательной наивности изображения сюжетов окружающей жизни.

Начиная со второй половины XIX века, гжельская роспись приобретает сдержанный характер, теперь для нее используется только синий кобальт. Синий рисунок на белом фоне, усиленный золотыми контурами – новый этап развития искусства Гжели. Конец XIX века становится периодом наивысшего расцвета в истории гжельского промысла. В это время совершенствуются технологические процессы изготовления фаянса и фарфора. С середины XIX века фарфоровое производство Гжели сосредотачивается в руках братьев Кузнецовых. С приходом советской власти заводы национализировали, и производство пришло в упадок. Восстановление гжельского промысла началось лишь с середины XX века.

Гжельская керамика


Гжель — это название живописного подмосковного региона, что в 60-и километрах от Москвы, который славится своими изделиями ручной работы из фарфора. Знаменитый гжельский промысел на протяжении нескольких столетий является одним из ведущих керамических промыслов страны и по праву считается колыбелью русской керамики. Здесь сформировались ее лучшие черты и проявились высшие достижения народного искусства. Фарфор ручной работы, с нарядной синей росписью по белому фону, известен не только в России, но и далеко за ее пределами. Статуэтки, посуда, предметы интерьера и сувениры, расписанные вручную, сегодня невероятно популярны и привлекают к себе удивительной гармонией, сочетающейся в формах и рисунках.


Гончарное ремесло зародилось в гжельском регионе практически с момента появления в нем крестьянских поселений. Гжельские земли были не слишком плодородными, но обширные залежи местных разноцветных глин позволяли крестьянам подрабатывать производством глиняных изделий для своих нужд и на продажу. Первое официальное упоминание о Гжели обнаружено в Духовной грамоте Ивана Даниловича Калиты в 1328 году, но известно, что уже в XI-XIII веках местное население активно занималось гончарным ремеслом. Гжельские крестьяне несли денежные и товарные повинности перед государевым двором, но, что интересно, гончарный промысел не входил в этот список. В XVII в. царь Алексей Михайлович, высоко оценив качество разных сортов гжельских глин, сделал Гжельскую волость постоянным поставщиком глины для производства посуды «для аптекарских нужд».


На протяжении длительного периода местные мастера совершенствовали технику производства, вырабатывали собственный стиль и, к началу XVIII века, керамическое дело стало для региона основным, проявив свой яркий и самобытный характер. Если начинали гжельские мастера с кустарного изготовления глиняной посуды и детских лепных игрушек, то к середине столетия, после обнаружения особой серой глины в районе деревни Минино, освоили производство майолики, полуфаянса и фаянса, перенимая и совершенствуя технологии. Ассортимент гжельской майолики был разнообразен: столовые сервизы, декоративные блюда, миски, кувшины. Необычной была форма высоких сосудов с дисковидным туловом — кумганов. Большое место занимала малая пластика: сценки из крестьянского и городского быта. Гжельская пластика покоряла непосредственностью, легкостью замысла, искренностью в передаче образов.


Большое распространение получила роспись с использованием подглазурного кобальтового фонового крытья в сочетании с надглазурным полихромным декором и обилием золота. В это же время начал формироваться явно узнаваемый синий монохромный растительный и орнаментальный рисунок на изделиях, известность которых распространилась далеко за пределы области.

Изделия гжельских мастеров последней четверти XVIII в.


Существенный скачок в развитии керамического производства Гжели произошел во II половине XVIII века и был связан с деятельностью керамической фабрики московского купца Афанасия Гребенщикова. Однако, в конце XVIII века, наметился упадок гжельского производства. Причиной этому стал английский фаянс с белым тонким плотным черепком, декорированный пышными печатными рисунками, который стоил дешевле и ввозился в больших количествах в Россию.


В начале XIX века в Гжели был налажен выпуск полуфаянса, который являлся переходным от майолики к фарфору и тонкому фаянсу. Полуфаянс украшался синей подглазурной росписью растительного или геометрического характера. В XIX веке в Гжели наряду с полуфаянсом освоили производство тонкого фаянса и фарфора, выпуском которого занимались как многочисленные мелкие крестьянские заводы, так и крупные предприятия русских купцов: Барминых, Тереховых, Киселевых, братьев Кузнецовых. Особенно прославилась продукция мелких фабрик Храпунова, Новых, Тулиных, Жадиных, Мордашовых.


Фарфоровые изделия в Россию стали привозить со второй половины XVI века из Европы и Китая. Технологии производства фарфора у нас тогда еще не было, хотя поиск подходящих глин велся уже с начала XVII столетия, в том числе и в Гжели. Для налаживания выпуска собственного фарфора по велению российского Императорского двора в Санкт-Петербурге была открыта «Порцелиновая мануфактура». Первые опыты были не слишком удачными, но потом за дело взялся Дмитрий Иванович Виноградов, сподвижник Ломоносова и около 1747 года ему удалось, наконец, составить рецептуру фарфоровой массы и разработать способ производства высококачественного фарфора из отечественных материалов. Этот успех послужил толчком для развития фарфорового производства в России, начали открываться новые заводы, технология производства совершенствовалась. Не могли остаться в стороне от новых перспектив и гжельские умельцы. Они устраивались на ближайшие предприятия, перенимали технологии производства и вернувшись домой открывали собственное дело или продавали секрет, благо, подходящей глины для таких экспериментов было вокруг предостаточно. Известно, что первым производство фарфора в Гжели начал Павел Куликов (Куличков) в 1810 году. Постепенно секрет фарфоровой технологии распространился по всей Гжели. Производство фарфора к середине XIX века достигло наивысшего расцвета, когда в Гжели работало уже более семидесяти фарфорово-фаянсовых фабрик и более 40 живописных заведений.

Изделия гжельских мастеров первой половины XIX в.


В конце XIX века Гжель переживает очередной период упадка. В керамической отрасли страны все большие позиции завоевывают крупные фирмы: Корниловых в Петербурге, Кузнецовых в Твери, Будах и Риге. На рубеже XX века в Гжели были ликвидированы почти все заводы, а немногие оставшиеся были национализированы после революции и стали производить, в основном, технический фарфор. Однако, в середине 40-х годов XX века, когда наша страна оправлялась от тяжелых последствий войны, на одном из оставшихся небольших предприятий по производству бытового фарфора, Турыгинском заводе художественной керамики, художница Наталия Ивановна Бессарабова занялась возрождением старых традиций. Бессарабова не только сама постигла секреты гжельской росписи, но и научила мастеров забытым приёмам. Она показала, как выводить «сплошной мазок» и «мазок с тенями»: когда кобальтовую краску набирают не на всю кисть, а лишь на одну сторону ее так, что при повороте кисти, плоско положенной на поверхность изделия, получается широкий мазок с тональными переходами цвета от темного синего до светлого голубого, почти белого.

Кувшин, молочник и кружка. Форма и роспись выполнены по образцу Н.И. Бессарабовой начала 50-х гг.

Конфетница, автор З.В. Окулова,


В 1972 году Турыгинский завод был преобразован в Производственное объединение «Гжель», ставшее впоследствии основным предприятием в Гжели по выпуску художественного фарфора. В 1978 году Наталия Ивановна Бессарабова, совместно с другими художницами объединения — Людмилой Павловной Азаровой, Татьяной Сергеевной Дунашовой, Зинаидой Васильевной Окуловой, за создание высокохудожественных керамических изделий была удостоена Государственной премии имени Репина.


70-е – 80-е годы прошлого века стали новым этапом в жизни промысла. Появилась целая плеяда талантливых молодых художников, вписавших свои имена в историю Гжели. Это были и потомственные фарфористы и совсем новые мастера, внесшие свежие мотивы и новые формы в фарфорово-фаянсовую классику. Это период творческого подъема, экспериментов, сочетания стилей и заимствования возможностей других материалов, заслуживший признание коллекционеров и снискавший народную любовь.


На рубеже 1980-1990-х годов вторым по значимости и старейшим в гжельском регионе заводом по выпуску художественного и технического фарфора заслуженно считался ОАО «Гжельский завод Электроизолятор». Его цех по выпуску изделий народного художественного промысла Гжель теперь снова является самостоятельным предприятием и носит имя «Гжельский фарфоровый завод». Всю свою длительную и славную историю завод является одним из творческих центров промысла. В разное время на нем трудились и трудятся такие известные мастера, как А. А. Рогов, В. Г. Розанов, заслуженный художник РФ Т.Д. Федоровская, Е.А. Ванюшкина, В.Е. Сидоренко, Л.А. Чернов, В.М. Лисневский, А.В. Рыженок, В.А. Растяпин, Т.А. Сивова (Рогова), Ю.И. Гуляев. Художники предприятия внесли новое прочтение в пейзажную и сюжетную роспись, расширили ассортимент традиционных изделий декора стола и оформления помещений, активно используют в росписи не только основную подглазурную кобальтовую технику, но и надглазурные краски, поддерживая и развивая одно из старейших направлений оформления гжельских изделий – цветное декорирование.


В наши дни гжельский народный промысел переживает новое возрождение. Интерес к нему как со стороны профессиональных коллекционеров, так и обычных ценителей неповторимого стиля и разнообразия изделий, неуклонно растет. А гжельские мастера, в свою очередь, стараются предложить все больший выбор изделий из высококачественного российского фарфора с уникальными пластическими формами и неповторимой ручной росписью.


Полезная литература:

«Искусство Гжели», Р.Р. Мусина , 1985 г. Изд-во «Знание».

«Марки российского фарфора (1744-1917)», Р.Р. Мусина, 1995 г. Изд-во «Знание».

«Кузнецовы. Династия. Семейное дело», Е. Галкина, Р. Мусина, 2005 г. Изд-во Галерея «Времена года».

«История художественной керамики», З.С. Федорова, Р.Р. Мусина, 2010. Изд-во «МГХПУ им. Строганова».

«Российская традиционная керамика», Р.Р. Мусина, 2011 г. Изд-во «Интербук-бизнес».

«Иван Емельянович Кузнецов. Новгородский король российского фарфора», Б.А. Кузнецов, 2014 г. Изд-во «Галлея принт».


Чтобы узнать больше об истории гжельского народного художественного промысла, приезжайте к нам в гости! Мы с радостью поделимся с вами нашей бесконечной любовью к гжельскому фарфору и людям, которые своими руками создают эти удивительные вещи. 


Вы можете заказать познавательную экскурсию на производство Гжельского фарфорового завода, мастер-класс или организовать полноценное корпоративное мероприятие! Для этого позвоните нам по телефону +7 (903) 107-21-29 (Светлана Николаевна), или пришлите заявку на почтовый адрес: [email protected] ru.


Особенности народного художественного промысла Гжель

факты о развитии старинного промысла, фотографии, секреты росписи.

Синее на белом. Жители деревни Гжель говорят: небо у них, как нигде, синее-синее, вот и задумали перенести небесные краски на белый фарфор. Интересные факты о развитии старинного промысла собрала Наталья Летникова.

Гжель — не только село и промысел, а целый гончарный край.
27 деревень, так называемый «Гжельский куст». Первое упоминание — во времена Ивана Калиты.
Мастерили керамику, а когда крестьяне, братья Куликовы, раскопали белую глину, — перешли на фарфор.

Иллюстрация: посуда гжель с традиционным узором


Гжельская глина — стратегический ресурс.
В ХVII веке по указу Алексея Михайловича ее использовали для аптекарских и алхимических сосудов.
Во времена Петровы шла на кирпич, при императрице Елизавете — для первого фарфорового завода в России.

Иллюстрация: Портрет императрицы Елизаветы Петровны. А. П. Антропов. Конец 50-х — начало 60-х годов XVIII века


Над секретом изготовления фарфора бились со времен Петра I.
Отправка шпионов успеха не принесла — справились ученые.
Описал технологию производства китайского фарфора друг Ломоносова, химик Дмитрий Виноградов.

Иллюстрация: Дмитрий Иванович Виноградов. Миниатюра неизвестного художника


Все секреты росписи — в «Азбуке мазков».
Под одной обложкой собрал опыт поколений Александр Салтыков.
Граф, ученый-керамист, искусствовед в середине прошлого века почти с нуля возродил промысел.
В основе — коллекция Государственного исторического музея.

Иллюстрация: орнаменты под гжель


Даже во времена крепостного права гжельские художники считались свободными.
С ХVI века были приписаны к Дворцовому и Удельному ведомствам и занимались только керамическим ремеслом.

Иллюстрация: работа на гончарном круге


Изначально гжель была разноцветная.
Мода на кобальт пришла из Европы и Азии в ХIХ веке. Задавали тон голландские бело-синие изразцы и китайский фарфор.
«Примерила» кобальт гжель — да так бело-синей и осталась.

Иллюстрация: разноцветная гжель


Наносится гжельский узор черным кобальтом, а синь свою после обжига получает.
Гжельские мастера различают 20 оттенков синего.
Будет цвет светлее или темнее, все от мастера зависит. Как он кистью мазок положит.

Иллюстрация: роспись гжельского фарфора


Любимый узор гжельских мастеров — роза. Прозвана в ремесленной среде Агашкой.
На фарфоровых заводах ХIХ века среди художниц-крестьянок много было Агафий. Вот и прижилось название.

Иллюстрация: чайник гжель с традиционным узором


Агитфарфор — главная тема гжельской росписи времен Гражданской войны.
Придумано французами эпохи буржуазной революции. В советские годы идеи коммунизма в керамике шли на экспорт.
Сегодня цена идеологического наследия на лондонском аукционе — до четырех тысяч фунтов.

Иллюстрация: фарфоровая статуэтка эпохи СССР


Главная тайна гжели не раскрыта до сих пор — откуда пошло название промысла.
Версий несколько: от старорусского «жгель» — посуду в печи обжигают. В честь речки Гжелки в Смоленской области.
Или от «гжиолки», как раньше называли трясогузку. Гадают уже не первое столетие.

Иллюстрация: посуда гжель с традиционным узором.

Об истории Гжели коротко: | Гжель

От истоков до наших дней…

 

В наше время под гжелью обычно понимают вид русского народного искусства – расписанные в особом стиле керамические изделия. Особенностью гжельской росписи является использование трёх основных цветов: белого, составляющего фон изделия, синего и голубого, которыми выполняется сам рисунок. Гжельская посуда и другие изделия Гжель хорошо известны не только в России, но и во всём мире.

Немногие знают, что изначально гжелью называлась местность, располагавшаяся на юго-востоке Московской области. Жители сёл и деревень, находившихся в этой местности, были прекрасными мастерами гончарного искусства. И лишь в далёком будущем название местности получил один из самых известных видов народного промысла.

Одной из причин развития именно этого промысла послужила качественная гжельская глина. Ведь, как известно, изначально определённый вид деятельности появляется именно там, где есть материал. Развитие гончарного дела в гжельской местности началось ещё  в IV веке до нашей эры. В XIV же веке гжельская земля стала центром керамического производства Руси. Именно там делали керамические изделия для самого Великого князя Ивана Калиты.

Производство расширялось, появлялись новые технологии, также росло и мастерство гончаров. В начале XVIII века был освоен выпуск фарфоровых изделий, а также был получен так называемый «полуфаянс». Именно его мастера расписывали синей краской, которая в последствии стала символом гжельских изделий. Изначально в окраске фарфоровых изделий преобладали модные во все времена золотистые тона.

К сожалению, в конце XIX– начале XX века промышленный кризис в России оказал своё влияние и на народное творчество. Вновь производство керамики было налажено лишь в середине прошлого века. Именно тогда в организованной артели «Вперёд, керамика» был разработан новый дизайн – синяя роспись на белом фоне. Изделия делали из фарфора, а основу краски составлял высокотемпературный кобальт. Именно на основе этой артели было создано объединение «Гжель», на самом деле собравшее лучших мастеров этого искусства. В конце 80-х годов ведущим художникам фабрики была присуждена Государственная премия имени Репина «За достижения в возрождении, становлении и развитии искусства Гжели,  в создании современного стиля гжельского фарфора с подглазурной росписью кобальтом».

 

 

Гжель история возникновения промысла, развитие ремесла, роспись сегодня

Истинным богатством народа является культура: ценности, которые можно назвать традициями, творчеством, народным искусством. Они всегда будут истоками современной культуры – колористика и дизайн, декоративное урбанистическое оформление и бытовое всегда черпают идеи из народного искусства. Русская гжель: история возникновения промысла, развитие ремесла, особенности об это вы узнаете из нашей статьи.

Как появилась гжель? Зарождение

Если отъехать 60 км от Москвы, вы окажетесь в Раменском районе. В его составе 27 деревень, объединенных в единый гжельский культурный район. Одна из деревень так и называется – Гжель. И предприятие, находящееся на той же территории, носит одноименное название. Благодаря предприятию гжельская роспись не просто сохранилась, она продолжает существовать и развиваться.

Деревни занимающиеся ремеслом Гжели

А началось все много столетий назад. Историю народного искусства, прославившегося на весь мир, принято отсчитывать с 1339 года. В письменных изданиях, датируемых этим годом, встретили исследователи первую информацию о гжели. Так же из духовной грамоты Ивана Калиты следует, что Гжель была прибыльной волостью, и владели ею высшие чины Отечества. Но ясно исследователем и то, что гжельские поселения существовали уже в 11 веке, и местные жители активно занимались ремеслами.

Получается, что истинный возраст промысла неизвестен. Но как минимум 700 лет гжельские мастера работают над созданием керамической посуды, статуэток, различных предметов интерьера. Вся работа ведется строго вручную, машинной росписи нет.
Гжель – история возникновения промысла (конспективно):

  • 11-13 века. В старинном подмосковном районе, который и назывался Гжель, местным жителям не удавалось добиться успехов в земледелии. Пахари трудились день и ночь, но земля так и не становилась поистине кормилицей. А все из-за того, что вместо чернозема здесь были залежи высококачественной белой глины. Нашли это богатое место аптекари, посуду из ценной белой глины они использовали в своих медицинских нуждах.
  • Начало 14 столетия. Умельцы, живущие в районе реки Гжелки, освоили гончарное ремесло. Речь не идет еще о бренде с мировой известностью, гжельском фарфоре, но изделия в конкурентной среде того времени были знамениты на всю округу.
  • Начало 18 века. Большая слава приходит к региональному промыслу. И хоть мелкие кустарные артели быстро превращаются в большие предприятия, развитие промысла не ведет к механизации росписи: изделия по-прежнему расписывают вручную.
  • 1972 год. Появляется Первое Гжельское Товарищество (в него вошли 6 малых цехов). Народный промысел продолжает развиваться и сегодня. Гжель не осталась в ранге самобытного творчества предков, она существует как отдельное направление росписи, узнаваемое и востребованное.

Те, кто никогда не видел изящного гжельского фарфора (а такие есть), наверняка видели картинки с принтом в гжельском стиле, наряды с узнаваемыми сине-белыми элементами, и даже пластиковую посуду.

Развитие ремесла

Как именно происходило возникновение ремесла, точно неизвестно. Но вот история его развития обретает более ясные черты. Известно, что в 16 столетии мастера из Гжели привозили в Москву запасы посуды, в Яузскую же слободу гончарам привозили глину. Любили гжельские умельцы посещать местные ярмарки, там они знакомились с керамикой и гончарным искусством мастеров из других регионов страны.

Некоторые искусствоведы считают, что пик развития гжели и происхождение особого ее направления можно связать с 70-80-ыми годами 18 века. Тогда городок стал российским центром производства высокохудожественной майолики. Но особенность промысла в том, что не только завод продвигал декоративно-прикладное искусство, много народных умельцев оттачивали технику гжельской росписи в домашних мастерских.

Кувшины, квасники и кумганы местных мастеров активно раскупались. Посуду делали как с изображением пейзажей, так и с изображением людей. Любили гжельские умельцы делать посуду и с юмористическими сюжетами.

Поворотное событие в истории гжели случилось в 1800 году. Братьям Куликовым из села Володино удалось обнаружить смесь белой фаянсовой массы. И реакция на находку была скорой: уже через год-другой (точной даты нет) здесь открылся завод по производству изделий из фарфора. Классическим цветом фаянса начала считаться синий: он пришел на замену контурным изображениям с полихромной краской. А дело в элементарной практичности – синий цвет чаще стал появляться на изделиях мастеров, так как имел прекрасное соединение с глазурью.

Другие краски при обжиге давали больше брака. Можно было бы придумать легенду о выборе синей цветовой доминанты, но о том, как появилась «та самая гжель», рассказать без этого прозаического исторического факта не получится.

Несмотря на впечатляющую популярность и востребованность, гжель как искусство могла исчезнуть. Если в конце 18 века над росписью трудились мастера 50 фабрик, то через столетие промысел оказался на грани исчезновения. Промышленный поворот привел к тому, что ручная формовка и роспись стали невостребованными. Предприятия ради экономической выгоды перешли на производство технического фарфора. Секреты техники гжели начали теряться.

И первая половина 20 века с разрухой, войнами, голодом, репрессиями никак не помогали восстановлению старинного ремесла. Для гжели история промысла могла так и закончиться, но в середине прошлого столетия случилось чудо.

Гжельская роспись сегодня

А иначе как чудом не назовешь тот факт, что в конце 40-х лет 20 века два подвижника, Н. Бессарабов и А. Салтыков, взяли за основу старые образцы и возродили приемы росписи, которые фактически считались утраченными. Те самые фарфоровые изделия с кобальтовой подглазурной росписью, узнаваемые и ассоциирующиеся в мире со словом gzhel, отстояли у истории два человека.
А вслед за ними возрождать промысел бросилась плеяда выдающихся художников: Дунашова, Азарова, Окулова – имена, известные тем, кто работает в технике гжельской росписи.

Поклонников ментально близкой каждому русскому человеку росписи сегодня радует Гжельский фарфоровый завод. Посуда, вазы, подсвечники, шкатулки, камины, люстры, чайники – это небольшая часть продукции, которую поставляет завод. Примечательно, что работают гжельские династии: старший в роду приобщал к росписи младшего, и так старинное русское творчество становилось для человека линией жизни.

Гжель, происхождение которой уходит в 11-13 век, по праву считается национальным достоянием России. Синее небо, белые церкви, золотые купола церквей (современная гжель часто использует золочение) – это понятный русскому человеку визуальный культурный код. А тонкому гжельскому «мазку с тенями» трудно подобрать аналог, мазок помог раскрыть тонкие градации синего цвета.

Следующие страницы истории русского промысла могут быть не менее яркими – ручное творчество возрастает в цене, а возвращение к истокам становится личной ценностью.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Pinterest

Одноклассники

Гжельская роспись: народный промысел — Щи.ру

Гжель – традиционная роспись на керамике, получившая известность, благодаря насыщенным кобальтовым оттенкам, яркой майолике и удивительной гармонией рисунков и орнаментов.

Свое название роспись получила, благодаря живописному подмосковному району, известному также, как «Гжельский куст». Уже более 700 лет мастера Гжели создают настоящие произведения искусства – посуду, статуэтки, предметы интерьера, расписанные яркими орнаментами, изображающими цветы, животных или пейзажи. Вся работа выполняется только вручную, что придает ей ценности. Машинной гжельской росписи не существует, каждое изделие является оригинальным, отображая частицу вложенной автором души.

Содержание:

Первые официальные упоминания о регионе обнаружены в Духовной грамоте Калиты, датируемой 1328 годом, однако доказано, что Гжельские поселения существовали и активно занимались различными ремеслами еще в 11 веке, хотя гончарное ремесло в официальный список повинностей перед государевым двором не входил. Главным поставщиком гжельской глины и готовых изделий «аптекарских нужд» регион стал только в 17 веке при царе Алексее.

Главным отличием гжельской росписи является ее самобытность и индивидуальный стиль. В начале это были лепные игрушки и предметы быта с красивой и яркой майоликой, но постепенно искусство и мастерство развивались, становились более совершенными. Появились декоративные блюда и наборы посуды, высокие кумганы с дисковидным туловом. Малая пластика в виде кухонной утвари и игрушек также получила большой распространение, покоряя своими незамысловатыми рисунками и картинками, пейзажами, цветочными орнаментами.

С 19 века на территории Гжели налажен выпуск полуфаянса, ставшего переходным периодом от традиционной майолики к тонкому фаянсу и фарфору. В качестве украшения использовалась характерная подглазурная роспись насыщенных синих оттенков, монохромные рисунки, полихромный надглазурный рисунок, обилие золота и уникальное кобальтовое фоновое крытье.

Особую известность получили изделия, производимые на заводах Тереховых, Барминых, а также Братьев Кузнецовых, Киселевых, Жадиных, Тулиных.

Особенностью гжельской росписи является исключительно ручная работа, в каждый орнамент художники вкладывают частицу себя и своего видения природы и окружения.

Основными цветами являются:

  • белый, используемый для костяного фарфора;
  • цветная майолика;
  • оттенки кобальтового и ярко-синего цветов, начиная небесно-голубым и заканчивая насыщенным, темно-синим;
  • глухой кобальт.

Очень интересен процесс проявления характерного насыщенного цвета – во время работы он черно-белый, а синий и кобальтовый оттенки проявляются только при обжиге готового изделия при помощи высоких температур.

Основные цвета

Традиционным цветом для Гжельской росписи является ярко-синий, кобальтовый оттенок на белоснежном фоне. Выполняется роспись при помощи специального состава на основе оксида кобальта. Готовое изделие окунается в глазурь белого цвета, затем обжигается при 1400 градусах. В итоге глазурь становится прозрачной, а орнамент приобретает яркий синий цвет, само изделие становится твердым, отличается глянцевым блеском. Поверх обожженной глазури могут наноситься тонкий золотой декор или платина, после чего изделие снова подвергается обжигу.

Выделяются такие группы цветов Гжельской росписи:
  1. Надглазурная цветная роспись, дополняемая золотым и платиновым декором, кобальтовым цветом. Используется для нарядных наборов посуды, сувениров, кувшинов или чайников. Для работы используются яркие краски, надглазурная роспись, известная еще в качестве майолики. Процесс отличается трудоемкостью и сложностью, требующей от художника настоящего мастерства.
  2. Глухой фоновый кобальт подкупает необычным сочетанием изысканности и торжественной роскоши. Фоновая основа представляет собой глазурь темно-синего цвета, для росписи используется надглазурная белая краска, создающая зеркальное отражение традиционной гжели. Цветы и животные из синих становятся белыми, а сам орнамент напоминает сказочные морозные узоры, создающие эффект глубины.
  3. Костяной белый фарфор – это изделия белоснежного цвета без декора или имеющие тонкую платиновую или золотую роспись. Допускается нанесение небольших по площади рисунков и надписей при помощи цветных красок или всех оттенков синего цвета.

Тематика росписи отображает восприятие мастером окружающего мира, это результат развития многовекового народного творчества, впитывающего традиции и культуру. Художниками в своих творениях сочетаются элементы иконописи, бытовые сценки, наблюдения над природой. Чаще всего встречаются природные мотивы, архитектура: растения, птицы или животные, изображения крестьянских домов, церквей или городских улиц.

Современная тематика рисунка разделяется на 4 типа:
  • сюжетный рисунок, включая времена года, пейзажи;
  • орнаментальные – традиционные для гжели сетки-гребенки, усики, жемчужинки, капельки, шашечки и отводки;
  • растительные рисунки – злаки, ягоды, цветы, бутоны, трава, ветви;
  • животные (чаще всего это птицы).

Главным правилом гжельской техники росписи является только ручное исполнение рисунка. В работе художниками используются краски белого, голубого и синего цветов. Синий цвет применяется в более, чем 20 оттенках, для майолики применяется пятицветка – белый фон, желтый (соли сурьмы), зеленый (соли меди), синий (соли кобальта), вишневый (моли марганца) цвета.

Набор инструментов художника очень простой: палитра из стекла для смешивания оттенков, кисточки разного типа, шпатели, банки для смеси из окиси кобальта. Классический кобальтовый рисунок наносится при помощи подглазурной техники, то есть орнамент после нанесения покрывается белой глазурью и обжигается. Для нанесения орнаментов применяется специальная азбука мазков, которая у каждого мастера может иметь свои особенности. В основе большинства узоров находится мазок-капелька, при помощи которого изображаются листья, стебли, цветы. Мазок тенями – это обратный мазок в одну стороны с переходом от темного оттенка к светлому.

Самыми популярными узорами являются гжельская роза с размашистыми, крупными мазками и птица.

Гжель с традиционной синей росписью составляет единое целое формы и изделия и декора. Рисунок подчеркивает форму, придает объем и гармонию, оживляет холодный фарфор. Но именно пластика диктует, каким будет орнамент и его оттенок, что именно будет выражено художником в готовом изделии.

Гжель — святой источник русского фарфора

Гжель — старинный керамический промысел, объединяющий несколько деревень в 50 километрах от Москвы по Рязанскому шоссе

Но это было позже, а сначала в Гжели были обнаружены выходящие на поверхность глиняные пласты, которые полностью перепрофилировали район на гончарное ремесло. Глинозем не позволял заниматься сельским хозяйством, и в Гжели открываются гончарные артели.

Первое упоминание о гжельских гончарах относится к XIV веку, и хотя к этому моменту промысел был уже достаточно известен, 1320 год считается официальной датой его основания — в этом году Иван Калита упомянул гжельский промысел в своем завещании сыну.

Гжельское месторождение насчитывает более 17 видов глин, из которых выделяют два основных — один для производства фарфора и фаянса, так называемые «беложгущие» глины, другой — для изготовления майолики и красной керамики.
Гжельская глина была лучшей в России по своим физическим свойствам, поэтому еще в XVII веке царь Алексей Михайлович Романов велел привезти ее в Москву для «аптекарских сосудов», а в 1770 году гжельская керамическая артель была полностью прикреплена к аптекарскому приказу.

Благодаря этому в Гжели не было крепостного права, все ремесленники имели «вольную» от царя, были приписаны к Дворцовому и Удельному ведомствам и занимались только керамическим ремеслом.

М.В. Ломоносов, высоко оценивший гжельские глины, написал о них весьма поэтические слова: «…Едва ли есть где на свете земля самая чистая и без примешания, кою химики девственницею называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская… , которой нигде не видал я белизною превосходнее…».

В 1748 году М. В. Ломоносов и его сокурсник по Магдебурскому университету и сподвижник Д. И. Виноградов открывают на основе гжельских глин рецепт фарфора. С этой даты начинается история русского фарфора и Императорского фарфорового завода.

За почти семьсот лет истории гжельского промысла произошло много событий — изменялись мода и требования рынка, но год от года гжельские мастера осваивали новые технологии производства изделий из керамики.

Сначала это были достаточно традиционные изделия крестьянской утвари, поливная и терракотовая керамика, посуда, строительные и печные материалы. Чуть позже на белых гжельских глинах была освоена технология производства фарфора. А в середине XIX века гжельцы изобрели опак — разновидность фаянса отличного качества, использование которого сделало возможным производство особо тонкой чайной посуды.

К XIX веку ассортимент гжельских керамических изделий был разнообразнейшим. Посуду возили на продажу в Москву, Харьков и Киев, география распространения гжельского фарфора и фаянса охватила всю страну — от Архангельска до Астрахани, от Вильно до Иркутска.
Однако, большой оборот никогда не влиял на качество продукции. В архивах «императорской конторы» хранится бланк заказа на посуду для дворцового обихода, что является доказательством высочайшего качества гжельского фарфора. Заказ был сделан гжельскому мануфактурщику Степану Афанасьеву «на фасон заморских самоилутчей доброты».

Только в первой трети XIX века Гжель меняет свои цвета — с изумрудно-зеленого, охристого и коричневого она переходит на кобальтовые монохромные оттенки.

В 1735 году шведский минералог Георг Бранд выделил из кобальтового колчедана, названного так горняками по имени древнего горного духа Кобальда, неизвестный ранее металл, который так и назвал кобальтом. Именно Бранд выяснил, что соединения этого металла окрашивают стекло в синий цвет, хотя этим свойством пользовались ещё в древней Ассирии и Вавилоне. 

Кобальт в гжельском фарфоре начинает доминировать, а в сюжетах преобладать известные всему миру сине-белые стилизованные букеты цветов.

Характерная манера гжельского письма восходит к народному творчеству. Именно стилизованная плоскостная манера письма с объемностью, достигаемой приемами кистевого мазка, свойственная и другим российским народным промыслам, является визитной карточкой промысла, хотя композициями, орнаментами и цветом Гжель может быть сходна и с Гарднеровскими и с Мейсенскими изделиями.

Также гжельской особенностью является рисунок, выполненный в смешанной технике подглазурной и надглазурной живописи, где кобальтовый рисунок пишется по бисквиту, а уточняющий орнамент — по глазури, с последующей позолотой, что делает живопись более глубокой, многослойной и очень декоративной. Этот прием полностью сложился к 1850 году, когда в искусстве господствовал ренессанс рококо. Однако, формы изделий упрощаются, поскольку гжельская керамика перестает быть роскошью и входит в повседневный обиход.

Гжельские фабрики выпускают в основном сервизы из множества предметов — тарелки, блюда, супницы, соусники, масленки и т. д. В Гжели к тому моменту работает более 30 предприятий, которые производят свою продукцию до начала XX века.
После революции большинство предприятий закрылось и только с 1943 года промысел в Гжели начал восстанавливаться. Возрождение старых традиции было подвижничеством искусствоведов и художников, но местные гончары присоединились к этому начинанию.

Главный вклад в возрождение керамики Гжели внесли Н. И. Бессарабова и А. Б. Салтыков.Н. И. Бессарабова — художник, керамист-скульптор, А. Б. Салтыков — известный искусствовед, керамист-теоретик. Под их руководством разрушенный промысел был восстановлен и вновь стал всемирно известным.

Стоит отметить большую чуткость и понимание этими людьми особенностей гжельского колорита и ремесленного уклада. Высочайшая культура, эрудиция и тонкость этих людей позволили восстановить на месте разрушенного производства не привычный сегодня «новодел», а настоящий аутентичный гжельский промысел, не только точно повторяющий традиционные мотивы и технологии керамики, но и развивающийся так, как развивался бы прежний керамический промысел.

Именно Н. И. Бессарабова изучала старые рисунки и особенности художественной техники, именно она обучила новых мастеров безукоризненно четкому и живому традиционному гжельскому рисунку. Именно ее заслуга в том, что сегодняшняя Гжель существует и процветает даже в наше непростое время, когда большинство российских промыслов оказались ненужными и забытыми.

Гжель вызывает гордость за свое искусство, которое чудесным образом совмещает современность и старину, соединяет столетия российской культуры в сочном сплаве лазури и белоснежной керамики.

Об истории русского фарфора вы можете прочитать на этой странице.

Об истории Императорского фарфорового завода вы можете прочитать здесь.

Мы также не могли остаться равнодушными к традициям Гжели, поэтому сделали серию изразцов, написанных по мотивам традиционных гжельских росписей.

Русское народное искусство — Гжель

жел, недалеко от города Москвы, издавна славится
из-за его богатых залежей глин, пригодных для производства
керамики, и, следовательно, для керамической промышленности, которая росла
вокруг них. Фактически практически все население
из примерно тридцати деревень в этом районе
в производстве гончарных изделий, тем более что
вокруг густые раскидистые леса, никогда не было
любая нехватка дров.Можно сказать, что это было символично
чтобы Гжель понималась уже в 19 веке как
синонимы, в значительной степени, с русской народной керамикой.
Правда, это было несколько раньше, в предыдущем, 18 веке,
что Гжель прославилась как крупный центр керамики,
производили не только фаянсовую посуду сугубо утилитарного назначения,
но также художественные и декоративные предметы.

Кувшин для кваса
Майолика. Конец XVIII века

Эта разработка
совпало с появлением майолики. В то время майолика
товары в России назывались , ценина .Происхождение
слова точно не известно. Изделия из майолики получили название
в Европе фаянс. Изделие обычно изготавливали из тонированной
глины, имел массивную пористую оболочку и был украшен
полихромные цвета эмали, типично крестьянские
конструкции. Правда, ценина впервые выпускали в г.
Москва у заведения купца Афанасия Гребенщикова,
который нанял несколько гончаров из Гжели.Возвращаясь домой
и познав секреты изготовления майолики,
они начали свои гончарные мастерские. Хотя мы понятия не имеем
кем они были — их имена были потеряны — они сделали так
прекрасное начало, которое всего за несколько лет,
Гжельская майолика уже успешно конкурировала с Гребенщиковским.
производить.
Знаменитая итальянская майолика эпохи Возрождения заимствовала
сюжетным материалом из современной живописи и служил
исключительно декоративного назначения (выпускались в основном крупногабаритные
вазы, гигантские блюда и барельефы), гжельская посуда была, на
напротив, утилитарной формы и формы и был украшен
с двухмерным дизайном, типичным для народных
источник; отображены большие местные бассейны ярких цветов
выраженная близость к лубку , русской народной картине
или бортовой.

С.Исаев «Русская зима». Заварочный чайник.
Фарфор. 1999

ассортимент гжельской майолики включал практически весь ассортимент
домашней утвари, такой как тарелки для завтрака и супа,
сервизы, кружки, кружки, кувшины.Чаще
это была только глиняная посуда с белой глазурью, лишенная декора;
однако ценился именно из-за гигиенических
белизна. Тем не менее, всегда было и всегда будет
быть — популярным спросом на привлекательные, красочные, художественные
объекты. Каждый гончар, достойный своего имени, стремился создать
что-то индивидуальное, с любопытными или забавными деталями
и привлекательный для покупателя красочный дизайн.
Предметный материал
не обладал большим тематическим разнообразием, это было
не заимствовано из современной живописи или литературы, но
было изобретением самого гончара, который, хотя часто
неграмотный, проявленная художественная интуиция, позволяющая ему
интегрировать в свой декоративный дизайн его наблюдения
природа и деревенская и городская жизнь с полученными впечатлениями
от увиденных зданий и значков, и подправить результат
с его собственным воображением.Дизайн — это нарисованный вручную рисунок,
обведены каким-то темным пигментом на светлой глазурованной
поверхность, а затем украшена зеленым, желтым, коричневым и
синие пигменты.

С. Исаев «Лосось». Рыбная тарелка
Фарфор.1997

Там
нет ничего особенно выдающегося в живописной местности Гжели.
окружение. Кроме, конечно, растягивающихся полей,
голубая опушка леса вдалеке и прозрачная
голубоватая дымка окутывает маленькие деревушки по соседству.
Возможно, именно этот мерцающий синий цвет передался
к белоснежному полю гжельского фарфора? Возможно это
отвечает за все привлекательные дизайны, которые мы находим на
какая-нибудь тонкая ваза, пузатый кувшин или крепкая кружка
вызывая это восхитительное чувство удивления и радости
обнаружение первых нескольких кустов весенних цветов на участках
осталось от таяния снега? По правде говоря, умелое моделирование и
мастерская манера письма преобразила то, что казалось
превратить обычную домашнюю утварь в настоящую
искусства. Гжельский фарфор пользуется огромной популярностью как
в этой стране и за рубежом, узнаваемый сразу по
характерная бело-голубая цветовая гамма, своеобразный дизайн,
и формы. Ключ к этому удивительному успеху заключается в
поразительно выразительная неповторимость гжельского фарфора,
вызывает волнующие эмоции общения с матерью-природой.
Неудивительно, ведь эти раскрашенные вручную картины очень приятно
гармонируют с формой.

В. Неплюев «Охота». Квасный кувшин
Фарфор. 1982

В
на самом деле ассортимент выпускаемых изделий настолько разнообразен, что можно
трудно перечислить все. Более типичные предметы-топ
фаворитами гжельских гончаров являются чайники, кувшины, кружки, масленки,
сахарницы, медовые горшочки и подставки для конфет. Что поражает
много разных форм приданы одному и тому же
тип предмета. Таким образом, если мы возьмем чайник, мы обнаружим, что он имеет форму.
в виде диска, бочки, сферы или продолговатой формы. Дизайнеры Гжели стремятся
создавать модели для серийного производства относительно
недорогие изделия и уникальные экспонаты, предназначенные для выставок
и музеи.Но прежде чем идти дальше, необходимо подчеркнуть
что то, что производят сегодня в Гжели, не похоже на товар
которые были произведены в предыдущие века. Это
новое искусство, которое в то же время впитало художественное
и технологический опыт, накопленный более чем одним
поколение гончаров. К этому не было королевской дороги
достижения, как традиции, которые были переданы
от отца к сыну иссякли к концу прошлого,
19 века еще, и к началу Первой мировой
Война была предана полному забвению.Хаос, который
последовала за Гражданской войной после Октябрьской революции 1917 г.
только раздражало, как будто глиняная посуда Гжели никогда не
воскреснуть

Л.Азарова «Охотник». Бутылка
Фарфор.1975

Но новый
Советская власть не оставляла без внимания народные промыслы и ремесла.
В то время как новые экономические и социальные основы были заложены для продвижения
народного искусства и ремесел, все заботы были взяты в то же время
время сохранить свои традиционные принципы. К 1920-м годам
некоторые из гончарных изделий Гжели снова встали на ноги.Были организованы кооперативы, первым среди которых был Период,
Керамика (Форвард, Керамика) началась в 1929 году.
организационные проблемы, промышленность Гжели приобрела
прочная экономическая основа, и собирался заняться проблемой
создания высокохудожественных произведений в период Великой Отечественной
Вмешалась война. Хотя работа была приостановлена ​​на пару
лет, к 1943 году гончары снова работали,
выходит, как вспоминает Татьяна Еремина, «Одна простая, обыкновенная
кружка.Хоть это было тяжело и хоть дрова надо было рубить
сами, поддерживаем горящие печи и производим количество
посуду, тем не менее мы постарались украсить кружки как можно лучше
мы могли бы »
Попытки
возродить старые традиции были инициированы в защиту
конец войны, с искусствоведами, художниками и производством
инженеры из Научно-исследовательского института искусств и ремесел, as
а также местные гончары, присоединившиеся к их усилиям. Большой
Коллекция Гжели в Государственном историческом музее Москвы,
раньше знали только несколько специалистов, привезли
вниманию гжельских гончаров и дизайнеров.

Н. и В. Бидак «Пастушка»
Масленка. Фарфор.1975

Путеводитель по гжельскому фарфору

Сине-белый гжельский фарфор может быть одним из первых вещей, которые вы рассматриваете при покупке сувениров в России. Эти красиво оформленные и тщательно продуманные изделия — один из тех немногих отечественных сувениров, которые могут соперничать даже с пушистыми шапками «Ушанка » и «». Однако имейте в виду, что есть риск приобрести подделки. Вот несколько советов от производителей гжели, которые помогут вам привезти домой оригинал.

История гжельского фарфора началась в начале XVIII века, когда частные мануфактуры, разбросанные по богатому глиной краю недалеко от Москвы, начали производить фарфоровые изделия. После революции 1917 года частные мастерские и фабрики были присвоены Советским государством и объединены в цех керамистов в деревне Турыгино, примерно в 60 километрах от Москвы.

Фарфоровая деталь | © Предоставлено ОАО «Союз Гжель»

После Великой Отечественной войны предприятия находились в плачевном состоянии и не могли возобновить производство фарфора.Наверное, не было бы гжельского фарфора сегодня, если бы не Наталья Бессарабова, скульптор и художник, возродившая многовековые художественные традиции. В 1972 году Турыгининский фарфоровый завод и другие производители керамики в регионе были преобразованы в Союз Гжель, который бережно хранит свое уникальное наследие, производя оригинальный гжельский фарфор ручной работы. В деревне Турыгино также находится крупнейший в мире музей гжельской керамики, в котором хранится более 2000 экспонатов.

Шахматы | © Предоставлено ООО «Союз Гжель»

Несмотря на распространенное заблуждение, цветовая палитра Гжели не ограничивается синим и белым.Двухцветный стиль торговой марки возник из-за отсутствия красящих материалов в послевоенные годы. Когда Бессарабова возродила искусство, она превратила эти ограничения в возможности и использовала кобальт, самый дешевый из доступных красителей. Однако сегодня много разноцветных изделий из Гжели, которые ценятся не меньше, чем двухцветные.

Чайный сервиз | © Предоставлено ЗАО «Союз Гжель»

По сей день все изделия гжельского фарфора полностью изготавливаются вручную и имеют один из двух товарных знаков: либо двуглавый орел со словом «Гжель» (Гжель), либо овальный логотип «Гжель» и штамп «Сделано в России».Любые другие штампы или отметки означают, что вы держите поддельную копию. Настоящая Гжель изготавливается только из фарфора, фаянсовой гжели не бывает. Однако иногда Гжель заказывает лимитированные коллекции из тканей и драгоценных металлов. Помимо популярной посуды и предметов домашнего обихода, в Гжели производятся настоящие произведения искусства, которые можно найти в уважаемых музейных коллекциях по всему миру.

Роспись в гжельском стиле | © Предоставлено ООО «Союз Гжель»

Если вы хотите получить оригинальную гжель, обязательно покупайте ее только у официальных реселлеров.Находясь в Москве, вы можете делать покупки в Русской галерее или посетить фабричный магазин в деревне Турыгино. Если вам случится найти гжельский фарфор где-нибудь еще, поищите товарные знаки и попросите сертификат партнера «Гжель».

Елочные украшения | © Предоставлено ЗАО «Союз Гжель»

Маленькие миниатюрные фигурки, расписанные вручную, подлинный русский фарфор Гжель Коллекционирование trinity-opc Культуры и национальности

Маленькие мини-фигурки, расписанные вручную из оригинального русского фарфора Гжель

Найдите много новых и подержанных товаров и получите лучшие предложения на оригинальный русский фарфор в Гжели. Маленькие мини-фигурки расписанные вручную по лучшим онлайн ценам на! Бесплатная доставка для многих товаров !. Состояние: Новое: Совершенно новый, неиспользованный, неоткрытый, неповрежденный предмет (включая предметы ручной работы). См. Список продавца для получения полной информации. Просмотреть все определения условий : Страна / регион производства: : Российская Федерация , Рекомендуемые улучшения: : Гжель ,。

Маленькие мини фигурки расписанные вручную оригинальный русский фарфор Гжель

Подпись / номер Ограничено 400 Pangaean Sea 10 ЭКСКЛЮЗИВ ДЛЯ ИНТЕРНЕТА CAVEWOMAN, 12 цветов Набор перьевых ручек Jinhao Shark из 12 предметов в подарочной коробке.Kuroko’s Basketball x NEW ERA Официальное сотрудничество 9FIFTY CAP KUROKO TETSUYA, Disney Disneyland Pixar Fest 2018 Toy Story Annual Passholder AP Pin LE 2000, Singer Featherweight Special Wire Frame Parts Швейная машина Замените CF, BREWDOG brew dog Punk IPA LAPEL PIN Значок Кнопка крафтовая пивоварня пивоварня, UD Человек-паук Возвращение домой перепончатые нити Тройной костюм WTT2, Котобукия УЖАС БИШОДЖО Фредди против Джейсона Фредди Крюгера 2-й 1/7 Рисунок NIB, Ретро Винтажная светящаяся музыкальная шкатулка Знаки зодиака Подарок на день рождения Лео.ИОННАЯ СВЯЗЬ, взятые не для раздачи Забавный научный юмор Кнопка 1,5 «Pinback Single. Контрастная наклейка 3,25 x 10. Купите любые 3 наклейки, ПОЛУЧИТЕ ОДНУ БЕСПЛАТНО! UL # CS717, 100 шт. Случайный Эд Рот Большой Папа Стены Граффити Виниловые Наклейки Крысы Fink Наклейки, Клеймо Памятный Орнамент 2007 Волшебник леса Волшебной страны Оз. Волшебная музыка EUC. Mystery Vinyl HT Эксклюзивная запечатанная слепая коробка Deadpool Chaser? Funko Marvel Pop, 150x50cm Azur Lane Наволочка из аниме «Дакимакура», длинное обнимающее тело 59 дюймов.ДВА ОФИЦИАЛЬНЫХ БАРРИ ГОЛДВУТЕР ДЛЯ ПРЕЗИДЕНТСКИХ ПЕРСОНАЖЕЙ КАМПАНИИ 1964 ГОДА. 5 ВИНТАЖНЫЙ МАГАЗИН КУЗОВА ФРЕДА, ШВЕЙЦАРИЯ, ИНДИАНА, АВТОМОБИЛЬНЫЕ БУМАЖНЫЕ КОВРИКИ.

Что такое гжель? Гжель — вид народного творчества

Что такое «Гжель»? Ремесло или высокое искусство? Ответ на этот вопрос лежит на поверхности. Гжель, история которой восходит к началу 14 века, за несколько веков успела пойти в нескольких обличьях. Эта «непостоянство» не умаляет достоинств художественного промысла.Впервые о народном промысле «Гжель» упоминается в посмертном завещании великого князя Московского Ивана Калиты в 1340 году, который приказал своему сыну унаследовать доходные керамические мастерские.

Гжель или кап

Название «Гжель», история которого до сих пор вызывает споры, тем не менее, существует в своем нынешнем виде долгое время. Разброс мнений не имеет практического значения. Некоторые ученые-этимологи утверждают, что оно произошло из реки Гжелка, Гзолка или Гжелка, протекающих в верхнем Днепре, другие специалисты склонны полагать, что первоначальный гжельский промысел назывался стрекательным, потому что керамика горела и горела.А буквы тронули уже сами русские простолюдины, которых отличает извечная привычка все переосмысливать, перефразировать и переворачивать. Например, русский человек произносит слово «омнибус» как «обнимать». И ничего не поделаешь. Так оно и есть — сгорела и Гжель.

Белая глина для фармацевтов

Что такое Гжель? Это место издавна славится качественной белой глиной, добыча которой была налажена еще в 17 веке.В 1663 г. вышел указ царя Алексея Михайловича, в котором говорилось: «Добывать из гжельской волости глину, пригодную для изготовления алхимических и фармацевтических сосудов». А в Москве на адрес аптеки доставили 15 вагонов с глиной. С тех пор Гжельский глиняный завод стал поставщиком белой глины для московских фармацевтов. А русский ученый Михаил Ломоносов так сказал: «Нет более чистой земли без примесей, чем Гжель, которую химики называют девственной за ее белизну и чистоту.«Помимо белоснежных разновидностей глины, под землей в кустах Гжели прячется еще несколько видов технической глины, пригодной для производства различных изделий, в том числе художественных. расчетов, но из этого ничего не вышло — стало очевидно, что проверенные коллекторы — это лишь малая часть реально существующих месторождений Вывод однозначный: сырья хватит не на одно поколение.

Что такое Гжель с точки зрения гончарства

Почти четыреста лет в мастерских Гжели изготавливали глиняную посуду, печную плитку и простые детские игрушки.

В 1812 году в губернии было 25 фабрик, производивших огромное количество кухонной утвари. Особо ценилась продукция заводов Лаптева и Ермиля Иванова, расположенных в селе Кузяево. Покупатели обращали внимание не только на фабричный штамп, важно было убедиться, что изделие изготовлено одним из трех самых уважаемых гончаров: Иваном Кокунем, Гусятниковым Никифором или Иваном Срослей.В то время предшественниками всемирно известных произведений гжельского искусства были глиняные игрушки и фигурки, животные, птицы, лошади и куклы. Каждая вещь обязательно нашла своего покупателя.

Дизайн продукта

Что такое Гжель с точки зрения иностранцев? После того, как возле села Минино нашли пласт особенно пластичной светло-серой глины, местные фарфоровые заводы начали производить фаянс, из которого изготавливали изящные кувшины и вазы, кувшины и кумганы. А в первой половине 19 века началось производство классической бело-голубой гжельской посуды.Иностранцы, любители русской культуры, сразу обратили внимание на необычные изделия, которые стоили дешево и превосходили известные фарфоровые шедевры немецких мастеров. Таким образом, словосочетание «Гжель — посуда» приобрело определенный смысл. По артелям лились заказы, это было началом эпохи настоящего гжельского искусства.

В то время в России не хватало фаянса или фарфоровой керамики для кухни, использовали серебро в богатых домах, а люди среднего достатка довольствовались разбросанными тарелками, чашками и блюдцами из обожженной глины плохого качества.Поэтому неудивительно, что с появлением гжельской посуды начался настоящий бум. Сразу купцам и промышленникам стало понятно, что рынок посуды требует огромного количества красивых сервизов, кофе и чая, простых и праздничных. И гжельская посуда как нельзя лучше подходит для этих целей.

Старообрядец Яков Кузнецов

В 1812 году житель села Новохаритоновский, некий Кузнецов, Яков Васильевич, старообрядец по вероисповеданию, открыл небольшое фарфоровое производство, которое вскоре разрослось до огромного предприятия с филиалами в Рыбинске, Твери и Риге.Изделия в стиле «Гжель», фото которых представлены на странице, требовали совершенства в своем изготовлении. К тому же каждому новому заводу тоже требовались специалисты, и Яков Васильевич стал приглашать мастеров и художников со стороны. Люди приехали семьями, им предоставили жилье и создали комфортные условия в надежде, что они останутся надолго. Так и вышло, дети приглашенных специалистов унаследовали профессию родителей и с честью продолжили начатое ими дело.Таким образом, успешно развивалась фарфоровая промышленность, процветала рыбная ловля «Гжель». При этом доля заказов, выполненных иностранцами, составила более 80 процентов от общего объема производства. В торговле доминировало словосочетание «Гжель — посуда». Требовалось больше производства, фарфоровые заводы задыхались от нехватки рабочей силы, а квалифицированных специалистов было негде взять. Селекционеры вдвое увеличили заработную плату рабочих и на треть заработную плату служащих. Желающих работать на предприятиях Гжели сразу же увеличилось, и кадровый вопрос на некоторое время решился.Заводы заработали в полную силу, и теперь продукции для российского рынка в изобилии хватало, а для зарубежья еще оставалось.

Материалы и технологии

Месторождение белой глины в Гжельском районе насчитывает 17 разновидностей, из которых можно выделить две основные — первая для производства фаянса и фарфора, это белила, а вторая — красная гжельская керамика и майолика. .

Царь Московский и всея Руси Романов Алексей Михайлович увидел огромный потенциал производства фарфора.После некоторых раздумий монарх принял решение. По всей Гжели было отменено крепостное право, ремесленники получили свободный царский указ и были закреплены за дворцовыми ведомствами. Ученый Михаил Ломоносов вместе со своим соратником Дмитрием Виноградовым открыли новый рецепт фарфора, полностью соответствующий уникальной структуре гжельской глины. Открытие было сделано в 1748 году и с этого момента началась история русского фарфора в глобальном смысле. В короткие сроки был построен Императорский завод, ставший основным промышленным предприятием по производству фаянсовых изделий в России.И вскоре гжельская керамика приобрела статус промышленного.

Популярность гжельской поделки

В XIX веке гжельская керамика распространилась по всей территории России. Что характерно, чем больше продукции производили на фарфоровых заводах, тем лучше становилось. В архивной летописи императорской канцелярии того времени сохранился заказ посуды для царского стола, составленный гжельским мастером изящного фарфора Степаном Афанасьевым: «… на заморскую доброту самообслуживания…», что означает «в соответствии с лучшим зарубежным качеством.«И надо полагать, мастера-художники, которые работали на фабриканта Афанасьева, блестяще справились с поставленной задачей. Уже тогда фаянсовые заводы конкурировали друг с другом, стараясь опередить друг друга по качеству продукции. Это была здоровая конкуренция, в которой Конкуренции не было, напротив, мастера старались делиться опытом и сочувственно раскрывали друг другу секреты производства.

Классический бело-голубой

Постепенно вся продукция российских фарфоровых заводов, выпускаемая под торговой маркой «Гжель», о чем свидетельствует фото, перешла на синюю кобальтовую окраску.Этот цвет стал «фирменным» в первую очередь для посуды, а затем и для остальных продуктов, игрушек и сувениров. Монохромный кобальт красивого ярко-синего цвета был получен в 1735 году шведским минералогом Джорджем Брандом из пирита.

Помимо «фирменного» цвета, изделия из гжельского фарфора отличались отлично выполненными сюжетными узорами. Художники рисовали стихийно, без эскизов и набросков, сразу «сели», и они это сделали. Рисунок гжели — это всегда выверенный художественный образ, который очень редко повторяется.Сине-белые изделия «под чертёж» продаются только в сувенирном виде, а то и небольшими партиями. В основном «Гжель» — это эксклюзивные копии, выполненные на хорошем художественном уровне.

Техника рисования

Технологии, применяемые при производстве гжели, разнообразны и достаточно эффективны. Мастера не ищут простых способов, они работают по сложным схемам, на ходу осваивая новые техники. В последнее время гжельские художники начали применять так называемую смешанную технику росписи, надглазурной и подглазурной, когда основной рисунок кобальтом наносится на влажную глину, под глазурь, а более точный рисунок наносится на глазурь.Надо сказать, что этот метод был последним в цепочке инноваций, ведь именно тогда гжельские изделия перестали быть роскошью и вошли в повседневную жизнь. Так, на поток были поставлены бело-голубые сервизы, сервизы, шкатулки, детские игрушки и другие товары.

Время застоя

После революции 1917 года большинство фарфоровых заводов закрылось, так как заниматься производством было некому — талантливые инженеры все как один эмигрировали, а оставшиеся кадры не справлялись с поставленными задачами.Тем не менее, после двадцати лет простоя искусство тонкого фарфора начало постепенно восстанавливаться. Процесс возрождения был запущен благодаря аскетизму художников-керамистов и энтузиастов гжельской художественной индустрии.

Художник Н.И. Бессарабова способствовала возрождению гжельского искусства при поддержке скульптора-керамиста, известного искусствоведа А. Б. Салтыкова. Под их руководством было полностью восстановлено народное ремесло, и снова бело-голубые изделия засверкали по всему миру.

Гжель сегодня

В настоящее время искусство «Гжели» продолжает развиваться, появилось новое поколение талантливых художников, работающих в традиционной манере, но с применением суперсовременных технологий. «Гжельский куст» расположен в шестидесяти километрах от Москвы, протянувшись в сторону Мурома, он объединяет 27 деревень, в каждой из которых живут и работают потомственные гончары и художники.

Сегодняшняя Гжель — гордость страны, визитная карточка России в области изобразительного искусства, наряду с хохломской, жостовской рыбной ловлей, федоскинскими миниатюрами — все это народные промыслы России.Гжель по праву возглавляет этот престижный список.

Игрушки и игры Disney Lotso Ароматический медведь 12 дюймов Средняя История игрушек Дошкольное образование

Ароматический медведь Disney Lotso 12 дюймов Средняя История игрушек

1979 Chevrolet Scottsdale Chevy Sport Square Body Truck Pink Metallic & Black Pearl Ltd Ed 3600 pcs 1/64 Diecast Model Car от M2 Machines 31500-HS05. GPM ARRMA-1/8 6S BLX KRATON / Outcast / Notorious / Typhon / Talion, 1/7 Infraction Limitless , 1/10 SENTON Алюминий Передний / задний / центральный дифференциал ВЫХОДЫ красный набор из 9 предметов, Танцующая обезьяна на солнечной энергии Юхань Раскачивание животных Анимированный танцор Игрушечный автомобиль Декор Многоцветный.Неопреновая сумка для обеда Изолированные коробки для обедов для взрослых Мужчины Женщины Дети Мальчики Медсестры Подростки с плечевым ремнем и дополнительным карманом. RPM 80462 A-Arm Black T-MAXX 2.5R 3.3, Веселая открытка на день отца Сюрприз на день отца с летающей бабочкой от wahoocards, Серебряный атомный робот в винтажном стиле Mr Cragstan 4, ACGOING 15 шт. Игрушки для малышей Набор музыкальных инструментов с ксилофоном для музыкального образования детей Игрушки Ударные инструменты Набор музыкальных инструментов Игрушки для раннего обучения для мальчиков и девочек с рюкзаком для хранения, портативные рации Retevis RT75 Compass для детей 2 пакета 22CH Long Range Kids Walky Talky для мальчиков и взрослых от 4 до 12 лет с зеленым фонариком.Воздушные змеи HQ Butterfly Kite Ruby 20 Однолинейный воздушный змей, 3PCS Readytosky Deans Male to HXT 4mm Connector No Wire RC LiPo Battery Connector Adapters, HO Scale Rivarossi # 103106 Железнодорожный вагон Луисвилля и Нэшвилля с раздвижной дверью. — Игровой набор Toys Polesie 58805 Milena Vanity Mini Multi Color Box, ZYAQ Hopper Balance Pogo Jumping Exercise Bounce Space Fitness Ball для детей и взрослых. Набор «Королевская классическая подкова» в гофрокоробе.

Ароматический медведь Disney Lotso, 12 дюймов, средний История игрушек

Ароматический медведь Disney Lotso — История игрушек — средний — 12 дюймов: Игрушки и игры.Купить Ароматический медведь Disney Lotso — История игрушек — Средний — 12 дюймов: мягкие игрушки и плюшевые мишки — ✓ Возможна БЕСПЛАТНАЯ ДОСТАВКА при подходящих покупках. Подлинный, оригинальный, аутентичный магазин Disney。 Детализированная плюшевая скульптура。 Вышитые детали。 Животик Лотсо пахнет клубникой。 Текстурированные ткани для винтажного образа。 Сэкономьте много любви нашему сверхмягкому медведю Лотсо, потому что он ему действительно нужен! Lotso, наполненный сладким клубничным ароматом, станет лучшим плюшевым мишкой в ​​вашей коллекции игрушек. 。。。

История Гжели (Русский фарфор)

Написано Вадимом 13 апреля 2011 г. — 18:32

Что такое Гжель? Этот вид керамики стал популярным среди коллекционеров всего мира, особенно среди тех, кто предпочитает русские ремесла.Названная в честь русской деревни, в которой возникла керамика и производится по сей день, Гжель — это тип керамики кремового, полупрозрачного белого цвета с вручную нарисованными синими узорами, вытекающими из народных традиций.

Гжель отличается от других видов исконно русской керамики по нескольким параметрам. Во-первых, русские народные промыслы предпочитают красный и золотой цвета, а гжельская керамика имеет более холодную цветовую палитру. Во-вторых, большая часть русской керамики — это фаянс, который намного толще и грубее тонкого кремово-белого гжельского фарфора.

Гжель названа в честь русской деревни, расположенной к юго-востоку от Москвы. Эта деревня и ее окрестности были известны керамикой с четырнадцатого века, хотя местные ремесленники, вероятно, делали керамику задолго до этого. Традиционно эта керамика создавалась в домашних мастерских, но по мере роста ее популярности начали появляться фабрики. Первоначально изделие представляло собой глиняную посуду, изготовленную по формам, а затем вручную украшенную обученными мастерами. Хотя большая часть керамики была белой с синими узорами, использовались и другие цвета, такие как зеленый и желтый, известные как майолика.

Однако гжельские гончары вскоре придумали «рецепт» изготовления полупрозрачного белого фарфора, аналогичного тому, который производился в то время в Китае и Западной Европе. Таким образом, в 1802 году Гжель стала родиной русского фарфора. Высокое качество и тонкая текстура в сочетании с красивым традиционным русским народным орнаментом сине-белого цвета вскоре сделали гжельскую керамику фаворитом. В отличие от другой русской керамики того времени, гжельский фарфор стал региональным фаворитом, и слухи о нем быстро распространились.Менее чем через пятьдесят лет Гжель стала ведущим поставщиком гончарных изделий в России и приобрела известность во всем мире.

Это оказало огромное влияние на российский рынок керамики, потому что местные жители больше не были вынуждены платить завышенные цены за гончарные изделия из других мест. Кроме того, рисунки на гончарных изделиях были явно русскими и более простоватыми, чем из других стран. С тех пор в производстве было несколько перерывов из-за политических и экономических условий, но деревня Гжель снова делает свой особенный фарфор для людей со всего мира.Блестящие орнаменты майолики желтого и зеленого цветов, а также характерный синий на белом являются фаворитами как в России, так и за рубежом.

Некоторые изделия выполнены в гжельском стиле и технике. Столовая посуда, очевидно, является фаворитом, но вазы, сувениры и скульптуры также делаются методами Старого Света. Ассортимент настолько разнообразен, что найдется что-то на любой вкус и в каждом доме. К тому же гжельские изделия сегодня не просто красивы. у них давнее прошлое, и они будут прекрасно выглядеть и в будущем.Благодаря высококачественным материалам и превосходному дизайну, изделия из керамики Гжели могут стать драгоценными семейными реликвиями и ценным антиквариатом. Это инвестиция в стиль и в будущее.

Теги: гжель, фарфор, русский фарфор
Рубрика: Общие | Нет комментариев »

Русские сувениры

Что вы знаете о традиционных сувенирах из России? Скорее всего, вы слышали о русской матрешке (по-русски она называется мастрешка), но не многие гости нашей страны могут вспомнить другие традиционные поделки.За

вы сможете увидеть красивые палехские и федоскинские деревянные шкатулки, яркие павловопосадские шали, изящные украшения из янтаря, забавные валенки и множество других сувениров.

В этом разделе представлена ​​история основных русских ремесел. Вы поймете, что искать во время поездки за город, и узнаете историю русского народного искусства. Ваш гид по Москве поможет вам найти идеальный подарок из России. Очень известным местом для покупки сувениров является Измайловский рынок, на котором представлен самый большой выбор предметов декоративно-прикладного искусства, изобразительного искусства и народных промыслов.

Если вы не любите покупать сувениры, было бы неплохо купить что-нибудь традиционное, что вы можете съесть или выпить, и мы дадим вам несколько советов, какие еда или напитки могут быть хорошим подарком вашим друзьям.

Матрешка

Матрешка — самый известный и популярный русский сувенир. Это набор расписных деревянных кукол уменьшающихся размеров, спрятанных одна внутри другой. Количество вложенных фигур обычно варьируется от трех до десяти, но в некоторых редких случаях может достигать 50 и даже больше.Традиционная матрешка представляет собой женщину в крестьянском платье с платком на голове. Читать далее

Янтарь

Янтарь — это общее название окаменелой смолы деревьев, известной с древних времен своей природной красотой и магическими качествами.
90% всего янтаря в мире поступает из Калининградской области на западе России. Во время тура в Москву или Санкт-Петербург у вас будет прекрасная возможность приобрести элегантное украшение с янтарем.Подробнее

Павловопосадские шали.

Павлово Посад — небольшой городок недалеко от Москвы, известный на всю Россию фабрикой платков и шарфов. Фабрика находится в городе с конца 18 века, но ее продукция до сих пор пользуется большим спросом. Шали обычно имеют яркий цветочный узор. подробнее

Хохлома

Хохлома — традиционный русский промысел, зародившийся в 17 веке в районе Нижнего Новгорода. Это стиль росписи деревянной посуды и мебели.Хохломский стиль можно узнать по красно-золотому цветочному узору на темном фоне. подробнее

Лаковые шкатулки

Лаковые шкатулки — одно из красивейших ремесел России ХХ века. Они сделаны из необычного материала; это не дерево, как кажется, а папье-маше. В коробках представлены миниатюрные картины, тематика варьируется от русских пейзажей до сказок. Читать дальше

Гжель

Гжель — это стиль русской керамики, происходящий из села Гжель недалеко от Москвы.Керамика украшена характерным синим орнаментом на белом фоне. Ассортимент продукции «Гжель» очень разнообразен, среди самых популярных товаров — чайные и кофейные сервизы, часы, лампы. Читать далее

Валенки

Валенки или русские валенки раньше были очень популярной обувью зимой. Сегодня они не так широко распространены в больших городах, но все еще распространены в сельской местности. Валенки — одна из самых теплых обувей, которые можно носить в суровые зимы, сегодня валенки обычно носят маленькие дети.подробнее

Поделки из бересты

Поделки из бересты популярны в России издревле. Во время экскурсии по Москве можно приобрести многочисленные шкатулки, украшения, корзины из бересты. Читать далее

Богородские деревянные игрушки

Богородские игрушки — это деревянные резные фигурки животных, птиц и людей, выполняющих различные задания, такие как клевание цыплят, медведи, рубящие дрова, или зайцы, играющие на музыкальных инструментах. Эти игрушки станут отличным обучающим материалом для малышей и доставят массу удовольствия всей семье.подробнее

Советские памятные вещи

Во время экскурсии по Москве практически в каждом сувенирном магазине вы обязательно найдете множество сувениров, напоминающих советский период истории России. Известный писатель Максим Горький сказал: «Не зная прошлого, невозможно понять истинный смысл настоящего и цели будущего». Ваш гид по Москве приглашает вас погрузиться в глубины советской истории, чтобы узнать больше о некоторых любопытных вещах, которые вы можете купить во время посещения России.подробнее

Русский шоколад и сладости

Во время тура по Москве не упустите возможность насладиться различными видами кондитерских изделий, шоколада и сладостей. В первую очередь стоит обратить внимание на кольцевые рулеты — баранки и соушки, пастилу и шоколадные конфеты с начинкой. Пусть ваш гид по Москве познакомит вас с самыми вкусными русскими сладостями и выпечкой, которые вы не найдете ни в одной другой стране.
подробнее

Ростовские эмали

Ростовские эмали сегодня очень популярны в России.Во время экскурсии по стране можно найти красивые серьги, броши, ожерелья, шкатулки с миниатюрными росписями на эмали. Это искусство популярно с 17 века. подробнее

Русская водка

Даже если вы впервые приехали в Россию во время московского турне, вы наверняка что-то слышали о русской водке. Каким образом этот крепкий алкогольный напиток стал неотъемлемой частью жизни России? Давайте познакомимся с историей водки с помощью вашего московского гида и узнаем несколько интересных фактов о русской водке.подробнее

Ушанка (зимняя шапка)

Ушанка или шапка ушанка — это традиционная русская меховая шапка. У него есть ушные вкладыши, которые можно завязать на подбородке для защиты ушей и шеи от холода или закрепить на затылке. На Западе его иногда называют просто «шапка» (что в переводе с русского означает «шапка»), а название «ушанка» происходит от русского слова уши (уши). Читать дальше

Буденовка

Буденовка — головной убор, который использовался в качестве униформы советских войск с 1918 по 1940 год.Сейчас его никто не носит, но он стал культовым изображением времен Гражданской войны в России. Читать далее

Яйца Фаберже

Хотите получить яйцо Фаберже? Стоимость такого милого сувенира может составлять от 10 до 20 миллионов долларов. Звучит дороговато? Вы можете выбрать более дешевый вариант и получить копию. Читать далее

Оренбургские шали

Оренбургские пуховые шали могут стать отличным сувениром для женщин, которые ценят вещи ручной работы. Этот вид шали зародился в Оренбургской области около 250 лет назад.Шали изготовлены из особой смеси шелка и тонкого козьего волокна.
подробнее

Жостовские подносы

Красивые металлические подносы, расписанные смешанным садом и полевыми цветами, родом из небольшого села Жостово. Сегодня Жостовские подносы, все еще производимые в Мытищинском районе, считаются прекрасным подарком, хранящим тепло рук мастеров умиротворением загадочной русской души.

Добавить комментарий