Гжель народное творчество: Об истории Гжели коротко: | Гжель
Об истории Гжели коротко: | Гжель
От истоков до наших дней…
В наше время под гжелью обычно понимают вид русского народного искусства – расписанные в особом стиле керамические изделия. Особенностью гжельской росписи является использование трёх основных цветов: белого, составляющего фон изделия, синего и голубого, которыми выполняется сам рисунок. Гжельская посуда и другие изделия Гжель хорошо известны не только в России, но и во всём мире.
Немногие знают, что изначально гжелью называлась местность, располагавшаяся на юго-востоке Московской области. Жители сёл и деревень, находившихся в этой местности, были прекрасными мастерами гончарного искусства. И лишь в далёком будущем название местности получил один из самых известных видов народного промысла.
Одной из причин развития именно этого промысла послужила качественная гжельская глина. Ведь, как известно, изначально определённый вид деятельности появляется именно там, где есть материал. Развитие гончарного дела в гжельской местности началось ещё в IV веке до нашей эры. В XIV же веке гжельская земля стала центром керамического производства Руси. Именно там делали керамические изделия для самого Великого князя Ивана Калиты.
Производство расширялось, появлялись новые технологии, также росло и мастерство гончаров. В начале XVIII века был освоен выпуск фарфоровых изделий, а также был получен так называемый «полуфаянс». Именно его мастера расписывали синей краской, которая в последствии стала символом гжельских изделий. Изначально в окраске фарфоровых изделий преобладали модные во все времена золотистые тона.
К сожалению, в конце XIX– начале XX века промышленный кризис в России оказал своё влияние и на народное творчество. Вновь производство керамики было налажено лишь в середине прошлого века. Именно тогда в организованной артели «Вперёд, керамика» был разработан новый дизайн – синяя роспись на белом фоне. Изделия делали из фарфора, а основу краски составлял высокотемпературный кобальт. Именно на основе этой артели было создано объединение «Гжель», на самом деле собравшее лучших мастеров этого искусства. В конце 80-х годов ведущим художникам фабрики была присуждена Государственная премия имени Репина «За достижения в возрождении, становлении и развитии искусства Гжели, в создании современного стиля гжельского фарфора с подглазурной росписью кобальтом».
Народное творчество. Искусство Гжели. 5-й класс
Цели урока:
- Познакомить учащихся с Гжельской керамикой,
историей ее происхождения, особенностью росписи,
разнообразием форм посуды. - Воспитывать Любовь и интерес к традиционной
русской культуре, своей Родине и ее истории. - Формировать навыки мазковой росписи.
- Развивать творческую активность, навыки работы
с художественными материалами. (Гуашь)
Оборудование и материалы:
- Керамическая посуда и иллюстрации с ее
изображением. - Схемы и таблицы с изображением гжельских
узоров. - На доске таблички с новыми словами (Керамика,
Майолика, Фаянсовая посуда, Фарфор) - Художественные материалы.
- Презентация “Гжель”.
Презентация
План урока:
- Беседа об истории развития гжельской керамики,
о слиянии промысла с художественной
промышленностью. - Знакомство с особенностью гжельской росписи,
просмотр презентации к уроку. - Постановка художественной задачи.
- Практическая работа.
- Подведение итогов, анализ работ.
Ход урока
I. Организационный момент. Подготовка
готовности к уроку.
II. Формирование новых знаний.
На экране появляется первая заставка
презентации, тихо звучит музыка, учитель
начинает свою беседу.
Ребята, сегодня поговорим о искусстве
“Гжельской керамики”.
Гжель – это название живописного
подмосковного региона, что в 60-и километрах от
Москвы. Слово «гжель» сегодня невероятно
популярно. С ним ассоциируется красотой
гармония, сказка и быль. Фарфор с нарядной синей
росписью и многоцветная майолика известны
теперь не только в России, но и за ее пределами.
Гжельские изделия привлекают к себе всех, кто
любит прекрасное, богатой фантазией и
гармоничностью, высоким профессионализмом их
создателей. Гжель – это колыбель и основной
центр русской керамики. Здесь сформировались ее
лучшие черты и проявились высшие достижения
народного искусства.
Сколько же лет этому русскому народному
промыслу? Археологические исследования на
территории Гжели подтверждают существование
здесь гончарного ремесла с начала XIV века. И
неудивительно, гжельская земля издавна была
богата лесами, реками, высококачественными
глинами,.. «которой нигде не видал я белизною
превосходнее». С тех пор за свою более чем
шестивековую историю Гжель переживала разные
периоды.
На протяжении столетий гжельские крестьяне
изготавливали предметы оптового обихода,
изразцы, черепицу. Со второй половины XVIII века она
прославилась выпуском майоликовой посуды. Это
были изделия из цветных глин с яркой
многоцветной росписью по белой эмали. В XIX веке
гжельские мастера изобрели новый для себя
материал и новую технологию: выпускали
полуфаянс, затем фаянс и, наконец, фарфор. Особый
интерес представляли изделия, расписанные в один
цвет – синей подглизурной краской, наносимой
кистью, с графической прорисовкой деталей.
Выпуском фарфора и фаянса занимались
многочисленные мелкие заводы и крупные
предприятия.
Конец XIX – начало XX веков стали периодом
глубокого кризиса. Казалось, гжельское искусство
погибло навсегда. Послевоенное время связано с
началом возрождения промысла и поиском своего
образного языка. Для этого потребовались годы
кропотливой и неустанной работы, обучение новых
мастеров. В результате это привело к успеху.
Высокого художественного уровня Гжельская
керамика достигла во 2-й половине 18 века, когда
производившиеся до середины века «чёрные»
(простые) и «муравленые» (поливные) гончарные
изделия сменяются майоликой (квасники, кумганы,
тарелки, игрушки и т.д.), с оригинальной
многоцветной росписью по белой поливе, а иногда и
с предельно обобщёнными лепными фигурками,
отмеченными богатством фантазии и остротой
видения народных мастеров.
С начала XIX в. Гжель перешла на производство
фарфора, фаянса и полуфаянса (разновидность
полуфаянса – «бронзовый товар» с нарядным
золотистым люстром). В 1830-40 в Гжели была
сосредоточена почти половина всех
фарфорофаянсовых предприятий России.
В XIX в. художественное своеобразие сохраняют
украшенный одноцветной синей росписью полуфаянс
и выпускавшуюся мелкими крестьянскими
мастерскими фарфор – так называемый лубок
(красочная дешёвая чайная посуда, полные
народного юмора жанровые фигурки по лубочным
картинкам).
В советское время гжельские предприятия
изготовляют посуду, скульптуру, архитектурные
детали. В 1972 году создано объединение
«Гжель», на основе шести маленьких
производств, расположенных в нескольких
деревнях. Творческие группы разрабатывали новые
образцы. Были созданы полностью новые формы
изделий. Живопись стала более богатой, и
выполняет художественные требования
существующего дня.
Сегодня объединение «Гжель» – современное
предприятие, в состав которого входят 6
производств с персоналом, состоящим из 1500
высококвалифицированных рабочих.
Гжель – это вазы, статуэтки, игрушки, изделия
интерьера: камины, люстры и другие фарфоровые
изделия. Продукты «Гжели» пользуются
устойчивым спросом на Российском и
международном рынке.
Гжель – это композиция народного искусства и
художества. В производстве фарфора Гжель следует
за старыми Российскими традициями в искусстве
народа. Мастера Гжели расписывают каждое изделие
только вручную. У Гжели собственный стиль –
синие и голубые узоры и цветы, украшения на белом
фоне. Роспись производится кобальтом, который в
ходе технологического процесса приобретает
характерный для Гжели синий цвет.
III. Практическая работа.
Учитель на доске показывает приемы работы
кистью при выполнении основных узоров
“Гжельской росписи”.
Затем предлагает выполнить эскиз гжельской
расписной керамики.
Подведение итогов, анализ работ.
Презентация
Приложение
Гжель. История возникновения русского промысла
Мы начинаем серию познавательных статей о самых красивых народных искусствах России и поэтому в этой статье мы расскажем вам об истории возникновения Гжели и самого названия ремесла. Гжель — это известный русский народный промысел, роспись фарфоровой утвари и различных фигурок кобальтом.
Особенность гжельской росписи заключается в том, что здесь используется всего лишь три основных цвета: белый, составляющий фон изделия, а также синий и голубой, которыми выполняется сам рисунок.
История возникновения и происхождение названия
Свое название ремесло получило благодаря селу «Гжель» в Московской области, которое славилось своими месторождениями качественных сортов глины, а также мастерами гончарного искусства. Спустя некоторое время здесь и возник известный во всем мире русский вид народного промысла. Известно, что определенный вид деятельности появляется именно там, где есть собственный материал.
Развитие гончарного искусства на Руси
Развитие гончарного дела на Руси в гжельской местности началось еще в далеком IV веке до нашей эры. А уже в IX веке гжельская земля стала центром по производству керамики на Руси. Именно там русские гончары изготавливали керамические изделия для самого Великого князя Ивана Калиты.
Благодаря появлению новейших технологий и росту мастерства гончаров, производства по изготовлению керамики увеличивались и в начале XVIII века начали выпускать фарфоровые изделия и «полуфаянс», которые расписывали синей краской, ставшей в последствии символом гжельской утвари. Изначально в окрашенных фарфоровых изделиях использовались также и модные в то время золотистые тона.
Промышленный кризис и упадок народного творчества
В конце XIX и начале XX века в России произошел промышленный кризис, который оказал сильное влияние также и на народное творчество. Однако уже ко второй половине прошлого века производство керамических изделий было возобновлено. В это же время было организовано добровольное объединение мастеров, которые и разработали новый дизайн росписи фарфора синей краской, на белом фоне. В основу синей краски входил кобальт, с помощью которого изделия не меняли свой насыщенный синий цвет на протяжении долгих лет. Даже сейчас невозможно отличить изделия тех времен и изделия, изготовленные современниками.
Подводя итоги, можно сказать, что даже сейчас гжельские мастера чтут традиции росписи и на сегодняшний день Гжель является основным декоративно-прикладным искусством в России, которое востребовано и в других странах мира!
Народное творчество — гжель | Презентация к уроку по изобразительному искусству (ИЗО) на тему:
Слайд 1
Народное творчество Педагог : Пряхина Галина Викторовна
Слайд 2
Есть в Подмосковье такое местечко: Белая рощица, синяя речка. В этой негромкой российской природе Слышится эхо волшебных мелодий. И светлее вода родниковая И дыхание ветра свежей — Расцветает гжель васильковая, Незабудковая гжель. Рядом с осинками в синих рябинках, Синие гроздья на синих рябинках, Синие зори и синие птицы С этой красой нечто не сравнится. Звонкими волнами кружатся краски, Чтобы блистали анютины глазки. Льется узор под рукой мастерицы, Чтобы нигде он не смог повториться.
Слайд 3
Гжель – древнее село, расположенное в Раменском районе Московской области. Своё название оно получило от слов «гжель», «жечь». Здесь издревле занимались созданием гончарной посуды и игрушек, которые всегда назывались гжелью. Роспись наносят на поверхность обожжённого изделия свободной кистью керамической краской, главным образом, синим кобальтом.
Слайд 5
Гжель ! Земля моя родная, Сколько лет и сколько зим Ты цветешь, не увядая, Полыхая голубым. В этом пламени чудесном Вижу буйный твой расцвет. В сочетании небесном Белый цвет и синий цвет. Древний край в обличье новом Как шекспировский сонет, Ты звучишь высоким словом — Белый цвет и синий цвет. И для всей родной России Не одну уж сотню лет Даришь ты свой бело-синий, Сине-белый свой букет.
Слайд 7
Синие птицы по белому небу, Море цветов голубых, Кувшины и кружки – быль или небыль? Изделия рук золотых. Синяя сказка – глазам загляденье, Словно весною капель, Ласка, забота, тепло и терпенье, Русская звонкая Гжель!
Слайд 9
А деревня наша Гжель Не за тридевять земель. Под Москвою мы живем, Глину месим и поем. — И игрушки и посуду Прославлять вам здесь мы будем. Очень любим синий цвет, Потому что краше нет. — Небо гжельское такое Лучезарно-голубое. В речке синяя водица, Так и хочется напиться. — Чашки, блюдца, самовары Знают люди всей земли. Мы и к вам полно товару Похвалиться привезли.
Слайд 10
Чистота и изысканность линий – Холодна бледноликая гжель – Это синий безудержный ливень, Голубая шальная метель. Красота и тиха, и печальна, Недоступна, как дамский каприз. Вот она – нераскрытая тайна – Для Снегурочки чайный сервиз .
Конспект урока по ИЗО «Народное творчество. Искусство Гжели» 5 класс
Чигарева Александра Николаевна
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Надыма» ЯНАО
Учитель изобразительного искусства
Народное творчество. Искусство Гжели. 5-й класс
Тип урока: Урок комплексного использования знаний
Цели урока:
по содержанию: знать об искусстве гжельского промысла, особенностях гжельской росписи
по способу работы: освоить приемы гжельского кистевого мазка, создать узор на бумажных предметах быта из элементов гжельской росписи.
Задачи урока:
воспитывать бережное отношение к народным традициям и промыслам
продолжить формирование знаний о декоративно-прикладном искусстве и его применении, об образном языке декоративного искусства
обеспечить освоение приемов гжельской росписи
развивать умение сравнивать и делать выбор, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики
развивать фантазию и воображение, навыки самостоятельного творческого мышления.
Здоровьесберегающая:
Профилактика умственного перенапряжения путём смены видов деятельности
УУД
Личностные: осознавать необходимость уважительного отношения к культуре народа, произведениям декоративно-прикладного искусства, значимость эмоционально-ценностного отношения к собственной деятельности как основы творчества, развивать фантазию и воображение, способность к созданию художественного образа, эстетической оценке произведений гжельских мастеров и работ учащихся.
Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи.
Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.
Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач
Метапредметные: учиться высказывать и отстаивать свое мнение, планировать время, работу, и оценивать ее результаты. анализировать собственную художественную деятельность, развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления.
Предметные: понимать «язык» декоративного искусства, освоить основные мотивы гжельской росписи, разнообразные приемы работы, в т.ч. технику двойного мазка, создать узор на бумажных предметах быта из элементов гжельской росписи.
Оборудование и материалы:
Керамическая посуда и иллюстрации с ее изображением.
Схемы и таблицы с изображением гжельских узоров.
На доске таблички с новыми словами (керамика, майолика, фаянсовая посуда, фарфор)
Художественные материалы.
Презентация “Гжель”.
Литературный ряд: стихотворения И. Кадухина «Гжель», Л.Куликовой «Гжель» и др.
Музыкальный ряд: Гжель — кукольное адажио, видео «Сказочная гжель»
План урока:
Беседа об истории развития гжельской керамики, о слиянии промысла с художественной промышленностью.
Знакомство с особенностью гжельской росписи, просмотр презентации к уроку.
Постановка художественной задачи.
Практическая работа.
Подведение итогов, анализ работ.
Ход урока
I. Организационный момент. Подготовка готовности к уроку 3 мин.
II. Формирование новых знаний 10 мин.
На экране появляется первый слайд презентации, тихо звучит музыка, учитель начинает свою беседу.
Ребята, сегодня поговорим об искусстве “Гжельской керамики”.
Гжель – это название живописного подмосковного региона, что в 60-и километрах от Москвы. Слово «гжель» сегодня невероятно популярно. С ним ассоциируется красота гармония, сказка и быль. Фарфор с нарядной синей росписью и многоцветная майолика известны теперь не только в России, но и за ее пределами. Гжельские изделия привлекают к себе всех, кто любит прекрасное, богатой фантазией и гармоничностью, высоким профессионализмом их создателей. Гжель – это колыбель и основной центр русской керамики. Здесь сформировались ее лучшие черты и проявились высшие достижения народного искусства.
Сколько же лет этому русскому народному промыслу? Археологические исследования на территории Гжели подтверждают существование здесь гончарного ремесла с начала XIV века. И неудивительно, гжельская земля издавна была богата лесами, реками, высококачественными глинами. С тех пор за свою более чем шестивековую историю Гжель переживала разные периоды.
На протяжении столетий гжельские крестьяне изготавливали предметы оптового обихода, изразцы, черепицу. Со второй половины XVIII века она прославилась выпуском майоликовой посуды. Это были изделия из цветных глин с яркой многоцветной росписью по белой эмали. В XIX веке гжельские мастера изобрели новый для себя материал и новую технологию: выпускали полуфаянс, затем фаянс и, наконец, фарфор. Особый интерес представляли изделия, расписанные в один цвет – синей подглизурной краской, наносимой кистью, с графической прорисовкой деталей. Выпуском фарфора и фаянса занимались многочисленные мелкие заводы и крупные предприятия.
Конец XIX – начало XX веков стали периодом глубокого кризиса. Казалось, гжельское искусство погибло навсегда. Послевоенное время связано с началом возрождения промысла и поиском своего образного языка. Для этого потребовались годы кропотливой и неустанной работы, обучение новых мастеров. В результате это привело к успеху.
В XIX в. художественное своеобразие сохраняют украшенный одноцветной синей росписью полуфаянс и выпускавшуюся мелкими крестьянскими мастерскими фарфор – так называемый лубок (красочная дешёвая чайная посуда, полные народного юмора жанровые фигурки по лубочным картинкам).
В советское время гжельские предприятия изготовляют посуду, скульптуру, архитектурные детали. В 1972 году создано объединение «Гжель», на основе шести маленьких производств, расположенных в нескольких деревнях. Творческие группы разрабатывали новые образцы. Были созданы полностью новые формы изделий. Живопись стала более богатой, и выполняет художественные требования существующего дня.
Сегодня объединение «Гжель» – современное предприятие, в состав которого входят 6 производств с персоналом, состоящим из 1500 высококвалифицированных рабочих.
Гжель – это вазы, статуэтки, игрушки, изделия интерьера: камины, люстры и другие фарфоровые изделия. Продукты «Гжели» пользуются устойчивым спросом на Российском и международном рынке.
Гжель – это композиция народного искусства и художества. В производстве фарфора Гжель следует за старыми Российскими традициями в искусстве народа. Мастера Гжели расписывают каждое изделие только вручную. У Гжели собственный стиль – синие и голубые узоры и цветы, украшения на белом фоне. Роспись производится кобальтом, который в ходе технологического процесса приобретает характерный для Гжели синий цвет.
Видео 5 мин.
III. Практическая работа 15 мин
Учитель на доске показывает приемы работы кистью при выполнении основных узоров “Гжельской росписи”.
Затем предлагает выполнить на картонном шаблоне эскиз гжельской расписной керамики.
IV. Подведение итогов, анализ работ. Кроссворд в рабочей тетради 7 мин
Домашнее задание: Выполнить роспись шаблона посуды или найти информацию в библиотеке, энциклопедии или в сети Интернет о гжельском промысле, оформить в PowerPoint (5-6 слайдов).
Гжель для детей
Искусство народа и его творчество неизменно отражают его самобытность и духовное богатство. Одним из таких широко известных русских народных промыслов является гжель. Непревзойденное искусство филигранной росписи на глиняных изделиях и особенности рисунка позволяют с полной уверенностью назвать гжель достоянием России. Этот народный промысел с многовековой историей и сейчас пользуется огромной популярностью. Гжель не только радует глаз неповторимым и затейливым орнаментом, но и погружает в загадочный и интригующий сказочный мир.
История гжели и её истоки
Название этого народного промысла связано с селом Гжель, находящимся в Московской области. Место это очень живописное, но не плодородное. Долгое время жители этого села пытались заниматься сельским хозяйством. Однако, их время было потрачено впустую. Все неудачи были связаны с огромным пластом белой глины, залегавшим практически на поверхности. После того, как стало известно о высоком качестве этой глины, о том, что из нее получается отличный фарфор, зародился народный промысел, связанный с изготовлением различный гончарных изделий. Местные мастера создавали не только посуду, но и детские игрушки. Первые изделия гончаров этой местности известны еще с 1320 года.
Постепенно, оригинальный рисунок, неповторимая роспись и удивительная самобытность гжели стали очень популярными, а отдельные мастерские объединились в большие производства.
Существует мнение о том, что по началу этот народный промысел называли «жгель», а затем для удобства произношения перешли на слово «гжель». Само же название села означало «жечь».
Особенности промысла гжель
Отличием гжели от других народных промыслов, позволяющее с уверенностью называть ее уникальной, самобытной, неповторимой и оригинальной частью русского художественного творчества является необычность росписи и, конечно, ручная работа. Основной особенностью гжели является узор в синих тонах на белоснежном фоне и рисунок, представляющий сложный растительный орнамент. Благодаря контрасту кобальтовой краски и белого фона, создается неповторимая яркость цвета, которая неизменно притягивает взгляд и заставляет восхищаться работой мастера снова и снова.
Кроме того, рисунок наносится под глазурь и только потом изделие обжигают. Кобальт — одна из немногих красок, которая выдерживает температуру печи в 1300 градусов.
Разнообразие форм гжели
Изделия из гжели отличаются не только огромным разнообразием рисунков и оригинальным орнаментом, но и широким выбором форм.
Мир гжели представлен такими предметами, как:
• Чайные пары
• Сервизы
• Вазы для цветов
• Заварочные чайники
• Сахарницы
• Розетки для варенья
• Самовары
• Сувениры
Прекрасным и необычным подарком помимо выше перечисленного являются: штофы, плакетка, кумган.
Штоф представляет собой сосуд четырехгранной формы с коротким горлышком и пробкой. В старину его использовали для хранения крепких спиртных напитков. Плакетка, выполненная в технике гжель, представляет собой расписную декоративную тарелку и служит прекрасным украшением интерьера. Кумганом называют сосуд с узким горлом, тонким носиком, ручкой и крышкой. Ранее его использовали для мытья рук и ног, а в настоящее время, благодаря мастерам гжели, он является прекрасным и памятным подарком.
Гжель представлена и богатым разнообразием сувениров. Среди них выделяют фигурки животных, героев народных сказок, снеговиков, рыб, матрешек и т. д. Некоторые из изделий посвящены представителям различных профессий, сделаны в виде первого листка календаря, или имеют форму колокола.
Способ изготовления изделий промысла гжель
Создание изделий под гжель требует от мастера необыкновенной четкости, кропотливости и невероятного полета фантазии. Посуда может быть изготовлена из фарфора или майолики. Отличие состоит в том, что фарфор представляет собой белую глину. Он более хрупкий и тонкий. Майолика производится из красной глины и отличается большей прочностью.
Весь процесс изготовления можно условно разделить на пять этапов. К ним относятся:
• Создание заготовки
• Подготовка к росписи и первый обжиг
• Контроль и отбраковка изделий
• Роспись
• Второй обжиг
Процесс заготовки представляет собой создание из глины формы под фарфор или майолику по эскизам художника. Делается такая заготовка на гончарном круге, но не руками, а специальными щипцами. После того, как форма из гипса готова, в нее заливается жидкая фарфоровая масса, которая постепенно застывает. Гипс хорошо впитывает влагу, поэтому фарфор быстро застывает.
Важной особенностью создания гжели является то, что все элементы посуды, от ручек, до рельефных узоров изготавливаются в разных формах. Это требует особой аккуратности и внимательности от мастера.
Следующим этапом является подготовка к росписи. Она включает в себя шлифовку изделия и его обжиг.
Для того, чтобы рисунок ложился ровно и аккуратно, вначале каждое изделие зачищается специальным ножиком и шлифуется. Это процесс проводится вручную. Затем происходит замывание мест креплений различных частей изделия, а остальные неровности сглаживаются с помощью поролонового валика. После этого, изделие отправляют в печь на обжиг, который длится около восьми часов.
После обжига обязательно проводится контроль за качеством изделия и наличием в нем дефектов. Их выявляют с помощью раствора фуксина. Это вещество накапливается в неровностях фарфоровых изделий и приобретает ярко-красный цвет. Таким образом, становятся видны неровности или некачественные стыки в изделии. Далее, проводится удаление недостатков с помощью шлифовки валиком или замывания. В случае, когда дефект устранить не удается, изделие отправляют в брак и переплавляют.
После этого, начинается роспись. Каждый мастер отличается своей неповторимой методикой нанесения узоров и подписывает в конце свою работу. Затем, опорные части изделия обрабатывают парафином. Для этого, мастер вручную окунает посуду в ванну с горячим парафином. Затем, изделие окунают в глазурь и отправляют на второй обжиг. Он длится достаточно долго, восемнадцать часов. Именно благодаря подглазурной росписи насыщенность цвета долгое время остается прежней. Такие изделия можно мыть не только вручную, но и в посудомоечной машине.
Таким образом, каждый из этапов работы выполняется вручную. Такой труд очень кропотлив, поэтому, на заводах по производству гжели работают в основном женщины.
После обжига, изделие приобретает свой конечный вид и подлежит последующей фасовке.
Особенности росписи под гжель
Неповторимость, изящество и невероятную красоту изделиям из гжели придают особенности их росписи. К ним можно отнести:
• Белоснежный фон
• Насыщенно-синий рисунок
• Глазурирование поверхности
• Многообразный и сложный растительный орнамент
• Ручную работу
Применение всего двух цветов и неповторимость образов позволяют создавать уникальные шедевры народного творчества, поэтому, двух одинаковых изделий из гжели не существует.
Узор будущего изделия вначале тщательно продумывается, а только после этого, наносится на фарфоровую поверхность. Древние мастера наносили рисунок сразу, без предварительного эскиза. Свое вдохновение они черпали у природы или в картинах народной жизни. Роспись производится раствором окиси кобальта, который после обжига приобретает насыщенно-синий цвет. Его наносят специальными беличьими кисточками.
Существует еще одна разновидность росписи в стиле «гжель», которую называют майоликой. Ее особенность состоит в том, что на белоснежную поверхность наносят не один цвет, а целых пять.
Много веков назад мастера гжели старались отобразить в своем искусстве свое видение окружающего мира, картины городской и сельской жизни, необъяснимые природные явление, свои мысли и фантазии. Основываясь на этом, общую стилистику росписи можно разделить на три основных группы:
• Орнаментальная
• Растительная
• Сюжетная
Орнаментальный узор оригинален, необычен и в нем можно проследить определенную ассоциацию. Самыми распространёнными орнаментальными узорами являются: капли, усики, травинки, жемчужины, гребенки. Кроме того, по бортику и по кайме традиционно наносится узор «шашечки», который представляет собой цепочку из синих квадратиков.
Растительный рисунок считается классическим для гжели. Он, как правило, достаточно стилизован, но всегда можно отличить одно растение от другого. Чаще всего мастера изображают на изделии из гжели ягоды, травинки, черенки, цветы. Гирлянды из ягод на фарфоре могут легко переплетаться с колосьями пшеницы или буйством цветочных узоров. При этом, ягоды крыжовника легко можно отличить от смородины.
Часто орнаментальная роспись комбинируется с растительным узором.
Сюжетный рисунок появился одним из первых. Он представлял собой картины из жизни, окружавшей мастера. Это могли быть красивые пейзажи, веселые ярмарки, катание на санях, красочные явления природы.
Современные мастера гжели
Благодаря творческому наследию, которое оставили древние мастера гжели, их современные последователи смогли не только возродить этот великий народный промысел, но и внести в него ноты современного искусства, особенности быта и своеобразие взглядов настоящего времени. В конце 19 века стала набирать популярность современная гжель, однако, расписывали в основном простые фигуры и рисунок был не столь затейливым, как у древних мастеров. Постепенно, стали осваивать фарфоровую скульптуру и декоративные вазы, к традиционному гжельскому рисунку добавляли новые оригинальные виды.
Таким образом, благодаря современным мастерам, произошло возрождение гжели, она приобрела новые интересные методики, захватывающие сюжеты и особенный стиль. Сейчас эти изделия широко востребованы во всем мире и являются неотъемлемой частью русского народного творчества.
Гжель была и остается непревзойдённым символом огромной творческой фантазии и высочайшего мастерства русского народа. Этот промысел является своеобразной книгой истории, которая бережно хранит в себе отпечаток времени, в которое он был создан, погружает в мир, полный невероятных чудес и неповторимых красок, рассказывает о том, как жили наши предки. Однако, популярность гжели заключается и в том, что она способна отображать и картины современности, помогаю людям взглянуть на себя со стороны, увидеть насколько красив и удивителен окружающий мир.
Народные промыслы Подмосковья: Гжель
Народные промыслы России – истинное богатство народа, неотъемлемая часть отечественной культуры. Одним из уникальных видов прикладного русского народного искусства является гжель – особая техника, которая традиционно представляет собой филигранную роспись на глиняных изделиях.
Предлагаем вашему вниманию методические материалы для проведения тематического занятия (классного часа) «Народные промыслы Подмосковья: Гжель».
Авторы: Берникова Людмила Васильевна
Рекомендации по работе с материалами для тематического занятия (классного часа) «Народные промыслы Подмосковья: Гжель»
для обучающихся 2–4-х классов
Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]
Презентация [PDF] [PPTX]
Цель: формирование ценностного отношения к русскому национальному искусству.
Задачи:
- прививать любовь к родному краю и своему народу;
- формировать осознанное уважительное отношение к труду и творчеству;
- развивать интерес к изучению культурно-исторического наследия своей родины.
Методический материал носит рекомендательный характер; педагог по своему усмотрению может вносить коррективы в ход занятия, менять задания, их сложность и количество.
Задание № 1. Рассмотрите представленную на слайде карту народных промыслов Подмосковья.
1. Пользуясь картой, назовите художественные промыслы Подмосковья.
Сергиево-Посадская игрушка, Павлово-Посадские платки, Жостовские расписные подносы, Федоскинская лаковая миниатюра, фарфор Вербилок и Дулёво, Гжель.
2. С какими из народных промыслов Подмосковья вы знакомы?
Задание № 2. Посмотрите видеофрагмент.
1. Сформулируйте, что такое народный промысел.
Народный промысел – это форма народного творчества, в которой прослеживаются русские традиционные нравы, зародившиеся много веков назад; это мелкое ремесленное производство, изготовление необходимых людям вещей: обуви, одежды, посуды, игрушек, украшений ручным способом.
2. Как возник народный промысел?
3. Выскажите своё мнение, нужно ли поддерживать и развивать народные промыслы. Почему так важно сохранение и развитие народных промыслов?
ФЗ от 06.01.1999 г. № 7-ФЗ «О народных художественных промыслах». Народные художественные промыслы представляют собой неотъемлемое достояние и одну из форм народного творчества народов РФ. Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов является важной государственной задачей.
Задание № 3. Послушайте песню на слова Петра Синявского, музыка Юрия Чичкова, в исполнении Надежды Филатовой.
1. Подумайте, с каким из промыслов мы познакомимся на занятии более подробно.
2. Сформулируйте тему занятия.
3. Как вы понимаете слова песни «белая рощица, голубая река», «расцветает васильковая, незабудковая гжель»?
4. В чём сходство росписи «гжель» с этими цветами?
Задание № 4. Рассмотрите карту народных промыслов Подмосковья. Посмотрите видеофрагмент.
1. Определите, в каком направлении от Москвы находится Гжель.
Гжель – старинное село на берегу реки Гжелки, расположенное в Раменском районе Московской области, 60 км от Москвы.
2. Посмотрите видеофрагмент. Расположите последовательность этапов технологического процесса изготовления гжельских изделий.
3. Выскажите своё мнение, можно ли считать гжельские изделия уникальными.
Задание 5.
1. Прочтите краткое описание современных видов гжельской росписи.
Традиционная – это ярко-синие (от светло-голубого до тёмно-синего) цветы, птицы, живописные орнаменты на белоснежном фоне изделия.
Сюжетная – легко узнаётся по пейзажам родного края, запечатлённым в разное время года. Архитектурные композиции характерны изображениями памятников культуры и живописными видами городов. Сюжетная роспись также отражает различные сцены народного быта, демонстрируя яркую самобытность и широту русской души.
Надглазурная – самый декоративный и древний вид гжельской росписи, который отличается особой сложностью и трудоёмкостью. Изделия проходят три, а иногда и четыре обжига. Если изделие содержит детали тёмно-синего цвета, после обжига на него наносится подглазурная кобальтовая краска. После глазурования и высокотемпературного обжига изделие расписывается цветными красками и снова обжигается в печи, уже при более низкой температуре. Расписанное изделие декорируется золотом и снова ставится в печь для окончательного закрепления рисунка.
Глухой кобальт – это особый вид росписи, когда блестящая тёмно-синяя глазурь покрывает всё изделие, а по ней наносится тонкий графичный рисунок золотом. Также в процессе росписи может быть использована белая надглазурная краска, отчего она становится как бы зеркальным отражением традиционной гжельской техники, когда синие цветы превращаются в белые, а белый фон становится синим, создавая эффект морозного узора.
Костяной фарфор – изделия из белого недекорированного фарфора.
Авторская роспись – изделие декорируется автором рисунка (без использования шаблона рисунка, выполненного художником).
Дизайнерские изделия – это авторские работы, имеющие эксклюзивный дизайн.
2. Определите, какому виду росписи принадлежат изделия, представленные на слайде:
— костяной фарфор;
— глухой кобальт;
— дизайнерская;
— сюжетная;
— традиционная;
— надглазурная;
— авторская.
3. Что у них общего?
4. Приведите аргументы в пользу того, что изделия гжели эксклюзивны.
5. Поделитесь своим мнением, с чем у вас ассоциируется гжель.
Задание № 6. Тематика рисунка в стилистике «гжель» подразделяется на три основных направления.
1. Рассмотрите изделия, представленные на слайде, и постарайтесь охарактеризовать тематику рисунков.
2. Какие элементы рисунка используются в гжельской росписи?
Тематика рисунка в стилистике «гжель» подразделяется на три основных направления.
Растительная роспись. Такие рисунки – это классическая гжельская роспись. Все растения, которые изображаются, имеют несколько стилизованный вид, но основные черты чётко просматриваются. Это травинки, черенки, ягоды, цветы. Если художник хотел изобразить ягоды смородины, это видно невооружённым глазом, и спутать их, например, с крыжовником, сложно. Колосья пшеницы, переплетённые с гирляндами цветов или гроздьями ягод, – всё это и есть растительные узоры гжели.
Сюжетная роспись. Такой рисунок представляет самые древние народные промыслы, так как именно сюжет наглядно иллюстрировал сцены из жизни народа. Это могли быть зимние катания на санях, ярмарки, изображение природных явлений или времени года.
Орнаментальные узоры. Эти рисунки стилизованные, оригинальные, и в каждом просматривается определённая ассоциация. Наносится он согласно разработанным в старину сеткам. Самые известные орнаментальные гжельские сетки – «усики», «травинки», «капли», «жемчужины» и «гребенки». Традиционные «шашечки» наносятся по кромке или вдоль бортика и представляют собой цепочку-поясок из кобальтово-синих квадратов.
Задание № 7. Рассмотрите слайд.
1. Проанализируйте, где используются мотивы росписи «гжель».
2. Почему спустя столько лет гжель не теряет своей актуальности?
Современная гжель – это не только народные орнаменты и узоры, это целое стилистическое направление, которое используется не только в производстве керамики, но также при оформлении интерьера и даже в одежде. Сегодня гжель – это сложная роспись в ярко-синих тонах на чистом белом фоне. Именно это является главным отличием искусства «гжель» от других народных техник. Ручная работа возносит каждое изделие в такой технике в ранг народного шедевра. Считается, что найти совершенно одинаковую гжель просто невозможно, поэтому изделие всегда эксклюзивно.
Характерные черты росписи следующие:
— глазурирование поверхности;
— белый фон;
— узор, выполненный в синих или голубых тонах;
— сложный растительный орнамент или узор в русском народном стиле;
— ручная работа.
Задание № 8. Посмотрите видеофильм.
1. Приведите аргументы в пользу того, что народные промыслы являются истинно народным богатством.
2. Выберите наиболее понравившийся вам рисунок и раскрасьте его в технике гжель.
s1060 — самовар: Удалено
Извините, но ID предмета: s1060 — самовар не найден.
Дозатор содовой Vintage Sparklets — 1930
The Garrulous Goat
~ 105 $ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Дозатор содовой Vintage Sparklets — 1931
The Garrulous Goat
~ $ 117 ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Betty Boop Юмористическая медицинская сковорода
Болтливая коза
~ $ 93 ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Винтажная голландская аптечная бутылка с пробкой
The Garrulous Goat
~ $ 93 ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Винтажная голландская аптечная бутылка — Reagens Volgens Schlesinger
The Garrulous Goat
~ 153 $ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Античная голландская аптечная бутылка — Acidum Boricum
The Garrulous Goat
ПРЕДЛОЖЕНИЕ ~ 200 $
Старинная голландская аптечная бутылка — Sal Vichy Facticium
Болтливая коза
~ 177 $ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Старинная голландская аптечная бутылка — Aqua Florum Aurantii
Болтливая коза
~ $ 117 ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Набор из шести редких фарфоровых гирь на дубовой подставке
The Garrulous Goat
~ $ 236 ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Kirk Wood Rum Kingston Jamaica Bar Sign
The Garrulous Goat
~ $ 165 ПРЕДЛОЖЕНИЕ
К. Знак 100% редкого шотландского виски Блиш
Болтливая коза
~ $ 165 ПРЕДЛОЖЕНИЕ
McDonald Знак 100% редкого шотландского виски
Болтливая коза
~ $ 165 ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Многокомпонентный набор для приправ Imari Style с покрытием EPNS
The Garrulous Goat
~ $ 177 ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Многокомпонентный посеребренный набор приправ Imari Style
The Garrulous Goat
~ $ 177 ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Открытая плетеная английская солонка из металла и стекла
Болтливая коза
~ 69 $ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Солонка с кристаллами и серебром или погреб
Болтливая коза
~ $ 117 ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Серебряный соляной погреб в форме звездообразования или шейкер с ручкой
The Garrulous Goat
~ $ 224 ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Набор из четырех серебряных соляных погребов
Болтливая коза
~ $ 236 ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Серебряные шейкеры для соли и перца в форме рога
The Garrulous Goat
~ $ 391 ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Азиатский покрытый богато украшенный аптечка с декором из крокодилов
Болтливый козел
~ $ 153 ПРЕДЛОЖЕНИЕ
ГЖЕЛЬ Русское народное творчество FLOW BLUE 14 ПАСХАЛЬНЫЕ ЯЙЦЫ ТЕРМО РУКАВА
ГЖЕЛЬ Русское народное творчество FLOW BLUE 14 ПАСХАЛЬНЫЕ ЯЙЦЫ ТЕРМО РУКАВА
Срок поставки: 7-15 рабочих дней.Эти сверхлегкие носки с подкладкой помогут избежать образования волдырей во время любимых экскурсий. Эти носки имеют стратегически расположенный язычок на задней части носков, чтобы предотвратить их соскальзывание или скольжение в обувь. Его можно использовать в классе естественных наук в детском саду. ◆ Каждый из наших продуктов разработан дизайнером. Номер модели позиции: M-CMR-32-YSL-10, EUR8 = US 7 / женщины = 20 мм, длина стельки = 9. Высококачественный органайзер для консоли, размер фактического товара, который вы получили, может немного отличаться от размера, указанного выше. ♥ ВЫСОКОКАЧЕСТВЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ: Это кольцо изготовлено из нержавеющей стали, которая не выгорает и редко нуждается в поддержании внешнего вида. • Выберите, какую из чакр вы хотите. Если у вас есть особый цвет для печати. Ответственность за эти обвинения несет покупатель. ♥♥♥♥♥♥♥♥♥♥♥♥♥♥♥♥♥♥♥♥♥♥♥♥♥♥♥♥♥♥♥♥♥♥♥♥♥♥♥♥♥♥♥♥♥♥♥♥♥♥♥♥ ♥♥♥♥♥♥♥♥♥♥♥♥♥♥♥♥♥♥♥. Изготовленные на заказ изделия изготавливаются из оригинального изделия по вашему выкройке, которое иначе недоступно или трудно найти на рынке. Все товары доставляются через Почтовая служба США и доставка включают информацию для отслеживания.красивое и гибкое украшение. Ювелирные изделия для пирсинга из чистого золота 585 пробы — Для личного / некоммерческого использования. Обратите внимание, что актуально светло-серый. ЛГБТ-браслет ручной работы lesbian pride. Проверьте детали или используйте раскрывающийся список года / марки / модели и номер детали, чтобы подтвердить совместимость. Идеальная пленка для защиты деревьев для защиты деревьев зимой и защиты деревьев от насекомых. Лучший подарок на Хэллоуин и Рождество, Доступен в DIN или Yoke Fitting. и бесплатная доставка соответствующих заказов.✔Легкий и бесшумный: мини-ручной автомобильный пылесос может работать и производить мощность всасывания 4 кПа с небольшим шумом, пока он подключен к автомобильному прикуривателю. Используйте два отверстия в верхней части для легкой прокладки шнура.
ГЖЕЛЬ Русское народное творчество FLOW BLUE 14 ПАСХАЛЬНЫЕ ЯЙЦО ТЕРМО РУКАВА
Red Hat H’attitude Большой магнит * НОВИНКА * пурпурное перо Красная женская шляпа. Yugioh Yu-Gi-Oh Сертифицированный Konami MOVIC Millennium Puzzle 1: 1, соотношение сторон и символов с номером дорожки. 3-слойный держатель для перьевой ручки для витрины, ящик для хранения, органайзер, 36 слотов.Джим Шор Снеговик с орнаментом Cardinal 2018 6001500 NIB. КРАСНАЯ СУМКА С МАЛЬТОВЫМ КРЕСТОМ или ЗНАК НА ПОЯС * УНИКАЛЬНЫЙ * Эмблема Harley Davidson. Настенная открывалка для бутылок Pepsi Cola Винтажные деревенские классические напитки Коллекционные предметы, Киминонава Ваше имя Kimi no Na wa Movie Blu-ray Bluray Standard Edition JAPAN. Topps Star Wars Digital Card Trader ESB выбирает награду за вставку последнего стенда, керамика из Кутани, японский чайник, чайный горшок Kyusu Jumping Rabbit, Kawaii Japan, СОСТОЯНИЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ, ПОЛНЫЙ НАБОР ЛИЦЕНЗИОННЫХ ТАБЛИЧЕК США ИЗ ВСЕХ 50 ШТАТОВ.Нет лучшего друга, чем украшение для рождественской елки из стекла сестры Новинка, Banpresto ichibankuji TANUKI TO KITSUNE Плюшевая игрушка в виде лисы, Каваи, Япония, Анимированные приключения Зены и Геркулеса, Подборка карточек с автографом Н. М. Риттенхаус. ЧЕРНАЯ КОШКА # 1, городской пейзаж БОСТОНА Outdoor Kiss Cut Wrap Decal Sticker 8 листов лот.
Гжель Роспись: народное искусство
В Раменском районе Московской области раскинулся «Гжельский куст» — двадцать семь исконно русских деревень, хаотично расположенных среди лесов и полей.В них зародилось сказочное бело-голубое искусство гжельской росписи. Народное искусство, глубокое и традиционное. В России всего несколько известных художественных промыслов: хохломская, жостовская, федоскинская, городецкая и гжельская роспись. Хохломская роспись — это художественный рисунок деревянных подносов и различных изделий из дерева. Жостовская роспись — это рисунок на металлических подносах. Техника росписи Федоскино, гораздо более сложная, основана на использовании слоистого светоотражающего ингредиента. Городецкая роспись — это нанесение рисунка на тонкую деревянную основу.Это сродни технике иконописи, но сюжеты в основном используются сугубо житейски.
И, наконец, гжельская роспись — это нанесение ярко-синей кобальтовой краской на необработанный белый фарфор с последующим глазированием и обжигом.
Гжельская земля бедна черноземом, бесплодна и человеку трудно ею прокормиться. Люди десятилетиями пробовали и пробовали, пахали землю, засевали. Семь горшков спустили пахари, но все напрасно — земля не рожала. И все дело в том, что непосредственно под верхним слоем земли лежала белая глина бесконечно широкая, бесконечная и широкая, глубокая и широкая.Как здесь рождается пшеница? Гжельцы подумали, подумали и бросили в землю копать. Я начал добывать глину и разводить глиняную посуду.
В Гжели каждый второй способен на «рукомеслу» — хоть бочку построить, хоть глиняный кувшин. И дело пошло. Сначала было создано несколько небольших артелей ремесленников, затем была организована гончарная мастерская, началось производство посуды. И посуда должна быть красивой, тогда нужна роспись. Вскоре появились художники.В то же время глина научилась различать. Высший сорт, чисто-белый, аптекари отправили в Москву для изготовления медицинской посуды. Глина была проще для фаянса, тарелок и мисок, а самая белая, фарфоровая, использовалась для изделий в классическом стиле гжель, роспись которой была настолько красивой, что захватывала дух. : десять чашек выпьешь, а еще хочется. Гжельская роспись названа так потому, что ее название произошло от слова «стежок» — что означает «сжечь», «сжечь».Что ж, русский человек любит переводить буквы словами. Если кто-то скажет слово «омнибус», то вы обязательно получите «объятие». Вот и переместили: веревка стала гжель. В 1812 году в Гжельском кустарнике насчитывалось уже 25 фабрик по производству высококачественной посуды. Попутно в мастерских изготавливались игрушки, декоративные поделки и сервизы для праздничного чаепития. Глины разных сортов и нескольких оттенков хватило на все. Однако в середине XIX века производство гжели стало приходить в упадок, отчасти из-за того, что уже было много блюд, а может, просто период затишья, как иногда бывает. бывает с крупными растениями.Но кризис не коснулся художественного производства. Живопись Гжели по-прежнему востребована. В последнее время создаются специализированные учебные заведения, выпускники которых пополняют ряды мастеров фарфора, художников и дизайнеров. Гжельская роспись, изображения которой никогда не повторяются, снова процветает, радуя неповторимым колоритом своих изделий. p>
русских орнаментов в гжельском стиле. Кот с цветочным узором. Народная гжельская роспись из России. — Русский стиль — Гобелен
Страна
— Выберите страну —United StatesAfghanistanAlbaniaAlgeriaAmerican SamoaAndorraAngolaAnguillaAntarcticaAntigua и BarbudaArgentinaArmeniaArubaAustraliaAustriaAzerbaijanBahamasBahrainBangladeshBarbadosBelarusBelgiumBelizeBeninBermudaBhutanBoliviaBosnia и HerzegovinaBotswanaBouvet IslandBrazilBritish Индийский океан TerritoryBrunei DarussalamBulgariaBurkina FasoBurundiCambodiaCameroonCanadaCape VerdeCayman IslandsCentral африканских RepublicChadChileChinaChristmas IslandCocos (Килинг) IslandsColombiaComorosCongoCongo, Демократическая Республика theCook IslandsCosta RicaCote D’IvoireCroatiaCyprusCzech RepublicDenmarkDjiboutiDominicaDominican RepublicEast TimorEcuadorEgyptEl SalvadorEquatorial GuineaEritreaEstoniaEthiopiaFalkland (Мальвинские) острова Фарерские IslandsFijiFinlandFranceFrance , Метрополитен, Французская Гвиана, Французская Полинезия, Южные территории Франции, Габон, Гамбия, Грузия, Германия, Гана, Гибралтар, Греция, Гренландия, Гренада, Гваделупа, Гуам, Гватемала, Гвинея, Гвинея-Бисау, Гайана, Гаити, Острова Херда и Макдональда, Хонд urasHong KongHungaryIcelandIndiaIndonesiaIraqIrelandIsraelItalyJamaicaJapanJordanKazakhstanKenyaKiribatiKorea, Республика ofKuwaitKyrgyzstanLao Народная Демократическая RepublicLatviaLebanonLesothoLiberiaLibyan Арабская JamahiriyaLiechtensteinLithuaniaLuxembourgMacauMacedonia, бывшая югославская Республика ofMadagascarMalawiMalaysiaMaldivesMaliMaltaMarshall IslandsMartiniqueMauritaniaMauritiusMayotteMexicoMicronesia, Федеративные Штаты ofMoldova, Республика ofMonacoMongoliaMontenegroMontserratMoroccoMozambiqueMyanmarNamibiaNauruNepalNetherlandsNetherlands AntillesNew CaledoniaNew ZealandNicaraguaNigerNigeriaNiueNorfolk IslandNorthern Mariana IslandsNorwayOmanPakistanPalauPanamaPapua Новый GuineaParaguayPeruPhilippinesPitcairnPolandPortugalPuerto RicoQatarReunionRomaniaRussian FederationRwandaSaint Киттс и NevisSaint LuciaSaint Винсент и GrenadinesSamoaSan MarinoSao Томе и PrincipeSaudi ArabiaSenegalSerbiaSeychellesSierra LeoneSingaporeSlovakia (Словацкая Республика) СловенияСоломоновы Острова СомалиSou th АфрикаЮжная Джорджия и Южные Сандвичевы островаИспания Шри-ЛанкаSt. Елена Пьер и MiquelonSurinameSvalbard и Ян Майен IslandsSwazilandSwedenSwitzerlandTaiwanTajikistanTanzania, Объединенная Республика ofThailandTimor Тимор, Демократическая Республика ofTogoTokelauTongaTrinidad и TobagoTunisiaTurkeyTurkmenistanTurks и Кайкос IslandsTuvaluUgandaUkraineUnited арабских EmiratesUnited KingdomUnited Штаты Экваторияльная IslandsUruguayUzbekistanVanuatuVatican City State (Святой Престол) VenezuelaViet NamVirgin острова (Британские) Виргинские острова (США) Уоллис и Футуна IslandsWestern Сахара, Йемен, Югославия, Заир, Замбия, Зимбабве,
Гжельская керамика, народный художественный промысел..
Презентация на тему: «Гжельская керамика — народный художественный промысел ..» — стенограмма презентации:
ins [data-ad-slot = «4502451947»] {display: none! important;}}
@media (max-width: 1000 пикселей) {# place_14> ins: not ([data-ad-slot = «4502451947»]) {display: none! important;}}
@media (max-width: 1000 пикселей) {# place_14 {width: 250px;}}
@media (max-width: 500 пикселей) {# place_14 {width: 120px;}}
]]>
1
Гжельская керамика, народный художественный промысел.
2
Название Гжель
известно во всем мире. Это название традиционного русского ремесла. Название Гжель считается символом России, так же как и матрешки и самовары.
3
Гжельская керамика уникальна.
Имеет синий цветочный узор.
4
Гжельский керамический центр находится недалеко от Жуковского.
Гжельский керамический центр находится недалеко от Жуковского. На самом деле это большая территория, включающая около тридцати деревень.
5
На протяжении веков Гжель снабжала
российские города и деревни глиной, плиткой, кирпичом и керамикой.
6
Название Гжель стало ассоциироваться с керамикой в 14 веке.
Гжельская керамика изначально создавалась гончарами в своих домах.
7
Во второй половине XVIII века в гончарном производстве Гжели произошел важный прорыв — начали производиться изделия из майолики.
8
9
Сначала производили так называемую «черную» керамику.
Гжельская посуда «синего» цвета, известная сейчас во всем мире, появилась позже, когда в 1802 году была обнаружена светло-серая глина. Затем был найден белый фарфор, а в 1804 году был основан первый фарфоровый завод Гжели.
10
Гжельские узоры — это кобальтово-синие узоры на белом фоне. Традиционными предметами гжельского фарфора были птицы и цветы.
11
12
13
В 1810 году местный житель Кузнецовы
Семья основала здесь фарфоровый завод.Во второй половине XIX века они стали основными поставщиками русского фарфора. В это время у них было 18 предприятий в разных регионах Российской Империи.
14
После революции заводы Кузнецова были национализированы.
15
16
17
В настоящее время в Гжели действует спецшкола
, в которой детей обучают традиционным ремеслам.
18
19
Гжельские предметы включают вазы,
игрушки, предметы интерьера: камины, люстры и др. Фарфор. Продукция «Гжели» востребована как в России, так и за рубежом.
20
21 год
22
Благодарю за внимание!
Германия возвращает похищенную нацистами картину наследникам-евреям | Новости | DW
Во вторник на церемонии в берлинском музее Гропиус Бау министр культуры Германии Моника Грюттерс официально вернула картину «Портрет молодой женщины» («Портрет сидящей молодой женщины») ее законным наследникам.
Картина французского художника XIX века Томаса Кутюра (1815–1879) была украдена нацистами у ее владельца, французского политика и лидера сопротивления Жоржа Манделя во время Второй мировой войны. Это было частью огромной коллекции, собранной замкнутым немецким коллекционером Корнелиусом Гурлиттом, который унаследовал 1566 работ от своего отца, Хильдебранда, арт-дилера нацистского режима.
Наследники Манделя появились рядом с Грюттерсом, представителем французского посольства, и Марселем Брюлхартом из Художественного музея Берна, которому Гурлитт оставил свою коллекцию, когда умер в 2014 году.
Выступая на церемонии, Грюттерс сказал: «Этот случай еще раз напоминает нам о том, что мы никогда не должны прекращать нашу искреннюю работу по расследованию нацистского грабежа произведений искусства, за которое несет ответственность Германия.
Коллекция Гурлитта: самые печально известные нацисты Германии — добытая художественная сокровищница
Карл Шпицвег, Игра на фортепиано, ок. 1840 г.
Этот рисунок Карла Шпицвега был изъят в 1939 году у еврейского музыкального издателя Генри Хинрихсена, убитого в лагере смерти Освенцим в 1942 году.Он был приобретен нацистским торговцем произведениями искусства Хильдебрандом Гурлиттом и позже обнаружен среди впечатляющей коллекции произведений, собранных его сыном Корнелиусом Гурлиттом. Работа передана аукционному дому Christie’s по просьбе наследников Хинрихсена.
Коллекция Гурлитта: самая печально известная коллекция произведений искусства в Германии, разграбленная нацистами
Макс Бекманн, пляжное кафе Zandvoort, 1934 год
Акварель еврейского художника Макса Бекманна вошла в коллекцию Гурлитта только в 1945 году.В 1945-1950 годах он принадлежал союзным оккупационным силам в Центральном сборном пункте в Висбадене, а в 1950 году был возвращен Хильдебранду Гурлитту. До работы на нацистский режим Гурлитт собирал и выставлял современное искусство, куратор последней выставки Бекмана в 1936 году, еще до начала выставки. художник бежал из Германии.
Коллекция Гурлитта: самая печально известная коллекция произведений искусства в Германии, разграбленная нацистами
Отто Грибель, Veiled Woman, 1926
Эта работа принадлежала юристу и коллекционеру произведений искусства Фрицу Сало Глейзеру.Художники авангардной сцены Дрездена были его гостями в 1920-х годах, как и молодой Хильдебранд Гурлитт. Неизвестно, как Гурлитт получил картину. Он был конфискован в 1945 году и позже возвращен. Из еврейского наследия Глейзер едва избежал депортации в концлагерь Терезиенштадт в 1945 году.
Коллекция Гурлитта: самая печально известная коллекция произведений искусства в Германии, разграбленная нацистами
Клод Моне, мост Ватерлоо, 1903 год
Эта картина знаменитого импрессиониста не подозревается в разграблении. Художник продал его галерее Дюран Рюэль в 1907 году. Говорят, что еврейский торговец произведениями искусства и издатель Поль Кассирер подарил его Мари Гурлитт, а в 1923 году она оставила его своему сыну Хильдебранду Гурлитту.
Гурлитт Собрание: самая печально известная художественная находка в Германии, разграбленная нацистами
Томас Кутюр, Портрет сидящей молодой женщины, 1850
Короткая рукописная заметка позволила исследователям происхождения идентифицировать эту работу французского художника как разграбленное произведение искусства.Картина была изъята из коллекции еврейского политика и лидера сопротивления Жоржа Манделя, казненного французскими фашистами под Парижем в 1944 году. Министр культуры Германии Моника Грюттерс (справа) передала работу наследникам Манделя в январе 2019 года.
Коллекция Гурлитта: самая печально известная художественная сокровищница Германии, разграбленная нацистами
Поль Синьяк, Quai de Clichy, 1887
Группа активистов Provenance Research Gurlitt определила эту картину французского неоимпрессиониста Поля Синьяка как украденную еврейскую собственность в октябре 2018 года.Гастон Проспер Леви бежал из оккупированной нацистами Франции в 1940 году. Считается, что оккупационные солдаты разграбили его коллекцию произведений искусства незадолго до его побега. Картина была возвращена семье Леви в 2019 году.
Коллекция Гурлитта: самая печально известная художественная находка в Германии, разграбленная нацистами
Огюст Роден, Крадущаяся женщина, ок. 1882
Хильдебранд Гурлитт, должно быть, приобрел эту работу французского скульптора в период с 1940 по 1945 год. Ранее принадлежавшая французу Эжену Рудье, она поступила в обращение в 1919 году на аукционе Октава Анри Мари Мирбо, который, как говорят, получил ее как подарок от художника.
Коллекция Гурлитта: самая печально известная художественная находка в Германии, разграбленная нацистами
В квартире Гурлитта
Корнелиус Гурлитт десятилетиями хранил скульптуру вместе со многими другими произведениями искусства в своей мюнхенской квартире. Перед своей смертью в 2014 году он дал согласие на исследование своих запасов и, если в них есть украденные предметы искусства, на возврат их законным владельцам в соответствии с Вашингтонскими принципами в отношении предметов искусства, разграбленных нацистами.
Коллекция Гурлитта: самая печально известная художественная сокровищница Германии, разграбленная нацистами
Альбрехт Дюрер, Рыцарь, Смерть и Дьявол, 1513
Эта медная гравюра Альбрехта Дюрера когда-то принадлежала галерее Фалькейсен-Хубер в Базеле.Однако неизвестно, как он туда попал и как долго находился там. В 2012 году гравюра оказалась в коллекции Корнелиуса Гурлитта. «Старые мастера», такие как Дюрер, были очень важны для взглядов национал-социалистов на искусство и часто использовались для пропаганды.
Коллекция Гурлитта: самая печально известная художественная находка в Германии, разграбленная нацистами
Эдвард Мунк, Пепел II, 1899
Происхождение этого рисунка полностью неизвестно. Однако несомненно, что Гитлер считал работы норвежского художника Эдварда Мунка «дегенеративным искусством».«Примерно 82 произведения Мунка были конфискованы в немецких музеях в 1937 году.
Коллекция Гурлитта: самая печально известная художественная сокровищница Германии, разграбленная нацистами
Франсуа Буше, обнаженная личность, без даты
Гитлер почитал французскую живопись 18 века. картины для своей собственной коллекции, нацеленные на коллекцию семьи Ротшильдов после аннексии Австрии.Хильдебранд Гурлитт дополнил их рисунками известных французских художников.Он приобрел эту работу Буше у парижского торговца произведениями искусства в 1942 году.
Автор: Юлия Хитц
Обязательство вернуть произведения
Грюттерс подчеркнул приверженность правительства Германии исследованию происхождения в попытке восстановить произведения когда возможно. Она добавила, что реституция была «трогательным завершением выставки сокровищ Гурлитта». Около 450 картин из коллекции недавно были выставлены в Берне, Бонне и Берлине.
Ссылаясь на выставки, она сказала: «Мы должны поблагодарить семью Жоржа Манделя за то, что мы смогли показать эту работу на всех трех выставках. Таким образом мы могли проинформировать общественность о судьбе еврейского политика Жоржа Манделя, который подвергался преследованиям и заключен в тюрьму нацистами «.
Мандель был в конечном итоге казнен французскими фашистами в 1944 году.
«Честные и целеустремленные усилия»
Работа от кутюр — пятая картина из коллекции Гурлитта, которая была возвращена законным владельцам, и шестая, которая была идентифицирована как был украден нацистами.
Марсель Брейерхарт из Художественного музея Берна сказал: «В конечном итоге решающим является не количество реституций, а честные и целеустремленные усилия по выяснению происхождения полных произведений в коллекции Гурлитта».
Идентификация картины стала возможной благодаря показаниям бывшего партнера Манделя, который после войны заявил, что на картине была небольшая трещина в области груди натурщика, когда она была украдена нацистами. Специалисты по реставрации немецкого Bundeskunsthalle в Бонне смогли найти разрыв при тщательном осмотре произведения.
Исследование проводилось в рамках Исследовательского проекта Гурлитта по происхождению, цель которого — установить историю прав собственности на произведения, находившиеся во владении Гурлитта на момент его смерти. Обнаружение этих работ стало международным заголовком, когда немецкие власти неожиданно наткнулись на них во время налогового расследования 2012 года.
Гурлитт: мировой художественный триллер
Хронология сокровищницы
В сентябре 2010 года таможенники останавливают пожилого мужчину в поезде из Цюриха в Мюнхен.Его имя: Корнелиус Гурлитт. Он носит с собой подозрительно большую сумму денег. Несмотря на то, что это не запрещено, пограничники сообщают о нем налоговым органам. В 2011 году обыск в его мюнхенской квартире привел к удивительному открытию.
Гурлитт: триллер мира искусства
Разграбленное нацистами искусство среди мусора
Среди хлама и просроченных банок с едой, разбросанных по дому, исследователи обнаруживают тысячи произведений искусства, пропавших без вести во время Второй мировой войны.За этой бесценной коллекцией произведений искусства скрываются бесчисленные эпизоды глубокой боли и несправедливости.
Гурлитт: мировой художественный триллер
Разграбленный художественный скандал века
Предполагается, что произведения искусства были разграблены нацистами, которые конфисковали так называемое «дегенеративное искусство» и похитили произведения у еврейских коллекционеров. Картины Пабло Пикассо, Анри Матисса, Марка Шагала, Пауля Клее, Макса Либермана (на фото: «Два всадника на пляже»), а также другие современные классические картины составляют коллекцию.Имя Гурлитт уже было печально известно в художественном мире Германии.
Гурлитт: триллер мира искусства
Конфисковано, украдено, продано
Хильдебранд Гурлитт, отец Корнелиуса Гурлитта, был торговцем произведениями искусства во времена нацизма. Он обменял «дегенеративное искусство» на запланированный музей фюрера в Линце и продал картины, конфискованные у еврейских владельцев или музеев за границей. После войны он сообщил, что его частная коллекция и все деловые записи исчезли во время взрыва Дрездена в 1945 году.
Гурлитт: мировой художественный триллер
Рев укротителя львов
В 2011 году его сын Корнелиус Гурлитт продает картину Макса Бекманна «Укротитель львов». Наклеенная на обороте картины этикетка галереи Флехтхайм 1931 года должна была вызвать подозрения в мире искусства. Этот еврейский торговец произведениями искусства бежал из Германии в 1933 году, оставив после себя множество произведений искусства. Картина была продана на аукционе за 864 тысячи евро (около 1 миллиона долларов).
Гурлитт: триллер из мира искусства
Розыск законных владельцев
В ноябре 2013 года обнародована конфискованная коллекция произведений искусства в Мюнхене.С 2011 года искусствовед Мейке Хоффманн (на фото) отвечает за определение происхождения картин и поиск их владельцев. Это чрезвычайно сложная задача, связанная с моральными, правовыми и историческими вопросами.
Гурлитт: мировой художественный триллер
Кому они принадлежат?
Исследователи происхождения, такие как Майке Хоффманн, ищут происхождение и историю картины. Этикетки на обратной стороне произведений искусства или деловые записи от арт-дилеров и аукционных домов могут дать подсказки.Корнелиус Гурлитт унаследовал картины от своего отца, однако потомки еврейских семей утверждают, что являются законными владельцами и хотят вернуть их.
Гурлитт: мировой художественный триллер
Правовая редакция
Согласно немецкому законодательству, дело Гурлитта однозначно: право владельцев на возвращение разграбленных нацистами произведений искусства истекло через 30 лет. Министерство юстиции Баварии предложило изменить закон, регулирующий ограничение срока в случаях, когда люди сознательно владели награбленным предметом искусства.Проект все еще находится на рассмотрении.
Гурлитт: мировой художественный триллер
Давление на
Правительства Германии и Баварии пообещали прояснить все аспекты дела Гурлитта, создав специальную рабочую группу. До сих пор мало что произошло — только две картины были идентифицированы как искусство, разграбленное нацистами. Эксперты под руководством Ингеборг Берггрин-Меркель все еще ищут истоки картин. Некоторые из предполагаемых наследников пожилые и могут не дожить до результата.
Гурлитт: триллер из мира искусства
‘Зачем ждать так долго?’
Дэвид Торен, 89 лет, подает в суд на Германию и Баварию. Он хочет вернуть картину «Два всадника на пляже». Когда-то он принадлежал его двоюродному деду Давиду Фридману, убитому нацистами в 1942 году. Потомки еврейских коллекционеров, чьи произведения искусства были конфискованы, становятся нетерпеливыми.
Гурлитт: триллер мира искусства
Триллер Гурлитта, часть вторая
Новые заголовки потрясают мир искусства.Адвокаты Корнелиуса Гурлитта обнаружили серию картин Моне, Мане, Коро, Курбе и Ренуара в, казалось бы, заброшенном доме, принадлежащем семье Гурлиттов в Австрии. Произведения искусства считаются частью частной коллекции. Могло ли это быть искусство, разграбленное нацистами?
Гурлитт: триллер мира искусства
Гурлитт соглашается вернуть некоторые картины
Спустя несколько месяцев Корнелиус Гурлитт заключает сделку с правительством Германии. Он готов разрешить исследование происхождения всех картин, подозреваемых в разграблении нацистами.Взамен он получает обратно работы, изъятые в 2012 году. 6 мая Корнелиус Гурлитт умирает в возрасте 81 года в Мюнхене. Но триллер продолжается.
Гурлитт: триллер мира искусства
Собрано по завещанию Швейцарского музея
Удивительно, но Корнелиус Гурлитт завещает свою коллекцию Музею изящных искусств Берна. В своем завещании он упоминает хорошие воспоминания о времени, проведенном в Швейцарии. Правительство Германии приветствует эту последнюю волю, но часть семьи Гурлиттов чувствует себя обойденной.
Гурлитт: мировой художественный триллер
Действительно ли завещание Гурлитта?
Два двоюродных брата Гурлитта, не упомянутые в его завещании, заказали психиатрическое заключение, чтобы определить, был ли он в здравом уме при написании юридического документа. В отчете делается вывод, что это не так; однако завещание не оспаривается. 24 ноября Музей изящных искусств Берна подтверждает, что примет коллекцию Гурлитта.
Автор: Анника Цайтлер / eg
js / rt (AFP, AP, dpa)
Каждый вечер в 18:30 по всемирному координированному времени редакторы DW рассылают подборку важных новостей дня и качественных репортажей. Вы можете подписаться на его получение прямо здесь.
Guido van Helten в Нашвилле, США — StreetArtNews
b-sm = none; sm> 728×90;
б-см = 300х250; sm> нет;
Гвидо ван Хелтен провел несколько недель в районе «Наций» в Нэшвилле, где нарисовал фреску, заказанную Southeast Venture в рамках проекта стен Нэшвилла. Фреска находится на заброшенном зернохранилище, а высота передней части фрески составляет 165 футов.Перед тем, как нарисовать фреску, Гвидо провел около недели в Нэшвилле, встречаясь с местными жителями, прежде чем придумать окончательный дизайн фрески.
Главная фигура росписи — 91-летний Ли Эстес. Ли всю жизнь жил по соседству. Он работает волонтером в Доме общины Святого Луки в сериале «The Nations». Гвидо был вдохновлен историей мистера Эстеса о благотворительности по соседству. Двое детей, изображенных на фреске, — дети из Общинного дома Святого Луки.
Nashville Walls Project совместно финансируется Брайаном Грейфом и Евой Борос, которые любезно прислали нам все эти материалы, включая несколько вопросов и ответов от Гвидо ван Хелтена:
Как вам понравился Нашвилл? Нашвилл — прекрасное место, и, насколько я понимаю, он имеет мощный импульс в искусстве и культуре.Мне здесь понравилось, но в основном я сосредоточился на районе Наций и Западном Нэшвилле. Мне нравится сосредотачиваться на сообществе в содержании фрески, а также на образе жизни, пока я работаю в каком-либо месте, поэтому я в основном оставался местным, работал и проводил время по соседству, пока был здесь.
Видите какое-нибудь крутое искусство в Нэшвилле? Я видел несколько великолепных фресок в центре города, также при содействии Nashville Walls Project, но в основном я просто работал и сосредоточился на своей задаче.
Не могли бы вы рассказать мне о мистере Эстесе, джентльмене, которого вы нарисовали на бункере?
Для меня и моего процесса важно отражать характер сообщества в моей работе, и с этой целью я участвую в процессе открытия и изучения места посредством взаимодействия с сообществом и консультаций.