Фото шкатулки палех: Палехские шкатулки – купить на Ярмарке Мастеров

By alexxlab No comments

Процесс изготовления палехской шкатулки. от картона до росписи

Сегодня мне хотелось бы немного рассказать о процессе появления традиционной палехской шкатулки.

Шкатулку около двух месяцев делают в мастерской из папье-маше: склеивают мучным клейстером картон, прессуют, сушат полторы недели, вымачивают в чане с подогретым льняным маслом, снова сушат и прессуют. Затем из получившихся болванок изготавливают шкатулки, обтачивают. Затем передают грунтовщикам, которые нанося несколько слоем грунта из красной глины, каждый слой зачищают, шлифуют. Затем изделие красят, в черный цвет снаружи и красный – внутри, покрывают лаком, только после этого шкатулка попадает в роспись к художнику.

В Палехе, как и в Мстере и Холуе пишут темперой. Обычно мастера берут минеральные пигменты, а уже потом делают из них краски для лаковой миниатюры старинным дедовским способом — на яичном желтке. Таким краскам присуща «глубина, светоносность и стойкость. Их красота приковывает взгляд и порождает сравнение с самоцветами.» Приготовление к работе красок и золота — не менее важная часть процесса, чем создание самой миниатюры. Это — настоящее таинство.

Для приготовления краски нужное количество порошка насыпают в чашечки, деревянные или пластмассовые, добавляют яичную эмульсию и размешивают. Степень готовности определяют «на глаз». Хорошо приготовленные краски очень пластичны. Краску заготавливают в небольших количествах, так как хранится она очень не долго.

Художнику нужны краски разные по консистенции, поэтому их постоянно приходится разбавлять на фарфоровом блюдце, палитре. На нем же смешивают краски основных цветов и составляют нужные тона. Приготовление яичной эмульсии — дело кропотливое и требует большой сноровки и опыта. Нужно суметь тщательно отделить желток от белка, потому что даже мельчайшая капля белка помешает художнику проводить тонкие линии. Для разведения желтка во Мстере используют воду, а в Палехе — столовый уксус или хлебный квас. Краски, растворенные на квасе, ложатся мягче и сохраняются дольше, но сейчас им пользуются редко. Для жирных летних и тощих зимних яиц количество
растворителя будет разным. Яичная эмульсия не должна быть слишком жирной или слишком жидкой: жирная краска будет ложиться грубо и быстро растрескается, а жидкая — краски будут блеклые и будет плохо поддаваться нужной живописной технике. Для работы над миниатюрой разным художникам требуется разное количество беличьих кистей. Все кисти палехских мастеров – ручной работы. Купленной в магазине кистью, даже самой качественной, писать миниатюру нельзя, слишком «не послушная» нет достаточной тонкости и упругости, во время письма кончик такой кисти может раздваиваться. Миниатюристы обычно применяют листовое золото. Каждый листок имеет размер 9*9 см, на одну порцию идет от 2 до 10 листов. Листы эти настолько тонки, что взлетают при малейшем дуновении воздуха. Их берут лампемзелем — специальным инструментом, изготовленным из кончика беличьего хвоста. В фарфоровом блюдце золото смешивают со связующим веществом, гуммиарабиком, и растворяют в воде, получая жидкую массу. «Творение» золота, как и краски, требует большого умения и терпения. В растворенное золото добавляют чистую воду, размешивают, процеживают, отстаивают, сливают лишнюю воду и просушивают в духовке, под лампой или на солнце. Ни одна пылинка или соринка не должна в него попасть, иначе им будет трудно писать. Готовое к работе золото блестит мягким чарующим блеском, словно приглашая поскорее взять кисть. Палешане для работы над миниатюрой используют и серебро. Но при просушке оно желтеет от высокой температуры, и потому его заменяют алюминием.

После росписи золотом изделия покрывают масляным лаком. Последним этапом является полировка. Ее выполняют путем нанесения нескольких слоев лака, каждый из которых тщательно просушивается при определенной температуре длительное время. После каждого слоя обязательно выравнивают поверхность сначала стеклом, потом пемзой, когда слоев достаточно и поверхность уже ровная — шкатулку полируют на «бархатке» — специальном вращающемся круге, обтянутом бархатом, окончательная «доводка» до блеска наводится руками, женскими конечно, так как руки должны быть мягкими, без огрубевших участков, которые могут поцарапать поверхность.

готовые отполированные изделия упаковывают в коробочки с мягким наполнителем

Palekh lacquer miniature — Русская лаковая миниатюра

A little town of Palekh is located in 360 kilometers to the east from Moscow.This is about 60 kilometeres from town of Ivanovo, to which region Palekh belongs.
Palekh was previously a center of icon painting and as such it is mentioned several times in the documents of the 17th century.Icon painting was a family occupation and the craft was passed on from one generation to another.
The Revolution of October 1917 dealt a heavy blow to icon painting in Palekh and throughout Russia. Not only the holy images themselves but the artists who made them became enemies to Communist regime and were persecuted or arrested. As icon and mural paintings were no longer in demand many masters returned to agriculture others tried to go to other handicrafts such as shoemaking, carrier’s trading, wickering bast shoes, making toys and dish. Some Palekh masters went to different towns looking for job.
In 1918 the former icon-painters established the First Palekh Co-operative of Decorative Art but it soon fell apart.
In 1922 Ivan I. Golikov being in Moscow saw a black papier-mache box from Fedoskino in the Handicraft Museum.
He painted a papier-mache piece using techniques of icon-painting and technology of the Lukutin lacquer work and had a success.
In 1923 Palekh masters won the first price at the All-Union Exhibition of Agriculture and Industry in Moscow.
Succesful exhibitions of their first works in Moscow and Venice inspired the artists, and on the 5th of December 1924 seven Palekh masters I.I.Golikov, I.M.Bakanov, A.I.Zubkov, I.I.Zubkov, A.V.Kotukhin, V.V.Kotukhin and I.V.Markichev organized an Artel of Ancient Painting.
The new times demanded new themes and subjects. Indeed their paintings abound in peasantry and revolutionary themes, such as reflecting the heroism of the people, reaping, hay making fishing, hunting, circle-dancing, merrymaking, horse-riding. From the very beginning Palekh painters made generous use of folk motives and poetry of Pushkin, Lermontov, Gorky and others.
The most difficult task for Palekh artists was to draw on a thing having form and volume. The range of articles was very wide: brooches, jars, small boxes, bead-boxes, cigarette-cases, snuff-boxes, powder-boxes, panels, glove boxes and so on.
For the transfering the experience of Old masters to young gifted people in 1933 was opened Palekh Art School.
On the 10th anniversary of the Artel on March 1935 came several hundreds of delegates. The Great meeting was opened by a Minister of Education of the Russian Federation. The State Museum of Palekh Arts was opened by the date. The Artel was renamed into Association of Palekh Artists.
Stalin’s repressions of 1930-40s and tragedy of Great Patriotic War(World War II) did not pass Palekh artists,they lost some of their talents.
In the 1950s,when many of the first generation had passed away,the development of geniune Palekh was threatened by a learning towards realism which impoverished the poetic language of the painting and could have led to a consequent loss of many stylistic features inherited from Paalekh icon-painting.The changes that soon after that began in Soviet society helped Palekh to stand firm.Palekh College graduates of the late 60s and early 70s started a revival by turning back to the sources of Palekh.This generation has in many respects outlined the main features of today’s Palekh and is paving the way for it’s future development.The influx of gifted young people promises further development and prosperity in Palekh Art.
In the 1960s many talented painters arrived at Palekh and among them there were Boris Yermolayev, Nikolay Golikov, Alexey Kochupalov, Anatoliy Peskov, Valentin and Tatiana Khodovs, Alexander Klipov, Stanislav Butorin, Gennadiy Kochetov, Irina Livanova, Nina Bogachyova. In the 1970s Vladimir and Natalie Buldakovs, Nikolay Gribov, Yuriy and Yekaterina Schanitsyns, Vadim Zotov, Anna Kamanina, Nikolay Lopatin, Lubov Nekrasova, Olga Subbotina joined them. All of them took the traditions of Palekh seriously and started working them out imaginatively. The 1980s can be called the period of the renaissance of Palekh Art with their names.
Nowadays there are several different co-operatives and Workshops successfuly working in Palekh.
Based on Vadim Shchanitsyn’s Book-«Palekh and Palekhians»1994, published by Zet Industrial Co.

история палехской росписи, палехские иконы, музеи Палеха.

Палех. Название, прославленное на весь мир мастерством художников, не всегда ассоциировалось с красочными шкатулками. По преданию, в леса на берегу речки Палешки бежали иконописцы из Владимира и Суздаля. На месте выжженного леса осели и построились. До революции писали иконы, а новая власть, к религиозной тематике суровая, заставила взяться за светские мотивы — сказки, предания, былины. Писать миниатюры стали на шкатулках. Предлагаем вспомнить 10 фактов из истории промысла с Натальей Летниковой.

В традициях первых мастеров. «Палех — село-академия народная», — говорил в 1863 году Георгий Филимонов, хранитель христианских и русских древностей в первом в Москве Публичном музее, заведующий архивом Оружейной палаты. В основе палехского стиля — традиции многих иконописных школ. Отличаются палехские иконы особой тонкостью письма, мягкими плавными линиями и сдержанной цветовой гаммой. Одежды и орнамент блестят золотом — символом света. Цвет драгоценного металла в палехской миниатюре — не просто техника письма. В христианской символике именно свет — прообраз божественной благодати.

Палех, Ивановская область. Фотография: russia-open.com

Кафедральный собор Воздвижения Креста Господня. Палех, Ивановская область. Фотография: sobory.ru

Палех, Ивановская область. Фотография: venividi.ru

Иконописные корни палехской росписи. В окружении лесов да вдали от больших дорог, вдоль живописной речки Палешки. Жили в селе обособленно, торговцы практически не захаживали. Так иконописцы сохраняли из поколения в поколение свои традиции. Лишь в середине XVII века молва о палехских мастерах добралась до Москвы. А уж затем и сами художники оказались в Белокаменной. Палешане приложили свое мастерство в Грановитой палате Московского Кремля, Троице-Сергиевой лавре и в Новодевичьем монастыре.

Новое время, новые образы, новый промысел. После Октябрьской революции художникам пришлось оставить на долгое время библейские образы в поисках других тем. Революция иконопись не жаловала. Тогда появился современный палехский стиль и шкатулки из папье-маше по подобию Федоскинских. Расписывали коробочки и ларчики бывшие иконописцы сюжетами из народных сказок, жанровыми сценками, картинками деревенского быта и пейзажами.

«Артель древней живописи». Перенесли художники темперную живопись на шкатулки и объединились в артель. В 1924 году по инициативе группы талантливых иконописцев при поддержке искусствоведа и профессора Анатолия Бакушинского была образована «Артель древней живописи». Почетным членом объединения стал Максим Горький, который поддерживал художников. Мастера расписывали ларцы, шкатулки, чайницы, табакерки и пудреницы. Сначала заготовки закупали в Федоскино, но вскоре наладили свое производство.

Михаил Парилов. Николай Чудотворец. Конец ХIХ в. ГМПИ

Николай Корин. Иоанн Предтеча в пустыне. 1806. ГМПИ

Иван Сафонов, Михаил Нефёдов. Иоанн Богослов в молчании. Начало XX в. ГМПИ

Таланты и поклонники. Палехскими иконами восхищались Николай Некрасов, Николай Лесков, Антон Чехов. В 1814 году выказывал особый интерес к работам русских иконописцев Иоганн Гёте. Немецкий поэт даже получил от владимирского губернатора в подарок две иконы, написанные в Палехе, — «Двунадесятые праздники» и «Богоматерь». В 1930-м большая выставка палехской миниатюры прошла в Государственном Русском музее. Работы палехских мастеров стали статьей экспорта. Расписные шкатулки покупал Внешторг и продавал за валюту.

Читайте также:

Династии и секреты промысла. Славилась артель своими династиями. Секреты мастерства — дело семейное. Растили живописцы себе смену сызмальства. Одна из старейших палехских фамилий — Белоусовы. Леонид Иванович Белоусов — художник-иконописец. Начинал работать в артели в 1926 году. Лаковая миниатюра стала делом жизни и для его правнука — Евгения Белоусова. И таких славных фамилий в Палехе немало. Голиковы, Котухины, Сивяковы… История промысла и секреты мастерства когда-то не выпускали за семейный круг. Даже замуж выходили за своих, за палехских, тайны росписи оберегая.

Палехская лаковая миниатюра. Фотография: kanon-tradition.ru

Палехская лаковая миниатюра. Фотография: palekh.narod.ru

Палехская роспись — картинки, шкатулки, посуда.

Слово Палех — многозначно. Итак, Палех — что это такое? Палех – это название старинного села, расположенного вдалеке от шума и сутолоки больших городов. Это народный промысел и роспись. Наконец, это один из символов России, такой же как русская матрешка, хохлома и гжельская посуда.

История промысла Палеха

Письменные упоминания о селе относятся к началу семнадцатого века, как о вотчине князей Бутурлиных, родственников Иоанна Грозного. Уже тогда, о нем писали, как о большом поселении. А устные рассказы о его возникновении, восходят еще к монголо-татарскому игу.

Зарождение росписи

Тогда, из разоренных Владимира и Суздаля, бежали люди в глухие чащи, подальше от татаро-монгольского пленения. Среди них были и монахи-иконописцы, захватившие с собой маленькие образочки – писанки. От этих иконописцев и возникла знаменитая на весь мир Палехская роспись.

Это место не было широко известно. Замкнутость, глухие леса и болота, удаленность от торговых путей, способствовало сохранению древних традиций в промысле, только ручному производству и яркой самобытности изделий.

Иконописью изначально занимались только в монастырях, но с тринадцатого века, стали возникать первые светские мастерские. В Палехе иконопись стала семейным производством. Целые династии местных мастеров-иконописцев прославляли Палех на всю Россию и зарубежье росписью. Даже жениться и замуж выходить старались за своих живописцев, чтобы не передавать чужим секреты мастерства.

Интересный факт

Есть история, как великий Гете, узнал о мастерстве художников Палеха, загорелся желанием увидеть прославленные иконы, написанные суровыми русскими мужиками в деревенских избушках заснеженной Руси. Его мечта сбылась, в подарок ему прислали иконы, не уступавшие византийским, написанные братьями Каурцевыми.

Современное время

После воцарения Советской власти все изменилось. За иконопись сажали в тюрьму, могли и расстрелять. Практически все мужское население потеряло доход. Многие рассеялись по городам в поисках работы. Одним из таких художников, был Иван Голиков. Он стал театральным художником в Москве, и вскоре создал свою первую вещицу – шкатулку из картона, расписанную в миниатюрной росписи.

Эта работа получила высокую оценку и вскоре, вернувшись на родину, была собрана артель художников, бывших иконописцев. Огромную помощь им оказал Максим Горький, который сам когда-то подрабатывал в палехской мастерской. Ремесленники были «меж двух огней». Свои бывшие художники, считали их вероотступниками, а новая власть не могла забыть их религиозного прошлого. Но палехские изделия: шкатулки, табакерки, посуда, приносили валюту, так необходимую молодому государству, поэтому им разрешили жить и заниматься росписью.

Расцвет искусства пришелся на шестидесятые — восьмидесятые годы. Тогда выпускалось огромное количество продукции с палехским письмом – открытки, марки, различные сувениры, расписанные коробки для косметики, подносы и тарелки.

Сейчас палехская роспись представлена в самом широком выборе: от дорогих выставочных произведений, до сувениров, декоративных панно, разнообразных шкатулок и футляров. Все изделия изготовлены в единственном экземпляре или небольшой коллекции.

Елочные игрушки, вручную расписанные художниками Палеха и Мстеры, с поздравительными надписями, недавнее явление на рынке искусства. Но они уже завоевали место в сердцах ценителей прекрасного и коллекционеров. Посуда с палехским письмом – замечательный подарок на любую памятную дату.

Особенности палехской росписи

Школу Палеха можно сразу узнать по черному фону работ, подсвеченным золотом многофигурным композициям, напоминающим иконопись.  Роспись отличается:

  • Миниатюрностью, изяществом исполнения;
  • Плавностью и мягкостью оттенков;
  • Филигранностью и живописностью;
  • Наполненностью элементами;
  • Точная роспись мелких деталей;
  • Многообразием тонов и переходов.

Еще к особенностям можно отнести насыщенность объектами, находящимися в движении, это не только люди и животные, а также деревья, облака, неживая природа. В иконописном стиле изображаются люди, рельефы, природа, все отличаются хрупкостью и изяществом.

Техника выполнения росписи

Рождение палехского изделия – долгий и многотрудный процесс. Предметы изготавливаются из специального пористого картона. Необходимое количество листов картона проклеиваются жидким клейстером, затем надеваются на специальную болванку и помещаются в пресс. Детали для изделий формируют отдельно. Затем просушивают в течение двух недель, потом вымачивают в горячей олифе и выдерживают в печах. Полученные детали становятся твердыми и прочными.

Поверхности, которые в дальнейшем будут покрываться росписью, выравнивают, полируют наждаком и несколько раз грунтуют смесью сажи, олифы и глины. После каждой грунтовки – сушат и шлифуют. На наружные стороны наносят раствор сажи в масле несколько раз, затем покрывают черным лаком. Внутренние поверхности обрабатываются красным лаком. Затем изделие полностью закрашивается бесцветной политурой.

Все поверхности становятся гладкими, блестящими. Чтобы наносимые краски не скатывались, нужные места для росписи зачищают пемзой и передают художникам.

Рабочие места оснащены специальными подставками для руки, чтобы кисть не затекала. Имеются особые гребенки для росписи внутренних стенок, для них же предназначены большие лупы. Некоторые изображения можно рассмотреть только при сильном увеличении.

Художник наносит набросок картины карандашом, потом прорисовывает его белилами. После прорисовывания красками делает роспись сусальным золотом, предварительно раздробленным и растертым пальцами. В завершение мастер ставит подпись, лакирует и окончательно просушивает готовое изделие.

Интересный факт

Для особого блеска золота предмет полируют зубом волка. С его гладкостью и шелковистостью не может сравниться ни один инструмент, даже самый высокотехнологичный.

Палехская роспись картинки

Палехское письмо – наиболее редкое и уникальное в своем роде. Трудоемкость ручного процесса и филигранная точность работы, позволяет создавать истинные шедевры, которые составляют национальную гордость России. В нем сочетаются основополагающие принципы византийской одухотворенной иконописи и живого художественно-прикладного народного творчества.

После революции – мастера-артельщики только искали свой уникальный жанр, им приходилось создавать роспись тарелок, папиросниц и шкатулок в агитационном стиле. Появились картинки с изображением Ленина с рабочими и крестьянами, индустриализации, встречи первого трактора в деревне, радостными колхозниками на полях. Большой популярностью пользовались «пролетарские» украшения-броши, с именными надписями – «Шура», «Катя», «Маруся». Но даже тогда, мастера-живописцы, создавали свои работы с особой точностью, скрупулезностью, с соблюдением всех декоративных канонов и традиций. Художники описывали достижения русского народа через сказочные образы: тему электричества – образ Жар-птицы, отрицательных героев – Кощея, Лешего и Бабы-яги.

Палехская школа – не для военной тематики, на картинках расцветают сельские пейзажи с церковкой и речкой, исторические события, иллюстрации сказочных и былинных сюжетов.  Но так свойственно мирному времени. Во время Отечественной войны, когда все мужчины ушли на фронт, традицию продолжали старики и подростки. Они создавали потрясающие росписи – «По следам врага», «Атака», «Народная война». Мастера своего добились – мастерские Палеха не закрылись даже во время войны, продолжало работу и художественное училище.

У Палехской лаковой миниатюры, свой уникальный мир. Он одновременно реален и фантастичен, даже простые бытовые сценки полны радости, движения и поэтичности.

Элементы палехской росписи

Радостное многоцветье узоров на фоне черноты — все это палехская роспись. На маленькой поверхности располагается множество разнообразных элементов. Чтобы рассмотреть всю красоту лаковой миниатюры – зачастую приходится прибегать к увеличительному стеклу. Это удивительные причудливые деревья и цветы с выписанными листочками. Палешане нашли способ делать изображения кроны выпуклой, рельефной, для чего используют технику наложения белил в несколько слоев. Деревья, несмотря на схематичность рисунка – становятся живыми.

Сказочные травы и удлиненные каменные горы с «кремешками», тщательное прописывание лиц и частей тела, разноцветное сияние. Для оживления композиции художники используют белые блики и золотые волны в завитках волос, изгибах трав, гривы лошадей, морских волн. В палехской миниатюре обязательным элементом является заключительная обводка фигур золотым контуром.

Основные цвета в росписи

В Палехской росписи основной фон – черный. Он знаменует собой землю, глубину и первозданный хаос, рождающий жизнь, свет, радость и мир. Присуще древнерусское соединение цветов – красного, желтого и зеленого. Красный – символ красоты, плодородия (красно солнышко, весна-красна). Зеленый – знак растений, молодости, жизни на природе, отдыха. Желтый говорит о зрелости, созревании, достижении успехов и достатка. В Палехской росписи обильно присутствует золото. Оно символизирует солнце, изобилие и наследие иконописи – не тварный Божественный свет, озаряющий весь мир и пронзающий все – даже извечную тьму.

 

Палехская роспись: народный промысел — Щи.ру

Палехская роспись является одним из самых узнаваемых художественных промыслов русского народа. Свои истоки палехская роспись берет из послереволюционной центральной России. Нынешняя Ивановская область тогда была Владимирской губернией, а промысел взял название от поселка Палех, что был в Вязниковском уезде. Ранее в дореволюционный период мастера Палеха больше славились своим мастерством писать иконы и расписывать церкви, поэтому можно считать, что палехская роспись берет свое начало в иконописи.

История промысла

Изначально художники Палеха более всего славились своей церковной живописью, но в послереволюционный период, в Палехе создали Палехскую художественную артель, мастера которой стали заниматься росписью по дереву. А в 1925 году работы художников этой артели были выставлены на выставке в Париже и приобрели всемирную известность.

(Город Палех)

Особый бум палехской росписи характерен для конца 1960-х — начала 1980-х годов:

  • выпускалось огромное количество советских открыток с миниатюрами, выполненными в палехской технике;
  • выпускались марки с палехской росписью;
  • сувенирные и подарочные косметические наборы продавались в коробках с палехской росписью и с такими же изображениями на этикетках;
  • большой популярностью пользовались декоративные подносы и шкатулки для украшений, где были изображены не только сюжеты былин и сказок, но и истории достижений советского народа.

Элементы палехской росписи

(Рисунок)

Отличительная особенность палехской росписи:

Самым важным отличием палехской росписи, от иных исконно русских живописных промыслов, является прорисовка миниатюрных композиций — изображений, которые рассказывают определенный сюжет.

В отличие от орнаментной росписи и персонажного изображения, палехская роспись требует прорисовки мельчайших деталей рисунка, для передачи тонкостей и характера всех персонажей или явлений. Выбираются в качестве основы: сюжеты былин, басен и сказаний; бытовые сценки.

Основным цветом для фона выбирают черный, а основными цветами для росписи считаются золотые тона и их вариации. 

(Раскрашенная работа)

Другими важными отличиями считаются:

  • многотональная прокраска теней;
  • несколько вытянутое изображение персонажей;
  • точная прорисовка элементов, например, листва деревьев прописывается в соответствии с натуральным изображением;
  • большое количество прорисованных нюансов и деталей.

Даже сейчас можно встретить книги, в которых для иллюстрации классических произведений великих русских авторов, используют сюжеты, выполненные палехской росписью.

Техника выполнения

Выполнение палехской росписи на шкатулке, ларчике, подносе или пудренице требует соблюдения определенных последовательных этапов. Сначала делают заготовку необходимого предмета, который будет расписываться, например — шкатулки. 

(Палехская миниатюра)

Заготовка выполняется путем наслоения листов картона до достижения необходимой плотности изделия. Далее всю заготовку покрывают грунтом в несколько слоев (поочередно затирая каждый слой) и в конце наносят шпатлевку, которая остается до полного высыхания. На следующем этапе заготовку затирают пемзой для достижения структурной поверхности, на которую лучше ложиться лак и краска. На всю внешнюю поверхность заготовки наноситься черный лак, а на внутреннюю чаще всего красный лак. 

После подготовительных работ будущий рисунок прокрашивается белилами, а детали прорисовывают тонким карандашом.

Затем занимаются приготовлением темперных красок, а точнее яичной эмульсии, при помощи которой разбавляют сухой пигмент краски. Для этого яичный желток отделяют от белка, а затем взбивают его венчиком с добавлением уксуса. После смешивания с эмульсии с пигментом консистенция получается пластичной, поэтому краска ложиться более мягко. Особый нюанс при изготовлении яичной эмульсии в Палехе — это разбавление её не водой, а уксусом или хлебным квасом. 

(Палехские шкатулки)

Наносят краску на черную лаковую основу при помощи беличьих кистей, которые создаются чаще всего самими мастерами, для получения необходимых мазков при росписи. 

Часто при росписи мастера используют лупу или увеличительное стекло. 

В завершении, рисунок закрепляется несколькими слоями прозрачного лака от 5 до 10 слоев и полируется до блеска.

Палехская роспись очень трудозатратный промысел, который требует от художника больших временных затрат. Поэтому изделия с палехской росписью очень ценятся и стоят достаточно дорого.

Палехская миниатюра » Перуница

Испокон веков палешане писали образа. От поколения к поколению передавалось их древнее мастерство. Славилось и процветало село, шла о нем молва по всей Руси. Однако в XIX столетии иконописание превратилось в ремесленное производство, приносившее большие прибыли хозяевам иконописных мастерских. Сами же изографы жили бедно, задавленно. Их товар теснили с рынка штампованные металлические и бумажные печатные иконки.
Окрестности Палеха
После Великой Октябрьской социалистической революции ведущие художники Палеха организовали новый промысел, творчески переработали художественные традиции и приемы, унаследованные от глубокой древности.
Рабочий стол художника
Объединение палехских живописцев именовалось сперва Палехской артелью древней живописи, а с 1935 года-Товариществом художников Палеха.
И.И.ГОЛИКОВ. Пластина «Третий Интернационал». 1927
Мастера расписывали изделия из папье-маше, обработанные лаком. Технология изготовления этих вещей очень сложная, кропотливая, манера исполнения — тонкая, виртуозная, зато и произведения получаются дивные, сказочные.
Создание миниатюры
Мастера Палеха пишут миниатюру темперой — краской, разведенной эмульсией яичного желтка. Многослойная темперная живопись в палехском искусстве имеет ряд последовательных приемов: по намеченному белилами общему рисунку наносятся цветовые
пятна, затем пишут миниатюры во всех ее деталях, вводят пробела и твореное золото, которое обильно «вплетается» в живопись.

Палешанам свойственно письмо «плавью»: нанесение жидкого прозрачного слоя краски на сырую красочную поверхность. Черный фон (реже красный или белый), как активно действующий элемент композиции, также является характерной особенностью палехской миниатюры. Традиционной особенностью палехского искусства является и использование перешедших из древней живописи «горок», «палат», «древес» и т.д.

Русский фольклор, образы русской и советской поэзии, герои нашей истории, исторические события приобретают в произведениях палехских художников сказочность.

И. М. БАКАНОВ. Пудреница «Уж мы сеяли, сеяли ленок». 1930 | И.М.БАКАНОВ Шкатулка «Село Палех». 1934
Ныне в селе работают Художественно-производственные мастерские Художественного фонда СССР, есть художественное училище, открыт музей.
И. П. ВАКУРОВ. Шкатулка «Бой с драконом». Фрагмент. 1931
В новой общественной обстановке бывшие ремесленники стали подлинно народными художниками. Еще в 1930-е годы пятерым лучшим мастерам промысла было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР — И.Баканову, И. Голикову, И. Вакурову, И. Маркичеву, А. Котухину. И в дальнейшем искусство палешан не раз получало высокую государственную и общественную оценку.
И. В. МАРКИЧЕВ. Тарелка «Жнитво» 1933 | Т.И. ЗУБКОВА. Шкатулка „Сказка о царе Салтане» 1958
Палешане расписывают преимущественно шкатулки, коробки, портсигары, используя фольклорные, историко-литературные, героические и бытовые сюжеты.
Герой Социалистического Труда, народный художник СССР Н.М. Зиновьев | Н.М. ЗИНОВЬЕВ. Тарелка «Некрасов. Крестьянские дети». 1932
Росписи выполнены звучными яркими красками по черному фону, рисунок тонок и плавен, удлиненные фигуры изящны. Замечателен ритм складок одежды, красный и зеленый цвета как бы зажигаются от соседства с золотом, обильно применяемым в росписях.
Н.М. ЗИНОВЬЕВ. Шкатулка «Конек-горбунок». 1967
Еще в предвоенные годы палешане пробовали свои силы в области книжной иллюстрации, живописи по фарфору, текстильного рисунка, театральной декорации.
Народный художник РСФСР Б. М. Ермолаев | Б.М.ЕРМОЛАЕВ. Пластина «Разгром». Фрагмент. 1967
Иллюстрации и рукописный текст к выдающемуся памятнику древнерусской литературы „Слову о полку Игореве“, выполненные И.Голиковым, стали крупным достижением советского искусства.
Лауреат премии им. Ленинского комсомола художник В. М. Ходов | B.M.ХОДОВ. Пластина «Ветер революции». 1969
И сейчас новое поколение палехских мастеров не только удачно работает в книге, но и создает выразительные панно для оформления общественных зданий. Сотрудничают палешане и с ювелирами, выполняя кулоны, броши, оплечья.
А. С. ПЕСКОВ. Шкатулка «Пламенные годы“. Фрагмент. 1969
Произведения художников из древнего русского села принесли Палеху мировую известность и славу. Они неизменно с большим успехом демонстрируются на многочисленных выставках в нашей стране и за границей.

И. И. Купцов
«Родина Жар-Птицы»

Русские лаковые коробки Федоскино Палех Мстера Холуй

На главную> Русские лаковые шкатулки

Русские лаковые шкатулки возникли в России в XVII веке. Эти лакированные шкатулки являются ярким примером истинного таланта России в росписи миниатюрных шкатулок с максимальной детализацией. Эти коробки обычно изготавливаются из папье-маше с использованием масляных или темперных красок, раскрашиваются кистями, у которых не более одного кроличьего волоса, и полируются много раз.Ящики происходят из четырех первичных сел: Палех, Федоскино, Холуй и Мстера. Каждая деревня уникальна и имеет свой стиль, который нашел отражение в искусстве русской миниатюры. Русские лаковые шкатулки расписывают такие художники, как Критов, Зотов, Солодилов и многие другие известные художники. Русские шкатулки считаются лучшими русскими подарками и сувенирами, получившими мировую известность. Русские коробки бывают таких необычных форм, как грибы, мебель или папье-маше нестандартной формы. Просмотрите наш большой выбор коробок для русского лака из Федоскино, Палеха, Мстеры и Холуя.

Если вас интересуют видеоролики о том, как изготавливаются русские лаковые шкатулки, посетите эту страницу:
Видео о создании русских лаковых шкатулок

Статья о Палехе по The Free Dictionary

TYNE SHIPPING MOVEMENTS Дата / время прибытия Имя с по 2608 0845 King Seaways Ijmuiden / Velsen RoRo 3 2608 1159 Happy Delta Ghent Anchorage 2608 1259 Pomorze Riga RSQ 2708 0800 Gerarda Aveiro Anchorage Sailings Дата / время Название с по 2608 1159 Pola Palekh Seaward 2608 RSQ 1159 Ijssel Confidence RSQ Seaward 2608 1700 King Seaways RoRo 3 Ijmuiden / Velsen 2608 2200 Oeland Cont Term Seaward Экспонаты охватывают основные регионы, заявившие о себе в этой области: Москва, Тверь, Поволжье, владимирские деревни Палех и Мстера, as а также Невьянск на Урале.Яндекс запустил новый алгоритм релевантности (названный Палех), который направлен на улучшение результатов поиска для длиннохвостых (необычных) запросов. Мастер и активист Палеха Павел Корин также сыграл ключевую роль в защите традиционных искусств и религиозных памятников России. Я помню запах свежего лака и краски и чувство одновременно карликовости в пещеристом пространстве и клаустрофобии, как будто я оказался в ловушке в поддельной простонародной палехской коробке, проданной туристам в киосках на Соборной площади.Таких работ очень мало ». По словам голландского дилера Ференца Тота, среди коллекционеров есть некоторый аппетит к изделиям конца 18-го века из Палеха и экземплярам 19-го века из Мстеры. «Деревня Палех славится еще и украшениями этих видов кукол», в дополнение к Коробки, сказал Рассел. Например, образ розничной торговли должен был быть изменен из образа «антиреволюционной практики в средство социалистической аккультурации». (14) И, как заметил Дженкс, живописцы Палеха (русские лакированные коробки, украшенные замысловатыми изображениями традиционных русских и русских православных сцен) пережили период насмешек и преследований как « божьих мазанок », прежде чем они и их произведения были реабилитированы. , кульминацией которой стала выставка Палеха в Государственном Русском музее, а также заказ палехских письменных столов для выдающихся советских деятелей, включая Максима Горького.Федоскино находится в 40 км к северу от Москвы и является одной из четырех деревень, известных этими миниатюрными росписями на лаке, три других — Палех, Холуй и Мстера. Петербург, русское палехское лаковое искусство, гжельский фарфор и портреты русских императоров. исследует не великие иконы, знакомые западному читателю, а иконы массового производства, которые наводнили Россию из трех маленьких городков Владимира-Суздаля: Мстеры, Холуя и Палеха. Удивительно узнать, что к середине девятнадцатого века Холуй производил от полутора до двух миллионов икон ежегодно (55)!

Коллекция лаковых шкатулок из Федоскино, Палеха, Мстеры, Холуя.

  • Около
  • Контакты

Поделиться в Facebook

Поделиться в Twitter

Сообщить об этом сайте

Мы получили ваш отзыв!

Сообщить об этом сайте

  • Контент для взрослых
  • Подозрительная активность или вредоносное ПО
  • Спам или злоупотребление
  • Другие

Отправьте свой отчет

  • Надежность

    Хорошо

    Конфиденциальность

    Хорошо

    Безопасность детей

    Неизвестно

    Солнечные птицы.

    Добавить комментарий