Фаянс материал: Фаянс и фарфор — отличия и виды материалов

By alexxlab No comments

Содержание

Фаянс и фарфор — отличия и виды материалов

Посуда изготавливается из самых разных материалов — стекла, керамики, дерева, фаянса, фарфора и даже пластика. Наиболее востребованными считаются изделия, для производства которых был использован фарфор, фаянс и керамика. Многих интересует вопрос о том, как отличить эти материалы друг от друга, а сделать это несложно.

Фарфоровая посуда

Фаянс и фарфор — отличия материалов:

  1. Фарфор — это керамика, которая характеризуется непроницаемостью для воздуха и воды, но в то же время имеющая незначительную толщину. Что же такое керамика? Ответ прост — это материал, который производится путем спекания глины с некоторыми минеральными добавками. Что касается самого фарфора, то его основными составляющими считаются каолин (глина), полевой шпат и т. д. Фарфоровый предмет обладает идеальным белым цветом. На поверхности фарфора невозможно увидеть поры, так как таковые отсутствуют. Это и обеспечивает прочность фарфора, делающего его идеальным сырьем для производства посуды.
  2. Фаянс — это материал, который своими свойствами напоминает фарфор, однако фаянсовое изделие, в отличие от фарфорового, будет иметь мелкие поры. Чем отличается фарфор от фаянса? Последний поглощает определенное количество влаги (около 12%), в то время как для фарфора это свойство нехарактерно. Фаянс на 85% состоит из глины, чем и объясняется свойство материала к поглощению воды. Именно по этой причине все изделия из фаянса покрывают глазурью.

Фарфор и фаянс: виды

Прежде чем разобраться, как отличить фарфор от фаянса, следует узнать о видах этих материалов. Существуют такие виды фарфора:

  1. Твердый: получают путем двойного отжига под воздействием температуры от 1350 до 1450 градусов, что позволяет получить сверхпрочный материал для изготовления посуды. Условно твердый фарфор делят на такие виды: хозяйственный, электротехнический, химический и художественный. Что касается групп твердого фарфора, то условно выделяют европейский (в его составе преобладает глина) и восточный (обжигают его при более щадящем температурном режиме, а сам фарфор содержит меньше каолина).
  2. Мягкий: такой фарфор получают благодаря обжигу при температуре до 1350 градусов. Его цвет и характеристики во многом напоминают твердый фарфор, однако мягкий материал больше поддается воздействию перепадов температуры. Весь мягкий фарфор делят на европейский, французский и английский.

Что касается фаянса, то он бывает:

  • глиноземным;
  • шамотным;
  • известковым;
  • полевошпатовым.

Не секрет, что фарфор стоит дороже по сравнению с фаянсом, чем и пользуются недобросовестные продавцы изделий, изготовленных из этих материалов. Чтобы не попасться на уловки обманщиков, следует узнать, чем могут отличаться эти виды сырья для производства посуды.

Фаянсовый лебедь

Отличия

Фарфор или фаянс — как их различать:

  1. Следует взять изделие (это может быть кружка, тарелка, статуэтка и т. д.) и обратить внимание на его ободок. Если краешек, не покрытый глазурью, имеет белый цвет, то высока вероятность того, что рассматриваемое изделие произведено из фарфора.
  2. Затем тестируемый предмет следует рассмотреть на свету. Если он просвечивается, то это свидетельствует о том, что для его изготовления был использован фарфор. Что касается фаянса, то у него подобная характеристика отсутствует. Если проверяется объемное изделие, то следует обратить внимание на его дно. Отсутствие на нем глазури будет говорить о том, что изделие произведено из фарфора.
  3. Следует взять изделие и слегка ударить по нему металлическим предметом. Фарфор издаст чистый и звонкий звук. Что касается фаянса, то звук, исходящий при ударе об него, будет приглушенным.
  4. Со временем фаянс может терять свою привлекательность — на изделиях из такого материала образуются трещины. Для фарфора это явление нехарактерно.
  5. Можно оценить вес изделия. Если оно небольшое, но достаточно тяжелое, то это будет свидетельствовать о том, что изделие произведено из фаянса.
  6. Изделия из настоящего фарфора не покрываются краской, так как она искажает натуральный белый цвет материала. Посуда из фаянса практически вся цветная и пестрая.

Посуда и предметы декора из фарфора, в отличие от фаянсовых, имеют высокую стоимость. Чтобы не ошибиться при покупке фарфоровых изделий, предпочтение стоит отдавать товарам, предлагаемым под известными брендами.

фарфор или фаянс? Плюсы и минусы санфаянса и санфарфора. Какой материал лучше?

Однажды перед каждым встает выбор о замене сантехники. И если с ваннами все более или менее понятно, то к унитазам до сих пор остается много вопросов. В первую очередь потребителей интересует, какой унитаз прослужит дольше – фаянсовый или фарфоровый. Унитазы из этих двух материалов отличаются не только по цене, но и по своим характеристикам, хотя внешне они очень похожи. Разобраться в тонкостях выбора, преимуществах и недостатках каждого из них поможет эта статья.

Особенности фарфора

Фарфор – уникальный материал, который изготавливается из белой глины. В его составе более 50% составляет каолин, а остальное – кварц и шпат. А чтобы фарфор достиг своих оптимальных характеристик, его обжигают при температуре около 1400 градусов по Цельсию в специальных печах. Именно за счет тщательно подобранного сырья, его измельчения и просенивания, а также процесса термообработки изделие из фарфора имеет такую высокую прочность.

Фарфор имеет низкий коэффициент водополгощения, который составляет 0,05%, что является явным преимуществом перед фаянсом. Кроме того, к несомненным плюсам этого материала можно отнести следующие параметры:

  • высокая прочность к механическому воздействию, например, ударам;
  • очень плотная текстура, отсутствие пор, которые усложняют очистку изделия;
  • низкий риск образования неприятного запаха от унитаза;
  • простой уход;
  • стойкость к химически агрессивным веществам.

Однако есть у фарфора и некоторые недостатки, среди них:

  • высокое качество сделало сантехнические изделия из фарфора дорогими;
  • санфарфор по внешнему виду иногда довольно сложно отличить от санфаянса, чем иногда пользуются недобросовестные продавцы, реализуя фаянс по более высокой цене.

Таким образом, единственный минус фарфора – высокая стоимость, однако она оправдывает себя. Срок службы фарфоровых унитазов достигает 30 лет. То есть можно поставить такое устройство в уборной и не беспокоиться о его замене в течение очень продолжительного времени.

Плюсы и минусы фаянса

Фаянсовые изделия состоят из глины на 80%. Остальная масса состоит из силикатов и кварца, а также небольшого количества каолина. Температура обжига фаянсовых изделий находится в самом низком диапазоне – от 1050 до 1300 градусов. Состав, низкая плотность и невысокая температура обжига делает санфаянс самым хрупким из всех керамических материалов. Помимо этого, материал имеет очень пористую структуру и высокий коэффициент водопоглощения (от 0,5 до 12%).

Чтобы повысить потребительские характеристики товара, санфаянс покрывают специальной глазурью. Она отталкивает воду и загрязнения, не позволяя им впитаться в поры и привести сначала к потере привлекательного внешнего вида материала, а потом и к его разрушению.

Благодаря технологии глазурирования и дополнительных методов обработки значительно повышается срок эксплуатации унитазов из фаянса, а изделия принимают более привлекательный внешний вид.

К преимуществам фаянсовой сантехники можно отнести следующие моменты:

  • небольшой вес изделий из-за тонких стенок;
  • небольшие размеры;
  • долговечность;
  • устойчивость к химически агрессивным веществам;
  • невысокая стоимость.

К недостаткам можно отнести:

  • конечное качество изделия очень сильно зависит от технологии производства и может быть как отличным, так и неудовлетворительным;
  • фаянсовые изделия известных зарубежных брендов могут по стоимости сравниться с фарфоровыми унитазами.

Санфаянс станет отличным выбором, если бюджет на сантехнику ограничен. Главное при выборе – рассматривать модели от известных производителей, дорожащих своими покупателями и репутацией.

Критерии выбора

При выборе унитаза из санфаянса или фарфора есть общие рекомендации, которыми можно руководствоваться.

  • Выпуск сантехнического устройства должен подходить к типу канализационных труб, установленных в квартире. Так, вертикальный выпуск (в пол) не удастся присоединить к встроенной в стену горловине слива. К такому выпуску предусматривается совсем другое канализационное решение. Лучше подыскать подходящую сантехнику.
  • Форма и размеры унитаза должны не только идеально вписываться в помещение, но и соответствовать индивидуальным особенностям и запросам потребителя. Так, для крупного человека с большим весом маленький унитаз может доставить только неудобства.
  • Доступность самостоятельного монтажа. Если планируется провести установку фаянсового или фарфорового унитаза своими силами, то лучше заранее изучить этот вопрос и не приобретать изделие со сложными системами. Если же установку будет проводить опытный сантехник, то можно приобрести любую понравившуюся и подходящую модель.
  • Унитаз по форме, цвету и размерам не должен выделяться и идти в разрез с общей концепцией туалетного помещения. Особенно это актуально для совмещенных санузлов, где необходимо сочетание всей сантехники между собой.
  • Покупку унитаза можно осуществить как в розничном специализированном магазине, так и на просторах интернета. Причем последний вариант все больше набирает популярность, так как можно сэкономить время, силы и нередко деньги. Не столь важно, в каком магазине будет осуществляться покупка, главное, изучить сертификаты и всю информацию об изделии и производителе. Не будет лишним поинтересоваться, какая гарантия дается на выбранный унитаз.

Сказать однозначно, что лучше – фарфоровые или фаянсовые унитазы, невозможно. У каждого покупателя будут свои потребности и возможности.

Как ухаживать за материалами?

Чтобы приобретенный унитаз из фаянса или фарфора прослужил как можно дольше, сохраняя при этом свой привлекательный внешний вид, следует правильно и своевременно за ним ухаживать. Существует несколько типов промышленных средств для очистки унитаза.

  1. Подвесные блоки. В составе таких средств специализированный гель, который порционно выделяется на стенки унитаза при каждом смыве воды. Блоки отлично справляются с профилактикой известкового налета и мочевого камня, ароматизируют и обеззараживают чашу унитаза внутри. Однако только ими невозможно поддержать достаточную гигиену унитаза.
  2. Гели. Содержат очень агрессивные вещества – кислоты, щелочи или хлор. Прекрасно очищают поверхность от налета и убивают микроорганизмы. Так, щавелевая кислота подходит для ежедневной гигиены, а также позволяет убрать известковый налет. Достаточно нанести средство на стенки унитаза, оставить на 5-15 минут, а затем почистить ершиком. Гели с ортофосфорной кислотой отлично борются с ржавчиной, а с хлором – отбеливают и обеззараживают пространство.
  3. Порошки. Содержат поверхностные активные вещества, комплексообразователи, абразив и специальные антибактериальные добавки. Для фарфора не рекомендуется использовать порошкообразные средства, так как они могут привести к царапинам на поверхности изделия.

Кроме того, можно почистить унитаз народными средствами, которые есть в каждом доме.

Для ежедневной гигиены отлично подойдет пищевая сода и обычный столовый уксус. Кашицу из этих средств наносят на унитаз ершиком и чистят поверхность.

От мочевого камня поможет избавиться лимонная кислота. Несколько пакетиков средства высыпают в чашу и оставляют на 2-3 часа, а затем аккуратно чистят ершиком.

Не следует пытаться снять известковый налет жесткой щеткой или бритвой. Это только повредит поверхность унитаза. При неэффективности народных средств можно приобрести промышленные.

Ни одна квартира или частный дом не обходится без санузла, в которой унитаз – основной атрибут. Главное, подобрать удачную модель, оценить качество перед покупкой, а также правильно ухаживать за «белым другом». И тогда он будет радовать своим первозданным видом еще долгие годы.

О том, в чем отличие фаянса от фарфора, смотрите далее.

Что такое фаянс и как его отличить от фарфора – Едана

И фарфор, и фаянс начинают свой путь из-под земли. Основным их компонентом является глина. И тот, и другой материал считаются разновидностью керамики, причем каждый из которых делается по своей технологии, имея свои отличительные характеристики. Поэтому часто можно услышать вопрос: — Что такое фаянс и чем он отличается от фарфора?

Исторический путь фаянсовой посуды

Разновидность керамики – фаянс уже по одному своему названию дает подсказку о месте своего происхождения. Это Италия, городок Фаэнца, где в XVI веке начали изготавливать предметы из фаянса.

Хотя археологические данные дают другую информацию. При раскопках первые фаянсовые черепки посуды были обнаружены в Китае и Древнем Египте, внешний вид которых указывал на то, что этот керамический материал появился в IV-V веках. Затем осколки фаянсовых предметов находили в Японии, Корее и Иране.

Россия

В России впервые стали изготавливать майолику (разновидность керамики), напоминающую фаянс, в XVII веке. Затем в XVIII веке гжельские и петербургские мануфактуры начали успешно делать фаянсовую посуду массового спроса.

Конаковский фаянс в России известен многим. Начало этому делу положил промышленник М.С. Кузнецов, выкупив фарфоровый завод в Конаково в 1870 году. Воплощая свою главную идею, которая заключалась в доступности керамических изделий всем слоям населения, он наладил выпуск посуды из фаянса, причем достаточно успешно. Фаянсовые предметы пользовались большим спросом у населения и массово выкупались. В то время они были всегда колоритно-яркими, к тому же дешевыми.

Ростовская область так же славилась изготовлением самобытной керамики. Сюда можно отнести семикаракорский фаянс. Этот промысел берет свое начало из вековых традиций гончарного ремесла станицы казаков — Семикаракорской.

Отличительной чертой семикаракорского фаянса является роспись, выполненная в виде букетно-растительного орнамента, в котором всегда присутствует крупный, центральный цветок. Сюжетные композиции из жизни казачьего Дона на этих изделиях индивидуальны и выразительны.

Белоснежный, расписной фаянс с ажурными кружевными орнаментами тоже известен и любим многими. Семикаракорский, художественный промысел работает и по сей день, радуя любителей своими произведениями на этом виде материала.

Фаянс, что это такое?

Сам состав фаянсового материала имеет те же компоненты, что и фарфор, только в другом соотношении. Эта базовая смесь состоит из каолина (белая, огнеупорная глина), кварца и полевого шпата. Разнообразный состав, в совокупности с другими элементами, делится на четыре типа фаянса:

  • твердый;
  • мягкий;
  • полевошпатный;
  • известковый тип.

Большое содержание глины и особенная технология обжига позволяет создавать фаянсовую посуду, имеющую свою техническую характеристику. Для ее изготовления чаще всего используют твердый тип фаянса. Этот материал имеет мелкопористую структуру, что, несомненно, улучшает его функциональные качества.

Посуда из фаянса со временем впитывает влагу и даже становится чуть больше своего первоначального объема (хотя на глаз это сложно увидеть). Это проводит к появлению мелких микротрещин на поверхности всей глазури в виде тонкой сетки-паутинки. Такая особенность негативно сказывается на сроке службы предмета, так как его поверхность разрушается, образовывая большие трещины и сколы. По этой же причине могут начать «протекать» фаянсовые вазы или оставлять «мокрый» след кружки и чашки.

Пористость материала так же отрицательно отражается на эксплуатационных качествах изделий. Фаянсовую посуду не рекомендуют мыть в посудомоечной машине, ставить в микроволновую печь и подвергать сильным термошокам. Фаянс не выдерживает высоких температур и начинает разрушаться.

За что тогда так любят фаянсовую посуду? За яркость красок,«надежность» форм и дешевизну. Низкие температуры обжига фаянсовых изделий позволяют использовать более широкую палитру цвета при росписи. Часто предметы имеют яркую, сочную гамму в рисунках, что, безусловно, не может не нравиться. Хотя в настоящее время встречается много белого фаянса.

Еще фаянсовая посуда отличается массивностью и плавностью форм. Своей «статью» добротные супницы и увесистые селедочницы с салатниками выглядят более надежно, нежели тонкостенный фарфор. И эта особенность не бывает не замечена практичными хозяйками.

Стоит отметить, что производство фаянсовой посуды всегда обходится дешевле, нежели фарфоровой, при этом сохраняются все экологические свойства материала. Поэтому посуда из фаянса являлась и является продукцией массового спроса и значения.

Путь изготовления

Фаянсовая смесь в своем составе всегда содержит большое количество глины. Сам раствор изготавливается путем тщательного перемешивания ингредиентов с водой до получения однородной массы (шликера).

Изделия делаются методом заливки или формования — зависит от формы предмета. Процесс заливки выглядит следующим образом: Шликер (фаянсовая смесь) заливается в специальные гипсовые формы, внутренняя часть которых имеет слепок изделия. Залитая смесь отстаивается в этих формах, примерно, сутки. Затем слепок, который может состоять из нескольких частей, снимается и появляется готовое изделие. Оно пока хрупкое и всегда больше по размеру оригинала.

Метод формования происходит по-другому. Из смеси нарезают нужного размера заготовки. Затем эти части кладут в специальные формы и начинают быстро вращать в автоматическом режиме. Вся фаянсовая смесь в процессе вращения равномерно распределяется по внутренним стенкам формы. Таким образом на свет «появляется» планируемое изделие. Этим способом обычно изготавливаются объемные предметы: супницы, чашки, миски, вазы и прочее.

Все изделия обязательно проходят ручную доработку. Предметам выравнивают края, мокрыми губками затирают все стыки от заливки и формования, создавая идеально ровную поверхность.

Затем керамические изделия ставят в специальные стеллажи и закатывают в сушильную камеру, примерно, на сутки. При температуре 50 градусов вся лишняя влага из фаянсовой массы уходит. Подсохший материал приобретает белый цвет и становится меньше в объеме (правда, совсем немного).

Следующий этап – обжиг при температуре не выше 1200 градусов. Затем роспись — ручная или методом печати (деколь). После декорирования фаянсовые предметы полностью окунают в белую глазурь и снова помещают в печь для обжига при температуре не выше 1000 градусов.

После печи глазурь становится прозрачной и блестящей, что придает фаянсовой посуде дополнительную прочность и надежность. Краски после высокой температуры меняют свой цвет, становясь более яркими и сочными.

Фарфор и фаянс — отличия

Основные отличия фаянса от фарфора видны и слышны. Зная их, можно безошибочно определять при покупке, какая посуда перед нами — фаянсовая или фарфоровая.

Первое важное свойство фаянса — «свое» звучание. При постукивании деревянной палочкой фаянсовый предмет издает глухой звук. Фарфоровое же изделие всегда «ответит» мелодичным звоном.

Второе свойство — массивность форм и нечеткость рельефов, к тому же фаянсовая посуда всегда толстостенна. Все рельефы на поверхности имеют плавные линии без мелких, четких деталей. На просвет предметы непроницаемы, через их стенки невозможно увидеть свет.

Третье свойство — цвет фаянса никогда не бывает белым. Всегда можно наблюдать кремовые оттенки и даже небольшие вкрапления в структуре материала на изломе.

И если совсем коротко, то фаянсовые изделия имеют глухой звук, светло-кремовый цвет, массивность.

Основное

Подведем итоги: Что такое фаянс? Это вид керамики, в состав которой входит большое содержание белой глины. Фаянсовые изделия считаются экологически безопасными и часто имеют яркую роспись в декоре. При постукивании издают глухой звук и отличаются своей толстостенной массивностью. Фаянсовые изделия не выносят больших перепадов температуры и срок их «жизни» бывает меньше, по сравнению с фарфоровыми предметами. Причина – пористый материал, способный впитывать влагу.

из чего сделана, характеристики, преимущества, уход

Термин фаянс происходит от своего рода ярко окрашенной глазурованной глины, которую впоследствии спекают при высоких температурах. Изобретен он был во времена Ренессанса во Франции и Италии. Происходит оно от слова «Фаэнц», города в Италии, где преобладали фабрики, изготавливающие данную глиняную посуду под названием «майолика». Хотя первые экспонаты с похожим составом использовали еще в 5 тысячелетии до нашей эры, в регионах Месопотамии.

На территории России данное открытие появилось в XVII веке и быстро завоевало рынок. Фабрики использовали всевозможные украшения из глазури, эмалевых красок, чтобы придать готовым изделиям красивый вид. Многим известны наборы с изображением сине-золотых рисунков, которые наносили рукодельницы (позже это делали специальные машинки для росписи). В замках и дворцах находились наборы, которые насчитывали около 100 предметов в одном.

Из чего изготавливают фаянс

Стоит отметить, что состав, который использовали для изготовления раньше, значительно отличается от сегодняшних экземпляров. Если сейчас для производства использую каолин (глина), кварц и шпат, то в давние времена сырье делали из кварцевой гальки с добавлением извести, соды, медной руды.

Фаянс и фарфор – это разновидности керамики, они очень похожи по внешнему виду, неопытные покупатели не смогут отличить их с первого взгляда. Главной чертой фарфора считается равномерная структура, без пористости, с идеальным белым цветом. Данный материал полностью водонепроницаемый. Строение майолики белее неравномерное. Если посмотреть через такой предмет на свет, он не будет просвечивать, как в случае с фарфором. При легком ударе слышится тихий, приглушенный звук.

Существуют такие виды фаянса:

1. Глиноземный: в составе присутствует только глина и кварц.

2. Известковый: состоит из глины, мела. Данный вид обжигают очень бережно, при низких температурах.

3. Шамотный: изготавливают из глины и шамота (огнеупорная глина), она на протяжении многих лет хранит свои свойства, долго не теряет красивый внешний вид.

4. Полешпатовый: делают из полевого шпата и глины, данный вид наиболее востребованный и распространенный. Обжиг происходит при высоких температурах, изделия получаются более плотными и надежными.

Преимущества керамической фаянсовой посуды

  • • предметы из фаянса имеют доступную цену;
  • • благодаря покрытию из глазури – наносятся различные рисунки, существуют замечательные дизайны на любой вкус;
  • • из данного материала делают практически всю посуду: тарелки, чашки, ложки, кувшины, чайнички и даже статуэтки;
  • • верхнее покрытие защищает посуду от воды, способствует легкому мытью и очищению, так же препятствует разрушению структуры предметов от воздействия абразивов и моющих средств;
  • • такой материал как фаянс отлично сохраняет тепло, горячие блюда в нем долго не будут остывать;

Уход и хранение столовой фаянсовой посуды

Выбирать фаянсовую посуду и другие изделия из фаянса, особенно если это касается антиквариата, нужно в магазинах. Во-первых, Вам предоставят сертификаты подлинности товаров. Во вторых, неизвестно где хранились данные предметы, из-за этого они могут потерять свой внешний вид или, даже, быть опасными для здоровья.

    • • При мытье нужно соблюдать основные правила. Вместо моющих средств отдайте предпочтение обычной кухонной соде, она справится с любыми загрязнениями и не повредит покрытие изделий, вернет им прежний блеск и сияние.
    • • Если пятна удалить не получилось – добавьте в воду немного нашатырного спирта. Не нужно тереть поверхность жесткими губками, они портят глазурь.
    • • Температура воды должна быть теплой, нельзя допускать резких перепадов.
    • • Чтобы не повредить рисунки на поверхности – переложите тарелки листочками бумаги, тканью или салфетками.
    • • Не ставьте изделия в микроволновые печи и посудомоечные машины.

    На протяжении многих лет спрос на фаянсовую посуду только растет. Она имеет большой ряд преимуществ, практически не уступает фарфору и стеклу.

Фарфор и фаянс: различия и сходство

Фаянс и фарфор – родные братья, но не близнецы. Старший брат силен и крепок – младший тонок и тверд. Фаянс обилен телом и грубоват внешностью – фарфор деликатен обликом и славен утонченной красотой. Один из братьев темноват по натуре, зато любит украситься цветисто и ярко. Другой – сияет светом и предпочитает пастельные тона окраски. При этом оба не чураются золота – и славы!

Фаянс и фарфор – благородная керамика

Следствием длительного, растянувшегося на многие века подбора материалов стало выявление оптимальных ингредиентов для изготовления высококачественных керамических изделий. И фаянс, и фарфор производятся большей частью из белой глины, кварцевого песка и полевого шпата. Изделия из фарфора и фаянса чаще всего покрыты стекловидной глазурью.

На этом сходство исчерпывается.

Различия фарфора и фаянса

Визуально отличить фаянс от фарфора не всегда просто, однако есть одно непреложное правило: хороший фарфор просвечивается, фаянс – даже самый дорогой – нет!

Неокрашенные участки фарфора и фаянса различаются не только по светопроводимости, но и по цвету. Фарфор всегда белее фаянса! Разница обуславливается рецептурой: в составе фаянса больше глины, темнеющей при спекании. Впрочем, существуют отдельные сорта фаянса, белизна которого может посоперничать с белизной фарфора за счет добавок мела и доломита.

Посудные изделия из фаянса обычно толще фарфоровых аналогов. В первую очередь потому, что прочность фаянса ниже прочности фарфора. Относительная хрупкость фаянса объясняется меньшей «пропеченностью» его черепка. Многочисленные поры, пронизывающие фаянсовую толщу и составляющие до 12% объема керамики, снижают устойчивость предмета к механическим нагрузкам.

Пористость способствует намоканию керамической массы. Чтобы надежно изолировать фаянс от влаги, глазурь на поверхности изделия выполняется слоем большей, чем у фарфора, толщины. Утолщенная глазурь сглаживает рельефы – вот почему фаянсовая посуда проста по форме.

Фаянс и фарфор в истории человечества

Фаянс гораздо старше фарфора. Собственно фарфор можно рассматривать как наиболее совершенную разновидность фаянса: исходные компоненты у этих керамических материалов одинаковы, разнятся лишь пропорции.

Появление фаянса стало логическим итогом совершенствования примитивной керамики. Первоначально глиняные изделия обжигались в костре или просушивались на солнцепеке. Впоследствии были изобретены глазури, упрочнившие и украсившие бытовые изделия.

Керамика, приготовляемая из светлой глины и покрытая слоем глазури, стала именоваться фаянсом в честь города Фаэнцы (провинция Эмилия-Романья, Италия). Мануфактуры Фаэнцы прославились в еще эпоху Возрождения – однако подобные современному фаянсу материалы производились давно и повсеместно, начиная с Древнего Египта и Древнего Китая, и заканчивая самыми отдаленными регионами распространения цивилизации.

Изобретение фарфора, связанное с открытием и освоением залежей каолина, подстегнуло рост качества фаянса. Можно с уверенностью утверждать: современный фаянс родился в попытках раскрыть секрет фарфоровой рецептуры. Вот такой причинно-следственный парадокс…

Художественные различия фарфора и фаянса

Философия учит: форма и содержание взаимосвязаны. Даже малозначительные – с точки зрения обывателя – вариации рецептуры благородной керамики кардинально меняют дизайн изделий сходного назначения.

Фарфоровая посуда богаче фаянсовой рельефными деталями? Значит, ей не требуется обильное расцвечивание. Зато плавные обводы массивного фаянса – словно загрунтованный холст для живописца! Роспись по фаянсу давно уже стала отдельной разновидностью изобразительного искусства. Правда, золотые детали художественного декора – штрихи, орнаментальные полосы и сплошные канты – смотрятся на фарфоре и фаянсе одинаково выигрышно.

Фаянс или фарфор: что лучше в быту?

Тонкая фарфоровая чашка украсит чайный стол и поможет создать атмосферу торжества. Толстостенная фаянсовая кружка позволит сохранить чай горячим и даст возможность ощутить уют родного дома.

Фарфор дорог и потому пригоден для изготовления авторских украшений и парадных сервизов. Фаянс дешев в производстве и потому используется гораздо шире фарфора.

При этом фарфор не боится нагревания и резких скачков температуры. У фаянса подобные испытания могут вызывать растрескивание глазури с последующим проникновением влаги в черепок. Крепкий кофе, налитый в фаянсовую чашку с микроскопическими трещинами в глазури, оставит после себя несмываемые следы…

Фаянс – не фарфор

Уверенно различать фаянс и фарфор полезно еще и потому, что обе разновидности благородной керамики являются объектами коллекционирования.

Физические свойства:

  • фарфор белее, фаянс темнее;
  • фарфор звонче, фаянс глуше;
  • фарфор просвечивает, фаянс светонепроницаем;
  • фарфор прочен, фаянс хрупок.

Технологические параметры:

  • фарфор плотен, фаянс порист;
  • сплавлен в монолитную массу, в структуре фаянса наблюдается спеченные зерна;
  • фарфор покрыт тонкой глазурью, глазурь фаянса толще и не всегда равномерна;
  • фарфор посудных изделий имеет неглазурованный ободок на донце. Фаянсовая посуда чаще всего покрыта глазурью всплошную.

Художественные особенности:

  • фарфоровые статуэтки красивы проработанными деталями и поражают тонкостью пластики. Фаянсовые предметы менее затейливы по форме;
  • цветовая гамма фаянсовых изделий богата красками благодаря росписи поверх глазури. Художественный фарфор обычно не столь цветист;
  • фарфор не стареет. Фаянсовые изделия с годами покрываются сеткой мелких трещин (кракелюр) – что нисколько не влияет на ценность антикварного фаянса.

Ценовые качества:

  • фарфор серийного производства дороже массового фаянса;
  • фарфоровый антиквариат не обязательно дороже раритетного фаянса.

Вместо заключения

Четкой границы между фаянсом и фарфором провести невозможно. Материаловедение именует оба вида «керамикой», а особенности производства некоторых видов фаянса настолько приближают материал к фарфору, что визуальные различия становятся трудноопределимыми.


Предыдущая статья:

Урановое стекло


Следующая статья:

Костяной фарфор


А вы читали другие статьи этого раздела?

Полезно знать

о разнице между санфарфором и санфаянсом / Статьи / San-Premium.ru

С тех пор, как человечество изобрело технологию производства фарфора прошли многие века, но увеличение доступности самого фарфора мало повлияло на таинственность и недосказанность технологических нюансов его создания. Тем не менее, обобщив доступную нам на данный момент (декабрь 2013 г.) информацию, предлагаем вниманию посетителей факты и выводы, касающиеся керамики, фарфора и фаянса, как материалов для производства сантехники.

Фото: Duravit

1. Фарфор и фаянс делают из одних и тех же составляющих. Разница в пропорциях и технологии обжига.

2. Формулы, пропорции и технологии обжига производители фарфора и фаянса считают информацией, которую необходимо хранить в тайне.

3. Не зная из чего и по какой именно технологии делают тот или иной фарфор или фаянс, учёные, даже если бы захотели, не могли бы чётко классифицировать и установить некую чёткую границу между фарфором и фаянсом. В быту это определяют по черепкам или непокрытым глазурью участкам — фарфор более гладкий, а фаянс — более шершавый и часто пористый.

Фото: Laufen

4. Проблема не только в «коммерческих тайнах». Основное натуральное сырьё — глина — в разных местностях имеет разный состав, а значит и разные свойства.

5. Технологи современных предприятий уровня «Дюравит» (Duravit) или «Рока» (Roca) вполне способны, экспериментируя с составами производить фаянс очень близкий по свойствам к фарфору или наоборот — фарфор — очень близкий к фаянсу — ведь чёткой границы для решения большинством людей этой проблемы нет. Это позволяет некоторым продавцам указывать в названии товара, к примеру «Фарфоровый пьедестал».

6. Насчёт «чисто фарфоровых» чаш унитазов или раковин в интернете, особенно в китайской его составляющей, можно найти немало информации. И как бы подозрительно это не выглядело, но раз уж фарфор, по сведениям историков, изобрели китайцы, то кто и как им теперь докажет, что это не фарфоровые, а какие-то другие унитазы или раковины?

7. Более-менее крупные и всемирно известные компании обычно НЕ спекулируют вышеуказанной неразберихой, потому что:

а) это может отразиться на репутации;
б) потому что основательно во всём разобраться — это дорого;
в) велика вероятность, что не многие покупатели будут в восторге, обнаружив, что теперь сервизы у них окажутся из того же материала, что и унитазы, или наоборот.

8. Некоторые компании вообще не используют разницу между разными типами керамических материалов, как повод для публичных демонстраций качества изделий. К примеру, компания Roca в 2013 году создала ролик, рекламирующий надёжность систем инсталляции и подвесных унитазов, «нагрузив» их автомобилем.

Фото: Roca

И, как говорят в народе, кому какая разница теперь, санфаянс это или санфарфор, если он достаточно прочный и красивый.

9. Однако, концерну Roca принадлежит с некоторых пор и швейцарский бренд «Лауфен» (Laufen), одним из широко известных достоинств которого является высококачественная санкерамика. Возможно, нашим читателям уже знаком их широко разрекламированный материал под названием «СапфирКерамик» (SaphirKeramik). Драгоценных сапфировых камней туда, конечно, не крошат. По сути речь идёт о добавлении в сырьё того же оксида алюминия (Al2O3), который является основным компонентом натуральных сапфиров.

С этим новым керамическим материалом современные дизайнеры смогут сделать большой шаг вперед. До сих пор, классический керамический материал для санузлов позволял добиться минимального радиуса кромки, размером в 7-8 мм, а SaphirKeramik позволяет делать — 1-2 мм. То есть, линии и формы раковин теперь могут быть в 3-4 раза более детализированы, при сохранении пропорций, задаваемых приспособленностью к человеческим потребностям. На фото ниже очевидную разницу традиционной санкерамики и «СапфирКерамики» демонстрирует доктор Вернер Фишер, директор по исследованиям и развитию компании Laufen.

Фото: Laufen

Не менее важно для сферы производства сантехники и то, что SaphirKeramik легче санкерамики, выпускавшейся ранее той же компанией Laufen, примерно на 20-30 процентов. Поскольку новая керамика одновременно и гораздо более прочна, и не требует прежней толщины стенок изделий, то возможно доведение экономии веса до 40 процентов. Это означает меньшее потребление сырья, а также снижение потребления энергии при производстве и при транспортировке. Плюс к этому, уместно вспомнить и о таких «неказённых» ценностях, как здоровье тех, кто должен перемещать чаши, раковины и унитазы, работая в магазинах, на складах или оказывая сантехнические услуги.

Фото: Laufen

Это, разумеется, не просто маркетинговый ход, но даже называя свой продукт «революционным», производители «СапфирКерамики» не стремятся называть её фарфором. Они лишь указывают на то, что ещё больше приблизили санкерамику к легендарной стекловидности высококачественного фарфора.

10. Руководство компании Duravit занимает при выборе того, как назвать материальную составляющую своих керамических изделий, не менее мудрую позицию. Они не называют свой материал ни фарфором, ни фаянсом, а публикуют на официальном сайте высказывания руководителей, подобные следующему: «Керамика оказалась идеально подходящей для изготовления сантехники на Duravit, и стала незаменимой для такой продукции, как раковины, унитазы, биде и писсуары. Если появится материал, ещё больше улучшающий качества нашей продукции, мы будем использовать его», — уверен Франк Рихтер, председатель Правления Duravit.»

Фото: Duravit

Вывод: в настоящее время, при выборе сантехники премиум-класса, пока большинству людей не открыты технологии производства фарфора и фаянса, нет особых причин волноваться о том, как именно производители, переводчики или продавцы называют материал, из которого сделаны керамические элементы. И обычный санфаянс, и «СапфирКерамик», и даже настоящий фарфор для определённости и ясности могут быть названы обобщающим словом «керамика». Имея определённый опыт, вполне возможно отличить высококачественное керамическое изделие от менее качественного. Если же такого опыта нет, то, как и во многих других сферах современной экономики, покупателям лучше ориентироваться на изделия широкоизвестных компаний, о которых по миру идёт добрая слава.

Желаем нашим посетителям ясного понимания: из чего сделано то, чем они пользуются!

Автор статьи: Валерий Штоббе

Фаянс | керамика | Британника

Фаянс , также пишется фаянс или фаянс , глазурованная глиняная посуда, произведенная во Франции, Германии, Испании и Скандинавии. Он отличается от глазурованной глиняной посуды итальянского производства, которую называют майоликой (или майоликой), и глиняной посуды, изготовленной в Нидерландах и Англии, которая называется дельфт.

фаянс

Фаянсовые тарелки из Люневиля, Франция.

Marc Baronnet

Оловянная глазурь, используемая в фаянсе, на самом деле представляет собой свинцовую глазурь, которая стала белой и непрозрачной благодаря добавлению оксида олова.В процессе производства неглазурованное изделие обжигают в печи, а затем погружают в оловянную глазурь, которой дают высохнуть. Затем рисунки наносятся на глазурь, которая оттеняет их и сохраняет их во время второго обжига при высокой температуре. Цвета, используемые для окраски узоров, были ограничены несколькими цветами, которые могли выдерживать высокую температуру до 18 века, когда использовалась легкая надглазурная эмаль.

Изделия с оловянной глазурью, произведенные в мавританской Испании в XII-XVI веках, известны как испано-мавританские изделия и послужили источником вдохновения для производства майолики в Италии с XV века.Название фаянс, вероятно, происходит от французского перевода Фаэнцы, города, который был выдающимся итальянским центром производства майолики в эпоху Возрождения. Итальянская майолика вдохновила на производство подобных изделий во Франции, а затем в Германии в 17-18 веках. Франция, в частности, производила большое количество фаянсовой посуды высшего качества. Среди самых известных французских сортов — марсельский фаянс, фаянс Мустье, фаянс Невера, Руанская и Страсбургская посуда. В Германии фаянс производился в таких центрах, как Нюрнберг, Ханау, Франкфурт, Гамбург и Штокельсдорф.Немецкие товары 18-го века, как правило, находились под влиянием французских изделий в стиле рококо.

Небольшой фаянс для домашнего использования производился после начала 19 века из-за популярности кремовой посуды (белая английская глиняная посуда, глазированная свинцом) и фарфора, которые были более прочными.

Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 с вашей подпиской.
Подпишитесь сегодня

Древний мир в Интернете: фаянсовые материалы из раскопок Герайона Самос

Синопсис

Герайон на Самосе известен с момента начала раскопок в
начало девятнадцатого века как место экзотики и необычности
предметы для богини Геры, привезенные из регионов за пределами греческих земель,
как Восток, так и Запад, посвященные в святилище и, наконец, похороненные в
депозиты ex-votos.Это долгожданное исследование предметов из
фаянс дополняет предыдущие крупные исследования в серии Самос по
Кипрские известняки и терракоты (Шмидт) и Египетские и Ближайшие
Восточные бронзы (Jantzen), к которым мы должны добавить ближневосточные и
Египетская слоновая кость (Freyer-Schauenburg), изданная Университетом
Гамбург.

Фаянс — красочный и привлекательный материал, используемый как для
парфюмерные сосуды, фигурки и амулеты, но его изготовление чуждо
в архаическую Грецию. Таким образом, он является частью обмена импортными
технологии и стили, характеризующие движение ориентализма
в Греции, и это освещает новые пути контактов между Грецией и
старый мир Египта и Ближнего Востока.Фаянсовые предметы
безошибочно узнаваемое египетское происхождение происходит из Герайона (хотя они
меньшинство). Но больше всего тех, кто принадлежит
первые две фазы фаянсовой промышленности, основанной в Восточной Греции в
вторая половина седьмого века: в частности, они включают
большое количество фигурок, явно отсылающих к иностранному культу. В
сильнейшее влияние на эти фаянсовые предметы оказывают египетские
сфере, хотя точный путь, по которому она пошла, все еще неясно, и другие
вероятно, ближневосточные влияния также заметны.Самос уже
дали большое количество высококачественной египетской бронзы XXV / XXVI вв.
Дата династии, которые являются предметом многих дискуссий относительно их
цель и преданность делу. Вирджиния Уэбб обладает непревзойденным знанием фаянса

.
объекты и их контекст в восточно-греческом и египетском мирах и
эта книга обещает расширить наши знания об этом важном, но
Сейчас малоизвестный аспект иностранных посвящений в Герайон.

Фаянс

La faïence — это форма céramique à base d’argile, recouverte d’une glaçure (ou email) à base d’étain qui lui donne son аспект bien speulier (blanc et brillant).La faïence est l’une des plus communes et des plus anciennes de toutes les Technics utilisées en céramique. Il ne faut pas confondre la faïence qui désigne une famille bien précise de céramique, avec la poterie, terme générique, ou бис la porcelaine, autre famille de céramique généralement recouverte d’un émail blanc.

Производство

De grandes Quantités d’argile Rouge commune affleurent à la surface de la terre. Bien qu’une grande partie soit inutilisable à cause de la présence de debris de calcite (pierre à chaux) ou d’autres sels alcalins solubles, il en reste cependant d’énormes résures bonnes à l’emploi pour la fabrication des faïences.

«Потерия земли» — это прекрасная керамика в партии калия, соболя, полевого шпата и маржи; ce mélange est une des matières parmi les plus anciennes workerées en poterie. Classiquement, la plupart des poteries de terre ont une coloring rouge, благодаря использованию красных румян. Cependant, ce n’est pas toujours le cas, et les potiers d’aujourd’hui utilisent aussi des argiles colorées en blanc ou en шампанское.

«Бисквит» есть ун тессон куит (ses qualités intrinsèques sont alors obtenues) qui sera ou non recouvert d’une glaçure.Si c’est le cas, cette glaçure sera cuite à une température inférieure или égale à celle du tesson. Parfois la première cuisson est simplement une préparation du tesson à Recevoir une couverte (получение суффизированной солидности для облегчения манипуляций и усиления порозности для облегчения л’эмэйджа). On appelle cette cuisson «cuisson de dégourdi». La deuxième cuisson (cuisson de l’émail et obtention des qualités définitives du tesson) se fera alors à une température supérieure à la première.

Caractéristiques de la faïence

La faïence est blanche et opaque. Les pièces sont moins fortes, moins dures, moins denses et plus poreuses que les grès ou les porcelaines. Elles Absorient Ainsi Plus Facilement les liquides que les autres céramiques. Определенные стеклянные изделия используются для фасадов, содержащих большое количество пыли и токсичных веществ, с легкостью и удобством, вызывая различия между прочными поверхностями и стеклами.

La poterie de faïence peut être technologie aussi fine que les porcelaines, bien qu’elle ne soit pas translucide et plus facilement ébréchée. La faïence est aussi moins dure et plus poreuse que le grès, mais son prix moindre et son travail, plus facile pour les fabricants compences ces insuffisances. En raison de sa porosité naturelle, un vernis doit être appliqué sur les faïences pour la rendre imperméable.

Типы фасадов

Les faïences sont dites de:

  • « grand feu » lorsque le décor est posé, après une cuisson «au dégourdi» (precuisson), directement sur l’émail stannifère (blanc opaque) pulvérulent qui l’absorbe, sans espoir de corrective.Les couleurs sont produites par des métalliques et limitées à cinq (синий кобальт и утилит, темно-фиолетовый, румянец, верт, желтый). Les pièces subissent ensuite une cuisson définitive.
  • «le petit feu » (fin du XVII e siècle): le décor est posé sur l’émail stannifère cuit. Il est plus facile à poser et les couleurs plus délicates (rose, or, vert clair) car la cuisson définitive sera moins élevée.
  • « faïence fine », английская оригинальная техника: sur une pâte très fine et blanche, le décor est recouvert d’un vernis plombifère (прозрачный).Il existe différentes композиции de la pâte.

La faïence européenne

Итальянский фаянс

En France

Maison de Carcès avec façade en bardeaux de faïence

Aux Pays-Bas

Испанский фаянс

En Angleterre

  • фаянс де Веджвуд
  • faïence de Stafford

En Belgique

Au XVIe siècle, Дж. Андриес прибывает в Кастель-Дурант для фейр-де-ла-майолик в Анверс.À cette époque Anvers — это важный коммерческий центр. On y fabrique des carreaux et des pots à Pharmarcie ainsi que des assiettes à décor grotesque.

  • La faïence des frères Boch à La Louvière
  • La faïence de Nimy
  • La faïence du Borinage
  • La faïence d’Andenne [1]

La faïence des pays germaniques

  • La faïence de Hanau et de Francfort
  • Мейсенский фарфор

La faïence suisse

La faïence des pays scandinaves

Dans le reste du monde

  • La faïence d’Okinawa, Япония

Symbolique

«Фаянсовая свадьба», символизирующая девятнадцать лет испанского фольклора.

Добавить комментарий