Фарфор википедия: Английский фарфор: марки, разновидности, описание
фарфор — Викисловарь
Морфологические и синтаксические свойства[править]
падеж | ед. ч. | мн. ч. |
---|---|---|
Им. | фарфо́р | фарфо́ры |
Р. | фарфо́ра | фарфо́ров |
Д. | фарфо́ру | фарфо́рам |
В. | фарфо́р | фарфо́ры |
Тв. | фарфо́ром | фарфо́рами |
Пр. | фарфо́ре | фарфо́рах |
фар-фо́р
Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).
Корень: -фарфор- [Тихонов, 1996].
Произношение[править]
Семантические свойства[править]
Значение[править]
- минеральная масса из особых сортов белой глины с особыми примесями, используемая для изготовления посуды и других подобных изделий ◆ В углах стояли большие, сделанные то ли из фарфора, то ли из картона, но раскрашенные под фарфор, фигуры тигров и драконов. Н. Леонов, А. Макеев, «Эхо дефолта», 2000-2004 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Из материалов предпочтительнее сантехнический фарфор, обладающий по сравнению с фаянсом большей прочностью. Татьяна Демидова, «В гости к Мойдодыру, или Как обустроить ванную комнату», 20 июня 2002 г. // «Homes & Gardens» (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
- собир. изделия из такого материала ◆ Но кто во вре́мя войны́ бу́дет покупа́ть фарфо́р, пиани́но? В. С. Гроссман, «Жизнь и судьба», 1960 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ На столах изумительный старинный фарфор, дорогой хрусталь; прелестные цветы — замечательная декорация. Ольга Чехова, «Мои часы идут иначе», 1973 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
Синонимы[править]
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]
Родственные слова[править]
Этимология[править]
Происходит от тур. farfur, faɣfur — то же из перс.-араб. faɣfûr «титул китайского императора, название области в Китае, фарфор из этой области» от др.-перс. bаɣарuɵrа-, кальки кит. tien-tse «сын неба». Отсюда русск., белор. фарфор, укр. фарфу́р, польск. farfura. Русск. фарфор — уже в Уст. морск. (1724 г.).Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]
Перевод[править]
Библиография[править]
Для улучшения этой статьи желательно:
|
Морфологические и синтаксические свойства[править]
фар-фор
Существительное, мужской род.
Корень: —.
Произношение[править]
Семантические свойства[править]
Значение[править]
- фарфор (аналогично русскому слову) ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы[править]
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]
Родственные слова[править]
Ближайшее родство | |
Этимология[править]
Происходит от тур. farfur, faɣfur — то же из перс.-араб. faɣfûr «титул китайского императора, название области в Китае, фарфор из этой области» от др.-перс. bаɣарuɵrа-, кальки кит. tien-tse «сын неба». Отсюда русск., белор. фарфор, укр. фарфу́р, польск. farfura. Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]
Морфологические и синтаксические свойства[править]
фар-фор
Существительное.
Корень: —.
Произношение[править]
Семантические свойства[править]
Значение[править]
- фарфор (аналогично русскому слову) ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы[править]
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]
Родственные слова[править]
Ближайшее родство | |
Этимология[править]
Происходит от тур. farfur, faɣfur — то же из перс.-араб. faɣfûr «титул китайского императора, название области в Китае, фарфор из этой области» от др.-перс. bаɣарuɵrа-, кальки кит. tien-tse «сын неба». Отсюда русск., белор. фарфор, укр. фарфу́р, польск. farfura. Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]
Морфологические и синтаксические свойства[править]
фар-фор
Существительное.
Корень: —.
Произношение[править]
Семантические свойства[править]
Значение[править]
- фарфор (аналогично русскому слову) ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы[править]
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]
Родственные слова[править]
Ближайшее родство | |
Этимология[править]
Происходит от тур. farfur, faɣfur — то же из перс.-араб. faɣfûr «титул китайского императора, название области в Китае, фарфор из этой области» от др.-перс. bаɣарuɵrа-, кальки кит. tien-tse «сын неба». Отсюда русск., белор. фарфор, укр. фарфу́р, польск. farfura. Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]
Морфологические и синтаксические свойства[править]
фар-фор
Существительное, неодушевлённое, мужской род.
Корень: —.
Произношение[править]
Семантические свойства[править]
Значение[править]
- фарфор (аналогично русскому слову) ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы
фарфоровый — Викисловарь
Морфологические и синтаксические свойства[править]
падеж | ед. ч. | мн. ч. | |||
---|---|---|---|---|---|
муж. р. | ср. р. | жен. р. | |||
Им. | фарфо́ровый | фарфо́ровое | фарфо́ровая | фарфо́ровые | |
Рд. | фарфо́рового | фарфо́рового | фарфо́ровой | фарфо́ровых | |
Дт. | фарфо́ровому | фарфо́ровому | фарфо́ровой | фарфо́ровым | |
Вн. | одуш. | фарфо́рового | фарфо́ровое | фарфо́ровую | фарфо́ровых |
неод. | фарфо́ровый | фарфо́ровые | |||
Тв. | фарфо́ровым | фарфо́ровым | фарфо́ровой фарфо́ровою | фарфо́ровыми | |
Пр. | фарфо́ровом | фарфо́ровом | фарфо́ровой | фарфо́ровых |
фар-фо́-ро-вый
Прилагательное, тип склонения по классификации А. Зализняка — 1a.
Корень: -фарфор-; суффикс: -ов; окончание: -ый [Тихонов, 1996].
Произношение[править]
Семантические свойства[править]
Значение[править]
- связанный, соотносящийся по значению с существительным фарфор; свойственный, характерный для него ◆ Китайские фарфоровые мастера, если какая-нибудь ваза выходила особенно хорошей, нарочито неискусно охлаждали изделие, и глазурь покрывалась сеткой мелких трещин. И. А. Ефремов, «Лезвие бритвы», 1959–1963 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
- идущий на изготовление фарфора ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
- сделанный, изготовленный из фарфора ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
- похожий на фарфор какими-либо своими качествами или свойствами ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы[править]
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]
Родственные слова[править]
Ближайшее родство | |
Этимология[править]
Происходит от сущ. фарфор, далее от тур. farfur, faɣfur — то же из перс.-араб. faɣfûr «титул китайского императора, название области в Китае, фарфор из этой области» от др.-перс. bаɣарuɵrа-, кальки кит. tien-tse «сын неба». Отсюда русск., белор. фарфор, укр. фарфу́р, польск. farfura. Русск. фарфор — уже в Уст. морск. (1724 г.).Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]
Перевод[править]
Библиография[править]
Какой фарфор больше всего ценится в мире?
В нашей практике встречаются два вида покупателей и ценителей фарфора:
- Те, кто настолько бережно к нему относятся, что после покупки тут же ставят фарфор на полку, под стекло, никогда ни при каких обстоятельствах не дают его никому в руки, да и сами стараются к нему не прикасаться, так скажем «не дышат» на него.
- Те, кто используют его в быту, вешают на стену фарфоровые тарелки, хвастаются любому посетителю, устраивают обмены, составляют композиции из фигурок, украшают ими застолья, делают выставки и просто наслаждаются соприкосновением с ним.
Что вмещает в себя понятие фарфор
Нельзя забывать, что фарфор это не только посуда, по большому счету, в древние времена это вообще не была посуда и сервизы, а именно — отдельные предметы интерьера, такие как вазы, сосуды и блюда. Кроме этого, из фарфора создавали пуговицы, эполеты, ордена, табакерки, эфесы для шпаг, набалдашник на трости, местные деньги, украшения для стола, которые потом приобрели популярность как отдельные скульптурные композиции и фигуры, и многое, многое другое. В своё время великий скульптор мануфактуры Майсен Иоганн Йоахим Кендлер говорил, что «из фарфора можно сделать все».
Ценность фарфора
Фарфор всегда был очень дорогим и престижным в мире – в России, например, фарфоровая чашка Гарднеровского завода стоила столько же, сколько целая корова. Август Сильный – Саксонский правитель и король конца 17-ого-первой половины 18-ого века – обменял в своё время целую роту рослых солдат на пять китайских ваз.
Фарфор всегда был прерогативой королей и императоров и не был доступен широкому покупателю.
По каким критериям определяют ценность фарфора:
- Если это антикварный коллекционный фарфор, то первым параметром, конечно же, является возраст вещи.
- Редкость и уникальность предмета я бы поставила во главе определения ценности. Хотя часто редкость и возраст являются взаимодополняющими параметрами в данном вопросе.
- Основной критерий любого изделия из фарфора — это его художественная ценность.
- Для антикварного изделия очень важным является его сохранность, целостность. Отреставрированный фарфор сразу же теряет свою ценность.
- Качество фарфора очень сильно влияет на сохранность предмета. Чем старше вещи, тем, как правило, больше технологических погрешностей и качество фарфора ниже. Поэтому меньше вероятностей приобрести абсолютно неповрежденное и деформированное изделие.
- Кому принадлежало изделие, в какой коллекции оно находилось — этот вопрос интересует коллекционеров, заинтересованных в особых аурах изделий, обладающих историей и занимательными тайнами обладания.
- Степень известности вещи и наличие спроса на неё также определяет её ценность.
Определяют ли легкость и прозрачность фарфора его ценность?
Мы уже не раз говорили о том, что тонкость и лёгкость фарфора не является показателем его качества и ценности. Это предубеждение, которое, к сожалению, очень крепко засело в сознании людей. Даже китайский фарфор не всегда отличается тонкостью. Очень часто изготовители, наоборот, утолщали стенки сосудов. У твёрдого европейского классического фарфора, который не отличается этими показателями, намного выше показатели качества, чем костяного, который обладает тонкостью и прозрачностью благодаря его «неблагородному» составу, а именно, в связи с добавлением пережжённых костей животных.
Известно выражение, в котором фарфор сравнивается с яичной скорлупой. Будьте внимательны, имеется ввиду не его свойство хрупкости и тонкости, а его особенность не пропускать воду, но при этом пропускать через себя свет и воздух.
Влияет ли форма фарфорового изделия на его ценность
Форма изделия не может определить его ценность. Форма в большей степени зависит от времени, моды, желания, вдохновения, видения мастера и требований заказчика.
Каждый придерживается своих критериев при оценке ценности фарфорового изделия или сервиза. Надеемся, наша статья немного помогла разобраться вам в некоторых вопросах по данному поводу.
Фарфор* что это? Значение слова Фарфор*
Значение слова Фарфор* по словарю Брокгауза и Ефрона:
Фарфор* (произв.). — Ф. относится к отделу керамических изделий (см. Гончарное производство) с непроницаемым для жидкостей черепом. от каменных изделий (gr è. s) он отличается прозрачностью, или просвечиваемостью. Однако резкой границы здесь провести нельзя, и при определении прозрачности необходимо указывать толщину черепа и интенсивность источника света, так как малоокрашенные каменные изделия и некоторые полевошпатовые фаянсы с большим содержанием плавней обладают относительным просвечиванием в тонких слоях, а с другой стороны, всякий Ф. становится непрозрачным при достаточном увеличении толщины черепа. То же необходимо сказать и относительно общего признака этого отдела изделий, а именно о непроницаемости их черепа для жидкостей. Поэтому затруднения, которые являются при определении видов керамических изделий, весьма важные в некоторых случаях (напр. для таможенных ставок), могут быть в точности разрешены только тогда, когда приняты не только указанные выше признаки, но и все другие физические и химические свойства черепа и глазури, открывающие для специалиста способы производства данного товара. По внешнему виду Ф. является в виде белой или окрашенной массы, крытой или не крытой глазурью (бисквит). В технике по способам приготовления различают: твердый и мягкий Ф. Оба названия соответствуют степени сопротивления глазури и черепа механическому действию и вместе с тем степени постоянства при высоких температурах. А. Твердый Ф. [Общие сведения о его составе и свойствах см. также в ст. Гончарное производство, Глина и Глазурь. ] по роду изделий из него, частью определяющих способы его производства, может быть подразделен на: 1) Ф. сервизный — для приготовления столовой посуды и художественных украшений. 2) Ф. для строительных (архитектурных) предметов. 3) Ф. для технических целей, к которому относятся: лабораторная и заводская посуда. приспособления для электрических приборов, для облицовки поверхности измельчающих аппаратов, требующих особой твердости. 4) фарфоровый бисквит — матовая масса, не крытая глазурью, употребляемая по преимуществу для лепки скульптурных и др. украшений. 1) Сервизный Ф. по составу массы представляет смесь каолина и плавней в виде кремнезема (кварц) и полевого шпата, которые вместе с тем являются как противопластичные вещества, причем иногда часть щелочных плавней полевого шпата заменяется известью. В весьма редких случаях каолин заменяют отчасти магнезитом или тальком. Тесто для этого Ф. должно обладать следующими качествами: 1) достаточной пластичностью для удобной лепки и формовки. 2) быть настолько огнеупорным, чтобы изделия не деформировались при спекании и остекловании весьма тугоплавкой глазури (1300—1400°). 3) после обжига на большом огне приобретать наибольшую прозрачность и белизну с весьма лишь легким желтоватым оттенком. Из всех видов глин этим требованиям удовлетворяет только каолин. В технике разумеется не природный каолин, как он находится в залежах, а каолин, уже отобранный и отмученный водою, т. е. как заводский материал. Чистым каолином называется такой, который содержит не более 5—6% кремнезема в виде кварца и песка и около 1% щелочей. до такой чистоты каолин доводится отмучиванием и в этом виде представляет жирный на ощупь белый порошок, иногда с легким сероватым, желтоватым или красноватым оттенком. Сорта каолина, смотря по количеству подмесей, носят различные названия. так, при содержании около 5% щелочей, которые входят в него в виде полевого шпата и слюды, каолин носит название щелочного. при содержании окиси железа в 2% и более — железистого, когда подмесь кварца достигает около 2% — кремнеземистого. Такие каолины идут на низшие сорта изделий, если не считается выгодным подвергнуть их отмучиванию для освобождения от излишнего количества подмесей кварца и полевого шпата. При этом надо заметить, что каолины, содержащие более 1,3% окиси железа (Зегер, 1879), не могут быть употреблены на высшие сорта Ф., так как отмучиванием освобождение от окиси железа не достигается. При содержании окиси железа около 2% череп получает зеленовато-голубой оттенок от образования двойного кремнеземистого соединения закиси железа и кали, что для хорошего Ф. считается нетерпимым. Сравнительно незначительные колебания в составе каолина уже имеют важные последствия в применении к делу. Необходим рациональный анализ каолина, при котором каолин расчленяется по своему строению, т. е. на кварц, песок, полевой пшат, слюду и др. и на каолинит (Seger, «Gesammelte Schrifte», Б., 1896). Такое знание состава служит точкою исхода и направлением при испытаниях на пластичность и пробных обжигах составленного теста с плавнями и противопластичными веществами (кварц, полевой шпат, пегматит, углеизвестковая соль [мел], бой фарфорового бисквита и др. ). Нижеследующая таблица представляет состав сырого теста твердого Ф. более известных заводов, по исследованиям Зегера
5675675675676″> | Обожжен. тесто. Анализы других авторов | |||||||||||||||
Углекислая известь | Часть, разлагаемая серной кислотой | Часть, не разлагаемая серной кислотой | ||||||||||||||
504854368932″> | ||||||||||||||||
ment de la 3-me editions du Dictionnaire des Arts et Manufactures», Ch. Laboulaye, 1868. см. Глазурь). 2.) Твердый Ф. как архитектурное украшение весьма редко употребляется в настоящее время ввиду дороговизны массы и по трудности исполнения предметов значительной толщины. все применение его ограничивается приготовлением облицовочных плиток и некоторых мелких скульптурных украшений. Китайцы издавна применяли Ф. к строительному делу не только как украшение, но и для постройки стен, о чем свидетельствует фарфоровая башня в Нанкине, воздвигнутая во времена династии Тай-Ионг-Юэн (954—1368). 3) Состав массы твердого Ф. сравнительно с употребляемой для сервизов несколько изменяется при требовании особой устойчивости и твердости изделий, где прозрачность и изящный внешний вид поверхности не имеют особенного значения. К такого рода изделиям относится лабораторная и заводская посуда (выпарительные чашки, тигли, реторты, трубы и проч.), которая по роду своего назначения может подвергаться относительно сильному нагреванию и должна выдерживать внезапные перемены температуры. изменение в составе теста характеризуется увеличением количества глинозема относительно кремнезема и употреблением более пластичных каолинов (глинистых) или заменою их частью высокими сортами пластичной белой и огнеупорной глины. При формовке этих изделий часто применяется способ отливки — для тонкостенных и узкогорлых сосудов (тигли, реторты). Для показания химического состава и отношения окислов приводим анализ фарфоровой массы известного завода Байе (Bayeyx): кремнезема — 61,61%, глинозема — 30,01%, окиси железа — 1,56%, извести — 3,56%, кали — 3,26%. По устойчивости и прочности такого рода изделий славятся также немецкие заводы — в Мейссене (Саксония) и Берлинская мануфактура. химическая посуда этих заводов по преимуществу употребляется в России. Масса твердого Ф., измененная на тех же основаниях, применяется в производстве приспособлений для электрической канализации, напр. изоляторов при телеграфных проводах и в других случаях, где можно пользоваться непроводимостью Ф. для электрического тока. Изделия этого рода по форме своей и толщине стенок требуют иного способа разделки, чем сервизный Ф. Формовка производится приготовлением заготовок соответствующего вида из средней мягкости теста в формах и последующего за тем прессования достаточно окрепшей массы в сильных ударных прессах. последняя операция соответствует поджиму для облицовочного строительного кирпича. По обжигании изделия этого рода подвергаются подправке на шлифовальных кругах (вращающихся) в тех местах, где требуется точность размеров и чистота отделки, напр. при винтовых нарезках. При требовании особой твердости и сопротивления удару весьма часто пользуются применением твердого Ф. упомянутого состава. при этом усиливают устойчивость черепа изделий уплотнением при формовке посредством сильного давления гидравлическим прессом. К такого рода изделиям относятся плитки для выстилки трущихся поверхностей в шаровых мельницах, в цилиндре Альсинга и др., где, помимо твердости, требуется предохранить измельчаемый материал от ввода вредных примесей железа и его окислов, напр. при приготовлении фаянсового и фарфорового теста. в последнее время они применяются также для облицовки мукомольных валков. Обжигание такого рода Ф. не отличается ничем от предыдущего, последующая же за тем подправка при монтировании приборов по значительной твердости черепа уже не может быть произведена песком или наждаком на вращающихся кругах, так как не поддается действию этих веществ, а потому производится алмазом, вправленным в особо устроенный инструмент. 4) Фарфоровый бисквит имеет матовую, слегка пористую поверхность, отчего получает весьма приятный внешний вид, оттеняющий более резко наружные очертания предмета, что при обыкновенном глазурованном твердом Ф. частью скрадывается блестящими пятнами (бликами) отраженного света. Всякое тесто твердого Ф., не крытое по отформовке глазурью, после обжига дает бисквитную массу. При этом надо заметить, что обжиг, не представляющий ничего особого от обыкновенного, должен быть веден таким образом, чтобы поверхность изделия не оплавилась даже и на выдающихся тонких частях (углах, острых закруглениях и др. ). если это произошло, то изделие получает неприятный жирный лоск. Во всяком случае, для успешного получения хорошего бисквита приготовляют тесто, которое должно быть несколько пластичнее обыкновенного, так как оно служит для лепки преимущественно фигур и разных украшений, имеющих весьма тонкие очертания и нежные, хрупкие выдающиеся части. Особенно привлекательным тоном издавна славится севрский бисквит. По Зегеру, масса для бисквита в подражание севрскому приготовляется по следующему рецепту: каолина из Цетлица — 54. норвежского полевого шпата — 45. мрамора — 1. 70% этой массы в сыром виде смешивается с 30% той же массы, но только в обожженном состоянии до прокаливания. Обжигание изделий из теста Зегера должно быть произведено приблизительно при 1310° Ц. Б. Мягкий Ф. представляет несколько разновидностей, весьма различных по составу и другим особенностям, но сходных по относительно слабой степени обжига, меньшей твердости черепа сравнительно с предыдущим видом Ф., а также и относительно меньшей твердости глазури. Мягкий, или европейский, Ф. с просвечивающим черепом представляет подражание китайскому (восточному) твердому Ф. Начало приготовления мягкого Ф. относится к ХVI стол. в Италии, первоначально в Венеции, а затем и в других городах. Во Флоренции (около 1574 г.) Франческо Медичи устроил у себя мастерскую для приготовления Ф., в производстве которого участвовал лично. немногочисленные экземпляры изделий из этого Ф., сохранившиеся до настоящего времени, носят название Ф. Медичи. к сожалению, состав их массы неизвестен. До конца ХVII стол. производство Ф. носит более лабораторный характер, чем заводской, хотя флорентийская мастерская Медичи просуществовала около двадцати лет. Заводское производство стало развиваться во Франции в конце ХVII стол., с тех пор, как в Руане была взята привилегия Людовиком Потера (16 90) на изобретение Ф. с просвечивающим черепом. После первоначальных неудач заводского приготовления Ф. Потера дело это начинает пользоваться большим успехом на заводе бр. Шиканно в Сен-Клу (1690) и затем в первой половине XVIII стол. на заводах в Сент-Амане, Менесси, Ссо и др. В половине XVIII ст. основывается известный завод в Севре, переведенный из Венсенна. Французский старый мягкий Ф., pâ.te tendre, или фриттовый, по составу массы не походит на восточный твердый Ф., так как не содержит коренной составной части его — каолина, употребление которого для приготовления Ф. в то время было еще неизвестно. Способ приготовления твердого белого Ф. был открыт Бёттигером только в 1709 г. в Саксонии (Мейссен). P â. te tendre по составу его скорее можно отнести к тугоплавкому глиноземному стеклу, обожженному до спекания, но не доведенному до температуры полного плавления. С тех пор как стало известно употребление каолина в производстве Ф., французский мягкий Ф. не выделывается, хотя по временам делаются новые попытки к возобновлению этого производства. Состав французского мягкого Ф. может быть выражен приблизительно формулой: При сравнении этого состава с составом зеркального стекла почти полное их сходство очевидно. Из различных заводских составов теста для мягкого Ф. укажем более известный. Сначала приготовлялся первач (фритта) из 60 частей песку из Фонтенебло, 22 ч. селитры, 7,2 ч. морской соли, 3,6 квасцов, 3,6 аликантской соды и 3,6 монмартрского гипса. Смесь эта прокаливалась до достаточного спекания в кусочки (первоначальное стеклование), отбиралась и измельчалась в порошок. От 90 до 75 частей такого первача смешивалось с 10—8 ч. аржантейльского мергеля, предварительно хорошо отмученного, и 20—17 ч. белого мела, затем все подвергалось перемалыванию с водою до весьма тонкого состояния, отстаивалось для удаления излишней воды и высушивалось. Перед формованием полученное весьма малопластичное тесто для придания ему связности смешивалось с раствором зеленого мыла и пергаментного клея, впоследствии замененного трагантовой камедью. Разделка теста на изделия по преимуществу производилась в гипсовых формах. По высыхании изделия подвергались вторичной обработке для окончательной отделки на вращающихся станках и от руки, так как малопластичное тесто этого Ф. надлежаще тонкой разделки при прессовании в формах не допускало еще в большей мере, чем тесто для твердого Ф. Состав глазури, в основании своем свинцовой, как и полива для обыкновенных фаянсов, может быть выражен, соответственно данному составу теста, формулой: что соответствует приблизительно следующей смеси: песка из Фонтенебло 27 ч., глёта (окись свинца) 38 ч., прокаленного молотого кремня 11 ч, поташа 15 ч., соды 9 ч. Обжиг мягкого Ф. отличается от обжига твердого Ф. и несколько схож с фаянсовым и так же, как этот последний, производится за два раза. первый, для окончательного образования твердого черепа, при более высокой температуре (ок. 1200°), чем второй, служащий для закрепления и стеклования глазури. Первый обжиг, при котором происходит значительная усадка изделий (с лишком 14% вместе с незначительной сравнительно усадкой от высушивания) при размягчении спекающейся массы, приводит к еще большим трудностям при установке изделий в капселях, чем при обжиге твердого Ф. Французский Ф. по непрочности своей массы, мягкости черепа и глазури более пригоден для художественных изделий. в этом отношении он обладает превосходными качествами. Вследствие того, что обжиг производится при низшей температуре, чем для твердого Ф., может быть употреблено для окрашивания большее число окислов металлов, которые вследствие плавкости и обилия щелочей в глазури приобретают большую силу по яркости и глубине тонов. Особенной привлекательностью для знатоков служат кобальтовые синие окраски севрского p â.te te ndre под названием bleu du roi, бирюзовые (щелочно-медный силикат, turquoise), розовый (rose Pompadour) и многие другие, чего невозможно произвести с тугоплавкой и сравнительно менее прозрачной глазурью твердого Ф. Изыскивая способы получения окрасок, особенно бирюзового цвета, подобных старому мягкому Ф., с улучшением массы черепа севрская мануфактура изготовила и выставила в 1884 г. изделия, которые получили название «нового севрского Ф.». Состав массы этого Ф. приближается к p â. te tendre, но с несколько большим количеством извести относительно щелочей и глинозема с кремнеземом относительно плавней, что видно из формулы: Тесто этого Ф. несколько пластичнее вследствие того, что вместо мергеля употребляется пластичная глина из Дрё. Глазурь нового Ф. имеет коренное отличие от предыдущей, ибо не заключает в себе свинца и представляет щелочно-известковый силикат с содержанием глинозема. Первый обжиг для сформирования черепа ведется около № 9 пироскопа Зегера (1310° Ц.), что дает возможность удержать надлежащие окраски (Lauth et Dutailly, «Recherches sur. la porcelaine»). Мягкий каолиновый Ф. Зегера. В 1886 г. Берлинская мануфактура выпустила в обращение мягкий Ф., приготовленный Зегером. Зегер имел целью по возможности приблизиться к составу и свойствам японского Ф., который по разнообразию и качествам окраски превосходит во многих случаях европейский твердый Ф. Состав массы Ф. Зегера выражается следующей формулой: 0,38RO, R 2O3, 7,7SiO2. Он почти тождествен с составом японского фарфора. Состав теста, на котором основывается данная формула, следующий: |
Английский мягкий, или костяной, Ф. Отличительною особенностью этого Ф. является употребление в состав теста значительного количества пережженных костей, для чего предпочитаются кости рогатого скота. Костяной Ф. почти исключительно производится в Англии и настолько там распространен, что ограничил развитие производства твердого Ф., выделкой которого в Англии занимаются очень немногие заводы. это частью надо приписать дешевизне костяного Ф. По твердости черепа, плавкости массы и глазури костяной Ф. стоит выше мягкого французского, но уступает в этом отношении твердому Ф., что и служит главным препятствием к распространению его на континенте, так как он довольно скоро изнашивается при употреблении в виде столовых сервизов. По внешнему виду он при посредственной прозрачности отличается нежностью слегка желтоватого белого цвета, напоминающего гипс, воспринимает лучше, чем твердый Ф., окраску в массе и на поверхности вследствие того, что обжигается при более низкой температуре и кроется свинцовою поливою. Костяной Ф. пригоден на выделку весьма разнообразных предметов, кроме требующих значительной прочности, как лабораторная и кухонная посуда. Из весьма большого разнообразия в отношениях составных частей теста английского фарфора и глазури ниже помещены составы, сообщаемые Прёсселем. Составление теста предшествует заготовление первача (фритты), который способствует однородности состава.
|