Что такое палех роспись: Изделия палехских художников

By alexxlab No comments

Содержание

Четыре века Палеху: Уникальная русская иконография и лаковая живописная миниатюра, которой нет аналогов в мире — Искусство

Лаковая миниатюрная роспись. Палех.

Палех — маленький поселок Ивановской области, первое упоминание о котором относится к началу XVII столетия. А на сегодняшний день это известнейший в мире центр иконографии и лаковой живописи, не имеющей аналогов ни в одном уголке нашей планеты. Работы палеховских мастеров не оставляют равнодушными никого,
кто их однажды увидел.

 

Палех — центр иконографии и лаковой живописи. Ивановская область.

На рубеже 16-17 века Палехе появились мастера, которые писали святые образа, расписывали храмы и соборы, восстанавливали старинные фрески. На начало 19 столетия пришелся расцвет палехской иконописи, имеющей огромный спрос не только в России, но и за рубежом.Своеобразное, изящное искусство лаковой миниатюры Палеха объединяет в себе принципы древнерусской живописи и народного творчества.  

 

Палехская икона Божьей матери.

Если в некоторых городах создание икон имело почти промышленное распространение, то в Палехе долгие годы сохранялось самобытное написание святых образов, написанием которых занимались члены крестьянских семей в свободное от сельскохозяйственных трудов время. 

 

Палехская иконография.

Было примечательным, что в крестьянских семьях иконописцев было разделение труда: рисунок на основу наносил «знаменщик», одежды и палаты писал «доличник», а лица — «личник».

Палехские иконы создавались долго и скрупулезно, они были выдержанны по канонам старинных образцов, поэтому их ценность была высокой.

 

Палехская иконография.

Но к концу 19 века на Руси количество иконописцев сильно возросло, что явилось причиной снижения стоимости и ухудшением качества иконописи, и спрос на палехские иконы резко снизился из-за дороговизны.

 

Палехская иконография.

А произошедшая в России революция 1917 года изменила не только весь уклад России но и отношение к церкви. Производство икон стало невостребованным и художники-иконописцы вовсе остались без работы.

 

Палехские художники. Фото: 1930 год.

А вот лаковая живописная миниатюра Палеха является сравнительно молодым направлением, возникшим лишь около двух веков тому назад. Предпосылкой возникновения было то, что в конце 18 века московский купец Коробов основал производство лакированных козырьков для армейских кепок. И когда в моду вошел нюхательный табак, он же стал выпускать лаковые шкатулочки-табакерки.

 

Палех. Лаковая миниатюрная роспись.

 

Палех. Лаковая миниатюрная роспись.

Со временем эти шкатулки приобрели роскошный и богатый вид, они стали служить для украшения помещений. Используя красочный колорит и русскую народную тематику, палехские мастера в своей работе использовали различные сюжеты сказок, былин и сказаний.

 

Палех. Лаковая миниатюрная роспись.

 

Палех. Лаковая миниатюрная роспись.

 

Палех. Лаковая миниатюрная роспись.

 

Палех. Лаковая миниатюрная роспись.

По окончанию гражданской войны палехские мастера возобновили свой промысел, изготавливая теперь уже шкатулочки, брошки, пудреницы и другие предметы из папье-маше. Изображали на них сюжеты из русских народных сказок, сценки деревенской жизни, а также использовали творчество русских писателей и поэтов.

 

Палех. Лаковая миниатюрная роспись.

 

Палех. Лаковая миниатюрная роспись.

 

Палех. Лаковая миниатюрная роспись.

Вторая мировая война также внесла свои сюжеты в палехскую роспись — красочные военные сцены. Во времена Советской власти палех характеризовался пафосом, идейностью, монументализмом. И лишь спустя годы художникам удалось вернуть романтичность и возвышенность, поэтичность и иносказательность.

 

Палех. Лаковая миниатюрная роспись.

 

Палех. Лаковая миниатюрная роспись.

И по сей день лаковые миниатюры отличаются яркими красками на черном фоне, удлиненностью фигур, тонкостью линий. Декоративность пейзажей и архитектуры, изящный орнамент золотом, обрамляющий композицию – все это делает Палехскую роспись уникальной.

 

Палехские художники-миниатюрристы.

Каждый из мастеров—миниатюристов имеет свой профессиональный почерк. Эта кропотливая работа требует от них не только вдохновение, но и огромную точность и аккуратность, так как вся роспись выполняется вручную, и очень часто для этого требуется увеличительное стекло. Большая часть миниатюр уникальна или же выпускается в очень малом количестве.

 

Палехские художники-иконописцы.

 

Палех. Лаковая миниатюрная роспись.

 

Палех. Лаковая миниатюрная роспись.

 

Палех. Лаковая миниатюрная роспись.

 

Палехская иконография.

 

Палехская иконография.

 

Палехская иконография.

Палехская живописная миниатюра, заключающая в себе тончайшую работу над деталями, миниатюрность, цельность сложной композиции, разнообразие узоров и орнаментов, выполненных золотом на черном фоне, пользуется огромным спросом у ценителей этого искусства во всем мире. А сам поселок привлекает туристов как уникальный центр русского народного промысла. 

Палехская миниатюра (Palechskaja miniatjura) — JuicyWorld

Палехская миниатюра — вид народной русской миниатюрной живописи темперой на лаковых изделиях из папье-маше (коробки, шкатулки, портсигары и т.п.). Возникла в 1918 г. в поселке Палех, Ивановской области на основе иконописного промысла.

Портсигар «Битва», 1930 г. Голиков Иван Иванович (1886 г. — 1937 г. ) Дерево, темпера, золото, серебро, лак. 16,2 х 24,7 х 3,2

Для палехской миниатюры характерны бытовые, литературные, фольклорные, исторические сюжеты, яркие локальные краски на черном фоне, тонкий плавный рисунок, обилие позолоты, изящные удлиненные фигуры.

Шкатулка «Сказка о золотом петушке», 1934 г. Баканов Иван Михайлович (1870 г. — 1936 г. ). Папье-маше, темпера, золото, лак. 19,7 x 26,9 x 4,5

Из истории народного промысла

Ещё с допетровских времён Палех славился своими иконописцами, а наибольшего расцвета палехское иконописание достигло в XVIII — начале XIX века. Местный стиль сложился под влиянием новгородской, московской, строгановской и ярославской школ иконописания.

Тарелка «И за борт ее бросает…», 1929 г. Баканов Иван Михайлович. Фарфор, керамические краски. 22,7 х 35

Кроме иконописи, палехские мастера занимались монументальной живописью, они участвовали в росписи и реставрации церквей и соборов, в том числе Грановитой палаты Московского Кремля, храмов Троице-Сергиевой лавры, Новодевичьего монастыря.

Шкатулка «Журавль и цапля» Шкатулка, 1941 г. Баженов Павел Дмитриевич (1904 г. — 1941 г.) Папье-маше, темпера, золото, лак. 9 х 17 х 4,5

После революции 1917 года иконописный промысел в Палехе прекратил своё существование. И художники были вынуждены искать новые формы чтоб реализовать свой творческий потенциал.

Тарелка «Расцветай, земля колхозная», 1955 г. Ковалев Алексей Викторович (1915 г. — 2000 г.). Папье-маше, темпера, золото, лак. D — 32. h — 2,5

Родоначальниками палехского стиля являются Иван Голиков и Александр Глазунов, в московской мастерской которого Иван Голиков написал первую работу в так называемом палехском стиле. Палешане познакомились с новым материалом папье-маше, являвшимся на протяжении века основой для лаковой миниатюры Федоскина.

Крышка ларца «Слово о полку Игореве», 1956 г. Котухина Анна Александровна. Папье-маше, темпера, золото, лак. 11,5 х 19

Мастера освоили новый материал, перенеся на него традиционную для древнерусской  иконы  технологию темперной живописи и условную стилистику изображения. В 1918 году художники создали Палехскую художественную декоративную артель, которая занималась росписью по дереву.

Пластина «Палех» Чикурин Александр Васильевич (1875 г. – 1965 г.). Папье-маше. темпера, золото.

В результате долгих творческих поисков бывшие иконописцы явили миру расцвеченные радугой красок и золотым узорочьем картины на шкатулках из папье-маше. При этом мастера не отказались от привычной техники письма яичными красками с применением творёного золота.

Шкатулка «Чичиков у Коробочки», 1936 г. Салабанов Василий Михайлович (1902 г. — 1941 г.). Папье-маше, темпера, золото, лак. 19,6 х 26,7 х 4,4

Также по-прежнему  использовали средневековые приёмы стилизации, условность форм при образном решении новых произведений. При этом самыми популярными и наиболее удачно решавшимися композициями первых лет существования палехской миниатюры стали «тройки», «охоты», «битвы», «парочки», «пастушки», «гулянки» и «идиллии».

Шкатулка «Чапаев», 1955 г. Зайцев Александр Васильевич (1918 г. — 2001 г.). Папье-маше, темпера, золото, алюминий, лак. 6,2 х 8 х 4

В этих произведениях, как правило, не было ни развитого сюжета, ни яркого образа, но было сильно выражено орнаментальное начало. Непосредственность, искренность и поэтичность придавали обаяние и теплоту первым работам палешан.

Ларец «Сказка об Иване-царевиче и сером волке», 1984 г. Булдаков Валерий Васильевич 1951 г.р.

Впервые палехские миниатюры на папье-маше, выполненные по заказу Кустарного музея, были представлены на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в 1923 году, где были удостоены диплома 2-й степени.

Ларец «Свадьба», Ларец 1994 г. Лопатина Нина Павловна 1948 г.р. Папье-маше, темпера, золото, лак. 9,5 х 14,5 х 9,5

5 декабря 1924 года в Палехе была организована «Артель древней живописи» по росписи изделий из папье-маше. Её учредителями стали семь художников: И.И. Голиков, И.М. Баканов, А.В. Котухин, В.В. Котухин, И.В. Маркичев, И.И. Зубков, А.И. Зубков. Позднее к ним присоединились художники Иван Вакуров, Дмитрий Буторин и Николай Зиновьев. Уже в 1925 году палехские миниатюры экспонировались на Всемирной выставке в Париже.

Тарелка «Песня», 1979 г. Ходов Валентин Михайлович 1942 г. — 1988 г. Папье-маше, темпера, золото, лак. D — 26, h — 2,5

В 1928 году в Палехе была открыта профтехшкола древней живописи, обучение в которой длилось четыре года. В 1935 году школа была преобразована в художественный техникум, а в 1936 году техникум перешёл в систему Всесоюзного комитета по делам искусств и стал называться училищем (Палехское художественное училище имени А. М. Горького), где обучение длилось пять лет. (Кстати, в 2000-х годах срок обучения сокращён до четырёх лет).

Шкатулка «Фауст», 1957 г. Голиков Н.И. Папье-маше, темпера, золото, лак.

В 1932 году был создан Союз художников Палеха, а в 1935 году артель была преобразована в Товарищество художников Палеха, в 1954-м образовались Палехские художественно-производственные мастерские Художественного фонда СССР.

Тарелка «Всадник на белом коне», 1984 г. Ермолаев Борис Михайлович (1934 г. — 2001 г.). Папье-маше, темпера, золото, лак. D — 23,5, h — 2,5

Без сомнения что одним из самых ярких и талантливых художников Палеха был Иван Иванович Голиков. Его называли мастером коня, битвы и тройки. Сказочные кони с хрупкими ногами в миниатюрах Голикова расцвечены всеми цветами радуги, а «битвы» и «охоты» – проявление неукротимой фантазии палехского художника.

Шкатулка «Русский лен», 1974 г. Кукулиева Калерия Васильевна 1937 г.р. Папье-маше, темпера, золото, лак. 19,7 х 26 х 8

«Тройки» Голикова динамичны, порывисты, и часто и величавы и торжественны. К такому мотиву И.И.Голиков обращался многократно, рисуя летние и зимние тройки на самых разных предметах: брошах, пудреницах, портсигарах, подносах и т.п.

Шкатулка «Настя», 1994 г. Шаницына Екатерина Федоровна (1947 г. р.). Папье-маше, темпера, золото, лак. 9,5 х 12 х 3

Также одним из лучшим знатоком иконописных традиций считался И.М. Баканов. Он безупречно владел оригинальной техникой наложения красочных слоёв. Благодаря просвечиванию нижних слоёв краски сквозь верхние слои, тонкие и прозрачные, создаётся эффект внутреннего свечения живописи, эффект перелива одного тона в другой.

Шкатулка «Купец Калашников», 1972 г., Морокин Вячеслав Федорович (1945 г. р.).

Баканов создал много замечательных работ, ставших классикой палехского искусства. Он обращался и к песенным темам, таким как «Степан Разин», «По улице мостовой». Лучшие работы мастера написаны на темы пушкинских произведений — «Сказка о Золотом петушке», «С порога хижины моей», «Бахчисарайский фонтан».

Шкатулка «Зима» 1993 г. Иванова А.Н.

Иван Иванович Зубков был тонким ценителем родной сельской природы. В его миниатюрах нет развитого действия, художник как бы созерцает природу. Фигуры имеют плавные, несколько замедленные ритмы движения, что даёт ощущение тишины и покоя.

Шкатулка «Бой Челубея с Пересветом», 1945 г. Чалунин Павел Федорович (1918 г. — 1980 г.). Папье-маше, темпера, золото, лак. 18 х 23 х 7

Художественное мышление И.И. Зубкова было живописно-пластическим, а не орнаментально- декоративным. Художник строит красочную гамму на тонких тональных отношениях, на нежных переходах одного цвета в другой. Таковы его миниатюры «Парочка», «У речки», «Пейзаж».

Шкатулка «Сказка о золотом петушке», 1992 г. Кочетов Геннадий Николаевич (1941 г.р.). Папье-маше, темпера, золото, лак. 20 х 26,5 х 5,5

Ранние романтические произведения А.М. Горького, построенные на песенном ритме, близки и созвучны стилистике палехской миниатюры. Иллюстрируя их, палешане практически не знали неудач. В числе лучших работ – шкатулка И.П. Вакурова «Буревестник».

Портсигар «Гвидон», 1999 г. Любимов Глеб Васильевич (1945 г.р.). Папье-маше, темпера, золото, лак. 12,5 х 10 х 2,5

Красный силуэт рабочего с молотом словно вырастает из каменной глыбы. «Мне хотелось, чтоб этот человек был похож на рабочего и на писателя, и на строителя, и чтоб он мог мудро управлять государством» — так объяснял свой замысел И.П. Вакуров в книге Е. Вихрева «Палешане». В этой миниатюре, как и в других драматических композициях Вакурова большое значение имеет чёрный фон. Художник оставляет большие плоскости фона незаписанными, связывая их с напряжённо звучащими цветовыми пятнами.

Крышка ларца «Сказка о царе Салтане», 1934 г. Котухин Александр Васильевич (1886 г. — 1961 г.) Папье-маше, темпера, золото, алюминий, лак. 21 х 27,2

Одним из самых оригинальных палехских художников является Аристарх Александрович Дыдыкин. В своих композициях он умело сочетал древние иконописные мотивы и новые приёмы, освоенные в процессе работы над миниатюрой. Для произведений этого мастера характерна особая трактовка пейзажа, обильное наложение золота в орнаменте и пробелах.

Лучшие миниатюры А.А. Дыдыкина: «Уж ты, Ваня, разудала голова», «Демьянова уха», «Раскрепощение женщины», «Волга русская река» — находятся в коллекции ГМПИ.

Пудреница «Гусляр», 1932 г. Ватагин Алексей Иванович (1881 г. — 1947 г.). Папье-маше, темпера, золото, алюминий, лак. D-11, h-2,6

Миниатюра «Уж ты, Ваня, разудала голова» написана на тему старинной русской песни. В центре композиции плачущая девушка, провожающая в город своего жениха. Её поникшей от горя фигуре вторят склонившие свои кроны деревья и мягко очерченные горки, передающие плавность, напевность русской мелодии.

Гулянка в деревне. Портсигар. 1927 г. Зиновьев Николай Михайлович (1888 г. — 1979 г.). Папье-маше, темпера, золото, лак. 7,5 х 11 х 2,

В искусстве палехской лаковой миниатюры как самостоятельный жанр развивается портрет. Основоположниками этого жанра стали бывшие иконописцы-личники: Правдин Н.А., Паликин И.Ф, Серебряков И.Г. Портреты создавались на различных предметах из папье-маше: пластинах, шкатулках, брошах, портсигарах. Палехские художники пишут портреты государственных деятелей, исторических лиц и своих современников.

Шкатулка «Охота» 1989 г. Грибов Николай Борисович (1948 г. р.) Папье-маше, темпера, золото, лак. 3 x 9 x 3

В середине XX столетия в искусстве Палеха усилились реалистические тенденции, выраженные стремлением многих художников к внешнему правдоподобию в раскрытии сюжета и отдельных образов. Для многих композиций тех лет характерна парадность, излишняя монументальность и украшательство.

Шкатулка «Волга — русская река», 1943 г. Дыдыкин Аристарх Александрович (1874 г. — 1954 г.) Папье-маше. темпера, золото, алюминий, лак. 23,2 х 18,5 x 8,5

Следующие поколения миниатюристов стремились к возрождению традиций, созданных основоположниками палехской миниатюры. Искусство лаковой миниатюры не исчерпало себя, у него огромный потенциал.

Шкатулка «Есть на Волге утес», 1935 г. Ватагин Алексей Иванович (1881 г. — 1947 г. ). Папье-маше, темпера, золото, алюминий, лак. 22 х 15,5 х 4

Палехские художники проявляют своё дарование во многих видах изобразительного искусства: монументальной живописи, книжной графике, театральной декорации.

Пластина «У родника» 1992 г. Ливанова Ирина Вадимовна (1937 г. р.). Зотов Вадим Григорьевич (1936 г. р.). Папье-маше, темпера, золото, лак. 40,5 х 39

В настоящее время в Палехе живёт и работает около 600 художников, каждый десятый житель Палеха – выпускник Палехского художественного училища им. А.М. Горького. Они работают в различных творческих коллективах: кооперативе «Объединение художников Палеха», АО «Товарищество Палех», ООО «Художники Палеха», иконописных и иконостасных мастерских.

«Сказка о коньке-горбунке» Николай ЗиновьевВаза «Колхозное изобилие», 1952 г. Зубкова Тамара Ивановна. Фарфор, керамические краски

Booking.com

история палехских расписных шкатулок. Особенности и описание росписи

Шкатулкой или ларцом принято называть небольшую коробку или ящичек, которые чаще всего имеют форму прямоугольного параллелепипеда. В них удобно хранить драгоценности, деньги, бумаги и другие мелкие ценные предметы. Считается, что шкатулки появились очень давно и происходят от сундуков, в которых хранили одежду. В царской России в середине XVIII века стал особо популярен такой народный промысел, как лаковая миниатюра.

Шкатулки, выполненные в этой технике умельцами из Ивановского поселка Палех, являются прекрасным примером мастерства и самобытности русского народа.

Историческая справка

История палехской миниатюры как народного художественного промысла тесно связана с иконописью. Мастера, искусно пишущие иконы, в XVIII веке жили в поселке Палех, который в то время относился к Вязниковскому уезду Владимирской губернии. Наряду с иконописанием местные умельцы принимали участие в росписи и реставрации Грановитой палаты Кремля и церквей, находящихся в Троице-Сергиевой лавре и на территории Новодевичьего монастыря.

После революции 1917 года продолжать заниматься иконописью стало невозможно, поэтому через год была создана Палехская художественная декоративная артель. Художники, вошедшие в нее, стали заниматься росписью по дереву. Основоположниками палехской миниатюры принято считать Ивана Голикова и Александра Глазунова. Мастера освоили новый материал – папье-маше, в основе которого находится масса, полученная из смешения бумаги и картона с гипсом, крахмалом и другими веществами. В 1923 г. палехские миниатюры были отправлены на Всероссийскую сельскохозяйственную и кустарно-промышленную выставку, где получили диплом II степени.

В декабре 1924 г. семеро мастеров из Палеха основали «Артель древней живописи». Работы этого объединения в 1925 г. были отправлены на Всемирную выставку в Париже. В 1932 г. был образован Союз художников Палеха, а в 1935 г. артель преобразовалась в Товарищество художников Палеха. В 1954 г. возникли Палехские художественно-производственные мастерские Художественного фонда СССР. В настоящее время обучиться искусству данной миниатюры можно за 4 года в Палехском художественном училище имени А. М. Горького.

Технология изготовления

Как уже отмечалось ранее, шкатулки в традициях лаковой миниатюры имели основу из папье-маше. Заготовка из картона спрессовывается, а затем сушится несколько дней. Далее ее нужно в течение суток пропитать льняным маслом и высушить в горячей печи 2 дня. Затем полуфабрикат обрабатывается с помощью наждачной щетки, шлифуется и на нем крепится необходимая фурнитура. В конце данного этапа шкатулку грунтуют особым составом, покрывают черным лаком в несколько слоев и 7 слоями светлого лака, тщательно просушивая в печи каждый слой.

Роспись имеет строгую последовательность в нанесении темперы. Темперные краски использовались с древнейших времен, художники изготавливали их из сухих порошковых пигментов, связующим веществом в которых служили эмульсии: натуральные (куриный желток) и искусственные (масла в водном растворе клея). Мастерству работы с темперой нужно обучаться несколько лет, только тогда можно достигнуть идеальной плавности линий, точности и четкости миниатюрных силуэтов.

На начальном этапе росписи мастера выкрашивают композицию белилами, акцентируя темные и светлые места. Затем наносят краски, необходимые для росписи шкатулки. Умельцы кропотливо прорисовывают беличьими костями ручной работы контуры всех элементов, подчеркивая цветом каждую деталь и часто используя при этом увеличительное стекло. В финале росписи наносят золото (лист золота измельчается и смешивается с клеем), оно придает рисунку теплоту и яркость, создается ощущение, что изображение светится изнутри.

Отделка золотом заимствована палехскими мастерами из иконописи, где золото является символом божественного света.

На последнем этапе изготовления шкатулку покрывают масляным лаком и полируют. Полировка происходит нанесением нескольких лаковых слоев, которые хорошо просушиваются при заданной температуре определенное время. Затем поверхность выравнивается с помощью стекла и пемзы, а потом полируется на специальном движущемся круге, который обтянут бархатом.

Своеобразие стиля

Фоном для рисунков на палехских шкатулках выступает черный цвет – он является символом тьмы, из которой рождаются жизнь и краски, придает глубину всей композиции. Внутри изделие всегда красного оттенка. Для палехской росписи характерны также яркие темперные краски и роспись золотом. Изящно прорисованные удлиненные фигуры являются отголоском иконописных традиций. Героями выступают персонажи сказок и былин, а также классических произведений и песен. Шкатулки имеют свои названия, например, «Тройка», «Поход Ермака», «Каменный цветок», «Руслан и Людмила», «Василиса Прекрасная».

Как отличить оригинал от подделки?

Расписные шкатулки из Палеха являются прекрасным украшением интерьера и уникальным подарком. Но чтобы не приобрести подделку, при покупке следует обращать внимание на следующие детали.

  • Оригинальные палехские шкатулки обычно черного цвета снаружи (иногда могут быть окрашены в зеленый или синий оттенки) и всегда выкрашены в красный цвет изнутри.
  • Роспись характеризуется многотональной прокраской теней, слегка вытянутым изображением персонажей, точной прорисовкой всех элементов и деталей.
  • Изделия из Палеха отличаются идеальной полировкой снаружи и внутри. Царапины, пятна и вздутия – это признак неоригинальной шкатулки.
  • Крышка коробочки всегда плотно подогнана к основанию – так называемому кузовку.
  • На оригинальной вещи обязательно должна присутствовать позолоченная надпись «Палех», которая располагается всегда в левом нижнем углу, а в правом нижнем углу можно прочитать фамилию мастера.
  • Упакована настоящая палехская шкатулка в жестяную коробочку, у которой внутри имеется слой наклеенной ваты, способной защитить лак и роспись от повреждений.
  • Низкая цена на такое изделие – это всегда показатель того, что перед вами подделка. Палехская миниатюра – очень трудозатратный народный промысел, поэтому такие вещи высоко ценятся и не могут стоить дешево.

Палехские расписные шкатулки – это уникальные произведения искусства, в которые мастер вкладывает свою душу и весь свой многолетний опыт. Шкатулки, изготовленные в палехской технике, известны во всем мире и являются неотъемлемой частью самобытной русской культуры.

Все о шкатулках Палех смотрите в видео.

«Личники» и «доличники». Секреты мастерства палехских иконописцев

Мастерская «Палехский иконостас» — крупнейшее предприятие маленького города Палех в Ивановской области. Сегодня в нем работают более 150 мастеров, которые создают иконостасы и пишут иконы для всей страны — от Калининграда до Благовещенска. Как это происходит, в чем особенность легендарного палехского стиля и что стоит за смешными словами «левкасить» и «лампензель» — в репортаже ТАСС.

Палех — уютный старинный городок в 60 км от Иванова, два года назад получивший статус родины жар-птицы. В тихую ясную погоду он напоминает чудесную расписную шкатулку. Вдоль зеленых улиц, главная из которых сбегает к реке Палешке, стоят аккуратные деревянные домики с оконными кружевами. Заборы здесь низкие, а деревья — высокие. Вроде бы ничего необычного, но во всем — необъяснимое таинство. По словам палехских экскурсоводов, каждый девятый живущий здесь — художник. Иконопись всегда была семейным занятием, и ремесло передавалось от одного поколения к другому.

Вид на Палех с колокольни Крестовоздвиженского храма

© Владимир Смирнов/ТАСС

Создатели и владельцы мастерской «Палехский иконостас» тоже потомственные. Артель была организована 23 года назад двумя братьями — Анатолием Влезько и Юрием Федоровым. Застать их в мастерской мне не удалось: в этот день они были в командировке. Поэтому экскурсию по предприятию для меня проводила дочь Анатолия Влезько Ольга. Сегодня она — правая рука отца и решает все организационные вопросы в «Палехском иконостасе».

— Это сейчас мы — солидное предприятие. А изначально мастерская была семейной, начинали в гараже собственного дома, работали вшестером, включая отца и дядю. У отца прадед был иконописцем, сам отец и мама — тоже художники, будучи студентами познакомились в Палехском художественном училище, с тех пор вместе, — рассказывает Ольга.

© Таисия Кириллова/ТАСС

По ее словам, первый иконостас здесь создали по заказу кинорежиссера Никиты Михалкова — для старинной церкви святителя Николая Чудотворца в подмосковном селе Аксиньино, которая в те годы как раз восстанавливалась. До этого в мастерской писали лишь иконы.

— Этот заказ пришел нам очень неожиданно, до этого мы ни разу ничем подобным не занимались. Но поскольку времена были непростые, 96-й год, естественно, мы были рады любой работе. Нас просто спросили: сможете сделать иконостас? Мы сказали: да! И сделали, — рассказывает Ольга.

Сегодня маленькая семейная мастерская разрослась до градообразующего предприятия, имеющего собственные столярные и токарные цеха. В просторном трехэтажном здании работают художники, краснодеревщики, позолотчики и архитекторы — всего более 150 человек. Многие из них трудятся здесь целыми семьями. Всего за время работы мастерской было создано более 200 иконостасов, сколько написано икон и утвари — не сосчитать.

© Таисия Кириллова/ТАСС

25 слоев грунта

Оцилиндровочный цех до отказа набит кругляком. Его везут сюда из Нижегородской и Вологодской областей — древесина оттуда считается особенно добротной. Внутри стоит смолянистый запах сосны, в воздухе кружат тонкие завитки деревянной стружки. Рабочие — сплошь богатыри: коренастые и сосредоточенные, как с картины Васнецова. Они ловко поднимают тяжелые доски, укладывают их на станок, распиливают и принимаются за новые. Здесь готовят основу под иконы и создают «тело» будущего иконостаса.

— В основном используем сосну и липу, но иногда заказчики просят сделать иконостас из дуба или красного дерева. Распиленное дерево еще две недели сушится — и только потом его пускают в работу. Часть материалов отправляют в цех заготовки на резьбу, иконные доски — левкасят, то есть поэтапно грунтуют в 25 слоев. На это уходит примерно две недели, потому что каждый слой должен тщательно высохнуть. Поэтому, когда у нас спрашивают, можем ли мы создать икону за три-четыре дня, мы говорим, что это невозможно, — рассказывает наша собеседница.

© Таисия Кириллова/ТАСС

Над иконостасом площадью примерно 100 кв. м мастера работают от полугода до восьми месяцев. Самым трудоемким является декорирование. По специальным лекалам резьба сначала делается на копировальных станках, а потом мастерами вручную доводится до совершенства — раскрашивается и покрывается золотом.

Экономист-позолотчик

Мы с Ольгой направляемся в штаб-квартиру мастерской, которая находится в пяти минутах езды от столярных цехов. Это большое трехэтажное здание, в котором расположено более десятка других цехов, включая цех иконописи и золочения.

В последнем работают четыре мастерицы. Сусальное золото похоже на тонкую фольгу в форме книжки размером с ладонь. Каждый ее листочек разрезается ножом на несколько более мелких, а потом с помощью специальной кисти — лампензеля — наносится на фигуру, согревается горячим дыханием мастерицы и только после этого быстро растирается ватным диском.

© Таисия Кириллова/ТАСС

На огромном стеллаже во всю мастерскую лежат элементы резных колонн и уже позолоченные ажурные детали будущего иконостаса — эффектная резьба в виде виноградных гроздьев, листьев, лозы и других христианских символов. Их тут более сотни, всего же таких декоративных элементов на иконостасе бывает до 500 и даже больше.

— А где учат на позолотчиков? — интересуюсь я.

— В отличие от художников, искусству золочения нигде специально не учат, — объясняет Ольга и обращается к одной из мастериц: — Наташа, ты вот кто у нас по образованию?

— Я до декрета работала на этом же предприятии экономистом, потом решила, что мне интереснее работать руками, — перешла в лаковый цех, а теперь вот занимаюсь золочением. В общем-то, здесь меня всему и научили, — объясняет женщина.

Ольга Влезько рассказывает, что большинство сотрудников работают в мастерской более десяти лет, есть старожилы, которые трудятся на предприятии с тех пор, как оно открылось. И это вполне объяснимо: с работой в Палехе непросто, а тут официальное трудоустройство, стабильная зарплата, душевный коллектив.

Ольга Влезько (в центре) — дочь и правая рука одного из основателей мастерской «Палехский иконостас»

© Таисия Кириллова/ТАСС

— А обязательно ли человек, работающий у вас, должен быть воцерковленным, верующим?

— Особых требований в этом смысле мы своим сотрудникам не предъявляем. Человека ведь нельзя заставить во что-то верить или не верить. К нам в основном приходят мастера из Палехского художественного училища — это наша кузница кадров. Отбираем лучших. Каждый из них должен показать, на что способен. Сначала художник пытается раскрыть икону в цвете, если у него это получается, мы его смотрим дальше. Это как в компьютерной игре: если ты этот уровень не прошел, то на следующий тебя никто не пустит, — объясняет Ольга.

Канон и фрязь

Как рассказывают местные экскурсоводы, палехские мастера издревле славились своим неповторимым стилем в иконописи, который сложился к XVIII столетию. В нем читалась некая миниатюрность, «многодельность». Фрагмент, который, вероятно, можно было бы оставить без обработки, палехский мастер обязательно оттенит какой-нибудь завитушкой, чтобы проработать все до конца. Одежды и орнамент блестят золотом — символом света. Цвет драгоценного металла в палехской миниатюре — не просто техника письма. В христианской символике именно свет — прообраз божественной благодати.

После Октябрьской революции художникам пришлось на долгое время оставить библейские образы в поисках других тем. Советская власть иконопись не жаловала. Спасти древнее искусство помог писатель Максим Горький. По его инициативе в 1924 году была создана Артель древней живописи, в которую вошли сотни художников. Палешане перенесли свое мастерство на роспись шкатулок и табакерок. Использовался тот же колорит, та же технология наложения цветов, та же роспись золотом — разница была лишь в черном фоне.

© Владимир Смирнов/ТАСС

Уже через год палехские мастера получили золотую медаль Всемирной выставки в Париже. Художники открыли для себя новые темы, впервые обратившись к истории страны. На расписных коробочках и ларчиках бывшие иконописцы рисовали сюжеты из народных сказок, картинки деревенского быта и пейзажа. Это позволило сохранить технику и традицию. Сегодня икона вновь стала более востребованной, чем лаковая миниатюра.

В просторном светлом зале иконописи за широкими столами работают 35 художников. В основном женщины. Как и несколько столетий назад, иконы в мастерской пишутся натуральными красками — темперой, замешанной на яичном белке. Кисти используются самосвязанные, из беличьих хвостов.

— А что вы слушаете? — интересуюсь я у одной из мастериц в наушниках лет 50, которая аккуратно выводит кистью образ будущей иконы.

— Классическую музыку. Люблю Рахманинова, Моцарта. Это здорово повышает концентрацию, которая очень важна в нашем деле, все-таки работа ответственная, — с улыбкой отвечает она.

— А вы в Бога верите? — интересуюсь я.

— Иконописец — это прежде всего профессия. Ему свойственно все то, что свойственно другим людям. Однако мастер все равно должен обладать верой. Если иконописец пишет икону без веры, то это получается раскрашенная схема, — отвечает она.

© Таисия Кириллова/ТАСС

Мастерица рассказывает мне, что работает над «праздничной» иконой, которая пишется в традиционном палехском стиле для православного храма в Чечне. Работы еще много, примерно на месяц. Ее задача — прорисовать все, кроме лица. Оказывается, у художников-иконописцев существует разделение труда.

— Одни — «доличники»: они разрисовывают палаты, одежду, пейзаж. Другие, самые опытные, — «личники» — пишут лики, руки и другие открытые части тела святых. Их труд более квалифицированный и выше оплачивается, — включается в разговор Ольга.

Мы проходим к окну, где работают «личники». Таких специалистов в мастерской всего трое. Каждая из них пишет лик, используя большую лупу. Работа почти ювелирная.

Художницы говорят, что им близок исконно палехский стиль письма, но, если нужно, они могут написать икону и в академическом стиле, и в стиле фрязь — это техника итальянского Ренессанса, которой присуща большая достоверность в передаче образов. Тут как заказчик пожелает.

Мастера-«личники» — наиболее опытные, они пишут лики, руки и другие открытые части тела святых

© Таисия Кириллова/ТАСС

— А какой считается более правильным, каноничным? — интересуюсь я.

— Каноническое письмо более условно, оно стремится не к реалистичности, а к отражению духовного мира. Но нельзя говорить о том, что какой-то стиль более правильный, а какой-то нет. Есть ряд непреложных принципов, главный из которых — узнаваемость. Входя в храм и увидев, к примеру, издалека икону Серафима Саровского, прихожанин должен понять, что это именно он. Если же ты видишь изображение, которое тебя смущает, то это не икона. С другой стороны, у всех людей свои рамки понимания религиозного искусства, — объясняют мне.  

Я пытаюсь выпытать у своих собеседниц секрет палехского мастерства. Женщины в ответ отшучиваются: «Чтобы овладеть палехским стилем, здесь нужно родиться».

© Таисия Кириллова/ТАСС

Сейчас палехская мастерская работает над иконостасами для храмов Астрахани, Пензы, Ростова и Иркутска. В работе также проект для одного из соборов в Англии. Если все удастся, это будет первый палехский иконостас, отправившийся в Европу.

Таисия Кириллова

Статья «Палех. История промысла»

Палех. История промысла

Одним из красивейших видов народно-прикладного творчества является русская лаковая миниатюра, современные центры которой расположены в Палехе, Федоскино, Мстёре и Холуе.

Древнейший центр этого искусства — поселок Палех Ивановской области, художники из которого на протяжении веков не только писали иконы, но также расписывали стены в православных храмах и реставрировали старинные церкви и соборы. Палехская миниатюра, возникшая в результате социальных и культурных изменений, произошедших в России после Октябрьской революции 1917 года, сумела сохранить вековые традиции иконописи и перенести их на новые формы и наполнить иным, востребованным обществом содержанием.

История русских лаков

В России лаковая живопись существует уже более двух столетий. Ее началом принято считать конец XVIII века, когда московский купец Коробов основал фабрику по производству лакированных козырьков, предназначенных для русских армейских головных уборов. Лаковая миниатюра появилась несколько позднее, когда при российском императорском дворе в моду вошел обычай нюхать табак. Коробов сумел довольно быстро организовать изготовление миниатюрных лаковых шкатулок – табакерок. Со временем подобные вещицы стали использоваться для украшения помещений. Соответственно, требования к их художественному оформлению стали выше. В дальнейшем произведения русских мастеров стали заметно отличаться от западных образцов как по технике исполнения, так и по сюжетам, имевшим ярко выраженный национальный характер. Так, в русской лаковой миниатюре появились герои и сцены из народных былин и сказаний классической и древнерусской литературы, показывавшие русские традиции и быт, воспроизводившие красоту окружающей природы.

Центры русской лаковой миниатюры

В современной России есть четыре центра, где активно развивают сохраненные старинные традиции русского искусства миниатюрной лаковой живописи: Федоскино, Палех, Холуй и Мстёра. До революции 1917 года все селения, кроме Федоскино, были известны в России как крупные центры иконописного промысла, в которых не только создавались иконы, но и готовились мастера по реставрации и стеновой росписи храмов. Каждый из этих центров создавал иконы в единых православных традициях, но при этом имел и собственные характерные отличия. Мастера из Холуя, насколько это было возможно в иконописи, были близки к русскому традиционному реализму, жители Мстера следовали традициям старообрядческих общин разных российских регионов, а палехские художники выполняли наиболее каноничные православные иконы.

Как началось иконописание в Палехе

В XVI веке палехские жители под влиянием возникших раньше центров иконописи в Шуе и Холуе стали пробовать свои силы в написании икон. Попыток было немного, и особо удачными их не назовешь. В середине XVII века слава о палехских иконописцах дошла до Москвы, и мастеров стали приглашать для исполнения работ при царском дворе. Если в XVII веке во Владимирской губернии иконы писали практически в каждом крупном селе, то в XVIII столетии остались три основных центра иконописи: Холуй, Мстёра и Палех. Палешане, в отличие от жителей более промышленно развитых Мстеры и Холуя, вплоть до начала XIX века совмещали ведение традиционного сельского хозяйства с написанием икон в свободное от работ в поле время. Тщательно вырисованные с соблюдением традиций иконы создавались медленно и были дороги. Начало XIX века считается временем расцвета палехского иконописного промысла. Созданные в Палехе иконы продавались не только в столице и крупных российских городах, но и за границей.

К середине XIX века в Палехе организуются первые мастерские, принадлежавшие Сафонову, Корину, Наныкину и Удалову. К началу XX века производство икон стало массовым, более дешевым и менее качественным. Появление дешевых образов, распечатанных типографским способом, привело к упадку иконописи и ликвидации ряда известных мастерских. В начале двадцатого века в Холуе, Палехе и Мстёре для сохранения традиций Комитетом попечительства русской иконописи были созданы учебные мастерские, просуществовавшие вплоть до 1917 года.

Советский период

После Октябрьской революции, вплоть до 1923 года, большинство мастеров в Палехе остались без работы. Кто-то уехал в поисках заработка в город, некоторые пытались делать игрушки, посуду или плести лапти. До 1923 года было предпринято несколько попыток приспособить бывших иконописцев к росписи ларцов, детских игрушек и деревянной посуды. Однако дело не пошло, так как необходимость выпуска больших объемов по низким расценкам, да и сам характер изделий привели к выпуску продукции низкого качества. Датой, когда была создана палехская лаковая миниатюра, в том виде, в каком мы ее знаем, следует считать конец 1922-го, начало 1923 года. Именно тогда театральный художник Иван Иванович Голиков на черных заготовках из папье-маше создал композицию «Адам в раю». Эта работа заинтересовала руководство Кустарного музея (сегодня — Музей народного искусства), которое стало снабжать художника заготовками и оплачивало его работу. В дальнейшем к процессу подключились И. В. Маркичев, А. В. Котухин и И. П. Вакуров. Созданные этими мастерами работы были представлены в 1923 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве и были удостоены диплома 1-й степени. В 1924 году работы художников были представлены на выставке в Венеции, а в 1925-м – в Париже, где произвели настоящий фурор и пользовались большим успехом. Все это привело к тому, что 5 декабря 1924 года в Палехе В. В. и А. В. Котухиными, А. И. и И. И.Зубковыми, И. В. Маркичевым, И. М. Бакановым и И. И. Голиковым была создана Артель древней живописи. Новорожденная палехская миниатюра столкнулась с рядом проблем: прежде всего необходим был новый материал – папье-маше, технология которого не была известна художникам-палешанам, кроме того, необходимо было перейти от росписи плоского полотна иконы к оформлению вещей и предметов, обладающих объемом и формой. А ассортимент и формы расписываемых палехскими мастерами предметов был довольно велик: броши, бисерницы, лари, шкатулки, портсигары и табакерки, очечники и пудреницы и многое другое. Палехская миниатюра того времени обладает сильно выраженным орнаментальным началом, но в ней отсутствуют яркие образы и развивающаяся сюжетная линия. Наиболее удачными и популярными композициями того времени были битвы, пастушки, охота, гулянки и тройки. Смело можно утверждать, что именно в 20-х годах ХХ века лаковая миниатюра в Палехе сформировалась под влиянием как древнерусской иконописной традиции, так и всего мирового художественного искусства.

Послевоенные годы

В первые мирные десятилетия многие мастера палехской миниатюры в своих произведениях изображают различные батальные сцены, как недавно окончившейся Второй мировой войны, так и других великих сражений, прославивших русскую армию. В пятидесятые годы, по мнению многих искусствоведов, лаковая миниатюра в Палехе переживает явный кризис, который был обусловлен склонностью многих художников к чрезмерной реалистичности, вытеснившей из работ романтичность и возвышенную изысканность, характерные для произведений прежних лет. Палехская миниатюра, фото которой представлено ниже, наглядно показывает влияние советской идеологии того времени на художников.

Излишняя реалистичность, монументальность и пафос характеризуют большую часть работ, созданных в эти годы, хотя и оставались некоторые мастера, сохранившие романтизм и традиции старой школы.Шестидесятые годы характеризуются тем, что монументальность и избыточная натуралистичность уходят, а возвышенность и романтическая дымка возвращаются в Палех, лаковая миниатюра вновь становится поэтичной и иносказательной. В этот период художники-палешане обращаются не только к фольклорным источникам, но и к произведениям классической литературы, а также и к современным песням. В то же время социально значимые события, такие как, например, полет человека в космос, также находят свое отображение в работах мастеров.

Семидесятые-восьмидесятые годы XX века стали временем расцвета палехской росписи. Художники Палеха приглашаются для разработки декораций различных концертных программ, декоративного оформления детских и культурных учреждений.

Современность

Пережив сложные 90-е годы, палешане не оставили свой традиционный промысел. Палехское художественное училище ежегодно выпускает молодых мастеров, бережно сохраняющих традиции и особенности, которыми так интересна палехская миниатюра. Сегодня существует несколько артелей и семейных предприятий, изготавливающих в Палехе традиционные лаковые изделия.

Отличительные черты

Палехская роспись, как и любое другое народное искусство, сформировавшееся в той или иной местности, имеет свои отличительные черты и традиции. Как уже говорилось, иконописный промысел на протяжении веков прославлял Палех. Лаковая миниатюра переняла от иконописи множество черт, таких как, например, построение композиции и тщательная проработка каждой детали. Можно говорить о том, что палехская миниатюра выросла на вековых традициях иконописной живописи.

От других народных школ лаковой росписи палехский стиль отличается следующими особенностями:

прорисовывание цельных композиций и сюжетов;

миниатюрность росписи;

-узорчатость и орнаментальное богатство рисунка;

-тщательная детализация каждого элемента;

-удлиненность и хрупкость человеческих фигур;

-тонкость прорисовки частей тела людей;

-разнообразные цветовые переходы;

-использование темных фонов;

-использование яичной темперы;

-роспись золотом.

Но для того чтобы художник смог приступить к созданию миниатюры, необходимо прежде всего создать из папье-маше изделие, которое и будет расписываться.

Как делают папье-маше?

Изготавливают его из картона, который предварительно нарезают на полосы, смазывают клейстером, сваренным из пшеничной муки, и накладывают на деревянную форму (болванку) внахлест. После того как получилась нужная толщина, болванку вместе с картоном фиксируют в специальном прессе. Под воздействием давления они превращаются в трубки различной формы и размера. Спрессованные таким образом склейки просушиваются при комнатной температуре около двух недель. Затем высушенные заготовки опускают на сутки в теплое льняное масло для пропитки, после чего их сушат четыре дня в специальной печи, температура в которой поддерживается на уровне 120 0С. На следующем этапе заготовку грунтуют и шлифуют. После шлифовки на ее внешнюю поверхность накладывают несколько слоев черного лака, а на внутреннюю – масляного лака с киноварью. В завершении процесса вся поверхность лакируется несколькими слоями светлого лака. После нанесения каждого слоя заготовку высушивают при определенной температуре в печи. Только после всех этих манипуляций художник сможет начать роспись.

Техники и приемы

Как уже отмечалось, одной из отличительных черт, которыми обладает лаковая миниатюра палехской росписи, является письмо яичными темперными красками. Для того чтобы краски не скатывались с гладкой лаковой поверхности, ее специально обрабатывают пемзой. Контур будущего рисунка наносится на изделие острым карандашом, и делается подмалевок. Именно по нему и будет мастер наносить множество прозрачных и тонких слоев росписи. Всего основных этапов создания изображения пять:

1. Роскрышь – наметка основных силуэтов и контуров.

2. Прописка – уточнение контуров и оттенков цвета.

3. Плави – нанесение жидкой лессировочной краски жирными мазками.

4. Бликовка – насечка, выполняемая твореным золотом.

5. Обрамление росписи золотым узором.

После этого выполненный золотом орнамент полируют агатом в виде конуса или волчьим зубом, а затем все изделие покрывают 6-7 слоями лака. После нанесения каждого из них работа просушивается, полируется на особом полировальном круге, а затем проходит финишную обработку ручной полировкой. Лаковая поверхность, отполированная до зеркального блеска, дает изображению дополнительную глубину и заставляет краски «звучать» более насыщенно и мягко.

Материал Для презентации Палехская Роспись

Палехская роспись — вид народно-прикладного творчества, возникшего из иконописных традиций и представляющего собой русскую миниатюрную живопись темперными красками на папье-маше и предметах из дерева.

Палехская роспись возникла в селе Палех Ивановской области в советское время, однако её корни уходят в прошлые века. Первое упоминание об искусстве палехских живописцах относится к 17 веку, а само слово «Палех» относится к финно-угорской группе.

Общие черты палехской росписи Как и любое народно- прикладное искусство относящиеся к определённой местности , палехская роспись имеет ряд своих особенностей и черт основанных на традициях мастеров данной школы. Так как родоначальником палехской росписи были иконописцы, этот факт не мог, не отразится на стиле написания художественных композиций создаваемых палехскими живописцами. Так же палехская роспись отличается от других школ тем, что не изображают орнаменты или отдельные фигуры, а прорисовывают целые композиции.

Искусство палеха – это «поэзия в рисунке»

Черный фон, выполняемый лаком и являющийся основным «пространством» для будущей композиции, в палехской миниатюре не случаен. Дело в том, что искусство лаковой миниатюры зародилось в древних странах Дальнего Востока, где материалом, на котором писалось изображение, было лаковое дерево — натуральное природное сырье. В России такового не нашлось, поэтому русские мастера стали использовать для росписи папье-маше, покрытое чёрным лаком. Это покрытие стало визитной карточкой палехской росписи. Помимо этого, черный фон для палехской миниатюры символизирует тьму, из которой в процессе работы написания картины, рождаются жизнь и цвет. К тому же черный фон обладает своим внутренним объемом, что придает готовым рисункам глубину в композиции.

Ещё одной отличительной чертой палехской росписи является то, что с начала зарождения искусства миниатюрной живописи Палеха и до сего времени художники пишут картины яичной темперой, которая использовалась для написания икон.

Золотой цвет — это не только часть цветовой гаммы рисунка и отличительная особенность работ палехских живописцев. Тонкие линии золота и серебра служат для выявления света и теней, выявляют форму фигур и отдельных элементов композиции. Кроме этого, золото символизирует свет, которое в христианском мировосприятии означает нечто Божественное, вечное.

Работа художника-миниатюриста требует филигранной точности, выветренности каждой линии, аккуратности. Частенько палехским мастерам приходится применять при написании своих миниатюрных шедевров увеличительное стекло. Неповторимая манера и изящество палехской лаковой миниатюры базируется на вековых традициях древнерусской живописи и богатого опыта народного творчества.

В настоящее время палехская роспись также актуальна, как и в прошлые времена. Каждый год палехская художественная школа выпускает новых мастеров, которые впитали традиции и стиль исконной палехской живописи.

Искусство Палеха — часть мировой культуры.

Искусство Палеха — часть
мировая культура. Лаковая миниатюра, появившаяся в начале
масла 20 века в основу древнерусской живописи принесли
Палех получил мировую известность. До этого на протяжении 3 веков Палех был известен
в России как один из крупнейших центров иконописи.После
революция 1917 года, из-за гонений религия, бывшие художники
начали искать новую работу, где могли бы применить свой опыт.
Решение было найдено благодаря уникальному таланту Ивана Голикова.
и организаторский талант зятя А. Глазунова.
Использование опыта лукутинской миниатюры и художественных традиций старины.
Русская живопись, Голиков начал создавать миниатюры. Его очаровательный
и оригинальные работы очаровывали его бывших коллег.Даже их
первые работы нашли широкий отклик среди экспертов и общественности в России
и за границу. Сделаны первые выставки Палеха в Париже и Венеции.
сенсация. Миниатюры Голикова, несмотря на небольшой размер,
довольно хорошо выразил дух времени. Его пары, за рулем тройки,
свидания, танцы, сражения, прекрасные по форме и цвету, были
наполнен динамичным ритмом, отражающим время стремительных перемен.

В 1924 году семь художников Палеха
основал старую живописную артель.Таким образом, новая страница в истории
ремесло было открыто, и вскоре лаковая миниатюра получила мировое признание.
Фольклорное мышление, насыщенность содержания, образность —
это характерная черта традиционного палехского искусства. Фольклор
энергия всегда питала и питает искусство художников-миниатюристов.
Жанровые мотивы, как правило, носят ретроспективный характер, это не так.
только дань исторической памяти, поэтизация прошлого,
но поиск гармонии в вечных темах, в которых выражается
очарование и умиротворяющая красота обычных человеческих поступков и веселья

Произведения классической литературы, к которым
каждое поколение художников Палеха обращает свое внимание каждый
время звучит иначе, когда выражает нашу реальность.Каждый раз известный
шедевры обретают новую жизнь. Каждый художник читает одно и то же
fabula по-другому и добавляет не только его эмоциональное восприятие и
профессиональное исполнение, но и создает имидж по-своему, вводит
различные нюансы, таким образом достигая острого современного выражения
темы. Еще Гете, говоря о своем понимании
art упомянул, что художники, использующие те же фабулы и персонажей
по-прежнему меняют и трансформируют их по-новому.Получив
во время перестройки невиданная раньше свобода творчества,
художники по-разному использовали эту свободу. Старшее поколение высших
профессионалы остались верны классическим темам: фольклорным мотивам,
литературные источники. Они посвящены возвышенному восприятию жизни и
их произведения — поэтические образы мира.

Освоение техники Палехской росписи.
это прочная и кропотливая работа, позволяющая создавать соответствующие картины.
к высокому образу Палеха.5 лет учится в Палехской художественной школе,
будущие художники познают азы ремесла и только потом,
после многих лет совместной работы с опытными преподавателями step
шаг за шагом осваивают суть имиджевой структуры Палехской
миниатюра, непременно владея техникой росписи. Будущий художник
начинает свое обучение с копирования произведений, что позволяет ему приносить
мастерство живописи до совершенства.В то же время он пытается
создать свою композицию, развивая образный образ
мышление. Без этого художник обречен делать просто копии,
только изменив и немного изменив их.
Большинство художников Палеха верят: еще в советское время
Обернулся к иконе миниатюрной картиной библейского содержания.
Иконопись — сложный процесс не только для Палеха. Если создание
уникального центра лаковой миниатюры, сделавшего мир Палеха
известность произошла благодаря высокому стилю старинной палехской живописи,
затем происходит возрождение иконописи благодаря сохранению
техники иконописи в миниатюре, душевной гармонии ее
образ.Русская православная икона неисчерпаема, богатейшим материалом, имеющим
аналогов нет. Этот опыт и сама жизнь подсказывают понимание
изображения иконы живописцу.

В Палехе проживает несколько династий
художников, которые продолжают дело своих родителей, бабушек и дедушек.
Многие пары, когда они оба художники, а также дети
Художники показывают лучший результат совместного искусства.В этой наследственной
преемственность мы видим одно из условий жизнеспособности палехского искусства.
и его развитие в будущем. Несмотря на большие изменения в
Искусство художников Палеха миниатюра до сих пор оправдывает эпитет фея.
Это выражается не только в преобладании сказочной тематики,
но в самой структуре образов, полных лофт-фантазии
поэзия. Самым популярным мотивом палехской миниатюры всегда был и
до сих пор сохранилось изображение Жар-Птицы (Жар-Птицы).Сказочные персонажи
искали птицу, которая была не только символом красоты
благодаря солнечному оперению, а также символ вечного
молодость и счастье. Жар-Птица на протяжении десятилетий была гербом Палеха.
искусство, отражающее сущность прекрасного и молодого искусства существующего
несмотря на все исторические и жизненные потрясения. Палехская лаковая миниатюра
это не только воплощение исторической памяти и национальной самобытности
нации

: Изобразительное искусство :: Культура и искусство :: Россия-Инфоцентр

КУПИТЬ ЛАКОВУЮ КОРОБКУ ПАЛЕХ

Трудно поверить, что эти сказочные картины на лакированных черных шкатулках, которые кажутся популярными образцами чего-то «древнерусского», в какой-то мере обязаны своим появлением пресловутой революции 1917 года.Не говоря уже о многовековой иконописной традиции мастеров Палеха.

Палехская миниатюра — русское народное ремесло по росписи темперой лакированных изделий из папье-маше; Основанный на местной иконописной традиции, он появился в селе Палех Ивановской области только в начале 1920-х годов.

Иконопись пришла в Палех в 17 веке, достигнув своего расцвета в 18 — начале 19 века. Местный стиль сложился под влиянием московской, новгородской, строгановской и ярославской школ.Палехские иконы славились особой изысканностью росписи с интенсивным использованием золота на расписных облачениях святых и в орнаменте.

Процесс иконописи состоял из нескольких этапов, каждый из которых выполнялся разными мастерами: один из них шлифовал доску, другой обрисовывал контур будущей иконы, следующий писал композицию, но для лиц, рук и др. Голыми. части тела, над которыми работал еще один художник. Имена и тексты записал другой мастер, «подписчик».Наконец, работу завершил «лакировщик», который залил икону олифой.

В середине 19 века в Палехе действовало несколько мастерских. К концу XIX века иконописью в селе занималось 418 местных жителей. Многие иконописцы работали в Москве, в мастерских выходцев из Палеха.

Наряду с иконописью палехцы занимались обновлением монументальной живописи и принимали участие, в частности, в реставрации соборов и Грановитой палаты Московского Кремля, церквей Святой Троицы-св.Сергиева Лавра, Новодевичий монастырь и пр.

г.

Палех Артель
После революции 1917 года палестинские иконописцы столкнулись с необходимостью поиска новых путей реализации своего творческого потенциала. В 1918 году мастера объединились в Палехскую артель декоративно-прикладного искусства, которая начала производство нерелигиозных изделий из папье-маше, в основном шкатулок, украшенных лаковой миниатюрной росписью.

Типовые сюжеты палехской миниатюры заимствованы из быта, из классической литературы, сказок, былин, народных песен.

Аутентичный стиль палехской миниатюры можно узнать по утонченной и гладкой росписи, преимущественно на черном фоне, с насыщенным золотистым оттенком, четким силуэтам приплюснутых фигур, причем роспись часто распространяется по всей поверхности крышки и стенкам шкатулок. Орнаментальность пейзажа и архитектуры, изящно вытянутые пропорции фигур и палитра, основанная на сочетании трех основных цветов — красного, желтого и зеленого — уходят корнями в традиции древнерусской иконописи.Композиция обычно оформлена в изысканный узор, который расписан золотом.

Искусство миниатюрной живописи живо и сегодня. Сейчас в Палехе есть мастерские Художественного фонда России, а также небольшие частные студии и независимые художники. Мастеров палехской миниатюры готовит Палехское художественное училище, основанное в 1935 году.

Работы палехских мастеров хранятся в многочисленных музеях России и за рубежом. Государственный Палехский художественный музей в Палехе может похвастаться самой большой коллекцией миниатюрной живописи, насчитывающей более двух тысяч произведений.

КУПИТЬ ЛАКОВУЮ КОРОБКУ ПАЛЕХ

Подробнее о русских сувенирах …

Источники :
arber.ru
palekh.narod.ru
вики
bibliotekar.ru

Традиционная китайская живопись: история, стили, примеры

Какое отношение имеют вера, история и момент времени к традиционной китайской живописи? Все!

Рассмотрим эти три важные идеи, которые помогут сделать китайскую живопись такой, какая она есть:

  1. Прошлое является основой настоящего и будущего и требует уважения.Художники учатся своему ремеслу, копируя более ранних мастеров.
  2. Как люди, мы всего лишь крошечное пятнышко в широте пространства и времени.
  3. При этом хорошая картина раскрывает характер художника, который, в свою очередь, вносит свой вклад в смысл картины. Чтобы по-настоящему понять произведение, нужно узнать о художнике и времени, в которое он жил.

В результате произведения искусства от 200 г. до н.э. до современных произведений можно считать традиционной китайской живописью! Китайская роспись выполняется на бумаге или шелке с использованием различных кистей, туши и красок.Сюжеты различаются, в том числе: портрет, пейзаж, цветы, птицы, животные и насекомые.

От скрупулезности до руки: техники рисования

Копия портрета скачущей лошади работы Сюй Бэйхуна (1895-1953).

Как и каллиграфия, традиционная китайская живопись или гохуа (国画 / gwor-hwaa /) выполняется с помощью кисти, смоченной черными чернилами или цветными пигментами, обычно на бумаге или шелке. Готовую работу можно закрепить на свитках и повесить. Традиционной росписью были также стены, фарфор и лак.

В китайской живописи есть две основные техники:

  • Gongbi (工笔 / gong-bee /), буквально «рабочая ручка», представляет собой тщательно продуманный стиль, богатый цветом и подробными мазками кисти. Его часто используют для портретов или повествовательных сюжетов.
  • Xieyi (写意 / sshyeah-ee / «письмо»), что означает «от руки», представляет собой более свободный стиль рисования и обычно используется в пейзажах. Xieyi часто имеет преувеличенные формы и выражает чувства художника.Его также называют shuimo (水墨 / shway-mor / «водяные чернила»), что означает «акварель и чернила».

История в двух словах

От династий Хань (206 г. до н.э. — 220 г. н.э.) до династии Тан (618-907) художники нарисовали множество подробных, тщательно продуманных портретов королевского двора. Некоторые из древних произведений, изображающих придворную жизнь императоров, их дам и императорских лошадей, сохранились в гробницах и захоронениях. Династия Тан также увидела начало пейзажной живописи, которую часто называют шаньшуй (山水 / шань-швай / «гора-вода»).Они менее точны и допускают индивидуальную свободу в интерпретации предметов.

Время от периода пяти династий (907-960) до периода Северной песни (960-1127) известно как «золотой век китайской пейзажной живописи». Смелыми мазками и черными линиями художники изобразили холмы, реки и камни. Другие использовали более мягкую манеру письма, чтобы нарисовать мирные сцены с природой, птицами и животными.

Во времена династии Сун (960–1279) пейзажи почти достигли мифического качества с размытыми очертаниями гор и туманов.

Во времена династии Юань (1279-1368) художники начали добавлять в свои работы поэзию и каллиграфию, чтобы выразить свои мысли и чувства.

Техника цветной печати была усовершенствована во времена династии Мин (1368–1644), что явилось огромным достижением. Это дало возможность создавать иллюстрированные книги и руководства по технике китайской живописи.

В 1700-1918 годах богатые покровители лелеяли и поощряли новые работы многообещающих художников. Некоторые крупные города, такие как Шанхай и Янчжоу, стали центрами искусства.

Западное искусство оказало влияние на Китай в конце 1800-х и 1900-х годах. Некоторые художники после обучения за границей вернулись на родину и вобрали в свое искусство лучшее из обеих культур.

Пейзажи, украшающие китайскую живопись

Hongcun

Хотите увидеть пейзажи, украшающие китайское искусство?

Хунцунь в Желтых горах до сих пор часто посещают художники, и вы можете увидеть, как они своими кистями сочетают бассейны, ивы и древнюю архитектуру! Если вы хотите, чтобы веер с ручной росписью стал сувениром, подумайте о том, чтобы посетить «родной город бумажных вееров» — Fuli .Фули также является одним из наиболее хорошо сохранившихся древних городов Гуйлиня с более чем 1000-летней историей. Пейзажные шедевры также можно найти в Гуйлине .

Похожие туры

Желтые горы (Хуаншань по-китайски)

Желтые горы

Если вы планируете тур в Желтые горы, ознакомьтесь с нашими рекомендациями для вдохновения:

Гуйлинь

Наслаждайтесь мирными пейзажами Гуйлиня.

Думаете вместо этого о Гуйлине? Для вдохновения рассмотрим эти популярные туры:

  • Гуйлинь Живописные и этнические открытия (4 дня): Погрузитесь в красоту традиционной жизни, от прогулок по маленьким дорожкам рисовой террасы до посещения дома местной этнической семьи.
  • Essence of Guilin (3 дня): Наслаждайтесь неподвластной времени сельской местностью во время речного круиза, полюбуйтесь панорамными видами с карстовых холмов и исследуйте лучшие пещеры Гуйлиня.
  • Гуйлинь, Луншен, Яншо Отдых (6 дней): Наслаждайтесь мирными пейзажами, сельской местностью и традиционными этническими культурами Гуйлиня, Яншо и рисовых террас Луншэн Лунцзи в расслабляющей обстановке.

Наши туры могут быть индивидуализированы. Просто сообщите нам о своих интересах и требованиях, и мы составим для вас индивидуальный тур .

Статьи по теме

Пассаж для академических чтений 337 — Искусство фотографии?

Пассаж для академических чтений 337 — Искусство фотографии?

Подробности
Последнее обновление: суббота, 17 ноября 2018 г. 19:44
Написано IELTS Mentor
Просмотров: 72391

Вы должны потратить около 20 минут на вопросы 27–40 , которые являются на основе отрывка для чтения ниже.

ФОТО ИСКУССТВО?

Сегодня этот вопрос может показаться бессмысленным. Поскольку мы окружены тысячами фотографий, большинство из нас считает само собой разумеющимся, что, помимо предоставления информации и соблазнения клиентов, изображения с камеры также служат украшением, дают духовное обогащение и дают существенное понимание происходящего. Но в течение десятилетий после открытия фотографии этот вопрос отражал поиск способов приспособить механическую среду к традиционным схемам художественного выражения.

Широко разрекламированное заявление художника Поля Делароша о том, что дагерротип * означал конец живописи, вызывает недоумение, потому что этот умный художник также предсказал полезность этого средства для художников-графиков в письме, написанном в 1839 году. Тем не менее, это симптоматично. колебания между прямым отказом и квалифицированным принятием медиума, что было довольно типично для художественного истеблишмента. Обсуждение роли фотографии в искусстве было особенно горячо во Франции, где внутренняя политика того времени привела к созданию большого пула художников, но также была подхвачена важными голосами в Англии.В обеих странах общественный интерес к этой теме отражал веру в взаимосвязь национального статуса и достижений в искусстве.

Из лабиринта противоречивых заявлений и горячих статей на эту тему возникли три основные позиции о потенциале операторского искусства. Самым простым из них, которого придерживались многие художники и определенная часть публики, было то, что фотографии не должны считаться «искусством», потому что они сделаны с помощью механических устройств и физических и химических явлений, а не человеческой рукой и духом; Некоторым казалось, что изображения с камеры имеют больше общего с тканью, производимой машинами на фабрике, чем с творениями ручной работы, созданными по вдохновению.Второе широко распространенное мнение, разделяемое художниками, некоторыми фотографами и некоторыми критиками, заключалось в том, что фотографии были бы полезны для искусства, но не должны считаться равными по творчеству рисованию и живописи. Наконец, предположив, что этот процесс был сопоставим с другими методами, такими как гравировка и литография, значительное количество людей осознали, что изображения с камеры были или могут иметь такое же значение, как произведения искусства, сделанные вручную, и что они могут иметь положительное влияние на искусство и по культуре в целом.

Художники по-разному отреагировали на фотографию. Многие художники-портретисты, в частности миниатюристы, осознавшие, что фотография представляет собой «почерк на стене, », стали использовать дагерротипирование или бумажную фотографию, чтобы спасти свою карьеру; одни включили его в живопись, другие вообще отказались от живописи. Тем не менее, другие художники, самым известным из которых был французский художник Жан-Огюст-Доминик Энгр, почти сразу же начали использовать фотографию для записи своих собственных работ, а также для обеспечения себя исходным материалом для поз и фона, решительно отрицая в то же время его влияние на их видение или его претензии как искусство.

Мнение о том, что фотографии могут быть полезны для художников, было подробно изложено Лаканом и Фрэнсисом Вей. Последний, искусствовед и литературный критик, который в конечном итоге признал, что изображения с камеры могут быть не только информативными, но и вдохновляющими, предположил, что они приведут к большей естественности в графическом изображении анатомии, одежды, сходства, выражения и пейзажа. Он утверждал, что, изучая фотографии, настоящие художники избавятся от черных задач и смогут посвятить себя более важным духовным аспектам своей работы.

Вей не сказал, что некомпетентный художник мог бы сделать в качестве альтернативы, но, по словам влиятельного французского критика и поэта Шарля Бодлера, написавшего в ответ на выставку фотографии в 1859 году, ленивые и бездарные художники станут фотографами. Воодушевленный верой в искусство как творческое воплощение культивируемых идей и мечтаний, Бодлер считал фотографию «очень скромным слугой искусства и науки»; среда, в значительной степени неспособная превзойти «внешнюю реальность».Для этого критика фотография была связана с «великим промышленным безумием» того времени, которое, в его глазах, имело катастрофические последствия для духовных качеств жизни и искусства.

Эжен Делакруа был самым выдающимся из французских художников, который приветствовал фотографию как помощника, но осознавал ее ограничения. Сожалея о том, что «такое чудесное изобретение» появилось так поздно в его жизни, он все же брал уроки дагерротипирования, заказывал и собирал фотографии.Энтузиазм Делакруа по отношению к медиуму можно уловить в дневниковой записи, в которой отмечается, что если бы фотографии использовались так, как они должны быть, художник мог бы «подняться до высот, о которых мы еще не знаем».

Вопрос о том, была ли фотография документом или произведением искусства, вызвал интерес и в Англии. Самым важным заявлением по этому поводу была статья без подписи, в которой был сделан вывод о том, что, хотя фотография и должна играть определенную роль, ее не следует «принуждать» к «соревнованию» с искусством; более строгая точка зрения привела к тому, что критик Филип Гилберт Хэмертон отверг изображения с камеры как «узкие по диапазону, решительные в утверждениях, говорящие одну правду на десять лжи».

Эти писатели отражали оппозицию части культурной элиты Англии и Франции «удешевлению искусства», которое представляло растущее признание и покупка фотоаппаратов средним классом. Технологии сделали фотографические изображения обычным явлением в витринах магазинов на Риджент-стрит и Пикадилли в Лондоне и на торговых бульварах Парижа. В Лондоне, например, в то время было около 130 коммерческих заведений, где можно было купить портреты, пейзажи и фотографические репродукции произведений искусства.Этот призыв к среднему классу убедил элиту в том, что фотографии будут способствовать стремлению к реализму вместо идеализма, хотя некоторые критики признали, что работы отдельных фотографов могут отображать вдохновляющий стиль и содержание, которые соответствуют определяющим характеристикам искусства.

Эти писатели отражали оппозицию части культурной элиты Англии и Франции «удешевлению искусства», которое представляло растущее признание и покупка фотоаппаратов средним классом.Технологии сделали фотографические изображения обычным явлением в витринах магазинов на Риджент-стрит и Пикадилли в Лондоне и на торговых бульварах Парижа. В Лондоне, например, в то время было около 130 коммерческих заведений, где можно было купить портреты, пейзажи и фотографические репродукции произведений искусства. Этот призыв к среднему классу убедил элиту в том, что фотографии будут способствовать стремлению к реализму вместо идеализма, хотя некоторые критики признали, что работы отдельных фотографов могут отображать вдохновляющий стиль и содержание, которые соответствуют определяющим характеристикам искусства.

* название, данное первым коммерчески успешным фотографическим изображениям.

Вопросы 27-30

Выберите правильную букву, A, B, C или D .

Запишите свои ответы в графы 27-30 на листе для ответов.

27. В чем заключается основная мысль автора в первом абзаце?

A. Фотография используется для самых разных целей.
Б. Фотографы и художники преследуют одни и те же основные цели.
C. Фотография не всегда была общепринятым видом искусства.
D. Фотографы сегодня более креативны, чем в прошлом.

28. Какое общественное мнение о художниках разделяли французы и англичане?

A. что только художники могут отражать истинные ценности культуры
B. что только художники могут судить о фотографии
C. что художники могут потерять работу в результате фотографии
D. этот успех художника повысил международный авторитет страны

29. Что писатель имеет в виду, говоря «почерк на стене» во второй строке абзаца 4?

A. пример плохого таланта
B. сообщение, которому нельзя доверять
C. реклама чего-то нового
D. сигнал, что произойдет что-то плохое

30. Что стало результатом повсеместной доступности фотографий для среднего класса?

A. Самые образованные люди беспокоятся о его влиянии на общественные вкусы.
Б.Это помогло художникам оценить достоинства фотографии.
C. Усовершенствованы фотографические методы.
D. Это привело к удешевлению фотографий.

Вопросы 31-34

Завершите краткое содержание параграфа 3, используя список слов A-G ниже.

Запишите свои ответы в графы 31-34 на листе для ответов.

A) изобретательский C) полезный E) смешанный G) худший
B) аналогичный D) следующий F) оправданный

Искусство камеры

На заре фотографии ее будущее было 31 ………………………., но возникли три четких взгляда. Большое количество художников и обычных людей рассматривали фотографии как 32 ………………………. к картинам из-за того, как они были произведено. Еще одна популярная точка зрения заключалась в том, что фотографии могут играть определенную роль в мире искусства, несмотря на то, что фотограф меньше 33 ……………………. …… Наконец, меньшее количество людей подозревало, что влияние фотографии на искусство и общество может быть 34 ………………………

Вопросы 35-40

Посмотрите на следующие утверждения и список людей, AE , ниже.

Сопоставьте каждое утверждение с правильным человеком.

Напишите правильную букву A – E в полях 35-40 на листе для ответов.

35. Он утверждал, что фотография сделает картины более реалистичными.
36. Он выделил ограничения и обман камеры.
37. Он задокументировал создание произведений искусства, фотографируя свои работы.
38. Он отметил, что фотография может обогатить художественный талант.
39. Некоторые сцены в своих картинах он основывал на фотографиях.
40. Он считал, что фотография является частью тенденции к большей механизации.

А. Жан-Огюст-Доминик Энгр
Б. Фрэнсис Вей
К. Шарль Бодлер
Д. Эжен Делакруа
Е. Филип Гилберт Хамертон

Нажмите кнопку, чтобы показать / скрыть ответы.

Ответ:
27. C
28. D
29. D
30. A
31. E
32. G
33. A
34. C
35. B
36. E
37. A
38. D
39. A
40. C

Показать / Скрыть ответы

Живопись в нашей жизни / темы для школы — Темы — Темы, диалоги, грамматика

ЖИВОПИСЬ

Как мы знаете, живопись — одно из древнейших и важнейших искусств. поскольку
доисторические времена художники рисовали на поверхностях так, чтобы
выражают свое мнение о людях и мире.Картины, которые
художники создают огромную ценность для человечества. Они доставляют людям удовольствие, а не только информацию.

Люди многие любят рисовать
причины. Они могут думать, что картина прекрасна. Люди могут наслаждаться
цвета, которые использовал художник, или то, как художник расположил краску на
поверхность. Некоторые картины интересуют людей тем, как
художник выражает некоторые человеческие эмоции, такие как страх, счастье или
люблю. Другие картины приятны, потому что они умело изображают
природа.Даже картины таких повседневных сцен, как люди на работе и
игра и такие простые предметы, как цветы или животные, могут быть источником
удовольствие.

Живопись тоже учу. Некоторые из них показывают, что чувствовал художник
о важном предмете, включая смерть, любовь, религию и социальные
справедливость. Другие картины рассказывают об истории периода во время
которые они были созданы.

Добавить комментарий