Что это гжель: Гжельская роспись – что это такое, история возникновения, особенности и техника росписи — Квартира, дом, дача

By alexxlab No comments

Содержание

Почему Гжель популярна? | Журнал Ярмарки Мастеров

Синие «счастья птицы», голубые на белом цветы. Так большинство из нас видит роспись из Гжели.

Гжель – город, который находится в Московской области (в Раменском районе). Глину тут добывают с XIV века, и делают из неё самые различные изделия.

Всё началось с огромнейших запасов белой глины тончайших пород, которая высоко ценилась для изготовления посуды, в том числе и аптечной.

Очень скоро будет двести лет фарфоровому заводу Гжели. Он в 1818 году был основан и крупным не был. Просто появилась небольшая фабричка по выпуску фарфоровой посуды и скульптур из того же материала. Никто даже не представлял, какими популярными её товары и узоры станут через много-много лет!

Гжельский фарфор настолько дорого стоил, что доступен был лишь наиболее зажиточным дворянам и богатым купцам. До нашего времени даже сохранилась одна байка про немого мастера, якобы нанятого, чтобы конкуренты не смогли вызнать тайны производства. По легенде, хитрецы напоили специалиста, и он, тщеславный, всё им показал – раз не был в силах рассказать! Но проверить данную историю, разумеется, уже возможности нет. Да и звучит она настолько занятно, что, скорее всего – является вымышленной.

Возможно, с первого взгляда роспись гжели покажется кому-то уж шибко примитивной. Синие цветочки на беленьком фоне. И что люди находят в этакой простоте?! Но следует присмотреться немного внимательней, чтобы стало ясно, что простота и примитивность далеко не одно и то же. Да, для гжели типичны растительные узоры на белом фоне, они вырисовываются ярко-синей краской (кобальтовой). Реже мастера рисуют ярких птиц всё в тех же синих тонах. Изредка могут появиться какие-то несложные сюжеты, например, идущая с вёдрами на коромысле женщина, или танцующие под гармошку люди. Однако в подобных «простецких» картинках всегда много разнообразнейших подробностей.

Знали ли вы, что гжельские цветы повторяют образы реальных растений? У них бывают чётко прорисованы и жилки на листьях, и усики, которыми вьюнок цепляется за столбик, и подробности строения лепестков. Только в отличие от определителей и других важных серьёзных ботанических книг, здесь реальные образы обработаны художественно. И чем «круче», в смысле – опытней и ловчее, мастер, тем больше мелочей будет в его работах. Именно поэтому гжельская роспись выглядит настолько живой, и поэтому смотреть на неё так приятно. Да и оттенки такие выбраны не зря. Неутомительный для глаза синий цвет в сочетании с белым фоном чудесно подходит для длительного созерцания.

Однако гжельские рисунки, при изобилии подробностей, всегда будут стилизованными. Это свойство, уникальная манера именно этого народного промысла. Конечно, можно и настоящую картину на керамике нарисовать, что-нибудь, скажем, в духе Шишкина. Даже и фотографию напечатать – современные технологии всё позволяют делать. Однако это будет уже далеко не гжель, а совершенно другая техника исполнения.

Сейчас узоры в «гжельском» стиле существуют и отдельно от посуды. Ими украшают всё – чехлы для мобильников и сами сотовые телефоны, мебель и автомобили, даже дома!

С помощью узора гжели украшают мышки для компьютера, ковры, стеклянную посуду, предметы мебели.

И мы в интернте-магазине ГОБЕЛЕНОВЫЙ РАЙ не остаем от ваших предпочтений и предлагаем вам большой выбор гобеленовой ткани в расцветках ГЖЕЛЬ (выставлена во втором магазине www.livemaster.ru/shaliii ) и показываем, какие изделия уже отшили из ткани гжель наши покупательницы.

Гжель — это… Что такое Гжель?

Частная коллекция гжели

Игрушки, расписанные под гжель

Гжель — один из традиционных российских центров производства керамики. Более широкое значение названия «Гжель», являющееся правильным с исторической и культурной точки зрения, — это обширный район, состоящий из 27 деревень, объединённых в «Гжельский куст». «Гжельский куст» расположен примерно в шестидесяти километрах от Москвы по железнодорожной линии Москва — Муром — Казань. Сейчас «Гжельский куст» входит в Раменский район Московской области. До революции этот район относился к Богородскому и Бронницкому уездам.

Посуду жгут, обжигают, отсюда всё производство названо жгелью, словом, обратившимся в гжель в силу свойства простолюдина переставлять согласные. Позднее, когда промысел получил особо важное значение и привлёк к себе большую часть местных рабочих рук, название производства было перенесено и на самый занятый им район.

Издавна Гжель славилась своими глинами. Широкая добыча разных сортов глины велась здесь с середины XVII века. В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ «во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая годится к аптекарским сосудам». Тогда же для аптекарского приказа было доставлено в Москву 15 возов глины из Гжельской волости и «повелено держать ту глину на аптекарские дела: и впредь тое глину изо Гжельской волости указал государь имать и возить тое же волости крестьянам, како же глина в Аптекарьский приказ надобна будет». В 1770 году Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу «для алхимической посуды». Великий русский учёный М. В. Ломоносов, по достоинству оценивший гжельские глины, написал о них столь возвышенные слова: «…Едва ли есть земля самая чистая и без примешания где на свете, кою химики девственницею называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская… , которой нигде не видал я белизною превосходнее…».

До середины XVIII века Гжель делала обычную для того времени гончарную посуду, изготавливала кирпич, гончарные трубы, изразцы, а также примитивные детские игрушки, снабжая ими Москву. Полагают, что количество выпускаемых тогда игрушек должно было исчисляться сотнями тысяч штук в год.

К 1812 году в Гжели насчитывается 25 заводов, выпускающих посуду. Среди них самыми популярными были заводы Ермила Иванова и Лаптевых в деревне Кузяево. По подписям на оставшихся изделиях известны мастера Никифор Семёнович Гусятников, Иван Никифорович Срослей, Иван Иванович Кокун. Кроме посуды, делали игрушки в виде птиц и зверей и декоративные статуэтки на темы из русского быта. Блестящие белые лошадки, всадники, птички, куклы, миниатюрная посуда расписывались лиловой, жёлтой, синей и коричневой красками в своеобразном народном стиле. Краски наносились кистью. Мотивами этой росписи являлись декоративные цветы, листья, травы.

После 1802 года, когда была найдена светлая серая глина близ деревни Минино, в Гжели возникло производство полуфаянса, из которого во множестве делали квасники, кувшины и кумганы. Со второй половины 20-х годов XIX века многие изделия расписывали только синей краской. Полуфаянс отличался грубым строением и малой прочностью.

Источники

  • Коржавина И. Л. О промысле Гжели.
  • Поспелов Е. М. Топонимический словарь Московской области. — М.: Профиздат, 2000.
  • Исследования краеведческого сайта «Речицкий Народ».
  • Гжельские истории в записках коллекционера. Часть 1. Начала». — М.: Репроцентр М, 2004. — 356 с. с илл. на www.gzhel-info.ru
  • Ломоносов М. В. О слоях земных. — 1763.

См. также

Примечания

Литература

Ссылки

Как выглядит гжельский фарфор: традиционные рисунки и роспись

Гжельский фарфор

Кобальтовая подглазурная роспись активно применяется в керамике, начиная с XIII века, когда она была открыта китайскими мастерами. В Европе изготовлением посуды в бело-синих тонах занимались Мейсенская, Делфтская и Веджвудская фабрики, а в России одновременно с ними появился гжельский фарфор, выглядевший ничуть не хуже иностранных образцов. Со временем полукустарный промысел вырос в масштабное производство, ставшее национальным достоянием.

Экскурс в историю

«Гжель» – не просто посуда, это определённый пласт российской культуры, стиль, который теперь применяется в оформлении одежды, жилых и общественных интерьеров, даже автомобилей. Современные мастера стараются хранить традиции уникального предприятия и поддерживать высокие стандарты качества, заданные его основателями. Производство керамики в подмосковном районе вокруг деревни Гжель началось ещё в XIV веке при Иване Калите. Местная почва содержала большое количество глины, поэтому развитие здесь гончарного дела было неизбежным. Расцвета ремесло достигло к середине XVII века, когда сырьё стали добывать в промышленных масштабах.

Первые керамические изделия: посуду и лепные игрушки изготавливали из красножгущихся глин. В первой четверти XVIII века особую популярность приобретает майолика, производимая из грубо обработанной каолиновой массы с последующей росписью многоцветными политыми глазурями. Несмотря на исключительное качество гжельской глины, отмечавшееся ещё М. В. Ломоносовым, фаянсовые, а тем более фарфоровые заводы появились на гжельской земле далеко не сразу.

Фарфор Гжель

Начало

В 1800 году крестьяне из деревни Володино – братья Куликовы обнаружили вблизи своего надела залежи каолина, пригодного для высокотемпературного обжига. Было решено основать семейную фарфоровую мануфактуру, тем более, что один из братьев – Павел знал тонкости технологии и основные секреты производства. Он работал на немецком заводе «Отто и компания» в Перово, который выпускал продукцию по мейсенскому образцу. Именно Павла Куликова можно считать основателем традиции гжельского фарфора. Мастер использовал в росписи приёмы Мейсена, нанося на белый обожженный черепок кобальтовые узоры. Но тематика была исконно русской, в характерном народном стиле.

Братья пытались сохранить монополию, однако другим крестьянам удалось узнать конструкцию обжиговой печи и рецепт глиняной массы. В результате было открыто ещё несколько фарфоровых предприятий с аналогичной продукцией.

Рисунки гжельского фарфора

Упадок и новый расцвет производства

Примерно в 50-х годах XIX века серьёзную конкуренцию Гжели составили заводы династии Кузнецовых. Производство пришло в упадок, но после Второй мировой войны было восстановлено в полном объёме. Большие усилия по сохранению гжельского наследия приложила художница Наталья Ивановна Бессарабова. В 1946 она представила первые эскизы обновлённых изделий, заложив основу современного стиля всех предприятий, работающих под брендом Гжели. Благодаря Бессарабовой, формы посуды стали более изящными и лаконичными, а роспись немного упростилась, чтобы продукцию можно было выпускать крупными партиями.

Художница также создала базовые скульптурки животных, большинство которых используется по сегодняшний день. В настоящий момент под маркой «Гжели» объединилось несколько десятков фабрик, большинство из которых принадлежат частным компаниям.

Традиционный гжельский фарфор

Они строго придерживаются традиционной технологии производства и не меняют, а лишь совершенствуют стиль продукции, адаптируя её к веяниям времени. На предприятиях нередко работают семейные династии. Поскольку земля края глинистая, а значит, неплодородная, керамика испокон веков является главной «кормилицей» местного населения.

Особенности гжельского фарфора

Продукцию крупнейшего гончарного центра России легко узнают не только ценители, но и люди, далёкие от керамики. Характерная бело-синяя гамма и подчёркнуто «народный» рисунок сразу выделяют Гжель. Предприятия, работающие под этой маркой, не ограничиваются исключительно посудой и мелкой скульптурной пластикой. В их ассортимент входят:

  • часы;
  • светильники и люстры;
  • подсвечники и вазы;
  • предметы интерьера;
  • канцелярские приборы;
  • спортивные кубки;
  • сувенирная продукция, в том числе и памятные магнитики;
  • церковная атрибутика:
  • изразцы.

Изделия из гжельского фарфора

Красивый, глубокий синий цвет даёт оксид кобальта – единственный краситель, применяемый в классической подглазурной росписи Гжели. Пигмент крайне капризен и при неправильном обжиге легко меняет окрас: темнеет либо выгорает, становясь пепельно-серым. В керамике эпохи модерна нередко использовалось это свойство кобальта для создания особой приглушённой гаммы. Но мастера Гжели стараются избежать потери звонкой синевы, которая придаёт их изделиям сочный, «радостный» колорит.

В сыром виде кобальт чёрный и только после обжига приобретает сложный ультрамариновый оттенок. Яркость цвета усиливает прозрачная глазурь – в неё окунают изделия сразу после росписи.

Роспись гжельского фарфора

Используемая для изделий фарфоровая масса уникальна по составу. Добавляемые в неё присадки, которые мастера держат в секрете, упрощают обработку материала, делая его более «отзывчивым», а также исключительно гладким. Но в изделиях гжельских фабрик уже не встретишь знаменитую местную глину, применявшуюся в своё время даже для утончённых царских сервизов. Месторождения давно исчерпались и сегодня производство работает на привозном сырье, большей частью украинском.

Технология росписи

Прежде чем приступить к декорированию изделий, их отправляют на короткий утельный обжиг, а затем окунают в фуксин – красную анилиновую краску, которая проявляет мельчайшие трещины или раковины (пустоты). Бракованные экземпляры утилизируют до начала росписи, чтобы художники не делали работу впустую. При повторном обжиге на 1350-1400°С фуксин выгорает без следа и черепок вновь становится белоснежным. Именно на этапе проверки продукцию, которая прошла отбор, штампуют знаменитым на весь мир клеймом Гжели.

Технология росписи гжели

Далее наступает черёд росписи. Её наносят исключительно вручную беличьими кисточками разных номеров. Художественный инструмент отличает особая мягкость и пластичность. Только беличий ворс позволяет делать тончайшие растяжки цвета – до 30 тональных градаций в одном широком мазке.

Гжельские мастера виртуозно владеют кистью, точно зная, сколько кобальта нужно набирать за один раз и с каким нажимом прорисовывать изображение. Большинство из них обучается в местном Художественно-промышленном институте, созданном на базе дореволюционного филиала Строгановского училища. Вуз спасает уникальную технику кобальтовой росписи от вырождения. В постперестроечный период появилось много кооперативов, выпускающих продукцию «а-ля Гжель» и стандарты качества резко снизились.

Роспись фарфора Гжель

Известно около 300 типов гжельских мазков. Основные элементы наносятся широкой кистью, а затем тонкой прописываются детали. Большинство изображений начинается с мазка-капельки. Великолепные розы, фантастические жар-птицы, ягоды и многие другие мотивы создаются с его помощью. Если усилить нажим на кисть в верхней части и ослабить в нижней, получится знаменитый «теневой мазок» придающий объём. Приём был известен задолго до гжельских мастеров, но именно они усовершенствовали его, подняв на недосягаемый уровень.

Чтобы с помощью монохромного рисунка передать форму и перспективу предметов, нужно обладать особыми навыками. Профессионалы своего дела начинают обучение в 6-летнем возрасте, тщательно копируя природные элементы: листья, травинки, ягоды, цветы. Затем эти растительные мотивы лягут в основу уникальной росписи.

Фигурки из гжельского фарфора

Основные типы рисунка

Гжельскую роспись называют сказочной из-за выраженного фольклорного колорита. Она отличается от мировых аналогов в бело-синей гамме, в том числе голландских образцов из Делфта, на которые ориентировались создатели первых подмосковных заводов.

Чаще всего на фарфоре изображается:

  1. Растительный мир. Стилизованные цветы и травы занимают центральное место в работах мастеров. Не только посуда и предметы интерьера, но даже статуэтки нередко украшаются подобными узорами. Несмотря на некоторую условность, изображения легко узнаваемы. Например, без труда можно отличить ягоды смородины от крыжовника, а пышный розовый бутон от полевой ромашки.
  2. Геометрический орнамент. Существует несколько популярных разновидностей: кобальтовая сетка, «усики», «травинки», «шашечки» и отводка золотом.
  3. Животный мир. Здесь преобладают рисунки птиц, в том числе и фантастических.Цветочный орнамент Гжель
  4. Сюжетные картинки. В гжельском фарфоре раннего периода нередко можно встретить зарисовки из крестьянского быта, отличавшиеся большой реалистичностью. Сюда же можно отнести пейзажи (преимущественно зимние) и архитектурные виды. В советский период сюжетная роспись почти не встречалась, а сегодня, когда вместо единого завода появилось множество небольших частных мастерских, она переживает второе рождение.

Самый популярный мотив всех периодов Гжели – с XVIII века до наших дней: птицы и розы.

Птицы на гжельском фарфора

Как отличить подделку от подлинной Гжели

Лидер производства российской керамики переживал немало трудных периодов. Именно тогда находились бесчестные предприниматели, выпускавшие низкосортные подделки, проштампованные клеймом Гжели. Между тем подлинная продукция бренда стоит недёшево и покупать фальсификат по цене оригинала нет никакого смысла.

На что обратить внимание в первую очередь? Как выглядит настоящий гжельский фарфор?

Фаянсовые «дублёры»

Даже опытные эксперты не всегда в состоянии на глаз отличить подделку. Известно, что фарфоровые изделия Гжели имеют большую толщину по сравнению с аналогами от других производителей. Неудивительно, что за них пытаются выдать фаянс, который выглядит грубее и менее стоек в эксплуатации.

Фаянс гжель

Отличить подмену можно, постучав по изделию деревянной палочкой. У фаянса звук глухой и слабый, у фарфора, независимо от толщины – продолжительный и звонкий. Выдаёт менее дорогой материал и цек (сеть микротрещин), проступающий на декоративном покрытии, желтоватый оттенок, а также отсутствие неглазурованного ободка на донышке. Фарфор обладает прозрачностью и пропускает свет, у фаянса нет такой способности.

Несовершенный дизайн

Далее следует обратить внимание на рисунок. Он должен быть характерного тёмно-синего оттенка с градациями тона. При любых отклонениях от стандарта, продукт может оказаться фальшивкой. Фиолетовый окрас говорит о том, что вместо кобальта использовался другой более дешёвый пигмент, а серые или чёрные тона свидетельствуют о неправильном режиме обжига. Оба дефекта недопустимы, представители бренда никогда не пропустят на рынок такую продукцию.

Как найти оригинальный гжельский фарфор

Стиль настоящего русского фарфора неповторим. Изделия гармоничны и пропорциональны, их форма выверена художниками высочайшего уровня. Если посуда или статуэтка выглядят «манерно», слишком декоративно и вычурно, от их покупки лучше отказаться. Вероятность приобрести подделку очень высока.

То же касается и рисунка. Он чётко выстроен, имеет продуманную композицию и расположение. Должна соблюдаться чёткая иерархия: в центре находится самый крупный, акцентный элемент – чаще всего ветка розы или птица, а второстепенные детали окружают его. Чрезмерная реалистичность, как и явная стилизация – приёмы не свойственные художественному фарфору.

Оригинальный гжельский фарфор

Совершенно недопустимо использование деколи. Обнаружить её легко – в рисунке присутствуют совершенно идентичные элементы, что служит признаком механической печати, а не ручного труда.

Нарушение традиций

Современные мастера стараются даже в мелочах придерживаться традиционных канонов, поэтому любые непривычные «вариации» вызывают сомнение в подлинности продукции. Исключение составляют авторские изделия – они вполне могут быть новаторскими. На таких экземплярах, помимо классического клейма, должно стоять имя или логотип художника-изготовителя.

Элементы гжельского фарфора

Подделка всегда менее аккуратна, чем оригинал, в ней присутствует множество мелких дефектов. Это объясняется нарушением технологии изготовления с целью удешевить производство. Самые распространённые «огрехи»: сероватый оттенок фарфора на неглазурованных участках, не функциональность посуды или предметов обихода (подтекает носик, неудобно браться за ручку, неплотно притёрта крышка и так далее). Частый дефект – пузырьки в глазури, на фирменных изделиях он никогда не встречается.

Гжель — роспись. Гжель — посуда. Керамика Гжели.

Не бывает народа, у которого нет своего  исторического наследия. Оно складывается из традиций, религии, памятников старины, осознания принадлежности к родине, а также народные промыслы. Одним из таких ремесел и памятником старины, является Гжель. Это и название старинного села, сейчас известного во многих странах мира, и роспись на керамических изделиях, и фарфоровый завод, и целый район, объединяющий 27 деревень, формирующий знаменитый «Гжельский куст».

Одним из таких ремесел и памятником старины, является Гжель

Одним из таких ремесел и памятником старины, является Гжель

История искусства гжели

Деревня Гжель – место, со времен Ивана Калиты славившееся хорошей глиной, пригодной для гончарного ремесла. Царь Алексей Тишайший повелел Приказом прислать 15 возов глины, которая использовалась как материал для изготовления новых аптекарских и алхимических сосудов. Скоро целая волость была приписана к Аптекарскому Приказу. Крестьяне изучали гончарное ремесло. Стал зарождаться гжельский промысел, искусные мастера сразу освобождались от рабства.

До начала восемнадцатого века в Гжели уже существовало 25 фабрик, выпускающих из красной глины кувшины, кружки, квасники и другую посуду;  кирпичи, керамический изразец, простые детские игрушки.

Гжельская майолика

Восемнадцатый век – возникновение гжельской майолики достигло своего расцвета. Мастерство художников принесло успехи в росписи по необожженному черепку, покрытому белой эмалью. Форма изготовленных сосудов была необычна – они делались по образцу древних старинных фляг. Сам расписной кувшин, ваза фруктовница или другой сосуд, делался на подносе из львиных лап. Верхняя часть сосуда дополнялась изогнутыми носиками и ручками, там же могла быть птица, фигурка человека, рыбка, звери в смешных позах. Народные умельцы цветной краской выводили затейливые травы, цветок или листья.

Гжельская майолика

Гжельская майолика

 

Гжельский полуфаянс

Когда была найдена серая глина, возникло производство полуфаянса. Он имел толстый, но уже белый черепок, издавал глухой звук. Мастера расписывали изделие после первого обжига, что облегчало и ускоряло работу. Во времена Петра Первого пришла мода на голландский орнамент бело-голубого цвета. Появился китайский фарфор тех же оттенков, который стали использовать как образец. Только изделие стали расписывать синей краской. Скоро уникальный узор на белом фоне, стал визитной карточкой гжельской прикладной расписной техники. Черный кобальт лучше всех соединялся с глазурью и давал сияние. Стали появляться элементы очеловечивания. Например, чайник оформлялся как человеческий облик, носик-вылив – в форме носа, прорисовывались глаза, надувшиеся щеки.

Гжельский полуфаянс

Гжельский полуфаянс

Гжельский фаянс

В тридцатых годах девятнадцатого века, между Россией и Англией были непростые отношения. Тогда же было введено ограничение на ввоз Стаффордширской фаянсовой посуды. Это имело большое значение, благодаря чему расцветает фарфоровый гжельский завод – на более чем 30-ти фабриках выпускалась гжель — посуда, тонкий фаянс.

Простой крестьянин Киселев, работавший на фабрике Тереховых, за десять лет освоил принципиально новую технику росписи тонкого фаянса. Затем он отделился, стал со своими учениками создавать настоящие произведения. Мастера освоили искусство кистевой росписи, методику переводной печати, цветные рельефы, научились покрывать изделие солями металлов, дающим золотой, серебряный цвет, перламутровый блеск.

Гжельский фарфор

Первые попытки изготовить фарфор, были еще в восемнадцатом веке. Тогда цена фарфора приравнивалась к золоту. В России его выпускал Императорский завод, и гжельские мастера стремились овладеть этим искусством.

Гжельский фарфор

Гжельский фарфор

Вскоре был найден состав белой фаянсовой массы. Тогда же был построен первый фарфоровый завод, на котором его основатель – Куличков, научился создавать настоящий фарфор. С тех пор керамика Гжели постоянно становилась лучше.

На творчество влияли мода, западные традиции. В советские времена – это были портреты героев войны и труда. Мастера создавали свою, неповторимую прикладную технологию, следуя традициям русского народа.

В советское время Гжель фарфоровый завод — был сосредоточением значительной части всех выпускаемых фарфоро-фаянсовых изделий СССР.

Гжель фарфоровый завод

Гжель фарфоровый завод

Характерные черты росписи

Поверхность изделия полностью глазурована;

  • Уникальная цветовая гамма – красивые синие тона на белом теле;
  • Сложные геометрические формы и растительные орнаменты;
  • Полностью ручная роспись.

Наносить вручную гжель-узоры – это очень тонкая и изящная работа. Главное, в ней так распределить цвета и оттенки, чтобы получилась гармоничная композиция. В ее центре – сюжет, от которого отходят элемент орнамента или сюжетные линии.

Подобная филигранная работа создается творцами, настоящими профессионалами своего дела. Их и готовят в специальном художественном колледже.

Элементы и узоры гжельской росписи

Все элементы гжели наносятся плавно, им присуща округлость, мягкость цвета.

  • Плавный переход от светлого центра, к темным, насыщенным тонам краев рисунка;
  • Темный центр, постепенно светлеющий, к краям изображения становится светлым, почти белым.

Любой узор на фарфоре всегда имеет свой, уникальный декоративный стиль. На изделии могут возникать город или сельский пейзаж, бытовые сценки, элементы иконописи, изображение природы, или сказочные герои. Российские народные промыслы имеют строгие законы, и спутать их невозможно ни с чем.

Любой узор на фарфоре всегда имеет свой, уникальный декоративный стиль

Любой узор на фарфоре всегда имеет свой, уникальный декоративный стиль

Темный центр, постепенно светлеющийТемный центр, постепенно светлеющий

Жар-птицаЖар-птица

Цвета гжельской росписи

Традиционный узор — ярко-синий кобальт на белом теле, изделия получают с помощью специального состава. Его особенность- расписанный предмет погружают в белую глазурь, затем обжигают. После обжига эмаль становится прозрачной. Получается изысканный орнамент нежно-синего цвета. Само изделие приобретает твердость, оригинальный глянцевый блеск. Иногда глазурь декорируют золотом или платиной, затем опять обжигают.

Выделяют три дополнительные техники

На майолике – надглазурная роспись разных цветов. Дополняется золотом, кобальтовым декором, платиной. Расписывают чайные сервизы, наборы столовой посуды, сувениры, другие изделия. Пример – городецкая роспись.

Роспись наоборот — фон  — кобальтовая синь, а роспись – надглазурная белая эмаль. На ярко-синем фоне белоснежные растения, животное или пейзаж.

Костяной фарфор цвета совсем без узоров, иногда золотая или платиновая надпись, небольшие изображения. Допускаются оттенки — синяя или цветная эмаль.

Техника теневых мазков

Настоящий фарфор в гжели расписывается всегда вручную, художники быстро делают ровные отпечатки, которые вначале все имеют один основной тон. После обжига вид готового изделия наполняют более двадцати оттенков и полутонов.

Мазок с тенями создается кистью, на одну сторону которой набирается краска. При выполнении приема кисть совершает круговое движение. Начало рисунка – будет появляться густой насыщенный цвет, он постепенно будет выглядеть светлее, а кончик получается тонкий, нежно-голубого оттенка.

 Тематика рисунка

Темы рисунка можно условно поделить:

  • Животные — чаще петушок, птицы;
  • Растения – травы, дерево, ветви, злаковые, бутоны или ягоды;
  • Орнаменты – традиционные сеточки, усики, бусинки, жемчужины, шашечки;
  • Сюжетная композиция – самая разнообразная.

 

Способ изготовления посуды промысла гжель

Весь процесс можно разделить на пять этапов.

Создается заготовка – делается форма специальными щипцами на гончарном круге. В форму заливают фарфоровую массу. Там она застывает. Каждый элемент посуды (ручки для кувшинчика или конфетницы, узоры для подсвечника или масленки) выливают в разных формах.

Подготовка и первый обжиг – предмет вручную шлифуется для ровного наложения рисунка, затем обжиг, где посуда находится 8 часов.

Контроль и первая выбраковка – изделие погружается в фуксин, оно окрашивается в красный цвет, выявляет все недостатки или трещины. Если брак невозможно исправить, то его отправляют на переплавку.

Роспись – каждый мастер имеет свою, уникальную технику и в конце делает подпись работы. Затем вручную окунает готовую посуду в парафиновую ванну, откуда потом в глазурь.

Второй обжиг – После окунания в теплой глазури, посуду обжигают в течение 18 часов.

После всех этапов –современная посуда принимает свой законченный вид.

Мастера гжели

Коллекционеры всего мира хорошо знают технику, работы, фамилии и биографии выдающихся старых и современных мастеров фарфора Гжели. Самые известные – Розанов, Царегородцева, Окулова. Музеи  стремятся выставить работы Азаровой, Денисова. В музеях Санкт-Петербурга и Москвы представлены изделия Бессарабовой. Бесчисленные произведения рассредоточены в частных коллекциях. Каждый мастер имеет свое уникальное клеймо.

Изделия

В сувенирных, посудных отделах или интернет-магазинах,  можно выбрать продукцию на самый взыскательный вкус. На сайтах производителей найдется любая информация о товаре, можно посмотреть биографию мастеров и описание предмета.

Подсвечник – «Жар», икорница «Жар-птица», тарелка гжель, фарфор – «Люкс», «Классик», блинницы.

Посуда из гжели отличается не только орнаментом, но и огромным выбором форм: чайные пары, различные сервизы, кофейные наборы, заварочные чайники с чашкой и расписной ложкой, цветочные вазы, разделочные доски, сахарницы, розетки разных форм и размеров, блюда и блюдца, самовары.

Сувениры в виде  шкатулок, фигурок животных, подносов, сказочных героев;  пасхальные яйца, матрешки, колокольчики, листок календаря, пивная кружка.

Как отличить от подделок

Часто за фарфор Гжели выдают изделия из фаянса. Настоящий фарфор – легкий, тонкий, просвечивает на свет, сохраняет тепло, издает звон при легком ударе.

Желтоватый оттенок, трещинки, залитое глазурью донышко – признаки фаянса. У фарфора обязательно имеется опорный ободок.

Настоящая гжель – работа профессионалов, роспись должна быть очень аккуратной, точной, все детали тщательно прорисованными. Если мелкие детали полностью одинаковы – то это признак штамповки.

Оригинальное изделие не может иметь слишком узкий носик, неудобную ручку. Оно отличается соразмерностью и гармоничными формами.

На донышке оригинала обязательно будет маркировка, клеймо ГФЗ, инициалы автора.

ГЖЕЛЬ — это… Что такое ГЖЕЛЬ?

  • ГЖЕЛЬ — и; ж. собир. Изделия народной художественной керамики с сочной синей росписью по белому фону // Отдельное такое изделие. ● По названию села Гжель, где возник этот промысел. * * * ГЖЕЛЬ ГЖЕЛЬ (гжельская керамика), изделия керамических промыслов… …   Энциклопедический словарь

  • Гжель — село в Московской обл., к ЮВ. от Москвы. Широко известно пр во гжельской керамики: квасников, тарелок, игрушек с многоцветной росписью и иногда с лепными фигурками. Промысел в окрестностях достиг высокого худож. уровня во 2 й половине XVIII в., в …   Географическая энциклопедия

  • ГЖЕЛЬ — ГЖЕЛЬ, и, жен., собир. Изделия народной художественной керамики [по названию села Гжель, где возник соответствующий промысел]; отдельное такое изделие. | прил. гжельский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • Гжель — Гжель, и (населенный пункт) и гжель, и (изделие; также собир.) …   Русский орфографический словарь

  • Гжель — ж. Название населенного пункта. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • ГЖЕЛЬ — ГЖЕЛЬ, село в Московской обл. Ж. д. станция. Керамические предприятия (гжельская керамика). Высокого художественного уровня гончарный промысел достиг во 2 й половине 18 в. майолики (квасники, тарелки, игрушки и т.д.), с многоцветной росписью,… …   Русская история

  • гжель — сущ., кол во синонимов: 2 • город (2765) • керамика (18) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Гжель — Гжель, село в Московской области, в Раменском районе, железнодорожная станция. Керамические предприятия (производство гжельской керамики). Гончарный промысел имеет давние традиции. Высокого художественного уровня он достиг во 2 й половине XVIII в …   Словарь «География России»

  • Гжель — …   Википедия

  • гжель — и, ж. Вид фарфора. В Москве цветет сейчас мода на гжель. Это тоже фарфор, толстостенный, как бы «деревенский», изготовленный на небольшой фабрике на подмосковной станции Гжель. [Литературная газета, 1980, 42] …   Малый академический словарь

  • Как появилась гжель? — Жизнь замечательных имен — LiveJournal

    Звонкое слово «гжель» обозначает русскую фаянсовую посуду и украшения. Гжель имеет белый цвет и раскрашена синей кобальтовой краской.

    Гжель – это старинный район, где издавна занимались гончарным промыслом. В так называемый «Гжельский куст» входят 27 населенных пунктов. Этот район расположен приблизительно в 60 километрах к востоку от Москвы в сторону Мурома и Владимира. Час езды на электричке с Казанского вокзала.

    Места здесь довольно скудные, болотистые и глинистые. Вырастить что-либо на такой земле – проблема. Но в том-то и дело, что такие замечательные глины, как находили в этом районе, сами по себе были сокровищем. Поэтому здешних жителей издавна кормило ремесло, и кормило лучше, чем земледелие. В районе реки Гжелки занимались гончарным промыслом и добились в нем выдающихся успехов.

    Гжель известна по крайней мере, с 14-го века. Гончары из Гжели привозили произведенную ими посуду в Москву. Везли горшки, миски, кирпичи, изразцы и… детские свистульки. Ерундовая, казалось бы, вещь, дешевка. Но когда свистулек продается много тысяч в год, их производство приносит хороший доход.  Кроме того, гжельцы поставляли в Москву и местную глину, снабжали сырьем московских гончаров из Гончарной слободы, что находилась на Таганском холме.

    В 1770-е годы в России пытались начать производства фарфора. Секрет изготовления тонкой, изящной посуды вывезли из саксонского города Майсен, а белые глины начали искать по всей России. В деревне Перово (сейчас она является районом Москвы) в начале 19 века существовала фарфоровая фабрика Отто, где изготавливали фарфоровую посуду по майсенскому способу. На этой фабрике работал гончар из Гжели Павел Куликов. Он видел, как и из чего изготавливают фарфоровую посуду, а главное, научился ее обжигать. Надо сказать, что конструкция горна и режим обжига при производстве фарфора – главный секрет. Обучившись, Павел Куликов вместе с братом начал искать в окрестностях родной деревни белую глину, из которой можно было изготавливать фарфоровую посуду. Поиски завершились успехом. В районе деревни Минино они нашли залежи светлой серой глины. Братья соорудили на своем дворе печь для обжига фарфора и начали производство. Вместо фарфора у них получился грубоватый и непрочный фаянс. Несмотря на это, фаянсовая посуда, красивая, белая и гладкая пользовалась спросом. Она выглядела лучше глиняной посуды, и при этом дешевле фарфоровой.

    Братья Куликовы, желая сохранить монополию на производство фаянса, делали всё сами. Но информацию утаить невозможно. Соседи прокрались в их мастерскую, разведали устройство печи для обжига и построили такие же у себя на подворьях. Так Гжель стала центром производства русского фаянса. Вскоре местные мастера нашли способ украшать свои изделия глазурью и разноцветной росписью.

    Одним из основателей фарфорового производства в Гжели был Яков Васильевич Кузнецов.  В 1810 году он выкупился на волю у помещика и открыл в Гжели собственное дело. Дело пошло, и уже через два года завод работал на всю мощность. Когда Якову Кузнецову стали помогать его дети, Терентий и Анисим, производство стало расширяться. В 1832 году заработал второй завод Кузнецовых, в Дулево Владимирской губернии. В 1889 году наследники Якова Кузнецова основали товарищество по производству фарфоровых и фаянсовых изделий. Со временем товарищество объединило под своим управлением семь российских заводов по производству посуды из фаянса и фарфора. Правление «Товарищества» находилось в Москве на Мясницкой улице. В этом доме сейчас размещается магазин «Фарфор». Все фарфоровые заводы в Гжели объединились «под одной рукой» и это была рука Кузнецовых.

    После революции кузнецовские заводы были национализированы и разъединены. Каждое производство было само по себе. В 1930-х и в 1940-х годах около половины производства советского фарфора и фаянса оказалось сосредоточенным в Гжели. К сожалению, многие традиции мастеров оказались утраченными. Их пришлось восстанавливать заново.

    Гжель стала одним из центров прикладного и декоративного искусства сначала СССР, а потом Российской Федерации. Здешние художники создают посуду традиционных форм. Эта посуда по большей части используется в декоративных целях, хотя остаются вполне функциональными.

    Кроме посуды в Гжели освоили производство изразцов, архитектурных украшений из фарфора, а также начали выпускать фаянсовые статуэтки. Для росписи гжельского фаянса мастера применяют четыре цвета: коричневый, желтый, зеленый и синий.

    Голубая и синяя роспись кобальтовой краской стала фирменной для гжельского фаянса. И сейчас, когда говорят о гжельской росписи, предполагают именно роспись синего цвета. Мастерицы-маникюрщицы даже ввели в пользование узор «гжель», расписывают синим и голубым цветом ногти, вырисовывая на них традиционные гжельские узоры, цветки и листки.

    Полезные ссылки:

    1. Гжель в Википедии
    2. Откуда на Руси появилась Гжель?
    3. История возникновения Гжели
    4. Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова

    Лучшие места в Гжель- Достопримечательности поселка в Московской области +Видео

    Храмы города ГжельДостопримечательности поселка Гжель. Где находится Гжель, как к нему добраться и на что посмотреть в селе?

    Село Гжель расположено в 60 километров от столицы, его легко найти на карте, добраться сюда не составит труда на своем транспорте. А так же с Казанского вокзала Москвы, регулярно отправляются электрички и скорый поезд в данном направлении, время в пути займет от 1 до 1,5 часа. От станции метро «Котельники» в Гжель регулярно ходят рейсовые автобусы. Но самым популярным методом посещения села, являются экскурсии туристических операторов, в которые включена стоимость отдельного автобуса, а так же экскурсия на протяжении всего пути следования.

    Гжель имеет на своей территории множество достопримечательностей: старинные церкви, святой источник, природный памятник стратотип и сосновые леса. Однако славу поселку принес промысел, которым издавна занимаются местные жители.

    Общие сведения

    С 18 столетия в этих землях обнаружили белую глину, по своей структуре не уступавшая фарфору. С тех пор, местные жители стали изготавливать посуду, а после обжига, расписывать синими узорами. Именно в честь старинного названия процесса обжига, село и получило свое название «Гжель». А Гжельская синяя роспись посуды, стала характерным почерком этой местности, которая прославила ее на всю страну и далеко за ее пределами.

    Именно развитие промышленности по производству и росписи посуды повлияло на развитие инфраструктуры в регионе с 19 столетия. Здесь масштабно строили предприятия и проложили железную дорогу, для удобства вывоза продукции.

    До сих пор, во многих семьях можно увидеть тарелки, кувшины, чайники и даже свистелки, с синими мазками в виде цветов, птиц и других природных элементов живописи.

    Карта Московской области

    Гжель — это не только название села, но и название производственного округа фарфоровых изделий, объединенного из 30ти близлежащих сел.

    К сожалению, производство фарфора во время правления советской власти пришло в упадок, но к сегодняшнему дню два предприятия, все таки удалось возродить. Посетить предприятия с экскурсией, ознакомиться с историей промысла приезжают тысячи туристов, целыми семьями.

    Помимо знакомства с производством, Гжель имеет множество других достопримечательностей, достойных внимания, подробно с описанием которых ознакомимся далее.

    На что посмотреть в Гжели

    • Храм Успения Пресвятой Богородицы, возведенный в 19 столетии из камня, основная архитектурная и духовная ценности Гжели ;
    • Святой источник иконы Феодоровской Божией Матери — Кунай-колодец имеет давнюю историю исцеления людей, здесь можно набрать воды и окунуться в обустроенной купели;
    • Фарфоровый завод Гжели, позволить узнать тонкости и особенности производства, а так же даст возможность самостоятельно сделать изделие из фарфора;
    • Музей Гжели ознакомит туристов с историей развития промысла от ручного производства до промышленных масштабов;
    • Синь России — это Гжельский завод художественной росписи, где помимо истории художества, будет интересно отдохнуть всей семьей. На территории завода есть пруд с фонтанами, мини зоопарк, комната отдыха и бассейн.

    На территории села есть несколько кафе, где можно перекусить, а так же гостиница и гостевой дом, если решите остаться на ночь. В Гжели популярны рыбалка, прогулки по лесам и природному стратотипу, фото на фоне которого получатся впечатлительными. А местные жители с удовольствием ознакомят с легендами вокруг природного памятника.

    Особенно ярко, с соблюдением исконно-русских традиций, здесь празднуют  новый год, рождество, масленицу и другие религиозные зимние гулянья. А сувенир, который стоит привезти в память о экскурсии по Гжелю, конечно же — фарфоровое статуэтки и посуду с знаменитой синей гжельской росписью. Побывав в стол колоритном регионе, Вам обязательно захочется сюда вернуться вновь!

     

    гжель — с английского на все языки

  • Гжель — (ру. Гжель) это: # деревня в Московской области, Россия # особый стиль сине-белой керамики, происходящий из одноименного города. Производство керамики началось в 1802 году. Гжель не была отдельной деревней, а изначально упоминалась… Википедия

  • Гжель — Para otros usos de este término, véase Gzhel (desambiguación). Botellas hechas en Gzhel con forma de naves espaciales.Гжель — это типо серого цвета, который был получен из города Гжель, вы производите его в 1802 году… Wikipedia Español

  • Гжель ‘ — Оригинальное название на латыни Гжель’ Название на другом языке Гжель, Гжель, Гжель, Гжель Государственный код RU Континент / Город Европа / Долгота Москвы 55.61008 широта 38.39399 высота 133 Население 7000 Дата 2012 01 17… Города с население более 1000 база данных

  • Гжель (desambiguación) — El término Gzhel puede referirse a: La cerámica Gzhel.La ciudad de Gzhel (Россия), donde se производят dicha cerámica. La estación de Gzhel, uan ​​estación de tren localizada en el District de Ramensky, Московская область (Россия). Esta página de…… Wikipedia Español

  • Мясищев М-101Т Гжель — Мясищев М 101Т Гжель — российский самолет бизнес-класса, разработанный Мясищевым и построенный компанией «Сокол». Самолет совершил первый полет 31 марта 1995 года. Эксплуатанты; флаг | Россия * Технические характеристики Экипаж: * Вместимость… Википедия

  • Московская область — Московская область (Российская) Область… Википедия

  • Россия — Эта статья про текущую страну.Для использования в других целях, см Россия (значения). Российская Федерация Российская Федерация Российская Федерация… Wikipedia

  • Фарфор — Fine China перенаправляется сюда. Для группы см Fine China (группа). Эта статья про керамический материал. Для использования в других целях, см Фарфор (значения). Китайская лунная фляга, 1723 год 35 год, династия Цин… Википедия

  • Русская культура — Собор Василия Блаженного на Красной площади, Москва… Википедия

  • Оренбургский платок — Оренбургский платок — один из классических символов русского ремесла, наряду с тульским самоваром, матрешкой, хохломской росписью, Гжель, Палех, вологодское кружево, дымковские игрушки, ростовский финифт (эмаль), уральский малахит.Этот тип тонко…… Википедия

  • Фарфор — в Пушкинском художественном музее, Россия… Википедия

  • .

    Гжель в Русско-англо-русском словаре

    en Между Сочи и Гватемалой (2013 г.) и Гжель и Аматитланом (2014 г.) заключены соглашения о побратимских отношениях.

    mid.ru ru Ты Орфей, из «Вавилона»?

    ru Самолет исследовательской платформы М-101Т «Гжель» завершил съемки регионов Южного Урала.

    Common crawl ru Но ты же говорил, что он придет

    en 6−11 октября 2016 г. российская делегация во главе с главой администрации Гжели Галиной Голинковой посетила Гватемалу, в том числе город-побратим Аматитлан.

    mid.ru ru Самые интересные люди, которые они хотят делать

    en Фарфоровые изделия из Гжели (Московская область), происхождение которых прослеживается до шестнадцатого века, пользуются заслуженной популярностью. Форма и декоративная роспись посуды и скульптур Татьяны Дунашовой, Людмилы Азаровой и Зинаиды Окуловой сохраняют черты и основные узоры, характерные для знаменитой гжельской майолики второй половины XVIII века.

    Обычный обход ru Барабан поломан

    en Изготовление высококачественных фарфоровых изделий по традиции гжельского ремесла: посуда, предметы интерьера, сувениры, покрытие каминов, светильников, штофов.

    Common crawl ru Абсолютно органическое

    en Административно-развлекательный центр Гжели, СССР — второе место.

    WikiMatrix ru Мы не можем позволить себе задерживать ремонт еще дольше

    en В 1988 году Владимир Захаров основал свой театр танца «ГЖЕЛЬ» (ныне Московский национальный академический театр танца «ГЖЕЛЬ»).

    WikiMatrix ru Искать того, кто ни разу меня не предал

    en В ноябре 2014 года было подписано соглашение о побратимских связях между городами Гжель и Панчималько.

    mid.ru ru Ты мне не веришь?

    ru В ноябре 2014 года города Гжель и Панчималько подписали соглашение о городах-побратимах. За этим последовал визит в Сальвадор в октябре 2016 года делегации администрации города Гжель во главе с мэром Галиной Голиковой.

    mid.ru ru Могу с тобой поделиться

    en Стиль ресторана — «Гжель», известный русский стиль, который позволяет чувствовать себя комфортно и расслабленно. В меню представлены разные кухни — русская, европейская и азиатская.

    Common crawl ru Ну, Квентину очень нравится мой, и я подумал, может, такой же сделать и ему

    ru В последнее время Владимир Корнев написал несколько работ для театра «Гжель», он продолжает работать с Красноярским ансамблем Сибири.

    Common crawl ru А ты! Ты думаешь, ты крутой …… потому что у тебя есть подружка

    en Исследовательская платформа М-101Т Гжель вариант аэрофотосъемки, завершившей съемки на Северном Кавказе (аэропорт Минводы ), переброшенный в аэропорт для съемок Магнитогорска на Южном Урале.

    Common crawl ru Мы были здесь в течение пяти часов

    en В 2013 году города Сочи и Гватемала подписали соглашение об установлении связей между городами-побратимами, а город Гжель и муниципалитет Аматитлана последовали его примеру в 2014 году.

    mid.ru ru В понедельник я начинаю строить город в Китае

    en Гжельская керамика была разработана в России более 650 лет назад.

    mid.ru ru Слушай.Мы можно это использовать.

    WIKI UK / RUS / GZHEL — invask.ru

    Детальная информация о товаре

    Артикул:

    451366

    Краткое описание:

    WIKI UK / RUS / GZHEL — гитара укулеле, сопрано, липа, рисунок «ГЖЕЛЬ», чехол в комплекте.

    Укулеле

    Обращаем ваше внимание на то, что вся представленная на сайте информация, касающаяся комплектаций, технических характеристик, цветовых сочетаний, а также представленного оборудования носит информационный и численный характер при каких условиях не публичной офертой, публичной офертой, положениям Статьи 437 (2) Гражданского кодекса Российской Федерации.Производитель оставляет за собой право вносить изменения в габариты, конструкцию и комплектацию без предварительного уведомления.
    Для получения подробной информации о товаре, пожалуйста, обращайтесь к производителю оборудования или к нашим менеджерам.

    РУС: Этот сайт использует файлы cookie для хранения информации на вашем компьютере.
    Некоторые из этих файлов cookie необходимы для работы нашего сайта, а другие помогают нам совершенствоваться.
    ENG: Этот сайт использует файлы cookie для хранения информации на вашем компьютере.
    Некоторые из этих файлов cookie необходимы для работы нашего сайта, а другие помогают нам совершенствоваться, давая нам некоторое представление о том, как используется сайт.

    Подробнее (Подробнее)…

    Принимаю (Согласен)

    .

    Добавить комментарий