Чем растворить олифу в домашних условиях: Чем растворить олифу в домашних условиях?

By alexxlab No comments

Содержание

Как сделать олифу классическую в домашних условиях? Какие есть особенности?

на собственной кухне

В начале ответа хотелось бы Вас предостеречь от этого действия.

Не надо варить олифу на кухне. Это крайне опасно вплоть до летального исхода.

Я не пугаю, просто знаю что такое кипящее масло.

Масло, даже очень сильно нагретое, не кипит в классическом понимание, вот в этот момен захочется «сунуть» в тазик палочку и выяснить почему оно не «булькает», через мгновение масло по палочке доберётся до руки, болевой шок и как следствие переворачивание тазика с маслом на себя.

Купленная в магазине, натуральная олифа ни чем не хуже, а если быть откровенным лучше, самодельной.

В прошлом олифу варили только на улице, подальше от детей и прохожих, варили сутки и более.

В общем надо просто пойти и купить, без вариантов.

Используют для этого — масло

Масло можно использовать льняное, можно подсолнечное.

Какие существуют нюансы и особенности?

Если решили рискнуть продолжаем:

В начале дадим маслу выстояться.

Перемешиваем (пропорции равные) масло и горячую воду.

Оставляем эту смесь на некоторое время.

В итоге у нас окажется три слоя, это масло, вода и тот мусор что был в масле.

Собираем чистое масло, оно нам и нужно для приготовления олифы.

Процесс варки длительный, температура не должна превышать 280-и градусов, на первом этапе разогрева 150-т.

При температуре в 280-т 300-а градусов варим олифу в течении трёх, четырёх часов.

Увидеть что олифа готова, можно по изменению цвета масла, масло приобретёт коричневый оттенок , а самое главное перестанет пениться.

Это ещё не всё, олифа ещё долгое время будет остывать, вот на этой стадии в олифу надо добавить сиккативы (это вещества которые способствуют быстрейшему высыханию олифы, если их не добавлять, олифа будет сохнуть годами).

Сиккатив добавляют в тёплую, но не горячую олифу, пропорция примерно 3% от объёма масла.

Второй вариант:

Размешиваем сиккатив с маслом и добавляем в общую массу при температуре 150-т , 170-т градусов (первый способ удобней).

Вот, собственно и весь процесс, совершенно нет ни чего сложного, но технику безопасности необходимо соблюдать, если в доме есть дети, откажитесь от идеи сварить олифу самостоятельно.

Чем разбавить олифу в домашних условиях?

Чем разбавить олифу в домашних условиях

1 Домашнее приготовление смеси

Используется олифа для изготовления масляных и акриловых красок и для их разбавления. Также некоторые разновидности материала применяются для пропитки и грунтования деревянных поверхностей. Для домашнего использования ее можно изготовить самостоятельно. Рассмотрим, как сделать олифу.

Натуральная делается путем термообработки при температуре 250 градусов Цельсия с постепенным добавлением сиккативов.
Для этого применяется льняное, конопляное и другие рафинированные высыхающие масла. Сиккативами выступают свинцово-марганцовые или марганцо-свинцово-кобальтовые линолеаты. Полимеризация осуществляется в стальных реакторах, которые приспособлены для введения сиккативов.

Касторовая олифа делается путем полимеризации касторового масла и этерификацией глицерином. Далее полученная смесь растворяется в уайт-спирите с добавлением сиккатива. В составе такой смеси находится:

50% касторового масла;
46% препарированного касторового масла;
4% уайт-спирита;
сиккативы (свинец, марганец, кальций).

Есть отдельная группа материалов, которая называется синтетическими олифами. Они представляют собой побочные продукты нефтехимических производств, которые имеют свойство при высыхании образовывать пленку. Качество таких материалов низкое, и применяются они для не слишком ответственных работ. Из-за низкого качества в быту они имеют не большое распространение. В связи с этим производить такую смесь в домашних условиях не имеет смысла, да и процесс этот слишком сложный.

Примечание! Используя синтетическую олифу, необходимо четко следовать указаниям производителя, так как она имеет ограниченную сферу применения.

2 Чем разбавить олифу и стоит ли это делать?

Так как олифа имеет свойство застывать, часто возникает необходимость разбавлять ее. Однако многие специалисты утверждают, что это бессмысленно. Связано это с тем, что материал, который уже вступил в этап полимеризации от окисления кислородом, не будет иметь своих первоначальных качеств. Олифа должна сама по себе быть текучей и окисляться только на нанесенной поверхности. Но многие домашние умельцы считают иначе и разводят ее для дальнейшего использования.

Прежде, чем разводить смесь, необходимо ознакомиться с составом. Так как они бывают натуральными, синтетическими и полунатуральными, то и разводить их необходимо по-разному. Натуральные и полунатуральные смеси лучше всего разбавлять уайт-спиритом или скипидаром, а вот синтетические – растворителем. В любом случае, для начала лучше разбавить небольшое количество олифы и проследить за ее реакцией.

Важно! Разбавлять бензином и керосином смесь крайне не рекомендуется.

3 Разводим серебрянку

Часто олифа используется для разбавления серебрянки. Это алюминиевая пудра, которая производится методом размола. Она прекрасно ложится и защищает поверхность. Рассмотрим, как развести серебрянку олифой. Для разбавления используйте материалы в пропорции 1:4 или 1:3, то есть на литр олифы должно приходиться 250-350 грамм серебрянки.

Для получения однородной массы сначала в емкость заливается серебрянка, а только потом постепенно вливается разбавитель. Все работы следует проводить при тщательном перемешивании смеси.

Важно! Нельзя использовать для разбавки натуральную олифу, так как состав ухудшит свои кроющие свойства.

Также часто возникает вопрос о том, в какой последовательности наносятся различные материалы. Так, лак на олифу можно класть для большей защиты поверхности.
Если же серьезная защита поверхности не нужна, то можно лаком ее не вскрывать. И, наоборот, если требуется защита лакированной поверхности, то можно ее покрыть олифой.

Как удалить олифу.

В качестве защитной пропитки деревянной либо металлической поверхности перед покраской принято использовать олифу. Она представляет собою прозрачную жидкость, в состав которой входят растительные масла (натуральная олифа), алкидные смолы (алкидная олифа) либо их комбинация (комбинированная олифа).

Вопрос того, как удалить олифу для многих является очень важным. Так как нередко в процессе строительных работ ею могут быть загрязнены не только одежда, но и другие поверхности, на которой остаются жирные пятна. Что еще больше усложняет процесс очистки, так это входящий в ее состав сиккатив или вещество, которое способствует быстрому впитыванию. Поэтому удалить олифу не так просто, как кажется на первый взгляд. Для этого необходимо знать некоторые правила.

Прежде всего, способ очистки зависит от состава самой олифы.

Удаление натуральной олифы растительного происхождения

Натуральную олифу или олифу растительного происхождения можно удалить обычным пятновыводителем для жирных пятен.

  • Для этого необходимо смочить в небольшом количестве такого вещества поролоновую губку либо кусочек ветоши и потереть пятно.
  • После чего оставить его на некоторое время в покое, примерно на 10-15 минут.
  • Затем протереть влажной губкой или прополоскать в воде, если это ткань.

Удаление синтетической комбинированной или алкидной олифы

Олифу, которая имеет в своем составе алкидные смолы, удаляют при помощи одного из таких веществ.

Обычный бензин

Практически любую олифу можно удалить при помощи бензина.

  • Смачиваем небольшой кусочек ветоши бензином и наносим его на очищаемую поверхность.
  • Примерно через 15 минут все аккуратно смываем.
  • В зависимости от степени загрязнения данную процедуру можно проделать еще несколько раз.

Уайт – спирит

Действие данного вещества аналогично бензину.

  • Точно так же смачиваем кусочек ветоши уайт-спиритом и обрабатываем им поверхность, которая подлежит очистке.
  • Обработку уайт-спиритом можно провести сразу несколько раз подряд до тех пор, пока олифа полностью не удалится.

Растворитель для масляной краски, например, СОЛЬВЕНТ, Р-646 и др.

Порядок очистки такой же, как и с применением двух предыдущих средств уайт-спирита или бензина. Однако, этот способ более сложный и трудоемкий, так как требует хорошей выдержки и немалого времени. Очистку стоит проводить до тех пор, пока полностью не очистится самый нижний слой дерева.

Удаление олифы с различных поверхностей

Дерево, фанера

Олифу наносят на деревянную поверхность перед покраской в качестве грунтовки или с целью экономии расхода краски. Чтобы готовое покрытие было качественным нужно дать олифе перед покраской хорошо просохнуть. Иногда из-за большого количества нанесенной олифы она это сделать не успевает. Чтобы краска была нанесена равномерно, требуется удалить излишки олифы с поверхности.

Сделать это достаточно сложно, так как данное вещество имеет свойство очень быстро впитываться и проникать в самые глубокие слои древесины за считанные минуты. Поэтому очистить при помощи уже перечисленных средств можно только верхний слой древесины. При этом, понадобятся как минимум 4-5 обработок бензином либо растворителем с интервалом в 20 минут.

Процесс удаления олифы с деревянных стен дома можно посмотреть на видео.

Еще один способ удаления олифы с деревянной поверхности – это использование строительного фена.

  • Для этого нагреваем поочерёдно небольшие участки древесины.
  • Как только ее поверхность начнет покрываться мелкими пузырями, при помощи ветоши удаляем все загрязнения.

Камень, кирпич

В время облицовки фасадов зданий нередко используются специальные мастики, в состав которых входит олифа.

  • Чтобы удалить ее с каменной или кирпичной поверхности применяют смесь, состоящую из одной части буры, тринатрийфосфата и трех частей талька.
  • Полученную таким образом пасту с добавлением мыла наносят на очищаемую поверхность до ее полного высыхания.
  • Затем при помощи увлажненной губки или ветоши ее аккуратно смывают.

Кроме того, с каменной поверхности олифу достаточно легко удалить при помощи обычной аптечной перекиси водорода. Для этого губку или кусочек ветоши смачивают в перекиси и протирают загрязненный участок кирпичной или каменной поверхности до тех пор, пока пятно полностью не исчезнет.

Ткань

Удаление олифы с ткани производится теми же средствами, что были перечислены выше. При этом, необходимо разделять свежие пятна и уже застаревшие. От свежих бесспорно легче избавиться.

  • А засохшие пятна стоит предварительно размягчить маргарином или сливочным маслом и только потом приступать к очистке при помощи скипидара или бензина.
  • Завершают процесс очистки обработкой  10-процентным раствором нашатырного спирта. Последний иногда становится причиной изменения цвета некоторых тканей, поэтому его стоит применять осторожно.

С хлопчатобумажной ткани пятно от олифы выводят нашатырным спиртом либо зеленым мылом, а с шерстяных тканей — протиранием смесью из зеленого мыла, нашатырного и винного спирта.

  • На цветных тканях также используют горячий раствор чистого глицерина, которым смачивают ватку и ее прижимают к пятну.
  • Периодически такой ватный тампон необходимо менять на новый до тех пор, пока олифа полностью не удалится с поверхности ткани.

Как избавиться от запаха олифы

Независимо от того, какой способ удаления олифы вы выберете для себя, важно понимать, что в большинстве случаев для этого применяются вредные токсичные вещества. Поэтому лучше использовать маску или респиратор во время работы. Кроме того, обработанные олифой поверхности надолго сохраняют ее неприятный запах.

  • Избавиться от него можно, прежде всего, регулярным проветриванием помещения.
  • Помимо этого, некоторые специалисты рекомендуют установить в комнате 2-3 емкости с солью либо водой, которую желательно один раз в сутки менять.

Тысяча Советов » Что такое олифа для дерева состав и применение

ОЛИФА НАТУРАЛЬНАЯ ДЛЯ ДЕРЕВА  ИЗ ЧЕГО ДЕЛАЮТ

Чтобы краска легла на стены и потолки ровно и прочно, надо воспользоваться для приготовления состава связующими материалами. Эти материалы позволят связать все составляющие, и они смогут покрыть поверхность, образуя прочную пленку. Тогда состав для покраски хорошо прилипнет к поверхности и не будет отшелушиваться и осыпаться.

Если покраска производится меловым раствором, приготовленным на воде, в него надо для прочности добавить клей растительного и животного происхождения, а также клей ПВА. Если покраска производится масляным составом, добавляется олифа.

Для малярных работ масляными красками применяется для прочности окрашивания олифа.

ОЛИФА НАТУРАЛЬНАЯ ЛЬНЯНАЯ  ИЛИ КОНОПЛЯНАЯ

Олифа может быть натуральная, которая изготавливается из конопляного или льняного масла с добавлением сиккатива.

ОЛИФА СОСТАВ

Сиккативы это вещества, которые применяются для ускорения высыхания олифы, масляных красок и масляных лаков. Добавляются сиккативы в состав красок и состав олифы, строго в ограниченных количествах и составляют они не более 3% от веса краски или олифы, если не добавить совсем, то краска или лак никогда не высохнут, а если больше, то покрытие будет трескаться, и мало прослужит.

Сиккативы для добавок бывают марок НФ-1, НФ-2, НФ-4 и НФ-5. Масла содержится в олифе около 95%.

КАК СДЕЛАТЬ ОЛИФУ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

Можно сделать натуральную олифу из льняного масла в домашних условиях. Для этого надо долго  уваривать льняное масло, на медленном огне. Но добавить сиккатив надо будет обязательно в указанной пропорции, иначе все труды будут напрасными олифа домашнего приготовления без добавки никогда не высохнет. А если добавить такую олифу в краску, то и краска не будет высхать очень очень долго.

ОЛИФА ПРИМЕНЕНИЕ

Применяется олифа для изготовления масляных красок и разведения густотертых масляных и земляных красок, а также цинковых белил до необходимой консистенции. Краска, разведенная натуральной олифой, имеет высокое качество, дает твердое покрытие и быстро высыхает, не токсична и может быть использована для внутренних и наружных работ.

Применяется олифа для пропитки деревянных поверхностей, оконных переплетов, дверей, полов и всего прочего перед покраской наружных и внутренних поверхностей. Это снижает расход масляной краски и улучшает качество покрытия. Чтобы олифа лучше проникла в деревянные и оштукатуренные поверхности её можно подогреть. Покрытие олифой производят в два слоя, второй после высыхания первого.

Уплотненная  олифа конопляная содержит конопляного масла 90% и применяется в тех же целях, что и натуральная.

ОЛИФА ОКСОЛЬ ХАРАКТЕРИСТИКА

В домашних условиях чаще всего применяется натуральная олифа и олифа «оксоль». Олифа «ОКСОЛЬ» Оксидированная олифа  производится путем окисления растительных масел, в том числе и подсолнечного с добавлением сиккатива и растворителей, это может быть скипидар или уайт-спирит.

Скипидар бесцветная жидкость с небольшим лимонным или красноватым оттенком и запахом сосновой смолы, добавляется в олифу только в хорошо очищенном виде.

Уайт-спирит бесцветная жидкость, может служить разбавителем для нитрокрасок.

СОСТАВ ОЛИФЫ ОКСОЛЬ 

Олиа ОКСОЛЬ содержит масла и сиккатива до 55%, а уайт-спирита до 45%. Если краску разводить олифой «оксоль» то она будет дольше сохнуть, чем если развести краску натуральной олифой. Покрашенные поверхности такой краской не имеют блеска и прочности. Красками, разведенными олифой «оксоль» можно красить все кроме деревянного пола в помещении.

Кроме натуральной олифы есть полимеризованная, полностью заменяет натуральную,  и используется как для внутренних, так и для наружных работ.

Алкидные олифы изготавливаются из алкидной смолы, и получается глифталевая и пентафталевая олифы. Производятся и другие олифы, но они менее распространены.

Часто как связующий материал используют муку и крахмал. Эти материала используют для приготовления клейстера для наклейки обоев, и их же добавляют в окрасочные растворы, приготовленные на воде.

Жидкое и твердое мыло используют при приготовлении грунтовок и шпаклевок, которыми обрабатывают поверхности при подготовке их к окрашиванию.

Для окрашивания применяются масляные краски, которые уже готовы к применению и густотертые, которые слишком густые и чтобы их использовать, надо развести олифой. Эмалевые краски всегда бывают готовыми к применению.

КАКИЕ КРАСКИ НА ОЛИФЕ СМЕШИВАТЬ НЕЛЬЗЯ

Масляные краски производят, смешивая олифу с сухими пигментами, смешивание производится на специальных вальцевых краскотерках. Масляная краска остается востребованной до сих пор, чем еще покрасить забор или скамейку, крышу или пол. Чтобы получить колер в домашних условиях можно смешать несколько цветов красок. Однако не все краски совмещаются. Например, нельзя смешивать цинковые белила с киноварью ртутной, цинковой желтой и лазурью.

Свинцовые белила нельзя смешивать с белилами литопоновыми, киноварью ртутной, цинковой желтой и ультрамарином. Цинковую, желтую не смешивать с кобальтом синим, фиолетовым и ультрамарином. Список можно продолжить, поэтому при приготовлении окрасочных составов самостоятельно смешение и нужный колер может не получиться.

Со всеми красками хорошо совмещаются и смешиваются – зелень изумрудная, окись хрома, умбра, сурик железный, охру.

Читайте также

coded by nessus

Олифа — Госстандарт

Олифы представляют собой продукты переработки растительных масел, жиров и органических веществ. Используются для производства и разведения красок и грунтования окрашиваемой поверхности. Наилучшими олифами числятся натуральная, фталевая и пентафталевая. Олифы разных видов можно соединять, но качество смешанной олифы будет таким же, как у худшей олифы.! Фактически все олифы (несчитая натуральной) являются пожаро- и взрывоопасным материалами, так как содержат быстровоспламеняющиеся растворители.

Природные олифы.

Фактически олифой именуют вещество, получаемое из разных видов растительных масел — льняного, тунгового, подсолнечного и др. На растительных маслах (без прибавления синтетических плёнкообразователей) изготавливают два вида олифы: натуральную и оксоль.
Олифа натуральная. Получают из льняного либо конопляного масел оковём нагревания высыхающих масел с окисями металлов (сиккативами) либо оковём оксидации, другими словами продуванием воздуха через масло. В качестве сиккативов употребляют кобальтовые, марганцевые либо свинцовые соли кислот. Натуральные олифы — качественный плёнкообразующий материал, дающий атмосферостойкие покрытия. Используются для производства масляных красок хоть какого назначения.
Гарантийный срок хранения — 24 месяца.
Олифа оксоль. Представляет собой раствор оксидированного сгущенного растительного масла и сиккатива в бензине-растворителе (уайт-спирите). Зависимо от применяемого сырья олифу оксоль изготавливают последующих марок:
В — из льняного либо конопляного масел. Предназначается для изготовления масляных красок, используемых для внешних и внутренних работ, кроме расцветки пола;
ПВ — из подсолнечного, соевого, сафлорового, кукурузного, виноградового либо рыжикового масел. Предназначается для изготовления масляных красок, используемых для внутренних работ, кроме расцветки пола, также для грунтовок и шпатлёвок.

В отличие от натуральной олифы, покрытие приготовленное на олифе оксоль быстрее высыхает, но выходит более хрупким и наименее долговременным. На практике олифы оксоль реально отличить от натуральных олиф по сильному запаху растворителя. Примерный состав олифы оксоль: масло — 50 %, сиккатив — 3 %, уайт-спирит — 47 %.
Гарантийный срок хранения — 12 месяцев.

Синтетические олифы.

Синтетические вещества, по внешнему облику похожие на олифу и созданные для тех же целей обычно именуют олифами, хотя делаются они из нефти, сланцевых масел, смол с растворителями, отходов производства синтетического каучука. Характеристики их ужаснее, чем у “природных” олиф: они темнее, высыхают медлительнее, отличаются низкой гидростойкостью и слабенькой плёнкой (кроме пентафталевых и фталевых олиф).
Олифа полидиеновая. Состоит из полидиена, глицеринового эфира канифоли, свинцово-марганцевого плавленого сиккатива и бензина-растворителя. Может быть добавление некондиционного окисленного растительного масла.
Олифа олигодивинилстирольная. Продукт, получаемый в итоге соолигомеризации стиролов, растворённый в бензине, сольвенте либо ксилоле.
Синтетические олифы предусмотрены, в главном, для разбавления тёмных красок, изготовления шпатлёвок и грунтования железных, древесных либо заштукатуренных поверхностей снутри помещения.

 Посреди синтетических олиф исключением числятся фталевые и пентафталевые олифы, которые получают как продукты совместной переработки соответственных смол и натуральных олиф. Они представляют собой 50 %-ные смеси фталевой смолы средней жирности либо жирной пентафталевой смолы в уайт-спирите с добавлением сиккатива. Покрытия, образуемые красками, приготовленными на этих олифах, по прочности превосходят покрытия, приготовленные на природных олифах.

Комбинированные олифы

Комбинированные олифы представляют собой смесь растительных масел с синтетическими олифами. Созданы для изготовления готовых к применению и густотёртых масляных красок, также для грунтования разных материалов.
Зависимо от начального сырья комбинированные олифы делаются последующих марок:
К-2 из консистенции полувысыхающих и высыхающих масел;
К-3 из высыхающих масел;
К-4 из полувысыхающих масел;
К-5 из консистенции полувысыхающих либо высыхающих масел с тунговым либо ойтисиковым;
К-12 из малеинизированных полувысыхающих масел.
Олифы К-2, К-4 и К-12, также краски, приготовленные на их базе, могут быть применены только для внутренних работ, олифы К-3 и К-5 и краски на их базе — как снутри помещений, так и снаружи.

Композиционные олифы

Композиционные олифы — это раствор оксидированного растительного масла в бензине, к которому добавлен канифольный лак КФ-287. При изготовлении олифы допускается подмена подсолнечного масла (менее 5 %) маслами горчичным, касторовым, косточковым, кукурузным, рапсовым, рыжиковым, хлопковым.
Олифа масляно-каучуковая. Раствор синтетических каучуков, измененных растительными либо талловыми маслами. Зависимо от сырья олифу изготавливают 2-ух марок:
МК-1 — создана для масляно-каучуковых красок, которыми можно окрашивать разные поверхности как снутри помещения, так и снаружи, также для грунтования.
МК-2 — для внутренних работ и для грунтования.
Растворителями для этих олиф и красок на их базе являются бензин, скипидар, сольвент.

Выбор олифы

Чтобы самостоятельно, в домашних условиях оценить качество имеющейся олифы, ее наносят ровным и тонким слоем на небольшой кусочек стекла. Стекло располагают наклонно, под углом около 45 градусов. Олифа стечет по стеклу, оставив на нем тончайший след. Если она хорошего качества, то уже через 12 часов высохнет настолько, что от легкого прикосновения пальца на пленке не останется никакого следа. А через сутки палец, даже при сильном нажиме, уже в любом случае не должен прилипать к пленке.

О качестве олифы судят и по виду образовавшейся на стекле пленки, которая у качественной олифы прозрачная и однородная.

К тому же пленка от хорошей олифы срезается кончиком острого ножа, образуя тонкую эластичную стружку. Если же олифа разбавлена каким-либо летучим растворителем, то пленка соскабливается плохо.

Если же пленка истирается в порошок при трении пальцем или растрескивается во время высыхания, значит в вашем распоряжении оказался суррогат, например, скажем, канифольный лак. В случае, когда пленка после долгой сушки все равно остается «сальной» — в олифе слишком много минерального масла, и для малярных работ она совершенно не пригодна.

Олифы. Клеи. Пигменты и наполнители



Олифы. Клеи. Пигменты и наполнители

ОЛИФЫ

Олифы — пленкообразующие вещества на основе растительных масел, прошедших специальную обработку (окисление или длительный прогрев при высоких температурах), с добавлением сиккативов и растворителей. После нанесения на поверхность олифы высыхают на воздухе, образуя прочную эластичную водонепроницаемую пленку. Применяют олифы для приготовления окрасочных составов, шпатлевок, грунтовок, подготовки древесных и других пористых поверхностей под окраску, а также в качестве самостоятельного декоративного покрытия.

Выпускаются четыре вида олиф: натуральные, полунатуральные, комбинированные и синтетические.

Натуральные олифы вырабатывают из льняного или конопляного масла.

Льняная натуральная олифа — светлая прозрачная маслянистая жидкость, изготовленная из льняного масла и сиккатива, приготовленного на льняном масле. Применяют ее для грунтования (проолифки) металлических, деревянных и оштукатуренных поверхностей; для приготовления и разведения светлых густотертых красок, шпатлевок, подмазочных паст, замазок; для внутренних и наружных работ при окраске металлических конструкций, полов, дверей, оконных переплетов. Время высыхания при температуре 20°С — не более 24 часов.

Конопляная натуральная олифа — темная прозрачная маслянистая жидкость, изготовленная из конопляного масла и сиккатива. Применяют ее для грунтования металлических, деревянных и оштукатуренных поверхностей, приготовления и разведения темных густотертых красок, шпатлевок, подмазок, замазок и других темноокрашенных составов.

Полунатуральные олифы (олифа-оксоль) представляют собой раствор оксидированного растительного масла и сиккативов в уайт-спирите (до 45%). Олифу марки В применяют для изготовления масляных красок для внутренних и наружных работ; марок СМ и ПВ — при изготовлении грунтовок, шпатлевок и красок для внутренних работ. Все эти олифы не подходят для окраски полов. Сохнет олифа марки В не более 20 часов, марки ПВ — не более 24 часов.

Комбинированная олифа — продукт полимеризации и обезвоживания высыхающих или полувысыхающих масел. Выпускают марок К-2, К-3, К-4, К-5. Используют для приготовления густотертых масляных красок для внутренних работ, кроме полов. Время высыхания олифы — 24 часа.

Синтетические олифы. Сланцевая олифа — жидкость темного цвета, являющаяся продуктом окисления сланцевых масел, растворенных в ксилоле. Имеет резкий неприятный запах; время высыхания — 24 часа; обладает атмосферостойкостью. Используется для приготовления темных колеров, разведения красок, применяемых для наружных и изредка внутренних работ по окрашиванию металлических, деревянных и оштукатуренных поверхностей. Не допускается окрашивание сланцевой олифой полов и предметов бытового назначения.

Олифа этиноль (лак этиноль) — светлая прозрачная густая жидкость с резким запахом, изготовляемая из отходов производства хлоропренового каучука. Образует быстросохнущую блестящую, очень твердую щелоче- и кислотостойкую пленку, но не атмосферостойкую. Олифу этиноль добавляют (до 15%) к другим олифам; из нее готовят краски и грунтовки по металлам.

КЛЕИ

Клеи, как природные, так и синтетические, вводятся в качестве связующих в грунтовочные, шпатлевочные, подмазочные и другие окрасочные составы. Из природных клеев для приготовления этих материалов чаще всего используют костный, мездровый, казеиновый; из синтетических — КМЦ, «Латекс», дисперсию ПВА и др.

Костный клей — плиточный или гранулированный — вырабатывают из обезжиренных и отполированных костей животных. Применяют для приготовления водно-клеевых окрасочных составов, грунтовок, шпатлевок, подмазок.

Мездровый клей — плиточный или гранулированный — вырабатывают из белковых отходов кожевенного производства. Применяют в тех же случаях, что и костный. Раствор клея может храниться 2-3 суток.

Казеиновый клей — однородный порошок серого цвета, вырабатываемый из кислотного казеина. При смешивании казеинового клея с известью получают несмываемую краску, которую применяют для окрашивания зданий. Клей используют также для приготовления шпатлевок, грунтовок, для склеивания древесины.

Синтетические клеи. КМЦ (натрий карбоксиметилцеллюлоза техническая) — продукт переработки древесной целлюлозы. Применяется для приготовления клеевых окрасочных составов и шпатлевок. Хорошо совмещается с мылом, пигментами, не загнивает. Приготавливают, как указано на этикетке.

Дисперсия ПВА — продукт полимеризации винилацетата в водной среде; вязкая жидкость белого цвета. Применяется для изготовления грунтовок, шпатлевок, окрасочных составов. В качестве связующего входит в состав воднодисперсионных (водоэмульсионных) красок, клея для бумаги, древесины, мебели.

ПИГМЕНТЫ И НАПОЛНИТЕЛИ

Для придания покрытию определенных свойств в лакокрасочные композиции вводят пигменты и наполнители.

Пигменты (или сухие краски) — это измельченные цветные неорганические или органические вещества, нерастворимые в воде, растворителях, пленкообразователях и способные создавать со связующим (олифой, лаком, смолой) защитное, декоративное либо декоративно-защитное покрытие. Пигменты влияют на физические свойства покрытия — повышают его прочность, снижают водонепроницаемость, поглощают ультрафиолетовые лучи, защищают пленку от быстрого старения и разрушения.

Наполнителями называют твердые дисперсные неорганические вещества, не растворимые в воде и растворителях и не обладающие красящей способностью. Наполнители повышают адгезию пигментов с основанием, придают лакокрасочным покрытиям прочность, водо-, огне-, кислото-, щелоче- и атмосферостойкость, блеск или матовость, ускоряют высыхание пленки, экономят расход пигмента.

В домашних условиях наполнители вводят в краски при их приготовлении, например в этиленовые, свинцово-суриковые и др. Обычно используют аэросил, бланфикс, тальк (в количестве 3-8%).

Пигменты применяют для приготовления окрасочных составов, шпатлевок, подмазок, окрашивания пластмасс, бумаги, резины. От растворимых красителей они отличаются нерастворимостью в воде, растворителях и окрашиваемых материалах.

По происхождению пигменты бывают природные (неорганические), синтетические (неорганические и органические) и металлические.

Природные пигменты — аурипигмент, графит, известь, каолин, диоксид марганца, мел, мумия коричневая, охра, охра жженая, сиена, сиена жженая, сурик железный, умбра коричневая и др. Их получают путем измельчения, обогащения, термической обработки горных пород и минералов. Чаще это окрашенные оксиды или соли металлов. Состав и цвет неорганических природных пигментов непостоянен, так как зависит от состава исходного сырья и глинистых соединений в нем.

Синтетические неорганические пигменты — белила свинцовые, цинковые, титановые, зелень свинцовая, цинковая, хромовая, крон цинковый, стронциевый, свинцовый, киноварь, кобальт, литопон сухой, марс коричневый, ярь-медянка, мумия красная, пигмент желтый железоокисный, редоксайд, сажа, свинцовый сурик, двуокись титана, ультрамарин синий, оксид хрома, цинковая пыль и др. Их получают в результате сложных химических реакций и технологических процессов. Это наиболее многочисленная группа пигментов. Среди них особое значение имеют различного рода белила, без которых не обходится ни один из неводных окрасочных составов.

Синтетические органические пигменты получают из органического сырья с помощью химических реакций и сложных технологических процессов. Эти пигменты представляют собой цветное органическое соединение, в которое входит углерод.

К синтетическим органическим пигментам относят лак основной синий К, пигменты алый, алый концентрированный, голубой фталоцианиновый, желтый, желтый светопрочный, зеленый М, красный С, оранжевый и др., а также красочные лаки (фарблаки) — нерастворимые в воде соединения в виде осажденных и адсорбированных на неорганическом белом субстрате органических и анилиновых красителей. Субстратом служат гидрат алюминия, баритовый концентрат, тяжелый шпат, каолин, белила.

Отличают органические пигменты от неорганических прокаливанием. Для этого небольшое количество пигмента насыпают в пробирку или на стальной лист и нагревают. Органические пигменты, в состав которых входит углерод, обугливаются и чернеют.

Металлические пигменты — золотистая бронза, алюминиевая пудра, цинковая пудра, медный порошок и др. — представляют собой тонкоизмельченные порошки цветных металлов или их сплавов. Эти пигменты применяют в смеси со связующим (тинктурой, олифой, лаком) для окраски металлических поверхностей, а также в клеевых составах для бронзирования, накатки и в монументально-декоративной живописи.

Пудра алюминиевая пигментная — легкий порошок блестящего светло-серебристого цвета. Выпускают двух марок: ПАП-1 и ПАП-2. Очень хорошо отражает тепловые лучи и проводит теплоту. В смеси с воздухом взрывоопасна. Обладает антикоррозионными свойствами, поэтому ее применяют для окрашивания и защиты от коррозии металлических поверхностей в масляных, эмалевых и эмульсионных составах для внутренних и наружных работ.

Пудра бронзовая — тонкий порошок, получаемый в результате измельчения латуни, бронзы и меди, с добавлением стеариновой кислоты или парафина против слипания и окисления частиц. По химическому составу и назначению пудру выпускают нескольких марок. Золотистую бронзу марки ВПК применяют в масляных, эмалевых и клеевых составах для внутренних декоративных работ.

В домашних условиях пигменты могут применяться только для приготовления окрасочных, грунтовочных и шпатлевочных составов. Однако недопустимо добавление их в готовые краски и эмали. Несоблюдение этого правила приведет к порче лакокрасочного материала, а полученное покрытие не будет обладать необходимыми декоративными и защитными свойствами.

Источник: PROEKTSTROY.RU

масляный состав, ГОСТ 7931-76, олифа из льняного масла для окраски

Во времена Советского Союза олифа была практически единственным средством, которым обрабатывали деревянные поверхности и постройки. Поклонники этого материала остались и по сей день.

Олифа – это пленкообразующее лакокрасочное вещество на основе натуральных масел или алкидных смол, подвергшихся термообработке.

Она надежно защищает древесину от гниения и появления грибка, а также применяется для изготовления масляных шпаклевок и красок.

Виды, состав и свойства

В наши дни многие домовладельцы стремятся уберечь себя и своих домочадцев от ненужной химии. В этом плане олифа по праву считается уникальным материалом! Более 90% ее состава приходится на долю компонентов, получаемых из семян льна, конопли, подсолнечника или рапса. Оставшиеся 5% приходятся на долю синтетических соединений, но их количество настолько незначительно, что они не могут оказать какого-либо неблагоприятного воздействия на человека. При этом чем меньше процент синтетики в олифе, тем дольше служит изделие из древесины после обработки.

При выборе олифы непременно заострите внимание на ее составе – чем больше в нем натуральных компонентов, тем больше защиты получит древесина.

В старину олифу назвали «вареное масло». Сегодня технология ее производства практически не отличается от «древних» способов. Однако вариабельность состава обусловила большое количество разновидностей олифы с самыми разными свойствами.

Масляные олифы изготавливают из растительных масел с добавлением специальных веществ, вызывающих ускорение их высыхания – суккативов. С этой целью применяют соединения кобальта, свинца, стронция, циркония и железа – название этих элементов вызывает сомнение в их безопасности для жизни и здоровья человека, тем не менее, их доля ничтожна мала, поэтому можно не бояться негативного воздействия на организм. Но если вы хотите перестраховаться, то отдайте предпочтение составам с кобальтом – этот металл не оказывает отрицательного воздействия на физиологические процессы взрослого и детского организмов. Также можно приобрести состав без добавок из 100%-ного масла.

Сиккатив поглощает из воздуха кислород, благодаря чему происходит окисление масла. Причем после его высыхания окислительные реакции не прекращаются, именно поэтому доля таких добавок крайне мала, в противном случае покрытие быстро темнеет и становится ломким.

Олифы с сиккативами и без них имеют некоторые различия в своих эксплуатационных параметрах:

  • Масляные олифы затвердевают за 24 часа, а в жаркое время года им достаточно 5 часов, чтобы образовать плотную защитную пленку. Олифа без сиккативов сохнет 5 дней, имейте это ввиду, планируя проведение ремонтных работ в доме.
  • Состав без сиккатива глубже проникает в волокна древесины и в будущем надежнее защищает ее от попадания влаги и появления плесени. Составы с добавками впитаются не так глубоко, а в будущем пленка может растрескаться и отслоиться.

На эксплуатационные характеристики, в частности, скорость высыхания, влияют и те масла, которые используются для производства. Быстрее всего затвердевает олифа из льняного и конопляного масла. Это обусловлено большим количеством полиненасыщенных кислот в их составе (показатель йодного числа составляет для первого 175-204 и для второго 145-167). Подсолнечное масло высыхает гораздо медленнее, поэтому в его составе обязательно присутствуют сиккативы в незначительном количестве, а вот олифам из орехового и макового масла без добавок понадобится довольно много времени для застывания. Касторовая, оливковая и суррепная олифа без сиккативов не застынет вовсе, лишь загустеет, не образуя необходимого пленочного покрытия – йодное число масел, входящих в их состав, ничтожно мало.

Для ускорения скорости засыхания производители выпустили серию олиф на базе синтетических компонентов.

Наиболее приближены к маслам комбинированные составы – они на 2/3 состоят из масла и на 1/3 из уайт-спирита или другого растворителя. Эти смеси отличаются более низкой стоимостью и высокой скоростью затвердевания, поэтому их широко применяют при наружных фасадных работах. Кстати, вопреки распространенному мнению, комбинированные олифы почти не имеют резкого запаха.

При добавлении в масла большого количества добавок получается олифа оксоль. В ее составе присутствует масло (55%), уайт-спирит (40%) и сиккатив (5%). Оксоль отличается хорошей скоростью затвердевания, однако имеет едкий химический запах, который долго не выветривается.

Оксоль по внешнему виду ничем не отличается от натуральной, но ее цена существенно ниже масляных составов.

Различают околь марки В и ПВ. Олифа В изготавливается с использованием льняного или конопляного масел, она нашла свое применение в лакокрасочной промышленности для разведения и производства фасадных красок.

Для изготовления оксоли ВП используют подсолнечное, сафлоровое или кукурузное масло. Этот состав популярен благодаря исключительно низкой стоимости. Однако его эксплуатационные качества оставляют желать много лучшего – такая оксоль не создает прочного и долговечного покрытия, поэтому сфера ее использования ограничена разведением красок.

Использовать ее для покрытия деревянных изделий не рекомендуется.

Еще одна разновидность олиф – алкидные. Они изготавливаются из смол, разбавленных растворителями и модифицированными маслами. По аналогии с масляными олифами добавляют сиккатив, а также уайт-спирит. Такие составы экономичнее масляных, т. к. для того, чтобы изготовить 1 тонну алкидной олифы, требуется всего 300 кг масла. Это существенно удешевляет продукт, но делает небезопасным его использование внутри жилых помещений.

Кроме того, алкидные составы устойчивы к негативному воздействию внешней среды, перепадам температур и влажности, проявляют резистентность к прямым ультрафиолетовым лучам. Такая олифа признана потребителями как самая оптимальная по соотношению цена/качество.

Отдельно в ассортиментном перечне олиф стоят синтетические марки. Они производятся из продуктов нефтепереработки, на них не распространяется ГОСТ 7931-76, они изготавливаются по ТУ. Они долго застывают, неприятно пахнут, а после застывания дают стеклообразную хрупкую пленку.

Подобные составы обычно применяют для разбавления эмалей.

Преимущества и недостатки

Масляная олифа обладает целым рядом несомненных преимуществ, обусловленных ее техническими параметрами:

  • доля масла и добавок – 97: 3;
  • скорость высыхания не превышает 24 часов при температуре воздуха в 20-22 градусов цельсия;
  • плотность – 0,93-0,95 г/м3;
  • отстой – не более 0,3;
  • кислотное число – 5 (мг КОН).

Достоинства материала очевидны:

  • Натуральная олифа практически не имеет растворителей, поэтому она не дает резкого запаха и считается безопасной для здоровья детей и взрослых.
  • Масляные компоненты проникают глубоко в волокна древесины, тем самым увеличивая срок их эксплуатации на несколько десятилетий, даже если поверхность эксплуатируется в условиях повышенной влажности.
  • Пропитка натуральной олифой создает пленку, которая оберегает древесину от размножения грибка и гниения.
  • Использование натурального и доступного сырья делает олифу не только экологичным, но и дешевым материалом, доказывающим свою эффективность долгие годы.
  • Применение олиф на этапе подготовки к финишной отделке обуславливает экономию расхода материалов на проведение окраски.

К недостаткам многие относят скорость высыхания – после обработки поверхность сохнет в течение суток, поэтому ремонтные работы останавливаются.

Производители

Очень часто от людей, которые покрыли олифой фанеру, оконные рамы и другие поверхности можно услышать, что она слишком долго застывает. Специалисты утверждают, что если материал не высыхает в течение 24 часов при комнатной температуре и влажности до 60%, то скорее всего, это некачественный продукт, масляная смесь, реализуемая под видом натуральной олифы.

Несохнущий состав – это брак или подделка.

Во избежание неприятных последствий, связанных с приобретением неподходящего состава, покупайте продукцию проверенных изготовителей.

Качественную олифу в России впускают:

  • Уфимский лакокрасочный завод;
  • Котовский лакокрасочный завод;
  • Пермский лакокрасочный завод;
  • Управляющая компания ЗЛКЗ;
  • Азовский лакокрасочный завод «Диво»;
  • Бобровский экспериментальный завод.

Очень хорошо себя зарекомендовала олифа производства эстонской компании Vekker.

Благодаря исключительному качеству сфера ее применения вышла за пределы строительной отрасли. Этот состав широко применяют живописцы для создания и реставрации икон.

Как выбрать?

Прежде чем приобрести олифу, стоит посмотреть на ее цвет и консистенцию. В норме оттенок варьируется от желтого до темно-коричневого. В растворе не должно наблюдаться взвешенных частиц, расслоений и комков.

На этикетке непременно указывается номер ГОСТ либо ТУ, если вы покупаете композиционную олифу, наименование и адрес производителя, состав и технология использования.

Что касается сфер применения разных типов олиф в ремонтных работах, то руководствуйтесь простым правилом: для внешних покрытий подходят комбинированные составы с содержанием масла до 45%, для внутренних стоит отдать предпочтение улучшенной марке, в которой процент натуральных компонентов от 70 и выше.

Можно ли сделать самому?

Изготовить олифу можно своими руками в домашних условиях. Для этого, как правило, используют подсолнечное и льняное масло.

Для производства потребуется металлическая емкость, нагревательное устройство, марганцевая перекись, канифоль, а также индивидуальные средства защиты органов дыхания и кожи.

Технология изготовления олиф проста, но требует осторожности и соблюдения правил техники безопасности.

Масло заливают в емкость и греют на медленном огне до температуры 110 градусов.

В этот момент начнется испарение воды, которое видно невооруженным взглядом. Масло должно вывариваться в течении 4 часов. В этот период необходимо следить, чтобы температура не превышала 160 градусов. По истечении требуемого срока в масло добавляется сиккатив (его можно сделать из канифоли и пероксида марганца в соотношении 20 к 1) из расчета 30 г вещества на 1 литр масла. Смесь должна вариться еще 3 часа, после чего олифа считается готовой. Готовность, кстати, проверяется очень просто – капля состава помещается на стекло, и если она прозрачная, значит, олифа готова.

При добавлении сиккатива наблюдается повышенное пенообразование и выделение хлопьев, для уменьшения интенсивности этого процесса можно добавить в емкость немного готовой фабричной олифы.

В следующем видео вы можете посмотреть, как приготовить натуральную олифу из льняного масла в домашних условиях.