Жостовская роспись поднос: Народные художественные промыслы Подмосковья: Жостовская роспись

By alexxlab No comments

Содержание

доклад о русском народном промысле

Жостовская роспись — один из самых известных народных промыслов росписи подносов из металла. Благодаря труду и мастерству русских умельцев, эти подносы из предметов повседневности стали настоящими произведениями декоративно-прикладного искусства.

Жостовский поднос — каким мы его знаем.

История промысла

Родина народного промысла — деревня Жостово Московской области, а его история началась ещё в первые десятилетия XIX века. Появление промысла росписи железных подносов в Подмосковье вызвано несколькими важными событиями:

  • открытием русскими мастерами секрета прозрачного лака;
  • появлением в XVIII веке на Урале — центре российской металлургии — промысла росписи подносов из металла, основные изображения на этих подносах — цветочный и растительный орнамент;
  • изготовлением в Санкт-Петербурге подносов необычных форм с рисунками из цветов, птиц, сложных завитков и т. д.;
  • открытием в 1820-е годы в Жостово Ф.Н. Вишняковым мастерских, на которых было налажено производство расписанных лакированных изделий из папье-маше: подносов, шкатулок, всевозможных коробочек и т.д.

Художник за работой в мастерской Ф.Н. Вешнякова.

Расписывали эти изделия сценками из народной жизни, пейзажами.

В 1830-годы подносы ковали уже из металла, и вскоре в Жостово стали производиться только они. Несмотря на первоначальное влияние техники и сюжетов росписи уральских и петербургских подносов, к 1870-м годам жостовский поднос обрел самобытный стиль и неповторимую роспись.

В конце XIX века в России активно росли города, открывались многочисленные магазины, гостиницы, трактиры и рестораны. Все они нуждались в подносах, что способствовало развитию жостовского промысла.

В 1960 году была организована Жостовская фабрика декоративной росписи, на которой трудятся замечательные мастера и выпускаются подносы, пользующиеся большим спросом как в России, так и в других странах.

Жостовская фабрика. Советский период.

Особенности и техника изготовления жостовских подносов

Подносы имеют различные размеры и формы. Они бывают огромные, размером со стол, и маленькие, не больше блюдца. Самые распространённые формы — овальная и круглая, но встречаются прямоугольные, квадратные, треугольные, многоугольные, комбинированные.

Производят подносы из листового железа методом холодной ковки или с помощью штамповки. Перед росписью изделие грунтуют и шпаклюют, затем тщательно шлифуют и неоднократно покрывают цветным лаком. Подносы расписывают масляными красками, а после росписи несколько раз наносят прозрачный лак.

Основная тематика жостовских росписей — большие букеты из крупных и мелких цветов. Цветочный букет расположен в центре подноса. По борту подноса идет золотистый узор. Букеты могут дополняться изображениями ягод и радостных, разноцветных птиц. Также встречаются сюжеты из народной жизни, пейзажи. Издавна один из любимых сюжетов — удалая тройка лошадей.

Излюбленный сюжет — русская тройка.

Фон подносов не только черный; он может быть тёмно-зелёного, ярко-красного, синего, золотистого и даже белого цветов.

Этапы росписи:

  • замалёнок — нанесение силуэтов цветов и листьев;
  • тенежка — нанесение теней;
  • прокладка — определение формы цветов и листьев;
  • бликовка — нанесение бликов создает колорит и настроение, придает объем изображаемому;
  • чертёжка — нанесение тонкой кистью контуров каждого цветочка и листика;
  • привязка — рисуются усики, веточки, травинки, связывающие букет в единое целое;
  • уборка — нанесение узора на борта подноса.

Этапы нанесения рисунка.

Благодаря разнообразию комбинаций цветов и их расположения на подносе, каждый жостовский поднос уникален. Среди миллионов изготовленных за почти 200 лет подносов нет и двух одинаковых.

Каждое изделие — уникально.

Праздничные, яркие подносы используют не только в быту, но и как украшение.

Жостовские подносы очень популярны, поэтому их часто подделывают. Чтобы отличить настоящий поднос из Жостово, нужно прежде всего посмотреть на край подноса. Он должен быть идеально гладким и ровным. На оборотной стороне подноса должен стоять товарный знак Жостовской фабрики — цветок и кисточка.

Жостовская роспись — это… Что такое Жостовская роспись?

Поднос с жостовской росписью

Жо́стовская ро́спись — народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области.

История росписи

Промысел расписных металлических подносов возник в середине XVIII в. на Урале, где были расположены металлургические заводы Демидовых (Нижний Тагил, Невьянск, Верх-Нейвинск), и только в первой половине XIX века подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии — Жостове, Троицком, Новосельцеве и др. Скоро московский промысел стал ведущим. В настоящее время производство подносов с лаковой росписью сосредоточено в деревне Жостово Московской области и в Нижнем Тагиле. С первой половины XIX века мастерские по производству расписных подносов работали в нескольких деревнях Московской губернии: Осташкове, с. Троицком, Сорокине, Хлебникове и др. Жостовская фабрика ведет свое начало от мастерской (открытой в 1825 году) откупившихся на волю крестьян — братьев Вишняковых. В 1928 году несколько артелей, образованных на базе мастерских после революции, объединились в одну — «Металлоподнос» в деревне Жостово, которая в дальнейшем (1960 г.) была преобразована в Жостовскую фабрику декоративной росписи.

Этапы жостовской росписи

Замалёвок

Начало и основа композиции будущего узора.

Разбавленной краской на подготовленную поверхность художник наносит силуэты цветов и листьев в соответствии со своим замыслом.

Тенёжка

Полупрозрачными красками художник наносит цветные тени. Слово «тенёжка»—созвучно слову «тень». У цветов появляется объём, обозначаются теневые места растений.

Прокладка цветом

Один из самых ответственных этапов послойного жостовского письма. Форма букета обретает плоть — уточняются многие детали, высветляется и реализуется контрастный или более гармоничный строй всей композиции. операции направленные на подчёркивание объема.

Бликовка

Наложение бликов выявляет свет и объём. Букет кажется освещенным множеством независимых источников света. Бликовка создает настроение и колорит

Чертёжка

Это заключительная часть работы над букетом. При помощи специальной тонкой кисти художник наносит небольшие, но очень значительные штрихи — рисует прожилки и кружевные края на листочках, «семена» в центре чашечек цветов.

Привязка

Предпоследний этап росписи подноса, когда уже готовый букет как бы вживается в фон изделия. При помощи тонких стебельков, травинок и усиков букет оформляется в единое целое и связывается с фоном.

Уборка краёв подноса

Украшение борта подноса, состоящее из геометрических или растительных узоров. Уборка может быть скромной, а может соперничать с роскошными старинными рамами для картин. Без уборки изделие выглядит незаконченным.

Наводка зеркального блеска

С помощью тончайшего мелового порошка поднос затирается ладонями до блеска, а затем натирается парафином, чтобы еще больше блестел.

Особенности жостовской росписи

Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами.

Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.

По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение.

По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др.

Ведущие художники жостовского промысла — А.  И. Лезнов, И. С. Леонтьев, Д. С. Кледов, Н. П. Антипов, Е. П. Лапшин

Ссылки

Литература

  • Попова О. С., Каплан Н. И. Русские художественные промыслы. — Москва: Знание, 1984.
  • Бардина Р. А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. — Москва: Высшая школа, 1977.
  • Орловский Э. И. Изделия народных художественных промыслов. — Ленинград: Лениздат, 1974.
  • БСЭ. Изд. 3-е. — Москва: СЭ, 1970—1978.

На производстве жостовских подносов осталось всего 50 художников — Российская газета

Жостово — старинная деревушка на берегу Клязьминского водохранилища в часе езды от Москвы.

Дорожные указатели, ведущие к ней, выполнены в виде больших расписных подносов, а номера домов на центральной улице тоже изображены на подносах, прибитых к заборам. Идешь по главной в Жостово улице да узоры затейливые рассматриваешь.

Сейчас эту дорогу называют мытищинской Рублевкой. 130 лет назад художник Василий Суриков отыскал здесь типажи для своей знаменитой картины «Боярыня Морозова». В этих краях обосновалась известная актриса Елена Проклова. Построила дом. Рассказывают, что зашла как-то в местный магазин и сразу с десяток подносов купила. Украсила ими комнату на даче. Кто был в гостях, говорят, кра-со-та…

Началось все с «лакерной»

Жостовская техника росписи в череде прославленных российских лаков, таких как Палех, Холуй, Мстера, Городец, Федоскино… Предприимчивый крепостной графа Шереметева из деревни Жостово — Филипп Никитич Вишняков, работая в Федоскино возчиком на местной мануфактуре, уловил технологические особенности производства лакированных изделий и открыл свою «лакерную» мастерскую.

В Федоскино делали расписные изделия из папье-маше под лак: шкатулки, ларцы, портсигары, табакерки, спичечницы, конфетницы, подносы. Филипп Никитич ездил в Москву продавать товар, а потом на Цветном бульваре открыл лавку. О чем свидетельствует и старинная вывеска, которая теперь красуется в музее в Жостово.

На одной из ярмарок сын Филиппа Никитича Осип встретил конкурентов с Урала, которые лихо торговали металлическими расписными подносами. Тогда-то Осип Вишняков и решил тоже перейти с папье-маше на «железо».

После отмены крепостного права многие деревенские по примеру Вишняковых стали открывать в своих домах «подносные мастерские». Название «Жостово» закрепилось за всем промыслом, хотя лакированием на металле и папье-маше занимались многочисленные мастера во многих близлежащих деревнях. К середине XIX века уже работали 12 крупных мастерских, которые и создали школу росписи металлических подносов.

Что любил показать гостям русский человек? Дом, семью. Любил и широко посидеть за накрытым столом. А на подносе дорогим гостям угощения подают. Возьмет гость с подноса чашку с огурчиками, а там взору роза открывается. Поднимет бульонницу, а там ветка рябины затаилась…

Спрос на разноцветные подносы рос не по дням, а по часам — дородные купчихи желали пить чаек с баранками, маковыми булочками, липовым медком и вареньицем. Маленькие подносы ставили вместо блюдечка, большие — под самовар.

Все мастерские были семейными, опыт передавался от отца к сыну. К XX веку промысел несколько сократился: в СССР все должно было быть общим. В 1922 году в деревне Новосильцево была создана «Новосильцевская артель», аналогичные появились в Жостово и Троицком. В 1928-м мелкие артели объединились в специализированную артель «Металлоподнос» с центром в Жостово.

Упадок пришел после падения СССР. Говорят, подносы валялись по всему фабричному двору. Бери — не хочу. Никто не брал. Фабрику обанкротили.

Эти букеты живут вечно

Фабрика начинается с музея. При входе выдают бахилы. На стенах — портреты мастеров: Н. Антипова, В. Леткова, Е. Лапшина, В. Жмылева, Н. Гончаровой, Л. Гончаровой, Б. Графова, М. Савельева, Зои и Виктора Кладовых. Все изготовленные подносы и сегодня подписываются. И если стоит полная фамилия — покупайте. Мастер отвечает за свое творение.

Главный художник фабрики Михаил Лебедев встречает меня у проходной и проводит на верхний этаж в мастерские.

В 2003 году фабрику купил банкир, но государство поставило условие, чтобы «производство жостовских подносов сохранилось и никакого упадка не было». Сейчас — это частное предприятие, ориентированное на прибыль. За качеством следит лично главный художник и всевозможные комиссии, которые по два раза в год приезжают то из Союза художников России, то из области.

В мастерских сквозь стеклянные хайтэковские двери можно видеть, как работают мастерицы. Для многочисленных экскурсий это очень удобно. Классический мотив жостовской росписи — яркий цветочный букет на черном фоне. Эти букеты никогда не вянут.

Любимый жостовский цветок — роза. Она в центре, а колокольчики, ландыши, фиалки, незабудки, ромашки, васильки, анютины глазки — те по краю подноса. Иногда в букет добавляют землянику, шиповник. Цветы на подносе могут быть собраны художником в букеты, гирлянды или венки.

Кроме букетов на подносах пишутся пейзажи, натюрморты, русские тройки, сказочные персонажи… Богатые иногда заказывают свои портреты в обрамлении цветов. Но в последнее время делают это все реже. Получается как бы для кладбища, на могилку.

А еще расписывают кухонные вытяжки, будильники, вазы. Привозят на роспись даже холодильники и дорогие мобильники.

Вам тазик или блюдечко?

Лак, как и раньше, завозят из Ярославля, сталь — из Череповца. «Когда в жаркой печи лак хорошо иссохнет, то как зерцало становится». Формы у подносов самые разнообразные: прямоугольные, круглые, овальные, «гитарные» или восьмиугольные. Размеры тоже: маленький — «блюдечко», средний — «тазик», большой — «скатертный». Бортик подноса может быть «простым» или «крылатым».

Для создания жостовского подноса требовался кузнец (коваль), шпаклевщик (грунтовщик) и живописец (рисовальщик). А еще ножницы, деревянный молоток и кисти с красками. Кузнец из листового железа ножницами выкраивал листы нужной формы и размеров. Поднос-заготовка передавался в руки шпаклевщика. Тот покрывал поднос лаком и отправлял в сушильную печку. Потом наносил на поднос шпаклевку, еще раз лак и отправлял снова на просушку. Когда поднос высыхал, его передавали живописцу.

Живописец расписывает поднос по своему «произволу». Мазок кладется в несколько приемов и называется «долгим», при этом он должен быть густым и «упругим», что придает объем знаменитому жостовскому букету.

Вот такая статистика

Иду в гости к известному художнику, лауреату премии имени Репина Вячеславу Ивановичу Леткову. У него не дом, а настоящий музей из кованых подносов среди оленьих рогов. Авторские подносы на вручную кованом металле выгодно отличаются от поточных. Что ни поднос — то шедевр. Когда Вячеслав Иванович вышел на пенсию, то ушел и с фабрики. И таких много: «Мы работаем дома, потому что нас не устраивает профессиональный уровень фабричной продукции». Практически все, кто ковал подносы, разбежались по автомастерским.

Ушли семейные династии (одна осталась), которые и вне стен фабрики не пропадут. За несколько последних лет на фабрику пришла только одна девушка, которая по совместительству экскурсии проводит.

В лучшие годы трудилось до 300 художников, после войны 150, сейчас — 50. В Жостово выпускники федоскинского художественного училища не распределяются. В училище на отделении «Жостово» нет конкурса и отделение закрыли.

Прямая речь

Михаил Лебедев, главный художник фабрики:

— В Федоскино раньше преподавали ведущие мастера, было три отделения — Жостовское, Федоскинское, Ростовская финифть. Не стыдно было сказать, у кого ты учился. Квартиры преподавателям давали. Зарплаты хорошие были.

Сейчас педагогов самих учить надо. Другая проблема: платить достойно художнику никто не хочет. У покупателей тоже лишних денег нет. Нет стимулов и со стороны государства. Если раньше на промысле работало по три поколения, то сейчас дедушка отговаривает внучка, чтобы не шел на фабрику. Остались энтузиасты. Что делать? Популяризировать промыслы, поддерживать ведущих мастеров. В Жостово сейчас 10 членов Союза художников России. Но до 2008 года не проводилось ни одной художественной выставки по промыслам. Выставка «Россия» проходит раз в четыре года. Никто не делает выставок за границей, а то, что делают, вызывает только стыд. Нужно поднимать престиж творчества художника!

поднос на все времена! Народные промыслы Подмосковья живут и развиваются

18 окт. 2019 г., 11:59

Экскурсия в деревню Жостово вместе с Фикретом и Аидой Исмайловыми приоткрыла новые грани знаменитого на весь мир народного промысла. Подробный рассказ экскурсовода, демонстрация видео-фильмов, удивительные экспонаты в музее подносов на жостовской фабрике – и вмиг ожила «лента времени», история и современность расписного букета.

За демонстрацией росписи на изначально чистом подносе с увлечением наблюдала вся наша черноголовская группа. С этого и началась экскурсия на Жостовскую фабрику. Руки мастера двигались быстро, рисунок виртуозно заполнял небольшое пространство металла. Одновременно звучал комментарий: «Первый слой называется замалевок. Поднос в печи высохнет за 12 часов. Температура – 100 градусов. Когда все высохнет, мы начнем делать второй слой. Благодаря этому получаются объемные цветы. Композицию художники создают сами. Все, что вы видите в нашем музее, придумано и нарисовано ими. Покрытие лаком – завершающий этап». Во время работы мастер держит поднос на коленях и крутит его во все стороны. Именно такой способ, как показало время, оказался самым сподручным.

Жостовский букет — это 200 лет поисков и находок одного из самых узнаваемых символов народного искусства

Итак, жостовская роспись делается масляными красками с помощью беличьих кисточек на металлических подносах, покрытых черной эмалью. Как известно, черный цвет традиционен для жостовских подносов. Как думаете, почему? Промысел создавался в деревне, в 19 веке, и краски стоили очень дорого. Делать цветной всю поверхность подноса стоило больших денег. Поэтому самого высшего качества считались подносы со цветным фоном. Тем не менее городские аристократы выбирали изделия с темным фоном – роспись на нем смотрится более элегантно. Зато деревенские жители обожали яркие творения мастеров – как говорится, «поярче и побогаче, чтобы всех соседей удивить»! И денег на это не жалели. Вот такие метаморфозы.

К выбору кисточек мастера относятся с трепетом, предпочитают изделия кировской фабрики. «Орудие труда» требует особого ухода, поэтому художники хранят его в холодильнике. Никому и никогда мастер кисточки свои не даст! Когда он получает новую кисть, сначала ее поцелует, а потом только пускает в работу, и то не сразу. Целый месяц будет ею делать одни замалевки.

1800-е

годы   

— время возникновения в Жостово и соседних деревнях росписи лакированных изделий. 1825 год – братья Вишняковы основывают свои мастерские


1825 год считается официальной датой рождения жостовского народного промысла. Именно тогда братья Вишняковы основали свои мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий. Подносы делались, естественно, вручную – в каждой деревне был свой коваль. В прейскуранте значилось: «Заведение братьев Вишняковых, лакированные металлические подносы, сухарницы, поддоны, из папье-маше шкатулки, портсигары, чайницы, альбомы…». Любопытно, что секрет подносов был привезен в Жостово из Нижнего Тагила. Нижнетагильская роспись – тоже российская гордость, но это тема отдельного разговора…

Мастерские в Жостово были семейными, и даже дети помогали в производстве подносов. Огромное значение для жостовского промысла имело соседство с центром русской лаковой миниатюры в Федоскино. Так, после временного закрытия Федоскинской мануфактуры группа живописцев, чтобы не остаться без гроша, пошла на поклон к Вишнякову.

Исстари заведено, что сюжет

художник создает сам – смотрит и наблюдает в природе, как растут цветы и плоды, затем воплощает увиденное в букетах и натюрмортах. «У нас дома живые цветы. Мы постоянно наблюдаем за ними. А еще ходим по полям и лесам. Каждая былинка вдохновляет. В этом порыве приходим сюда рисовать», – слова одной из художниц, Ольги.

Однако жостовская роспись – это не только букеты! На старинных и современных подносах можно увидеть овощи и фрукты, птиц и животных, жанровые зарисовки, сказочные пейзажи и даже портреты! К примеру, на одном из круглых подносов нарисован юный Пушкин в обрамлении персонажей из авторских сказок.

Отдельное искусство в подготовке жостовских подносов — это ручная ковка. Мастер-коваль вырезает ножницами по металлу форму, специальными молотками выколачивает борт, на станке подгибает край. А самих-то форм за 200 лет накопилось более 150! Есть совсем маленькие, даже миниатюрные. Можно увидеть и огромные – «скатертные», как их называют. И в каждом случае выверены свои пропорции. Сегодня производство отдельных форм на фабрике механизировано: прессом придают тот или иной вид подноса – овальный, круглый, прямоугольный и даже «гитарный». Всего насчитывается около 32 форм, а оставшиеся по прежнему делаются ручной ковкой.

Лак — главный секрет Жостово. Его состав до конца не разгадан до сих пор. Это был особый масляный лак, «который на железе, меди и дереве нимало не трескается и с которым никакие в России делаемые лаки в доброте и прочности сравниться не могут, даже самый аглицкий лак он превосходит и равняется с китайским». Ко всему прочему этот лак, «когда в жаркой печи хорошо иссохнет, то как зерцало становится». То есть от лака зависело, сохранит ли поднос свой цветущий вид и зеркальную поверхность.

Постоянный поиск художников и ковалей двигает народный промысел, помогает вписаться в современное течение жизни. В наши дни жостовская роспись наносится не только на металл, но и на папье-маше, керамику, стекло и даже кожу. Ею украшают автомобили и дома. Но это уже нетрадиционное ремесло. А увидеть примеры исконно жостовского промысла, кованые подносы со специальным номером, можно в музее при фабрике. Вас здесь ждут, приходите в гости!

Кстати

Жостовская фабрика декоративной росписи получает государственную поддержку в рамках госпрограмм Мос-ковской области «Культура Подмосковья» и «Предпринимательство Подмосковья».

Анна СТОЛИНА,
фото автора

Источник: http://inchernogolovka.ru/novosti/obschestvo/zhostovo-podnos-na-vse-vremena-narodnye-promysly-podmoskovya-zhivut-i-razvivayutsya

Творческий проект по изобразительному искусству на тему «Народный промысел Жостовская роспись (Жостовские подносы)»

Наш проект называется:

Народный промысел
Жостовская роспись
(Жостовские подносы)

Проект подготовили ученики 5 «А» класса

школы №2 города Неи

Эдуард, Антон и помогал в росписи одной из тарелочек Никита

Цели и задачи

  • Знакомство с народными промыслами на примере Жостовской росписи на подносах.

  • Изготовить своими руками поднос и нанести на него жостовскую роспись.

На жостовском подносе
В зеркальной глади лака
Ржаная медь колосьев,
Степной румянец мака.

Багрянец поздних листьев.
Лесной подснежник первый:
А жостовские кисти
Нежнее легкой вербы.

План

  • 1. Место рождения промысла

  • 2. История производства

  • 3. Стадии производства

  • 4. Готовая продукция

  • 5. Практическая работа «Изготовление подноса по своей технологии».

Место рождения промысла

  • Промысел расписных металлических подносов возник в середине 18 века на Урале, где были расположены металлургические заводы Демидовых и только в первой половине 19 века подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии — Жостове, Троицком, Новосельцеве и др. Скоро московский промысел стал ведущим.

  • В настоящее время производство подносов с лаковой росписью сосредоточено в деревне Жостово Московской области и в Нижнем Тагиле.

  • Жостовская фабрика ведет свое начало от мастерской (открытой в 1825 году) братьев Вишняковых.

Стадии производства

Листы штампуют под прессом, вальцуют — для придания жёсткости бортов.

Отжиг, обезжиривание, грунтование, нанесение эмали,зачистка.

Замалёвок — наносятся силуэты цветов.

Тенёжка – накладываются тени.

Прокладка цветом – уточняются все детали.

Бликовка – наложение бликов выявляет свет и объём.

Привязка — при помощи тонких стебельков, травинок и усиков букет оформляется в единое целое.

Уборка — Борт подносов украшают ажурным орнаментом.

Наносится два-три слоя лака с сушкой

Особенности Жостовской росписи

  • Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами.

  • Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.

  • По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др.

Готовая продукция

Фабрика декоративной росписи

На фабрике работают представители жостовских династий Беляевых, Гогиных, Гончаровых, Вишняковых, Можаевых, Савельевых, известных с середины XIX века.

Ведущие художники:

Лезнов А.И. Леонтьев И. С. Кледов Д.С. Антипов П.П.

Практическая работа
«изготовление жостовского подноса»

Мы решили изготовить Жостовский поднос из бумажных тарелочек.

Покрыли тарелочки чёрной краской.

Нанесли рисунок.

Рисунок нанесён.

ВЫВОД:

Мы познакомились с народным промыслом на примере Жостовской росписи на подносах и сами расписали тарелочку Жостовскими цветами.

Спасибо за внимание.

яркие цветы на черном поле

Подмосковная деревня Жостово – один из центров русских народных промыслов – Жостовских подносов. Первые лакированные металлические подносы с яркими цветами на черном поле появились здесь в 1825 году и сделали Жостово знаменитым местом. Современные мастера продолжают создавать подносы в соответствии со старыми традициями, но в собственном стиле. Экскурсия на фабрику «Жостово» включает посещение музея, демонстрацию процесса и мастер-класс. В магазине рядом с фабрикой продаются подносы, а также чашки, подстаканники, ежедневники и другие предметы, украшенные жостовской росписью.

Фото: © Виктория Державина

Розы, георгины, вьюнки

В музее можно познакомиться с историей жостовского ремесла и увидеть богатую коллекцию подносов. Здесь представлены подносы разной формы, размера и дизайна, относящиеся к разным временам. Самые большие подносы для таверн были размером со стол, а самые маленькие – размером с блюдце. Они были не только черными, но и белыми, синими, красными или зелеными с букетами цветов, россыпями цветов или венками и тонким золотым узором по краям. Любимые цветы жостовских художников – розы, георгины, вьюнки.

Фото: © otzyv.ru/Kapitel

Здесь также можно увидеть современные интерпретации народного искусства. Есть подносы, украшенные популярными в XIX веке натюрмортами, пейзажами или советской символикой.

Фото: © Виктория ДержавинаФото: © Виктория Державина

От легкого движения кисти расцветают цветы

Жостовские подносы расписаны в многослойной живописной технике. На фабрике можно увидеть процесс росписи Жостовских подносов. Потомственные мастера быстро наносят мазки кистью, поворачивают поднос и добавляют новые штрихи. От легкого движения кисти расцветают цветы. Как по волшебству, из темноты проступают цветы. Если вас вдохновляет этот завораживающий процесс, вы можете поучаствовать в мастер-классе и самостоятельно расписать поднос.

Фото: © Фабрика «Жостово»

Распишите свой жостовский поднос

Во время мастер-класса можно расписать свой жостовский поднос. Вам дадут небольшой черный поднос, уже готовый к росписи, с эскизом на нем. Если хотите, можете стереть эскиз и сделать свой собственный. Ведущий напомнит вам о технике жостовской росписи и поможет, если вам понадобится помощь. Неважно, есть у вас талант или нет. В любом случае, ваш поднос будет уникален. Напишите на нем свое имя и дату. Имейте в виду, что поднос необходимо покрыть несколькими слоями лака и высушить, так что вы сможете его забрать через 2-3 дня в одном из московских магазинов.

Фото: © Виктория Державина

Говорят, жостовские подносы вечны. Оригинальный поднос изготовлен из толстого металла, покрыт слоями грунтовки, эмали, краски и лака. Он никогда не прогнется, если на него поставить что-то тяжелое. Его роспись никогда не тускнеет и не стирается. Он переносит жару и холод. Он должен быть гладким, зеркальным и иметь заводскую печать. Вы можете узнать больше об особенностях оригинальных жостовских подносов, посетив фабрику и оценив удивительное разнообразие ярких цветов на черном поле.

Фото: © Виктория Державина

Zhostovo village, Moscow Region

Zhostovo, Moscow region, Russia, 141036

Я живу в Москве. Я увлекаюсь путешествиями, историей, природой и архитектурой. Несколько лет я работала экскурсоводом в Москве и других городах России. Я получаю вдохновение, посещая новые места, и люблю делиться своими впечатлениями.

Жостовские подносы

Арт-объекты могут стать настоящим украшением дома, квартиры или офиса, если их правильно использовать. Тем, кто ценит шедевры из талантливых рук русских мастеров, наверняка знакомы жостовские подносы. Красивая вещь от настоящего мастера — вариант прекрасного подарка родственнице или коллеге. Итак, мы расскажем вам об истории создания жостовских подносов и о том, где они изготавливаются в настоящее время.

История жостовского подноса

Жостовская роспись — народный художественный промысел, представлявший собой роспись оловянных изделий (подносов), начавший свое существование в 1825 году из села Жостово Московской области. Первоначально появилось несколько мастерских под руководством Коробова и Филиппа Вешнякова, взявших на себя традиции тагильской росписи XVII века на изделиях из папье-маше. Затем подносы стали делать из железа, но краска на этом материале плохо закреплялась. Затем в середине 19-го стали использовать стальные кованые изделия.

С приходом Советской власти мастерские объединились в трудовые кооперативы. С 60-х годов ХХ века жостовские подносы завоевали популярность не только в СССР, но и за рубежом.Прекрасные изделия народных промыслов принимали участие в многочисленных выставках. Жостовские подносы стали визитной карточкой русского народного творчества и страны.

Сегодня Жостовский поднос по-прежнему известен среди знатоков и простых людей. Главные проблемы — дешевые массовые подделки, которыми заполонили магазины сувениров и предметов искусства.

Как делают жостовские подносы?

Если говорить о том, где делают жостовские подносы, то мастерские адрес не меняли — в селе Жостово до сих пор занимаются этим видом рыбной ловли. Сейчас это фабрика, состоящая из цеха ковки и штамповки изделий из металла, и малярного цеха, где поддоны покрывают лаком, а затем красят в черный цвет. И только после этого подготовленные изделия попадают в руки художников, мастеров росписи.

Для жостовской росписи характерно изображение пестрого цветочного букета, где чередуются мелкие полевые и крупные садовые цветы, а иногда и садовые плоды. В основном фон для изображения темный, но можно найти товары с серебристым, красным или зеленым фоном.В основе этой картины свободный и сочный мазок. Причем мастера работают вручную не по образцам, а по правилам. Каждый автор подписывает свою работу. Таким образом, авторские жостовские подносы не имеют повторов, каждая работа уникальна.

Что касается формы жостовских подносов, то они очень разнообразны. Простые – круглые, овальные или прямоугольные. Эффектно смотрятся «гитары» и восьмиугольные подносы, украшенные по бокам рельефными коваными элементами и прорезными ручками. Подносы изготавливаются вручную методом холодной ковки (стоят такие изделия в разы дороже) или с помощью штампов-форм.

Кстати, жостовские подносы специально разделены на группу бытового назначения (для самовара, для фруктов, подачи продуктов) и используются как украшение помещения.

Как ухаживать за подносом?

Безусловно, изделия, предназначенные для украшения помещения, нуждаются в своевременной очистке от пыли. Обычно для очистки используют мягкий отрез ткани, смоченной в воде, или специальные влажные салфетки. Уход за жостовскими лотками, используемыми в хозяйственных целях на кухне, может включать удаление капель жира.В этом случае агрессивные средства могут быть неуместны, так как нанесенный слой покраски будет испорчен. Лучше всего использовать специальные средства с мягким действием.

ярких цветов на черном поле

Подмосковная деревня Жостово один из центров традиционных русских ремесел – Жостовские подносы . Первые подносы из лакированного металла с яркими цветами на черном поле появились здесь в 1825 году и сделали Жостово знаменитым местом. Современные мастера продолжают изготавливать подносы по старинным традициям, но в своем стиле.Экскурсия на Жостовскую фабрику включает в себя музей, демонстрацию производства и мастер-классы. В магазине при фабрике продают подносы, а также чашки, подстаканники, ежедневники и другие вещи, украшенные жостовской росписью.

Фото © Виктория Державина

Розы, георгины, вьюнки

В музее можно узнать об истории жостовского промысла и увидеть богатую коллекцию подносов. Подносы разной формы, размера и дизайна и относятся к разным временам.Самые большие подносы, сделанные для таверн, были размером со стол, а самые маленькие имели размер блюдца. Они были не только черными, но и белыми, синими, красными или зелеными с букетами цветов, разбросанными цветами или венком и легким золотым узором по краям. Любимые цветы жостовских художников – роз, георгины, вьюнки.

Фото © otzyv.ru/Kapitel

Здесь также можно увидеть некоторые современные интерпретации народного творчества. Есть подносы, украшенные популярными в 19 веке натюрмортами, пейзажами или советской символикой.

Фото © Виктория Державина Фото © Виктория Державина

От легкого движения кисти распускаются цветы

Жостовские подносы украшены техникой многослойной росписи. На фабрике можно увидеть процесс росписи жостовских подносов. Ремесленники третьего поколения быстро наносят мазки кистью, переворачивают поднос и добавляют новые мазки. Легкое движение кисти распускает цветы . Словно по волшебству из темноты появляются цветы.Если вас вдохновляет этот очаровательный процесс, вы можете принять участие в мастер-классе и самостоятельно расписать поднос.

Фото © предоставлено Жостовской фабрике

Раскрась Жостовский поднос своими руками

Во время мастер-класса Покрась Жостовский поднос своими руками . Вы получите уже подготовленный к росписи небольшой черный поднос с эскизом на нем. При желании вы можете удалить эскиз и сделать свой собственный. Гид напомнит о технике жостовской росписи и поможет, если понадобится помощь. Неважно, есть у человека талант или нет.В любом случае вы получите уникальный лоток. Напишите свое имя и дату. Имейте в виду, что ваш поднос должен быть покрыт несколькими слоями лака и высушен, чтобы вы могли получить его через 2–3 дня в одном из московских магазинов.

Фото © Виктория Державина

Говорят — жостовские подносы вечны. Оригинальный поднос изготовлен из толстого металла, покрыт слоями грунтовки, эмали, краски и лака. Он никогда не провиснет, если на него положить что-то тяжелое. Его живопись никогда не тускнеет и не стирается. Он может переносить жару и холод.Она должна быть гладкой, зеркальной и иметь заводское клеймо. Узнать больше о фирменных блюдах оригинальных жостовских подносов можно посетив фабрику и насладившись чудесным разнообразием ярких цветов на черном поле.

Фото © Кредиты Виктории Державиной

д. Жостово, Московская область

Жостово, Московская область, Россия, 141036

Я живу в Москве. Увлекаюсь путешествиями, историей, природой и архитектурой.Несколько лет работал гидом в Москве и других городах России. Я получаю вдохновение, посещая новые места, и мне нравится делиться им с другими.

           Северный сад Надежды   : Живописные подносы из Жостово

ромашки, прудовые желтые лилии…

Всегда поражаюсь красоте и яркости металлических подносов из городка Жостово на реке Клязьме. Думаю, дома эти подносы не использовались, тем более такие красивые. Скорее всего, это были предметы интерьера.И каждый раз, когда я прохожу мимо сувенирного магазина, я вижу потрясающие подносы.
Жостовская мастерская — это ручная роспись на металлических подносах, предварительно покрытых несколькими слоями грунтовки и масляного лака. Самый распространенный мотив жостовской росписи – простой букет из смешанных садовых и полевых цветов.

георгины, нарциссы, люпин…

яблоки, сливы, виноград…

маки

Подносы изготовлены кузнецом по старинной ремесленной традиции: форма и размер подноса зависят от его работы. Изображение обычно лежит на гладком фоне, который может быть черным, белым или другим цветом. Я покажу вам разные виды этих предметов, расписанных цветами, фруктами и овощами.

подсолнухи

груши, виноград, абрикосы, вишня…

Кувшин, корзина и ваза с фруктами

Изображение выглядит объемным, кажется, что оно исходит из глубины. Легкие узорчатые кружева из различных «трав» опоясывают букет по краям, вписывая его в ровный фон.
Мне нравятся подносы на белом фоне с полевыми цветами или ягодами. Какой поднос вы бы купили себе домой?

птица и гранаты

одуванчики

васильки, ромашки, маки…

овощи


С 1830 года началась ручная ковка основы для будущего подноса. Точные даты изготовления проштамповывались на спинке подносов. Они были популярны в Петербурге, Москве и других городах. Художники Жостово изображали не только цветы, но и фрукты, овощи, ягоды, птиц, пейзажи и народные сценки.
Как я уже сказал, до сих пор искусство остается чисто декоративным.

свиристель и ягоды рябины

птица и вишня

Возникновение жостовского промысла связано с лаковой миниатюрой на шкатулках из папье-маше, изготовленной в близлежащем селе Федоскино.
Подробнее о лаковой миниатюре вы можете узнать в другом моем посте

Роспись по металлу (Жостовские и Нижнетагильские подносы)

В Сергиево-Посадском музее-заповеднике (СПМР) имеется небольшая, но интересная коллекция железных лаковых подносов с росписью.Сформированный в период между 1930-ми и 1990-ми годами, он насчитывает около 100 наименований.

Расписные металлические подносы, как модные предметы интерьера, появились в России в 18 веке. Железные подносы с растительной росписью распространились вместе с традицией чаепития, которая со временем стала русским национальным обычаем. Первые подносы были изготовлены на горном заводе Демидовых в Нижнем Тагиле на Урале в первой половине XVIII века. Отбракованные металлические листы использовались для изготовления посуды, в том числе подносов, украшенных росписью и покрытых лаком.Демидовский крепостной Андрей Степанович Худояров изобрел очень прозрачный и необычайно стойкий «хрустальный» лак на основе копаловой смолы с добавлением льняного масла и скипидара. Его качество превзошло английский и французский лак и приблизилось к китайскому лаку. Ранние нижнетагильские подносы были массивными и прямоугольной формы. В основном их украшали жанровые сцены (поднос «Свадьба Петра I», изготовленный Бородиным в 1874 г.) и цветочные композиции (поднос с цветами и поднос с натюрмортом, 1920-е гг.).

Наряду с Нижним Тагилом музей представляет еще один знаменитый центр – Жостово. Подмосковный центр росписи подносов, известный как «Жостово», возник в начале 19 века. Оно было связано с именем Осипа Филипповича Вишнякова. Около 1825 года он основал мастерскую по изготовлению табакерок, шкатулок и подносов из папье-маше в селе Жостово Троицкой волости Московской губернии (ныне Мытищинский уезд Московской области). В середине 19 века стали изготавливать металлические подносы, которые со временем вытеснили изделия из папье-маше.

Подносы Вишнякова должны были соответствовать вкусам зажиточных крестьян, мещан и купцов. Подносы использовались не только как сервировочная утварь, они часто были элементами украшения интерьера. В музее выставлен поднос с видом на Троицкую. Сергиева Лавра, изготовлена ​​в 1904 г. А. Вишняковым (долгое время иноком ТСЛ). Также выставлены популярные подносы «Шахи» и «Дамы». На таких подносах изображалась «экзотическая» дама или воинственный шах.Края были украшены золотым орнаментом, образующим своеобразную рамку.

На рубеже ХХ века жостовское ремесло переживало кризис. Спрос на подносы снизился, производство сократилось, мастера ушли в другие центры. В 1912 году оставшиеся мастера организовали в селе Новосильцево Трудовую артель, но вскоре она распалась. Центр возродился в 1920-е годы. Тогда было создано несколько кооперативов, которые в 1929 году объединились в жостовскую артель «Металлоподнос». В 1930-е годы народные промыслы получили большую поддержку со стороны советского правительства. Были проведены опыты в кустарном производстве. В то время лотки производились на промышленной основе, большие партии лотков отправляли за границу.

В коллекции Сергиево-Посадского музея-заповедника хранятся произведения 1930-х годов, переданные из артели «Металлоподнос» в 1950 году. Это работы ведущих художников: И.С. Леонтьев, А.И. Лезнов, П.С. Курзин. Работы А.П. Гогина занимают особое место в истории Жостово. В 1920-х участвовал в организации «Металлоподноса». Долгое время он был там арт-директором. Он создавал свои композиции на цветном и серебристом фоне, в отличие от традиционных черных подносов. Выставка, организованная в Государственной Третьяковской галерее в 1937 году, стала для Жостово очень важным событием. ПК. Курзин, Д.Д. Кузнецов, И.С. Семенов и В.Ф. Куликов сделал порталы, украшавшие входы в выставочные залы.

В 1960 году артель «Металлоподнос» была переименована в «Жостовскую фабрику декоративной росписи», и начался новый период в ее истории. Реконструировано здание завода, модернизировано оборудование, открыт новый окрасочный цех. Но, несмотря на техническое перевооружение, центр сохраняет свое самое ценное качество: он по-прежнему кустарный. Важнейшей операцией, требующей творческого подхода, является покраска, выполняемая в несколько приемов. Расписной поднос покрывают лаком и, когда слой немного подсохнет, на кайме рисуют орнаменты.Орнаменты обычно выполняются женщинами-мастерами.

В музее представлены работы ведущих художников 1960–1990-х годов. Это подносы Б.В. Графова, Н.Н. Гончарова, Н.П. Антипов, В.И. Летков, Е.П. Лапшия, Н.Н. Мажаев, М.П. Савельев и др. Подносы бывают разной формы: круглые, овальные, «сибирские» прямоугольные со слегка закругленными углами, гитарообразные и фигурные с фестончатыми краями. Наиболее частый мотив жостовской росписи — центральный букет, обрамленный золотым бордюрным орнаментом.Гладкий черный или цветной фон занимает много места в композициях. Изысканные инкрустированные подносы выглядят как украшения.

Жостовский поднос: история и способы изготовления. Жостовская роспись на подносах

Яркие пышные цветы: розы, пионы, ромашки, незабудки, хризантемы и ландыши (всех и не перечислить), искусно рассыпанные умелой рукой художника по темной глянцевой металлической поверхности, является традиционным Жостовская роспись на подносах.Уникальное народное творчество России, не имеющее аналогов!

История древнерусского ремесла насчитывает почти 2 века, и за это время изделия жостовских мастеров не только не потеряли своей популярности и красоты, а, наоборот, стали еще более известными во всем мире и обогатились с новаторскими идеями современных молодых художников.

Рождение жостовских промыслов

Сегодня любая современная хозяйка будет рада получить в подарок презентабельный жостовский поднос, который можно использовать не только в непосредственных утилитарных целях, но и как оригинальное украшение кухонного интерьера.Точно так же были счастливы женщины в начале 19 века, когда им дарили такую ​​красоту.

Но так было не всегда. Искусство жостовской росписи начало формироваться в России в конце 18 века. Именно в это время появились первые расписанные в технике лаковой миниатюры подносы, шкатулки, табакерки, портсигары, всевозможные шкатулки и т. д., которые изготовлялись в деревнях Московского уезда: Осташково, Троицкое, Новосильцево, Сорокино. и Жостово, принадлежат.

Постепенно производство подносов выделилось в отдельное направление, и ведущую роль в их изготовлении прочно заняла деревня Жостово. Кстати, первые подносы изготавливались исключительно из папье-маше. Сейчас нам сложно представить жостовский поднос из такого материала.

Дальнейшее развитие искусства Жостова

В 1825 году в Жостово была открыта мастерская Осипа Филипповича Вишнякова. Именно от этого события ведется отсчет существования отдельной национальной торговли жестами.Конечно, эта мастерская была не единственной. Постепенно были организованы и другие артели: Егора Вишнякова в соседнем селе Осташково, А. А. Зайцева в Троицком селе. Популярность их продукции была огромной! Жостовский поднос отлично продавался в Москве, Петербурге и других городах.

В 1830 г. в Жостове и окрестных деревнях открылось несколько мастерских, основателями которых были Е. Ф. Беляев, Т. М. Беляев, Ф. В. Шапкин, В. Л. Леонтьев, И. С. Коломенская. Постепенно производство росло, изделия для росписи стали делать уже не из папье-маше, а из более прочного и современного материала – железа.

Легендарные художники Жостова

Постепенно родился новый знакомый всем нам жостовский поднос. История, сохранившаяся в региональных летописях, рассказывает, как постепенно к работе художественных мастерских привлекалось все больше и больше местных талантливых крестьян. Удивительно, как много талантов оказалось среди простых, необразованных крепостных. Первым мастером, который упоминается в историческом документе 1839 года, был крепостной графа Шереметьева — Филипп Никитин Вешняков, он занимался росписью подносов вместе с сыном. Так в Жостово рождались творческие династии.

Наиболее известные мастера жостовских подносов: О.Е.Бурбышев (об этом художнике в Жостово ходят легенды, он был виртуозным мастером), Н.М.Цаплагин, А.Е.Вишняков, К.В.Грибков, И.С.Леонтьев, Д.С.Кледов, П.С. Курзин, И.А. Савельев, М.Р. Митрофанов, А.П. Гогин, И.П. Плахов, Б.В. Графов. Все эти мастера и многие другие оставили глубокий след в искусстве Жостова, именно они создали замечательные произведения жостовской миниатюры, вошедшие в золотой фонд народных промыслов.

Жостовский поднос — технология изготовления

Оригинальная технология производства жостовских подносов отшлифована годами. У мастеров есть немало секретов ремесла, которыми они не собираются ни с кем делиться. Так что о технологии изготовления изделий Жостова можно рассказать только в общих чертах.

Как было сказано выше, современные подносы изготавливаются из железа. Они могут иметь самую причудливую форму, все зависит от первоначального замысла художника. Перед покраской лоток следует тщательно отшлифовать и покрыть двойным слоем грунта, приготовленного на основе сажи и каолина.После этого заготовка снова полируется и покрывается несколькими слоями цветного лака. При этом каждый слой должен быть хорошо высушен, а также идеально отполирован.

Далее производство жостовских подносов переходит на следующий этап. После всех подготовительных работ изделие готово к росписи, и мастер-художник приступает к дальнейшей работе над ним. Роспись жостовских подносов традиционно выполнена масляными красками. После ее завершения изделие снова покрывается лаком в несколько слоев с последующей сушкой и полировкой для придания готовому подносу практически зеркального блеска.

Художественные приемы и особенности жостовской росписи

Художественные приемы жостовской росписи берут свое начало от традиционной русской лаковой миниатюры, но, безусловно, имеют и свои особенности. Основой можно, пожалуй, назвать рисунок яркими красками на темном фоне и оформление композиции золотым орнаментом. Фон жостовских подносов не обязательно черный, он может быть любого цвета: красного, коричневого, зеленого, синего и охристого. Иногда встречаются даже композиции, выполненные на потали (имитация золота), перламутре или светлом, почти белом фоне, но это скорее отступление от правил, продиктованных фантазией художника.

Поднос Жестовский обычно расписан таким образом, чтобы в центре композиции (букета цветов) находились самые крупные и яркие цветы, на которые направлен основной акцент. Ближе к краям элементы букета становятся мельче и темнее, они как бы сливаются с фоном. Тем самым достигается визуальная глубина и объемность картины. Жостовские цветы написаны не с натуры, чаще всего они условны, многое в их изображении зависит от творческой фантазии мастера.

Основные мотивы и сюжеты

Основными мотивами жостовской росписи являются конечно же всевозможные растительные мотивы, разнообразию которых нет числа! Жостовская роспись придерживается нескольких традиционных типов композиции. Цветы можно собирать в крупные букеты, состоящие из 3-5 соцветий, изображать в корзинах или располагать гирляндами по периметру подноса.

Иногда картину можно дополнить изображениями ягод, фруктов или птиц.Есть образцы жостовской росписи, похожие на старинные драгоценные голландские натюрморты. Несмотря на то, что рисунок растений достаточно условен, в нем присутствуют все признаки станковой живописи: тщательная проработка деталей, общий колорит, свободная импровизация.

Жостовские подносы: как нарисовать поэтапно

Весь процесс росписи подноса можно разделить на 4 этапа. Сначала делается так называемый «взрыв»: белыми красками на изделии как бы набрасывается обобщенный силуэт будущего узора, расположение основных пятен.

Следующий этап – «растушевка» и «укладка»: нанесение прозрачных теней и выделение самых светлых мест густыми красками. После этого форма цветов и листьев становится более четкой.

Третий этап – мигание: нанесение быстрого отбеливающего мазка. С их помощью уточняются все объемы.

Ну вот, наконец, наступает заключительный 4-й этап, в котором выполняются «чертеж» и «привязка». Тончайшей кистью мастер обводит контур каждого листочка и лепестка упругими гибкими линиями, прорисовывает мелкие веточки и детали, которые называются привязками.

Перспективы развития ремесел

В настоящее время художественные жостовские промыслы переживают не лучшие времена. До 90-х годов прошлого века мастерские находились под опекой и финансированием государства, после перестройки и распада Советского Союза фабрика перешла в частные руки. Теперь во главу угла стала прибыль, а не сохранение традиций и творческий подход к ремеслу.

Значительно сокращено количество художников в компании.Многие мастера стали работать самостоятельно, дома. Выполняется очень много частных заказов, заточенных не только под жостовский поднос. Современные мастера часто работают над росписью самых разных предметов: от холодильников и мобильных телефонов до бутылок с дорогим коллекционным вином. Приток талантливой молодежи — выпускников Федоского училища лаковой миниатюры в последнее время уменьшился. Тем не менее, компания по-прежнему живет, работает самоотверженно и с верой в будущее.

Как добраться до Жостово?

Для всех желающих приобщиться к истории и искусству Жостова компания организует интересные 5-часовые экскурсии с мастер-классами.При фабрике постоянно работает магазин, где можно купить изделия народных промыслов, как говорится «с теплу, с теплу».

Добраться из Москвы до Жостова несложно. Нужно преодолеть всего 50 км по Осташковскому шоссе в сторону Мытищинского района. Вы также можете легко добраться туда на поезде или автобусе. Еще вариант: от метро Медведково до Жостово постоянно ходит автобус №438.

.

Добавить комментарий