Фото роспись хохломская роспись: D1 85 d0 be d1 85 d0 bb d0 be d0 bc d1 81 d0 ba d0 b0 d1 8f d1 80 d0 be d1 81 d0 bf d0 b8 d1 81 d1 8c картинки, стоковые фото D1 85 d0 be d1 85 d0 bb d0 be d0 bc d1 81 d0 ba d0 b0 d1 8f d1 80 d0 be d1 81 d0 bf d0 b8 d1 81 d1 8c

By alexxlab No comments

Содержание

Народные промыслы. Хохломская роспись своими руками

Диковинные птицы с хохолками распростерли крылья над кудрявыми ветками. На ветках веером распускаются причудливые цветы, но не они интересуют птиц, а тяжелые грозди ярких спелых ягод, спрятавшихся под резными листьями… Райская картина, наполненная алым цветом и золотым блеском… Даже не видя картинки, вы без колебания узнаете хохлому. Золотом нижегородских лесов называют этот старинный русский промысел, зародившийся в селе Хохлома в Семеновском уезде Нижегородской области. Главный хохломской секрет в том, что на самом деле никакого золота на ней нет. А откуда берется золотое сияние на листьях, ветках, ягодах, на перьях сказочных птиц и чешуе невиданных рыб, вы непременно узнаете чуть позже.

А пока мы перенесемся примерно на четыре века назад в нижегородские деревни, надежно укрытые в глухих лесах, где скрывались тогда от гонений старообрядцы. Среди них было много иконописцев и мастеров книжной миниатюры и каллиграфии. Их таланты нашли свое применение в росписи местных деревянных изделий: чашах, ковшах, ложках, кухонной утвари. Что касается секрета «позолоты» без применения золота, мы никогда не узнаем, кто первый применил его в росписи — местные поволжские умельцы или пришлые староверцы. Доподлинно лишь известно, что кто-то догадался натереть деревянное изделие серебряным порошком, который после обжига покрасил всю поверхность тонкой и ровной позолотой. Чуть позже вместо дорогого серебра стали использовать более дешевое олово. Однако и его цена была довольно «кусачей», поэтому применить его в работе могли лишь мастера, обслуживающие очень состоятельного заказчика. Такими заказчиками стали русские монастыри. Умельцы из поволжских деревень поставляли ковши и праздничные чаши ко двору Троице-Сергиева монастыря. Так и начался славный путь хохломы — из густых нижегородских лесов, из-под рук местных умельцев и кисти иконописцев-староверов поплыли по Волге суда, груженные «драгоценной» деревянной посудой, — на главные русские ярмарки. Купцы отвезли хохлому в Среднюю Азию, Персию и Индию. Завоевала она и сердца европейцев, которые охотно скупали ее в торговом порту Архангельска.

Современная хохлома поражает изысканностью рисунка и великолепием цвета. Производство ее мало изменилось за четыреста лет. Настоящую хохлому делают в фабричных цехах. Это сложный многоэтапный процесс, требующий определенных материалов, оборудования, а главное — искусных рук талантливых художников. Все начинается с «битья баклуш», то есть создания грубых заготовок из липы. Из баклуш на токарных или фрезерных станках вырезают ложки, кружки, братины, чаши, доски. Их шлифуют и сушат в печах. Такая вытачанная, но необработанная заготовка называется «белье». После сушки «белье» грунтуют жидкой очищенной глиной — вапой. Потом изделие сушат и покрывают олифой. Это делают специальным тампоном из овечьей кожи, вывернутой наизнанку. Олифу надо нанести в несколько слоев и втирать ее тщательно, равномерно распределяя по поверхности. Правильно нанесенные слои олифы влияют на качество росписи. Когда последний слой олифы остается еще немного липким, начинают тот важный этап, который делает деревянную посуду «драгоценной», — лужение. Лужение — это втирание в деревянную поверхность «полуды» — алюминиевого порошка. Порошок тоже наносят тампоном. После лужения предметы приобретают красивый серебристо-зеркальный блеск и готовы для росписи.

Хохломская роспись — уникальный процесс, где основные рисунки и мотивы, выработанные годами, превратились в особый узорчатый живописный язык со своими законами и правилами. Художники используют масляные краски: красную (киноварь) и черную (сажа), а для оживления орнамента — коричневую, светло-зеленую и желтую. Кисти допускаются только из беличьих хвостов, чтобы ими можно было провести очень тонкую линию. Именно эта линия, тонкая и изогнутая, придает росписи легкость и изящество. Выделяют два вида хохломской росписи — верховую и фоновую. При верховой технике рисунок наносят на серебристый фон, а при фоновой — закрашивают фон, оставляя элементы рисунка незакрашенными. После росписи изделия несколько раз покрывают специальным лаком, от чего… серебряная поверхность превращается в золотую. Последний этап — это закаливание в печи, благодаря которому хохломская посуда становится жаропрочной и не боится воды.

Коллекционеры и просто любители народных ремесел, конечно, предпочтут купить настоящие хохломские изделия, произведенные на фабриках «Семеновская роспись», «Хохломской художник» или «Промысел». А вот мастера-рукодельники, не обладающие ни специальными материалами, ни оборудованием, захотят приобщиться к старинному ремеслу в домашних условиях. Это вполне под силу трудолюбивым умелым рукам. Если вас завораживает хохломская роспись и вам хочется повторить эту яркую затейливую вязь своими руками, то вы можете самостоятельно создать изделие в стиле «хохлома». Оно, конечно, будет только лишь декоративным, так как настоящие грунтовка, алюминиевый порошок, лаки и, главное, заводской обжиг вам не доступны. Зато вы потренируетесь в хохломском рисунке: почувствуете запах спелой земляники, услышите шелест длинных веток, осененных ажурными листьями, насладитесь пением жар-птицы.

Для росписи вам понадобится основа, необработанное деревянное изделие, так называемое белье. Такие заготовки легко выбрать в нашем магазине в разделе «Хобби. Декупаж. Деревянные заготовки». Если вам предстоит впервые поучиться хохломской технике, это удобнее всего делать на плоской поверхности — на привычной и любимой нами разделочной доске, например на самой простой и классической. Душа просит более сложной и интересной формы? Выбирайте доски: овальную, круглую, фигурную асимметричную, фигурную скругленную, прямоугольную с волнистым краем, с резной ручкой, грушу, листочек, яблочко. Тем, кто не собирается останавливаться на одном рисунке, лучше сразу закупить комплекты досок, например: комплект из шести мини-досок, две изогнутые разделочные доски на подвесе, в виде двух ведер на коромысле. А можно взять вовсе не разделочные доски, а дощечки под роспись в виде матрешки, листика дуба, свинки, сердечка. У них нет ручки с дырочкой, и это может стать вашей первой хохломской картиной. Круглые заготовки под часы также являются прекрасной плоской поверхностью для росписи. Определитесь, какой диаметр вы бы хотели заполнить пестрой кружевной вязью: 20 см, 30 см, 40 см.

Какое изделие, покрытое хохломским узором, вам первым приходит в голову? Несомненно, ложки. И для росписи они тоже очень удобны. Поверхность скругленная, но несложная. Да и объем рисунка небольшой. На ложках очень удобно отрабатывать те или иные элементы хохломских мотивов. Можно запастить набором из трех штук или выбрать ложки по одной разного размера в зависимости от вашего аппетита: 14×3 см, 19×6 см, 39×6 см с длинной ручкой. Помимо досок и ложек, в нашем магазине есть огромный выбор деревянных заготовок под роспись самых разных форм: деревянное яйцо 90 мм, яйцо на подставке 100 мм, комплект из пяти матрешек, солонка, ступка с толкушкой, бочонок, ведерко. Нестандартным и оригинальным выбором будет настольная лампа «Сириус». У нее деревянное основание, а плафон — из плотного хлопка. Расписать можно и то, и другое.

Очень удобный и, кроме того, чрезвычайно полезный объект для росписи — это шкатулка. Сложите в расписанную вами шкатулку бусы и кольца и почувствуйте себя настоящей русской красавицей в сказочном тереме. Для бижутерии подойдут квадратные шкатулки: 14×14×7 см, 16×16×9 см, 18×18×9 см, 20×20×9 см, высокая прямоугольная шкатулка на ножках 9×7×9 см или шестигранная 11×11×6 см. Особенно удобно хранить свои драгоценные сокровища в плоских шкатулках от «Короба» — овальных: 238×268×40 мм, 204×234×40 мм, 171×201×40 мм; или круглых: 274 мм, 240 мм, 208 мм. Производитель «Кустарь» предлагает шкатулки интересных форм: с закругленными углами 15×15 см, шкатулку-бочонок 25×25 см, шкатулку-сундук с ручкой 12×7×10 см.

Не забудьте, что расписанное вашими руками изделие — это прекрасный подарок близким и друзьям. Наверняка у них еще нет этих предметов, но они давно о них мечтали, например о купюрнице, ящике для вина, навесной ключнице или ключнице-шкатулке.

После выбора подходящей заготовки подготовьте необходимые для работы материалы. Купите акриловые краски: черную, охру красную, коричневую, желтую, изумруд и золотую. Кисточки, как вы помните, вам обязательно понадобятся беличьи. Идеально подойдет набор из пяти круглых кистей Brauberg разных размеров от 1 до 5. Также запаситесь глянцевым лаком для финишного покрытия: Olki или Pebeo и плоской широкой синтетической кистью для его нанесения. Перед росписью желательно промазать ваше изделие яичным белком.

Итак, белье перед вами, краски и кисти ждут своего часа, вдохновение бурлит в голове — можно приступать к работе. Осталось только определиться с выбором рисунка. Основные хохломские мотивы — ветки, листья, цветы, ягоды, птицы и рыбы — можно изучить на плакате «Хохлома. Работы современных мастеров». Если вы собрались рисовать вместе с детьми, то вам пригодится наглядно-дидактическое пособие «Народное искусство — детям. Золотая хохлома», где вы можете внимательно разглядеть различные виды росписи на тех или иных предметах. Вы увидите, что в основе любого хохломского рисунка, каким бы причудливым он ни был, лежат довольно простые линии, мазки и фигуры. Сложность в том, чтобы нарисовать их ровно и точно. Познакомиться с хохломской живописной азбукой — осочками, усиками, травинками, завитками, кустиками, капельками, земляничками, малинками, рябинками, брусничками, трехлапыми листиками клевера — вам поможет плакат «Хохлома. Примеры узоров и орнаментов». Здесь приведены все основные элементы, из которых складывается старинная огненная роспись. Потренируйтесь рисовать их кисточкой на бумаге. Если вы чувствуете себя неуверенно с кистью в руках, то воспользуйтесь готовым стилизованным трафаретом-маской Mr.Painter «Хохлома». Или перенесите понравившийся вам рисунок на деревянную доску с помощью копировальной бумаги. А теперь превращайтесь в настоящего творца хохломской живописи и раскрасьте красками карандашный контур. В отличие от хохломских мастеров вам придется использовать золотую краску, так как вы не будете натирать изделие алюминиевым порошком и в дальнейшем обжигать его. Но внешнего сходства с хохломской росписью при аккуратном нанесении рисунка все же добиться можно. Когда краски высохнут, не забудьте покрыть вашу картину лаком, и ваш рукодельный шедевр в стиле «хохлома» готов!

Возможно, во время этого творчества за вами будут наблюдать маленькие дети, которые еще не справятся сами с такой кропотливой росписью, но проявят интерес к работе мамы. Снабдите их книжками-раскрасками: «Хохлома», «Народные промыслы. Хохлома» и «Матрешки».

Если пылающая огнем хохломская вязь вдохновляет вас на рукодельные подвиги, но вы вовсе не художник, а вышивальщица, то вышейте крестиком цветы и ягоды на пластиковой канве в виде деревянной доски «Хохлома» или прекрасную жар-птицу на подушке-панно «Хохлома». А бисером разукрасьте хохломскими узорами «Яйцо пасхальное» или «Матрешку».

Воспроизведением хохломских мотивов вы можете заняться вместе с детьми. Выбирайте для этого любимую технику. Соберите с маленькими помощниками алмазно-мозаичную картину «Хохлома», сверкающую яркими акриловыми стразами (см. наш обзор «Алмазная мозаика»). Создайте картинки-аппликации в стиле пэчворка с использованием тканей с хохломскими мотивами: «Чайник» и «Лебедь», «Горшочки» и «Котенок с кубиками» станут оригинальным декором на вашей кухне. Кстати, шить в этих аппликациях ничего не надо, лоскутки ткани просто приклеиваются на клеевой слой основы. Малышам предложите собрать деревянный пазл «Русские узоры. Хохлома».

Старинное искусство хохломской росписи живо и молодо, несмотря на свой почтенный возраст. Яркий, красочный узор, полыхающий багрянцем и сверкающий золотом, до сих пор является эталоном истинной народной красоты. Современные мастера поддерживают традиции и добавляют современные мотивы. Ну а нам, рукодельникам, тоже под силу приобщиться к изящной росписи. Запасайтесь деревянными заготовками и красками, подбирайте узоры и орнаменты, тренируйтесь в рисовании листочков, ягодок и травинок. Украшайте свой дом расписной утварью, пропитанной русским духом, и дарите оригинальные подарки друзьям.

Хохлома, хохломская роспись — история промысла и фото » Перуница

Старинное искусство хохломской росписи переживает сейчас новый расцвет. Сверкающая золотом, пламенеющая киноварными узорами деревянная посуда и мебель пользуются всемирной известностью. Замечательный русский художественный промысел, возникший еще в XVII столетии в Поволжье, вблизи торгового села Хохлома, от которого и получил свое название, превратился в один из самых крупных центров народного творчества в нашей стране. В прошлом веке хохломские ложки и миски были принадлежностью повседневного крестьянского обихода.

В жизнь советского человека Хохлома вошла по-новому: великолепные сервизы украсили праздничный стол, декоративные вазы и панно вписались в ансамбль современного интерьера и оживили его; мелкие вещицы — коробочки, ковшики — стали любимыми сувенирами, расписные бусы, броши и браслеты — нарядным дополнением женского костюма.

И все-таки среди разнообразной продукции хохломского промысла, подчас имеющей чисто декоративное назначение, самое важное место занимает посуда. Сегодня, наряду с традиционными чашками, ложками, бочагами, поставцами, художники Хохломы предлагают красивые и удобные в употреблении кухонные комплекты, наборы для ухи, ягод, меда, молока, состоящие из нескольких предметов. От этой яркой красочной посуды словно веет щедростью, русским хлебосольством.
Но растущая слава Хохломы объясняется не только тем что хохломские изделия практичны и приятны в хозяйстве, могут служить в качестве декоративного украшения или оригинального сувенира. В наше время все яснее становится значение хохломской росписи как самобытной области русского народного творчества, уникального явления национальной культуры. В произведениях, созданных руками современных мастеров, оживает художественный опыт многих поколений талантливых токарей по дереву, резчиков и живописцев.
Когда рассматриваешь выточенные из легкого дерева чашки, поставцы, бочага, солоницы, не устаешь восхищаться строгой красотой форм, звучной декоративностью росписи, превратившей эти скромные предметы домашнего обихода в подлинные произведения искусства.
Мотивы хохломской росписи просты и поэтичны. Они ограничены растительным и несложным геометрическим орнаментом. Мягко стелются по выпуклым поверхностям предметов гибкие травы или веточки с золотыми упругими завитками-листьями. В узор вплетаются цветы, гроздья ягод. В композициях, то строгих и лаконичных, то изысканных и пышных, нашли воплощение любовь русского народа к природе, его стремление к красоте.
Жизнерадостный строй росписи приобретает праздничную торжественность благодаря великолепно найденной красочной гамме: сверкающего золота, алой киновари и глубокого черного тона. Строгие сочетания цвета и яркий блеск золота придают деревянным мискам сходство с драгоценной посудой. Это тем более замечательно, что хохломское «золото» — продукт изобретательности русских ремесленников.
А получить эффект золота на дереве не так-то просто: некрашеные изделия грунтуют, покрывают олифой, натирают алюминиевым порошком (в прошлом — оловянным, реже серебряным). «Посеребренную» таким образом посуду расписывают стойкими к высокой температуре масляными красками, лакируют и закаляют в печи. От нагрева лак желтеет, обращая «серебро» в «золото», смягчая яркость колорита росписи ровным 3олотистым тоном.
Секреты технологии, замечательные традиции этого вида народного искусства хранят и совершенствуют два крупных художественных предприятия, находящихся в Горьковской области: «Хохломская роспись» в городе Семенове и «Хохломской художник» в деревнях Семино, Кулигино, Новопокровское Ковернинского района. Прославленные коллективы объединяют около тысячи мастеров. Творчество многих из них отмечено высокими наградами.
Родиной хохломской росписи не случайно стало Заволжье. Лесной край на северо-востоке бывшей Нижегородской губернии издавна славился умелыми мастерами. Здесь вплоть до конца XIX века сохранялись многочисленные художественные ремесла, среди которых, благодаря обилию лесов, особое место заняла обработка дерева. Хохлома была лишь единственной отраслью распространенного здесь искусства резьбы, токарного дела и росписи по дереву.
Резьбой и росписью щедро украшалась крестьянская утварь: сани, конские дуги, прялки, вальки, ткацкие станы, посуда. Затейливые узоры вырезали народные мастера на пряничных и набоечных досках, для детей делали щепную и точеную игрушку. Особенно изощренным в Поволжье был резной наряд изб. Фронтон, стены, ворота покрывались декоративными досками с изображением пышного растительного орнамента и фантастических существ — птицы-Сирии, русалок-«берегинь», львов с цветущей веткой вместо хвоста.
Чтобы усилить впечатление нарядности, домовую резьбу, как и резьбу на утвари, подцвечивали. Но еще сильнее стремление крестьянских художников к яркой красочности проявилось в росписи деревянных игрушек, лубяных коробов, берестяных туесов, хохломской посуды и городецких прялок.
Городецкая живопись, возникшая во второй половине XIX века по соседству с хохломской росписью, совершенно не похожа на нее. В деревнях, вблизи известного шумными базарами Волжского Городца, крестьяне изображали на широких донцах прялок забавные картинки: нарядные «парочки», лихих всадников на крутошеих конях в обрамлении пышных роз или пестрых букетов, веселые угощения.
И сегодня эта крестьянская живопись восхищает нас до дерзости смелой живописной манерой, звучной гармонией насыщенных синих, желтых, черных и розово-красных тонов. Бытовые сценки, указывающие на позднее происхождение Городецкой росписи, цветистость красочной гаммы, техника «холодной» окраски по контрасту подчеркивают неповторимое своеобразие чисто орнаментальных мотивов Хохломы, ее строгого торжественного колорита и необычной технологии, порожденных художественной культурой XVII столетни.
В истории народных промыслов Поволжья хохломской промысел занял особое место не только по широте распространения, количеству занятых рабочих рук, объему изготовляемой продукции, размаху торговли, но и по удивительной жизнеспособности. Способ хохломской окраски возник, по всей вероятности, в XVII веке. Во всяком случае, уже тогда металлический порошок в украшении деревянной посуды широко использовался нижегородскими мастерами, например, в вотчинах боярина Морозова, который в письме к своим приказчикам в 1659 году требовал прислать ему «сто блюд сковоротчетых красных (т. е. окрашенных. — Т. Е.) и на оловянное дело». Но была ли эта посуда похожа на золотую, неизвестно.
Вполне возможно, что на сложение технологии Хохломы оказало влияние развитое в раскольничьих скитах Заволжья иконописное ремесло — для золочения фона икон употреблялся серебряный порошок под олифу. В этой технике, близкой хохломской, местные иконописцы пробовали создать и чисто орнаментальные композиции. В Горьковском художественном музее хранятся киоты XVII века, расписанные пышными растительными узорами, напоминающими драгоценные восточные ткани. Фантастические золотые цветы и причудливой формы листья поблескивают на красном и зеленом фонах.
Распространение способа имитации золота в окраске крестьянской посуды было вызвано, по-видимому, желанием подражать дорогой утвари, выточенной из ценных пород дерева, окрашенной киноварью и расписанной настоящим золотом. Она бытовала у бояр, а изготовлялась в монастырях и, в частности, в Тронце-Сергиевой лавре, к которой в XVII веке были приписаны заволжские села Хохлома и Скоробогатово. Из документов монастыря видно, что крестьяне из этих сел вызывались для работы в мастерские Лавры, где могли познакомиться с производством праздничных чаш и ковшей. Интересно, что именно хохломские и скоробогачовские земли стали родиной оригинальной народной росписи, посуды, похожей на драгоценную.
Обилие леса, близость торговых путей способствовали развитию промысла. В 1810 году русский ученый-географ Евдоким Зябловский сообщал, что в деревнях Нижегородской губернии, расположенных на левом берегу Волги, «крестьяне точат и лакируют разную деревянную посуду. Товар их легок, чист, крепок, и как желтый, так и черный их лак, который варят они из льнянаго масла, весьма крепок и светел».
К середине XIX века промысел значительно вырос. «Деятельность в Хохломской волости необыкновенная, — писали „Нижегородские Губернские Ведомости» в 1855 году, — в одних деревнях приготовляются баклуши, в других — из баклуш точат чашки, в третьих — их красят. . .»
Десять деревень Семеновского уезда (Вихарево, Кошелево, Сивцево, Березовка и другие) в 1870 году окрасили 930 тысяч штук посуды. С ними соперничала Скоробогатовская волость соседней Костромской губернии, где росписью занимались в Больших и Малых Хрящах, Семине, Россадине, Мокушине, Воротневе и селе Бездели, получившем свое название за то, что его жители не сеяли хлеба, как другие крестьяне, а жили только доходами от промысла.
Во второй половине XIX века здесь делали всевозможные чашки, икорные блюда пяти сортов, точеные кружки, бочонки, лаковые трости и табакерки. Славилась и мебель с хохломскими узорами, которую изготовляла в Безделях семья Красильниковых. К этому времени хохломская роспись накопила определенные традиции, сложились ее характерные приемы, типы композиций.
Искусство Хохломы в своих истоках тесно связано с древнерусской декоративной культурой. В хохломских орнаментах можно увидеть связь с растительными узорами икон и фресок, рукописей, тканей и утвари XVII столетия. В процессе развития крестьянская роспись испытала различные влияния, но, переработав их, создала свой особый стиль, во многом определявшийся задачами массового производства дешевой посуды для крестьянского же обихода.
Принципы украшения ее разнообразны и зависят от формы, размеров и назначения предмета. Самые дешевые миски, которые можно было встретить в любой деревенской избе, имели несложный орнамент. Мастер, обмакнув в краску трафарет, сделанный из кусочка фетра, сухого гриба-дождевика или пористой губки, уверенно наносил на поверхность миски черные и красные ромбики, звездочки, спирали. Они чередовались на золотом фоне в строгом ритмическом порядке, иногда сочетаясь с легкими мазками, то разбросанными по бортику, то образующими на дне подобие цветка. Уже в этих примитивных композициях сказалось замечательное декоративное чутье деревенского художника, его умение заполнить поверхность предмета рисунком, нигде не оставляя пустот, но и не забивая золотого фона краской. Скупыми средствами мастер создавал нарядную, радующую глаз роспись.
Вещи крупные или более сложные по форме расписывались так называемым травным орнаментом. Он исполнялся быстрыми лаконичными росчерками кисти, похожими на травинки или перистые листья. Легкий ажурный узор, покрывающий золотистые блюда, бочонки, поставцы, подчеркивал красотут их пропорций, пластику силуэта.
В этом отношении примечательна роспись «артельных» чаш, огромных, «до полутора аршин в диаметре», из которых можно было накормить целую артель. Иногда на них красовалась надпись: Сия чаша для бурлаков, приятно кушать им на здоровье. Хозяину служим, песенку поем.

На дне такой чаши мастер, как правило, помещал розетку из «трав». Эта композиция получила в народе название «рыжика», то ли из-за сходства с лесным грибом, то ли потому, что напоминала солнышко — рыжее Ярило. Часто розетка вписывалась в ромб, образуя как бы пряник.

Рисунок в центре, подчеркивающий дно, обрамлялся растительной ветвью. Она ложилась на бортик чаши пышным венком и словно распускалась на наших глазах, выбрасывая один за другим упруго завитые побеги с гроздьями ягод. Такой орнаментальный мотив удобно распространять на сферической поверхности предмета, а благодаря многократному повторению, рисунок его приобретает ясность и законченность.

В другом случае композиция строится по принципу контраста—«пряник» укрупнен, а по бортику, словно перья сказочной птицы, смело брошены вихрящиеся мазки, бегущие в одном направлении. Их стремительный ритм огтеняег неподвижность «пряника». Травные узоры, вынесенные из старины, Хохлома бережно хранит, а иногда неожиданно смело перерабатывает, создавая до бесконечные и разнообразные варианты: волнообразная ветвь на чаше, пышные кустики на пузатом бочонке или приземистой солоннце, изящные «осочки» на стройном поставце, а на крышке его — круто изогнутая веточка-спираль.
Фантазия крестьянского художника неистощима: орнамент никогда не повторяется в точности, а каждый новый его вариант — это искусная импровизация, исполненная без предварительного рисунка. Оттого так выразительны приемы «верхового» письма, которыми исполняют «травку»: гибкие мазки — травинки — ложатся силуэтами поверх Золотого фона. Ритмы росписи определяются движениями кисти, то смелыми, энергичными, то плавными и неторопливыми, но всегда уверенными и точными.
Манера письма, выработанная не одним поколением художников, сочетает выверенность приемов с непосредственностью и кажущейся простотой: мы видим, как застывала краска от прикосновения кисти, дающей жизнь чудесным листам и травам. Сочные мазки и легкие росчерки предельно условны и содержат только намек на форму, но сразу же вызывают в нашем воображении живой и яркий образ цветущего растения.
В этих огненных всплесках киновари — щедрость и богатство души русского человека, в них — живое чувство природы и мечта крестьянина о прекрасном, его желание превратить скромную былинку в диковинное растение, вьющееся причудливыми завитками. О том же поется и в народных свадебных песнях: вьется «золотой яр-хмель», на пути жениха к невесте распускаются «лазоревые цветы», склоняется «шелковая травушка».
Травный орнамент был самым любимым у крестьян, но существовали и композиции без «травки», «под листок»,— изображение несложных по рисунку листочков на ветках, или такие, где «травки» были дополнением к основному узору. Например, «древко» с крупными цветами и листьями, курчавыми усиками.
«Верховое» письмо это одно направленно хохломской росписи, связанное с традицией свободных кистевых росписей, которые бытовали в Поволжье в XVII—XVIII веках. Иные приемы и декоративные принципы развивает возникшее в середине прошлого столетия «фоновое» письмо.
Исполнение его отличается большей сложностью: тонкой черной линией художник намечает контуры рисунка, затем закрашивает красный фон, а оставленный серебристый узор отписывает, т. е. оживляет легкими мазками, оттеняет штриховкой. После покрытия лаком и закалки в печи золотые цветы и листья заблестят на празднично-алом пли глубоком черном фоне.
Так писали «кудрину — орнамент, образованный золотыми завитками. Они, следуя друг за другом, словно гребешки волн, создают нарядную золотую кайму. Такую полоску любили помещать по краям чаш и поставцов.
Часто мотивом «кудрины» является крупная ветвь с сочными листьями, напоминающая растительные узоры домовой резьбы. Эти узоры, по рассказам старого мастера Н. Г. Подогова, художники Хохломы переделывали на свой лад, изменяли композицию, приспосабливая ее к выпуклым поверхностям точеной посуды, придавали листьям более округлые очертания.
«Кудрина» нравилась своей обобщенностью, игрой плоских золотых пятен. Миски и ложки украшали такой росписью, но особенно хороша была она на крупных предметах — больших чашах, дугах, круглых табуретах. На дугах, сделанных в середине прошлого века, встречаются также узоры с более мелкими веточками, перехваченными кольцами и кудрявыми листочками. Они напоминают орнаменты древних рукописных книг, сохранявшихся старообрядцами.
Очевидно, эти рисунки повлияли на сложение мотивов «кудрины», а возможно, и определили графический характер ее приемов: вместо сочных мазков «травки», рождающих впечатление живописности, объема, здесь властвуют контурная линия, плоское золотое пятно, тонкий штрих в проработке деталей. Однако сложное и трудоемкое «фоновое» письмо исполнялось, по-видимому, только на подарочных вещах или но особому заказу. Таких вещей дошло до нас немного, и часто они были подписными или имели надписи: Сия дуга крестьянина Симеона Иванова Гришина дер. Реткино 1853.
Техника «верхового» письма, благодаря легкости и лаконизму его приемов, оставалась главной в украшении массовой посуды, которая продавалась партиями по тысяче штук. Легкие, прочные, нарядные и дешевые хохломские миски, ложки, поставцы и блюда широко расходились в России и вывозились за границу. Основной торговой магистралью была Волга.
Весной, как только река очищалась ото льда, доверху нагруженные «щепным товаром» барки плыли в Городец либо в Нижний Новгород и Макарьев, славившиеся своими ярмарками, а оттуда в Саратовскую и Астраханскую губернии. Через киргизские степи доставляли хохломскую посуду в Персию, Индию, Среднюю Азию. Из Нижнего отправлялась она в Сибирь, к Белому и Балтийскому морям. Англичане, немцы и французы покупали ее в Архангельске. Путешественники встречали хохломские чашки в отдаленных городах Америки, Африки и Австралии.
Несмотря на растущую популярность хохломской росписи, в конце XIX — начале XX века промысел пережил жестокий кризис, вызванный подорожанием леса и усилившейся конкуренцией фабричной посуды. Кустарям приходилось вырабатывать самые дешевые сорта посуды, роспись вырождалась в грубые небрежные мазки. Профессиональные художники, посланные Нижегородским земством для обучения кустарей новым рисункам, внесли в роспись элемент холодной стилизации.
Новую страницу искусства Хохломы открыла Великая Октябрьская социалистическая революция. В первых постановлениях Советской власти ощущалась забота об охране и развитии народного творчества. Важную роль в его судьбах сыграл декрет ВЦИК. подписанный В. И. Лениным и М. И. Калининым 25 апреля 1919 года. «О мерах содействия кустарной промышленности». Хохломские кустари, как и мастера других промыслов, получили необходимую финансовую поддержку и сырье. Они объединились в артели и перешли работать из тесных красилен в светлые и просторные общественные мастерские. В 1918 году в г. Семенове открылась школа хохломской росписи.
Устроенная в 1921 году в залах Государственного Исторического музея выставка произведений крестьянского искусства показала его подлинную красоту и значительность, побудила художников Хохломы обратиться к изучению богатого наследия прошлого. Временем возрождения подлинно народного характера росписи были 1920—1930-е годы. Ее лучшие традиции сохранили и передали молодому поколению художников старые мастера: С. С. Юзиков, братья Красильниковы, А. М. Серов, П. Ф. Распопин, семья Пологовых и другие.
Однако традиции дореволюционного искусства Хохломы подверглись переосмыслению в духе времени. В результате, на Выставке народного творчества, которая состоялась в 1937 году в Государственной Третьяковской галерее, появились новые оригинальные работы хохломских художников. В этих произведениях на основе старинного «травного» письма были созданы разнообразные варианты растительных узоров. Художники стали помещать среди гибких травок цветы, узорчатые листья, ягоды земляники, смородины, малины, колоски ржи, изображать птиц, а иногда и рыб в разводах трав-водорослей. Впервые в хохломском орнаменте ярко воплотилось радостное ощущение жизни, а его содержание стало богатым и эмоциональным.
Последующие десятилетия были полны напряженных исканий: искусство Хохломы обогащалось новыми открытиями. Наиболее высокие творческие достижения связаны с современным этапом в жизни промысла. Прекрасные результаты приносит работа хохломских мастеров в содружестве с сотрудниками московского Научно-исследовательского института художественной промышленности — В. М. Вишневской. 3. А. Архиповой, А. В. Бабаевой. Е. И. Воронцовой.
В открывшихся на хохломских фабриках экспериментальных лабораториях художниками создается богатый ассортимент изделий, которые сегодня приобретают все большую популярность. Здесь и разнообразная посуда, и декоративные вазы, ковши, панно, и комплекты разборной детской мебели, легкие и удобные журнальные столики. Среди новинок сувенирной продукции — изящные вазочки, пудреницы, набор из трех миниатюрных поставцов, вложенных один в другой и расписанных «травкой», «кудриной» и «под фон».
В разработке пластических качеств новых изделий авторы стремятся полнее использовать специфику дерева. Принимая за основу типы традиционной русской деревянной посуды— чаши, братины, поставцы, кадочки, большие кружки для кваса,— художники по-своему интерпретируют форму, придавая ей более острую выразительность, подчеркивая стройность и легкость или, напротив, массивность и приземистость. Это достигается изменением пропорции, силуэта, оригинальным решением деталей — ручек, крышек.
Благодаря новому декоративному назначению хохломских изделий, эстетическая основа Хохломы получила дальнейшее развитие. Хохломская роспись сегодня стала необычайно тонкой, виртуозной, эмоциональной. В совершенстве владея всеми видами письма, художники создают бесконечно разнообразные варианты орнаментов. И в любой композиции ощущается яркая индивидуальность мастера. Даже, казалось бы, в однообразных, на первый взгляд, травных узорах мы легко можем отличить крупные сочные «травины» А. И. Куркиной от нежной «травушки» Н. А. Денисовой или легких динамичных, словно склоненных порывом ветра, алых «трав» Е. Н. Доспаловой.
Сложнее и богаче стала красочная гамма росписи. В пределах традиционного колорита мастера ищут новые интересные сочетания, раскладывая основные цвета на близкие оттенки: на красных ягодах появляются желто-оранжевые блики, на листах — переливы зеленовато-коричневатых тонов, мягко сочетающихся с золотой. Палитра Хохломы словно вбирает в себя красочное богатство осенних лесов, среди которых родилась роспись.
Насыщенность хохломских узоров художники оттеняют золотыми полосками, точеными декоративными кольцами, желобками, придающими изделию особую нарядность. В современном хохломском искусстве определилось два направления.
В Ковернинском районе, где мастера работают в деревнях, затерявшихся среди густых лесов, образный строй росписи во многом определяется непосредственными жизненными впечатлениями. Преобладающие мотивы здесь —«травка», скромные полевые цветы, листья и сережки березы, липы, лесные ягоды. Ритмы рисунка плавны, неторопливы, зато кистевые приемы живописны и смелы. «Мы любим ягоду живую, свободу в росписи»,—говорят ковернннскне художницы.
У каждой из них — своя особая манера исполнения. Тонким лиризмом отличается творчество Л. И. Масловой. Ласковый, приветливый образ природы воплощен ею в композициях с мотивом крыжовника. На гибких веточках изображает она узорчатые нежно-зеленые листья, полосатые золотисто-желтые ягоды. Сквозь мохнатую их кожицу словно просвечивают на солнышке золотые жилочки-штрихи.
Росписи К. В. Моснной с малинкой, рябиной и смородиной сродни веселой крестьянской песне. Веет от них свежестью чувства, чисто народным пониманием цвета —звучного, яркого, полнокровного. Тонкие линии уживаются здесь с дерзким мазком и «тычком», («ляпушкой»), который наносится торцом кисти. Такими «тычками» мастерица пишет ягоды ежевики и малины, крону деревца, цветы клевера.
Живописным темпераментом выделяется среди других мастериц О. П. Лушнна. Часто строит она композиции на игре крупных пятен цвета, отказываясь от традиционного гибкого стебля или куста. По золотому фону чаш и ваз смело разбрасывает художница огненно-красные листья. Эти яркие сочные пятна, подобные звонким музыкальным аккордам, сообщают образному строю росписи особую приподнятость и мажорность.
Современное «фоновое» письмо стало необычайно эффектным. Растительные узоры, которые исполняются в этой технике, благодаря особым приемам получили новую оригинальную интерпретацию: то в густо насыщенных орнаментом росписях А. Т. Бусовой пламень ягод и золото листьев контрастируют с бархатно-черной глубиной фона, то сияют на нем, как звезды на ночном небе, золотые цветы-розетки в произведениях О. Л. Веселовой. Мастер П. А. Новожилова любит красный фон, придающий изображению особенную праздничность. Мягки, пластичны рисунки ковернинской «кудрины». Правда, здесь они исполняются реже, чем в городе Семенове.
Город Семенов —другой крупный центр Хохломы, где это искусство развивается несколько иначе. Хотя и семеновские и ковернинские художники — тонкие знатоки всех видов письма, у тех и у других есть свои любимые мотивы и приемы. Различия в характере их росписи наметились давно. В 1937 году на выставке «Народное творчество» в Третьяковской галерее особый интерес вызвали два декоративных панно. Одно из них принадлежало ковернинскому мастеру А. Г. Подогову.
Использовав старинный мотив композиции «древко», он изобразил кричащих скворцов среди свежей зелени и пушистых цветов черемухи. Ему удалось создать поэтический и вместе с тем жизненный образ весенней русской природы. Работа семеновской художницы А. П. Кузнецовой завораживала своей сказочностью: на пышной ветви с волшебными яблоками изящная птица-Пава с огненным золотисто-оранжевым оперением.
Семеновцев и позднее привлекали сложные и пышные композиции с фантастическими птицами, цветами и причудливой формы листьями, которые ими исполнялись в легкой графической манере.
В последнее время много и охотно семеновские мастера работают над орнаментами «Кудрины», пишут их мелко, с ювелирной тонкостью.
Своеобразны, необычны мотивы «кудрины» у М. Ф. Синевой. В них варьируется изображение экзотического цветка, образованного золотыми завитками и напоминающего восточное опахало.
Если ковернннские мастерицы стараются каждая сохранить свой индивидуальный «почерк», то в г. Семенове талантливые художницы А. П. Савинова, Н. П. Сальникова, Н. В. Морозова, Н. И. Иванова, М. М. Гладкова, создавая новые композиции, часто работают сообща. Каждая всегда может продолжить или закончить работу другой. Особенно хороши столовые сервизы, выполненные коллективом мастеров под руководством И. К. Сорокина.
Редкостными по красоте узорами расписывают различные предметы. Можно без конца любоваться филигранным орнаментом из мелких золотых завитков-листьев на гибком стебле. Прихотливо изгибаясь, золотые ветки ложатся на красный фон чашек, братин и ковшей нарядным ажурным кружевом. Великолепная торжественная роспись соответствует назначению праздничной посуды. Произведения семеновских и ковернинских художников прекрасно дополняют друг друга, давая представление о богатых и разнообразных возможностях современной хохломской росписи.
Когда-то изобретательные русские крестьяне, восхищаясь дорогой, но недоступной для них украшенной золотом посудой, создали Хохлому. Волшебная сила искусства превратила ее в подлинную драгоценность, и сегодня красочные и поэтичные хохломские вещи несут радость людям всей Земли.

Т. И. Емельянова. 1974 г.

Хохломская роспись деревянной ложки. Мастер-класс в Оренбурге, афиша и билеты

МБУК «Музей-заповедник писателя С.Т. Аксакова» Оренбургской области

Бугурусланского района

Приглашает на мастер-класс «Хохломская роспись деревянной ложки»

6 февраля 14:00

13 февраля 14:00

20 февраля 14:00

27 февраля 14:00

Сайт музея-заповедника С.Т. Аксакова : https://aksakov-museum.oren.muzkult.ru/about

тел: 8(35352)53-1-68

6,13,20,27 февраля в музее-заповеднике писателя С.Т. Аксакова по адресу: Оренбургской области, Бугурусланского района, с. Аксаково, ул. Аксаковская, д. 83а состоится мастер-класс «Хохломская роспись деревянной ложки»

Самая известная из видов росписи в России — хохлома. Наверное, нет человека, который бы не видел в своей жизни расписные деревянные ложки хохлома.

Роспись по дереву даёт возможность познакомиться с секретами художественных ремесел и развивает мелкую моторику рук, их чувствительность. Приятно порадовать и себя, и друзей изделиями собственной работы.

Деревянные ложки — это отражение самобытности нашей русской культуры и ее культурных традиций. Деревянные ложки пришли к нам из глубины веков, очаровывая всех своей неповторимостью и колоритом. Это прекрасный подарок-сувенир Вашим друзьям и родным!

Деревянные изделия не только красивы — это экологически чистый материал. Пользоваться деревянными изделиями не только безопасно, но и полезно для здоровья. Недаром на Руси испокон века ели из деревянной посуды деревянными столовыми приборами и были здоровы до самой старости.

Возрастное ограничение 14+

В рамках проекта «Пушкинская карта».

Стоимость: 150 р (группа до 8 человек)

При посещении необходимо соблюдать установленные санитарные нормы.

Экскурсовод: Шаронова Т.С.

Телефон: 8(35352)53-1-68

Завод «Хохломская роспись» в г.Семенов. Фотоотчет (часть 2)

Продолжаю освещать свою поездку на X Всероссийский фестиваль народных художественных промыслов «Золотая хохлома», прошедший в городе Семенов. На очереди вторая часть из трех, целиком посвященная заводу, где производят хохломскую посуду, а также матрешки.

Напомню, что на завод мы попали бесплатно. Это была экскурсия, которая также в себя включала поход в музей, о котором я расписал в третьей части своего фотоотчета.

Итак, Хохломская роспись — это традиционный художественный промысел, который появился в 17 веке в Нижегородской губернии. Свое название такая роспись получила благодаря крупному селу — Хохлома. С середины 1960-х гг. и до нашего времени завод «Хохломская роспись» — это крупнейший производитель изделий из дерева с хохломской росписью. Город Семенов считается столицей этого красивейшего ремесла.

Как и подобает любой экскурсии, нас сопровождал свой экскурсовод, который рассказывал о заводе, о хохломе, технологиях изготавливания, историю зарождения. Все началось с памятника Семену Ложкарю — человека, с которого началась история хохломы.

 Затем следующий памятник «Художнику и учителю Матвееву Т.П. от мастеров Золотой Хохломы»:

 Очень понравилось, что на всей территории завода располагается большое количество разных, по большей части, детских скульптур для детей. Они великолепны!

 Отличная вещь — лавка примирения! Предлагаю такие лавочки повсеместно устанавливать во всех городах и парках! ))

На территории завода «Хохломская роспись», установлена очень красивая и огромная деревянная изба. Она построена традиционными для того времени технологиями и служит музеем, где любой желающий может посмотреть как был устроен быт русского человека.

Затем нас повели  по цехам. Первый цех — деревоообработка, где мастера делают заготовки будущих матрешек и посуды.

На  входе в этот цех такая композиция:

 Вот так выглядит начало цеха — хранилище деревянных чурок:

На заводе, мало платят своим работникам, поэтому у станков приходится стоять даже женщинам. К слову сказать, экскурсовод нам сама сказала, что мастера по росписи также не держатся. Когда они набивают руку, сразу уходят и, как правило, занимаются дома самостоятельно этим ремеслом, а продукцию свою реализуют в Москве. Говорят, что такой схемой они намного больше зарабатывают.

Конечно, мужики тоже работают на деревообработке:

Причем, мужик, что на фотографии выше, наверно, звезда завода «Хохломская роспись», ибо все экскурсии останавливаются возле его рабочего места, чтобы оценить как он мастерски делает из деревянной заготовки силуэты будущих матрешек и посуды.

Следующей точкой назначения нашей экскурсии по заводу был цех по окраске. Сначала это было комнатка, где мастера работает над матрешками:

Вообще фотосъемка там запрещена, поэтому фотографии сделаны «исподтишка», пока никто не смотрит. А вообще женщины, что там работают добрые, улыбчивые и они очень красиво справляются с такой тонкой и сложной работой.

В преддверии Сочинской Олимпиады 2014, завод запустил линейку продукции специальному к этому мероприятию. У них на территории музея есть большой магазин, где уже навалом сочинской хохломской атрибутики. Когда ходили по заводу, то часто встречали уже почти доделанную продукцию, так что тема Сочи раскрыта! ))

Посмотрев, как раскрашивают матрешки, нас повели в другой цех, где раскрашивают всю остальную продукцию.

Для туристов висит такой информационный стенд, где можно посмотреть весь технологический процесс изготовления изделий с хохломской росписью:

Обратили внимание, что там ооочень много зелени. Наверно, они способствуют очищению воздуха от лако-красочных паров. Вот несколько фотографий, как оборудованы рабочие места специалистов.

Последней точкой назначения была комната с мастер классом. Там мы удобно уселись и нам дали деревянную заготовку матрешки и краски. Любой желающий, все также бесплатно, мог разрисовать свой вариант матрешки и забрать ее себе в качестве сувенира! Здорово, не правда ли?

Мой вариант правильной матрешки вот такой:

На этом наша экскурсия по заводу «Хохломская роспись» закончилась. После этого нас повели в музей хохломы, но это уже совсем другая история, не переключайтесь!))