Что такое жостовская роспись: «Жóстовская рóспись» — происхождение и значение понятия

By alexxlab No comments

Содержание

«Жóстовская рóспись» — происхождение и значение понятия

Жостовская роспись — это русский народный художественный промысел по росписи кованых металлических подносов, возникший в 1825 году в деревне Жостово Московской области.

В начале XIX века сразу в нескольких деревнях и селах Троицкой волости (современный Мытищинский район Московской области), среди которых было и Жостово, появились мастерские, где расписывали лакированные изделия из папье-маше. В это же время местные мастера, братья Вишняковы, стали расписывать еще и металлические подносы. «Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч… существует с 1825 г.», — значилось в их прейскуранте.

После революции в селе и соседних деревнях были организованы артели, в том числе Жостовская трудовая артель. Все они объединились в 1928 году в артель «Металлоподнос». В 1920–1930-х годах в жостовскую живопись пытались внедрить актуальные советские темы и сюжеты, однако художникам удалось отстоять традиции промысла, и в 1960-х начался новый этап в его истории. Расписные подносы получили статус уникального вида народного искусства, их начали представлять на международных выставках, все больше внимания стали уделять не только массовому производству, но и уникальным работам известных мастеров.

Основным мотивом жостовской росписи до наших дней остается цветочный букет. По краю поднос обычно украшают ажурным растительным орнаментом. Традиционно роспись выполняют на черном фоне, но возможны и другие варианты, например, красный, синий и зеленый.

Сами подносы изначально ковали вручную. За почти 200 лет существования промысла мастера придумали около 150 разных форм таких изделий. В наши дни 32 из этих форм изготавливают на фабрике с помощью пресса, а остальные — по-прежнему вручную, с помощью ножниц по металлу и специальных молотков. Заготовку покрывают специальным грунтом и двумя слоями черной эмали, после чего начинают расписывать в определенной последовательности: создают эскиз, наносят тени, прорисовывают мелкие детали.

Что такое жостовская роспись: основы и особенности изображения рисунка.

Фото изделий

С 1825 года в селе Жостово, что в Подмосковье, работает предприятие, которое славится уникальной росписью металлических подносов. Названия его менялись, появлялись мастерские и артели, и все же дошло до наших дней место, где производят известные далеко за пределами России подносы. Жостовская роспись – золотой фонд русского народного творчества. О том, как возник промысел, чем особенна эта роспись и как изготавливают необычной красоты изделия, мы расскажем вам в этом материале.

История промысла

В первой четверти 19 столетия в деревнях и селах Троицкой волости (сегодня – Мытищинский район) Жостово, Осташково, Хлебниково и Троицкое открылись мастерские, которые представляли, как сказали бы сегодня, высоконкурентный художественны продукт. Лакированные изделия из папье-маше – вот с чего начинали жостовцы, но быстро мастера перестроились, и, вдохновившись опытом уральских коллег, стали производить расписные металлические подносы.

И хоть корни жостовского искусства можно найти в творчестве умельцев других регионов, мастерам из Троицкой волости удалось соединить наиболее удачные находки других направлений, в результате чего появился уникальный, узнаваемый продукт высочайшего качества. Этот народный промысел никто не сможет назвать примитивным и простым: изображения на подносах словно воспаряют над поверхностью, рисунок настолько детализированный и продуманный, что сомнений в профессионализме художников нет.

Жостовское искусство переживало не самые легкие периоды, во время становления соцреализма над ним нависла опасность исчезновения. Но мастера отстояли традиционный рисунок, цвета и формы, технологии и умения, что жостовские художественные изделия активно производятся и сегодня.

Цвета в росписи

Если говорить о классической подаче рисунка, в ней все достаточно канонично. Но промысел живет, развивается, появляются в нем новые цветовые решения, которые удачно вписываются в эстетику росписи Жостово.

Для фона

Черный или красный фон – основные в жостовской росписи. Современные концепции стараются и угодить традициям, и понравиться покупателю сегодня. Потому в продаже вы можете увидеть подносы с нежными пастельными тонами. От таких нововведений общая картина не расходится с восприятием промысла. Скорее, наоборот, нынешние мастера модернизируют направление, продолжают его, не умаляя добрых традиций.

Фон подноса имеет цвет «слоновая кость»

Синий, зеленый, голубой, серебристый фон – все это вполне в духе промысла, просто такие варианты встречаются чуть реже красного и черного. Сегодня одним из самых востребованных оттенков считают «слоновая кость». Золото встречается реже, так как спрос на него не так высок. Наверное, это можно связать с особенностями современных интерьеров, где золотой декор бывает чужеродным.

Подносы с перламутровым покрытием – не новшество жостовского промысла. Изначально такое решение свойственно было Федоскино, но идеи других направлений могут использоваться в родственных или смежных промыслах, что вполне нормально. Переливы перламутра могут украшать весь фон жостовского подноса, могут применяться фрагментарно, в угоду замыслу мастера.

Для основного изображения

Цветовая палитра рисунков была довольно богатой и у родоначальников промысла. В цветочных композициях в виде букетов (самых частых мотивах росписи) встречаются жизнерадостные цвета и оттенки: от блекло-желтого до алого, насыщенные и разбавленные тона. Бургундский, голубой, янтарный, коричневый – все это можно увидеть на металлической поверхности подносов.

Импровизация с тонами и полутонами считается признаком мастерства. Интересный рисунок получается, если художник старается не просто реалистично передать цветы, а если он делает это в выгодном световом контексте. Изображение на плоскости выглядит объемным и точным, отчего хочется рассматривать каждую деталь на подносе.

Где еще, как не в музее подносов, расскажут самое интересное о появлении и тонкостях жостовской росписи.

Виды изображений

Цветочные композиции – частый выбор жостовских художников. Рисунок гармоничен, в нем соединены мелкие цветочки и крупные соцветия, нераспустившиеся нежные бутоны и листочки. Наиболее популярные «герои» изображения – розы, астры, а также пионы, тюльпаны, георгины. Но не только садовые композиции присутствуют в росписи, встречаются на подносах скромные фиалки и милые ландыши, вьюнки, анютины глазки.

Изображение пионов

Экзотический цветок тоже присутствовал в мотивах росписи, а точнее, цветок фантастический, нереальный, не существующий нигде в природе. Дополняют цветочные композиции ягодки и фрукты, бабочки и пташки. Сюжетные картины в жостовской живописи встречались реже, но однозначно украшали творчество местных мастеров. Бытовые сценки, пейзажи, детализированные ландшафтные изображения – очевидное достояние промысла.

Главная особенность росписи – импровизация.

Главная особенность росписи – импровизация. Это самое сложное, но и самое ценное в направлении. Особенных шаблонов и образцов в росписи нет, как схем и натур. Жостовцы могли ранее, и могут и сегодня похвастаться большим выбором художественных приемов, впечатляющей импровизационной основой и желанием уникализировать работу. За почти 200 лет изготовлены мастерами миллионы подносов, и двух абсолютно одинаковых найти не удастся.

Создание подноса

Долгие десятилетия шлифовалась технология изготовления подноса. Есть работа ручная (метод ковки) и автоматизированная (метод штамповки).

Метод ковки

Кованые подносы создают по старинной кустарной традиции. Нельзя сказать, что сегодня ковали не занимаются таким изготовлением изделий: их стало немного меньше, так как технологии позволили оптимизировать производство, но запрос на ручную работу все еще есть.

Ручными ножницами мастер выкраивает скобу из нескольких металлических карт. Затем заготовка отправляется на наковальню, где она выбивается и вытягивается. Край подноса мастер закатывает и делает там проволочную заготовку, после чего на наковальне край выравнивается молотом.

Изготовленный на фабрике кованый поднос имеет свой номер и сертификат. Они упаковываются в фирменную коробку (тоже ручного изготовления) и подарочные пакеты.

Ковка сложна и трудоемка, но, как и любая ручная работа, особенно ценна. И финансово ценна, в том числе. Это, пожалуй, единственный «минус» такой технологии.

Метод штамповки

Изготовление части сегмента продукции на фабрике сегодня механизировано. И это не умаляет значимости изделия, оно все равно остается образцом в своем роде, но еще и символизирует, как органично могут сосуществовать технический прогресс и народные промыслы.

Технология штамповки:

  1. Из железного листа мастер вырубает заготовку нужного размера.
  2. С помощью пресса ей придается задуманная форма – овальная либо же круглая, прямоугольная, восьмиугольная или «гитарная» (у мастера выбор из 32 форм, остальные можно делать только ручной ковкой, а это десятки форм).
  3. Затем следует этап обезжиривания, шпатлевки и шлифовки, благодаря чему поднос приобретает идеальной ровности поверхность.

Подготовка к росписи

Подготовка – трудоемкий процесс, который включает сразу несколько манипуляций.

Покрытие подноса эмалью

Подготовительный процесс поэтапно:

  • отжиг – термообработка, при которой изделие нагревается до нужной температуры, а затем медленно охлаждается;
  • обезжиривание – поверхность очищается от жировых пленок и прочих загрязнений;
  • грунтование – обеспечивает защиту подноса от коррозии;
  • нанесение эмали – два-три слоя эмали с последующей сушкой слоя и зачисткой.

Мастер зачищает поверхность подноса

После того, как все этапы выполнены, за работу может браться художник. Только на такую, тщательно подготовленную поверхность идеально ляжет картинка.

Этапы художественной росписи

Последовательность росписи укоренилась на предприятии очень давно, и осталась она фактически неизменной. Мастера работают беличьими кистями и масляной краской. Состав разводят льняным маслом, кисточки традиционно вымывают в скипидаре. Набор кистей у художника немаленький, ведь каждая «заточена» под конкретный мазок. Кисти – это словно продолжение руки живописца, потому подбираются кисточки каждым мастером индивидуально.

Многослойная роспись жостовского подноса:

  1. Замалевка – разбеленой краской по поверхности раскидываются главные элементы изображения. Завершается этап сушкой.
  2. Тенежка – с помощью лессировочной краски мастер наносит темные части цветов и листочков.
  3. Прокладка – непрозрачной плотной краской художник выделяет светлые места.
  4. Бликовка – бывает широкая и мягкая, мелкая и дробная.
  5. Чертежка – прочерчиваются светлые контуры краев элементов.
  6. Привязка – заполнение пустот между элементами.

Роспись окончена! После того, как изделие высушено, оно попадает в руки мастера-орнаменталиста. Чтобы роспись выглядела завершенно и гармонично, ей нужна уборка. Это означает оформление изделия флористическими узорами и геометрическими линиями, цветочными веночками. Окантовка вполне может быть неброской, лишь подчеркивающей рамки, а бывает она и роскошной, богатой, не менее яркой, чем само изображение.

Художник работает в технике импровизации. Никакой эскиз, как происходит это в других случаях, на поверхность расписываемого изделия не переносится. Это только подчеркивает то, что промысел требует большого профессионализма от художника.

Все этапы росписи, от замалевки до изображения орнамента по краю, хорошо показаны в данном видео.

Жостовские изделия

Промысел славится именно подносами, но не только их считают продукцией мастеров знаменитого предприятия. Изначально (еще в первой четверти 19 века) на предприятии делали шкатулки и сухарницы с лаковым оформлением. Сегодня же интересно выглядит и жостовская игрушка. Например, можно купить набор из пасхальных яиц с оригинальной росписью.

Вы можете увидеть и матрешки, лошадки, расписанные в жостовском стиле, но фабрика на сегодняшний день не производит данную продукцию. Зато фабрика дает возможность украсить интерьер не скандинавским декором (что сегодня модно, но вряд ли оригинально), а традиционно русским.

Продукция фабрики это и:

  • зеркала с расписными рамами;
  • уличные фонарики;
  • свечи;
  • кашпо;
  • картины;
  • лейки;
  • табуреты.

Расписные изделия изящны и соответствуют запросам времени. Художники фабрики пребывают в постоянном творческом поиске, который позволяет промыслу не только сохранять себя, но и развиваться. А тем, кто хочет приобщиться к направлению на практике, жостовская фабрика открывает возможности для обучения – в Москве работает специализированная школа-студия для всех желающих.

В то время, когда промысел только начал зарождаться, он быстро нашел покупателя, чему помогло и выгодное географическое расположение деревень (близ Москвы с ее торговым потенциалом). Сегодня, в эру глобализации, жостовская роспись выглядит так же привлекательно и тонко, изящно и мелодично.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Pinterest

Одноклассники

история для детей, возникновение промысла и жостовского подноса

Черпать силу и вдохновение в народном творчестве – рецепт, который всегда дает результат. Жостовская роспись, история и становление, перипетии, ожидавшие промысел в 20 веке, сегодняшнее развитие являются красивой и изящной страницей русского искусства. О знаменитых братьях Вишняковых, о том, как перетекало народное творчество из века в век, о секретах изготовления жостовских подносов вы узнаете из этой статьи.

История ремесла

Еще в середине 18 века на Урале местные умельцы начали делать металлические подносы. Через много десятков лет направление начало развиваться и в Подмосковье. В 1825 году в селе Жостово открылась мастерская, владельцами которой были братья Вишняковы, откупившиеся на волю крестьяне. Именно их стараниями жостовский промысел стал развиваться, крепнуть и, как выяснится далее, становится одним из главных символов русского народного творчества.

Возникновение

Промысел начал развиваться в Троицкой волости (сегодня – Мытищинский район) Подмосковья. В творческом направлении ярко проявили себя деревни Осташково, Хлебниково, Троицкое. Братья Вишняковы открыли заведение в 1825-ом, сначала там изготавливали изделия из папье-маше, но довольно быстро переключились и на металлическую продукцию. Здесь, в мастерской, родилось самобытное искусство декоративной живописи.

Оно базировалось на станковом живописном натюрморте, на традиционной росписи бытовых предметов. Но так народные умельцы по-своему воспринимали и рисование натюрморта, и композицию, и эстетику подачи, они смогли придумать нечто действительно уникальное.

И хоть часто скептики ставят под сомнение эксклюзивность продукции, апеллируя к тому, что металлическими подносами занимались уральцы, а узоры тоже имеют заимствование (лукутинская миниатюра, набивные ивановские ситцы), история промысла жостовских подносов говорит о получении принципиально нового продукта творчества.

Да, жостовские мастера переняли опыт художников из Нижнего Тагила и Петербурга, но они не просто заимствовали стиль и приемы коллег, а создали свой стиль, узнаваемый и совершенный.

Его расцвет пришелся на 70-80-е годы 18 века. Спрос на подносы в городах в это время вырос, и производство в Жостово отделилось от лаковой миниатюры, основой которой было папье-маше.

Жостовская роспись в XX веке

В 1922 году в Новосельцево, которое находится в Мытищинском районе, возникла «Новосельцевская трудовая артель». Она продолжила дело промысла – выпускала лакированные металлические подносы. Через 2 года в Жостово возникли две артели – «Спецкустарь» и «Жостовская трудовая». А еще через год здесь появилась и артель «Лакировщик», и предприятие «Свой труд» в Троицке. В 1928 году все артели слились в одно предприятие, которое трудилось над созданием расписных подносов.

Мастерицы жостовской росписи. 20-е гг. прошлого века.

Сказать, что приход советской власти не повлиял на развитие ремесла, будет неправдой. Новые реалии требовали новой же эстетики. Профессиональные художники должны быть совместить народные орнаменты и соцреализм, натурализм. Но жостовские подносы история все же пощадила – мастера отстояли каноничный, традиционный промысел, чем не дали ему пропасть.

Новый виток развития направления пришелся на 60-е годы прошлого века. Интерес к народному творчеству возрос, и образцы промыслов стали попадать на крупные специализированные выставки. У русского самобытного искусства появилось много заграничных поклонников. С 1960 год ведет отчет история Жостовской фабрики декоративной живописи. В 70-е годы (спустя сто лет после того, как сформировался стиль промысла), его ожидал новый расцвет.

Мастера тех лет стали уделять много внимания росписи по потали, металлическим порошкам, а также перламутровой инкрустации. Изменилась и композиция букета. Фабрика получила множество почетных наград, и не собиралась сбавлять обороты. Но наступили 90-е, а с ними и банкротство предприятия. К счастью, фабрику выкупило частное лицо, и не стало перепрофилировать производство. Благодаря этому предприятие существует и сегодня.
Предлагаем вам посетить интересную видео-экскурсию, посвященную развитию жостовской росписи.

Развитие в наши дни

Жостовская фабрика активно работает и развивается в контексте времени: у нее широкий ассортимент продукции, который предполагает не только подносы. В каталоге товаров и посуда, и предметы для декоративного оформления интерьера, и подарочные наборы, а также блокноты, фоторамки, уличные фонарики, свечи… Производит предприятие и корпоративные подарки, очень высокого качества и роскошного вида. Ко всем товарам прилагается сертификат.

Не обошли стороной жостовские мотивы и современных дизайнеров, которые готовы их изображать даже на стенах

Новое слово в работе фабрики – мастер-классы и экскурсии. Их особенности в том, что экскурсант может быть и наблюдателем, и прямым участником творческого процесса. Инициировала фабрика и открытие школы-студии Жостово. Мастер-классы, курсы и занятия позволяют всем желающим постигнуть секреты мастерства предков, научиться уникальному живописному направлению.

Жостовский поднос

Процесс его изготовления долгий и кропотливый, но иначе такого качества не добиться.

Изготовление

Поднос делают штампами и пресс-формами (которых у мастера много, 32 образца). Листы металла мастер кроит на заготовки, занимается вырубкой и вытягиванием изделия на электропрессе. После этого он переходит к закатке краев. У каждого фабричного подноса свой номер, сертификат.

Мастер выравнивает форму подноса

На этом процесс изготовления не заканчивается. Специалисты готовят продукцию под роспись. Подготовка состоит из отжига, обезжиривания, грунтования, нанесения черновой эмали, зачистки. И только после этого начинается самый волшебный этап – роспись.

Роспись

Классический фон подноса – черный, но допускаются различные цветные вариации.

Поэтапная роспись подноса:

  1. Замалевка. Эскиз не переносят на поднос карандашом, мастер приступает к работе свободным кистевым мазком, нанося контуры будущих элементов изображения сразу краской.
  2. Тенежка. Далее художник должен сделать полупрозрачные тени лессировочными красками.
  3. Прокладка. Так называют плотное корпусное письмо, мастер пользуется яркими насыщенными красками.
  4. Бликовка. Нанесение бликов на изображение оживляет рисунок, придает ему объемность.
  5. Чертежка. Художник занимается детализацией, которая делает изображение законченным.
  6. Завершает работу нанесение орнамента на край подноса.

Затем изделие ждет лакировка. Одного слоя лака будет недостаточно. Каждый новый слой требует просушки. Используется для этого глянцевый или полуглянцевый лак.

Музей Подносов

Замечательный, очень информативный и современный Музей Подносов работает сегодня при фабрике. Именно там ребята с самым большим интересом будут слушать историю возникновения жостовской росписи – для детей будет организована не просто экскурсия, а полноценный мастер-класс.

Каждому ребенку интересно узнать «а что внутри?», и внутри самой фабрики побывать тоже любопытно. Подобные экскурсии не просто образовывают, развивают, они вдохновляют ребят на творчество и самопознание через арт-инициативы.

Жостовский промысел сегодня – это не предприятие, которое выступает только в роли хранителя традиций. Это современная, развивающаяся фабрика, которая реализуют большую линейку продукции, работает с детьми и взрослыми, проводит обучение и дает возможность красивому народному промыслу жить и продолжаться.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Pinterest

Одноклассники

Жостовский поднос – современная сказка. Истории Подмосковья.

Атмосфера

Жостовская фабрика – предприятие с 200-летней великой историей. Промысел берет начало от «лакерных мастерских», располагавшихся в Жостово и соседних деревнях в начале XIX века, и занимавшихся росписью изделий из папье-маше. Возникновение знаменитого расписного подноса связано с фамилией братьев Вишняковых — первое упоминание о самом промысле датируется 1825 годом по прейскуранту их заведения. Сегодня Жостовская фабрика – современное предприятие, которое занимается производством и продажей изделий, проводит мастер-классы, а также экскурсии по Музею подносов.


Со стороны кажется, что народные промыслы – это больше об искусстве, чем о производстве. Это не так: сегодня жостовская фабрика располагает своим станочным парком для штамповки более 30 форм подносов. При их создании используется качественная сталь, которую скрепляют в три слоя. Фабрика уже много лет закупает металл у «Северстали», и по качеству претензий нет. Кроме штампованных подносов, в ассортименте есть эксклюзивные подносы ручной ковки. Главное требование к заготовкам под роспись – идеально гладкая ровная поверхность.


Немногие знают, что жостовский промысел зарождался как масляная роспись по папье-маше. Затем к прессованной бумаге добавили металл для прочности, через какое-то время он стал основным материалом. Сегодня фабрика расписывает подносы, подстаканники, самовары из металла, шкатулки и небольшие сувениры из дерева, шары и посуду из стекла, изделия из натуральной и искусственной кожи, экспериментирует с фарфором. Жостовские мастера не пишут по образцам – они творят по воображению, по правилам, усвоенным и отточенным в практике многих поколений, находя новые возможности для передачи красоты. Технологии жостовской росписи остаются неизменными с момента основания промысла. Масляные краски наносятся в несколько слоев. Каждый слой, нанесенный на металл, сушится в специальной печи. Завершающим этапом является  покрытие изделия двойным слоем глянцевого лака.



В XXI веке поднос – это не просто сувенир на полке, но и часть декора интерьера. Фабрика часто сотрудничает с дизайнерами для создания особых лимитированных коллекций подносов и выпускает другие изделия с авторской ручной росписью – серьги и заколки, браслеты и броши.


Сегодня на фабрике работают чуть менее 70 человек, большая часть из которых – художники декоративной росписи. Умение писать в “фирменном” стиле достигается длительным обучением и практикой. Чаще всего будущих мастеров приходится доучивать “из-под руки” опытного художника, ведь новички приходят сюда без специальной подготовки. Раньше художников для Жостовской фабрики готовили в специальных училищах, больше всего выпускников было из Федоскинского художественно-промышленного училища. Сегодня сюда приходят скорее энтузиасты, чем профессионалы. Однако на фабрике с радостью обучают и принимают в свои ряды всех, кто горит желанием. Коллектив здесь сплоченный, средний срок работы — не менее 15 лет. На фабрике надеются, что дополнительным источником новых талантов станет Художественная студия жостовской росписи, открытая в Москве. Первый набор курса заканчивает обучение весной, и кто-то из учеников наверняка станет отличным художником.



Также на фабрике трудятся лакировщики, штамповщики, ковали, продавцы, административный персонал и подсобные рабочие. Ковали – представители еще более экзотической профессии. Их, к сожалению, осталось всего три человека на всю деревню. Коваль вырезает по металлу форму будущего подноса, специальными молотками выколачивает борт, выравнивает поле подноса, на станке подгибает край. Кованные вручную подносы – эксклюзив Жостовской фабрики – расписываются самыми профессиональными художниками, тщательно продумывающими композиции и выполняющими роспись максимально детально. На то, как работают художники, можно посмотреть во время экскурсии на производство. А к ковалю в рамках такой экскурсии можно будет прийти прямо домой!


При покупке жостовского подноса следует быть внимательными. У настоящих подносов обязательно стоит товарный знак на обратной стороне и имеется сертификат подлинности. Писать «Жостово» на своих изделиях имеют право художники, проживающие только в этой деревне. Кустарные изделия могут стоить дешевле, но их отличает невысокое качество – неровные бортики, подтеки лака, некачественная роспись. Самая лучшая гарантия подлинности – покупка в Москве в фирменном магазине «Жостово» и в Художественной школе-студии, в магазине при фабрике или через ее веб-сайт.  


“Руководство фабрики делает все для того, чтобы предприятие оставалось прибыльным, — говорит генеральный директор предприятия Андрей Алексеевич Климачев.  — Подносы — не самая утилитарная вещь в современных домах, а для сохранения промысла фабрика должна оставаться прибыльной. Для того, чтобы продукция фабрики пользовалась спросом, мы постоянно расширяем  ассортимент изделий: делаем картины в багете, посуду, елочные украшения, жестяные и деревянные шкатулки и многое другое. Мы надеемся на неформальный подход художественно-экспертного совета Московской области, принимающего решение об отнесении продукции к изделиям  народных художественных промыслов. Это имеет решающее значение для возможности использовать льготы, предусмотренные действующим законодательством для народных промыслов, и эффективно взаимодействовать с курирующими нас на региональном уровне Министерством инноваций и на федеральном уровне – Министерством промышленности и торговли. В целом к отрасли народных промыслов ощущается подъем интереса, мы связываем его с общемировой тенденцией к поиску национальной самоидентификации”.  


Сюжеты рисунков на жостовских подносах меняются в зависимости от модных тенденций. Например, недавно модный дизайнер Сергей Сысоев использовал подмосковный народный промысел в создании своей новой коллекции одежды под маркой ZHOSTOVO, которую он представил в Йоханесбурге. Говорят, она произвела фурор среди модных критиков. А помогала Сергею одна из лучших жостовских мастериц Татьяна Агеева.



Как говорят в отделе сбыта предприятия, сейчас повышенным спросом пользуются изделия с умеренным количеством цветов, не слишком яркой и даже монохромной росписью. Также популярна роспись, выходящая за борта подносов, обрамленная скромной лаконичной отводкой вместо традиционного орнамента. Также в моде предметы, полностью расписанные утонченным орнаментом.

Кто скажет, что поднос – это не современно? Главное – выбрать тот, что придется по душе именно вам.

Фото: zhostovo.ru, фотобанк Московской области, sergeysysoev.ru


Русские народные промыслы. Жостовская роспись

Здравствуйте уважаемые.
Продолжаем с Вами вспоминать русские народные промыслы. В прошлый раз остановились вот ту вот:https://id77.livejournal.com/1961256.html и вспоминали Хохлому.
А сегодня поговорим о жостовской росписи 🙂
Жостовская роспись — русский народный художественный промысел росписи кованых металлических (жестяных) подносов, существующий с 1825 года в деревне Жостово Мытищинского района Московской области.

Промысел расписных металлических подносов возник в середине XVIII в. на Урале, где были расположены металлургические заводы Демидовых (Нижний Тагил, Невьянск, Верх-Нейвинск), и только в первой половине XIX века подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии — Жостове, Троицком, Новосельцеве и др. Скоро московский промысел стал ведущим.

В настоящее время производство подносов с лаковой росписью сосредоточено в деревне Жостово Московской области и в Нижнем Тагиле. С первой половины XIX века мастерские по производству расписных подносов работали в нескольких деревнях Московской губернии: Осташкове, с. Троицком, Сорокине, Хлебникове и др. Жостовская фабрика ведет свое начало от мастерской (открытой в 1825 году) откупившихся на волю крестьян — братьев Вишняковых. В 1928 году несколько артелей, образованных на базе мастерских после революции, объединились в одну — «Металлоподнос» в деревне Жостово, которая в дальнейшем (1960 г.) была преобразована в Жостовскую фабрику декоративной росписи.

Основной мотив жостовской росписи — цветочный букет.
Изготавливаются подносы из обычного листового железа. По форме они бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др. Выкованные изделия грунтуют, шпаклюют, шлифуют и лакируют, что делает их поверхность безукоризненно ровной, затем расписывают масляными красками и покрывают сверху несколькими слоями прозрачного бесцветного лака.

Наиболее важной операцией является роспись. Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами. Основные сюжеты — цветочные и растительные орнаменты, а также бытовые сценки из народной жизни, пейзажи, сценки народных гуляний, свадеб и чаепитий. Самым распространённым видом жостовской росписи становится букет, расположенный в центре подноса и обрамлённый по борту мелким золотистым узором.

Три-четыре крупных цветка (роза, тюльпан, георгин, а порой более скромные анютины глазки, вьюнки и т.п.) окружались россыпью более мелких цветочков и бутонов, связанных между собой гибкими стебельками и лёгкой «травкой», то есть небольшими веточками и листочками.
Выполняется роспись в несколько этапов:
А. Грунтовка.

Прежде чем художник начнет расписывать металлическую заготовку подноса, её грунтуют, шпаклюют, шлифуют и покрывают лаком. На этом этапе выбирают цвет для фона. Чаще всего он бывает чёрным, но может быть и белым, красным, синим, бирюзовым и т.д.

Б. Замаленок

Начало и основа композиции будущего узора. Разбавленной краской на подготовленную поверхность художник наносит силуэты цветов и листьев в соответствии со своим замыслом. Замалёванные подносы сушатся в печах в течение нескольких часов.

В. Тенежка

Полупрозрачными красками художник наносит цветные тени. У цветов появляется объём, обозначаются теневые места растений.

Г. Прокладка

Пожалуй, самый ответственный этап послойного жостовского письма. Форма букета обретает плоть — уточняются многие детали, высветляется и реализуется контрастный или более гармоничный строй всей композиции.

Д. Бликовка

Наложение бликов выявляет свет и объём. Букет кажется освещенным множеством независимых источников света. Бликовка создаёт настроение и колорит.

Е. Чертежка

Это заключительная часть работы над букетом. При помощи специальной тонкой кисти художник наносит небольшие, но очень значительные штрихи — рисует прожилки и кружевные края на листочках, «семенца» в центре чашечек цветов.

Ж. Привязка

Предпоследний этап росписи подноса, когда уже готовый букет как бы вживается в фон изделия. При помощи тонких стебельков, травинок и усиков букет оформляется в единое целое и связывается с фоном.

З. Уборка

Украшение борта подноса, состоящее из геометрических или растительных узоров. Уборка может быть скромной, а может соперничать с роскошными старинными рамами для картин. Без уборки изделие выглядит незаконченным.

В результате появляются бесконечные варианты сходных мотивов и образов, но никогда не увидеть среди них точных копий или повторений. Искусство Жостово основано на выработанных поколениями приёмах письма, без которых его артистичное мастерство было бы невозможно. Оно рождается в самом процессе своеобразной живописи-росписи, сочетающей строгую последовательность и отточенность ремесленных приёмов с импровизационностью творчества.

Главный секрет Жостово — лак. Состав до сих пор держат в тайне. Основа, правда, известна: копал, пальмовая смола из Африки и Азии. Именно лак хранит годами жостовские подносы. Старые мастера говорили: «Не боится ни жара, ни холода, получше аглицкого будет и равняется только с… китайским».

На каждом фабричном подносе есть собственный знак — палитра, кисть, тюльпан. Историческое клеймо мастерской. Ставит свою подпись на подносе и художник. Правда, право на авторскую метку мастера получили после 1970 года. На старинных подносах лишь одно клеймо — фабрики с именем хозяина.

Особая гордость Жостово — «копченый» поднос. Называют такой узор «под черепаху» или «под червячка». Железные подносы в прямом смысле коптят пламенем свечи. Два таких подноса в конце ХIХ века были в хозяйстве писателя Льва Толстого. Сейчас они — раритеты в экспозиции музея-усадьбы в Хамовниках.
Приятного времени суток.

жостовская роспись в современном интерьере. Кулинарные статьи и лайфхаки

Мало что способно сравниться с естественной, хрупкой и скромной красотой живых цветов. Неслучайно именно эти удивительные творения природы чаще всего можно встретить на знаменитых жостовских подносах и других изделиях прославленного старинного русского промысла. Вопреки бытующим заблуждениям, жостовская роспись не теряет актуальности до сих пор. Роскошным цветочным мотивам найдется место и в интерьере современной квартиры. Интересными идеями и дизайнерскими решениями делятся эксперты бренда «Русская палитра».

У самых истоков

Известный во всем мире промысел зародился в начале XIX века, в маленьких мастерских деревни Жостово и соседних деревень. Первыми изделиями в жостовском стиле были шкатулки и табакерки, сделанные из папье-маше. Знаменитые подносы, ставшие визитной карточкой Жостово, появились чуть позже, когда в России возникла мода на чаепитие и самовары.

Главной фирменной чертой жостовской росписи была и остается цветочная тематика — пышные букеты, составленные из крупных садовых и мелких полевых цветов. Чаще всего размещаются они на лаконичном черном фоне. Впрочем, сегодня для фона, как и для самих букетов, используется все мыслимое и немыслимое многообразие цветовой палитры. Собственно, благодаря этому и рождается неповторимый жостовский колорит.

Вальс цветов на кухне

История жостовской росписи продолжается и сегодня. Сохраняя незыблемые традиции, она находит свое место в интерьере современного дома. В частности, жостовские узоры органично вписываются в обстановку кухни, независимо от ее стиля.

Пышные и нарядные цветы, детально проработанные кистью, смотрятся невероятно удачно в крупном масштабе. И если вы задумали глобально преобразить внешний облик кухни, художники Жостовской фабрики могут расписать одну из стен в традиционной манере по индивидуальному дизайнерскому проекту. Но здесь следует учесть, что если вы отводите под жостовскую роспись целую стену, цветовое решение остального интерьера должно быть выдержано в спокойных нейтральных тонах. Никаких сложных акцентов и броских деталей в нем больше быть не должно.

Другое оригинальное и беспроигрышное решение — украсить жостовским узором бытовую технику, скажем, дверцу духовой печи или холодильника. Соединение художественных традиций старинного русского промысла с предметами современности создает выразительный акцент в интерьере, от которого невозможно отвести взгляд.

Искусство в деталях

В коллекции Жостово собрано множество предметов интерьера, которые придадут любой городской квартире тот самый русский народный колорит и оживят обстановку.

Картины с цветочными вариациями и натюрмортами всегда выглядят роскошно и притягательно. Табурет-этажерка с жостовской росписью станет интересным акцентом в гостиной. На нее можно поставить низкий напольный светильник или вазочку с цветами. Спальне добавят уюта и ощущения гармонии широкая ароматизированная свеча с натуральным воском и зеркало в широкой эффектной раме. Яркому шелковому платку с нарядным цветочным принтом также найдется интересное применение. Его можно использовать в качестве накидки на кресло или закрепить на багете, превратив в оригинальное панно. Красочные расписные лейки и белые уличные фонари с цветочным узором можно использовать для оформления зимнего сада на балконе. Рабочий кабинет дополнят настенный календарь и ежедневник с традиционной жостовской символикой.

Поднос в новой роли

Жостовский промысел, как мы уже вспоминали, знаменит своими подносами. Кстати, в эксклюзивной коллекции представлены не только круглые подносы, но и другие ставшие традиционными для жостовских подносов формы. Прямоугольные, треугольные, узкие и широкие, овальные и с краями в виде лепестков цветов. Разнообразие цветочных вариаций и тематических сюжетов и вовсе не поддается описанию. Кроме того, вы можете стать обладателем уникального подноса, сделанного мастерами на заказ.

При желании жостовский поднос легко превратить в интересную и весьма функциональную деталь современного интерьера. Положите поднос в центр обеденного стола, разместите на нем чайник с сахарницей и вазочкой с печеньями и конфетами. Этот простой штрих добавит семейным чаепитиям душевной атмосферы. А вот другой вариант. Поставьте на поднос несколько широких свечей, а вокруг положите свежие яблоки, апельсины и гранаты — получится уютная композиция в зимнем стиле, которая украсит гостиную.

Прямоугольный поднос превратите в оригинальное место для хранения разных предметов. На нем можно сложить журналы, органайзер с канцелярскими принадлежностями, очки для чтения, бумагу для заметок, ежедневник или блокнот с ручкой. Тогда на вашем рабочем месте всегда будет образцовый порядок. Вариаций существует множество — нужно лишь дать волю фантазии.

История жостовской росписи насчитывает два столетия. Сохраняя традиции прошлого, она находит продолжение в настоящем, в том числе в современном интерьере. Если вы прониклись очарованием старины, в коллекции бренда «Русская палитра» вы найдете множество предметов в фирменном жостовском стиле, начиная со знаменитых подносов и заканчивая  наборами посуды и настоящими самоварами. Все это — уникальные творения, созданные руками умелых мастеров. Любая из этих искусных вещей станет достойным украшением вашего дома и наполнит его неповторимым русским колоритом.

Жостовская роспись

УДК 75

Голованова Софья Олеговна1, Ротанова Валерия Александровна1, Мочалова Анастасия Сергеевна1, Шамина Екатерина Максимовна1
1Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, студентка группы Т-16

Аннотация
В данной статье можно познакомиться с технологией жостовской росписи, а также с историей её возникновения и опытом мастеров, которые работали с данным видом росписи.

Ключевые слова: живопись, жостовская роспись, искусство, технология


Рубрика: 17.00.00 ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

Библиографическая ссылка на статью:
Голованова С.О., Ротанова В.А., Мочалова А.С., Шамина Е.М. Жостовская роспись // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/10/87722 (дата обращения: 29.01.2022).

Жостовская роспись зародилась в нескольких селах Подмосковья в начале XIX века. Первыми изделиями, расписанными в технике Жостово были металлические подносы, затем для росписи начали использовать посуду, шкатулки, сахарницы и др. Выгодное расположение вблизи столицы обеспечивало промыслу постоянный рынок сбыта и позволяло обходиться без посредничества скупщиков. В Москве же приобретались и все необходимые для производства материалы. Основной мотив жостовской росписи – цветочный букет. Художественная роспись все больше развивалась, пользовалась спросом и в итоге обрела статус уникального вида русского народного искусства.

Главной особенностью в технологии жостовской росписи является лак, после покрытия которым, изделия хранятся долгие годы. Состав лака до сих пор не известен. Сама роспись обязательно имеет цветочный мотив, обычно на черном или красном фоне. Часто помимо цветов на картинах можно увидеть фрукты, ягоды или птиц.

В настоящее время для художников, расписывающих в технике жостовской росписи, характерно давать своим произведениям индивидуальные названия, символические или рассчитанные на определенные ассоциации. Эта новая тенденция углубляет образное содержание произведений, усиливает их эмоциональную окраску. Примером могут служить подносы-панно Е.П. Лапшина «Снежинка», «Юбилейный», «Рассвет». Художник не прибегает к цветовым контрастам. Его букеты объединяет богатая оттенками нежная колористическая гамма [1, с. 54].

Родственны лирическим работам Лапшина некоторые произведения Н.Н. Мажаева, художника очень разного в своих творческих поисках. Не связанные в букет цветы раскинулись почти по всей плоскости подноса.

М.П. Савельев свободно использует различные варианты традиционных приемов жостовской росписи, их комбинации и сочетания. Формы его подносов и цветочные композиции разнообразны. Букеты то собраны из множества разных цветов, то из одних только роз или георгинов. В изображении цветов художник усиливает декоративно-орнаментальные свойства их рисунка.

Нарядные букеты 3.А. Клёдовой «Весна» и «Радуга» отвечают своим символическим названиям.

Во всех своих проявлениях живопись Жостова – искусство народное. Цветы сами по себе – символ красоты природы, ее жизненных сил. Своими букетами мастера отдают дань любви народа к природе. Эта тема вечная и неисчерпаемая.

Но жостовцы никогда не воспроизводят природные формы буквально, хотя отлично знают строение и особенности каждого цветка. Это объясняется самим характером выразительных средств жостовской росписи. Язык своеобразного декоратив­ного букета сложился в Жостове на основе худо­жественного ремесла. Древние традиции народных росписей обогатились опытом профессиональной живописной культуры и, вобрав в себя некоторые черты станкового натюрморта, подчинили их на­родному миропониманию. Лучшие жостовские художники довели этот уникальный синтез до высот артистизма [2, с.93].

Полтора века для развития промысла – срок сравнительно небольшой. Но за это время Жостово из центра кустарного ремесла стало уникальным очагом русского народного искусства, а жостовский поднос из предмета обихода – объектом любования. Сегодня роль декоративного букета изменилась и переросла рамки оформления бытовой вещи. Жостовские декоративные композиции обрели силу самостоятельного искусства, волнующего, обращенного непосредственно к духовному миру людей. Подносы-панно выражают чувства радости жизни, настроения праздничности, торжествен­ности, гармонии, поэтической созерцательности. И люди отвечают их создателям благодарной любовью н всенародным признанием.

Библиографический список

  1. Салимова О.А. Жостовская фабрика декоративной росписи: к проблеме сохранения промысла // Народное искусство России (Вологда, 12-14 сентября 2008 г.) – Вологда, 2008. – 101-103 с.
  2. Малахова Л.О. Народные художественные промыслы и декоративно-прикладное искусство: учебное пособие / Л.О. Малахова. – Минск: Республиканский институт профессионального образования, 2015. – 176 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Шамина Екатерина Максимовна»

Доступ запрещен

Доступ запрещен

Better World Books заблокировал ваш IP-адрес. Если вы считаете, что вас заблокировали по ошибке, свяжитесь с нашей службой поддержки клиентов ([email protected]) и укажите следующие данные:

.

Этот веб-сайт использует службу безопасности для защиты от онлайн-атак.

  • Идентификатор луча: 6ec8e0087f312de6
  • Отметка времени: 2022-03-15 23:02:10 UTC
  • Ваш IP-адрес: 213.87.89.17
  • Запрошенный URL: www.betterworldbooks.com/product/detail/жостово-расписные-подносы-шедевры-русского-народного-искусства-английское-и-русское-издание-bwb50377488
  • Номер ссылки на ошибку: 1020
  • Идентификатор сервера: FL_87F327
  • User-Agent: Mozilla/5.0 (X11; Linux x86_64; rv:33.0) Gecko/20100101 Firefox/33.0

Воздействие COVID-19

Из-за влияния COVID-19 на нашу способность осуществлять международные поставки, в настоящее время мы не можем осуществлять доставку в следующие страны:

  • Ангола
  • Азербайджан
  • Боливия
  • Босния и Герцеговина
  • Ботсвана
  • Бруней
  • Камерун
  • Кабо-Верде
  • Каймановы острова
  • Чад
  • Чили
  • Острова Кука
  • Коста-Рика
  • Куба
  • Демократическая Республика Конго
  • Эквадор
  • Эстония
  • Фиджи
  • Французская Гвиана
  • Французская Полинезия
  • Гамбия
  • Гватемала
  • Гайана
  • Гаити
  • Ирак
  • Кирибати
  • Кыргызстан
  • Лаос
  • Либерия
  • Ливия
  • Мадагаскар
  • Малави
  • Мавритания
  • Маврикий
  • Молдова
  • Черногория
  • Новая Каледония
  • Панама
  • Парагвай
  • Перу
  • Республика Конго
  • Республика Конго
  • Руанда
  • Сейшелы
  • Сьерра-Леоне
  • Южная Африка
  • Южный Судан
  • Судан
  • Таджикистан
  • Танзания
  • Тимор-Лешти
  • Тонга
  • Туркменистан
  • Уганда
  • Уругвай
  • Узбекистан
  • Венесуэла
  • Йемен
  • Зимбабве

Лучшие техники жостовской росписи по России

Если говорить об искусстве живописи
того, что существует во всем мире, непременно будет много. На картине есть
особенности каждой страны. Для создания картины часто требуется
особая техника, делающая картину более красивой и художественной. То
технику выполнения этой росписи иногда делят на традиционную
техники и современные технологии.

Есть и другие варианты, если вы хотите собирать картины, отличающиеся от обычных картин. Эта уникальная картина — жостовская роспись. Получить эту поделку можно в России.

Чтобы дополнить информацию о жостовской росписи и технике выполнения росписей, рассмотрим лучшие техники жостовской росписи по России.

Вы когда-нибудь слышали о жостовских росписях?
до? Возможно, многие из вас до сих пор чувствуют себя незнакомыми с Жостово.
картина.

Жостовская роспись на самом деле
ремесла местных русских. Название Жостово взято от названия с.
области в России. Он расположен в пригороде Москвы. Эта картина стала
известны с 19 века. Картина выполнена на металлическом подносе.

Мотивы или образы, которые обычно встречаются в жостовских росписях, все же связаны с природой, например, полевые цветы, цветы, глиняная трава, декорации и другие. Жостовские мастера много импровизировали, поэтому эта роспись имеет особенность по сравнению с аналогичными поделками.

При изготовлении жостовской росписи,
мастера делали картины не по уже существующим образцам. Эта картина
создает свой собственный стиль, адаптируя и развивая аналогичные существующие ремесла. Этот
делает жостовскую роспись такой тождественной. Жостовский стиль росписи тоже кажется
бесплатно, хотя художественная ценность картины все еще существует.

В процессе изготовления жостовских росписей до сих пор применяются традиционные методы.Для выполнения жостовских росписей существует несколько техник, которые выполняются для того, чтобы роспись выглядела очень красиво. В настоящее время жостовские росписи в быту уже не используются. Это больше используется в качестве предмета украшения или коллекции.

Чтобы добавить вам информацию о
лучшие приемы изготовления жостовских росписей в России, в этой статье
обсудить лучшую технику жостовской росписи по России.

  • Первая ступень Замалевка

Жостовские росписи, мастера
Нужны техники покраски, которые наслаиваются на металлические подносы для росписи.Это
чтобы жостовские картины выглядели более живыми и красивыми. Первый слой или
первая ступень в процессе изготовления жостовских росписей называется замалевкой.

Замалевка — процесс срисовки
состав изображаемого объекта. Например, цветы, листья или
другие используют белую краску. Все компоненты или объекты, подлежащие окраске, должны
дополняют друг друга в зависимости от формы используемого лотка.

  • Вторая ступень Тенежка

Вторая ступень или второй слой
в изготовлении жостовских росписей называется Тенежкой.Этот шаг выполняется после
набросок композиции предмета, нарисованный на первом этапе, высох. Этот
делается так, чтобы предыдущий эскиз не был поврежден или перемешан со следующим шагом.

Тенежка — техника затемнения темных участков вокруг цветов, листьев или других объектов в эскизах. Для создания темного эффекта жостовские мастера использовали прозрачное масло. Выполнив этот шаг, набросок, который был сделан заранее, станет более четким.

  • Третий этап под названием Прокладка

Третий слой или третий этап в
Изготовление жостовских росписей называется Прокладкой.Этот шаг делается для дальнейшего
подчеркнуть область окрашиваемого объекта, а также дополнительно выделить
желаемый объект. Это создаст специальные эффекты в объектах, окрашенных
мастера в жостовской росписи.

Прокладка — техника росписи в
которой жостовские мастера росписи будут сгущать отдельные участки прежнего
набросок густой краской. Утолщение усилит форму объектов, таких как
как цветы, листья, бурьян и др. в жостовских росписях.

  • Четвертая ступень Бликовка

Четвертый слой или четвертая ступень в
изготовление жостовских росписей называется Бликовка.Этот шаг делается для того, чтобы дать
ослепительный эффект от эскиза, который был сделан ранее. Это позволит сделать набросок
предметы на жостовских росписях все более заметны.

Бликовка — техника росписи
где мастера мягкими штрихами добавят блики от ранее сделанных эскизов
и небольшие штрихи там. У каждого мастера свой подход к этому шагу. Жостово
художники-маляры могут импровизировать при выполнении этой техники. Поэтому
Жостовская роспись очень уникальна.

  • Пятый этап — чертежка

Пятый слой или пятый этап изготовления жостовской росписи называется чертежка.Этот шаг делается для усиления деталей, чтобы объекты на эскизе были более четкими и заметными. Этот шаг сделает ранее сделанный эскиз более красивым и живым.

Чертежка — техника росписи
где мастера жостовской росписи подчеркнут детали в
эскизы жостовских росписей. Например, когда мастер рисует цветы,
мастера сделают детали серединки цветов, бутонов, листочков и многое другое.
На этом этапе также делается изображение пестика или тычинок.

  • Последний шаг под названием Privyazka

Последний этап в процессе изготовления жостовской росписи называется «Привязка». В
на этом шаге детали, которых не хватает на предыдущем шаге, будут более
полный. Это сделано для того, чтобы жостовскую роспись можно было хорошо закончить.

Привязка
техника росписи, в которой мастера жостовской росписи предоставят
Дополнительные детали для заполнения пробелов между элементами в эскизе
сделанный.Обычно ему предоставляется связующий компонент, который интегрируется с
первичный объект. После того, как Жостойкая живопись закончена, лоток будет высушена. Если
она сухая, затем добавьте граничные детали вокруг лотка.

А может быть, есть еще какие-то лучшие техники жостовской росписи по России, не перечисленные выше. Я надеюсь, что эта статья действительно поможет вам узнать о лучшей технике жостовской росписи в России.

Жостово ручной работы подлинные деревянные российские коллекционирования

Zhostovo — это слово, которое известно многими людьми в мире, особенно людям, которые знают и любят Россию, его историю, людей и, очевидно, -Росские традиции. Жостово как название возникло в далекие времена, когда на карте России в начале 16 века, а может и в 14 веке, появилось маленькое село Жостово, а может и 14 век, а может… — сейчас уже никто точно не может сказать. Ничего не происходило в деревне Жостово до начала 19 века, когда селяне начали рисовать цветы на металлических подносах. Они проявили немалый талант и развили эту народную традицию дальше, преобразовав ее в какой-то момент в вид искусства — роспись на металлических подносах. Позже люди увлеклись этим искусством и его результатом — красивыми разноцветными подносами с цветами на них.Их любили люди, и искусство все больше и больше развивалось… Оно стало одним из символов России, настолько значимой была эта форма живописи для эволюции русского искусства.

     В настоящее время жостовская техника живописи – это вид живописи, который изучается в Федоскинском художественном училище. Маляры с каждым годом расширяются и не могут покрыть потребности в этих специалистах. Это искусство популярно в России!. Он также популярен в других странах мира. Художники из Великобритании, США, Франции, Испании, Аргентины, Австралии, Новой Зеландии, Чили и некоторых других изучают искусство «Жостово» в рамках национального Общества художников-декораторов.Еще недавно только в США сотни живописцев занимались изучением жостовской техники. На протяжении ряда лет наша компания имела честь организовать ряд Жостовских семинаров в разных штатах этой страны. Вела эти семинары Марина Домникова, высококвалифицированный профессиональный художник и заслуженный художник (Народная артистка России) из России, очень харизматичная, добрая и трудолюбивая женщина. Она оставила теплые воспоминания и глубокие знания в области жостовской росписи более чем у ста учеников, которых она обучала.

Жостовский стиль росписи используется практически на всех формах и видах украшений, которые мы носим — заколки, булавки, браслеты, ожерелья и серьги.

Некоторые заметки о живописи в жостовском стиле

Я не имел удовольствия работать напрямую с русскими художниками. Однако я работал с Яном Шоу и Хизер Редик, обе из которых работали. Каждый из них разработал свои собственные методы и стили для этого вида искусства. Сегодня мы сосредоточимся на акриловых техниках и только на самом необходимом.Здесь очень много всего, что мы не можем охватить. История основана на некоторых исследованиях и на том, что я помню из прекрасных историй, рассказанных теми, кто встречался с русскими художниками. Я не буду здесь претендовать на особую историческую точность, так как лично я не занимался тщательным исследованием этого стиля. Однако я оставлю вам несколько мест, где можно найти конкретную историю.

История:

Изготовление жостовских подносов началось в 1807 году под влиянием лаковых изделий из папье-маше и цветочных орнаментов в стиле Чиппендейл.Название стиля происходит от деревни, в которой он развивался, — Жостово, недалеко от Москвы. Торговля подносами велась на протяжении всего девятнадцатого века до спада в начале 1900-х годов. В 1928 году произошел новый подъем в отрасли с рождением фабрики, ныне известной как Жостовская фабрика декоративной росписи. Одной из замечательных особенностей того, что исходит от фабрики, является сохранение традиций. Художники не ответили на давление изменить свои сюжеты или методы в течение двадцатого века.

Основным мотивом являются цветочные мотивы, обычно собранные вместе в центре подноса и обведенные тонкой золотой каймой. Однако вы также найдете несколько пейзажей и некоторые вариации фона, включая искусственную отделку. Наиболее важным элементом является свободное плавное движение кисти. Каждый цветок будет различаться в зависимости от того, как падает кисть художника в день его написания.

Сами художники очень гордятся своими достижениями в этом стиле живописи, а также в его истории и традициях.Хотя они были готовы поделиться тем, что они делают, с остальным миром, мы должны помнить, что в том, что мы делаем, мы только царапаем поверхность многолетнего обучения, которое прошли жостовские художники. «Имитаторы стремятся скопировать жостовский стиль и даже индивидуальную манеру жостовских живописцев. Однако только невежественные люди могут быть введены в заблуждение. Местные мастера – это высший профессионализм, достигнутый в многолетних творческих поисках, совершенство мастерства и постоянное подражание лучшим образцам наследия старых мастеров.(И Богуславская «Жостовские расписные подносы» 1994)

Эти художники изучали историю своего искусства, натюрморты и народное творчество. Они заглянули за пределы жостовского лотка, чтобы научиться делать их лучше. Считается, что мастера-художники передают свои знания. В рабочей силе мастер не занимается подкрашиванием, и есть еще одна группа, которая также будет работать с бордюрами. Они рисуют часами каждый день, и поэтому их мазки выглядят совершенно непринужденно. Их понимание цвета и света проявляется в великолепном способе их использования в самых потрясающих подносах.Палитра сама по себе довольно проста, поскольку они основаны на смесях замечательных цветов, которые мы видим.

Рисуя в этом стиле, мы можем надеяться на дальнейшее развитие наших собственных навыков, творчества и понимания народного искусства. Мы должны оказаться не жостовскими живописцами, а интерпретаторами стиля и отстаивать творчество русских жостовских живописцев как единственных Мастеров этого искусства.

Завершение картин сильно отличается от того, чего достигаем мы.Лотки начинаются с подкрашивания, за которым следует наслоение цветов, приводящее к значениям от очень темного до яркого светлого цвета, а затем применение линейной работы. Сами маляры часто работают на палке, лежащей на полу. Это дает им устойчивую поверхность и возможность быстро поворачивать лоток во время рисования. Это особенно полезно при работе с линиями, мелкими деталями и границами. Попробуйте использовать ленивую Сьюзан самостоятельно! Если вы достаточно внимательно посмотрите на изображения и детали реальных подносов и изучите их достаточно долго, вы также скоро узнаете, чей дизайн подноса, просто по способу выполнения линейной работы.Стиль работы линии является отличительной чертой художника.

Этот стиль рисования веселый и очень освобождающий, когда вы можете расслабиться, рисуя мазки. Не надейтесь, что у вас все получится с первого раза. Однако с практикой, настойчивостью и помощью многочисленных учителей, специализирующихся на этом стиле, вы улучшите свои навыки в этой области. Чтобы ваша работа действительно текла свободно, вам нужно оторваться от шаблона и перейти к рисованию от руки.

Каталожные номера

Богуславская I Шедевры русского народного творчества.Жостовские расписные подносы.

Интербук, Москва 1994

Янсен, Дж. С. Джо Соня. Руководство по декоративной живописи

Уотсон Гуптил, Нью-Йорк, 1999

Книги с выкройками

Милхано, Л Русские Вдохновения

Коллекционные предметы Country Lane 1994

Обюшон, S Step by Step Zhostovo Florals

Викинг 1995

Редик, H Народные цветы

Плед

Redick, H Декоративная роспись жостовского стиля

Северный свет Книги, 1999

Хаузер, П Жостово Цветы с русскими художниками ч. 1 и 2

Полый орех 1994

Суть жостовского стиля – Штриховая работа

« Мазки достигаются путем понимания того, как контролировать и манипулировать кистью и выбранными материалами, как они связаны с поверхностью рисования. Хизер Редик.

Имея это в виду, давайте рассмотрим некоторые основы.

Поверхность : Для работы, которую мы проделаем сегодня, вам понадобится хорошо запечатанная поверхность с небольшим зубом. Если он гладкий, наша краска будет слишком сильно скользить, а если он пористый, наша краска не будет растекаться и создавать красивые мазки. Если вы хотите применить приемы, которым мы сегодня научились, к другой поверхности, вам нужно будет соответствующим образом изменить кисть и выбрать краску. В традиционной живописи каждый этап тщательно высушивается в духовке в течение ночи перед следующим этапом.При работе маслом перед следующим шагом нанесите немного масляной краски на поверхность, это поможет растушевать краску.

Краска : Для обработки наших готовых досок мы используем акриловую краску. Он должен быть соответствующей консистенции. Я выбрал американу, потому что она не слишком толстая и не тонкая и при необходимости достаточно непрозрачна для наших целей. Для большей яркости прозрачных цветов, особенно серого Paynes и малинового Alizarin, вам нужно обратить внимание на краски Matisse или Atelier, которые содержат гораздо меньше белого в смеси пигментов.Нам также понадобится среда, которая позволит нам наносить слои краски, пока другая краска еще влажная, а также придаст некоторую прозрачность слоям. Для этой цели мы будем использовать новую среду DecoArt Canvas Painting, но в прошлом я также использовал гелевую среду Plaid, среду для раскрашивания Matisse, замедлитель JS и кисть Deco Art и смесь.

Хизер Реддик использует гелевую среду Plaid, Лиэнн Милхано использует среду-распределитель Matisse, Лоррейн Сомервиль использует замедлитель JS, а Ян Шоу использует масла.В будущем эти учителя могут частично или полностью изменить свой подход к рисованию в этом стиле, если появится средство, которое они сочтут более подходящим. Не существует какого-то одного «правильного» способа живописи в этом стиле (кроме живописи самих жостовских художников!), однако, на мой взгляд, лучшая из этих возможностей — это масло. Ясность и яркость цвета намного лучше, чем у акрила. Тем не менее, мы все еще можем получить приятные результаты с акрилом, если мы будем следовать некоторым основным принципам: Придерживайтесь более прозрачных и ярких цветов и используйте среду для повышения прозрачности.Это не означает, что вы не можете использовать, например, непрозрачный розовый цвет. Можно, но имейте в виду, что цвет легко мутнеет.

Щетки

Нам нужна подходящая кисть для работы. У нас нет времени подробно вдаваться в кисти, поэтому я просто выделю некоторые важные вещи, о которых следует знать. Русские художники используют кисть, для которой нашим ближайшим партнером является Фундук.

Любая кисть имеет широкий спектр качественных волокон, ручек, клея и наконечников. По сути, вы обычно получаете то, за что платите.Лучшими кистями будут те, у которых внутри обоймы много волос и которые приклеены водостойким клеем вдали от верхней части обоймы. Это означает, что волоски могут свободно двигаться внутри наконечника, а влага от работы с акрилом не будет просачиваться на деревянную ручку. Сами волоски останутся влажными и их будет легче чистить.

Вы должны использовать кисть в отличном состоянии для красивого жостовского мазка. Обязательно отложите набор кистей, предназначенных исключительно для работы с штрихами, и позаботьтесь о них с особым вниманием, чтобы они использовались для этой цели в течение длительного времени.

Хорошая работа над штрихами начинается с азов.

Для этого раздела мы будем использовать плоскую кисть ¾. Затем мы перейдем к фундуку — но те же принципы применимы ко всем мазкам, даже к основному покрытию изделия! Пожалуйста, обратитесь к рабочему листу практики гребка.

Загрузка щетки.

Сколько бы вы ни практиковали свои удары, если он не загружается должным образом, вы можете остановиться прямо сейчас. Серьезно — плохо нагруженная кисть не даст хорошо выполненного мазка.

Во-первых, вам нужна влажная палитра. Для такого рода работ влага в зоне загрузки на мокрой палитре поможет с растеканием краски. Вы не можете добиться одинаковой консистенции от одного мазка к другому на сухой палитре. У них другая цель. Влажные палитры должны быть правильно подготовлены – вы должны видеть или чувствовать влажность под бумагой, будь то бумага для выпечки Glad Bak или бумага Masterson Sta Wet.

Преимущества палитры Sta Wet:

Бумага матовая, поэтому она помогает равномерно загружать кисть и растушевывать для двойной загрузки и плавания

Губка позволяет наносить краску на щетину

Помогает сохранить равномерно влажную консистенцию краски

Краска

может работать в течение нескольких дней или даже недель в зависимости от климатических условий.

Загрузка щетки:

Ключевое слово здесь равномерно . Это означает, что краска одинаковой консистенции равномерно распределяется по всей кисти. Каждый волос равномерно покрыт краской. Каждый волосок нужно так же «смазать» краской, как и следующий. Нажмите и откройте волоски, когда вы загружаете краску. Вы поймете, когда добились хорошо нагруженной кисти, так как ворсинки кисти будут чувствовать себя расслабленными. Это так, независимо от того, сколько цветов у вас на кисти.

ударов:

Основные шаги

Сенсорный

Тянуть

Стоп

Уйти

Но мы добавим разнообразия, добавив несколько вещей:

Прикоснуться – нажать – потянуть – поднять – остановить – оставить

Прикоснуться – потянуть – нажать – поднять – остановить – оставить

Прикоснись – потяни – нажми – подними – потяни – остановись и уходи.

Теперь добавьте еще больше разнообразия, изменив угол наклона кисти. Хитрость здесь в том, что на данный момент любой угол, с которого вы начинаете, должен быть углом, которым вы закончите.Смотри! Эта кисть не должна менять направление или угол на данный момент.

Вы поймете, что сделали хороший гребок, когда увидите более яркое выделение в точке гребка, где вы прекращаете нажимать и начинаете поднимать. Если вы можете получить это, вы получите прекрасную работу с ударами.

Теперь попробуйте поставить запятую, букву S, букву U и полумесяц.

Направление хода

Это жизненно важно для вашего успеха. Если штрих не движется в правильном направлении, конечный результат не будет выглядеть правильно.Основная концепция такова: все штрихи будут расти из точки или в точку. Хитрость заключается в том, чтобы понять, где находится эта точка. В цветке это точка, в которой стебель встречается с лепестками цветка. У листьев это кончик листа, к которому лист растет. У птиц и животных, например, это будет направление роста перьев или меха. Направление штриха заставит глаз увидеть форму, которую изображает штрих. Все штрихи также должны указывать начальную и конечную точки.Помните об этом, готовясь к удару. Сделайте размах в гольфе перед тем, как ударить по мячу, и завершите его после того, как поднимете мяч.

 

Примечание: это было частью урока, но я подумал, что им стоит поделиться 🙂

Нравится:

Нравится Загрузка. ..

Родственные

Живопись

Фотография spbutterworthon Flickr.
Художники имеют дело практически с пигментами, поэтому синим для художника может быть любая из голубых: фталоциановая, парижская , красящая голубая, индиго, кобальтовая, ультрамариновая и так далее.Классические философы, такие как Платон и Аристотель, также теоретизировали об искусстве и живописи в частности; Платон игнорировал художников (как и скульпторов) в своей философской системе; он утверждал, что живопись не может изображать истину — она есть копия действительности (тень мира идей) и есть не что иное, как ремесло, подобное сапожному делу или литью железа.

Кант различал Прекрасное и Возвышенное в терминах, которые явно отдавали предпочтение первому. С середины до конца 19 века фотографические процессы улучшились, и по мере того, как она становилась более распространенной, живопись утратила большую часть своей исторической цели обеспечивать точную запись наблюдаемого мира.

Также может относиться к движению или школе, с которой связан художник. Для художника цвет не просто делится на основные и производные (дополнительные или смешанные) цвета (например, красный, синий, зеленый, коричневый и т. д.).

Ритм — это, по сути, пауза, встроенная в тело (последовательность). Картины могут опираться на такие поверхности, как стены, бумага, холст, дерево, стекло, лак, глина или бетон.

Психологические, символические значения цвета, строго говоря, не являются средствами живописи.В искусстве этот термин описывает как действие, так и результат, который называется картиной.

Распространение формы или любой информации имеет решающее значение в данном произведении искусства и напрямую влияет на эстетическую ценность этого произведения. Это не помешало большинству ныне живущих художников продолжать заниматься живописью целиком или частично.

Аналогия с музыкой совершенно ясна — звук в музыке (например, C ) аналогичен свету в живописи, оттенки — динамике, а окраска — живописи, как специфический тембр музыкальных инструментов музыке — хотя они не обязательно образуют мелодию. , но может добавлять к нему разные контексты.Ритм важен как в живописи, так и в музыке. Восточная и африканская живопись, однако, продолжили долгую историю стилизации и не претерпели равнозначной трансформации одновременно.

Современное и современное искусство отошло от исторической ценности ремесла и документации в пользу концепции; это заставило некоторых в 1960-х годах сказать, что живопись как серьезная форма искусства мертва.

Они выгравированы и окрашены красной охрой и черным пигментом и изображают часто охотящихся лошадей, носорогов, львов, буйволов, мамонтов или людей.Некоторые современные художники используют различные материалы, такие как песок, цемент, солому или дерево, для создания текстуры.

свобода (движения) восприятия воспринимается как красота. Например, художник видит, что конкретная белая стена имеет разную интенсивность в каждой точке из-за оттенков и отражений от близлежащих объектов, но в идеале белая стена остается белой стеной в кромешной тьме.

На Востоке чернила и цветные чернила исторически преобладали в выборе носителей с такими же богатыми и сложными традициями.Эстетика — это наука об искусстве и красоте; это был важный вопрос для таких философов 18-го и 19-го веков, как Кант или Гегель. Таким образом, основные средства живописи отличаются от средств идеологических, таких как геометрические фигуры, различные точки зрения и организация (перспектива), символы.

Свободный поток энергии, как в искусстве, так и в других формах техне, напрямую влияет на эстетическую ценность.

Современные художники значительно расширили практику живописи, включив, например, коллаж, который начался с кубизма и не является живописью в строгом смысле.Более того, использование языка является лишь обобщением цветового эквивалента.

Слово «стиль» в последнем значении потеряло популярность в академических дискуссиях о современной живописи, хотя продолжает использоваться в популярных контекстах. Археологи также нашли фрагмент наскальной живописи, сохранившийся в известняковом скальном убежище в районе Кимберли на северо-западе Австралии, возраст которого составляет 40 000 лет.

Ко времени Леонардо живопись стала более близким представлением истины, чем живопись в Древней Греции.Рисунок, композиция или абстракция и другие эстетические элементы могут служить для проявления выразительных и концептуальных намерений практикующего.

Поэтому, маляр, не делай границ четко выраженными на расстоянии.

Что позволяет рисовать, так это восприятие и представление интенсивности. В самом нижнем слое материала на этих участках находятся использованные кусочки охры, возраст которых оценивается в 60 000 лет.

Хотя он особо не упоминал о живописи, эту концепцию подхватили такие художники, как Тернер и Каспар Давид Фридрих.Гегель признавал неудачу в достижении универсальной концепции красоты и в своем эстетическом эссе писал, что живопись является одним из трех романтических искусств, наряду с поэзией и музыкой, из-за ее символической, высокоинтеллектуальной цели. Это может происходить из реальной группы, с которой художник был сознательно связан, или это может быть категория, в которую историки искусства поместили художника.

В 20-м веке началась серия художественных течений, когда ренессансный взгляд на мир неуклонно разрушался через импрессионизм, постимпрессионизм, фовизм, экспрессионизм, кубизм и дадаизм.Картины могут быть украшены сусальным золотом, а некоторые современные картины включают в себя другие материалы, включая песок, глину и клочки бумаги.

Живопись — это способ выражения, и формы многочисленны.

Каждая точка пространства имеет различную интенсивность, которую можно изобразить на картине черным и белым и всеми оттенками серого между ними. К таким движениям или классификациям относятся следующие :

дальневосточный

Исламский/Персидский/Ближневосточный

индийский

Эстетика музыки · Прикладная эстетика · Архитектура · Искусство · Искусствоведение · Гастрономия · История эстетики (до 20 века) · История живописи · Юмор · Литературные заслуги · Математика и искусство · Математическая красота · Живопись · Философия кино · Философия музыки · Поэзия · Скульптура · Теория живописи · Трагедия ·

Эстетические эмоции · Художественный манифест·· Арт-объект·· Авангард·· Красота · Скука·· Комедия· Лагерь·· Творчество·· Мило·· Противоречие·· Отвращение·· Экстаз·· Элегантность·· Эротика·· Развлечение·· Веселье·· Взгляд·· Гармония·· Интерпретация·· Суждение·· Китч· Восприятие · Претенциозный · Раса · Стиль · Возвышенный · Вкус · еще. Символизм · Романтизм · Историзм · Классицизм · Модернизм · Постмодернизм · Психоаналитическая теория · еще.

.

Примерами этого являются работы Жана Дюбюффе и Ансельма Кифера. Однако самые ранние свидетельства живописи были обнаружены в двух каменных убежищах в Арнемленде, на севере Австралии.

Леонардо да Винчи, напротив, говорил, что Pittura est cousa mentale (живопись — дело ума). Кандинский в своем эссе утверждает, что живопись имеет духовную ценность, и он связывает основные цвета с существенными чувствами или понятиями, что уже пытались сделать Гете и другие писатели.Иконография – это изучение содержания картин, а не их стиля.

Эрвин Панофски и другие историки искусства сначала стремятся понять изображенные вещи, затем их значение для зрителя в данный момент, а затем анализируют их более широкое культурное, религиозное и социальное значение.

В 1890 году парижский художник Морис Дени сказал: «Помните, что картина — до того, как стать боевым конем, обнаженной женщиной или каким-то сюжетом — это, по сути, плоская поверхность, покрытая красками, собранными в определенном порядке. В «Зеркале мира» Белл пишет:

«Произведение искусства стремится удерживать ваше внимание и удерживать его неподвижно: история искусства подталкивает его вперед, прокладывая дорогу через дома воображения».

Различные типы красок обычно идентифицируют по среде, в которой пигмент взвешен или внедрен, что определяет общие рабочие характеристики краски, такие как вязкость, смешиваемость, растворимость, время высыхания и т. д.

Примеры включают:

Стиль используется в двух смыслах: он может относиться к отличительным визуальным элементам, приемам и методам, характерным для работы отдельного художника.Эти паузы позволяют вмешаться творческой силе и добавить новые творения — форму, мелодию, окраску.

Некоторые художники, теоретики, писатели и ученые, в том числе Гёте, Кандинский, Ньютон, написали собственную теорию цвета. На Западе черный цвет ассоциируется с трауром, а на Востоке — с белым.

Слово красный , например, может охватывать широкий спектр вариаций чистого красного цвета видимого спектра света. На практике художники могут выражать формы, сопоставляя поверхности разной интенсивности; используя только цвет (такой же интенсивности), можно представить только символические формы.

Жизнеспособность и многогранность живописи в 21 веке опровергают преждевременные заявления о ее кончине. В техническом рисовании идеальна также толщина линии, разграничивающая идеальные очертания объекта в пределах воспринимаемой рамки, отличной от той, которую используют художники.

Цвет и тон составляют сущность живописи, как высота звука и ритм музыки.

Картины могут быть натуралистическими и репрезентативными (например, натюрморты или пейзажи), фотографическими, абстрактными, наполненными повествовательным содержанием, символикой, эмоциями или носить политический характер.В истории живописи как в восточном, так и в западном искусстве преобладают духовные мотивы и идеи; примеры этого вида живописи варьируются от произведений искусства, изображающих мифологические фигуры на глиняной посуде, до библейских сцен, изображенных на внутренних стенах и потолке Сикстинской капеллы, до сцен из жизни Будды или других сцен восточного религиозного происхождения.

Границы вещей на втором плане не будут различимы, как на первом. Не существует формализованного регистра разных цветов в том смысле, в котором существует соглашение о разных нотах в музыке, например, C или C ♯ в музыке.

В эпоху, характеризующуюся идеей плюрализма, нет единого мнения относительно репрезентативного стиля эпохи. Цвета только добавляют к потенциальному производному контексту значений, и из-за этого восприятие картины очень субъективно.

Живопись – это практика нанесения краски, пигмента, цвета или другого носителя на поверхность (подложку). Важные произведения искусства по-прежнему создаются в самых разных стилях и эстетических темпераментах, и рынку предоставляется право судить о достоинствах.Среди продолжающихся и актуальных направлений в живописи в начале 21 века: Монохромная живопись, Живопись Hard-edge, Геометрическая абстракция, Апроприация, Гиперреализм, Фотореализм, Экспрессионизм, Минимализм, Лирическая абстракция, Поп-арт, Оп-арт, Абстрактный экспрессионизм, Цвет Полевая живопись, неоэкспрессионизм, коллаж, промежуточная живопись, ассамбляжная живопись, компьютерная художественная живопись, постмодернистская живопись, нео-дадаистская живопись, фигурная живопись на холсте, экологическая фреска, традиционная фигурная живопись, пейзажная живопись, портретная живопись и рисование на холсте. стеклянная анимация.Самые старые известные картины находятся в Гроте Шове во Франции, и некоторые историки утверждают, что им около 32 000 лет.

Это связано с тем, что эстетическая ценность зависит от функциональности, т. е. цвет очень субъективен, но оказывает наблюдаемое психологическое воздействие, хотя оно может различаться в разных культурах.

Поэтому, художник, не устанавливай границы между первым и вторым, потому что граница одного предмета и другого имеет природу математической линии, а не реальной линии, в том смысле, что граница одного цвета есть начало другого цвета, и ему не следует придавать статус реальной линии, потому что между границей одного цвета, наложенной на другой, нет ничего.(Существует растущее сообщество художников, которые используют компьютеры для рисования цвета на цифровом холсте с помощью таких программ, как Adobe Photoshop, Corel Painter и многих других.

Примеры наскальных рисунков есть по всему миру — во Франции, Испании, Португалия, Китай, Австралия, Индия и т.

Добавить комментарий