Букет жостовский: Жостовский букет — Русский сувенир — Академия таланта. Всероссийские конкурсы для детей и педагогов

By alexxlab No comments

Содержание

Жостовский букет — Русский сувенир — Академия таланта. Всероссийские конкурсы для детей и педагогов

Цветы России собрались

На жостовском подносе,

 В венок красивый заплелись,

И не страшна им осень!

   Жостовский промысел известен на весь мир по знакомому в быту предмету — металлическому подносу. Один из главных атрибутов русской чайной церемонии был известен и в Древней Руси, и в по­мещичьих домах XVIII — первой половины XIX ве­ка. Но в XIX веке спрос на подносы увеличился, чему способствовали рост городов и увеличение числа гостиниц, трактиров, питейных заведе­ний.

   В России производство расписных металлических подносов существовало и до возникновения Жостовского про­мысла. Расписные подносы Нижнего Тагила, изготавливаемые с XVIII века на уральских металлургических заводах Демидовых, удерживали первенство до 1870 — 1880-х годов. Жостовский промысел возник в начале XIX века, главным образом под влиянием уральской цветочной росписи по металлу. Также развитие жостовской росписи стилистичести взаимосвязано с росписью по фарфору и финифти подмосковных заводов и фабрик, цветочными мотивами набивных ивановских ситцев и лукутинской лаковой миниатюрной живописью.

   История Жостовского промысла восходит в начало XIX века, когда в ряде подмосковных деревень бывшей Троицкой волости возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Позднее название деревни Жостово укрепилось за всем промыслом, хотя лакированием на металле и папье-маше занимались многочисленные мастера близлежащих деревень.

   Возникновение производства жостовских подносов связано с фамилией братьев Вишняковых — откупившихся на волю крестьян графа Шереметева. Художник-миниатюрист Осип Филиппович Вишняков, сын владельца московской фабрики по изготовлению металлических расписных подносов, открыл в Жостово мастерскую, где создавали подносы с сюжетной и цветочной росписью. В прейскуранте фабрики значилось: «Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч. …существует с 1825 г.». От мастерской, открытой в 1825 году предприимчивыми братьями Вишняковыми, ведёт своё начало Жостовская фабрика декоративной росписи. И вот уже почти два века бережно сохраняют секреты народного промысла на фабрике декоративной росписи в старинной деревне Жостово, дорожные указатели к которой выполнены в виде больших расписных подносов.

   Для производства жостовских подносов применяют тонкую кровельную сталь, листовое железо. Формы у подносов самые разнообразные: круглые, овальные, прямоугольные, восьмиугольные, фигурные и др. Основная часть подносов, за исключением больших, которые создаются вручную по старинной кустарной традиции, штампуется под механическим прессом. В процессе изготовления листы штампуют в нужные формы, затем вальцуют, чтобы придать жёсткость бортам.  После вальцовки металлическую заготовку подноса грунтуют, шпаклюют, шлифуют и несколько раз покрывают масляным лаком с просушкой каждого слоя в печи.

   Искусство жостовcкой росписи основано на выработанных поколениями ремесленных приёмах, сочетающих творческую импровизацию со строгой последовательностью и отточенностью мастерства. Жостовская роспись ведётся последовательными приёмами без предварительного рисунка плотными, разбелёнными красками одновременно на нескольких подносах.

   Самый распространённый мотив жостовской росписи — цветочный букет, расположенный в центре подноса, преимущественно на чёрном фоне, и обрамлённый по борту мелким золотистым узором. Крупные садовые цветы в окружении россыпи мелких полевых цветочков, связанных между собой лёгким узорным кружевом из ажурной «травки», гибкими стебельками, небольшими веточками и листочками, вписанными в однотонный фон подноса. Создавая букет, художник следит за соотношением масштаба росписи и фона, ритмическим расположением красочных пятен, красотой и выразительностью силуэта цветов, листьев и стеблей. Многослойное письмо масляными красками допускает варьирование художественных и декоративных приёмов: колорит и композиционное решение, применение техники плотного, сквозного или смешанного письма. Из мерцающей глубины фона рождается изображение цветов, таинственно растворяясь прозрачными тенями и вспыхивая яркими бликами на поверхности подноса.

   Первый этап росписи — замалёвок — начало и основа будущей композиции, когда мастер широкой кистью обобщённым пятном намечает силуэт букета, расположение основных цветовых пятен на рабочей поверхности подноса. Далее замалёванные подносы сушатся в специальных печах в течение нескольких часов.   

   Второй этап — «тенёжка» — от созвучного слова «тень» — выявляет теневые места растений, когда наносятся прозрачные тени более тёмным цветом. Этот приём погружает букет в мерцающую глубину, рождает знаменитые жостовские «тающие» тени, усиливающие трепетность и тайну изображения. Роспись «оживает» и соединяется с фоном, но ещё далека от завершения: цветовые контрасты резки, формы лепестков окончательно не определены, холодные и тёплые тона непримиримо спорят друг с другом.

   Следующим ответственным этапом росписи является «прокладка», когда уточняются детали росписи, организуется колористический строй композиции. Плотное корпусное письмо яркими красками «прокладывает» светлые места росписи, выявляет объём букета и объединяет в единое целое. Невидимые лучи света заставляют цветы светиться, переливаться тончай­шими оттенками и отражаться лёгкими отсвета­ми на листьях.

   Нанесение белильными мазками бликов («бликовка») дополняет прокладку, уточняет объём и свет, завершает лепку форм. Расположенные на выступающих частях цветов, блики создают настроение, усиливают игру света, подчёркивают объёмность росписи и одновременно подчиняют изображение условной орнаментальности, возвращают узорность.

   Предпоследний этап многослойной жостовской росписи завершает разделку основных форм букета изящной графикой «чертёжки». Упругими линиями художник рисует семена в чашечках цветов, прожилки лепестков, кружевные очертания цветов и листьев, извлекая изображение из таинственной глу­бины фона.  

   Завершающий этап росписи подноса не случайно называется «привязкой», когда при помощи тонких стебельков, травинок и усиков букет оформляется в единое целое и связывается с фоном. Жостовская роспись насыщается музыкальной линией, добавляющей к ярким цветовым пятнам изящество графического штриха.

   Однако без «уборки» изделие выглядит незаконченным: в последнюю очередь борт подноса украшают лёгким ажурным растительным или геометрическим орнаментом. И последний штрих, когда с помощью тончайшего мелового порошка поднос полируют до зеркального блеска. 

   За свою историю жостовские подносы из обычного предмета каждодневного использования превратились в произведения декоративно-прикладного искусства. Уникальный народный промысел прославил русских мастеров на весь мир. За подкупающей лёгкостью и непринуждённым артистизмом исполнения скрывается огромное мастерство, выработанное поколениями народных художников. В каж­дом рукотворном изделии живёт неиссякаемая творческая фантазия, безудержная свобода импро­визации, радужное многоцветие России. И порой кажется, что овеянные воздухом неувядающие жостовские букеты излучают запах утренней свежести, волнующую музыку весеннего леса, наполненного многоголосьем пения птиц!

 

Цветущий промысел — Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО

Поднос работы В. И.Леткова, 1979 год
Поднос работы М.Р.Митрофанова, 1950 год
Поднос работы М.В.Лебедева

Благодаря мастерству русских умельцев из подмосковной деревни Жостово металлические подносы с цветочным орнаментом превратились из предметов повседневности в настоящие произведения декоративно-прикладного искусства. Среди миллионов изготовленных за почти 200 лет подносов нет и двух одинаковых — каждое изделие уникально.

Заповедник уникального искусства

Название деревни Жостово в Мытищинском районе Московской области прочно укрепилось за всем промыслом. А ведь лакированием на металле и папье-маше занимались мастера не только в этом селении, но и в близлежащих деревнях — Осташкове, Новосельцеве, Сорокине, Хлебникове, Чивереве, Троицком.
Считается, что жостовская фабрика ведет свое начало от мастерской откупившихся на волю крестьян — братьев Вишняковых, открытой в 1825 году. Тогда они и не подозревали, что основали новый промысел, которому суждено будет войти в число ярких очагов русской народной культуры.

Первые подносы изготавливали из папье-маше, как и выпускающиеся вместе с ними коробочки, табакерки, шкатулки. Поначалу и живопись, украшавшая их, была однообразной: пейзажи, написанные с гравюр и картин, летние и зимние тройки лошадей, чаепитие за столом. В 1830-е годы подносы в Жостове стали делать из металла. В это время увеличился спрос на них в городах — трактирах, питейных заведениях, гостиницах. К середине XIX века в Подмосковье работали уже 12 мастерских, которые и заложили традицию росписи металлических подносов.

В 1928 году несколько артелей, образованных на базе мастерских после революции, объединились в одну — «Металлоподнос» в деревне Жостово, которая в 1960 году была преобразована в Жостовскую фабрику декоративной росписи. Расписные подносы получили статус уникального вида народного искусства, их начали представлять на международных выставках, все больше внимания уделяя не только массовому производству, но и уникальным ручным работам.

От папье-маше — к росписи по металлу

Производят подносы из листового железа методом холодной ковки или с помощью штамповки. Изначально изделия ковали только вручную. За историю существования промысла мастера придумали около 150 различных форм изделий. В наши дни лишь пятую часть этих форм изготавливают на фабрике с помощью пресса, остальные — по-прежнему вручную, с помощью ножниц по металлу и специальных молотков.
Самые распространенные жостовские подносы — овальные и круглые. Но встречаются и прямоугольные, квадратные, треугольные, и даже многоугольные изделия, размером со стол или чуть больше блюдца.

Заготовку покрывают специальным грунтом, шпаклюют, затем тщательно шлифуют и наносят несколько слоев черной эмали. После этого начинается самое интересное — роспись подноса.

Жостовский букет: цветы на черном фоне

Подносы расписывают масляными красками в определенной последовательности: создают эскиз, наносят тени, прорисовывают мелкие детали. В основе жостовской росписи лежит свободный мазок кисти — мастер никогда не работает по образцам. Он пишет по воображению, по хорошо усвоенным правилам, отточенным долгой практикой многих поколений. Широкой кистью художник набрасывает композицию на рабочей поверхности подноса. Основным мотивом жостовской росписи до наших дней остается цветочный букет. Создавая его, художник следит за красотой и выразительностью силуэта цветов, бутонов, листьев и стеблей, за ритмичным расположением красочных пятен. Жостовским букетам присуща яркость красок. Цветочная композиция, как правило, располагается по центру подноса, а его край украшает легкий ажурный растительный орнамент.

Букеты могут дополняться изображениями ягод и разноцветных птиц, встречаются сюжеты из народной жизни, пейзажи. Традиционно роспись выполняют на черном фоне, но возможны и другие варианты, например, ярко-красный, синий или темно-зеленый фон.

Подносы с жостовской росписью создаются довольно быстро. По статистике, профессиональный мастер может за день расписать до 10 изделий, и ни одно из них не будет похоже на другое благодаря разнообразию комбинаций цветов и их расположению на подносе.

Знак качества

В наше время жостовские подносы можно встретить во многих музеях мира. Но самые яркие образцы живописи, которая представляет собой значительное явление в русском декоративно-прикладном искусстве, находятся в Музее подносов в Жостове. Многие местные жители по сей день занимаются народным промыслом, ведь спрос на подносы с уникальным орнаментом и спустя годы остается крайне высоким. Праздничные и яркие, они используются не только в быту, но и как украшение или сувениры.

Жостовская роспись сегодня наносится не только на металл, но и на керамику, стекло и даже кожу. Неизменным остается одно: независимо от поверхности по-прежнему используется многослойное письмо.

Жостовские подносы очень популярны, поэтому их часто подделывают. Чтобы проверить подлинность изделия, нужно прежде всего посмотреть на край подноса — он должен быть идеально гладким и ровным. Почти на каждом старинном изделии стоит клеймо мастерской, в которой он был выполнен: по нему можно узнать имя хозяина и даже определить время создания подноса. На оборотной стороне современных изделий обязательно ищите товарный знак Жостовской фабрики — цветок и кисточку.

А.В.Ищенко

Подвеска из серебра круглая «Жостовский букет» (эмаль), белая — FilLart

x

ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ И УСЛОВИЯ ПРОДАЖ

1. Переходя на сайт filart.su (далее — Сайт), а равно любым иным образом получая доступ к материалам и содержанию сайта или его частям, сервисам и страницам, Вы безоговорочно принимаете (акцепт) и присоединяетесь к Пользовательскому соглашению, которое является публичной офертой. Такой акцепт в том числе включает в себя согласие на обработку персональных данных, предоставленных посредством заполнения специальных веб-форм.

2. Размещенные на Сайте Товары и информация о них являются электронным каталогом, размещенным в ознакомительных целях, с целью последующего предложения их к продаже Покупателю (Пользователю) для личных, семейных, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

3. Заказывая Товары и дополнительные услуги посредством специальных форм и технических (программных) средств Сайта (Сервисов), Покупатель безоговорочно принимает и соглашается с Условиями продажи, размещенными на соответствующих страницах Сайта. Такое согласие (акцепт) является присоединением к таким условиям и заключаемому в последующем договору розничной купли-продажи заказываемых Товаров в соответствии с Условиями продажи.

4. Заключаемый в соответствии с Условиями продажи договор розничной купли-продажи считается заключенным с момента выдачи Продавцом Покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату и передачу товара. Право собственности на Товар переходит к Покупателю с момента его полной оплаты.

5. Предоставление предусмотренной законодательством информации о Товаре осуществляется при непосредственном ознакомлении Покупателя с приобретаемым Товаром. Такое ознакомление осуществляется на основании Заказа Покупателя, путем доставки Товара в указанное Покупателем место.

6. Оформление Заказа осуществляется Покупателем самостоятельно, посредством инструментов (технических, программно-аппаратных средств) Сервиса, с обязательным заполнением Анкеты Покупателя, в которой указываются персональные данные Покупателя.

7. Цена, характеристики, наличие, сроки доставки и иная информация о Товаре, указанная при оформлении Заказа на Сайте является предварительной и носит исключительно информационный характер. Окончательная цена, срок доставки и, опционально, иные условия фиксируются в подтверждении Заказа, направляемом Продавцом по указанным в Анкете Покупателя реквизитам. В любом случае, полная информация о Товаре в окончательном виде предоставляется Покупателю при непосредственном ознакомлении с Товаром.

8. Получение заказанного Товара Покупателем возможно только при его полной оплате, в том числе в момент передачи Товара или иным из предоставленных способов, по выбору Покупателя. Риск случайной гибели или случайного повреждения Товара переходит к Покупателю с момента передачи ему товаров и проставления Покупателем или Получателем подписи в документах, подтверждающих доставку Товара.

9. В течение всего срока эксплуатации, в случае обнаружения в товаре недостатков по вине Продавца, Покупатель может обратиться к Продавцу за осуществлением ремонта за счет Продавца либо за заменой Товара.. Возврат Товаров надлежащего качества, приобретенных у Продавца, а равно обмен на аналогичный товар не осуществляется.

10. Претензии рассматриваются Продавцом при условии предоставления исчерпывающей информации и документов, в течение 15 рабочих дней с даты получения.

Жостовский букет. Альбом для творчества ФГОС, Дорожин Ю. | ISBN: 978-5-43150-841-7

Дорожин Ю.

Аннотация


Альбом для творчества «Жостовский букет» серии
«Народное искусство – детям» предназначен для обучения
детей дошкольного и младшего школьного возраста
основам изобразительного искусства и художественного
труда. Красочный альбом познакомит ребенка с
искусством жостовской росписи. Пособие содержит цикл
занятий с игровыми, подробно иллюстрированными
заданиями для детей и методическими рекомендациями для
педагогов и родителей. Книга поможет педагогам
начальных классов, воспитателям старших групп
дошкольных образовательных учреждений, преподавателям
художественных школ, руководителям кружков и различных
студий, а также родителям организовать интересные
занятия и полезный досуг для детей.

Дополнительная информация
Регион (Город/Страна где издана): Москва
Год публикации: 2015
Тираж: 7000
Страниц: 24
Ширина издания: 290
Высота издания: 210
Вес в гр. : 120
Язык публикации: Русский
Тип обложки: Мягкий / Полужесткий переплет
Цвета обложки: Многоцветный
Иллюстрирована: Да
Тип иллюстраций: Цветные иллюстрации
Полный список лиц указанных в издании: Дорожин Ю.

Жостовский букет. Техника жостовской росписи.

Презентация

Как рисовать жостово?


Раскажим, как сделать жостовскую роспись на любом предмете (поверхности) + презентация в формате ppt (PowerPoint) …

Жостовский букет

Скачать презентацию в формате ppt

Краткая справка

Искусство Жостово

 

 Жостовская роспись — русский народный художественный промысел, развитый в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. 

 Возник в начале XIX в. главным образом под влиянием уральской цветочной росписи по металлу.

 Классический стиль жостово предполагает несколько цветочных композиций:

 Букет в раскидку

 Венок

 Ветка с угла 

 Букет собранный 

Мастера жостово используют маслянную краску. Техника жостово бывает двух видов: станковая и лессировочная.

 Многие не знают что такое жостово. В наши дни это искусство осовременилось и обретает не стандартные подходы к росписи. Нанести роспись можно куда угодно. Например, я сделала роспись в стиле жостово обуви (балетки).

  Это будет стильно, ярко и неординарно. А можно сделать близким необычный подарок своими руками. Уверена, они будут в восторге и даже полюбопытствуют, что это такое.

 

_______

 

Техника жостовской росписи

 

Нам понадобиться:

1) Краски масляные 

2) Льняное масло

3) Пинен (разбавитель №4)

4) Кисти: кисть синтетика круглая (№8, №10), колонок (№2) 

5) Автор использовал макетирующий пластик черного цвета 

6) Палитра (не бумажную) 

 

Нет палитры? — воспользуйтесь блюдцем или керамической плиткой.

! Перед началом работы по поверхности стоит пройтись тонким слоем Льняного масла, для достижения наилучшего эффекта !

Итак, как рисовать жостовский букет?

 

Замалевок

 Разбеленными красками намечаю общий силуэт композиции, расположение основных цветовых пятен.

Очень важно сначала работы определиться с композицией. Обязательно должно быть большие бутоны цветов, средние и маленькие — это очень важно не только в жостово.

Если сложно составить композицию самому, то можно взять за основу именно эту, представленную автором.

 

 

 

Тенёжка

 На просохший замалевок лессировочными красками наношу тени. Этот прием погружает букет в глубину тона, что очень важно в дальнейших этапах.

Что такое лессировочными красками?  — полупрозрачные краски.

 

 

Бликовка

 На этом этапе делаю наложение бликов. Этим самым выявляю объем и свет, завершает лепку форм.

 

 

 

Чертежка

 Этим приемом быстро и легко очерчиваю лепестки и листья, семена в чашечках цветов.

Сначала можно потренироваться на палитре. В любом случае всегда можно намотать на черенок кисточки тряпочку, пропитанную разбавителем, и стереть неудачный штрих.

Это был рассмотрен «станковый» вид росписи в стиле Жостово.

 

 Если будут вопросы — задавайте

Вдохновляйтесь и творите.

С уважением, Ендальцева Светлана.

______________________________________________________________________________________________________

популярные темы: Как сделать мини гитару из бумаги своими руками?Влияние музыки и воды на человека, Художественная роспись стены «Сказочный Мир», Роспись мобильного телефона, Художественная роспись в интерьере

 

Жостовский букет

 

Русская культура (Russian culture), 9. ЖОСТОВСКИЙ БУКЕТ

9.

Жостовский букетZhostovo bouquetramo de floresBouquet Zhostovo

В подмосковном селе Жостово всегда, независимо от времени года, сияют яркие цветы: народные умельцы создают здесь известные на весь мир расписные жостовские подносы. In the village near Moscow Zhostovo always, regardless of the season, bright flowers shine: craftsmen create here world-famous painted Zhostovo trays.En el pueblo de Zhostovo, cerca de Moscú, siempre brillan flores brillantes, independientemente de la época del año: los artesanos crean aquí las mundialmente famosas bandejas Zhostovo pintadas.Nel villaggio vicino a Mosca Zhostovo sempre, indipendentemente dalla stagione, brillano i fiori luminosi: gli artigiani creano qui i vassoi Zhostovo dipinti di fama mondiale.

Расписные подносы в Жостове изготавливают почти 200 лет.Painted trays in Zhostovo have been made for almost 200 years.Las bandejas pintadas se fabrican en Zhostovo desde hace casi 200 años.

Формы подносов могут быть самыми разными: круглыми, овальными или другой замысловатой формы, которые изготовляют по специальным заказам.Tray forms can be very different: round, oval or other intricate shapes, which are made to special orders. Las formas de las bandejas pueden ser muy diferentes: redondas, ovaladas u otras formas complejas, que se fabrican según pedidos especiales.

Но все они покрыты ярким красочным букетом, радующим глаз.But they are all covered with a bright colorful bouquet, pleasing the eye.Pero todos ellos están cubiertos con un ramo de colores brillantes, agradable a la vista.Ma sono tutti ricoperti da un luminoso bouquet colorato, piacevole all’occhio.

Настоящий жостовский букет как бы вырастает из формы подноса-  на черном, как ночь, фоне цветная роспись жостовских мастеров кажется особенно яркой и красочной.A real Zhostovo bouquet, as it were, grows out of a form, a tray that is black as night, and the background of the colorful painting by Zhostovo masters seems to be especially bright and colorful.Un verdadero ramo de Zhostovo, por así decirlo, crece en forma de bandeja; sobre un fondo tan negro como la noche, la pintura en color de los maestros de Zhostovo parece especialmente brillante y colorida. Un vero mazzo di Zhostovo, per così dire, nasce da una forma, un vassoio nero come la notte, e lo sfondo del dipinto colorato dei maestri di Zhostovo sembra particolarmente luminoso e colorato.

Даже привычные ромашки, астры и другие цветы кажутся сказочными.Even the usual daisies, asters and other flowers seem fabulous.Incluso las habituales margaritas, ásteres y otras flores parecen fabulosas.Anche le solite margherite, gli aster e altri fiori sembrano favolosi.

Жостовские подносы были впервые представлены на Всероссийской промышленной выставке в 1839 году, а уже через 20 лет их можно было встретить в любой российской семье.Zhostovo trays were first presented at the All-Russian Industrial Exhibition in 1839, and after 20 years they could be found in any Russian family.Las bandejas de Zhostovo se presentaron por primera vez en la Exposición Industrial de toda Rusia en 1839, y después de 20 años se podían encontrar en cualquier familia rusa. I vassoi di Zhostovo furono presentati per la prima volta all’esposizione industriale russa nel 1839, e dopo 20 anni furono trovati in ogni famiglia russa.

Многие иностранцы и сейчас покупают их как красивый русский сувенир и как практичную вещь в домашнем хозяйстве.Many foreigners still buy them as a beautiful Russian souvenir and as a practical thing in the household.Muchos extranjeros todavía los compran como un hermoso recuerdo ruso y como un práctico artículo para el hogar.Molti stranieri li comprano ancora come un bel souvenir russo e come una cosa pratica nella famiglia.

Ежедневно на Жостовской фабрике декоративной живописи рождается 200 подносов, но двух абсолютно одинаковых вы не найдете, как не найдется в природе двух в точности одинаковых растений.Every day, 200 trays are born at the Zhostovo decorative painting factory, but you will not find two absolutely identical ones, as there are no two exactly identical plants in nature. Todos los días, 200 bandejas nacen en la fábrica de pintura decorativa de Zhostovo, pero no encontrará dos absolutamente idénticas, al igual que no hay dos plantas exactamente idénticas en la naturaleza.Chaque jour, 200 plateaux naissent à l’usine de peinture décorative de Zhostovo, mais vous n’en trouverez pas deux absolument identiques, tout comme il n’y a pas deux plantes exactement identiques dans la nature.Ogni giorno nascono 200 vassoi nello stabilimento di pittura decorativa di Zhostovo, ma non ne troverai due assolutamente identici, in quanto non esistono due piante esattamente identiche in natura.

В деревне Жостово сохранились династии художников, которые, как их деды и прадеды, продолжают расписывать подносы неповторимыми букетами и орнаментами.In the village of Zhostovo, dynasties of artists remained, which, like their grandfathers and great-grandfathers, continue to paint their trays with unique bouquets and ornaments.En el pueblo de Zhostovo, han sobrevivido dinastías de artistas que, como sus abuelos y bisabuelos, continúan pintando bandejas con ramos y adornos únicos. Nel villaggio di Zhostovo sono rimaste dinastie di artisti che, come i loro nonni e bisnonni, continuano a dipingere vassoi con bouquet e ornamenti unici.

В таких деревнях, как Жостово, чуть ли не каждый житель – художник и поэт в душе.In such villages as Zhostovo, almost every resident is an artist and a poet at heart.En pueblos como Zhostovo, casi todos los habitantes son artistas y poetas de corazón.Dans des villages comme Zhostovo, presque chaque habitant est un artiste et un poète dans l’âme.In villaggi come Zhostovo, quasi tutti i residenti sono un artista e un poeta nel cuore.

(написано Евгением40 для курса «Русская культура»)(written by Eugene40 for the course «Russian Culture»)(escrito por Evgeny40 para el curso «Cultura rusa»)

ООО «Жостовский Букет» Жостово (ИНН 5029081026) адрес и реквизиты

Добавлены сведения о дополнительном виде деятельности: Деятельность по фотокопированию и подготовке документов и прочая специализированная вспомогательная деятельность по обеспечению деятельности офиса (82. 19)

Добавлены сведения о дополнительном виде деятельности: Деятельность в области архитектуры, инженерных изысканий и предоставление технических консультаций в этих областях (71.1)

Добавлены сведения о дополнительном виде деятельности: Деятельность в области технического регулирования, стандартизации, метрологии, аккредитации, каталогизации продукции (71.12.6)

Добавлены сведения о дополнительном виде деятельности: Торговля розничная предметами культового и религиозного назначения, похоронными принадлежностями в специализированных магазинах (47. 78.4)

Добавлены сведения о дополнительном виде деятельности: Деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга состояния окружающей среды, ее загрязнения (71.12.5)

Уникальные картины Жостово — Из России с любовью

Подмосковная деревня Жостово — всемирно известный центр русского народного творчества. Он популярен своим расписным подносом, украшенным яркими букетами цветов на черном фоне.

Умелые и талантливые мастера Жостово превратили эту домашнюю утварь в настоящие шедевры искусства.

Цветочные узоры жостовских подносов отображают красоту природы и жизнерадостное, оптимистичное ощущение жизни.Нарисованные от руки цветы из Подмосковья уникальны и известны на весь мир своим цветом и красотой. Используя особую технику двойной кисти, жостовские художники рисуют на самых разных предметах, но на больших жостовских металлических подносах получаются одни из самых эффектных произведений искусства.

Первая мастерская росписи подносов была открыта в 1825 году братьями Вехняковыми (бывшими крепостными). Вскоре роспись подносов стала самостоятельным ремеслом. Подносы были очень популярны, и дело распространилось на некоторые окрестные села: Осташково, Троицкое, Сорокино, Хлебниково, но только Жостово сохранило свои художественные достоинства в наши дни.

Поделка возникла под влиянием росписи по металлу. Он был основан на производстве лаковых изделий из папье-маше. В конце 18 — начале 19 веков в деревнях Данилково, Федоскино, Осташково, Жостово появились изделия из папье-маше: шкатулки, табакерки, чайные сервизы, портсигары.

К середине 19 века уже работало 12 мастерских, продолжающих традиции ивановских ситцев, федоскинской миниатюры, деревенских ларчиков и прялок.

Жостовские художники создали свою художественную систему, свой стиль.

В основе этой системы два направления: первое — изучение орнаментики русских народных промыслов, второе — освоение опыта реалистической живописи быта XIX века. Именно здесь жостровские художники находили бесконечное разнообразие тем и композиций для своих произведений, именно здесь они постигали секреты техники цвета и масляной живописи.

Стиль и приемы жостовской росписи вобрали в себя все традиции народной художественной орнаментики и реалистической натюрморта.Однако ведущей стала тенденция рисовать букеты цветов. Сегодня, после более чем 170-летнего существования ремесла, село Жостово превратилось в уникальный центр русского народного творчества.

Жостовские подносы обычно черного цвета, но могут быть и другие цвета: зеленый, синий, цвет слоновой кости, различные оттенки красного и золотистого.

Подносы украшены яркими, очень красивыми цветами, собранными в букет. Иногда художники могли рисовать фрукты, ягоды и очень редких животных и насекомых.Лучезарная, праздничная картина, выходящая из-под кисти художника, превращает обычные вещи в прекрасные образы, которыми всегда можно восхищаться. Вероятно, поэтому жостовские подносы всегда использовались в качестве украшения: их вешали на стену или надевали на раковину. Многие люди также выстраиваются в очередь, чтобы украсить свои современные дома жостовскими подносами

Указом Президента от 6 ноября 1993 года жостовский народ включен в Государственный список особо ценных объектов культуры Российской Федерации.«Жостовская мануфактура декоративной росписи» — так называется место, где профессионализм и талант мастеров рукоделия создают настоящее чудо — жостовские подносы, во все времена желанный подарок для каждой семьи.

В настоящее время работы жостовских художников экспонируются на различных выставках и в музеях не только России, но и многих других стран.

Эта техника росписи сохранилась и используется до сих пор.
Перед тем, как поднос превратился в чудесную картину, он штампуется из металла, а его дальнейшая технология аналогична федоскинской лакировке.

Сначала лоток грунтуют (грунтуют) и выдерживают при температуре 60-140оС градусов. После этого трижды покрывается черным лаком, каждый новый слой просушивается и полируется. Только после этого к ней смогли прикоснуться руки талантливого художника. Жостовские художники, как и федоскинские, рисуют маслом беличьими кистями.

Затем его отдали художнику. Сначала художник рисует силуэты цветов и листьев, собирая их в букеты. Он никогда не повторяет все детали картины дважды.Каждый поднос оригинальный.
Затем художник мягкой кистью наносит тени, затем — длинную грунтовку, затем — блики. Ведь он тщательно прорисовывает все детали и тонкими завитками связывает букет с фоном. В завершение на бортике подноса нарисован золотой узор; поднос покрыт 3 слоями светлого лака и отполирован.

Жостовские художники рисуют очень быстро и аккуратно. Во время работы художник держит поднос на коленях и вращает его. Он как бы ищет баланс между картиной, формой и размером подноса.

Жостовские подносы бывают самых разных форм (всего около 30 форм) овальные, прямоугольные, гитарообразные, восьмигранные, фестончатые и другие.

Рисунок цветов очень реалистичен, но художники никогда не повторяют точных форм живых цветов, хотя очень хорошо знают цвет и строение цветов. Как правило, их цветы более сочны, пышны и красочны, чем цветы, художники находят убедительную правдоподобность соединения воображаемого с естественным, что так характерно для любого народного промысла.Они создают картину радостного, празднично цветущего.

Несмотря на строгие традиции, живопись каждого художника очень индивидуальна, у каждого художника своя манера, свои любимые темы и композиции, свой любимый цветок.

Рисунок на тему Жостовский поднос. Жостовская роспись

Поражающая разнообразием и цветом, разбрызгиваясь на черной или цветной поверхности, картина образует яркие цветочные узоры, украшенные мельчайшими деталями. Изысканные розы и алые маки, простые ромашки и трогательные васильки, пышные пионы и лучезарные астры сочетаются с неизвестными, но не менее прекрасными цветами. Птицы и бабочки, различные ягоды и фрукты выглядят живыми на таких простых и обыденных предметах, как подносы. Сколько бы вы ни искали, вы не найдете ни одного одинакового подноса – каждый из них уникален! Откуда взялось такое искусство, как делают такие красивые вещи, где можно взять уроки жостовской росписи? Об этом и об особенностях росписи по металлу, характерных для мастеров подмосковного Жостова, расскажет данная статья.

История лаковой росписи

Самыми первыми, согласно историческим и археологическим данным, искусство лаковой росписи освоили китайцы. Несколько тысячелетий назад, в эпоху Шань Инь, жители Китая украшали предметы быта, оружие и ритуальные сосуды лаковыми рисунками.

Вслед за Китаем искусство лаковой росписи покорило страны Индокитая, Персию и Индию, Японию и Корею. В каждом из регионов техника лаковой росписи развивалась самостоятельно, опираясь на традиции народных промыслов, но и заимствуя опыт мастеров других стран.

Как лаковая живопись попала в Россию?

Европейские купцы XVI-XVII веков, торговавшие со странами Юго-Восточной Азии, привозили на родину прекрасные образцы расписной лаковой посуды. Вдохновленные красотой и своеобразием восточных предметов разной формы и назначения, украшенных лаковыми изображениями, мастера многих стран Европы начинают изготавливать и украшать различные вещи в «китайском» стиле.

Серьезное развитие производства предметов, украшенных лаковой росписью, в таких странах Европы, как Голландия, Англия, Германия и Франция, произошло только в XVIII веке.

Уральский промышленник Никита Акинфиевич Демидов много путешествовал по Европе, где и заинтересовался идеей лаковой росписи. В 1778 году на Урале, в Нижнем Тагиле, стало зарождаться ремесло уральской цветочной росписи по металлу.

Возникновение жостовской лаковой росписи по металлу

Изготовленные на Урале и украшенные лаковой росписью металлические сундуки и подносы, кувшины и ведра, а также другие бытовые предметы продавались не только на местных Ирбитских и Крестовских ярмарках, но также на Всероссийской Макарьевской ярмарке в Нижнем Новгороде.

Возможно, именно увиденные здесь изделия уральских мастеров вдохновили братьев Вишняковых на роспись металлических подносов лаком. С 1825 года семейное дело Вишняковых развивалось в основном как лаковая роспись различных изделий из папье-маше — табакерок, портсигаров, альбомов, бисквитов и шкатулок.

С 1830 года большинство мастерских, расположенных в селах и деревнях Троицкой волости, таких как Троицкое, Хлебниково и Жостово, прекратили изготовление изделий из папье-маше, а перешли на изготовление и роспись металлических подносов.

Близость к столице позволила промыслу обойтись без посредников и иметь постоянный рынок сбыта, а также доступные цены закупки необходимых материалов.

История развития промысла

Начиная с 30-х годов 19 века практически во всех окрестных селах стали изготавливать и лакировать металлические подносы. В это время жостовская роспись находилась на пике своей популярности. В послереволюционные годы спрос на изделия жостовских мастеров резко упал, что привело к объединению разрозненных художников в мелкие профессиональные артели.

В 1928 году все мелкие артели Троицкого, Новосильцева, Жостово и других окрестных деревень объединились в специализированную артель «Металлоподнос» с центром управления в Жостово.

Самым сложным временем для жостовской росписи, как и для большинства других народных промыслов, были 40-50-е годы прошлого века. Именно в это время производство подносов значительно сократилось, зато в несколько раз увеличилось производство необычных для ремесла детских товаров.Жостовская роспись для детей – это небольшие деревянные и металлические подносы, ведерки и лопаточки, украшенные отдельными элементами.

Новейшая история

Хрущевская «оттепель» внесла позитивные изменения в жизнь отрасли. В 1960 году артель «Металподнос» была реорганизована и получила свое нынешнее название — Жостовский завод. декоративная роспись. Внимание со стороны государства, активная совместная работа мастеров и ученых, участие в различных отечественных и зарубежных выставках позволили отрасли выйти из многолетнего кризиса.

Особенности формирования

Как уже было сказано, жостовская роспись сложилась под влиянием уральской цветочной росписи по металлу. Но жостовские мастера, изначально обрабатывавшие и декорировавшие различные изделия из папье-маше, сумели перенести все свои технологические находки на металлические подносы. Для их грунтовки использовали собственные составы, а также специальные копаловые лаки.

Не меньшее влияние на развитие ремесла оказал близлежащий центр Лукутинской лаковой миниатюры.На дальнейшее стилистическое развитие жостовской росписи оказали влияние ростовская эмаль и растительные мотивы ивановского ситца, а также роспись по фарфору, выполненная на подмосковных фабриках.

Из чего и как делают подносы?

Современные жостовские подносы производятся двумя способами: штамповкой и ковкой.

Из обычного листового железа на специальных механических прессах изготавливают заготовки для подносов стандартных форм и размеров. Затем на электропрессе с помощью специальных пресс-форм и комбинированного штампа края стачиваются швом. А для того, чтобы бортики лотка стали жесткими, их закатывают.

Художники жостовской росписи могут работать не только со стандартными формами подносов. Есть 26 на выбор. типовые формы, из которых выбирается наиболее соответствующая плану. Затем, если он уникален, за дело берется фальсификатор (кузнец), который изготавливает кованый поднос. Для этого из нескольких металлических листов ручными ножницами вырезается скоба, которую впоследствии под воздействием молотка вытаскивают и выбивают.При раскатке в края лотка вставляется специальная проволока, обеспечивающая его прочность, а затем сам край выравнивается молотком.

Как подготавливают поддоны к покраске?

После того, как лотки приняли форму и закатаны, их с обеих сторон грунтуют шпаклевкой, состоящей из мела, разведенного в олифе. После высыхания загрунтованного поддона в специальном шкафу мастер-грунтовщик шлифует его поверхность наждачной бумагой, а затем наносит еще один слой шпаклевки. Предварительно лоток был засыпан в два слоя черноземом, состоящим из каолиновой глины, керосина, голландского черного и растительного масла. Каждый слой должен быть высушен и отполирован. Сегодня грунтовка традиционным способом не используется, вместо нее используется заводская грунтовка коричневого цвета, наносимая из краскопульта. После высыхания загрунтованную тарелку шпаклюют и сушат. Затем зашпаклеванный поддон вручную шлифуют пемзой.

Только после этого на лоток наносится черная скипидарная краска, а после очередного высыхания покрывается в 2-3 слоя черным масляным лаком. Высушенный и очищенный поднос передается художнику для росписи.

Как делаются цветные фоны на подносах?

Жостовская фабрика декоративной росписи, кроме подносов с традиционным черным фоном, выпускает изделия с красным, синим, зеленым и голубым фоном. Для их создания на поверхность подноса наносится тонкий слой светлого лака. Пока он не высохнет, посыпьте его бронзовой или алюминиевой пудрой. После высыхания металлизированного фона его окрашивают лессирующими красками. нужный цвет, благодаря которому получается интенсивный и насыщенный, но в то же время мерцающий, как бы полупрозрачный фон.

Роспись по цветному фону требует изменения как колористических особенностей, так и техники. Итак, блики лишь слегка обозначены, а тени немного прорисованы.

Жостовские подносы

Жостовские мастера рисуют специальными беличьими кистями и масляными красками, разбавленными скипидаром и олифой. Каждый художник одновременно работает над несколькими произведениями. Для орнаментации применяют белую краску с лаком (гульфарба), посыпанную алюминиевой пудрой, или так называемое созданное золото — золотую пудру, разведенную в скипидаре или прозрачном лаке.

Жостовская роспись осуществляется в два этапа: покраска и декорирование. На этапе росписи художник широкой кистью прорисовывает на поверхности основной силуэт композиции. лоток с рабочей поверхностью. Для его выполнения используются разбавленные (обесцвеченные) краски. Затем поднос с нанесенной краской сушится 12 часов в

После этого мастер приступает к выпрямлению и прорисовке светлых мест, нанесению цветных теней и прописыванию бликов, придающих объем композиции. Тычинки цветов и жилки листьев проступают тонкими линиями. Крупные элементы жостовской росписи, такие как крупные цветы, связаны с более мелкими стеблями, травинками и другими частями композиции. Последний орнамент нанесен на бока.

Готовая работа трижды полируется бесцветным лаком и сушится в печах, после чего поверхность вручную полируется до зеркального блеска.

Основные мотивы росписи

Жостовские художники чаще всего создают простые цветочные композиции в виде букетов, в которых ритмично чередуются крупные садовые и более мелкие полевые цветы.Как правило, в основе композиции несколько крупных цветов, таких как роза, астра, пион, георгин или тюльпан, окруженные россыпью мелких цветов и бутонов и соединенные между собой тонкими стеблями, веточками и листьями. Кроме крупных садовых цветов некоторые художники выдвигают на первый план скромные фиалки, ландыши, вьюнки или анютины глазки.

Букеты как садовых, так и полевых цветов могут быть дополнены изображением фруктов, ягод, птиц и бабочек. Иногда живописцы изображают только натюрморты с фруктами или гроздьями ягод, например рябины, на подносах.

кроме цветочных композиций создается и сюжетная жостовская роспись, фото которой вы можете увидеть ниже. Как правило, она изображает сцены из жизни простых людей, пейзажи, пейзажи, а также тройки лошадей. По большому счету жостовская роспись (картины представлены в статье) действительно настоящее искусство.

Выразительные средства жостовского прикладного искусства

Первоначально композиции для подносов были заимствованы из живописи, но каждый художник имел свою интерпретацию их.Сегодня мастера воплощают в жизнь уже ставшие классическими композиции, но и стремятся найти новые.

Следует отметить, что в каждом произведении жостовской росписи композиции вписаны в плоскость и связаны с формой подноса, прекрасно передают условную глубину и объем написанных предметов. Важным средством выразительности жостовского искусства является ритмический и цветовой баланс картины.

Можно ли научиться?

Узнать, что такое жостовская роспись, как рисовать в этой технике, можно в самом Жостово.Фабрика, продукция которой известна во всем мире, предлагает экскурсии по музею подносов и мастер-классы по лаковому рисунку. Практически в каждом городе есть турагентства, предлагающие экскурсии на фабрику, где можно увидеть, как делается жостовская роспись. Мастер-класс по ней также предусмотрен программой. Вы также можете организовать поездку на экскурсию в Жостово самостоятельно, предварительно связавшись с музеем и уточнив время его работы.

Краткая информация

Арт Жостово

Жостовская роспись — русский народный художественный промысел, развитый в деревне Жостово Мытищинского района Московской области.

Возникла в начале 19 века. в основном под влиянием уральской цветочной росписи по металлу.

Классический жостовский стиль предполагает несколько цветочных композиций:

Открытый букет

Венок

Ответвление от угла

Букет собран

Мастера Жостово с использованием масляной краски. Жостовская техника Бывает двух видов: станковая и лессировочная.

Многие не знают, что такое Жостово.В наше время это искусство модернизировалось и приобретает нестандартные подходы к живописи. Вы можете рисовать где угодно. Например, я написал картину в жостовском стиле.

Будет стильно, ярко и необычно. А сделать близким необычный подарок можно своими руками. Я уверен, что они будут в восторге и даже заинтересуются, что это такое.

_______

Техника жостовской росписи

Нам понадобится:

1) Масляные краски

2) Льняное масло

3) Пинен (разбавитель №4)

4) Кисти: круглая синтетическая кисть (№8, №10), колонковая (№2)

6) Палитра (не бумага)

Нет палитры? — используйте блюдце или керамическую плитку.

Перед началом работы по поверхности стоит пройтись тонким слоем Льняного масла для достижения наилучшего эффекта!

Итак, как нарисовать жостовский букет ?

Замалевок

Белеными красками намечаю общий силуэт композиции, расположение основных цветовых пятен.

Очень важно сначала определиться с композицией произведения. Должны быть крупные бутоны, средние и мелкие — это очень важно Не только в Жостово .

Если сложно составить композицию самостоятельно, то за основу можно взять эту, представленную автором.

Тенежка

На сухую подмалевки Тени наношу лессирующими красками. Этот прием погружает букет в глубину тона, что очень важно на следующих этапах.

Что такое лессирующие краски?- полупрозрачные краски.

бликовка

На этом этапе я делаю наложение бликов. Этим я раскрываю объем и свет, завершаю лепку форм.

Чертеж

С помощью этой техники я быстро и легко намечаю лепестки и листья, семена в чашечках цветов.

Сначала можно потренироваться на палитре. В любом случае всегда можно намотать тряпочку, смоченную разбавителем, на ручку кисти и стереть неудачный штрих.

Жостовская роспись зародилась в 18 веке на Урале, где в то время были сосредоточены крупные металлургические заводы России, а в 19 веке распространилась на Подмосковье, где получила наибольшее развитие. Традиционно в жостовской росписи расписывают только металлические подносы, но в последнее время картины в жостовском стиле можно встретить как на металлической посуде, так и на стекле, керамике, коже и даже ногтях.

Основным мотивом жостовской росписи являются цветы, букеты из них, ветки или венки и гирлянды, преимущественно на черном или красном фоне.Причем роспись осуществляется сразу на подносе, без использования предварительных эскизов или шаблонов. Можно сказать, что художник «думает кистью», причем довольно быстро — настоящий мастер успевает расписать до десяти подносов в день. Благодаря этому не бывает двух одинаковых подносов, каждое окрашенное изделие уникально и неповторимо.

Разбираем основы и особенности жостовской росписи

Жостовская роспись многослойна, выполняется в несколько этапов специальными прозрачными красками, в результате чего нижние слои краски просвечивают через верхние, придавая особую эффект свечения и глубины.

Отличительной особенностью картины является то, что цветы и листья окрашены в яркие цвета — синий, зеленый, красный или желтый, а их яркость дополнительно подчеркивается за счет черного фона, на котором выполняется роспись.

Сама роспись осуществляется масляными красками, причем неважно, в каком виде они выпускаются — в баночках или тюбиках, ведь в любом случае непосредственно перед покраской их разбавляют олифой и скипидаром до нужного консистенция для этого.Чтобы краска не выступала за поверхность рисунка после лакировки.

Для живописи используются в основном мягкие беличьи кисти, которые впитывают большое количество краски и в результате дают длинный мазок. При этом в качестве палитры для смешивания различных цветов используют обычную каменную плиту.

Композиции жостовской росписи бывают двух видов — если основная композиция расположена в центре подноса, то это собранный букет, а если элементы рисунка расположены по краям изделия, то это венок.

Декоративная роспись в жостовском стиле наносится поэтапно и поэтому очень сложна и требует не только воображения, но и твердости руки, скорости рисования, а также умения смешивать красители для получения желаемого результата.

Этапы жостовской росписи.

На данном этапе происходит подготовка металлической заготовки к покраске — грунтование, шпаклевка, шлифовка и лакирование. Также определяется с цветом фона — чаще всего это черный, но в некоторых случаях может быть белый, красный, бирюзовый, серебристый или любой другой на усмотрение художника.

На подготовленную поверхность подноса разбавленной краской наносят силуэты элементов будущего рисунка. После этой росписи поднос сушится в духовке еще несколько часов.

С помощью полупрозрачных красок наносятся цветные тени. Это придает объем цветкам, а у остальных растений появляются тенистые места.

На этом этапе уточняются все детали, реализуется контраст и гармонизируется структура всей композиции — это самый ответственный этап росписи.

Этот этап называется бликом, так как блики накладываются на весь рисунок, при этом букет становится как бы освещенным разными источниками света с разных сторон.

В конце работы художник специальной тонкой кистью наносит последние штрихи — прожилки на листьях и семена в центре чашечек цветов.

Это предпоследний этап покраски подноса. На этом этапе прорисовываются травинки, листья и усики, с помощью которых букет становится частью единого букета и ассоциируется с фоном.

На этом этапе оформляются бортики подноса. Украшение может быть растительным или геометрическим узором, без него поднос выглядит незавершенным. Без особой «изюминки».

В результате таких сложных и трудоемких процессов рождается поистине уникальное изделие, которое невозможно повторить, даже если оно выполнено одним и тем же мастером, так как данный вид росписи сочетает в себе строгую последовательность росписи с импровизацией творческого процесса.

Видео по теме статьи

В завершение предлагаем вам ознакомиться с видео-уроками, из которых вы сможете научиться рисовать картины в технике жостовской росписи, а также как рисовать уникальные изделия для украшения интерьера. интерьер и другие вещи в этом стиле.

Яркие роскошные цветы: розы, пионы, ромашки, незабудки, хризантемы и ландыши (всех и не перечислить), искусно рассыпанные умелой рукой художника по темной глянцевой металлической поверхности, является традиционным Жостовская роспись на подносах. Уникальный не имеющий аналогов!

История древнерусского ремесла насчитывает почти 2 века, и за это время изделия жостовских мастеров не только не утратили своей популярности и красоты, но, наоборот, приобрели еще большую известность во всем мире и были обогащены новаторскими идеями сегодняшних молодых художников.

Происхождение жостовских промыслов

Сегодня любая современная хозяйка будет рада получить в подарок настоящий жостовский поднос, который можно использовать не только по своему прямому утилитарному назначению, но и как оригинальное украшение кухонного интерьера. Точно так же радовались женщины в начале 19 века, когда им дарили такую ​​красоту.

Но Искусство начало формироваться в России в конце 18 века. Первые подносы, шкатулки, табакерки, портсигары, всевозможные шкатулки и т.д.К этому времени относятся , написанные в технике лаковой миниатюры, которые были выполнены в деревнях Московского уезда: Осташково, Троицкое, Новосильцево, Сорокино и Жостово.

Постепенно производство подносов выделилось в отдельное русло, и село Жостово прочно заняло ведущую роль в их изготовлении. Кстати, первые подносы изготавливались исключительно из папье-маше. Сейчас нам уже сложно представить жостовский поднос из такого материала.

Дальнейшее развитие жостовского искусства

В 1825 году в Жостово была открыта мастерская Осипа Филипповича Вишнякова. Именно от этого события ведется хронология существования отдельных народных жестовых промыслов. Конечно, эта мастерская была не единственной. Постепенно были организованы и другие артели: Егора Вишнякова в соседнем селе Осташково, А. А. Зайцева в селе Троицком. Популярность их продукции была огромной! Жостовский поднос хорошо продавался в Москве, Санкт-Петербурге.Петербург и другие города.

В 1830 году в Жостово и окрестных деревнях было открыто несколько мастерских, основателями которых были Е. Ф. Беляев, Т. М. Беляев, Ф. В. Шапкин, В. Л. Леонтьев и И. С. Коломенской. Постепенно производство росло, изделия для росписи стали делать не из папье-маше, а из более прочного и современного материала – железа.

Легендарные художники Жостово

Постепенно родился новый жостовский поднос, знакомый всем нам. История, сохранившаяся в региональных летописях, рассказывает о том, как постепенно все больше и больше местных талантливых крестьян вовлекалось в работу художественных мастерских.Удивительно, как много талантов оказалось среди простых, необразованных крепостных. Первым мастером, который упоминается в историческом документе 1839 года, был крепостной графа Шереметьева — Вешняков Филипп Никитин, он занимался росписью подносов вместе с сыном. Так в Жостово рождались творческие династии.

Наиболее известные мастера жостовских подносов: О.Е.Бурбышев (об этом художнике в Жостово ходят легенды, он был таким мастером-виртуозом), Н.М.Цаплагин, А.Е. Вишняков, К. В. Грибков, И. С. Леонтьев, Д. С. Кледов, П. С. Курзин, И. А. Савельев, М. Р. Митрофанов, А. П. Гогин, И. П. Плахов, Б. В. Графов. Все эти мастера и многие другие оставили глубокий след в искусстве Жостова, именно они создали замечательные произведения жостовской миниатюры, вошедшие в золотой фонд народных промыслов.

Жостовский поднос — технология изготовления

Оригинальная технология производства жостовского подноса оттачивалась годами.У мастеров есть много секретов ремесла, которыми они не собираются ни с кем делиться. Так что о технологии изготовления жостовских изделий можно рассказать только в общих чертах.

Как было сказано выше, современные подносы изготавливаются из железа. Они могут иметь самую причудливую форму, все зависит от первоначального замысла художника. Перед покраской поддон необходимо тщательно отшлифовать и покрыть двойным слоем грунтовки, приготовленной на основе сажи и каолина. После этого заготовку снова полируют и покрывают несколькими слоями цветного лака.При этом каждый слой должен быть хорошо высушен, а также идеально отполирован.

Далее изготовление жостовских подносов переходит на следующий этап. После всех подготовительных работ изделие готово к росписи, и мастер-художник приступает к дальнейшей работе над ним. Жостовские подносы традиционно расписаны масляными красками. После ее завершения изделие снова покрывается лаком в несколько слоев с последующей сушкой и полировкой для придания готовому подносу практически зеркального блеска.

Художественные приемы и особенности жостовской росписи

Жостовская роспись берет свое начало от традиционной русской лаковой миниатюры, но, конечно, они имеют свои особенности.Основой можно, пожалуй, назвать рисунок яркими красками на темном фоне и оформление композиции золотым орнаментом. Фон жостовских подносов не обязательно черный, он может быть любого цвета: красного, коричневого, зеленого, синего и охристого. Иногда встречаются даже композиции, выполненные на позолоте (имитации золота), перламутре или светлом, почти белом фоне, но это скорее отступление от правил, продиктованных воображением художника.

Поднос для жести обычно раскрашивают таким образом, чтобы в центре композиции (букета цветов) находились самые крупные и яркие цветы, на которые направлено основное внимание.Ближе к краям элементы букета становятся мельче и темнее, как бы сливаются с фоном. Этим достигается визуальная глубина и объемность картины. Жостовские цветы написаны не с натуры, чаще всего они условны, многое в их изображении зависит от творческой фантазии мастера.

Основные мотивы и сюжеты

Основными мотивами жостовской росписи, конечно же, являются всевозможные цветочные мотивы, разнообразие которых неисчислимо! Жостовская роспись придерживается нескольких традиционных типов композиции.Цветы можно собирать в крупные букеты, состоящие из 3-5 соцветий, изображать в корзинках или располагать гирляндами по всему периметру подноса.

Иногда картину можно дополнить изображениями ягод, фруктов или птиц. Есть образцы жостовской росписи, похожие на старинные драгоценные. Несмотря на то, что рисунок растений достаточно условен, в нем есть все признаки тщательной проработки деталей, общего колорита и свободной импровизации.

Жостовские подносы: как рисовать поэтапно

Весь процесс росписи подноса можно разделить на 4 этапа. Сначала делается так называемая «роспись»: на изделие как бы набрасывается белеными красками обобщенный силуэт будущего рисунка, расположение основных пятен.

Далее идут «тени» и «укладка»: нанесение прозрачных теней и обозначение наиболее светлых мест плотными цветами. После этого форма цветов и листьев становится более четкой.

Третий этап — блики: нанесение быстрых отбеливающих штрихов. С их помощью уточняются все объемы.

И, наконец, следует заключительный 4-й этап, на котором выполняется «чертеж» и «переплет». С помощью тончайшей кисточки мастер обводит контур каждого листочка и лепестка упругими гибкими линиями, прорисовывает мелкие веточки и детали, которые называются переплетом.

Перспективы развития рыбного хозяйства

В настоящее время художественные жостовские промыслы переживают не лучшие времена. До 90-х годов прошлого века цеха находились на попечении и финансировании государства, после перестройки и распада СССР фабрика перешла в частные руки. Теперь краеугольным камнем стала прибыль, а не сохранение традиций и творчества в ремесле.

Значительно сократилось количество художников на предприятии. Многие мастера стали работать самостоятельно, дома. Выполняется множество частных заказов, рассчитанных не только на жостовский поднос. Современные мастера часто работают над росписью самых разных предметов: от холодильников и мобильных телефонов до бутылок дорогого коллекционного вина.Приток талантливой молодежи — выпускников Федоскинского училища лаковой миниатюры в последнее время уменьшился. Но тем не менее предприятие живет, работает самоотверженно и с верой в будущее.

Как проехать в Жостово?

Для всех желающих познакомиться с историей и искусством Жостова предприятие организует интересные 5-часовые экскурсии с мастер-классами. При фабрике постоянно работает магазин, в котором можно купить поделки, как говорится, «горячо-горячо».

Добраться из Москвы в Жостово несложно. Необходимо преодолеть всего 50 км по Осташковскому шоссе в сторону Мытищинского района. Вы также можете легко добраться туда на поезде или автобусе. Еще вариант: от метро Медведково до Жостово постоянно ходит автобус №438.

«Роспись подноса жостовским узором» Мастер-класс с пошаговым фото.

Коломыцева Раиса Владимировна, преподаватель МБДОУ «Радуга» станицы Тацинской Ростовской области.
Предназначена для старших дошкольников, школьников, учителей, родителей, воспитателей, для всех, кто любит заниматься народными промыслами.
Адрес: Знакомство с особенностями росписи жостовского промысла.
Задачи:
— Освоить основные приемы жостовского письма в процессе выполнения творческой работы.
— Развитие чувства композиции, умение красиво расположить узор на заданном силуэте.
— Развивать образное мышление, фантазию, внимание, память, интерес к народным промыслам.
— Использование данного вида работы как источника, приносящего радость не только ребенку, но и окружающим его людям.

Немного истории.
История возникновения этой росписи начинается с села Жостово, что находится недалеко от Москвы. Есть и другие села, но про Жостово все знают, слышали о нем за границей. Подносы стали востребованы, когда появился напиток чай, а до этого были медовухи, сбитень, исконно русские напитки.Был и обряд — чаепитие. Долгое время подносы делали из папье-маше, но в богатых домах использовались металлические подносы. Но технологии не стоят на месте и металлические подносы стали делать повсеместно, стали открываться целые подносные мастерские. Разнообразие форм и размеров поражало — это шесть — восьмиугольные, прямоугольные, овальные и квадратные, круглые и даже треугольные подносы для угловых столов.
С тех пор прошло много времени, но это ремесло не забыто и процветает, живет полной жизнью.Конечно, технология изготовления совершенствовалась, наука не стоит на месте, но ощущение праздника и радости от работы мастера сохранилось. Букет состоит из простых, неприхотливых цветов, но как он радует глаз при взгляде на поднос.
Очень приятно получить в подарок поднос с чудесным жостовским букетом!

Материалы:
— Краски гуашь
— Кисти №1, №3
— Поднос силуэтный, вырезанный из картона.
— Стакан для воды.

Рабочий процесс.

Как дом сделан из кирпичей, предложения из слов, слова из букв, так и букеты сделаны из цветов, цветы из лепестков, а лепестки из мазков.
Для начала продумаем композицию будущего узора, так как рисовать будем сразу кистью. Делаем тинты — наносим силуэты цветов и листьев. Чтобы цветок получился ровным и красивым, мысленно проведите линию баланса и последовательно накладывайте лепестки.Используйте кисть №3, далее для более мелких деталей используйте кисть №1. Крупные цветы размещаем в центре букета, их окружают более мелкие цветы, а по самым краям мелкие цветы и листья.

Теперь делаем растушевку — наносим цветные тени, которыми обозначаем объем и теневые места нашего букета.

Затем мы уточняем и выделяем многие детали и получаем более контрастный вид — этот этап называется pad.

Теперь займемся бликами , этот этап называется — блики. Создается настроение и особый колорит нашего букета.

Ну что, давайте закончим наше творение рисунок — тонкой кистью наносим мелкие, но очень значительные штрихи. На листьях рисуем прожилки и кружевные края, в центре цветков обозначаем «семена».

С букетом работа окончена, а теперь применяем технику обвязка — это когда наш букет как бы вживается в фон с помощью тонких травинок, стеблей и всего прочего это как бы связывает воедино и перекликается.Легкость и пышность рисунку придает расположение травинок и стеблей. Только после такой обвязки поднос становится не просто подносом, а жостовским.
Позаботимся о самом подносе — украсим бортики. Такой подход называется уборка , рисунок может быть скромным, а может и роскошным.
Можно сделать поднос из папье-маше, покрыть его несколькими слоями краски и приступить к росписи.

Подмосковная деревня Жостово стала символом уникального народного творчества.

Деревня Жостово Московской области
стал символом уникального народного творчества. Более 150 лет
сейчас многие его обитатели осваивают мастерство украшения
но одно, подносы. Их умелые руки превратили этот дом
посуда в произведение искусства. Букеты или садовые и полевые цветы
разбросанные по черному фону украшают эти подносы, даря людям
жизнерадостность и пробуждающее восхищение красотой и разнообразием
природы.Каждый человек разделяет эти чувства, и поэтому
мало кто остается равнодушным к жостовскому промыслу, который издавна
стать всемирно известным. Жостовские изделия относятся к семейству русских
лаки, история которых восходит к появлению миниатюрных
лаковая роспись на папье-маше в селе Данилково близ
Федоскино в Московской области, в конце 18 века.

 

Поднос как домашняя утварь имел
известно с незапамятных времен, но в 19 веке спрос
на подносы выросли в результате роста городов и расширения
сети гостиниц, закусочных и баров, где использовались подносы
как по прямому назначению, так и в качестве украшения интерьера.Это
был тот новый рынок, который позволил жостовским мастерам установить
себя как особую индустрию изготовления подносов. Они приняли в
учитывать опыт других производственных центров, а вместо этого
просто заимствуя формы и приемы, которые им нравились, они перерабатывали
их в свой неповторимый стиль.
Первые подносы были изготовлены в Жостове в 1807 году, когда Филипп Никитич
Вишняков основал свою мастерскую. После переезда в Москву его брат
Тарас продолжил семейное дело. Егор Вишняков начал
производство папье-маше и лаков по металлу в с.
Осташково в 2 км от Жостово в 1815 г. и Осип Филиппович
Вишнякова, с именем которого связан расцвет
ремесло, открыл свою мастерскую в 1825 году.

 

С каждым подносом обычно работали трое
мастера — кузнец, изготовлявший формы, шпатель, покрывавший
поднос со слоем грунта и маляр, рисовавший.После того как поднос высох, земледелец покрыл его лаком.
Вначале мастер мастерской и члены его семьи работали
наравне с другими работниками.
По мере расширения производства жостовские мастера учитывали
и впитала в себя опыт других производителей подносов. Им было предложено
идея заменить папье-маше металлом, который был более прочным,
подносами из Нижнего Тагила, ставшего известным производством
центр еще в 17 веке.Эти мастера делали большие
подносы расписаны с оригинальных полотен или гравюр.
Жостовские мастера восхитились виртуозным мастерством Петербурга
подносы и научились у них искусству декоративного натюрморта, а также
адаптируя его к своим товарам. Наряду с поглощением некоторых
приемы других подносников, прежде всего жостовских мастеров.
пытались развивать свои, местные традиции. Жостовское подносное дело
родилась из миниатюрного ремесла лаковой живописи, которое практиковалось
в селах и поселках Подмосковья, и та пуповина
давно не обрезался.До 20 века подносы и
лакированные изделия производились в одной мастерской и расписывались
те же мастера. Даже после того, как изготовление подносов стало отличительной чертой
промышленности жостовские подносники продолжали совершенствовать технику
обработки лакированных коробок из папье-маше с использованием тех же
грунты, лаки и масляные краски.

Специфические федоскинские приемы
многослойная окраска, последующие легкие кисти по металлизированному
или позаимствованы разноцветные фоны и инкрустация перламутром
от лаковой миниатюрной росписи до применения в подносном деле.То
сцены, нарисованные на ранних подносах — тройки, чаепития и
сцены деревенского характера — были близки к композициям, использованным на
лаковая миниатюра
Наряду с жанровыми сценами жостовские мастера все больше развивали
собственный стиль декоративных цветочных композиций. Местный художественный
традиции и творческое развитие основных достижений
других ремесел позволили жостовским мастерам развить свои оригинальные
стиль и уникальная система местного ремесла, которые проявляются
в каждом произведении, относящемся к тому периоду.Жостовские мастера рисовали
их подносы на цветном и золотом фоне, а также на черном
и белые. Поверхность подноса обработана бронзой.
или алюминиевая пыль, которая, просвечивая сквозь лак, блестела, как золото
и напоминали знаменитые хохломские изделия. Цвета выглядели особенно
яркими на золотом фоне, а поднос казался действительно
драгоценный предмет.
В 1910-е годы жостовское подносное дело, как и многие другие народные промыслы,
был поражен кризисом.Спрос на лотки резко упал, а производство
сокращался. Художники и кузнецы покидали свои мастерские.
для сельскохозяйственных или сезонных работ. Лишь в 1920-е гг.
общее возрождение народных промыслов и возрождение артелей по всей
стране, что они вновь возникли вокруг Жостово.

В Жостово в 1920-е годы наступили тяжелые времена.
и 1930-е гг.Тенденция к бескомпромиссному утверждению современности
и реализм, характерные для советского искусства, побудили власти
отвечающие за народные промыслы, чтобы попытаться повлиять на их традиционные
тенденции развития и навязать жостовским художникам станковую живопись.
и натуралистические модели орнаментально-тематических композиций,
были созданы профессиональными художниками без учета
особенности местного ремесла.Ведущие жостовские художники
понимал, что эти новшества чужды самой природе
народного творчества, поэтому они эффективно противостояли этим новым тенденциям и
влил новые идеи в традиционную школу живописи.
В 1940 году в Федоскинском ремесленном училище открылось отделение
Жостовская роспись для обучения молодых мастеров. Два примечательных Жостово
художники П.Плахов и В.Дюжаев, много лет преподававшие там,
деятельность, которая была ответственна за их появление в качестве оригинальных
мастера.Они воспитали несколько поколений молодых мастеров, которые
по-своему развивали традиции жостовской росписи, и
сами по себе представляли собой два разных, весьма непохожих аспекта
местного ремесла.

Еще один этап в истории Жостово
ремесло началось в 1960-х годах и продолжается по сей день. Преодоление
склонность к станковой живописи и натуральности, подносу
Живопись завоевывает престиж и популярность не только благодаря
крупносерийному выпуску серийных работ, но и благодаря уникальным
предметы, которые все больше привлекали внимание публики на многочисленных выставках
как дома, так и за рубежом. С момента своего возникновения жостовское ремесло
была разработана несколькими поколениями мастеров, сформировавших живописную
династии. Его ведет сегодня семья Беляевых,
Роды Кледов, Антиповых, Савельевых, Гогиных и Вишняковых. Многие из них
присвоено почетное звание Заслуженный артист России,
являются членами Союза художников, награждены медалями
Академии художеств, обладатели дипломов и наград на многочисленных
выставки разного уровня.Их произведения хранятся как национальный
сокровищница и экспонируется крупными национальными музеями.

Постоянно совершенствуя свое мастерство,
Жостовские живописцы дают волю импровизации, демонстрируя
разнообразные стили и техники. Современные жостовские умельцы все чаще
превращая поднос из предмета обихода в произведение искусства, и
декоративная жостовская роспись возведена в ранг самостоятельного
жанр, способный напрямую обращаться к мыслям и чувствам людей. Б. Графов продолжает: «Жостовские подносы все чаще
приобретая значение декоративных предметов, а не просто домашнего обихода
посуды в силу особой важности их росписи. Наш
подносы красивые и со смыслом. На первый взгляд картина
вроде бы доделывает и украшает поднос, но есть еще
к нему, чем кажется на первый взгляд … Присмотритесь, и вы будете очарованы
со смыслом букета…Каждый цветок смотрит на тебя
и что-то сказать вам или напомнить вам о чем-то. Эти
цветы неповторимы и всегда разные, каждый по-своему оригинален
характер, и даже сам художник не сможет произвести
тот самый букет.»
Жостовские подносы из предмета быта превратились в полноценный
декоративные панно в ходе их истории и ремесла
которая служила вспомогательным источником дохода для фермеров, приобрела
статус уникального русского народного творчества.

[PDF] Документ — скачать бесплатно PDF

Скачать документ…

ЖОСТОВСКИЙ ЛАКИРОВАННЫЙ ПОДНОС

Жостовские подносы из черного лакированного металла, расписанные богатым красочным цветочным орнаментом, представляют собой одно из самых известных русских художественных промыслов — жостовскую роспись, получившую развитие в селе Жостово Мытищинского района Московской области.

Ремесло расписных металлических подносов возникло в середине 18 века на Урале, где располагались металлургические заводы Демидовых (Нижний Тагил, Невьянск, Верхнеивинск (ныне Новоуральск), и только в первой половине 19 века подносы стали производиться в деревнях Московской губернии, таких как Жостово, Троицкое, Новосельцево и др.

Вскоре московские кустарные промыслы вырвались вперед. Жостовская роспись во многом обязана лаковой миниатюре Лукутиных на папье-маше, изготовленной в близлежащем Федоскино. В настоящее время производство металлических подносов с лаковой росписью сосредоточено в поселке Жостово Московской области и в Нижнем Тагиле.

Распространенными мотивами жостовской росписи являются букеты и натюрморты, цветочные вазы, гирлянды. По своему назначению подносы можно разделить на две группы: бытовые (подать еду или поставить самовар) и просто для украшения.Подносы могут быть круглой, квадратной, восьмиугольной, овальной, комбинированной и какой-либо другой формы.

Затем жостовские мастера расписывают подносы от руки, без использования трафаретов и образцов, полностью полагаясь на собственную фантазию. Роспись обычно выполняется на черном фоне (иногда это может быть красный, синий, зеленый или серебристый), причем художник работает сразу на нескольких подносах. Т

Орнамент наносится жидким золотом (золотая пудра, разведенная в прозрачном лаке или скипидаре) или белой краской с лаком, напыленным алюминиевой пудрой.

Каждый поднос, созданный на Жостовской мануфактуре декоративно-прикладного искусства, расписан вручную, имеет несколько слоев подлинной жостовской росписи и подписан художником.

Цветы и фрукты — самая естественная тема для жостовского подноса. На заре 19 века некоторые художники путешествовали по другим местам и рисовали цветы, которые привлекли их внимание. Вернувшись домой, они делились набросками с другими художниками. В результате первые жостовские цветы выглядели не совсем реалистично, и для этого места стало традицией рисовать цветы, которые выглядели абсолютно живыми, но мало чем отличались от любого цветка, выращенного на Земле.

фрукты, ягоды и птицы

Жостовские чеканные подносы созданы по старинным традициям ручной ковки. Кованые подносы своей формой, размерами и пропорциями обязаны художественному чутью кузнеца.

Гитарообразные, круглые, восьмиугольные и прямоугольные формы чеканного подноса — то, что Жостово заимствовало из Нижнего Тагила в XIX веке. Жостовские кузнецы усовершенствовали и разнообразили их. Жостовским кузнецам также принадлежит идея резных ручек и плавных изгибов по краю подноса.

Каждый чеканный поднос, изготовленный на Жостовской мануфактуре декоративно-прикладного искусства, имеет свой особый номер. Качество кованого лотка подтверждено сертификатом. В сертификате также указано имя кузнеца, изготовившего поднос и наименование мастера. в первой половине 19 века в нескольких деревнях Московской губернии действовали мастерские по изготовлению расписных лакированных подносов.Жостовская фабрика возникла из мастерской, открытой братьями Вихсняковыми в 1825 году. В 1928 году несколько артелей, созданных на базе мастерских после революции, объединились в одну — Металлоподнос (т. Фабрика декоративной росписи. С 1938 года будущие жостовские подносники проходили стажировку на заводе.

Сегодня жостовскую роспись наносят не только на металл, но и на папье-маше, керамику, стекло и даже кожу.

http://www.zhostovo.ru/

Ростов Финифть – русская эмаль

Испокон веков Ростов Великий славился своей архитектурой, иконописью, фресками и колокольным звоном, а с середины 18 в. здесь процветала эмальерная роспись (финифть). Ростовская финифть — роспись по эмали эмалевыми красками.

Эмаль попала в Древнюю Русь из Византии (вместе с христианством, в 10 веке), поэтому и русское название финифти происходит от греческого finftis, что означает «светлый, сверкающий».Именно сияние, блеск и неувядаемость красок привлекают к финифти: расписные узоры сияют на молочно-белой поверхности эмали, словно сочатся из ее глубины.

Роспись по эмали, как очень сложное декоративно-прикладное искусство, всегда ценилась наравне с драгоценными камнями. Техника финифтя используется для создания украшений, икон, миниатюрных портретов, гербов и другой роскоши. Роспись по эмали отличается буквально вечной чистотой, блеском и прозрачностью красок. Она не подвергается, в отличие от других видов живописи, губительному воздействию света, загрязнений, перепадов влажности и температур.

Что касается росписи по эмали, сравнительно поздней технологии художественной эмали, то она появилась в России в конце XVII века. Эта оригинальная технология была изобретена французским ювелиром Жаном Тутаном в 17 веке. Он изобрел огнеупорные краски, которые наносятся кистью на поверхность эмали, а затем высушиваются и обжигаются для закрепления.

Художественная эмаль во все времена ценилась как драгоценность, а сегодня признана ведущей художественной росписью XXI века.

В 1900 году открылась Ростовская финская школа, начавшая роспись по эмали ювелирных изделий.В 1960 году была основана Ростовская фабрика финифт по производству эмалей ручной росписи. В настоящее время она превратилась в крупное предприятие, продукция которого востребована на международном рынке.

Источники: http://finifty.ru/

Континент Тур — Жостовский завод

 

Село Жостово Московской области — один из самых уважаемых центров русского народного творчества. Он известен своими лакированными подносами, на которых четкие, яркие букеты цветов танцуют на сияющем черном фоне, отображая жизнерадостность и красоту природы.

В искусстве Жостово живет богатая наследственная родная культура. Искусство Жостово зародилось в начале 19 века, когда мастера начали изготавливать различные изделия из лакированного папье-маше. Свою первую мастерскую они открыли в 1825 году, производя: шкатулки, футляры, табакерки и другие изделия. На оригинальных подносах были изображены катание троек, жанровые сцены, пейзажный и растительный орнамент.

Позже мастера обратили внимание на изготовление подносов из металла. Они рисовали реалистичные садовые и полевые цветы в букетах и ​​гирляндах.Однако наиболее популярной стала практика росписи букетов цветов. Очарование искусства Жостово заключается в его честности и непосредственности его художественного содержания. Чтобы понять и оценить искусство, не нужно никаких специальных знаний. Сюжеты художника вызывают чувство прекрасного у каждого, кто на них смотрит. В искусстве Жостово народное творчество сочетается с реалистической цветочной живописью.

Уникальный и красивый стиль живописи, возникший в начале девятнадцатого века, успешно развивается и в наши дни. Под кистями искусных мастеров реалистический сюжет достигает высочайшего качества художественного произведения. Лучшие традиции этого популярного народного творчества сохраняют современные художники Жостово, которым удается соединить традиционные методы с импровизацией и индивидуальным талантом каждого мастера.

В искусстве Жостово нет повторов, каждый поднос имеет неповторимую вариацию цветочной темы в своей живописной, натюрмортной композиции Благодаря творчеству и успехам художников Жостово сегодня демонстрирует свою современность.Под кистью искусных мастеров эта домашняя утварь украсит любой дом.

Сегодня жостовское искусство можно увидеть в домах и музеях по всему миру.

 

 

 

.::Жостово::.

.::Жостово::.

Заготовка расписных металлических подносов началась в середине XVIII века. на Урале, где располагались сталелитейные заводы Демидова (Нижнетагильский, Невьянский, Верхний Нейвинск), и только в первой половине XIX века подносы изготовлялись в деревнях Московской губернии — Жостовской, Троицкой и др. Новосельцевой, вскоре ставшей ведущий Москва-рыбалка.

В настоящее время производство подносов с лаковой росписью сосредоточено в поселке Жостово Московской области и в Нижнем Тагиле. Для изготовления жостовских лотков используется тонкая кровельная сталь: лист штампуется, а затем прокатываются лотки для придания жесткости бортам.

После этого поддоны грунтуют, шлифуют и обмазывают маслом, несколько раз окрашивают обычно в черный цвет с просушкой каждого слоя в печи. Затем мастер вручную расписывал подносы масляными красками без использования трафаретов и узоров, полагаясь на собственную фантазию. Роспись обычно выполняется на черном фоне (иногда красном, синем, зеленом, серебристом) и выполняется мастером на нескольких подносах. Орнаментальный рисунок наносится на «творение» золотом (золотой порошок, разведенный в прозрачном лаке или скипидаре) или гульфарбой (белая краска с лаком), который посыпается алюминиевой пудрой. Основной мотив росписи — простая цветочная букетная композиция, в которой чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. Сначала делается замалевка (основные очертания букета), затем вынашивание: накладываются тени, прописываются светлые места, наносятся толстые мазки, блики, тонкими линиями — прожилки листьев, тычинок, а затем основные цвета, связанные с более мелкими элементами букета. узор трав, стеблей и т. д., последними должны быть нанесены орнаменты, расположенные по бокам (например, уборка). После росписи изделия задние три жостова покрываются прозрачным лаком, высыхающим в печи, с тонкой пудрой и полируются вручную до зеркального блеска.

Общие поводы для росписи жостовских подносов — цветы и натюрморты, цветы, вазы, гирлянды. По назначению подносы делят на две группы: бытовые (под самовар, для подачи пищи) и как украшение. По форме подносы бывают круглыми, восьмиугольными, комбинированными, прямоугольными, овальными и др. В первой половине XIX века мастерские по изготовлению расписных подносов работали в нескольких деревнях Московской губернии: Осташкове, с.

Добавить комментарий